Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Комитета
по государственным закупкам РД
от 1 февраля 2016 г. N 5-А
Рекомендации
о мерах по снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации содержат меры по снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и предназначены для использования в работе уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, заказчиками республики, иными юридическими лицами, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44-ФЗ).
1.2. Для целей настоящих рекомендаций определены следующие этапы осуществления закупок:
- определение приоритетов заказчика на закупку товаров, работ, услуг;
- исследование рынка. Определение начальной (максимальной) цены контракта;
- выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- формирование плана закупок, плана-графика закупок;
- разработка и размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупке;
- размещение извещения о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений;
- прием заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений;
- вскрытие заявок на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений;
- рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, запросе котировок, рассмотрение заявок на участие в аукционе, запросе предложений;
- заключение контракта;
- администрирование контракта;
- приемка продукции.
На каждом этапе выделены возможные коррупционные риски, предложены меры по их снижению для уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, заказчиков, иных юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с ФЗ N 44-ФЗ.
1.3. Термины и определения, используемые в настоящих рекомендациях, соответствуют положениям ФЗ N 44-ФЗ.
2. Определение приоритетов заказчика на закупку товаров, работ, услуг
2.1. Коррупционные риски:
- Расстановка мнимых приоритетов по объекту закупки, объемам, срокам удовлетворения потребности.
- Лоббирование инвестиций в "нужную" сферу бизнеса.
- Определение круга и места расположения потребителей, объема потребления.
- Определение объема необходимых средств, направляемых на закупку товаров, работ, услуг.
2.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Разработка и внедрение заказчиком системы эффективного планирования закупок, основанной на всестороннем анализе потребностей, в том числе с учетом мнения конечных потребителей.
- Обоснование заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Соблюдение заказчиком правил нормирования в сфере закупок.
3. Исследование рынка. Определение начальной (максимальной) цены контракта
3.1. Коррупционные риски:
- Необоснованное расширение (ограничение) круга возможных участников закупок.
- Необоснованное расширение (сужение) круга удовлетворяющей потребность продукции.
- Необоснованное расширение (ограничение), упрощение (усложнение) необходимых условий контракта.
- Необоснованное завышение (занижение) начальной (максимальной) цены контракта.
3.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Проведение исследования рынка независимыми специалистами (маркетологами) или обученными специалистами заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в области маркетинга.
- Использование имеющихся методов для обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
- Экспертиза обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
- Разработка типовых описаний объекта закупки.
- Постоянный мониторинг уполномоченным органом, уполномоченным учреждением и опубликование для использования заказчиками цен на типовые (часто закупаемые) товары, работы, услуги.
4. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
4.1. Коррупционные риски:
- Неадекватный выбор способа закупки по срокам, цене, объему, особенностям объекта закупки, конкурентоспособности и специфики рынка поставщиков.
- Преднамеренная подмена одного способа закупки другим.
4.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Внедрение заказчиком системы эффективного планирования закупок.
- Внедрение уполномоченным органом, уполномоченным учреждением в практику проведение совместных конкурсов и аукционов на типовые (часто закупаемые) товары, работы, услуги.
- Обоснование заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Экспертиза уполномоченным органом, уполномоченным учреждением обоснования заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) преимущественно конкурентными способами.
5. Формирование плана закупок, плана-графика закупок
5.1. Коррупционные риски:
- Необоснованное сокращение срока исполнения контракта, в результате чего может участвовать только та компания, которая либо имеет инсайдерскую информацию о закупке, либо уже наполовину выполнила предлагаемый контракт.
- Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) аврально в конце года (квартала). В этом случае очень велик риск сговора как с благими целями (отдать контракт надежному поставщику, который его доделает уже после подписания акта сдачи-приемки и получения средств), так и с коррупционными (отдать контракт под большой "откат" с получением некачественной продукции, когда отсутствие качества незаметно при авральной приемке).
- Необоснованное затягивание или ускорение процесса закупки.
5.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Мониторинг уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, заказчиком условий исполнения контрактов на предмет необоснованного сокращения сроков.
- Обоснование заказчиками выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), начальной (максимальной) цены контракта.
- Обоснование заказчиками предлагаемых условий исполнения контрактов.
- Разработка и внедрение заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением регламента по определению поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Проведение заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением обязательного общественного обсуждения закупок, учет предложений участников обязательного общественного обсуждения закупок.
- Учет заказчиком предложений субъектов общественного контроля в сфере закупок.
6. Разработка и размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупке
6.1. Коррупционные риски:
- Несоответствие извещения об осуществлении закупки, документации о закупке имеющимся финансовым ресурсам (закладываемое в извещение, документацию качество продукции не соответствует (ниже) цене этой продукции, заложенной в проект контракта).
- "Заточенность" спецификации и критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки под конкретного поставщика, т.е. включение в извещение, документацию требований о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, ограничивающих участие других поставщиков.
- Несоответствие закупаемого объекта имеющимся у поставщиков ресурсам, в т.ч. персоналу (т.е. контракт заведомо предполагает субконтракты с "заказными" организациями).
- Извещение, документация не учитывает цену владения объектом и длительность жизненного цикла объекта закупки.
- Размытость (неясность, неконкретность) и противоречивость объекта закупки, критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, условий исполнения контракта, условий приемки объекта закупки, гарантийных условий. В этом случае комиссия имеет возможность отобрать "нужного" поставщика, играя на неопределенности условий.
- Мистификация, подмена предмета контракта.
- Объединение в одну закупку разных объектов закупки.
6.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Разработка рекомендаций по определению (формированию) объекта закупки.
- Экспертиза описания объекта закупки, разработанного заказчиком.
- Предоставление заказчиком в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение обоснования описания объекта закупки и начальной (максимальной) цены контракта.
- Экспертиза начальной (максимальной) цены контракта, определенной заказчиком.
- Разработка типовых описаний объектов закупки, типовых контрактов.
- Разработка уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, заказчиком типовых критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
- Проведение заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением обязательного общественного обсуждения закупок, учет предложений участников обязательного общественного обсуждения закупок.
- Учет заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением предложений субъектов общественного контроля в сфере закупок.
- Анализ закупок контрольными органами.
7. Прием заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений
7.1. Коррупционные риски:
- Предоставление неполной или разной информации о закупке, подмена разъяснений ссылками на документацию о закупке.
- Прямые контакты и переговоры с поставщиком.
- Дискриминационные изменения документации.
7.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уполномоченным органом, уполномоченным учреждением.
- Создание системы, исключающей личный контакт специалистов, ответственных за определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с участниками закупок (напр., единый центр приема заявок, подготовки разъяснений).
- Анализ закупок контрольными органами.
- Разработка уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, заказчиком типовых форм заявок участников закупок.
8. Вскрытие заявок на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений
8.1. Коррупционные риски:
- Оглашение неполной или неверной информации о предложениях конкурентов.
- Сокрытие информации о наличии или отсутствии необходимых документов, перезапись аудиозаписи.
- Оглашение несуществующей информации о закупке.
- Подлог, добавление, изъятие, непринятие заявок на участие в закупках.
8.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уполномоченным органом, уполномоченным учреждением.
- Формирование уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, заказчиком комиссий по осуществлению закупок с привлечением независимых специалистов по закупкам.
- Аудиозапись, видеозапись и прямая трансляция в Интернет процедуры вскрытия конвертов.
- Присутствие на процедурах вскрытия конвертов специалистов контрольных органов.
- Предоставление информации об осуществлении закупок по запросам субъектов общественного контроля.
9. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, запросе котировок, рассмотрение заявок на участие в аукционе, запросе предложений
9.1. Коррупционные риски:
- Необоснованная дискриминация в отношении поставщиков при рассмотрении и оценке заявок.
- Необоснованные преимущества поставщикам.
- Разное отношение к разным участникам закупки (по одинаковым (схожим) условиям предложений поставщиков: одни из них допускаются, другие - нет, определяется разный рейтинг заявок).
- Использование необъявленных и/или недопустимых критериев оценки заявок, условий допуска к участию в закупке.
9.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченным органом, уполномоченным учреждением.
- Формирование уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, заказчиком комиссий по осуществлению закупок с привлечением независимых специалистов по закупкам.
- Разработка уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, заказчиком типовых форм заявок участников закупок.
- Создание системы, исключающей личный контакт специалистов, ответственных за осуществление закупок с участниками закупок (напр., единый центр приема заявок, подготовки разъяснений).
- Проведение уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, заказчиком разъяснительной работы среди участников закупок по порядку оформления и подачи заявок.
- Указание в документации о закупке максимально подробно критериев оценки (лучших условий исполнения контракта), требований к участникам закупки, описания объекта закупки и четкое формулирование условий подтверждения.
- Ознакомление с результатами независимого мониторинга и оценки эффективности закупок, проведенных субъектами общественного контроля.
10. Заключение контракта
10.1. Коррупционные риски:
- Затягивание (препятствие) процедуры обжалования результатов закупки.
- Необоснованные изменения условий контракта.
- Затягивание (ускорение) заключения контракта.
- Запрос недопустимых и/или необъявленных документов и сведений при заключении контракта.
- Необоснованный отказ от заключения контракта.
10.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Подготовка, сбор и направление уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, заказчиком проектов контрактов победителям.
- Мониторинг уполномоченным органом, уполномоченным учреждением заключенных контрактов.
- Заключение контрактов в электронном виде.
11. Администрирование контракта
11.1. Коррупционные риски:
- Необоснованно жесткое администрирование контракта заказчиком вплоть до вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика.
- Затягивание со стороны заказчика предоставления информации, необходимых материалов для исполнения контракта.
- Обременение контракта дополнительными необъявленными условиями.
11.2. Для снижения коррупционных рисков на данном этапе применимы следующие меры:
- Разработка уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, заказчиком и применение типовых контрактов по видам товаров, работ, услуг.
- Управление со стороны заказчика рисками, возникающими при исполнении контракта.
- Проведение мониторинга исполнения контракта.
12. Приемка продукции
12.1. Коррупционные риски:
- Необоснованно жесткие (мягкие) или необъявленные условия приемки продукции по контракту.
- Необоснованное затягивание (ускорение) приемки и оплаты по контракту.
- Намеренное отсутствие контроля за исполнением гарантий и/или игнорирование гарантийного периода.
- Необоснованные претензии по объему и срокам гарантий.
- Изменение заказчиком условий гарантийного обслуживания.
12.2. Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
- Проведение заказчиком мониторинга исполнения контрактов.
- Разработка и применение заказчиками типовых условий приемки продукции.
- Привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан от 1 февраля 2016 г. N 5-А "Об утверждении Рекомендации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.