Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Первушиной М.А., Юдиной Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2010 года по делу N А33-11702/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дьяченко С.П.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Демидова Н.М., Первухина Л.Ф.), установил:
открытое акционерное общество "Моторский лесокомбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю (далее - инспекция) от 09.07.2010 N 10-04 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением (уменьшением) уставного капитала акционерного общества, в регистрирующий орган должны быть представлены документы, подтверждающие принятие общим собранием акционеров общества решения об уменьшении размера уставного капитала с указанием способа его уменьшения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что АООТ "Моторский лесокомбинат" учреждено в процессе приватизации (реорганизации в форме преобразования опытного производственного комплексного лесозаготовительного комбината "Моторский") в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 27.01.1992 N 66, 01.07.1992 N 721, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708.
В соответствии с планом приватизации опытного-производственного комплексного лесозаготовительного комбината "Моторский" (правопредшественника общества) и выбранным трудовым коллективом вариантом льгот уставный капитал общества установлен в размере 7 867 рублей, разделенный на 7 867 штук акций, номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.
В соответствии с пунктом 4.1 устава общества, зарегистрированного Постановлением администрации Курагинского района от 09.09.1993 N 391-П, уставный капитал общества составляет 7 867 рублей.
Согласно положениям пункта 3.1 новой редакции устава, зарегистрированной Постановлением администрации Курагинского района от 23.05.1996 N 346-П, уставный капитал общества составляет 7 867 тысяч рублей, разделен на 31 468 обыкновенных акций номинальной стоимостью 250 рублей каждая.
В редакции устава общества, зарегистрированной Постановлением Администрации Курагинского района от 31.01.2000 N 148, в связи с изменениями, внесенными в решение о выпуске и проспекте эмиссии ценных бумаг, и изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштабов цен номинальная стоимость одной акции общества составила 0.25 рублей. Уставной капитал общества составил 7 867 рублей.
В соответствии с подпунктами 4.1, 4.2 устава в редакции, зарегистрированной Постановлением администрации Курагинского района от 31.05.2002 N 354-п, общее количество выпущенных обществом обыкновенных именных акций составило 31 468 штук, номинальной стоимостью 0.25 рублей, уставный капитал указан в размере 83 490 рублей.
25.11.2009 Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (РО ФСФР России ЦСР) письмом от 16.11.2009 довело до сведения членов Совета директоров общества информацию о наличии противоречивых сведений об обществе, указанных в пунктах 4.1, 4.2 устава. Обращено внимание на то, что подпунктом 4.2 пункта 4 устава ОАО "Моторский лесокомбинат" уставный капитал определен в размере 83 490 рублей.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 устава общества уставный капитал общества разделен на обыкновенные именные акции в количестве 31 468 штук, номинальная стоимость одной обыкновенной акции составляет 0.25 рублей, что в совокупности составляет 7 867 рублей. Таким образом, устав общества содержит недостоверные данные о величине уставного капитала, что создает предпосылки для нарушений прав акционеров и кредиторов общества. В этой связи РО ФСФР России ЦСР дало рекомендации о внесении на рассмотрение Совета директоров вопроса о дополнении повестки дня годового общего собрания акционеров предложением о внесении изменений в устав общества в части исправления выявленных противоречивых сведений о размере уставного капитала.
05.06.2010 состоялось общее собрание акционеров ОАО "Моторский лесокомбинат" в форме собрания - совместного присутствия. На заседании принято решение о внесении изменений в устав общества - минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и указании его в размере 7 867 рублей. Согласно приложению N 3 протокола собрания от 05.06.2010 изменения в устав вызваны необходимостью исправления технической ошибки, внесенной в редакцию устава от 27.04.2002 при указании размера уставного капитала.
02.07.2010 директором ОАО "Моторский лесокомбинат" Базарновым В.Н. направлено в инспекцию по почте заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001. Согласно расписке в получении документов от 02.07.2010 входящий N 311 и копии регистрационного дела ОАО "Моторский лесокомбинат" в регистрирующий орган совместно с вышеуказанным заявлением представлены изменения в устав, протокол от 05.06.2010 общего собрания акционеров, письмо Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе, платежное поручение об уплате государственной пошлины.
09.07.2010 инспекцией принято решение N 10-04 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, учитывая, что заявление считается непредставленным, в связи с несоблюдением процедуры по уменьшению уставного капитала открытого акционерного общества, установленной пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". В качестве правового основания отказа регистрирующим органом указан подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Посчитав решение инспекции от 09.07.2010 N 10-04 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа в регистрации заявленных обществом изменений не имелось.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
На основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (Закон N 129-ФЗ от 08.08.2001) представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Исходя из части 1.3 статьи 9 указанного Закона, при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Согласно положениям части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по итогам голосования счетная комиссия составляет протокол об итогах голосования, подписываемый членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции. Протокол об итогах голосования составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 63 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров.
В протоколе общего собрания акционеров указываются:
место и время проведения общего собрания акционеров;
общее количество голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих акций общества;
количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании;
председатель (Президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.
В протоколе общего собрания акционеров общества должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые собранием.
Таким образом, протоколом общего собрания акционеров оформляются принятые общим собранием акционеров решения.
С учетом изложенного и сведений, указанных в расписке, о принятых для проведения государственной регистрации документов от 02.07.2010 входящий N 311, судами сделан правильный вывод о том, что обществом для регистрации заявленных изменений представлен полный пакет документов.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Закона.
Учитывая, что такие основания по материалам дела не установлены, судами спорное решение инспекции правомерно признано недействительным.
При таких обстоятельствах, суды на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовали имеющиеся в деле доказательства, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, в связи с чем суд кассационной инстанции согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет правовых оснований для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2010 года по делу N А33-11702/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Брюханова |
Судьи: |
М.А. Первушина |
|
Н.М. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по итогам голосования счетная комиссия составляет протокол об итогах голосования, подписываемый членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции. Протокол об итогах голосования составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 63 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров.
...
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2011 г. N Ф02-2140/2011 по делу N А33-11702/2010
Текст постановления официально опубликован не был