Постановление Правительства Республики Дагестан
от 6 мая 2015 г. N 130
"Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Дагестан"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и в целях определения единого подхода к организации института наставничества на государственной гражданской службе Республики Дагестан Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Дагестан.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан руководствоваться настоящим постановлением при внедрении института наставничества на муниципальной службе.
Временно исполняющий обязанности |
А. Карибов |
Положение
о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Дагестан
(утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 6 мая 2015 г. N 130)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Республики Дагестан.
2. Наставничество представляет собой управленческую и кадровую технологию по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации к самостоятельному и профессиональному исполнению функциональных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (далее - должностные обязанности) государственных гражданских служащих Республики Дагестан (далее - гражданские служащие) в государственных органах Республики Дагестан (далее - государственные органы).
3. Наставничество устанавливается в отношении лиц, впервые поступивших на государственную гражданскую службу Республики Дагестан (далее - гражданская служба).
4. В качестве наставников привлекаются профессионально компетентные гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы не менее пяти лет, опыт профессиональной служебной деятельности в замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Дагестан (далее - должность гражданской службы) не менее двух лет, высокие результаты служебной деятельности, а также пользующиеся авторитетом в государственном органе и не имеющие дисциплинарных взысканий.
5. Целями наставничества являются подготовка гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному исполнению должностных обязанностей, минимизация периода его адаптации к замещаемой должности гражданской службы, помощь в профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков исполнения должностных обязанностей.
6. Основными задачами наставничества являются:
оказание помощи гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональной и должностной адаптации к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при исполнении должностных обязанностей;
оптимизация процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
развитие способности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, самостоятельно, качественно и ответственно исполнять возложенные на него должностные обязанности;
оказание моральной и психологической поддержки гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при исполнении должностных обязанностей;
обучение гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, эффективным формам и методам служебного взаимодействия, развитие способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень;
формирование у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и моральных качеств, ответственности, дисциплинированности, добросовестности при исполнении должностных обязанностей;
оценка профессионального уровня и служебного потенциала гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исходя из результатов исполнения им должностных обязанностей, а также осуществления мероприятий, предусмотренных программой наставничества в отношении государственного гражданского служащего Республики Дагестан, составленной по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению (далее - программа наставничества);
формирование нетерпимости к коррупционным и иным правонарушениям.
II. Организация наставничества
7. Установление наставничества, назначение наставника с указанием срока осуществления наставничества оформляется ведомственным актом государственного органа по ходатайству руководителя соответствующего структурного подразделения в срок не позднее десяти дней со дня назначения данного гражданского служащего на должность гражданской службы.
8. Срок осуществления наставничества устанавливается продолжительностью от трех до шести месяцев в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
В срок осуществления наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда наставник или гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, не исполняли свои должностные обязанности.
9. В случае быстрого и эффективного освоения гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых профессиональных знаний и навыков, по ходатайству руководителя соответствующего структурного подразделения и наставника наставничество может быть завершено досрочно.
10. Наставник может осуществлять наставничество в отношении не более двух гражданских служащих одновременно.
11. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником.
12. Замена наставника осуществляется ведомственным актом государственного органа в следующих случаях:
1) при освобождении наставника от замещаемой должности гражданской службы;
2) при переводе наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы;
3) при ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей;
4) по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в том числе невозможность установления межличностных взаимоотношений, привлечение наставника к дисциплинарной ответственности, отсутствие на службе наставника в течение более одного месяца.
13. Организационное, документационное и методическое обеспечение наставничества осуществляет структурное подразделение государственного органа по вопросам государственной гражданской службы и кадров (далее - кадровая служба).
III. Руководство наставничеством
14. Руководство и контроль за организацией наставничества, координацию деятельности наставников осуществляет руководитель государственного органа или уполномоченное им лицо.
15. Ответственность за организацию наставничества непосредственно в структурном подразделении государственного органа, в котором осуществляется наставничество, несет руководитель указанного структурного подразделения (далее - руководитель структурного подразделения).
16. Руководитель структурного подразделения:
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня профессиональной подготовки наставника, а также от объема исполняемых им должностных обязанностей;
ходатайствует перед руководителем государственного органа о кандидатуре наставника, сроке осуществления наставничества;
осуществляет оперативный контроль за деятельностью наставника и гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс наставничества;
создает необходимые условия для эффективного взаимодействия наставника и гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
IV. Права и обязанности наставника
17. Наставник обязан:
обеспечить своевременную и результативную подготовку гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному, профессиональному исполнению должностных обязанностей;
разработать совместно с руководителем структурного подразделения в течение пяти рабочих дней с начала срока наставничества программу наставничества;
осуществлять мероприятия, предусмотренные программой наставничества;
осуществлять контроль за деятельностью гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, преимущественно в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, качества подготовленных им служебных документов;
составлять и представлять в кадровую службу по итогам наставничества согласованный с руководителем структурного подразделения отзыв о результатах профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество.
18. Наставник имеет право:
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
вносить предложения руководителю структурного подразделения о применении к гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, мер поощрения и дисциплинарного воздействия, а также по иным вопросам осуществления наставничества.
19. При осуществлении наставничества наставнику рекомендуется руководствоваться памяткой наставнику согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
V. Права и обязанности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество
20. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:
выполнять в установленные сроки и в полном объеме мероприятия, предусмотренные программой наставничества;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
совместно с наставником выявлять и устранять допущенные ошибки;
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением отдельных должностных обязанностей;
проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной служебной деятельности.
21. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
пользоваться имеющейся в государственном органе и структурном подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к руководителю структурного подразделения с ходатайством о замене наставника.
VI. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
22. В течение десяти календарных дней по окончании установленного ведомственным актом государственного органа срока наставничества наставник составляет и представляет согласованный с руководителем структурного подразделения отзыв о результатах профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество.
При необходимости в отзыве указываются конкретные рекомендации гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, по дальнейшему повышению его профессионального уровня.
23. Согласованный с руководителем структурного подразделения отзыв о результатах профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, передается в кадровую службу.
24. Результатами эффективной работы наставника считаются:
освоение и грамотное использование гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности положений нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
положительная мотивация гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, к профессиональной служебной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
способность гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, самостоятельно, в пределах установленной компетенции, исполнять должностные обязанности, работать с обращениями граждан и организаций, готовить квалифицированные предложения для принятия решений;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
25. Результаты работы наставника учитываются при проведении его аттестации, продвижении по службе и поощрении.
Приложение N 1
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской
службе Республики Дагестан
Форма
ПРОГРАММА
наставничества в отношении государственного гражданского служащего Республики Дагестан
_________________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество гражданского служащего, в отношении
_________________________________________________________________________
которого осуществляется наставничество)
_________________________________________________________________________
(наименование структурного подразделения)
_________________________________________________________________________
(наименование государственного органа)
Период наставничества: с ___ _______ 20___ г. по ___ ______ 20___ г.
N п/п |
Наименование и содержание мероприятий |
Сроки выполнения |
Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель
структурного подразделения ___________________ ______________________
(подпись) (должность, ФИО)
Наставник ___________________ ______________________
(подпись) (должность, ФИО)
Ознакомлен(а)
(гражданский служащий,
в отношении которого
осуществляется ___________________ ______________________
наставничество) (подпись) (ФИО)
___________________________________ проект наставничество
Приложение N 2
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской
службе Республики Дагестан
Памятка наставнику
Общие положения
Перед Вами стоит интересная и творческая задача - помочь гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, познакомиться с государственным органом, включиться в служебный процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.
Наставником является гражданский служащий, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в государственном органе.
Переход на новое место служебной и профессиональной деятельности неизбежно сопровождается определенным периодом адаптации. Задача наставника заключается в том, чтобы помочь гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, почувствовать себя комфортно в новом коллективе, выполнить организационные и разъяснительные мероприятия, связанные с его назначением на новую либо иную должность, а также передать ему опыт и знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
Рекомендации по первичной адаптации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество
1. Расскажите гражданскому служащему, в отношении которого Вы осуществляете наставничество, какая форма обращения принята в Вашем структурном подразделении и в государственном органе в целом.
2. Расскажите гражданскому служащему, в отношении которого Вы осуществляете наставничество, о государственном органе и об основных направлениях деятельности государственного органа, о структурном подразделении, в котором ему предстоит проходить гражданскую службу, а также об особенностях прохождения гражданской службы. Последнее будет особенно интересно для лиц, впервые поступивших на гражданскую службу.
3. Ознакомьте гражданского служащего, в отношении которого Вы осуществляете наставничество, с разделами официального сайта государственного органа, научите работать с ними.
4. Проявите интерес к личности гражданского служащего, в отношении которого Вы осуществляете наставничество, поинтересуйтесь о его предыдущем месте работы, семье, профессиональных достижениях, о полученном образовании.
5. При поручении первых заданий гражданскому служащему, в отношении которого Вы осуществляете наставничество, поинтересуйтесь, как продвигается их выполнение, и окажите помощь в случае возникновения затруднений.
6. Будьте доброжелательны к гражданскому служащему, в отношении которого Вы осуществляете наставничество, и внимательны к его нуждам. Будьте готовы отвечать на все возникающие у него вопросы. Проявляйте терпение и уважение к нему.
Рекомендации для наставника по общению с гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество
1. Старайтесь использовать скорее проблемно-ориентированные, чем личностно-ориентированные утверждения, то есть обращайте большее внимание на поступки и старайтесь давать характеристику событиям и поступкам гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, а не его личности. Используйте описательные, а не оценочные высказывания. Объективно описывайте произошедшую ситуацию, а также свою реакцию на события и их последствия. Предлагайте приемлемые альтернативы.
2. При общении с гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, старайтесь подчеркивать уважение к нему, проявлять гибкость, непредвзятость и открытость новым идеям. Стремитесь не к доминированию, а к равноправному двустороннему обмену информацией. Определите области взаимного согласия или позитивные характеристики собеседника прежде, чем говорить о возможных разногласиях или негативных характеристиках. Сформулируйте у нового коллеги позитивное отношение к гражданской службе и коллективу, поддержите его энтузиазм и уверенность в себе, найдите повод, чтобы его похвалить.
3. В ходе обучения делайте особый акцент на сферах, подконтрольных гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, а не на тех факторах, которые не могут быть изменены или находятся вне сферы его компетенции.
4. Ваши утверждения должны отражать Ваше мнение, то есть носить личный характер, добивайтесь того же и от собеседника. Старайтесь не заменять слово "я" безликим понятием "руководство".
5. Демонстрируйте поддерживающее выслушивание собеседника. Обеспечивайте контакт "глаза в глаза" и применяйте навыки невербального общения. Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к какому типу может быть отнесена данная ситуация: к наставничеству или к консультированию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены цели, задачи и порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Республики Дагестан.
Целями наставничества являются подготовка гражданского служащего к самостоятельному исполнению должностных обязанностей, минимизация периода его адаптации к замещаемой должности гражданской службы, помощь в профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков исполнения должностных обязанностей.
Наставничество устанавливается в отношении лиц, впервые поступивших на государственную гражданскую службу.
В качестве наставников привлекаются профессионально компетентные гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы не менее 5 лет, высокие результаты служебной деятельности, а также пользующиеся авторитетом в государственном органе и не имеющие дисциплинарных взысканий.
Срок осуществления наставничества устанавливается продолжительностью от 3 до 6 месяцев.
Результаты работы наставника учитываются при проведении его аттестации, продвижении по службе и поощрении.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 6 мая 2015 г. N 130 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Дагестан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 ноября 2024 г. N 351 настоящий документ признан утратившим силу с 5 ноября 2024 г.