г. Москва |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А41-51320/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Стрельникова А.И.,
судей Дзюбы Д.И., Нечаева С.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Санинский В.А., дов. N 81 от 29.05.2020 г.;
от ответчика: Кузнецов А.С., дов. от 09.01.2020 г.,
рассмотрев 13 июля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный
комплекс жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 24 января 2020 года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 23 марта 2020 года
по иску МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный
комплекс жилищно-коммунального хозяйства"
к ООО "УК Креатив "Солнечногорск"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" обратилось с исковым заявлением к ООО "УК Креатив "Солнечногорск" о взыскании задолженности в сумме 1.372.629,31 руб. за период с 01.10.2018 по 30.11.2018 по договору теплоснабжения N 571 от 24.08.2016, неустойки, начисленной за период с 16.11.2018 по 14.01.2020 в размере 262.769,37 руб., а также неустойки, начисленной за период с 15.01.2020 по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 января 2020 года исковые требования были удовлетворены в части взыскания 937.384,17 руб. задолженности, 162.501,25 руб. неустойки, а также неустойки за период с 15.01.2020 по день фактической оплаты, а в удовлетворении остальной части требований было отказано (т.4, л.д. 141-146).
Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2020 года указанное решение было оставлено без изменения (т.5, л.д. 44-52).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить(в обжалуемой части) и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал, в том числе и по мотивам, изложенным в отзыве.
В приобщении к материалам дела поступивших от истца письменных пояснений судебной коллегией было отказано, поскольку письменные пояснения к кассационной жалобе законом не предусмотрены.
Кроме того, было отказано в приобщении возражений ответчика на письменные пояснения к кассационной жалобе истца, поскольку указанные возражения не предусмотрены статьей 286 АПК РФ и выходят за пределы полномочий кассационной инстанции. Более того, сами письменные пояснения к материалам дела также не были приобщены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ответчик является управляющей компанией - исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунальных ресурсов, осуществляющей управление многоквартирными домами в г. Солнечногорске Московской области, а именно: мкрн. Рекинцо, д. 4, д. 16, 27, ул. Лесная, д. 10, ул. Советская, д. 1, д. 4, ул. Красная, д., 107, 180, Тельнова, д. 14, ул. 2-я Володарская, д. 6, ул. Почтовая, д. 29, 31, ул. Набережная, д. 15, ул. Центральная, д. 11. Между истцом (РСО) и ответчиком (исполнитель) 24.08.2016 был заключен договор теплоснабжения N 571, в соответствии с пунктом 1.1 которого истец обязался подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для передачи конечному потребителю на объект (объекты) жилого фонда (МКД), находящегося под управлением исполнителя, а исполнитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный в тепловую сеть теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором. Согласно пункту 1.2 договора, договорный объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя определяется исходя из заявленного исполнителем объема и пропускной способности трубопроводов тепловых сетей (приложение N 1 к договору). В соответствии с пунктом 3.1 договора, исполнитель обязался оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии и невозвращенный теплоноситель в соответствии с разделом 7 договора. Согласно пункту 5.4 договора, учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителя и контроль за соблюдением договорных объемов осуществляется по приборам учета исполнителя (при их наличии) или расчетным методом в соответствии с приложением N 1 к договору. В случае отсутствия прибора учета определение количества поставленных тепловой энергии и теплоносителя производится на основании пункта 54 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (пункт 5.5 договора). В силу пункта 7.3.1 договора, оплата за фактически потребленную в расчетном периоде тепловую энергию осуществляется до 15-го числа месяца следующего за расчетным, за который осуществляется оплата. Как указал истец, ответчиком обязательства по оплате за период с 01.10.2018 по 30.11.2018 надлежащим образом не были выполнены, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 1.372.629,31 руб. Направленная в адрес ответчика претензия с требованием о погашении задолженности была оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском, который был удовлетворен частично, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах исходил из следующего.
Так, согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры тепло-снабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения. Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Подобные отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). На основании статей 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения принятых на себя обязательств не допускается.
Как следует из пояснений истца, на территории Солнечногорского муниципального района Московской области применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению по состоянию на 30.06.2012 в размере 0,016 Гкал/кв. м. в месяц на календарный год, а не на отопительный период. Поскольку норматив в размере 0,016 Гкал/кв. м был определен на календарный год, а не на отопительный период, то коэффициент периодичности внесения платы при способе оплаты равномерно в течение года будет равен 1 (12/12), а при оплате тепловой энергии в отопительный период 12/7. Истцом был произведен расчет начисления платы за тепловую энергию исходя из годового норматива потребления (0,016 Гкал/кв.м.
12 месяцев = 0,192 Гкал/кв.м в год): при условии расчета по договору между сторонами в течение 7 отопительных месяцев исходя из 0, 027 Гкал./кв.м. (0,192 Гкал/кв.м. / 7 месяцев = 0,027 Гкал/кв.м.) в отопительный месяц, при условии расчета по договору между сторонами в течение календарного года равномерно в течение 12 месяцев - исходя из установленного законом месячного норматива 0,016 Гкал/кв. м. в месяц, при наличии прибора учета
по показаниям приборов, переданных ответчиком. Таким образом, согласно расчету истца, начисление платы за отопление после завершения отопительного сезона производится по 1/12, исходя из норматива потребления услуги 0,016, Гкал/ кв.м в отношении следующих адресов: ул. 2-я Володарская, д. 6, ул. Набережная, д. 15, ул. Почтовая, д. 31 (дома, не оборудованные приборами учета).
При этом пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год до 01 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в целях определения платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в необорудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением. В соответствии с пунктом 1(1), органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение, указанное в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления, в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012 установлено, что "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей: б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, суд в обжалуемых актах правильно отметил, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации были наделены правом принять решение о применении нормативов установленных до 30.06.2012 и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Министерством строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области было вынесено распоряжение N 33 от 12.09.2012, которым было установлено, что управляющим и ресурсоснабжающим организациям следует применять порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы на коммунальные услуги, действовавшие по состоянию на 30.06.2012. Так, норматив для услуги отопления, на момент издания указанного распоряжения был установлен постановлением Администрации Солнечногорского района Московской области N 115 от 01.02.2000 (то есть до 30.06.2012). Указанный нормативный акт был принят до издания постановления Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 и, следовательно, рассчитывался отличным от указываемого истцом способом.
При этом суд в обжалуемых актах обоснованно указал, что отмена распоряжения Министерства строительного комплекса N 33 от 13.09.2012 года не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора. Издание распоряжения Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 33 от 12.09.2012 было обусловлено обязанностью принять решение о дальнейшем методе расчета платы по услуге отопление в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012. Согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 в части правил расчета размера платы за отопление размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяется по формуле 2: Pi = Si x NT x TT, где: 8 А41-51320/19 Si - общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2(1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(1): Pi = Si x (NT x K) x TT, где: Si - общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году; TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2(2). В случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i- м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4). Таким образом, в зависимости от количества месяцев, за который производится расчет по услуге отопление, применяется либо формула "Площадь*Норматив*Тариф", либо "Площадь *Норматив*7/ 12*Тариф".
При изложенных обстоятельствах, суд в обжалуемых актах, по мнению кассационной коллегии, пришел к правильному выводу, что расчет норматива на отопление в отношении 12 календарных месяцев является неверным, поскольку применение коэффициента 12/7 законодательством не было предусмотрено. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ). Согласно абзацу второму пункта 13 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Согласно пункту 42 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Из вышеназванного следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и(или) общедомовых приборов учета, и только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, исходя из вышеназванных норм при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил N 354, в том числе в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "б"), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Таким образом, суд в решении и постановлении правильно указал, что определение объема отпущенного ресурса конкретному потребителю зависит от тех показаний, которые любым способом передает потребитель.
В соответствии с абзацем 2 пункта 42(1) Правил N 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Как следует из материалов дела, многоквартирные жилые дома в зависимости от типа системы горячего водоснабжения на 01.01.2018 имеют следующую характеристику: приборы учета на входе в дом (ОДПУ) были установлены по следующим адресам: г. Солнечногорск, ул. Красная, д. 107 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Красная, д. 180 (централизованная открытая система ГВС), ул. Лесная, д. 10 (централизованная открытая система ГВС), ул. Почтовая, д. 29 (централизованная открытая система ГВС), мкр.Рекинцо, д. 27 (централизованная открытая система ГВС), мкрн. Рекинцо, д.4, ул. Советская, д. 4. В многоквартирных домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии на нужды отопления, приборы учета были работоспособны в период с 01.01.2018 по 30.11.2018. Приборы учета отсутствуют по следующим адресам: ул. 2-я Володарская, д. 6 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Набережная, д. 15 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Почтовая, д. 31 (централизованная открытая система ГВС), мкр. Рекинцо, д. 16 (централизованная открытая система ГВС), ул. Советская, д. 1 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Тельнова, д. 14 (централизованная открытая система ГВС), ул. Центральная, д. 11 (централизованная закрытая система ГВС). Ответчик ежемесячно, начиная с 01.01.2018, передавал показания в адрес истца совместно с сопроводительными письмами, что не оспаривается истцом. В соответствии с указанными ведомостями приборов учета, ответчик произвел расчет среднемесячного потребления тепловой энергии на нужды отопления. Таким образом, при отсутствии показаний приборов учета по вышеуказанным многоквартирным домам, ответчик произвел расчет фактического потребления тепловой энергии, руководствуясь среднемесячными объемами, в соответствии с пунктом 59 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
В отношении домов, не оборудованных приборами учета, ответчик производил расчет в соответствии с пунктом 42(1) постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, постановлением Администрации Солнечногорского района от 26.05.2015 N 1579 и площадями многоквартирных домов. Расчет стоимости был произведен в соответствии с пунктом 42 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 или по показаниям ОДПУ или исходя из объема потребления по показаниям индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения (ИПУ), установленных у жителей и нормативов для услуги горячего водоснабжения и количества зарегистрированных граждан в квартирах, не оборудованных ИПУ, в случае отсутствия ОДПУ на многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного, суд в обжалуемых актах правомерно принял контррасчет ответчика, согласно которому стоимость фактического потребления горячего водоснабжения по договору теплоснабжения N 571 от 24.08.16 за период с 01.10.18 по 30.11.2018 составила 937.384,17 руб., с чем в настоящее время согласна и кассационная коллегия.
Кроме того, истцом были заявлены требования о взыскании неустойки, начисленной за период с 16.11.2018 по 14.01.2020 в размере 262.769,37 руб., а также неустойки, предусмотренной частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 15.01.2020 по день фактической оплаты. В силу статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. При этом неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Согласно пункту 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Ответчик представил контррасчет начисления неустойки, исходя из периода начисления неустойки с 16.11.2018 по 22.01.2020 и ставки Банка России - 6,5 %. В соответствии с разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в Обзоре судебной практики N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (ответ на вопрос N 3) размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Банка России (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.
Таким образом, с учетом частичного удовлетворения требования о взыскании основного долга, то суд судом в обжалуемых актах с учетом контррасчета ответчика правильно произвел расчет неустойки на указанную сумму за заявленный в уточненном иске период с 16.11.2018 по 14.01.2020 с применением ключевой ставки Банка России - 6,25 % (на день вынесения решения), в результате чего размер подлежащей взысканию с ответчика нестойки составил - 162.501,24 руб.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (пункты 48, 65), по смыслу статей 330, 395, 809 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства. При указанных обстоятельствах суд в решении и постановлении, по мнению кассационной коллегии, правильно удовлетворил требования истца в части взыскания неустойки лишь в сумме 162.501,25 руб., начисленной за период с 16.11.2018 по 14.01.2020, а также неустойки за период с 15.01.2020 по день фактической оплаты.
Довод истца о том, что норматив для услуги отопления устанавливался постановлением Администрации Солнечногорского района от 24.11.2009 N 3028, по мнению кассационной коллегии, является необоснованным и был правомерно отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку Постановление Администрации Солнечногорского района от 24.11.2009 N 3028 содержит регулирование стоимости в отношении каждой из коммунальных услуг для конкретных ресурсоснабжающих организаций, среди которых, отсутствует МУП Солнечногорского муниципального района "Имущественный комплекс жилищнокоммунального хозяйства", а также в нем отсутствует упоминание об установлении нормативов в отношении каких-либо услуг.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Главы Солнечногорского Муниципального района Московской области от 30.11.2010 N 3362, указанное истцом постановление Главы Солнечногорского муниципального района N 3028 от 24.11.2009 утратило силу. Таким образом, указанное постановление действовало в период с 1 января 2010 года по 30 ноября 2010 года, нормативы же устанавливаются на более длительный период, так как их установление предполагает анализ и обобщение огромных массивов данных, таких как - площади жилых зданий, характеристики их теплопотребления, статистику температурных режимов и других данных. Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно отклонил довод истца о том, что к моменту издания Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 действовало постановление Администрации Солнечногорского района N 3028 от 24.11.2009. Так, к моменту вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012 указанное постановление Администрации Солнечногорского района было отменено постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области N 3362 от 30.11.2010. В соответствии с пунктом 1 указанного постановления установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей: б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, как было указано выше, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принять решение о применении нормативов, установленных до 30.06.2012, и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Указанное решение Московская область как субъект Российской Федерации, приняла издав распоряжение Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 33 от 12.09.2012, в пункте 1 которого установило управляющим и ресурсоснабжающим организациям применять порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы на коммунальные услуги, действовавшие по состоянию на 30.06.2012. При этом норматив для услуги отопления, на момент издания указанного распоряжения был установлен постановлением Администрации Солнечногорского района N115 от 01.02.2000. Указанный нормативный акт был принят до издания постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. В соответствии с пунктом 1 приложения N 5 к постановлению администрации Солнечногорского района N 115 от 01.02.2000 норматив для услуги отопления был рассчитан как норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 0,016 Гкал, в соответствии с действующим на тот период приказом Комитета Российской Федерации по Муниципальному хозяйству N 60 от 22.11.1993 "Об утверждении "Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг". В соответствии с пунктом 4.1 указанного Приказа, определение нормативов теплопотребления включает расчет количества теплоэнергии, необходимого для отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда. При этом уровень норматива должен обеспечивать нормальный температурный режим различных помещений внутри жилых домов и санитарно-гигиенические потребности населения. Поэтому понятие норматива теплопотребления как минимального уровня расхода теплоэнергии на нужды, например, отопления означает, что этот норматив соотнесен с минимальной нормой жилищной обеспеченности, установленной для целей выделения субсидий, без ущемления интересов потребителей.
Таким образом, суд правильно указал, что постановлением Администрации Солнечногорского района N 115 от 01.02.2000 был установлен объем тепловой энергии, поставляемый в отопительный период.
При этом довод истца о том, что стороны по договору якобы вправе согласовывать объем поставки тепловой энергии по договору теплоснабжения также был судом апелляционной инстанции обосновано отклонен, исходя из следующего.
Так, в соответствии с постановлением Администрации Солнечногорского района N 660 от 25.04.2019, отопительный период заканчивается 26.04.2019, а именно - в пункте 1.1 и 1.2 - ресурсоснабжающим организациям предписано, начиная с 26.04.2019 обеспечить отключение систем отопления. Таким образом, согласованный, по мнению истца, годовой отпуск тепловой энергии противоречит фактическим обстоятельства теплоснабжения и нормам действующего законодательства. Кроме того, утверждение истца о том, что стороны при заключении договора свободны в выборе его условий и ценовой политики, правильно было отклонено в постановлении, поскольку стороны договора энергоснабжения не вправе согласовывать условия, отличные от установленных законодательством (пункт 4 статьи 421, статьи 422 и 426 ГК РФ). Более того, ответчик обладает статусом исполнителя коммунальных услуг, а действующий договор является публичным, и, следовательно, должен соответствовать требованиям закона, а прекращение поставки тепловой энергии в неотопительный период урегулировано Правилами N 354.
Таким образом, кассационная коллегия считает, что суд первой и апелляционной инстанций установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд в решении и постановлении обоснованно указал о правомерности заявленных исковых требований в части, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция. При этом иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки. При таких обстоятельствах, кассационная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 января 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2020 года по делу N А41-51320/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 Постановления Главы Солнечногорского Муниципального района Московской области от 30.11.2010 N 3362, указанное истцом постановление Главы Солнечногорского муниципального района N 3028 от 24.11.2009 утратило силу. Таким образом, указанное постановление действовало в период с 1 января 2010 года по 30 ноября 2010 года, нормативы же устанавливаются на более длительный период, так как их установление предполагает анализ и обобщение огромных массивов данных, таких как - площади жилых зданий, характеристики их теплопотребления, статистику температурных режимов и других данных. Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно отклонил довод истца о том, что к моменту издания Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 действовало постановление Администрации Солнечногорского района N 3028 от 24.11.2009. Так, к моменту вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012 указанное постановление Администрации Солнечногорского района было отменено постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области N 3362 от 30.11.2010. В соответствии с пунктом 1 указанного постановления установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей: б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, как было указано выше, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принять решение о применении нормативов, установленных до 30.06.2012, и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Указанное решение Московская область как субъект Российской Федерации, приняла издав распоряжение Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 33 от 12.09.2012, в пункте 1 которого установило управляющим и ресурсоснабжающим организациям применять порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы на коммунальные услуги, действовавшие по состоянию на 30.06.2012. При этом норматив для услуги отопления, на момент издания указанного распоряжения был установлен постановлением Администрации Солнечногорского района N115 от 01.02.2000. Указанный нормативный акт был принят до издания постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. В соответствии с пунктом 1 приложения N 5 к постановлению администрации Солнечногорского района N 115 от 01.02.2000 норматив для услуги отопления был рассчитан как норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 0,016 Гкал, в соответствии с действующим на тот период приказом Комитета Российской Федерации по Муниципальному хозяйству N 60 от 22.11.1993 "Об утверждении "Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг". В соответствии с пунктом 4.1 указанного Приказа, определение нормативов теплопотребления включает расчет количества теплоэнергии, необходимого для отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда. При этом уровень норматива должен обеспечивать нормальный температурный режим различных помещений внутри жилых домов и санитарно-гигиенические потребности населения. Поэтому понятие норматива теплопотребления как минимального уровня расхода теплоэнергии на нужды, например, отопления означает, что этот норматив соотнесен с минимальной нормой жилищной обеспеченности, установленной для целей выделения субсидий, без ущемления интересов потребителей.
Таким образом, суд правильно указал, что постановлением Администрации Солнечногорского района N 115 от 01.02.2000 был установлен объем тепловой энергии, поставляемый в отопительный период.
При этом довод истца о том, что стороны по договору якобы вправе согласовывать объем поставки тепловой энергии по договору теплоснабжения также был судом апелляционной инстанции обосновано отклонен, исходя из следующего.
Так, в соответствии с постановлением Администрации Солнечногорского района N 660 от 25.04.2019, отопительный период заканчивается 26.04.2019, а именно - в пункте 1.1 и 1.2 - ресурсоснабжающим организациям предписано, начиная с 26.04.2019 обеспечить отключение систем отопления. Таким образом, согласованный, по мнению истца, годовой отпуск тепловой энергии противоречит фактическим обстоятельства теплоснабжения и нормам действующего законодательства. Кроме того, утверждение истца о том, что стороны при заключении договора свободны в выборе его условий и ценовой политики, правильно было отклонено в постановлении, поскольку стороны договора энергоснабжения не вправе согласовывать условия, отличные от установленных законодательством (пункт 4 статьи 421, статьи 422 и 426 ГК РФ). Более того, ответчик обладает статусом исполнителя коммунальных услуг, а действующий договор является публичным, и, следовательно, должен соответствовать требованиям закона, а прекращение поставки тепловой энергии в неотопительный период урегулировано Правилами N 354."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2020 г. N Ф05-9962/20 по делу N А41-51320/2019