г. Москва |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А40-185973/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 20.07.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Беловой А.Р., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Бейланд" - Лопатина Т.В. доверен. от 09.08.2018
от ГУП города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" - Сергеев К.Ю. доверен. от 30.12.2019 N 21-д/АК
от Департамента строительства города Москвы - Матвеенко Л.В. доверен. от 27.08.2019 N ДС-31-249/19
от Департамента городского имущества города Москвы - Салаватова К.Х. доверен. от 12.05.2020 N 33-Д-795/20
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Департамента строительства города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А40-185973/18
по заявлению ООО "Бейланд"
к 1. ГУП города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы"; 2. Департаменту городского имущества города Москвы; 3. Департаменту строительства города Москвы
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бейланд" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Департаменту имущества города Москвы, ГУП Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы", Департаменту строительства города Москвы с требованиями:
- обязать Департамент городского имущества города Москвы совершить в отношении арендуемого ООО "Бейланд" недвижимого имущества: нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2553; площадью 16,9 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 40, комната 2, гараж-бокс 40; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2587; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 42, комната 4, гараж-бокс 42; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2550; площадью 16,4 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 43, комната 5, гараж-бокс 43; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2581; площадью 16,5 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 44, комната 6, гараж-бокс 44; адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, ул. Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1 (далее - Объект 44); нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2549; площадью 16,5 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 45, комната 7, гараж-бокс 45; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2551; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 46, комната 8, гараж-бокс 46; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2554; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 47, комната 9, гараж-бокс 47, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1, действия, определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно:
- в двухмесячный срок обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости недвижимого имущества: нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2553; площадью 16,9 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 40, комната 2, гараж-бокс 40; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2587; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 42, комната 4, гараж-бокс 42; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2550; площадью 16,4 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 43, комната 5, гараж-бокс 43; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2581; площадью 16,5 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 44, комната 6, гараж-бокс 44; адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, ул. Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1 (далее - Объект 44); нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2549; площадью 16,5 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 45, комната 7, гараж-бокс 45; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2551; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 46, комната 8, гараж-бокс 46; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2554; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 47, комната 9, гараж-бокс 47, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1;
- в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке принять решение об условиях приватизации ООО "Бейланд" недвижимого имущества: нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2553; площадью 16,9 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 40, комната 2, гараж-бокс 40; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2587; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 42, комната 4, гараж-бокс 42; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2550; площадью 16,4 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 43, комната 5, гараж-бокс 43; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2581; площадью 16,5 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 44, комната 6, гараж-бокс 44; адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, ул. Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1 (далее - Объект 44); нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2549; площадью 16,5 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 45, комната 7, гараж-бокс 45; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2551; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 46, комната 8, гараж-бокс 46; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2554; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 47, комната 9, гараж-бокс 47, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1;
- в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации направить ООО "Бейланд" проект договора купли-продажи недвижимого имущества: нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2553; площадью 16,9 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 40, комната 2, гараж-бокс 40; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2587; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 42, комната 4, гараж-бокс 42; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2550; площадью 16,4 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 43, комната 5, гараж-бокс 43; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2581; площадью 16,5 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 44, комната 6, гараж-бокс 44; адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, ул. Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1 (далее - Объект 44); нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2549; площадью 16,5 м2; Назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 45, комната 7, гараж-бокс 45; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2551; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 46, комната 8, гараж-бокс 46; нежилого помещения кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2554; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 47, комната 9, гараж-бокс 47, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1.
Определением от 07.11.2018 Арбитражного суда города Москвы к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора привлечено Государственное унитарное предприятие города Москвы "М.Прогресс" (далее - ГУП "М.Прогресс"),
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019 по делу N А40-185973/18 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент строительства города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Московского округа.
Департамент строительства города Москвы в жалобе просит решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А40-185973/18 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель - Департамент строительства города Москвы ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не приняли во внимание, что общество знало о передаче спорных боксов в хозяйственное ведение еще с 2015 года, распоряжение от 11.07.2011 N 1663-р обществом в судебном порядке не оспорено, суды пришли к неверному выводу о передаче боксов в целях воспрепятствования обществу в реализации его преимущественного права на выкуп, преимущественное право, предоставленное ст. 3 ФЗ N 159-ФЗ не является абсолютным, суды необоснованно отказали в применении пропуска срока, установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ, кроме того, приобретение обществом имущества в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ не соответствует цели и порядку реализации имущества ликвидируемого предприятия, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
Департамент городского имущества города Москвы в жалобе просит решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А40-185973/18 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель - Департамент городского имущества города Москвы ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли, что спорное имущество не может быть приватизировано в порядке, предусмотренном ч.2 ст. 9 Закона N 159-ФЗ, распоряжение о передаче имущества в хозяйственное ведение обществом не оспорено, с заявлением о выкупе общество обратился по истечении почти 5 лет с даты издания распоряжения, истец злоупотребляет своими права, суды пришли к неверному выводу о воспрепятствовании обществу в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, суды пришли к неверному выводу о том, что закрепление помещений было произведено без прекращения арендных отношений с обществом и, как следствие, без изъятия этих гаражных боксов из владения и пользования общества и без фактической передачи их ГУП ДГС, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационных жалоб заявители поддержали доводы, изложенные в жалобах, просили решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А40-185973/18 отменить.
Истец доводы кассационной жалобы отклонил, просил судебные акты оставить в силе.
ГУП города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" доводы кассационных жалоб поддержало.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судами, истец на основании заключенных с Департаментом городского имущества города Москвы договоров на аренду нежилого фонда, находящегося в собственности Москвы: N 011-7-753 от 28.11.2002; N 011-7-754 от 28.11.2002; N 011-7-756 от 28.11.2002; N 011-7-757 от 28.11.2002; N 011-7-758 от 28.11.2002; N 7-759 от 28.11.2002; N 011-7-760 от 28.11.2002, зарегистрированных в установленном порядке, является арендатором гаражных боксов по адресу: улица Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1, а именно: по договору аренды N 7-759 от 28.11.2002 - гаражный бокс N 40 (нежилое помещение кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2553; площадью 16,9 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 40, комната 2); по договору аренды N 011-7-756 от 28.11.2002 - гаражный бокс N 42 (нежилое помещение кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2587; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 42, комната 4); по договору аренды N 011-7-754 от 28.11.2002 - гаражный бокс N 43 (нежилое помещение кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2550; площадью 16,4 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 43, комната 5, гараж-бокс 43); по договору аренды N 011-7-758 от 28.11.2002 - гаражный бокс N 44 (нежилое помещение кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2581; площадью 16,5 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 44, комната 6, гараж-бокс 44); по договору аренды N 011-7753 от 28.11.2002 - гаражный бокс N 45 (нежилое помещение кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2549; площадью 16,5 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 45, комната 7, гараж-бокс 45); по договору аренды N 011-7-757 от 28.11.2002 - гаражный бокс N 46 (нежилое помещение кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2551; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 46, комната 8, гараж-бокс 46); по договору аренды N 011-7-760 от 28.11.2002 - гаражный бокс N 47 (нежилое помещение кадастровый (или условный) номер 77:06:0002010:2554; площадью 16,7 м2; назначение: нежилое, гараж; особые отметки: этаж 1, помещение 47, комната 9, гараж-бокс 47).
По истечении срока действия вышеуказанных договоров ООО "Бейланд" продолжало пользоваться гаражными боксами при отсутствии возражений со стороны ДГИ, что в соответствии с пунктом 2.3 договоров аренды и пунктом 2 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации означало возобновление после 30.04.2006 договоров аренды на неопределенный срок.
На основании распоряжения от 11.07.2011 N 1663-р Департамента городского имущества города Москвы арендуемые обществом гаражные боксы были закреплены за ГУП "ДГС" на праве хозяйственного ведения.
При этом, такое закрепление было произведено без прекращения арендных отношений с обществом и без изъятия этих гаражных боксов из владения и пользования общества и без фактической передачи их ГУП ДГС.
Вместе с тем, общество с 2008 года является субъектом малого и среднего предпринимательства - реестровый номер 7704-276663.
В период 2016 - 2018 годы ООО "Бейланд" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", неоднократно обращалось в Департамент и к ГУП "ДГС" с заявлениями о реализации преимущественного права на приобретение находящихся у него в аренде гаражных боксов (письма N 24 от 21.04.2016, N 23 от 21.04.2016, заявление N 01 от 12.01.2017, письма N 17 от 29.10.2017, N 17 от 15.12.2017, N 3 от 08.02.2018, N 05 от 05.03.2018, N 08 от 24.04.2018.
Вместе с тем, 31.05.2016 Департамент письмом N ДГИ-1-39110/16-1 сообщил ООО "Бейланд" о невозможности реализации преимущественного права на приобретение арендуемых обществом гаражных боксов ввиду того, что они закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП "ДГС".
В свою очередь ГУП "ДГС" письмом N АМ-3344/6 от 30.05.2016 сообщило обществу о невозможности отчуждения имущества в связи с отсутствием согласия собственника имущества.
28.03.2017 ГУП "ДГС" письмом N АМ-1455/7 предложило обществу подтвердить намерение реализации преимущественного права в соответствии положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и направить ГУП "ДГС" банковские реквизиты ООО "Бейланд" и документы, удостоверяющие полномочия лица, должного подписать договор купли-продажи гаражных боксов.
06.04.2017 общество письмом N 07 подтвердило ГУП "ДГС" свое намерение приобрести гаражи в порядке реализации преимущественного права в соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и сообщило банковские реквизиты.
16.05.2017 ГУП "ДГС" письмом N АМ-2453/7 сообщило обществу о том, что его заявление о выкупе гаражей в соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ рассмотрено и ожидается отчет об оценке.
Поскольку ГУП "ДГС" дальнейших шагов не предприняло, общество направило в адрес Департамента письмо N 09 от 25.04.2018 в связи с выкупом им гаражей в соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
24.05.2018 Департамент письмом N ДГИ-1-32761/18-1 сообщил обществу о готовности рассмотреть вопрос содействия согласования сделки по реализации гаражей, но для этого ГУП "ДГС" должно в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 540-ПП от 29.06.2010 обратиться в Департамент, предоставив согласие Департамента строительства, в ведении которого находится ГУП "ДГС".
08.05.2018 ГУП "ДГС" письмом N АМ-2821/8 сообщило обществу о проведении оценки гаражей, информации о выкупной стоимости не предоставило, и указало, что Департамент строительства отказал Дирекции в согласовании продажи гаражей в рассрочку на пять лет.
16.05.2018 общество направило в адрес ГУП "ДГС" письмом N 07, в котором сообщило о готовности выкупить гаражи в соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ без рассрочки, а также просило сообщить цену и условия такого выкупа.
13.06.2018 ГУП "ДГС" письмом N АМ-3706/8 сообщило обществу об отказе Департамента строительства в согласовании продажи гаражей без рассрочки и, в принципе, отказал в согласовании продажи гаражей в связи с передачей всех объектов из хозяйственного ведения Дирекции в оперативное управление ГБУ "Жилищник" районов города Москвы.
Полагая, что данные действия пропитывают обществу в реализации права на приобретение указанных гаражных боксов, последний обратился в суд с требованиями о возложении на ГУП "ДГС", Департамент городского имущества города Москвы и Департамент строительства обязанности по совершению действий необходимых для реализации преимущественного права выкупа.
В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Условия и порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества предусмотрен Федеральным законом N 159-ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
На основании положений части 2 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 этого Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, и при получении такого заявления уполномоченные органы обязаны совершить предусмотренные ч. 3 ст. 9 указанного Федерального закона действия, а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принять решение об условиях его приватизации в двухнедельный срок с даты принятия отчета оценки, направить обществу проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях его приватизации.
При этом, в п. 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, по смыслу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ право на приобретение не может быть реализовано в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в связи с изданием Департаментом распоряжения от 15.08.2018 N 26835 "О дальнейшем использовании объектов нежилого фонда, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шверника, д. 2, корп. 2 стр. 1" и передачей в хозяйственное ведение ГУП "М.Прогресс" гаражных боксов после возбуждения Арбитражным судом города Москвы настоящего дела N А40-185973/2018-92-2139, ООО "Бейланд" обратилось в Арбитражный суд года Москвы с самостоятельным заявлением об оспаривании указанного распоряжения, принятым к рассмотрению в рамках дела N А40-239917/18-139-2500.
До разрешения дела N А40-239917/18-139-2500 и вступления в законную силу судебного акта по указанному делу производство по настоящему делу N А40-185973/2018-92-2139 было приостановлено.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2018 по делу N А40-239917/18, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.07.2019, распоряжение Департамента от 15.08.2018 N 26835 "О дальнейшем использовании объектов нежилого фонда, расположенных по адресу: Город Москва, улица Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1", на основании которого гаражные боксы закреплены за ГУП "М.Прогресс", признано недействительным.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления заключить договор купли-продажи с субъектом малого и среднего предпринимательства в отношении арендуемого объекта муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ для унитарного предприятия не установлено обязанности по заключению договора купли-продажи. Следовательно, унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, исключительно по своей инициативе с соблюдением установленных для этого требований.
Разъясняя применение указанной нормы, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Информационного письма N 134 указал, что по смыслу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ право на приобретение не может быть реализовано в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Следовательно, передача после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в хозяйственное ведение унитарному предприятию имущества, арендуемого субъектом малого или среднего предпринимательства, исключает реализацию арендатором преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, то есть противоречит целям и задачам Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ по созданию благоприятных условий в поддержку деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 Информационного письма N 134, суд может признать наличие у арендатора права на приобретение в том случае, если после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом преимущественного приобретения имущества на основании положений Закона N 159-ФЗ, определен исчерпывающим образом. В связи с этим субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования не могут своими нормативно-правовыми актами или действиями устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации такого права.
Таким образом, передача после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в хозяйственное ведение унитарному предприятию имущества, арендуемого субъектом малого или среднего предпринимательства квалифицируется как действие, имеющие своей целью воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на выкуп арендованного имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ, со ссылкой на статью 10 ГК РФ, не допускающей действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В таких случаях передача спорного имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия не может служить основанием для отказа в его выкупе в порядке Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ.
Судами установлено, что право хозяйственного ведения возникло у ГУП "ДГС" в 2011 году, то есть после 01.01.2009 (вступления Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в силу), после 10 лет непрерывной аренды ООО "Бейланд" гаражей, а также без фактического изъятия гаражей из владения и пользования ООО "Бейланд" и без фактической их передачи ГУП "ДГС" для ведения уставной деятельности.
При этом, суды признали действия Департамента по передаче после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ гаражей в хозяйственное ведение ГУП "ДГС" исключающими реализацию ООО "Бейланд", как арендатором, преимущественного права на выкуп на предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ условиях, т.е. действиями, имеющими своей целью воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на выкуп арендованного имущества согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о том, что передача в 2011 году гаражей в хозяйственное ведение ГУП "ДГС" не может служить основанием для отказа ООО "Бейланд" в выкупе гаражей в порядке Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
При этом, суды правомерно указали на то, что не имеет значения, оспаривало ООО "Бейланд" или нет распоряжение Департамента от 11.07.2011 N 1663-р о передаче гаражей в хозяйственное ведение ГУП "ДГС", поскольку при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Суды правомерно указали, что распоряжение Департамента от 11.07.2011 N 1663-р о передаче гаражей в хозяйственное ведение ГУП "ДГС" было издано без учета положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и после его вступления в силу.
Более того, суды отметили, что гаражные боксы в настоящий момент находятся в аренде у ООО "Бейланд" на протяжении уже 17 лет и никогда не выбывали из владения общества, тогда как право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества.
Вместе с тем, закрепление гаражных боксов в хозяйственное ведение ГУП "ДГС" и ГУП "М.Прогресс" было произведено без фактического изъятия этих гаражных боксов из владения и пользования ООО "Бейланд".
Суды правомерно, с учетом положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, признали совершение Департаментом действий, направленных на воспрепятствование обществу в реализации имеющегося у него преимущественного права на выкуп арендуемого им помещения (гаражных боксов), злоупотреблением правом.
Кроме того, суды установив, что ООО "Бейланд" соответствует критериям, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ и у него в силу положений названного Закона возникло право преимущественного выкупа арендуемых гаражных боксов, то при отсутствии иных оснований к отказу, пришли к верному выводу о том, что отсутствие одобрения Департамента строительства не может являться основанием к отказу обществу в выкупе арендуемых гаражей.
Отклоняя доводы о регистрации в настоящий момент за ГУП "М.Прогресс" права хозяйственного ведения на гаражные боксы, суды исходили из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2018 по делу N А40-239917/18 распоряжение ДГИ от 15.08.2018 N 26835 "О дальнейшем использовании объектов нежилого фонда, расположенных по адресу: Город Москва, улица Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1" признано недействительным.
Таким образом право хозяйственного ведения ГУП "М.Прогресс" на гаражные боксы является недействительным (отсутствующим) и не препятствует реализации ООО "Бейланд" права на приобретение гаражей у ДГИ.
Более того, суды отметили, что в настоящий момент гаражные боксы не зарегистрированы в ЕГРН на праве хозяйственного ведения за ГУП "ДГС", которое находится в стадии ликвидации, а распоряжение ДГИ от 15.08.2018 N 26835 "О дальнейшем использовании объектов нежилого фонда, расположенных по адресу: Город Москва, улица Шверника, д. 2, корп. 2, стр. 1" признано недействительным.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований, установив, что до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ арендуемые ООО "Бейланд" гаражи не принадлежали на праве хозяйственного ведения какому-либо унитарному муниципальному предприятию, ограничения для реализации ООО "Бейланд" права на приобретение гаражей отсутствуют.
Кроме того, отклоняя доводы Департамента строительства на пропуск процессуальных сроков и на то, что преимущественное право было утрачено обществом по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 9 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, суды правомерно исходили из того, что ни Департамент, ни ГУП "ДГС" не направляли в адрес общества ни отказ, ни проект договора купли-продажи спорных гаражных боксов.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка и они правомерно отклонены.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб, по которым они не согласны с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А40-185973/18 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2020 г. N Ф05-3622/20 по делу N А40-185973/2018
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3622/20
02.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77687/20
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3622/20
26.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62721/19
30.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-185973/18
22.10.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-185973/18