Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Н.А. Алексеевой,
судей Л.В. Беловой, В.И. Новоселова
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" на постановление от 30.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи И.И. Бородулина, В.А. Журавлева, Л.А. Колупаева) по делу N А03-4866/2010 Арбитражного суда Алтайского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" (ИНН 2222015795, ОГРН 1022201145230) о признании незаконным бездействия Управления лесами Алтайского края (ИНН 2225082616, ОГРН 1072225000297).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" - Е.В. Калясин по доверенности от 01.04.2011 N 2/04/34;
от Управления лесами Алтайского края - Л.В. Суханова по доверенности от 11.01.2011 N 06-2-33/02.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" (далее - Общество, ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Управления лесами по Алтайскому краю (далее - Управление лесами, Управление), выразившееся в невнесении изменений в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству Алтайского края (далее - Лесохозяйственный регламент) на основании представленных материалов нового лесоустройства на 2007-2008 годы, проведенного филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" (далее - филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект") на лесных участках, арендуемых ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" на территории Боровлянского лесничества Алтайского края, а также обязании Управления внести изменения в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству Алтайского края в соответствии с материалами нового лесоустройства на 2007-2008 годы, проведенного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" на лесных участках, арендуемых ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" на территории Боровлянского лесничества Алтайского края, а именно: 1. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, второй столбец "Всего по лесничеству площадь, га", вторая строка "лесные земли - всего" - указать значение 195459,7 (га); 2. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, третий столбец "Всего по лесничеству,%", вторая строка - указать значение 86,3 (%); 3. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, второй столбец "Всего по лесничеству площадь, га", третья строка "земли, покрытые лесной растительностью" - указать значение 180.028,1 (га); 4. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, третий столбец "Всего по лесничеству,%", третья строка - указать значение 79,5 (%); 5. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, второй столбец "Всего по лесничеству площадь, га", пятая строка "лесные культуры" - указать значение 5.303,2 (га); 6. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, третий столбец "Всего по лесничеству,%", пятая строка - указать значение 2,3 (%); 7. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, второй столбец "Всего по лесничеству площадь, га", шестая строка "не покрытые лесной растительностью земли" - указать значение 15.189,6 (га); 8. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, третий столбец "Всего по лесничеству,%", шестая строка - указать значение 6,7 (%); 9. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, второй столбец "Всего по лесничеству площадь, га", шестнадцатая строка "нелесные земли" - указать значение 31.086,3 (га); 10. В Таблице 1.1.4 "Распределение территории по категориям земель" на стр. 21, третий столбец "Всего по лесничеству,%", шестнадцатая строка - указать значение 13,7 (%); 11. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений: Хвойные хозяйства, запас ликвидный, третий столбец, первая строка - указать значение 40,1 (тыс. м3); 12. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений: Лиственные (мягколиственные) хозяйства, запас ликвидный, третий столбец, третья строка - указать значение 136, 2 (тыс. м); 13. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений: Хвойные и Лиственные (мягколиственные) хозяйства вместе (ИТОГО), запас ликвидный, третий столбец, четвертая строка - указать значение 176,3 (тыс. м3); 14. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке лесных насаждений при уходе за лесами: Хвойные хозяйства, запас ликвидный, шестой столбец, первая строка - указать значение 81,47 (тыс. м3); 15. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке лесных насаждений при уходе за лесами: Лиственные (мягколиственные), запас ликвидный, шестой столбец, третья строка. - указать значение 9,5 (тыс. м3); 16. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке лесных насаждений при уходе за лесами: Хвойные и Лиственные (мягколиственные) хозяйства вместе (ИТОГО), запас ликвидный, шестой столбец, четвертая строка - указать значение 90,97 (тыс. м3); 17. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке поврежденных и погибших насаждений (сплошные/выборочные). Хвойные хозяйства, запас ликвидный, девятый столбец, первая строка - указать значение 223,7 (тыс. м3); 18. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке поврежденных и погибших насаждений (сплошные/выборочные). Лиственные (мягколиственные) хозяйства, запас ликвидный, девятый столбец, третья строка - указать значение 25,0 (тыс. м3); 19. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке поврежденных и погибших насаждений (сплошные/выборочные). Хвойные и Лиственные (мягколиственные) хозяйства вместе (ИТОГО), запас ликвидный, девятый столбец, четвертая строка - указать значение 248,7 (тыс. м3); 20. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины. Хвойные хозяйства всего, запас ликвидный, пятнадцатый столбец, первая строка - указать значение 348,67 (тыс. м3); 21. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины, Лиственные (мягколиственные) хозяйства всего, запас ликвидный, пятнадцатый столбец, третья строка - указать значение 172,6 (тыс. м3); 22. В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по всем видам рубок" на стр. 49, Ежегодный допустимый объем изъятия древесины, Хвойные и Лиственные (мягколиственные) хозяйства всего, запас ликвидный вместе (ИТОГО), пятнадцатый столбец, четвертая строка - указать значение 521, 27 (тыс. м3); 23. В Таблице 2.1.3.2 "Возрасты рубок" на стр. 50, Хозсекции и входящие в них преобладающие породы "Осина" возраст рубок, четвертый столбец, шестая строка - указать значение 41-50; 24. В Таблице 2.16.3.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, площадь, га" на стр. 123, "Земли, нуждающиеся в лесовосстановлении" на непокрытых лесной растительностью землях ИТОГО, шестой столбец, первая строка - указать значение 21.618 (га); 25. В Таблице 2.16.3.4 "Нормативы и параметры ухода за лесами, не связанного с заготовкой древесины" на стр. 130, Ежегодный размер площади, га, всего по лесничеству, пятый столбец, тринадцатая строка - указать значение 237.2 (га); 26. В Таблице 2.1.3.2 "Возрасты рубок" на стр. 50, Хозсекции и входящие в них преобладающие породы "Береза, Липа" возраст рубок, четвертый столбец, пятая строка - указать значение 61-70.
Решением от 28.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья Д.В. Музюкин) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управления лесами Алтайского края, выразившееся в невнесении изменений в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству Алтайского края на основании представленных материалов нового лесоустройства 2007-2008 годов, проведенного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" на лесных участках, арендуемых ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" на территории Боровлянского лесничества Алтайского края. Суд обязал Управление лесами Алтайского края внести изменения, указанные в заявлении, в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству Алтайского края в соответствии с материалами нового лесоустройства 2007-2008 годов, проведенного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" на лесных участках, арендуемых ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" на территории Боровлянского лесничества Алтайского края.
Постановлением апелляционного суда от 30.12.2010 решение суда от 28.09.2010 отменено в части обязания Управления лесами по Алтайскому краю внести изменения в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству Алтайского края. Принят в отмененной части новый судебный акт. Апелляционный суд обязал Управление лесами по Алтайскому краю дать мотивированный ответ ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" на обращение от 23.12.2009 в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ). В остальной части решение суда от 28.09.2010 оставлено без изменения.
ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда от 30.12.2010 в части принятия нового судебного акта отменить, решение суда от 28.09.2010 оставить без изменения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, постановление апелляционного суда является незаконным и необоснованным; апелляционный суд вынес решение по требованию, которое Обществом не заявлялось.
Податель жалобы считает вывод апелляционного суда о том, что Лесохозяйственный регламент должен быть оспорен, чтобы в него можно было внести изменения, не основан на нормах действующего законодательства, поскольку решение вопроса об изменении регламента отнесено к компетенции Управления лесами.
В отзыве Управление, ссылаясь на законность постановления апелляционного суда, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает постановление апелляционного суда подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции и апелляционным судом, ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" арендует лесной участок для заготовки древесины, расположенный в Троицком, Быстроистокском и Зональном районах Алтайского края, с условным кадастровым номером 11010908, общей площадью 66 937 га, сроком на 49 лет с 29.12.2006, и лесной участок для заготовки древесины, расположенный в Усть-Пристанском, Троицком, Быстроистокском, Петропавловском районах Алтайского края, с условным кадастровым номером 11010954, общей площадью 31 500 га, сроком на 49 лет с 29.12.2006, по договорам аренды с Управлением лесами Алтайского края соответственно от 22.12.2008 N 7/5 и от 22.12.2008 N 7/4.
Управление лесами Алтайского края приказом от 30.12.2008 N 158 утвердило Лесохозяйственный регламент Боровлянского лесничества Алтайского края.
12 и 15 января 2009 года ООО УПТК Алтайагроспецмонтаж" представило в Управление лесами выполненные филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" на основании заключенного с Обществом договора от 27.06.2007 N 138-07 ЛУ новые материалы лесоустройства, материалы пожарного обустройства, а также составленный на их основе проект освоения лесов лесных участков, арендованных ООО УПТК Алтайагроспецмонтаж" в Боровлянском лесничестве.
Письмом от 12.08.2009 N 02-27/708 Управление лесами указало, что внесет изменения в Лесохозяйственный регламент Боровлянского лесничества после того, как Общество внесет изменения в проект освоения лесов.
ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" 23.12.2009 представило в Управление лесами исправленные проекты освоения лесов.
Поскольку Управление лесами не внесло соответствующих изменений в Лесохозяйственный регламент, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие Управления лесами, выразившееся в невнесение изменений в Лесохозяйственный регламент препятствует внесению Обществом соответствующих изменений в проект освоения лесов, что, в свою очередь, влечет невозможность внесения изменений в договоры аренды лесных участков. В результате указанного бездействия Общество по договору аренды от 22.12.2008 N 7/4 переплачивает за объемы древесины, которых у него фактически нет. По договору аренды от 22.12.2008 N 7/5 Общество лишено возможности вести заготовку древесины, которая объективно имеется на арендованном лесном участке.
При этом суд первой инстанции руководствовался статьями 29, 87, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, пунктами 10, 15.1, 16 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 N 106 (далее - Состав лесохозяйственных регламентов), пунктом 2 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, пунктом 4 части 3, статьи 4 Закона Алтайского края от 10.09.2007 N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" и пунктом 5.4 Положения об Управлении лесами Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007 N 318.
Отменяя решение суда в части обязания Управления лесами по Алтайскому краю внести изменения в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству Алтайского края и обязывая Управление лесами дать мотивированный ответ Обществу на обращение от 23.12.2009 в соответствии с Законом N 59-ФЗ, апелляционный суд исходил из следующего. Лесохозяйственный регламент не оспорен и является действующим нормативно-правовым актом. Поскольку Лесной кодекс Российской Федерации, Состав лесохозяйственных регламентов не содержат норм, устанавливающих обязанность Управления лесами в обязательном порядке вносить изменения в лесохозяйственный регламент без анализа материалов лесоустройства, комплектности представленных материалов, а также срок, в течение которого уполномоченный орган при наличии оснований обязан внести соответствующие изменения в лесохозяйственный регламент, к спорным правоотношениям подлежит применению Закон N 59-ФЗ.
Между тем суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Заявление о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматривается судом в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Суд, установив, что решение либо действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании оспариваемого решения либо оспариваемых действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Управления лесами Алтайского края, выразившегося в невнесении изменений в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству Алтайского края на основании представленных материалов нового лесоустройства 2007-2008 годов, проведенного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" на лесных участках, арендуемых Обществом на территории Боровлянского лесничества Алтайского края.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении не указал, какие действия необходимо совершить Управлению лесами, чтобы устранить названное нарушение прав Общества.
Указанное нарушение по невнесению изменений в Лесохозяйственный регламент не устраняется обязанием Управления лесами совершить конкретное действие - дать мотивированный ответ Обществу на обращение от 23.12.2009 в соответствии с Законом N 59-ФЗ.
В силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене в части принятия нового судебного акта об обязании Управления лесами по Алтайскому краю дать мотивированный ответ Обществу на обращение от 23.12.2009 в соответствии с Законом N 59-ФЗ, как принятое с нарушением норм процессуального права и при неполном исследовании фактических обстоятельств дела (часть 1 статьи 288 АПК РФ), дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела апелляционному суду необходимо: исходя из положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ и Состава лесохозяйственных регламентов определить способ устранения допущенного Управлением лесами нарушения, выразившегося в невнесении изменений в Лесохозяйственный регламент; дать оценку доводам лиц, участвующих в деле в порядке статей 64, 71 АПК РФ; распределить судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 30.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-4866/2010 Арбитражного суда Алтайского края отменить в части принятия нового судебного акта об обязании Управления лесами по Алтайскому краю дать мотивированный ответ обществу с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" на обращение от 23.12.2009 в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В этой части дело направить на новое рассмотрение в Седьмой арбитражный апелляционный суд. В остальной части постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Л.В. Белова |
|
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда в части обязания Управления лесами по Алтайскому краю внести изменения в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству Алтайского края и обязывая Управление лесами дать мотивированный ответ Обществу на обращение от 23.12.2009 в соответствии с Законом N 59-ФЗ, апелляционный суд исходил из следующего. Лесохозяйственный регламент не оспорен и является действующим нормативно-правовым актом. Поскольку Лесной кодекс Российской Федерации, Состав лесохозяйственных регламентов не содержат норм, устанавливающих обязанность Управления лесами в обязательном порядке вносить изменения в лесохозяйственный регламент без анализа материалов лесоустройства, комплектности представленных материалов, а также срок, в течение которого уполномоченный орган при наличии оснований обязан внести соответствующие изменения в лесохозяйственный регламент, к спорным правоотношениям подлежит применению Закон N 59-ФЗ.
...
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Управления лесами Алтайского края, выразившегося в невнесении изменений в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству Алтайского края на основании представленных материалов нового лесоустройства 2007-2008 годов, проведенного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" на лесных участках, арендуемых Обществом на территории Боровлянского лесничества Алтайского края.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении не указал, какие действия необходимо совершить Управлению лесами, чтобы устранить названное нарушение прав Общества.
Указанное нарушение по невнесению изменений в Лесохозяйственный регламент не устраняется обязанием Управления лесами совершить конкретное действие - дать мотивированный ответ Обществу на обращение от 23.12.2009 в соответствии с Законом N 59-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2011 г. N Ф04-1556/2011 по делу N А03-4866/2010
Текст постановления официально опубликован не был