Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Любченко И.С.,
судей Асмыковича А.В. и Подвального И.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Цыпиной Н.А. (доверенность от 30.12.2010 N 7-18юр), от Архангельской таможни Высоких М.Г. (доверенность от 01.07.2010 N 292Д),
рассмотрев 21.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.10.2010 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 (судьи Мурахина Н.В., Потеева А.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-10171/2010, установил:
Открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Архангельской таможни (далее - Таможня), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченный таможенный сбор в сумме 50 000 руб. по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10203100/270709/0001810, а также о возложении на таможенный орган обязанности устранить допущенные нарушения путем возврата излишне уплаченных денежных средств.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.10.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять новое решение по делу, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863). По мнению подателя жалобы, обязанность по уплате таможенных сборов при периодическом временном декларировании российских товаров дважды возникла в связи с внесением изменений в статью 357.7 ТК РФ, которые вступили в силу 01.10.2009, то есть после возникновения спорных правоотношений. Положения пункта 7.1 Постановления N 863 не могли быть применены до вступления в законную силу статьи 357.7 ТК РФ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 207-ФЗ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Общество осуществляло вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (картона), применяя упрощенный порядок его декларирования - периодическое временное декларирование. В отношении товара, вывезенного 27.07.2009, Общество подало в Таможню временную ГТД N 10203100/270709/0001810, уплатив при ее подаче таможенные сборы в размере 50 000 руб. При подаче в отношении вывезенного товара полной таможенной декларации Общество платежным поручением от 17.07.2009 N 4896 также уплатило таможенные сборы в размере 50 000 руб.
Полагая, что таможенные сборы при периодическом временном декларировании подлежат уплате однократно, 22.06.2010 Общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 50 000 руб.
Письмом от 30.06.2010 N 14-01-26/6516 таможенный орган известил Общество об отсутствии правовых оснований для осуществления возврата денежных средств.
Общество оспорило отказ таможенного органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований Общества, применив положения пункта 7.1 Постановления N 863 и указав, что данным нормативным актов установлены ставки таможенных сборов при периодическом декларировании. При этом судебные инстанции сделали вывод о том, что Закон N 207-ФЗ не установил новой обязанности по уплате таможенных сборов дважды, а лишь конкретизировал положения пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ в предыдущей редакции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что судебные акты подлежат отмене.
В спорный период порядок уплаты таможенных сборов регламентировался положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 которого под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Таможенное оформление товаров при их вывозе начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 ТК РФ).
Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).
За таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (статьи 63.1 ТК РФ). Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за таможенное оформление, являются лица, определенные пунктом 1 статьи 320 ТК РФ (пункт 1 статьи 357.2 ТК РФ). Таможенные сборы уплачиваются по ставкам, предусмотренным пунктом 1 Постановления N 863 (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
Согласно пункту 7 Постановления N 863 в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, в связи с чем, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Иной порядок уплаты таможенных сборов был предусмотрен пунктом 7.1 Постановления N 863, введенным в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220. В соответствии с названными положениями, при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 Постановления N 863, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Пунктом 1 части 1 статьи 357.7 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ и 314-ФЗ) было установлено, что таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление при декларировании товаров.
Законом N 207-ФЗ в приведенную норму внесены изменения, а именно пункт 1 части 1 статьи 357.7 ТК РФ дополнен словами "в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации". Названные изменения вступили в законную силу и подлежат применению с 01.10.2009.
В силу части 1 статьи 4 ТК РФ акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении требований, не учли, что Постановление N 863 принятое на основании пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ, устанавливает лишь ставки таможенных сборов, в то время как порядок их уплаты регулируется непосредственно Таможенным кодексом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 357.7 ТК РФ.
В связи с тем, что соответствующие изменения порядка уплаты таможенных сборов при периодическом декларировании товаров, а именно необходимость уплаты таможенных сборов дважды, вступили в силу с 01.10.2009, то есть после вывоза Обществом товаров с таможенной территории Российской Федерации, они не подлежат применению к спорным правоотношениям. Суды двух инстанций сделали ошибочный вывод, что в исследуемый период уплата таможенных сборов должна производиться как при подаче временной, так и при подаче полной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При таких обстоятельствах, исходя из положений статьи 201 АПК РФ, излишне уплаченные таможенные сборы в размере 50 000 руб. подлежат возврату Обществу.
Учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ для направления дела на новое рассмотрение, кассационная инстанция, проверяя законность принятых по делу судебных актов, исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а требования Общества удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ), поэтому с Таможни в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы в сумме 1000 руб., понесенные заявителем при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Ходатайство Общества о возврате государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с кассационной жалобой, в размере 2000 руб. подлежит удовлетворению на основании пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Принимая во внимание положения пункта 3 части 1 статьи 333.21 НК РФ в их взаимосвязи с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ, суд кассационной инстанции полагает, что Обществу также подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, ошибочно уплаченная им при обращении в суд кассационной инстанции в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 201, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.10.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 по делу N А05-10171/2010 отменить.
Признать незаконными как несоответствующие положениям Таможенного кодекса Российской Федерации действия Архангельской таможни по отказу в возврате открытому акционерному обществу "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" 50 000 руб. излишне уплаченного таможенного сбора по платежному поручению от 17.07.2009 N 4896 в связи с подачей полной грузовой таможенной декларации N 10203100/270709/0001810.
Обязать Архангельскую таможню устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" путем принятия соответствующего решения о возврате 50 000 руб. излишне уплаченного таможенного сбора.
Взыскать с Архангельской таможни в пользу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" 1000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции.
Возвратить открытому акционерному обществу "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции по платежным поручениям от 27.01.2011 N 556 и 557.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении требований, не учли, что Постановление N 863 принятое на основании пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ, устанавливает лишь ставки таможенных сборов, в то время как порядок их уплаты регулируется непосредственно Таможенным кодексом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 357.7 ТК РФ.
...
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2011 г. N Ф07-1303/2011 по делу N А05-10171/2010
Текст постановления официально опубликован не был