См. также постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2012 г. N 14АП-4478/12
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2011 г. N Ф07-13563/10 по делу N А13-16830/2009
См. также постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2011 г. N 14АП-2820/11
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2010 г. N Ф07-13563/2010 по делу N А13-16830/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Старченковой В.В.,
судей Бычковой Е.Н. и Кирилловой И.И.,
при участии от Федеральной налоговой службы Кобенко Е.С. (доверенность от 20.04.2011),
рассмотрев 04.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Вологодской области от 22.11.2010 по делу N А13-16830/2009 (судья Шумкова И.В.), установил:
определением Арбитражного суда Вологодской области от 10.06.2010 по настоящему делу в отношении общества с ограниченной ответственностью "Шекснастройград" (далее - Общество) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Кобзев Сергей Евгеньевич.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано 10.07.2010 в газете "Коммерсантъ" N 123.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) 09.08.2010 обратилась в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника (далее Реестр) 3 514 051 руб. 72 коп. задолженности по платежам в бюджетную систему, в том числе: 2 804 441 руб. 83 коп. основного долга, 345 984 руб. 86 коп. пеней и 363 625 руб. 03 коп. штрафов (с учетом уточнения требований).
Определением суда от 22.11.2010 признаны обоснованными и включены в третью очередь Реестра требования ФНС России в сумме 2 098 935 руб. 84 коп., в том числе: 1 512 246 руб. 83 коп. основного долга, 223 063 руб. 98 коп. пеней и 363 625 руб. 03 коп. штрафов, с указанием на то, что задолженность по пеням и штрафам следует учитывать в Реестре отдельно, и погашать после основного долга. Производство по требованию уполномоченного органа в сумме 490 124 руб. 51 коп. прекращено. В части включения в Реестр 924 991 руб. 37 коп. задолженности по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в федеральный бюджет, за 1 полугодие и 9 месяцев 2009 года отказано.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 апелляционная жалоба возвращена ФНС России как поданная по истечении срока подачи, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В кассационной жалобе ФНС России просит определение суда от 22.11.2010 изменить и включить в Реестр 924 991 руб. 37 коп. задолженности по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет.
Податель жалобы полагает, что одновременное включение в Реестр задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и ЕСН не приведет к двойному взысканию одних и тех же сумм. В случае погашения должником требований в части страховых взносов задолженность по ЕСН будет уменьшена и исключена из Реестра.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов, изложенных в жалобе.
Как установлено судом первой инстанции, налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки Общества составил акт от 21.08.2009 N 4518 о занижении суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие 2009 года. Обществ у предложено уплатить недоимку по ЕСН за 1 полугодие 2009 года в сумме 738 872 руб. Решением от 05.10.2009 N 1947/21979 налоговый орган отказал в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предложил Обществу уплатить 738 872 руб. недоимки по ЕСН в федеральный бюджет и 14 697 руб. 40 коп. пеней. Налоговый орган направил Обществу требование по состоянию на 03.11.2009 N 2197 об уплате указанных недоимки по ЕСН и пеней, а 30.11.2009 вынес постановление N 1012 о взыскании недоимки и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Кроме того, требованиями от 27.11.2009 N 2823 и N 2827, от 04.03.2010 N 358 и от 21.04.2010 N 283, а также вынесенными в соответствии с ними постановлениями от 24.12.2009 N 1135, от 09.04.2010 N 335 и от 19.05.2010 N 497 о взыскании недоимки и пеней за счет имущества налогоплательщика налоговый орган предложил Обществу уплатить 132 771 руб. ЕСН за 9 месяцев 2009 года и 38 650 руб. 97 коп. пеней.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Вологодской области от 10.06.2010 по настоящему делу признаны обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требования ФНС России в сумме задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, 3 месяца 2009, полугодие 2009 и 9 месяцев 2009 года в сумме 2 035 278 руб. основного долга и 32 548 руб. 14 коп. пеней.
Кассационная инстанция считает, что суд правильно применил нормы материального права и обоснованно отказал во включении в Реестр спорной суммы ЕСН ввиду следующего.
В статье 243 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) определены порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН. Установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по ЕСН исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Названной статьей Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено уменьшение налогоплательщиками суммы налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Из материалов дела следует, что Общество не оспаривает факт занижения суммы налога, подлежащего уплате за 1 полугодие 2009 года и факт неуплаты налога за 9 месяцев 2009 года.
В то же время на момент обращения ФНС России с рассматриваемым требованием в третью очередь реестра уже включены требования уполномоченного органа в части задолженности Общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие и 9 месяцев 2009 года (определение от 10.06.2010).
Учитывая данный факт, суд правомерно отказал во включении в Реестр задолженности по ЕСН, поскольку обратное может привести к взысканию с должника одной и той же суммы задолженности дважды.
Довод подателя жалобы о том, что должник не погасил задолженность, включенную в Реестр, а в случае удовлетворения требований в части страховых взносов уполномоченный орган примет решение об уменьшении сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, и направит в суд заявление о погашении сумм с целью уменьшения требований, включенных в Реестр, подлежит отклонению.
Основанием для осуществления должником расчетов с заявителем как кредитором является включение его требования в Реестр. Включение в Реестр задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование предполагает их поступление в бюджет при осуществлении должником расчетов с кредиторами (в случае достаточности имущества) и фактически восстанавливает его право на уменьшение подлежащего уплате в бюджет ЕСН. Требования же кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными в соответствии с пунктом 9 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
С учетом того, что требования по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование включаются в одну очередь Реестра и удовлетворяются пропорционально в соответствии с указанной нормой Закона о банкротстве, то довод заявителя об избежании двойного взыскания спорной задолженности является ошибочным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для вывода о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 22.11.2010 по делу N А13-16830/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для осуществления должником расчетов с заявителем как кредитором является включение его требования в Реестр. Включение в Реестр задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование предполагает их поступление в бюджет при осуществлении должником расчетов с кредиторами (в случае достаточности имущества) и фактически восстанавливает его право на уменьшение подлежащего уплате в бюджет ЕСН. Требования же кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными в соответствии с пунктом 9 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
С учетом того, что требования по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование включаются в одну очередь Реестра и удовлетворяются пропорционально в соответствии с указанной нормой Закона о банкротстве, то довод заявителя об избежании двойного взыскания спорной задолженности является ошибочным."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2011 г. N Ф07-13563/2010 по делу N А13-16830/2009
Текст постановления официально опубликован не был