Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей: Нужнова С.Г., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мацуков В.Е., доверенность от 08.02.2011;
от ответчика: Спиренков И.Н., доверенность от 28.11.2011 N 07 -17/140307;
рассмотрев 08 декабря 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - ОАО "АРЕМЗ-1" на постановление от 16 августа 2011 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е., Румянцевым П.В., по делу N А40-11630/11-154-116 по заявлению открытого акционерного общества "АРЕМЗ-1" (ОГРН 1027700297459) о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации изменений к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, установил:
Открытое акционерное общество "АРЕМЗ-1" (далее - ОАО "АРЕМЗ-1") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве с заявлением о признании недействительными решения от 31.01.2011 об отказе во внесении изменений в сведения об ОАО "АРЕМЗ-1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы на основании заявления от 24.01.2011 вх. N 14607 А, а также решения от 31.01.2011 об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы на основании заявления от 24.01.2011 вх. 14603 А.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года решение суда первой инстанции изменено.
Отменено решение суда в части удовлетворения требования ОАО "АРЕМЗ-1" о признании незаконным решения МИФНС России N 46 по г. Москве от 31.01.2011 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об ОАО "АРЕМЗ-1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица на основании заявления от 24.01.2011 вх. N 14607А.
В удовлетворении требований ОАО "АРЕМЗ-1" в указанной части отказано.
Отменено решение суда в части взыскания с МИФНС России N 46 по г. Москве в пользу ОАО "АРЕМЗ-1" расходов уплате государственной пошлины в размере 2.000 (две тысячи) рублей.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ОАО "АРЕМЗ-1" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалованный судебный акт без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебное заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что решение МИФНС России N 46 по г. Москве от 31.01.2011 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об ОАО "АРЕМЗ-1", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица на основании заявления от 24.01.2011 вх. N 14607А, принято при соблюдении требований действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.01.2011 ОАО "АРЕМЗ-1" обратилось в МИФНС России N 46 по г. Москве с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, в связи с утверждением Устава Общества в новой редакции, а также с заявлением по форме Р14001 о государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении общества, в связи с избранием нового генерального директора общества.
В связи с чем, ОАО "АРЕМЗ-1" в инспекцию были представлены следующие документы: заявления по формам с приложениями, новая редакция Устава общества, решения о внесении изменений в учредительные документы и о выборах генерального директора Общества и документ об уплате государственной пошлины.
МИФНС России N 46 по г. Москве вынесены решения от 31.01.2011 согласно которым, ОАО "АРЕМЗ-1" отказано в государственной регистрации указанных изменений на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ОАО "АРЕМЗ-1", в связи с утверждением Устава общества явилось то, что заявление по форме N Р13001 считается не представленным, поскольку в заявлении знаком "V" отмечен раздел 2.7 "Сведения об изменении иных положений учредительных документах". В нарушение требований пункт 3.7 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ (далее - Методические разъяснения), на отдельном листе не представлен перечень изменяемых сведений.
Основанием для отказа инспекции в регистрации изменений, вносимых в сведения ЕГРЮЛ в отношении общества, в связи с избранием нового генерального директора ОАО "АРЕМЗ-1" явилось то, что в нарушение пункта 2 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439) в представленном заявлении и приложениях к нему в незаполненных графах отсутствуют прочерки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учреди тельные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Установленный статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. На основании пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявителем не представлен перечень изменяемых сведений, предусмотренных пунктом 3.7. раздела IV Методический разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.
Согласно статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 439 утверждена форма N Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (далее - форма N Р13001).
В пункте 2.7 формы N Р13001 предусматривается необходимость проставления отметки (знаком V) в случае изменения иных положений учредительных документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно пункту 3.7. Методических разъяснений предусмотрено, что при изменении иных сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица знаком "V" отмечается "Сведения об изменениях иных положений учредительных документов". При этом перечень изменяемых сведений указывается на отдельном листе, который подписывается заявителем и является составной частью Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Методические разъяснения утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 01 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Таким образом, данный документ обладает признаками нормативного документа, обязательного для исполнения как регистрирующими (налоговыми) органами, так и гражданами и юридическими лицами. Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2011 N 1765/11 в удовлетворении заявления ОАО "АРЕМЗ-1" о признании пункта 3.7 раздела IV приложения N 1 к Приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" отказано.
В Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2011 N 1765/11 указано, что, содержащееся в оспариваемом пункте Приказа правило об указании сведений об изменении учредительных документов на отдельном листе разъясняет порядок заполнения установленных Правительством Российской Федерации форм и не влечет возложения на заявителя обязанности представления иных документов, кроме предусмотренных Законом о регистрации, поскольку дополнительный лист не является таковым и рассматривается как часть заявления о государственной регистрации.
Включаемые в данные лист сведения также не являются сведениями, не предусмотренными требованиями Закона о регистрации.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит выводы апелляционного суда об изменении в части решения суда первой инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года по делу N А40-11630/11-154-116 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "АРЕМЗ-1" - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "АРЕМЗ-1" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6.000 (шести тысяч) рублей, перечисленную по платежному поручению от 01.11.2011 N 227.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
|
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Методические разъяснения утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 01 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Таким образом, данный документ обладает признаками нормативного документа, обязательного для исполнения как регистрирующими (налоговыми) органами, так и гражданами и юридическими лицами. Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2011 N 1765/11 в удовлетворении заявления ОАО "АРЕМЗ-1" о признании пункта 3.7 раздела IV приложения N 1 к Приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" отказано.
В Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2011 N 1765/11 указано, что, содержащееся в оспариваемом пункте Приказа правило об указании сведений об изменении учредительных документов на отдельном листе разъясняет порядок заполнения установленных Правительством Российской Федерации форм и не влечет возложения на заявителя обязанности представления иных документов, кроме предусмотренных Законом о регистрации, поскольку дополнительный лист не является таковым и рассматривается как часть заявления о государственной регистрации.
Включаемые в данные лист сведения также не являются сведениями, не предусмотренными требованиями Закона о регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 декабря 2011 г. N Ф05-12301/2011 по делу N А40-11630/11-154-116
Текст постановления официально опубликован не был