г. Москва |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А40-142150/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Беловой А.Р., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Федотов С.А. по дов. от 09.01.2020,
от заинтересованного лица: Шмелев Е.А. по дов. от 07.10.2019,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев 14.07.2020 в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А40-142150/2019
по заявлению Фонда кино
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
третье лицо: ИФНС России N 33 по г. Москве
об оспаривании решения;
УСТАНОВИЛ:
Фонд кино (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным решения от 10.09.2018 N 119275 и возложении обязанности на Межрайонную ИФНС России N 46 г. Москве внести в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения об ООО "Продюсерский Центр "Кинотун" (ООО "ПЦ Кинотун", общество) как о действующем юридическом лице.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИФНС России N 33 по г. Москве
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020, заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить ввиду их незаконности, неполного выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы по указанным в ней основаниям, представитель Фонда кино просил оставить судебные акты без изменения, представил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Третье лицо, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда. Отводов составу суда не поступило.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из заявления Фонда кино при обращении в арбитражный суд, заявитель является взыскателем по возбужденному 19.02.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по СЗАО в отношении ООО "ПЦ Кинотун" исполнительному производству, на основании исполнительного листа, выданного по делу N А40-72071/2018 (решение Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2018 по делу N А40-72071/2018).
27.12.2018 Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 6187750591000 об исключении юридического лица - ООО "Продюсерский Центр "Кинотун" (ОГРН 5137746103424, ИНН 7733862046) из реестра юридических лиц как недействующего юридического лица.
Ссылаясь на то, что решение инспекции повлекло формальную утрату правоспособности должника, противоречит принципу обязательности исполнения судебных актов и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Фонд кино обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с вышеизложенным, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.
Таким образом, решение о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Между тем, не проверив соблюдение заинтересованным лицом порядка исключения общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, не исследовав вопрос, обращался ли заявитель в установленный статьей 21.1 Закона о регистрации срок в инспекцию с соответствующим заявлением, суды удовлетворили заявление, указав лишь на нарушение прав и законных интересов Фонда кино обжалуемым решением.
С учетом изложенного, вывод судов об удовлетворении заявления является преждевременным, сделанным при не исследовании материалов дела.
Кроме того, как обоснованно указывает инспекция, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Помимо этого дополнительные гарантии защиты прав кредиторов предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи, вывод судов о том, что заявитель лишен возможности восстановить свое нарушенное право иным образом, является необоснованным.
Ссылка суда на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П также не подтверждена указанием на наличие в материалах дела сведений о том, что в отношении должника на дату принятия инспекцией решения о предстоящем исключении (12.09.2018) и в последующем вплоть до внесения записи об исключении общества из ЕГРЮЛ (27.12.2018) введена процедура банкротства.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо с учетом изложенного и в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверить доводы и возражения сторон, всесторонне, полно, объективно исследовать фактические обстоятельства по делу, и с учетом установленных при новом рассмотрении фактических обстоятельств правильно определить и применить нормы права, подлежащие применению в настоящем деле, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А40-142150/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.
Таким образом, решение о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Между тем, не проверив соблюдение заинтересованным лицом порядка исключения общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, не исследовав вопрос, обращался ли заявитель в установленный статьей 21.1 Закона о регистрации срок в инспекцию с соответствующим заявлением, суды удовлетворили заявление, указав лишь на нарушение прав и законных интересов Фонда кино обжалуемым решением.
С учетом изложенного, вывод судов об удовлетворении заявления является преждевременным, сделанным при не исследовании материалов дела.
Кроме того, как обоснованно указывает инспекция, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Помимо этого дополнительные гарантии защиты прав кредиторов предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи, вывод судов о том, что заявитель лишен возможности восстановить свое нарушенное право иным образом, является необоснованным.
Ссылка суда на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П также не подтверждена указанием на наличие в материалах дела сведений о том, что в отношении должника на дату принятия инспекцией решения о предстоящем исключении (12.09.2018) и в последующем вплоть до внесения записи об исключении общества из ЕГРЮЛ (27.12.2018) введена процедура банкротства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2020 г. N Ф05-9773/20 по делу N А40-142150/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9773/20
27.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18847/2021
19.01.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142150/19
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9773/20
25.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81566/19
08.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142150/19