В целях развития достигнутых положительных тенденций в сфере потребительского рынка Курской области, удовлетворения потребностей и спроса населения на потребительские товары и услуги, а также сбалансированного развития различных форматов торговли и услуг:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития потребительского рынка в Курской области на 2016 - 2020 годы.
2. Распоряжение вступает в силу с 1 января 2016 года.
Губернатор Курской области |
А.Н. Михайлов |
Программа
развития потребительского рынка в Курской области на 2016 - 2020 годы
(утв. распоряжением Администрации Курской области
от 30 декабря 2015 г. N 923-ра)
I. Введение
Программа развития потребительского рынка в Курской области на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в целях развития достигнутых положительных тенденций в сфере торговли и услуг, а также обеспечения реализации на территории региона Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года.
Программа разработана комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области.
Основанием для разработки Программы являются:
Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли".
В программе осуществлен анализ состояния потребительского рынка в Курской области. При ее разработке использованы статистические данные, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курской области за период 2010 - 2015 годы, информация и предложения органов местного самоуправления Курской области.
Программа определяет цели, задачи, основные мероприятия по развитию потребительского рынка и сферы услуг в Курской области на 2016 - 2020 годы. Также установлены ожидаемые значения целевых индикаторов и показателей по итогам реализации программы.
Реализацию программных мероприятий планируется осуществлять за счет собственных и привлеченных средств хозяйствующих субъектов и организаций, выделение средств из областного бюджета не потребуется.
За весь период реализации Программы прогнозируется привлечение финансовых средств в объеме 23787,5 млн. рублей.
Основными исполнителями программы определены:
комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области;
органы местного самоуправления Курской области (по согласованию);
ОБУ "Выставочный центр "Курская Коренская ярмарка" (по согласованию);
ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию);
Курская региональная общественная организация "Союз предпринимателей" (по согласованию);
НП "Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства" (по согласованию);
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере потребительского рынка в Курской области (по согласованию).
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется Губернатором Курской области и Администрацией Курской области.
Управление и текущий контроль за ходом реализации Программы организуется разработчиком Программы - комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области. При необходимости разработчик согласовывает с исполнителями Программы возможные сроки выполнения мероприятий Программы и вносит предложения по уточнению целевых индикаторов.
II. Состояние, тенденции, динамика развития сферы потребительского рынка Курской области и характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
В настоящее время сеть предприятий потребительского рынка Курской области насчитывает более 10,7 тыс. организаций. Из них: 7,5 тысяч предприятий торговли, 1,5 тыс. - бытового обслуживания, 1,7 тыс. - общественного питания, 7 розничных рынков. В сельской местности, где отсутствуют рынки, организованы и работают ярмарки по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, в т.ч. сельхозтоваропроизводителями. В сфере потребительского рынка занято около 60 тыс. человек, что составляет около 18% от занятых работников в экономике региона.
Отрасль характеризуется высокой инвестиционной активностью, 98 процентов этого сектора экономики находится в частной собственности.
Только за последние семь лет основные фонды обновились более чем на 60%. За три последних года в ее развитие вложено более 10 млрд. руб.
Средства вкладываются в строительство и реконструкцию объектов, перепрофилирование действующих предприятий с учетом спроса населения, оснащение их современным оборудованием, внедрение новых прогрессивных технологий и т.д.
Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий отрасли. Процесс формирования торговых сетей начался в Курской области около десяти лет назад и активно развивается. В настоящее время в регионе действуют свыше 40 федеральных и региональных торговых сетей.
Показатели обеспеченности населения области торговыми площадями растут и составляют в настоящее время свыше 900 кв. метров на 1 тысячу жителей.
В Курской области ежегодно реконструируется и вводится в эксплуатацию около 200 объектов торговли, среди которых крупные торговые центры, супермаркеты, магазины фирменной торговли. Только в 2014 г. открыто свыше 20 новых магазинов, отделов по продаже товаров курских предприятий-производителей.
Снижается диспропорция в развитии потребительского рынка товаров и услуг в сельской местности по сравнению с городами и райцентрами Курской области. Ежегодно в развитие сельской торговли инвестируется свыше 150 млн. рублей - около 5% общих объемов инвестиций в отрасль.
На протяжении многих лет сфера потребительского рынка была одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, обеспечивая ежегодно в 2010 - 2014 годах около 9% валового регионального продукта.
За 2010 - 2014 годы прирост оборота розничной торговли составил 38,2%, общественного питания - 15,5%, бытового обслуживания - 12,9%.
Оборот розничной торговли в Курской области за 2010 - 2015 годы
"Оборот розничной торговли в Курской области за 2010 - 2015 годы"
Оборот общественного питания в Курской области 2010 - 2015 годы
"Оборот общественного питания в Курской области 2010 - 2015 годы"
Объем бытовых услуг в Курской области за 2010 - 2015 годы
"Объем бытовых услуг в Курской области за 2010 - 2015 годы"
В течение ряда лет индексы физического объема оборота розничной торговли опережают среднероссийские значения и по Центральному федеральному округу. В 2014 году индекс физического объема оборота розничной торговли составил 104,5% и обеспечил 5-е место Курской области в рейтинге среди регионов ЦФО (без г. Москвы и Московской области).
Индекс физического объема оборота розничной торговли за 2010 - 2015 годы, (в % к предыдущему году)
"Индекс физического объема оборота розничной торговли за 2010 - 2015 годы, (в % к предыдущему году)"
Стабильный рост покупательной способности населения региона обеспечивал увеличение оборота розничной торговли на душу населения.
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения за 2010 - 2015 годы
"Оборот розничной торговли в расчете на душу населения за 2010 - 2015 годы"
Формирование оборота розничной торговли в 2014 году происходило в основном за счет организованного сектора торговли, при этом доля организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, в общем объеме оборота розничной торговли области постоянно увеличивается (88,5% против 87,4% в 2013 г.).
Формирование оборота розничной торговли в декабре 2014 г. (в процентах)
"Формирование оборота розничной торговли в декабре 2014 г. (в процентах)"
Это обусловлено более динамичным развитием крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства, которые в 2014 году обеспечили прирост в сопоставимых ценах на 5,4% к 2013 году. Особенно продолжилось развитие сетевой торговли, которая является одним из основных направлений развития розничного рынка области в целом.
Вместе с тем, малый бизнес в торговле играет важную роль в формировании оборота розничной торговли. По количеству малых предприятий в Курской области торговля занимает лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики - свыше 70%.
С конца 2014 года потребительский рынок оказался под серьезным давлением в связи с ухудшением общей геополитической, а также финансово-экономической ситуации в Российской Федерации. В результате в 2015 году наблюдается экономический спад во многих секторах экономики, повлекший за собой снижение доходов населения и покупательского спроса, что в первую очередь отразилось на обороте розничной торговли.
В Курской области индекс физического объема оборота розничной торговли в январе - ноябре 2015 года опустился до 94,5%, оборот розничной торговли составил - 161,8 млрд. руб. В дальнейшем по оценке в наибольшей степени падение спроса будет связано с непродовольственной группой товаров в связи с сокращением кредитования.
Общественное питание в гораздо большей степени зависит от роста реальных доходов населения и поэтому не может обеспечить высокие темпы развития. В январе - ноябре 2015 года оборот общественного питания составил 4,9 млрд. руб. с индексом физического объема 104,5%.
Сфера услуг тесно привязана к колебаниям уровня реальных доходов населения. Динамика структуры потребительских расходов в основном свидетельствует о сохранении положительных тенденций в сфере бытового обслуживания. За 11 месяцев 2015 года объем бытовых услуг достиг 7,7 млрд. руб. с индексом физического объема 100,3%.
По оценке по итогам 2015 года ожидается:
оборот розничной торговли - 179,7 млрд. руб. с индексом физического объема оборота розничной торговли - 93,5%;
оборот общественного питания - 5,4 млрд. руб. с индексом физического объема оборота общественного питания - 104,1%;
объем бытовых услуг - 8,6 млрд. руб. с индексом физического объема бытовых услуг - 100,3%.
В настоящее время на потребительском рынке Курской области также сохраняется стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и промышленные товары. Высокая насыщенность торговой сети региона продуктами питания и непродовольственными товарами сформирована за счет собственного производства (степень обеспеченности товарооборота продовольственными товарами за счет собственного производства составляет почти 70%).
Вместе с тем, одним из сдерживающих факторов в увеличении реализации местной сельскохозяйственной продукции и продовольствия является недостаточная маркетинговая политика товаропроизводителей и информированность населения о преимуществах курских товаров.
Для изменения такой ситуации в регионе проводится ежегодный областной смотр-конкурс "Покупаем курское". В конкурсе принимают участие до 30 предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности, малого бизнеса и торговли.
В регионе активно развивается выставочно-ярмарочная торговля. Ежегодно в городах и районах области проводится около 300 ярмарок и расширенных продаж, где продаются товары по ценам ниже, чем в розничных предприятиях торговли.
В течение 2014 - 2015 годов в Курской области, как и в Российской Федерации, наблюдается умеренный рост цен на продовольственные товары первой необходимости. Индекс потребительских цен в Курской области в ноябре 2015 года к декабрю 2014 года на все товары составил 114,1% (по РФ - 112,9%, по ЦФО - 113,3%), на продовольственные товары - 112,7% (по РФ - 112,7%, по ЦФО - 113,3%), на непродовольственные товары - 115,3% (по РФ - 113,2%, по ЦФО - 113,3%).
Анализ продаж продовольственных товаров показывает, что потребительские цены на основные продукты питания в Курской области изменялись в пределах темпов роста цен на продовольственные товары в среднем по стране. Однако, цены на отдельные социально значимые продовольственные товары в 2014 году росли в регионе быстрее инфляции, наиболее существенно выросли цены на крупу гречневую - ядрицу, свинину, сахар-песок, мясо птицы, рис шлифованный, овощи.
Вместе с тем, в сравнении с регионами Российской Федерации Курская область находится в первой десятке с низкими ценами по стране на говядину, свинину, мясо птицы, рыбу мороженую неразделанную, масло подсолнечное, молоко питьевое пастеризованное, соль, хлеб ржаной и ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, рис, пшено, крупу гречневую, лук, яблоки.
Курская область на протяжении 4 лет сохраняет самую низкую стоимость минимального набора продуктов питания в Российской Федерации.
В регионе, как и во всей в стране, произошли существенные преобразования алкогольного рынка, направленные на снижение алкоголизации населения.
На территории Курской области деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляют 453 организации на 2020 объектах. В результате ужесточения алкогольного законодательства за последние три года в Курской области количество объектов, реализующих алкоголь, сократилось в два раза, продажи крепкого алкоголя упали на 36%, пива и пивных напитков - на 30%.
Складывается устойчивая тенденция к снижению реализации алкогольной продукции. Так за период 2012 - 2014 годов в Курской области падение объемов реализации по крепкому алкоголю составило более 36%, а по пиву и пивным напиткам - более 30%.
В целях реализации и соблюдения законодательства в сфере алкогольного рынка Администрацией Курской области во взаимодействии с правоохранительными органами постоянно осуществляются мониторинги хозяйствующих субъектов, реализующих спиртные напитки.
В результате только в 2015 году пресечена деятельность 11 подпольных складов фальсифицированного алкоголя, изъято около 7 тыс. дкл# нелегальной спиртной продукции.
В целях снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией в 2015 году приняты Законы Курской области от 5 марта 2015 года N 22-ЗКО "Об установлении запрета и ограничения в сфере розничной продажи тонизирующих напитков", от 3 сентября 2015 года N 73-ЗКО "Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области", в соответствии с которыми в жилых домах (встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях) запрещена продажа алкоголя, в том числе пива на розлив, а также продажа спиртного в предприятиях общественного питания, расположенных в жилых домах со входом в зал со стороны подъездов, а также в отдельно стоящих зданиях, находящихся на дворовых территориях.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Закона Курской области N 73-ЗКО вместо "03.09.2015" следует читать "09.09.2015"
В результате деятельности, направленной на упорядочение реализации алкогольной продукции и соблюдение требований федерального законодательства на территории Курской области, отмечается снижение потребления алкогольной продукции.
Таким образом, в целом на потребительском рынке Курской области прослеживаются положительные тенденции развития, отвечающие современным требованиям организации торговой деятельности.
Вместе с тем, существует ряд факторов, влияющих на эффективное его функционирование:
при достаточно высокой обеспеченности населения площадью торговых объектов имеет место неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях. Сохраняется значительная дифференциация по уровню развития торговли и обеспечению торговыми площадями сельского и городского населения. Отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются дефицитом торговых площадей;
недостаточный уровень современной инфраструктуры розничной торговли в муниципальных районах Курской области;
в условиях импортозамещения актуально развитие фирменной торговли курских предприятий-производителей и обеспечение увеличения доли присутствия товаров местного производства на полках сетевых магазинов розничной торговли;
в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных вопросов социально-экономического, организационного и правового характера, требующих постоянной корректировки и поиска новых подходов к решению возникающих проблем. Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность хозяйствующих субъектов и населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации и защиты своих прав;
требуют решения проблемы повышения качества и безопасности продовольствия, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией, в том числе и алкогольной, попадающий на потребительский рынок Курской области;
остается актуальным процесс совершенствования товаропроводящей сети и развития логистики товародвижения. Роль оптового звена, как основного регулятора рынка, частично утрачена вследствие разрушения ранее налаженных кооперативных связей между всеми участниками рынка, что проявляется в снижении места и роли оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, в организации сбыта продукции местных сельхозтоваропроизводителей.
Программное решение указанных проблем позволит обеспечить дальнейшее развитие сложившихся положительных тенденций на потребительском рынке, наиболее полное удовлетворение спроса жителей области на товары в широком ассортименте по доступным ценам, торговые и бытовые услуги при гарантированном качестве и безопасности, преобразование предприятий потребительского рынка в современную индустрию сервиса, а также создать новые рабочие места, гарантированно обеспечить значительную часть налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
III. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации Программы
Основная цель Программы:
создание благоприятных условий для роста предпринимательской активности и конкуренции, удовлетворения потребностей и спроса населения на потребительские товары и услуги по доступным ценам, а также сбалансированного развития различных форматов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Для достижения поставленной цели Программы предусматривается решение следующих взаимосвязанных задач:
совершенствование государственной политики Курской области в сфере потребительского рынка;
развитие конкурентной среды на потребительском рынке Курской области;
повышение технического уровня предприятий торговли, общественного питания, бытовых услуг;
увеличение уровня обеспеченности населения торговыми площадями, дифференцированными по различным форматам торговли и услуг;
развитие мобильной, нестационарной, ярмарочной, рыночной электронной торговли;
создание условий для продвижения товаров местных производителей на внутренний рынок Курской области и за его пределы;
обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов в Курской области;
обеспечение защиты прав потребителей на территории Курской области;
создание системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать цены по группам товаров в различных типах торговых объектов, товарооборот, удовлетворенность населения качеством и безопасностью товаров, качеством торгового обслуживания, обеспеченностью торговыми площадями;
повышение профессионального уровня работников сферы потребительского рынка товаров и услуг в Курской области.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2016 - 2020 годов в один этап.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе, а именно, в 2016 - 2020 годах прогнозируется увеличение оборота розничной торговли на 23,1%, оборота общественного питания - на 22%, объема бытовых услуг населения - на 13,1%.
Указанные показатели подлежат корректировке при изменении внешних факторов социально-экономического развития.
IV. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации и объемы финансирования
Перечень мероприятий Программы со сроками их реализации представлен в приложении N 2 к настоящей Программе. Он предусматривает выполнение в период действия Программы следующих мероприятий:
Задача N 1 "Совершенствование форм, методов координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка Курской области":
совершенствование регионального законодательства в сфере торговой деятельности в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и обеспечение его применения;
развитие информационного обеспечения сферы торговли и услуг Курской области, в том числе через формирование торгового реестра в Курской области;
проведение ежеквартального мониторинга развития потребительского рынка в Курской области;
разработка и реализация годовых и среднесрочных оценок и прогнозов развития потребительского рынка в Курской области.
Задача N 2 "Развитие конкурентной среды на потребительском рынке Курской области":
создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере торговли и услуг на территории Курской области через построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников в сфере торговли: потребителя, производителя и субъекта торговли - предпринимателя;
оказание консультационной, методической, юридической помощи хозяйствующим субъектам при организации торговой деятельности и оказании услуг, а также при реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных соглашений между Администрацией Курской области и инвесторами;
повышение уровня информированности хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка о действиях органов исполнительной власти Курской области и общественных организаций потребителей по содействию развитию конкуренции;
осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти Курской области, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами при обмене информацией с целью оперативного устранения факторов, негативно влияющих на цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Задача N 3 "Повышение технического уровня предприятий торговли, общественного питания, бытовых услуг":
новое строительство объектов, реконструкция и модернизация действующих предприятий в соответствии с новейшими научно-техническими достижениями:
2016 год - 150 ед., рабочих мест - 1000;
2017 год - 160 ед., рабочих мест - 1100;
2018 год - 160 ед., рабочих мест - 1100;
2019 год - 170 ед., рабочих мест - 1200;
2020 год - 170 ед., рабочих мест - 1200.
Итого: 810 объектов, рабочих мест - 5600.
Задача N 4 "Увеличение уровня обеспеченности населения торговыми площадями, дифференцированными по различным форматам торговли и услуг":
совместно с органами местного самоуправления разработка системного подхода к вопросу обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то есть равномерное размещение предприятий на территории города, населенного пункта и т.д. для приближения услуг к потребителю и обеспечения комфортности покупок и услуг, а также стимулирования развития предприятий социальной направленности и экономкласса;
проведение мониторинга обеспеченности населения Курской области площадью торговых объектов в целях достижения нормативов, предусмотренных приложением N 3 к настоящей Программе;
развитие многоформатной торговли: крупных торговых центров и комплексов, сетевых предприятий торговли, магазинов "шаговой доступности", нестационарной, ярмарочной, рыночной, мобильной, электронной торговли;
развитие новых видов услуг и форм обслуживания в действующих предприятиях в городах и районах области, сохранение социально значимых видов бытовых услуг в сельской местности, организация выездного обслуживания населения региона.
Задача N 5 "Создание условий для продвижения товаров местных производителей на внутренний рынок Курской области и за его пределы":
развитие фирменной торговли курских предприятий-производителей (организация магазинов, отделов, предоставление торговых мест в торговых комплексах);
обеспечение увеличения доли присутствия товаров местного производства на полках сетевых магазинов розничной торговли через усиление работы с сетевыми предприятиями торговли и производителями Курской области;
реализация соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Республикой Беларусь, Республикой Сербия, Республикой Крым, Правительством г. Москвы, г. Санкт-Петербургом и другими регионами Российской Федерации;
расширение выставочно-ярмарочной деятельности, где за срок действия Программы планируется провести ярмарок, расширенных продаж в городах и районах области - свыше 1745, в том числе: выставок - 100; межрегиональных ярмарок в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве, в т.ч. за пределами региона и в странах СНГ, - 145. Проведение ярмарочных мероприятий позволит максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары, производимые курскими производителями, и дать толчок к увеличению их производства, а потребителю - на регулярной основе получать свежую и доступную продукцию;
проведение ежегодного областного смотра-конкурса "Покупаем курское".
Задача N 6 "Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов в Курской области":
предотвращение попадания на потребительский рынок Курской области некачественной и фальсифицированной продукции через активизацию Системы добровольной сертификации "Курское качество", где планируется увеличение количества предприятий и числа наименований просертифицированной продукции (до 750 наименований) в Системе добровольной сертификации "Курское качество";
проведение совместно с общественными организациями сравнительных смотров качества продуктов питания, реализуемых в розничной торговле с широким информированием населения через СМИ о его результатах.
Задача N 7 "Предотвращение попадания на потребительский рынок Курской области некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции":
проведение контрольных мероприятий по соблюдению лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции;
организация мероприятий по подключению предприятий розничной торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
Задача N 8 "Обеспечение защиты прав потребителей на территории Курской области":
повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей через освещение действующего законодательства через СМИ, проведение "круглых столов", обеспечение функционирования "горячей линии";
проведение зональных семинаров для хозяйствующих субъектов потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства Курской области с освещением вопросов практики применения действующего законодательства в сфере торговли и услуг.
Задача N 9 "Создание системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать цены по группам товаров в различных типах торговых объектов, товарооборот, удовлетворенность населения качеством и безопасностью товаров, качеством торгового обслуживания, обеспеченностью торговыми площадями":
формирование и ведение торгового реестра Курской области о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность;
проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Курской области.
Задача N 10 "Повышение профессионального уровня работников сферы потребительского рынка товаров и услуг в Курской области".
Привлечение новых трудовых ресурсов и задачи развития потребительского рынка Курской области требуют от органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления, образовательных организаций региона развития соответствующей системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать поставленные задачи по развитию потребительского рынка.
В этих целях предполагается осуществить следующие мероприятия:
организация обучающих семинаров для работников сферы потребительского рынка, товаров и услуг в Курской области;
проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников потребительского рынка;
содействие в организации подготовки и переподготовки работников сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
содействие в обучении основам предпринимательской деятельности посредством размещения на официальных интернет-сайтах Администрации Курской области и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (некоммерческое партнерство "Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства", Курская региональная общественная организация "Союз предпринимателей") информационных материалов о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках настоящей Программы, не требует выделения средств областного бюджета.
За весь период реализации Программы планируется привлечение финансовых средств прочих источников (средств хозяйствующих субъектов, инвестиционных компаний, кредитных ресурсов) в сумме 23787,5 млн. рублей, в том числе в 2016 году - 4385,4 млн. рублей, 2017 году - 4550,5 млн. рублей, в 2018 году - 4550,5 млн. рублей, в 2019 году - 5050,5 млн. рублей, в 2020 году - 5250,6 млн. руб.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы предполагается оценивать через систему целевых индикаторов и показателей, приведенных в приложении N 1 к настоящей Программе.
VII. Контроль за ходом реализации Программы
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется Губернатором Курской области и Администрацией Курской области.
Управление и текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляется разработчиком Программы, который обеспечивает согласованность действий исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качество и своевременное выполнение программных мероприятий.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно до 20 числа месяца, следующего за отчетным годом, представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области.
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, в установленном порядке представляет в Администрацию Курской области информацию о ходе реализации мероприятий Программы за отчетный год, включая оценку эффективности реализации Программы.
Приложение N 1
к Программе
развития потребительского рынка
в Курской области на 2016 - 2020 годы
Прогнозируемые значения
целевых индикаторов и показателей Программы развития потребительского рынка в Курской области на 2016 - 2020 годы
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей Программы |
Единица измерения |
Значения индикаторов и показателей Программы |
За период реализации Программы |
||||||
До начала реализации Программы |
В том числе по годам |
|||||||||
Отчет |
Оценка |
|||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1. |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
164199,8 |
179682,6 |
202439,5 |
223499,7 |
245214,0 |
266751,9 |
289892,6 |
|
2. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
в % к предыдущему году |
104,5 |
93,5 |
103,0 |
104,0 |
104,5 |
104,7 |
105,0 |
123,1 |
3. |
Оборот общественного питания |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
4770,7 |
5374,40 |
5791,5 |
6423,1 |
7090,1 |
7757,4 |
8495,5 |
|
4. |
Индекс физического объема оборота общественного питания |
в % к предыдущему году |
103,9 |
104,1 |
102,5 |
103,6 |
104,5 |
104,7 |
105,0 |
122,0 |
5. |
Объем бытовых услуг |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
7849,2 |
8610,7 |
9575,2 |
10382,0 |
11163,0 |
12038,2 |
13083,1 |
|
6. |
Индекс физического объема бытовых услуг |
в % к предыдущему году |
103,2 |
100,3 |
101,0 |
102,0 |
102,5 |
103,0 |
104,0 |
113,1 |
7. |
Показатель обеспеченности населения Курской области на 1000 жителей торговыми площадями |
кв. метров |
900 |
920 |
930 |
950 |
970 |
980 |
1000 |
x |
8. |
Прирост доли объектов торговли современных форматов, в том числе "шаговой доступности" |
% |
4 |
5 |
5,5 |
6 |
6 |
6,5 |
6,5 |
x |
9. |
Прирост нестационарных и мобильных объектов торговли |
единиц |
30 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
60 |
270 |
10. |
Количество открытых новых и реконструированных действующих объектов в сфере потребительского рынка Курской области |
единиц |
180 |
170 |
150 |
160 |
160 |
170 |
170 |
810 |
11. |
Количество вновь созданных рабочих мест в сфере потребительского рынка Курской области |
единиц |
1500 |
1800 |
1000 |
1100 |
1100 |
1200 |
1200 |
5600 |
Приложение N 2
к Программе
развития потребительского рынка
в Курской области на 2016 - 2020 годы
Перечень
мероприятий Программы развития потребительского рынка в Курской области на 2016 - 2020 годы
N п/п |
Наименование цели, задачи, мероприятия |
Исполнители мероприятий |
Сроки выполнения мероприятия |
Источники финансирования |
Всего |
Объем финансирования (млн. руб.) |
Ожидаемый результат |
||||
в том числе: | |||||||||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Совершенствование регионального законодательства в сфере торговой деятельности в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и обеспечение его применения |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие и упорядочение торговой деятельности на территории Курской области |
2. |
Проведение ежеквартального мониторинга развития торговли и услуг, разработка и реализация годовых и среднесрочных оценок и прогнозов развития потребительского рынка в Курской области |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отслеживание динамики развития торговли и услуг, повышение эффективности управления в сфере потребительского рынка в Курской области |
3. |
Создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере торговли и услуг на территории Курской области, оказание консультационной, методической, юридической помощи хозяйствующим субъектам при организации торговой деятельности и оказании услуг |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Активизация предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и услуг |
4. |
Новое строительство объектов, реконструкция и модернизация действующих предприятий в соответствии с новейшими научно-техническими достижениями |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
собственные средства хозяйствующих субъектов |
23400,0 |
4200,0 |
4500,0 |
4500,0 |
5000,0 |
5200,0 |
Создание современной инфраструктуры оптовой и розничной торговли, товаропроводящей сети, повышение показателей сферы потребительского рынка Курской области |
5. |
Совместно с органами местного самоуправления разработка системного подхода к вопросу обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, равномерное размещение предприятий на территории города, населенного пункта |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Создание современной инфраструктуры потребительского рынка и ее более рациональное размещение по территории региона, что позволит довести до нормативных значений показатели обеспеченности населения большинства муниципальных образований торговыми площадями, предприятиями общественного питания и бытового обслуживания населения |
6. |
Проведение мониторинга обеспеченности населения Курской области площадью торговых объектов |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Выявление муниципальных образований, где площадь торговых объектов ниже установленного норматива, устранение диспропорций в размещении торговых объектов на территории Курской области |
7. |
Развитие многоформатной торговли: крупных торговых центров и комплексов, сетевых предприятий торговли; нестационарной, ярмарочной, рыночной торговли, специализированных магазинов и магазинов "шаговой доступности", развитие мобильной торговли, электронной торговли |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Такие форматы торговли смогут повысить обеспеченность сельских жителей региона торговыми услугами и приблизить их доступность, а малые формы смогут обеспечить выполнение специфических функций, как возможность работы в узкой товарной специализации (булочные, мясные лавки, печать и пресса и др.) |
8. |
Развитие новых видов услуг и форм обслуживания в действующих предприятиях в городах и районах области, сохранение социально значимых видов бытовых услуг в сельской местности, организация выездного обслуживания населения региона |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Насыщение потребительского рынка в Курской области разными бытовыми услугами, повышение их качества, удовлетворение спроса сельского населения в социально значимых услугах |
9. |
Развитие фирменной торговли курских предприятий-производителей 2016 год - 5 ед., 2017 год - 4 ед., 2018 год - 5 ед., 2019 год - 5 ед., 2020 год - 6 ед. Итого: 25 объектов |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
собственные средства хозяйствующих субъектов |
175,0 |
35,0 |
30,0 |
35,0 |
35,0 |
40,0 |
Предоставление возможности курским производителям увеличения объема продаж, обеспечение жителей продукцией от производителя по доступным ценам |
10. |
Обеспечение увеличения доли присутствия товаров местного производства на полках сетевых магазинов розничной торговли через усиление работы с сетевыми предприятиями торговли и производителями Курской области |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Продвижение товаров курских производителей, увеличение объема реализации продукции |
11. |
Реализация соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Республикой Беларусь, Республикой Сербия, Республикой Крым, Правительством г. Москвы, г. Санкт-Петербургом и другими регионами Российской Федерации |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Расширение рынков сбыта продукции курских товаропроизводителей |
12. |
Проведение в городах и районах области выставок, ярмарок, расширенных продаж, в том числе межрегиональных ярмарок: 2016 год - 325 ед., 2017 год - 325 ед., 2018 год - 350 ед., 2019 год - 370 ед., 2020 год - 375 ед. Итого: 1745 ярмарок |
|
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Продвижение товаров курских производителей, увеличение объема реализации продукции, наиболее полное удовлетворение жителей региона товарами по доступным ценам |
13. |
Проведение ежегодного областного смотра-конкурса "Покупаем курское" |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Продвижение товаров, производимых на территории Курской области, формирование покупательского спроса на приоритет продукции курских производителей |
14. |
Предотвращение попадания на потребительский рынок Курской области некачественной и фальсифицированной продукции через активизацию Системы добровольной сертификации "Курское качество" |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию) общественные организации (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обеспечение потребителей Курской области качественными и безопасными продуктами питания, товарами и услугами |
15. |
Увеличение количества предприятий и числа наименований просертифицированной продукции (до 750 наименований) в Системе добровольной сертификации "Курское качество" |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обеспечение потребителей Курской области качественными и безопасными продуктами питания |
16. |
Проведение совместно с общественными организациями сравнительных смотров качества продуктов питания, реализуемых в розничной торговле |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию), общественные организации (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Информирование населения о качестве товаров, реализуемых в Курской области, предотвращение попадания в розничную торговую сеть фальсифицированной и некачественной продукции |
17. |
Проведение контрольных мероприятий по соблюдению лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения региона |
18. |
Организация мероприятий по подключению предприятий розничной торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию) |
2016 - 2020 |
собственные средства хозяйствующих субъектов, реализующих алкогольную продукцию |
210,0 |
150,0 |
20,0 |
15,0 |
15,0 |
10,0 |
Стабильность и легальность рынка алкогольной продукции, спиртосодержащей и безалкогольной продукции |
19. |
Повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей через освещение действующего законодательства через СМИ, проведение "круглых столов" и функционирования "горячей линии" |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Создание в Курской области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения |
20. |
Проведение зональных семинаров для хозяйствующих субъектов потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства Курской области |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), ОБУ "Курский центр контроля качества" (по согласованию), общественные организации (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Освещение вопросов практики применения действующего законодательства в сфере торговли и услуг |
21. |
Формирование и ведение торгового реестра Курской области о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обеспечение функционирования государственной системы информационного обеспечения |
22. |
Проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Курской области |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Информационное обеспечение состояния розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, принятие управленческих решений по недопущению диспропорций развития отрасли |
23. |
Организация обучающих семинаров для работников сферы потребительского рынка, товаров и услуг в Курской области |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Повышение профессионального уровня работников массовых профессий сферы потребительского рынка в Курской области |
24. |
Проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников потребительского рынка |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Повышение профессионального уровня работников массовых профессий сферы потребительского рынка в Курской области |
25. |
Содействие в организации подготовки и переподготовки работников сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), образовательные организации Курской области по согласованию) |
2016 - 2020 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами в соответствии с существующей потребностью |
26. |
Содействие в обучении основам предпринимательской деятельности посредством размещения на официальных интернет-сайтах Администрации Курской области и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса информационных материалов о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), НП "Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства" (по согласованию), Курская региональная общественная организация "Союз предпринимателей" (по согласованию) |
2016 - 2020 |
финансирование в рамках средств структур поддержки малого предпринимательства |
2,5 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
Повышение правовой грамотности хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка |
|
Всего по Программе |
|
|
|
23787,5 |
4385,4 |
4550,5 |
4550,5 |
5050,5 |
5250,6 |
|
Приложение N 3
к Программе
развития потребительского рынка
в Курской области на 2016 - 2020 годы
Нормативы
минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Курской области на 2016 - 2020 годы
Районы и города |
Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (кв. м на 1 тыс. чел.) |
Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров (кв. м на 1 тыс. чел.) |
Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров (кв. м на 1 тыс. чел.) |
Беловский |
196 |
60 |
136 |
Большесолдатский |
184 |
56 |
128 |
Глушковский |
276 |
84 |
192 |
Горшеченский |
288 |
88 |
200 |
Дмитриевский |
226 |
69 |
157 |
Железногорский |
308 |
94 |
214 |
Золотухинский |
167 |
51 |
116 |
Касторенский |
178 |
55 |
123 |
Конышевский |
222 |
68 |
154 |
Кореневский |
250 |
77 |
173 |
Курский |
207 |
63 |
144 |
Курчатовский |
176 |
54 |
122 |
Льговский |
95 |
29 |
66 |
Мантуровский |
282 |
86 |
196 |
Медвенский |
293 |
90 |
203 |
Обоянский |
305 |
93 |
212 |
Октябрьский |
196 |
60 |
136 |
Поныровский |
231 |
71 |
160 |
Пристенский |
203 |
62 |
141 |
Рыльский |
307 |
94 |
213 |
Советский |
220 |
67 |
153 |
Солнцевский |
260 |
79 |
181 |
Суджанский |
307 |
94 |
213 |
Тимский |
211 |
64 |
147 |
Фатежский |
471 |
144 |
327 |
Хомутовский |
202 |
62 |
140 |
Черемисиновский |
205 |
63 |
142 |
Щигровский |
59 |
18 |
41 |
г. Курск |
645 |
197 |
448 |
г. Железногорск |
373 |
114 |
259 |
г. Курчатов |
334 |
102 |
232 |
г. Льгов |
341 |
104 |
237 |
г. Щигры |
313 |
96 |
217 |
Всего по области: |
447 |
136 |
311 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Курской области от 30 декабря 2015 г. N 923-ра "Об утверждении Программы развития потребительского рынка в Курской области на 2016 - 2020 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2016 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) 30 декабря 2015 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 января 2016 г., в газете "Курская правда" от 14 января 2016 г. N 2