город Москва |
|
02 сентября 2020 г. |
Дело N А40-197885/19-149-1712 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "АШАН": Калинина Д.О. (дов. N К-02/10/2019-921 от 02.10.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Роспотребнадзора по г. Москве: Миловидовой О.В. (дов. от 14.11.2019 г.);
рассмотрев 27 августа 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АШАН"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2020 г.,
по делу N А40-197885/19-149-1712
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АШАН"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
о признании незаконными постановления по делу об административном правонарушении от 11 июля 2019 г. N 24-00988 и предписания от 25 июня 2019 г. N 01-04-00063-ТР в части,
УСТАНОВИЛ: на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление Роспотребнадзора по Москве, административный орган) от 30 апреля 2019 г. N 01-04-00063 о проведении плановой выездной проверки юридического лица (распоряжение от 30 мая 2019 г. N 01-04-0041 о продлении срока проведения плановой выездной проверки юридического лица) в отношении общества с ограниченной ответственностью "АШАН" (далее - ООО "АШАН", общество, заявитель) проведена плановая выездная проверка в гипермаркетах "АШАН" по адресам: г. Москва, Бесединское ш., вл. 15; г. Москва, Варшавское ш., д. 97; г. Москва, Каширское ш., д. 61, стр. 2; г. Москва, ул. Автозаводская, д. 18; г. Москва, ул. Вавилова, д. 3, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно ежегодному плану проведения плановых проверок на 2019 год, утвержденному Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сити "Интернет".
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в гипермаркете "АШАН" по вышеуказанным адресам были выявлены нарушения, в том числе, нарушения законодательства в области технического регулирования, связанные с недостоверным декларированием соответствия реализуемой обществом продукции.
Так, проверкой установлено, что протоколы лабораторных исследований содержали исследования только на соответствие ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", при этом какие-либо сведения, подтверждающие соответствие выпускаемой продукции требованиям ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" и ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" отсутствовали.
При анализе материалов, легших в основу принятия декларации соответствия, установлено, что исследования в обоснование увеличения сроков годности не представлялись: изделия хлебобулочные из пшеничной муки в ассортименте (декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.HA07.B.00142/18 дата регистрации 17 октября 2018 г.), изделия хлебобулочные из пшеничной муки из разных видов теста с начинками: пицца с лососем по-итальянски, (декларация ЕАЭС N RU ДRU.НА 07.В.00143/18 дата регистрации 17 октября 2018 г.), охлажденная пищевая рыбная продукция, рыба различных видов разделки (декларация ЕАЭС N RU ДRU.НА 07.В.00310/18 дата регистрации 17 октября 2018 г.).
Таким образом, в ходе проверки административный орган пришел к выводу об отсутствии сведений о проведении всех необходимых исследований и процедур, что свидетельствует о недостоверности декларирования пищевой продукции.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25 июня 2019 г. N 01-04-0063.
05 июля 2019 г. Управлением Роспотребнадзора по Москве выдано предписание N 01-04-00063-ТР об устранении нарушений требований технических регламентов с приложением вкладных листов к нему в которых указано на нарушения обязательных требований законодательства в сфере технологического регулирования (в том числе положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых были выявлены при проведении проверки) и порядок их устранения.
Согласно пункту 8 вкладного листа N 1, пункту 3 вкладного листа N 2, пункту 7 вкладного листа N 3, пункту 2 вкладного листа N 4, пункту 2 вкладного листа N 5 к предписанию обществу предписано провести лабораторные исследования в полном объеме для осуществления достоверного декларирования соответствия пищевой продукции кулинарного цеха ООО "АШАН" по указанным адресам.
На основании полученных данных 05 июля 2019 г. Управлением Роспотребнадзора по Москве составлен протокол по делу об административном правонарушении N 01-04-00063/1, в котором зафиксированы выявленные правонарушения (статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ); Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (ст. 7 п. 6, ст. 10); пунктов 1.9, 1.10, 1.12, 1.16 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 мая 2003 г. и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 98 (СанПиН 2.3.2.1324-03).
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Москве по делу об административном правонарушении N 24-00988 от 11 июля 2019 г. ООО "АШАН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая свои права нарушенными, ООО "АШАН" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Москве о признании незаконными пункта 8 вкладного листа N 1, пункта 3 вкладного листа N 2, пункта 7 вкладного листа N 3, пункта 2 вкладного листа N 4, пункта 2 вкладного листа N 5 к предписанию от 25 июня 2019 г. N 01-04-00063-ТР и постановления по делу об административном правонарушении от 11 июля 2019 г. N 24-00988.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АШАН" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, в том числе указанно на необоснованное применение административным органом положений СанПиН 2.3.2.1324-03, поскольку указанные требования Санитарных правил не являются обязательными к исполнению актами, так как не входят в перечень стандартов к ТР ТС 021/2011.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора по Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "АШАН" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Роспотребнадзора по Москве возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья, регулируются Федеральным законом N 52-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 52-ФЗ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статья 15 данного закона (в редакции, действовавшей на дату утверждения Санитарных правил) закрепляет, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) данный закон регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия объекта, продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов.
Из содержания статьи 2 Закона о техническом регулировании следует, что декларирование соответствия является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Статьей 24 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия (часть 1).
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи: включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) (часть 3 статьи 21 Закона о техническом регулировании).
Согласно статье 27 указанного закона продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке, настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке.
Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия установлены статьей 28 Закона о техническом регулировании.
СанПиН 2.3.2.1324-03 устанавливает гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство (пункт 1.2).
ТР ТС 021/2011 устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов технического регулирования, формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Технического регламента.
Методические указания, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 марта 2004 г. (далее - МУК) устанавливают порядок проведения и методологию санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, и предназначены, в том числе для юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, обращения пищевых продуктов и разработки нормативной и технической документации.
Положениями МУК предусмотрено, что сроки годности и условия хранения пищевых продуктов устанавливаются изготовителем пищевых продуктов или разработчиком нормативной и технической документации в соответствии с гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, и вносятся в нормативную или техническую документацию в установленном порядке (пункт 3.1).
Действия, связанные с недостоверным декларированием соответствием продукции, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.14 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона N 52-ФЗ, Закона о техническом регулировании, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 033/2013, Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1324-03, пришли к выводу о наличии у административного органа правовых оснований для принятия оспариваемого предписания, в части вкладных листов N 1 (пункт 8 ), N 2 (пункт 3), N 3 (пункт 7), N 4 (пункт 2), N 5 (пункт 2) ввиду доказанности наличия в действиях общества вменяемого нарушения санитарно-эпидемиологических требований, поскольку факт недостоверного декларирования заявителем продукции, предъявляемым к ней требованиям, подтвержден материалами дела.
При этом судами установлено, что по представленным обществом декларациям (ЕАЭС N RU Д-RU.HA07.B.00142/18, ЕАЭС N RU ДRU.НА 07.В.00143/18, ЕАЭС N RU ДRU.НА 07.В.00310/18) увеличены сроки годности скоропортящейся выпускаемой в оборот пищевой продукции, установленные санитарными правилами, без проведения соответствующих лабораторных исследований уполномоченными органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России и научно-исследовательскими институтами Минздрава России и РАМН, аккредитованными в установленном законом порядке.
Ссылка общества на необоснованное возложение на него обязанности по проведению лабораторных испытаний только в учреждениях уполномоченного органа отклонена судами, поскольку продукция, изготавливаемая ООО "АШАН", не является новым пищевым продуктом.
Отклоняя доводы общества о том, что положения СанПиН 2.3.2.1324-03 и МУК не являются обязательными к исполнению актами, так как не входят в перечень стандартов к ТР ТС 021/2011, суды исходили из того, что отсутствие в техническом регламенте порядка подтверждения сроков годности продукции не дает права изготовителю устанавливать его произвольно, без соблюдения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указано также на то, что СанПиН 2.3.2.1324-03 в связи с вступлением в силу ТР ТС 021/2011 не прекратили свое действие и подлежат применению.
Относительно соответствия маркировки пищевой продукции требованиям ТР ТС судами установлено, что из размещаемой обществом на маркировке изготовляемой продукции информации не представляется возможным установить какими исследованиями подтверждаются данные указанные на ней, что является нарушением требований ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, статей 27 и 28 Закона о техническом регулировании.
Таким образом, ООО "АШАН", не исследуя декларируемую продукцию по показателям пищевой ценности, не подтверждая никакими лабораторными исследованиями при прохождении процедуры декларирования продукции, указывает о ее соответствии сведениям на маркировке требованиям ТР ТС 022/2011, в то время как отсутствие сведений о проведении лабораторных исследований при декларировании товара (продукции) свидетельствует о недостоверности пищевой продукции со стороны общества.
Продукция, не соответствующая обязательным требованиям технических регламентов, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2020 г. по делу N А40-197885/19-149-1712 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АШАН" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка общества на необоснованное возложение на него обязанности по проведению лабораторных испытаний только в учреждениях уполномоченного органа отклонена судами, поскольку продукция, изготавливаемая ООО "АШАН", не является новым пищевым продуктом.
Отклоняя доводы общества о том, что положения СанПиН 2.3.2.1324-03 и МУК не являются обязательными к исполнению актами, так как не входят в перечень стандартов к ТР ТС 021/2011, суды исходили из того, что отсутствие в техническом регламенте порядка подтверждения сроков годности продукции не дает права изготовителю устанавливать его произвольно, без соблюдения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указано также на то, что СанПиН 2.3.2.1324-03 в связи с вступлением в силу ТР ТС 021/2011 не прекратили свое действие и подлежат применению.
Относительно соответствия маркировки пищевой продукции требованиям ТР ТС судами установлено, что из размещаемой обществом на маркировке изготовляемой продукции информации не представляется возможным установить какими исследованиями подтверждаются данные указанные на ней, что является нарушением требований ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, статей 27 и 28 Закона о техническом регулировании.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2020 г. N Ф05-7980/20 по делу N А40-197885/2019