Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Махачкалы
от 16 ноября 2015 г. N 4736
Основные направления
налоговой политики Муниципального образования городской округ "город Махачкала" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Основные направления налоговой политики Муниципального образования городской округ "город Махачкала" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта бюджета города на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать при планировании бюджета г. Махачкалы. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки проектов изменений в решение Собрания Депутатов Муниципального образования городской округ "город Махачкала" о налогах и сборах и внесения их в Администрацию г. Махачкалы.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории г. Махачкалы.
В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Администрации г. Махачкалы останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Одновременно Администрация г. Махачкалы планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.
Поскольку Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Дагестан не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и осуществлять какие-либо масштабные изменения в налоговой системе в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года, при проведении налоговой политики основное внимание будет уделяться проведению антикризисных мер, а также реализации тех основных изменений, планы по проведению которых уже определены в нескольких стратегических документах. Это - Основные направления налоговой политики на очередной год и плановый период, утвержденные в предыдущие годы, послания и поручения Главы Республики Дагестан и Главы г. Махачкала.
I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
В Муниципальном образовании городской округ "город Махачкала" подготовлены и приняты нормативные акты, связанные с вопросами налогообложения, создания стимулов для наращивания собственной доходной базы, в том числе:
Постановление Администрации г. Махачкалы от 27 декабря 2013 г. N 23762 "О порядке осуществления Администрацией города Махачкалы полномочий администратора доходов бюджета муниципального образования городской округ "город Махачкала".
Постановление Администрации г. Махачкалы от 9 июня 2014 г. N 984 "О мерах по составлению проекта бюджета муниципального образования городской округ "город Махачкала" на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов".
Постановление Администрации г. Махачкалы от 17 декабря 2014 г. N 2719 "Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по определению налогового потенциала муниципального образования городского округа "город Махачкала".
Постановление Администрации г. Махачкалы от 3 марта 2015 г. N 1020 "О реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан по г. Махачкала в 2015 г.".
Постановление Администрации г. Махачкалы от 15 мая 2015 г. N 2362 "О мерах по реализации решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" "О принятии бюджета муниципального образования городского округа "город Махачкала" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Для обеспечения экономической стабильности и минимизации бюджетных рисков прогнозирование доходов бюджета города будет осуществляться на основе консервативного подхода к их объему.
II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2016 и 2018 годах
В период 2016 - 2018 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", а также приоритетными направлениями Главы РД.
Основной задачей налогообложения является обеспечение роста доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджета муниципального образования в среднесрочной перспективе будут предприниматься усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.
В первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. В 2016 году будет продолжена реализация целей и задач, направленных на максимальное обеспечение бюджета Муниципального Образования городской округ "город Махачкала" доходами за счет местных налогов, доходов от использования муниципального имущества.
Налоговая политика в области доходов должна быть ориентирована на:
- поддержание достигнутого уровня налогового потенциала и создание условий для дальнейшего роста налоговых доходов, закрепленных за местным бюджетом;
- создание условий, препятствующих сокращению поступлений и способствующих обязательности уплаты налогов бизнесом.
В связи с этим стратегическими задачами налоговой политики в области доходов в 2016 г. и плановом периоде 2017 - 2018 годах станут:
1) активизация работы по увеличению налогового потенциала Муниципального Образования городской округ "город Махачкала";
2) мобилизация налоговых доходов бюджета, в том числе продолжение мероприятий, проводимых в рамках работы межведомственной комиссии по выявлению неучтенных объектов недвижимости и актуализации земельных участков на территории Муниципального образования городской округ "город Махачкала";
3) обеспечение высокой доходности арендного нежилого фонда Муниципального образования городской округ "город Махачкала";
4) усиление системы администрирования налоговых доходов в целях повышения их собираемости и минимизации недоимки, недопустимости формирования "серых" схем в бизнесе;
1. Налог на доходы физических лиц.
Предусматривается увеличение до пяти лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения. При этом минимальный предельный срок владения таким объектом недвижимого имущества составляет три года, в случае если право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком одним из следующих способов:
- в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
- в результате приватизации;
- в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.
Налогообложение доходов физических лиц требует постоянной корректировки, с одной стороны, с целью исключения необоснованных налоговых льгот, а с другой стороны, с целью уточнения отдельных положений в части порядка определения налоговой базы и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налога.
Например, предполагается уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения налогом на доходы физических лиц, в том числе при увольнении гражданских служащих, военнослужащих и судей, при получении доходов в иностранной валюте, уточнение отдельных положений по налогообложению выигрышей в лотереи.
Расширение перечня доходов, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 13 процентов.
Доходы от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах", облагаются по ставке 13%.
Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников.
Сложные процедуры регистрации, снятия с регистрации и уплаты страховых взносов физическими лицами, не имеющими работодателей и осуществляющими отдельные виды индивидуальной приносящей доход деятельности (самозанятые лица), которые не имеют наемных работников, во многих случаях приводят к тому, что такие лица не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не уплачивают налоги в бюджетную систему.
С целью упрощения процедур уплаты налогов такой категорией самозанятых лиц, антикризисным планом Правительства Российской Федерации предполагается предусмотреть особенности применения системы патентного налогообложения. Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу "одного окна" одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж и без права заниматься иными видами деятельности кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж. Такая система специальной регистрации необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.
Поэтому реализация уплаты платежей по принципу "одного окна" невозможна в условиях сохранения действующей системы взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, предполагающей уплату взносов индивидуальными предпринимателями по итогам года и в зависимости от совокупного дохода.
В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства будут внесены в специальные налоговые режимы следующие изменения:
1) расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
2) снижены ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Предполагается рост поступлений налога по сравнению с 2014 годом и ожидаемым исполнением 2015 года, соответствующий прогнозу социально-экономического развития Муниципального Образования городской округ "город Махачкала" на 2016 - 2018 гг., в результате увеличения фонда оплаты труда предприятий, организаций и учреждений, работы по постановке на учет обособленных подразделений организаций.
Налоговые каникулы для малого бизнеса.
В целях стимулирования развития малого предпринимательства в соответствии с федеральным законом, предусматривающим предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, "налоговые каникулы" в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 - 2018 годах.
Налог на имущество физических лиц.
В законодательство о налогах и сборах внесены изменения, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов на имущество путем минимизации налоговых платежей в результате перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на специальные налоговые режимы.
Планируется увеличение поступлений налога на имущество физических лиц за счет увеличения численности налогоплательщиков и количества объектов налогообложения, обусловленного:
1) продлением срока бесплатной приватизации муниципального жилищного фонда;
2) вводом в эксплуатацию новых строений, помещений, сооружений;
3) выявлением неучтенных объектов недвижимости и постановкой на налоговый учет для целей налогообложения.
4) оптимизацией налоговых льгот.
В рамках совершенствования налогообложения имущества физических лиц с 2015 года в Кодекс введена новая глава 32 "Налог на имущество физических лиц".
Целью введения нового налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества.
Обеспечивая равенство налогообложения и защиту социально-незащищенных категорий граждан, на федеральном уровне предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения, налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, а также понижающие коэффициенты, применяемые в течение первых четырех налоговых периодов после введения нового налога.
Учитывая местный характер налога, широкие полномочия по установлению налога предоставлены субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований.
Так, по решению субъекта Российской Федерации устанавливается порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. временное (до 2020 года) сохранение действующего порядка).
Земельный налог.
В целях увеличения поступлений земельного налога в 2016 г. планируется:
1) активизация выкупа арендованных земельных участков в собственность в связи с увеличением арендной платы;
2) выявление неучтенных земельных участков и постановка их на учет для целей налогообложения
3) оптимизация налоговых льгот
4) увеличение налоговых ставок.
С 1 января 2015 года установлены дифференцированные ставки по земельному налогу следующим образом:
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для домов многоэтажной и индивидуальной жилой застройки, сельскохозяйственного использования и находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
- 0,85 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности;
- 1,2 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
- 1,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения гостиниц, для размещения административных и офисных зданий, для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, для размещения портов, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, под объектами транспорта, энергетики и связи аэропортов, аэродромов, автовокзалов;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении не перечисленных в настоящем пункте видов разрешенного использования по категории "прочие земельные участки".
Планируется, что, начиная с 1 января 2016 года, вступят в силу новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц. В частности в Налоговом кодексе Российской Федерации планируют дополнить новой главой "Налог на недвижимое имущество физических лиц". При этом налоговой базой по этому новому местному налогу будет признаваться кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества (земельные участки и объекты капитального строительства).
Предполагается, что новый налог на недвижимое имущество получат возможность вводить органы местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, где законом субъекта Российской Федерации будет отменен действующий налог на имущество физических лиц (для чего органам государственной власти субъектов Российской Федерации будут предоставлены соответствующие полномочия). При этом Муниципальное образование городской округ "город Махачкала" получит возможность отмены налога на имущество физических лиц в период с 2015 по 2019 годы. При этом такое решение может быть принято только после утверждения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства.
Начиная с 1 января 2020 года указанный налог предполагается отменить на всей территории Российской Федерации вне зависимости от решения органа государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации.
В рамках налога на недвижимое имущество будут подлежать налогообложению здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы. Органы местного самоуправления получат право устанавливать любые льготы в отношении любых категорий граждан и любого количества объектов недвижимого имущества.
Предполагается, что налоговые ставки по налогу будут устанавливаться в пределах установленных Налоговым кодексом Российской Федерации ограничений:
до 0,1% - для жилых помещений, жилых домов на садовых и дачных земельных участках, соответствующих (жилых) объектов незавершенного строительства и единых недвижимых комплексов жилого назначения, а также гаражей и машиномест;
до 0,5% - для прочих объектов недвижимости.
Предполагается, что решением Муниципального образования городской округ "город Махачкала" налоговые ставки могут быть дифференцированы не только в зависимости от вида использования объектов недвижимости, их стоимости, но и от их расположения на территории города.
Также предполагается повышенное налогообложение объектов капитального строительства и незавершенного капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей. К таким объектам недвижимого имущества будут применяться повышенные налоговые ставки в размере от 0,5 до 1% включительно.
В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки налогоплательщиков после введения налога на недвижимое имущество физических лиц, предполагается предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации специальные переходные положения для случаев, когда после перехода на исчисление налога на основании кадастровой стоимости исчисленная сумма налога для налогоплательщика повышается по сравнению с суммой налога, которая была исчислена для этого же объекта на основании его инвентаризационной стоимости по итогам последнего налогового периода существования налога на имущество физических лиц.
В целях удобства осуществления расчетов физическими лицами по имущественным налогам с 1 января 2015 года предусмотрены единые сроки уплаты физическими лицами, земельного налога и налога на имущество физических лиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Создание оптимальной системы управления муниципальным имуществом для получения максимально возможного объема доходов.
2.1. Доходы от арендной платы за земельные участки до разграничения государственной собственности на землю планируется обеспечить за счет платности и законности использования земель в результате осуществления контроля, направленного на выявление незаконного использования земельных участков; взыскания в судебном порядке неосновательного обогащения за фактическое использование земельных участков.
2.2. Поступление доходов от использования муниципального имущества будет обеспечено за счет:
- сдачи в аренду по рыночной цене;
- проведения проверок целевого использования и сохранности муниципального имущества с целью выявления бесхозяйного имущества, признания его муниципальной собственностью и вовлечения его в хозяйственный оборот;
- повышения платежной дисциплины арендаторов.
3. Усиление системы администрирования налоговых и неналоговых доходов в целях повышения их собираемости и минимизации недоимки.
3.1. Активная деятельность администраторов доходов бюджета городского округа всех уровней по обеспечению своевременной и полной уплаты организациями и физическими лицами обязательных платежей в бюджет и снижению задолженности перед бюджетом городского округа.
3.2. Проведение совместных мероприятий Муниципального Образования городской округ "город Махачкала" с администраторами доходов бюджета.
3.3. Для укрепления налоговой базы, повышения устойчивости бюджета, выполнения обязательств по росту заработной платы, необходимо активизировать работу с крупными налогоплательщиками, работающими на территории городского округа.
В 2016 году прогнозируется тенденция к дальнейшему оздоровлению экономики и, как следствие, повышение деловой активности инвесторов, что повлечет за собой поступление доходов.
III. Общие подходы к установлению налоговых льгот
В Основных направлениях налоговой политики на 2011 - 2013 годы была впервые поставлена задача постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам. После проведения анализа и оценки бюджетного эффекта от действовавших на тот момент федеральных льгот по региональным и местным налогам была предложена постепенная отмена по земельному налогу для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Оценка эффективности действующих налоговых льгот и освобождений, а также оценка общей величины и динамики налоговых расходов бюджетов всех уровней будут являться составной частью бюджетного процесса и отражаться в Основных направлениях налоговой и бюджетной политики на очередной год и плановый период.
При этом предполагается в рамках реализации налоговой политики установить правило, в соответствии с которым принятие новой льготы, налогового освобождения или иного стимулирующего механизма в рамках налоговой политики должно сопровождаться определением "источника" для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот (возможно, с заменой на аналогичный объем налоговых расходов).
Также следует установить правило, в соответствии с которым любая налоговая льгота должна первоначально приниматься на временной основе с требованием об обязательном анализе эффективности по итогам ее применения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.