город Москва |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А40-220721/19-139-1957 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Ленэнерго": Шалманова Е.Г. (дов. N 621-19 от 18.12.2019 г.), Целикова Д.В. (дов. N 485-19 от 21.11.2019 г.), Телухиной М.И. (дов. N 486-19 от 21.11.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Лапухина Д.В. (дов. N ИА/101555/19 от 20.11.2019 г.);
от третьего лица Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области: не явились, извещены;
от третьего лица ОАО "ОЭК": Уткина А.В. - не допущен (не представлен оригинал доверенности);
рассмотрев 23 сентября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Ленэнерго"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2020 г.,
по делу N А40-220721/19-139-1957
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным приказа от 22 июля 2019 г. N 986/19,
третьи лица: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области; открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания",
УСТАНОВИЛ: 31 октября 2016 г. Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Лен РТК, регулирующий орган) издан приказ N 101-П "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" (далее - приказ N 101-П), в соответствии с которым прекращено действие индивидуальных тарифов между открытым акционерным общество "Объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "ОЭК") и публичным акционерным обществом энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - ПАО "Ленэнерго", общество, заявитель) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области в связи с несоответствием ОАО "ОЭК" пункту 6 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии).
Не согласившись с указанным приказом, ОАО "ОЭК" обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) с заявлением о его отмене.
По результатам рассмотрения заявления ФАС России был принят приказ от 20 декабря 2016 г. N 1811/16 "Об отсутствии оснований для отмены приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31 октября 2016 г. N 101-п "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-П "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" (далее - приказ N 1811/16).
Указанный приказ был обжалован ОАО "ОЭК" в судебном порядке.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2018 г. по делу N А40-212227/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2018 г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2018 г., решение суда первой инстанции отменено. Приказ ФАС России N 1811/16 признан недействительным. Суд обязал ФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ОЭК".
Во исполнение постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2018 г. по делу N А40-212227/17 ФАС России издан приказ от 22 июля 2019 г. N 986/19 "Об отмене приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31 октября 2016 г. N 101-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" (далее - приказ N 986/19), которым отменен приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31 октября 2016 г. N 101-п "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" (пункт 1 приказа).
Пунктом 2 приказа на Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в срок до 01 октября 2019 г. возложена обязанность устранить нарушение законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики путем установления (цен) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "ОЭК" на основе долгосрочных параметров регулирования, утвержденных Приказом Лен РТК от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год", с учетом выпадающих доходов за период с 01 ноября 2016 г. по момент принятия нового решения Лен РТК. Решение принять в соответствии с выводами, установленными судебными актами по делу N А40-212227/2017, и положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (пункт 2.1 приказ); пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2019 год с учетом исполнения пункта 2.1 приказа (пункт 2.2 приказ).
Пунктом 3 указанного приказа установлен порядок исполнения приказа и уведомления антимонопольного органа о его исполнении.
Считая свои права нарушенными, ПАО "Ленэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным приказа N 986/19.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Ленэнерго" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что антимонопольный орган при принятии оспариваемого приказа вышел за пределы предоставленных ему контрольных полномочий и фактически осуществил полномочия регулирующего органа.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "Ленэнерго" указал на смену наименования на публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (сокращенное наименование - ПАО "Россети Ленэнерго"), поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России против ее удовлетворения возражал.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение N 331).
В соответствии с пунктом 5.3.32 Положения N 331 ФАС России осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении, а также решений об утверждении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации.
Досудебное рассмотрение спора является видом внесудебного урегулирования разногласий в сфере тарифного регулирования, отличного от процедуры рассмотрения заявлений об отмене тарифных решений в области электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, принятых с превышением полномочий и с нарушением законодательства Российской Федерации, предусмотренной Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 г. N 123 (далее - Привила N 123).
Согласно пункту 2 Правил ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителей, поскольку он принят во исполнение судебных актов по делу N А40-212227/2017 и в пределах представленных антимонопольным органом полномочий.
Отклоняя доводы общества о том, что антимонопольный орган при принятии оспариваемого приказа вышел за пределы предоставленных ему контрольных полномочий, суды указали на то, что приказ не содержит конкретных параметров регулирования ОАО "ОЭК" или иных сетевых организаций Ленинградской области, установленных ФАС России, которые необходимо принять Лен РТК при расчете тарифа.
При этом указание ФАС России в приказе на необходимость обществу принятия нового тарифного решения с учетом выпадающих доходов дано в соответствии с Правилами N 123.
Согласно пункту 11 Правил N 123 определение требований к расчету нового тарифа является полномочием ФАС России.
Такие требования устанавливаются исходя из нарушений, допущенных органом регулирования субъекта Российской Федерации, послуживших основанием для отмены принятого им решения.
Судебными актами по делу N А40-212227/17 установлено, что у ЛенРТК не имелось оснований для признания ОАО "ОЭК" не соответствующим статусу территориальных сетевых организаций в связи с владением подстанцией ПС 220 кВт "Ручьи", что и являлось причиной для отмены приказа N 101-п тарифа на передачу электрической энергии для ОАО "ОЭК".
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-212227/17 установлено, что из-за принятия приказа N 101-п у ОАО "ОЭК" могли возникнуть выпадающие доходы, подлежащие возмещению через тарифную выручку.
Судами также указано на то, что выводы, изложенные в письме ФАС России от 09 марта 2016 г. N ВК/15872/16, не могут быть применимы к рассматриваемому делу, поскольку они касаются вопросов установления тарифов для организаций, ранее не соответствующих утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, поскольку при рассмотрении дела N А40-212227/17 суды пришли к выводу о соответствии ОАО "ОЭК" указанным критериям.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2020 г. по делу N А40-220721/19-139-1957 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Досудебное рассмотрение спора является видом внесудебного урегулирования разногласий в сфере тарифного регулирования, отличного от процедуры рассмотрения заявлений об отмене тарифных решений в области электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, принятых с превышением полномочий и с нарушением законодательства Российской Федерации, предусмотренной Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 г. N 123 (далее - Привила N 123).
...
Судами также указано на то, что выводы, изложенные в письме ФАС России от 09 марта 2016 г. N ВК/15872/16, не могут быть применимы к рассматриваемому делу, поскольку они касаются вопросов установления тарифов для организаций, ранее не соответствующих утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, поскольку при рассмотрении дела N А40-212227/17 суды пришли к выводу о соответствии ОАО "ОЭК" указанным критериям."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф05-14729/20 по делу N А40-220721/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14729/20
23.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17150/20
05.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220721/19
30.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220721/19
27.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220721/19