г. Москва |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А40-110820/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 20.07.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества "Газпром нефть" - Дейнега Н.Н. (представителя по доверенности от 25.10.2018),
от Центральной энергетической таможни - Соломиной Н.В. (представителя по доверенности от 27.12.2019), Шахназарян Л.Ф. (представителя по доверенности от 11.11.2019),
от общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Ангара" - Наконечного Л.А. (представителя по доверенности от 13.05.2019),
от Министерства финансов Российской Федерации - Лобовой Е.Н. (представителя по доверенности от 20.01.2020),
рассмотрев 14.07.2020 в судебном заседании кассационные жалобы Центральной энергетической таможни и Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 05.11.2019
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 04.02.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-110820/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром нефть"
к Центральной энергетической таможне
об оспаривании решения, требования,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Ангара", Министерство финансов Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром нефть" (далее - ПАО "Газпром нефть", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможня) о признании недействительными требования от 11.04.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10006061/110419/0002085, до выпуска товара, решения от 12.04.2019 об отказе в выпуске товаров, заявленных во временной декларации на товары N 10006061/110419/0002085, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В качестве третьих лиц в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Ангара" (далее - ООО "Газпромнефть - Ангара") и Министерство финансов Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020, заявление удовлетворено.
В кассационных жалобах таможня и министерство просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В отзывах на кассационные жалобы ПАО "Газпром нефть" и ООО "Газпромнефть - Ангара" возражали против ее удовлетворения и просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители таможни и министерства поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представители ПАО "Газпром нефть" и ООО "Газпромнефть - Ангара" возражали против ее удовлетворения, подержав доводы отзывов.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывов на них, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что между ПАО "Газпром нефть" (поставщик) и иностранным лицом (покупатель) заключен контракт от 25.03.2019 N ГПН-19/28000/00788/Д на поставку нефти на экспорт (далее - контракт).
В целях выполнения обязательств по контракту общество подало по процедуре временного периодического таможенного декларирования в таможенной процедуре экспорта временную таможенную декларацию (ВТД) N 10006061/110419/0002085 на вывоз товара - нефти сырой.
В отношении данного товара между ПАО "Газпром нефть" и его дочерним обществом - ООО "Газпромнефть - Ангара", которое осуществляет деятельность по добыче нефти на Игнялинском нефтегазоконденсатном месторождении (далее - "Игнялинское НГКМ") на основании лицензии N ИРК 02568 НР, заключен договор купли-продажи от 18.12.2018 N АНГ-18/01000/00244/Д.
Исходя из соответствия планируемого к вывозу товара условиям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе, Закон), ПАО "Газпром нефть" заявило в ВТД освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин.
В ходе осуществления таможенного контроля таможня направила ПАО "Газпром нефть" требование от 11.04.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ВТД, и необходимости уплатить таможенные пошлины, ссылаясь на несоблюдение обществом требований подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе, Правил подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", и предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении указанных товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 N 1668 (далее - Правила).
Ввиду отсутствия законных оснований для данного требования общество письмом от 11.12.2019 N НК-07/6780 об отказе от внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ВТД, и уплаты таможенных пошлин.
Таможня 12.04.2019 приняла решение об отказе в выпуске товаров, заявленных в ВТД, указав в обоснование отказа на несоблюдение декларантом оснований для освобождения от уплаты таможенной пошлины, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе.
Не согласившись с таможней, ПАО "Газпром нефть" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, применив положения статей 198, 200 АПК РФ, статьи 35 Закона о таможенном тарифе, статьи 83 ТК ЕАЭС, пунктов 2 - 8, 10, 11 Правил, пришли к выводу о том, что у таможни отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе обществу в выпуске товаров, заявленных в ВТД. В рассматриваемом случае таможней не оспаривается надлежащее представление обществом документов, предусмотренных ТК ЕАЭС и Правилами, уплата НДД.
При этом суды установили, что с письмом от 30.01.2019 N НК-21/521 в подтверждение заявленной ВТД таможенной льготы по подпункту 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе в отношении спорных товаров ПАО "Газпром нефть" представило в таможню необходимые документы: в том числе прогноз получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) в отчетном календарном году согласно утвержденной в установленном порядке проектной документации; данные о количестве нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), полученной (произведенной) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр и вывезенной за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в предыдущие периоды с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин; письменное обязательство декларанта о соответствии товара, планируемого к вывозу из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, требованиям подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе.
Данные документы, как расценили суды, соответствуют требованиям пункта 10 Правил, являются достоверными и не содержат информации, противоречащей другим документам, представленным при декларировании спорных товаров.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, и правильном применении положений названных норм права.
Доводы кассационных жалоб таможни и министерства о том, что льгота ранее распространялась только на организацию - пользователя недр, который должен исчислять НДД в отношении нефти, добытой на соответствующем участке недр (в данном случае им является ООО "Газпромнефть - Ангара"), тогда как ПАО "Газпром нефть" не является пользователем недр, отклоняются, поскольку основаны на неверном понимании норм подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе в прежней редакции, в которой такое ограничение Закон не предусматривал. Ссылка в жалобах в обоснование данных доводов на последующее внесение изменений в подпункт 7 пункта 1 статьи 35 Закона также не принимается как состоятельная, поскольку такое изменение может рассматриваться как уточнение ранее действовавших правовых норм в целях разрешения возникшего вопроса в правоприменительной практике и само по себе не свидетельствует о принципиально ином правовом регулировании в период спорных отношений по настоящему делу, на котором настаивают таможня и министерство.
Из доводов кассационных жалоб таможни и министерства, материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А40-110820/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационных жалоб таможни и министерства о том, что льгота ранее распространялась только на организацию - пользователя недр, который должен исчислять НДД в отношении нефти, добытой на соответствующем участке недр (в данном случае им является ООО "Газпромнефть - Ангара"), тогда как ПАО "Газпром нефть" не является пользователем недр, отклоняются, поскольку основаны на неверном понимании норм подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе в прежней редакции, в которой такое ограничение Закон не предусматривал. Ссылка в жалобах в обоснование данных доводов на последующее внесение изменений в подпункт 7 пункта 1 статьи 35 Закона также не принимается как состоятельная, поскольку такое изменение может рассматриваться как уточнение ранее действовавших правовых норм в целях разрешения возникшего вопроса в правоприменительной практике и само по себе не свидетельствует о принципиально ином правовом регулировании в период спорных отношений по настоящему делу, на котором настаивают таможня и министерство."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2020 г. N Ф05-7747/20 по делу N А40-110820/2019