Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Собрания депутатов
городского округа с внутригородским
делением "город Махачкала"
от 1 марта 2017 г. N 14-1
Отчет
Главы города Махачкалы М.А. Мусаева по итогам работы за 2016 год
Уважаемые коллеги!
Для всех нас 2016 год был достаточно сложным и напряженным, но, несмотря на имеющиеся объективные трудности, администрацией города, всеми муниципальными службами активно и планомерно велась работа по всем направлениям жизнедеятельности столицы. На момент прихода нового руководства администрации г. Махачкалы в июле 2015 года в столице накопилось очень много проблем, в том числе, фундаментального инфраструктурного характера, неразрешенных вопросов в сфере градостроительства и архитектуры, обеспечения качества городской среды. Общий долг города составлял около 1,5 млрд. рублей, более двух месяцев не выплачивалась заработная плата. У столицы не было утвержденного Генерального плана, Правил землепользования и застройки, не было утвержденной Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, а это документы, без которых нормальный город не может функционировать.
Отмечу, что систематически по решению судов и исполнительного производства закрывались счета Управления жилищно-коммунального хозяйства, Комитета по строительству г. Махачкалы, Управления образования и самой Администрации города. На их разблокировку мы вынуждены были направить более 260 миллионов рублей. Отмечу, что это долги прошлых лет, к тому же эти средства не были заложены в бюджете 2015 - 2016 годов. Фактически город находился на грани дефолта, но нам удалось выправить ситуацию и восстановить управляемость столицей.
Следующим этапом будет разработка проектов детальных планировок районов города, начиная от центра - к периферии. Соответственно, и задачи, над которыми нам придется работать, достаточно сложные и масштабные. Это изменение облика города и принципов управления городским хозяйством, обеспечение доверия населения к муниципальной власти.
Эти задачи определены Главой Республики Дагестан Абдулатиповым Рамазаном Гаджимурадовичем, в том числе отражены и в послании Главы Республики Дагестан Народному Собранию.
Нынешний год является годом 160-летия основания нашего города, у нас намечены масштабные праздничные мероприятия, которые пройдут во второй половине сентября и подарят праздничное настроение махачкалинцам и гостям столицы. Ко дню города нам предстоит провести большую работу по благоустройству, озеленению, реконструкции улиц, дворовых территорий, мест массового отдыха населения, чтобы Махачкала встретила этот праздник во всей красе.
1. Экономическое развитие
Приведу основные характеристики бюджета города в 2016 году.
Хотя по отношению к утвержденному плану фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета города составило 91,5 процентов, по сравнению с 2015 годом, достигнуто увеличение поступлений на 515 млн. рублей (129%, а без учета налога по упрощенной системе - 184 млн. рублей, или 110%). При плане 2 млрд. 527 млн. рублей фактически собрано 2 млрд. 309,5 млн. рублей.
Исполнение бюджета г. Махачкалы по расходам в 2016 г. при плане 8,131 млрд. руб. составило 6, 915 млрд. руб., из них:
- заработная плата с начислениями - 4,128 млрд. руб.
- на питание - 172,8 млн. руб.
- на оплату коммунальных услуг - 139,3 млн. руб.
Наибольшую долю в структуре расходов местного бюджета в 2016 году составляют расходы на образование и жилищно-коммунальное хозяйство: 49,7% и 31% соответственно.
На исполнение муниципальных целевых программ в 2016 году направлено 834,2 млн. рублей.
На 01.01.2017 г. кредиторская задолженность составила 1351,6 млн. руб.
В рамках реализации приоритетного проекта "Обеление экономики" в 2016 году основные мероприятия были направлены на увеличение налогооблагаемой базы во все уровни бюджета, легализацию предпринимательской деятельности, снижение неформальной занятости, эффективное использование муниципального имущества, поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
Наиболее низкие показатели исполнения по земельному налогу. При плане 556,1 млн. рублей фактическое поступление составило 421,3 млн. рублей - 76 % от плана. В 2016 году из бюджета города выпали порядка 90 млн. рублей по принятому ранее в 2015 году решению Арбитражного суда РД о приостановлении постановления Правительства РД по удельным показателям кадастровой оценки земель за 2013 год. По принятым Управлением Росреестра по РД решениям по снижению кадастровых оценок земель выпали еще 5 млн. рублей.
В то же время по результатам актуализации в 2015 году 12,3 тысяч земельных участков в 2016 году значительно увеличилась налогооблагаемая база по земельному налогу. По сравнению с 2015 годом фактическое поступление налога увеличилось на 92,6 млн. рублей (128%), также увеличилась недоимка по земельному налогу на 280 млн. рублей и достигла 509 млн. рублей. Это - потенциал на 2017 год.
В целом по сравнению с началом года на конец 2016 года увеличилась недоимка по всем источникам налоговых доходов на 624,6 млн. рублей и достигла значения 1001,9 млн. рублей, в том числе:
Фактические показатели в 2016 году по актуализации земельных участков составляют 5453 (50% от плана) и 10400 объектов капитального строительства (52,4%). С привлечением московской компании ООО "Точка Юга" Администрацией города Махачкалы с октября 2016 года проведена работа по инвентаризация всех земельных участков, находящихся на учете в ГКН, Росреестре и налоговых органах.
По результатам этой работы уже на сегодняшний день доначислено земельного налога более чем на 600 млн. рублей, налога на имущество физических лиц - 265 млн. руб., а всего недоимка увеличилась на 890 млн. рублей и достигла значения 1 891 млн. рублей.
По единому налогу на вмененный доход при плане 264,8 млн. рублей фактически поступило 237,4 млн. рублей (90%). С увеличением МРОТ с 1 июня 2016 г. от 6204 руб. до 7500 руб. увеличился годовой размер единовременных отчислений в страховые фонды с 23153 рублей до 27990 рублей, что привело к выпадающим доходам бюджета по данному источнику на 24,2 млн. рублей в квартал (в год - на 96 млн. рублей). По ЕНВД также увеличилась недоимка на 21 млн. рублей.
По упрощенной системе налогообложения в 2016 году в республиканский бюджет РД зачислены более 25 млн. рублей, подлежащих зачислению в бюджет Махачкалы, что послужило причиной невыполнения заданий по этому источнику.
Самое главное, по всем источникам реально увеличена налогооблагаемая база, которая подтверждается и увеличением поступления по сравнению с предыдущим годом на 184 млн. рублей и увеличением недоимки уже на 1,5 млрд. рублей.
В Администрации г. Махачкалы и районных администрациях сформированы комиссии по ликвидации недоимки.
Проводится работа по обеспечению уплаты налогов работниками муниципальных учреждений, в первую очередь, начиная с работников аппарата администрации города. В течение декабря 2016 года погашена задолженность работниками этих учреждений более чем на 4 млн. рублей по имущественным налогам (более 1000 человек).
Заключены соглашения с подрядными организациями и поставщиками по муниципальным контрактам по обеспечению полноты зачисления платежей в бюджет. За 2016 год подрядными организациями перечислены во все уровни бюджетов более 94 млн. рублей.
В 2016 году проведено 375 рейдовых мероприятия с охватом 6348 объектов предпринимательства, выявлены 2490 объектов, осуществляющих деятельность без регистрации в налоговых органах, из них принятыми мерами поставлено на налоговый учет 1766 индивидуальных предпринимателей.
Всего по районам города выявлено 3637 объектов предпринимательства, осуществляющих деятельность без регистрации. По ним составлены списки с адресами и указанием владельцев, и нами совместно с налоговыми органами принято решение акцентировать дальнейшую работу по рейдовым мероприятиям на обеспечение их постановки на учет.
В Махачкале осуществляют свою деятельность 51 банкетный зал, 111 автозаправочных станций, 12 рынков, 150 автомоек, 195 аптек, 49 торговых домов, 40 гостиниц, 470 ресторанов и кафе. Среднегодовые размеры налоговых платежей от указанных видов предпринимательской деятельности намного занижены, чем фактический оборот в этой сфере и размер подлежащего к уплате налога. Нами проводится работа по выводу этих предприятий "из тени".
По снижению неформальной занятости выявлены 19397 лиц, осуществляющих свою деятельность без оформления трудовых договоров, что составляет 100% от плановых показателей, обеспеченно заключение трудовых договоров с 14557 лицами, что составляет 75% от плана, и 189,6% к уровню 2015 года. Это дало эффект в бюджетную систему РД по г. Махачкале на общую сумму более 200 млн. рублей (НДФЛ и отчисления в федеральный ФОМС).
В части эффективности использования муниципального имущества за 2016 год при плане 86,7 млн. рублей поступило в бюджет города 144,4 млн. рублей (167% от плана), в том числе:
- аренда земли - 56,4 млн. рублей;
- аренда имущества - 16,5 млн. рублей;
- продажа муниципального имущества - 65,2 млн. рублей;
- поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю - 3,6 млн. руб.;
- доходы от перечисления части прибыли МУП - 739 тыс. руб.;
- поступления от сдачи в найм муниципального жилья - 989,2 тыс. руб.;
- прочие поступления - 985,1 тыс. руб.
Мероприятия по проекту "Обеление экономики" будут усилены и продолжены в 2017 году совместно с администрациями районов. Сформированы сетевые графики, согласованы плановые задания и целевые индикаторы, есть все основания заявить, что принятые плановые мероприятия будут реализованы в полном объеме.
2. Архитектура, градостроительство
Решением городского собрания депутатов г. Махачкалы от 26 мая 2016 года принят Генеральный план и Правила землепользования и застройки города, благодаря которым город получил четкий вектор развития, стратегию и тактику градостроительной политики. Карта градостроительного зонирования четко определяет вид использования тех или иных земельных участков, тип строительства, этажность и габариты. Такой системный подход способствует регулярному и плановому развитию городских территорий. Следующим этапом планируется разработка проектов детальных планировок районов и центральной части города. Очень важным этапом так же является разработка проекта красных линий города, что даст возможность привязать и разграничить территории общего пользования и частной собственности.
С целью рассмотрения наиболее важный градостроительных вопросов, разрешения споров и подготовки предложений совершенствования городской среды решением Главы города сформирован и утвержден состав Градостроительного совета г. Махачкалы, в который вошли известные архитекторы, строители, деятели искусств города и республики. Заседания градостроительного совета проводятся ежемесячно.
С целью улучшения градостроительной ситуации повышены требования к качеству проектной документации для выдачи разрешений на строительство.
Во исполнение поручения Главы Республики Дагестан о подготовке проекта планировки по вопросу выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство выполнены топографические работы, Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города разработан и согласован проект планировки территории и разбивочный план поселка "Хазар" в районе пос. Богатыревка площадью 200 га. Проект планировки территории предусматривает 2200 участков под индивидуальное жилищное строительство площадью 600 кв. м, за исключением участков неправильной формы, многоквартирные жилые дома малой этажности, администрацию, школу, детский сад, спортзал, поселковый клуб, мечеть и открытое футбольное поле.
В августе 2016 г. состоялось заседание градостроительного совета г. Махачкалы по обсуждению проекта планировки нового поселка, по итогам которого членами градостроительного совета принято решение одобрить данный проект. На сегодня ведутся работы по внесению изменений в Генеральный План города.
Так же разработан проект планировки поселка индивидуального жилищного строительства "Чох Хош" на площади 75 га.
Комиссионно на территории города проводится работа по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, являющихся объектами капитального строительства, по решению вопросов о сносе (демонтаже) самовольных построек и освобождению самовольно занятых земельных участков.
За 2016 год подготовлено 296 материалов по объектам капитального строительства, для дальнейшего обращения в суды с исками о сносе.
Для организации эффективной работы по осуществлению муниципального земельного контроля подготовлены и приняты все необходимые нормативно-правовые акты, регулирующие рациональное использование земель и осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования.
Особое внимание уделяется сохранению городской земли. По имеющимся сведениям более 4000 незаконных свидетельств о праве собственности находится на руках определенных лиц. Силами администрации ведется работа по аннулированию данных свидетельств. Хотелось бы довести до сведения горожан, что ни наши скверы, ни дворовые или придворовые территории, ни тротуарные зоны мы не дадим незаконно осваивать и застраивать.
Проведена работа по обследованию земельных участков сельскохозяйственного использования.
В результате выявлено:
- используемых земель не по целевому назначению - 315,5 га;
- неиспользуемых земель по целевому назначению - 1275 га;
- используемых земель неэффективно - 710 га.
На 2017 год составлен план проведения проверок на 190 земельных участков, в том числе 70 юридических лиц, включая сельскохозяйственные предприятия города.
Проводится инвентаризация земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, с целью выявления собственников, не оформивших в установленном порядке права.
С 1 января 2016 года по 19 декабря вышло 197 постановлений Администрации города с выкупом земельного участка по кадастровой стоимости на общую сумму - 20,7 млн. рублей, из них оплачено - 112 постановлений на сумму - 7,6 млн. рублей.
Принимаются все меры для улучшения работы по актуализации земельных участков на территории муниципального образования. В ежедневном режиме проводится разъяснительная работа с гражданами о необходимости постановки на кадастровый учет и регистрации права на земельные участки.
В Махачкале реализуется Программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Темпы строительства активизировались только в 2015 году, когда я возглавил администрацию города. Абсолютно новый подход к решению проблемы дал ощутимый результат. Летом 2016 года в Махачкале были сданы в эксплуатацию два многоквартирных дома в 9 и 8 этажей по улице им. И. Бейбулатова, 18.
Сегодня готовы к заселению 204 квартиры 16-этажного дома по улице им. О. Кошевого, 41в, ввели в эксплуатацию дом на улице им Ю. Акаева, 21б, - второй дом в 12 этажей на 92 квартиры, готов к заселению 16-этажный дом по улице Лиственная, 46, в микрорайоне Эльтав. Обладателями 211 квартир в этом доме станут махачкалинцы - переселенцы из аварийного и ветхого жилья, также введены в эксплуатацию три дома по адресу ул. им. Бейбулатова, 28в, в микрорайоне Степной. В данных домах муниципалитетом приобретено 455 квартир.
Опережающими темпами идет реализация третьего этапа программы на 2016 - 2017 гг., ведется строительство 8 домов на территории бывшего ипподрома - это 430 квартир. Уже практически достроен многоквартирный дом в районе озера Ак-Гель, где администрацией города приобретено 47 квартир общей площадью 3800 кв. м.
3. Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство
Уважаемые коллеги!
Обеспечение надежного и устойчивого функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства является одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления.
Отсутствие в Махачкале основополагающих документов городского планирования во многом сказалось на состоянии городского хозяйства. Исходя из понимания этого, администрацией города в 2016 году приняты меры по разработке и принятию необходимых планов, схем и программ. Так, приняты и утверждены Генеральный план города, Правила землепользования и застройки, Схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. 28 октября 2016 года, в установленные после принятия Генплана сроки, утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Махачкалы на период до 2035 года, подготовлено техническое задание на разработку инвестиционной программы гарантирующей организации водоснабжения.
Функционирование городского коммунального комплекса обеспечивается посредством 170 котельных, 5 термальных источников, 757 трансформаторных и 125 насосных станций, с использованием очистных сооружений и электро-, тепло-, газо-, водопроводной сети общей протяженностью - 4 442 км. Работа всего коммунального комплекса осуществляется под контролем и при координации Администрации города.
Одним из сегментов коммунального комплекса, требующего к себе приоритетного внимания, является обеспечение качественной услугой водоснабжения жителей города Махачкалы.
Сфера водоснабжения и водоотведения, которая всегда испытывала значительные трудности в связи с отставанием темпов развития сетей от темпов роста населения и увеличения территории города, является одним из проблемных участков коммунального хозяйства города. Гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории МО "город Махачкала" является ОАО "Махачкалаводоканал". После приватизации предприятия развитие сетей не проводилось, мероприятия, предусмотренные инвестиционными программами, практически не осуществлялись.
События последнего времени подтвердили очевидность необходимости коренного изменения подходов в вопросах формы собственности и системы управления. Крайне необходимым является осуществление развития основных средств, реконструкции и строительства водопроводных сетей как в центральной части города, так и в новых микрорайонах и бывших садоводческих обществах, придание которым в свое время статуса городских территорий не повлекло за собой строительства в них каких бы то ни было объектов коммунальной инфраструктуры. Неблагоприятная ситуация в вопросе водоснабжения складывается в поселках Ватан, Семендер, Богатыревка, Шамхал, Шамхал-Термен, Красноармейск, Ленинкент.
С целью проведения проектных работ и организации строительства очистных сооружений водоснабжения в указанных поселках, специалистами одного из ведущих в стране специализированных предприятий НПО "ОРТЕХ-ЖКХ" (г. Волгоград), осуществляются необходимые мероприятия.
Совместно с новым руководителем ОАО "Махачкалаводоканал", назначенным по предложению Администрации города, оптимизирована система управления на предприятии, приняты и реализуются меры по приведению качества воды в нормативное состояние. Приглашенными специалистами специализированной организации из Ставрополя ведется разработка Инвестиционной программы ОАО "Махачкалаводоканал".
В результате инвентаризации сетей определены первоочередные участки, подлежащие замене, уже проделан большой объем работы.
На предприятии усилен производственный контроль за качеством водоподготовки, прошло восстановление реагентного хозяйства. Восстановлена система механической очистки воды. Практически завершены работы по завершению монтажа оборудования по обеззараживанию воды с применением технологии гипохлорита, что, во-первых, более безопасно, во-вторых, оборудование позволяет вести автоматический контроль качества обеззараживаемой воды.
В городе Махачкале остро стоит проблема обеспечения населения услугами водоотведения.
Большой объем городских ливнестоков сбрасывается в открытые водотоки и овражную систему по канавам, кюветам и различным лоткам. В течение всего летнего периода проводилась санация, очистка и ремонт ливнепроводов. В 2016 году городской администрацией с привлечением специализированной организации проведена масштабная работа по комплексной очистке и восстановлению ливневого коллектора диаметром 1000 мм, что позволило ликвидировать многолетнюю проблему в районе 1-го рынка, продолжаются работы по очистке дренажного канала К-4 в районе ДОСААФ, русла реки "Тарнаирка", завершены работы по очистке ливневой канализации в пос. Новый Кяхулай и других микрорайонах города. Поверхностные стоки с ул. Леваневского, ранее попадавшие в море, направлены в канализационный коллектор ливневой канализации, вдоль КОРа проложена ветка ливневого коллектора протяженностью 385 м. ( - 300 мм).
Основополагающее значение для решения этой проблемы имеет завершение строительства тоннельного коллектора глубокого залегания, финансируемое из федерального бюджета.
Еще один важный сегмент коммунального хозяйства - это электроснабжение города, которое осуществляет АО "Дагестанская сетевая компания - Махачкалинские городские электрические сети", находящееся под управлением ПАО "МРСК Северного Кавказа".
Основной проблемой в отрасли электроснабжения города является инфраструктурная и технологическая запущенность, высокий износ оборудования и многолетнее непроведение как собственником сетей, так и арендаторами их реконструкции.
Недавняя смена руководства в Дагестанской сетевой компании и в Махачкалинских городских электрических сетях дает положительные результаты с учетом сложившегося взаимного понимания и проведения ряда совместных рабочих мероприятий.
Кроме того, приняты необходимые решения по организации финансирования мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры энергоснабжения. Организована скоординированная работа Администрации города и АО "Дагестанская сетевая компания". Разрабатывается инвестиционная программа предприятия.
Касательно вопросов теплоснабжения - технологически теплоснабжающие предприятия обеспечивают устойчивое функционирование системы.
Теплоснабжающими предприятиями города проведены работы по замене ветхих тепловых сетей протяженностью более 10 км, в полном объеме проведен планово-предупредительный ремонт оборудования, АО "Махачкалатеплоэнерго" построена и введена в строй современная котельная мощностью 36 МВт.
Проведенная работа позволила подать тепло населению и в организации социальной сферы уже 25 октября 2016 г., т.е. на двадцать дней раньше предельного срока, определенного законодательством.
В этой сфере значительное беспокойство вызывает экономическое состояние предприятий, которые также находятся в частных руках. Наличие у "Дагестанэнерго", "Махачкалатеплоэнерго" и "Махачкалатеплосервис" многомиллионных долгов перед поставщиками газа может сказаться на качестве предоставления населению услуг. Тем более, что на всех предприятиях отрасли теплоснабжения или введена процедура банкротства или осуществляется конкурсное управление. Не сегодня - завтра это может критически сказаться на качестве жизни горожан.
Что касается сферы газоснабжения, то в центральной части города оно осуществляется в целом в нормативном режиме. Беспокойство вызывает газовое хозяйство в пригородных поселках и в новых микрорайонах, а также в бывших дачных обществах, образовавшихся без организации соответствующей инфраструктуры. Это является значимой проблемой. Многие из них не газифицированы, или газ в них проведен жителями за счет собственных средств, зачастую кустарными методами, без проектов.
Муниципалитетом проводится масштабная работа по инвентаризации и выявлению с последующей постановкой на учет бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры. За последний год выявлено более тысячи таких объектов, по которым ведется работа по постановке на учет и принятию в муниципальную собственность.
В минувшем году решен злободневный вопрос с определением способа управления в более чем 300 многоквартирных домах путем закрепления бремени по их содержанию за специализированными МУПами.
В городе проводятся масштабные работы по благоустройству улиц. Только в 2016 году проведена работа по реконструкции улиц Абубакарова, Азиза Алиева, Ушакова, Североосетинская, Газопроводная, участков пр. Гамзатова, ул. Горького, Малыгина и др. Продолжается работа по ремонту центральной улицы мкр. Пальмира. Практически завершены работы по благоустройству дублирующей дороги по пр. И. Шамиля от пересечения с улицей Ш. Алиева до транспортного кольца на пересечении с ул. Абубакарова.
Продолжается работа по капитальному и текущему ремонту проезжей части дорог и тротуаров, проездов к многоквартирным домам. Одним из наиболее значимых мероприятий является начатое в прошлом году строительство дороги вдоль железнодорожных путей от района "1000 мелочей" до "Анжи-базара", которая позволит снизить транспортную нагрузку на пр. Шамиля, Гамидова и ул. Ярагского.
Произведена комплексная реконструкция 11 дворовых территорий и капитальный ремонт 25 дворов многоквартирных домов. Обустроено 7 спортивных площадок с установкой современного спортивного комплекса для занятий "воркаутом". Высажено около 60 тыс. единиц зеленых насаждений, в том числе: 8650 деревьев лиственных пород, 1455 деревьев хвойных пород, 9460 кустов роз, свыше 40 тыс. кустарников. Также в минувшем году посажено 887 тыс. цветов, из них более 70 тыс. - тюльпаны. При этом отметим, что рассадой цветочных культур город в целом был обеспечен за счет восстановленной старой и построенной новой теплиц. Сегодня ведется строительство еще одной теплицы с учетом современных решений и применением соответствующих материалов.
Большая работа по благоустройству проводится в местах массового отдыха горожан. Произведена частичная реконструкция существующего паркового хозяйства, построены новые скверы по пр. Акушинского и Петра Первого, продолжается работа по капитальному ремонту сквера им. Халилова, скверов по пр. Гамидова и ул. Мирзабекова. В текущем году планируется разбивка и обустройство еще 5 скверов.
Выполнены работы по ремонту и восстановлению электроосвещения в городских парках, обеспечению современного светового оформления на центральной площади города, на путепроводе по пр. Петра Первого, а также на центральных улицах и проспектах.
Для сведения хочу представить информацию по финансированию УЖКХ г. Махачкалы за 2016 год.
Всего профинансировано 914 млн. руб., в том числе:
1. По решениям судов - 155,7 млн. руб.
2. Содержание аппарата и прочие расходы - 46 млн. руб.
3. Остальные расходы - 712 млн. руб.
из них:
- Уборка (санитарная очистка) - 128,5 млн. руб.
- Горзеленхоз - 136 млн. руб. (в том числе за счет функций столицы 96,1 млн. руб.)
- ДЭСК (уличное освещение) - 51,5 млн. руб., из них по решению судов - 37,7 млн. руб.
- Содержание сетей уличного освещения - 14,3 млн. руб.
- Дороги - 165,7 млн. руб., в том числе инфраструктура - 16,7 млн. руб., по решению судов - 37,3 млн. руб.
- Проектные работы по пр. Шамиля (функции столицы) - 20 млн. руб.
- Ливневка - 11 млн. руб.
- Инфраструктура - 133 млн. руб., в т.ч. по функции столицы - 102,7 млн. руб.
- Долевое финансирования капремонта жилья - 7,2 млн. руб.
- Спецбюро - 3,8 млн. руб.
- Отлов собак - 1,5 млн. руб.
- Прочие - 10 млн. руб.
Итого: 712 млн. руб.
Одним из существенных компонентов, обеспечивающих комфортные и качественные условия жизни для населения города, является санитарное состояние его территории. В связи с тем, что в предыдущие годы в городе не было создано комплексной системы уборки территории с обеспечением достаточного количества специальной техники и количества площадок для временного хранения коммунальных отходов, а также не был организован селективный сбор и утилизация твердых коммунальных отходов, до недавнего времени в городе наблюдалась неудовлетворительная ситуация с их вывозом. Для улучшения ситуации Администрацией города Махачкалы был проведен ряд мероприятий.
В целях обеспечения системности в работе и соблюдения требований законодательства Администрацией города Махачкалы разработан Экологический паспорт территории городского округа "город Махачкала".
По итогам принятых решений и в результате полной смены управленческого персонала клининговой компании, наблюдается существенное улучшение ситуации, работа в этом направлении продолжается.
4. Транспорт, промышленность
Как я уже отметил, в городе проводятся масштабные работы по реконструкции и расширению транспортных магистралей, их завершение позволит существенно разгрузить городские дороги.
Благоприятно повлияло на транспортную картину города и снятие ограничений движения в местах расположения режимных объектов. Принимаются меры для упорядочения сферы городского пассажирского транспорта. Принят ряд нормативно-правовых актов, разработан и утвержден Реестр городских и пригородных маршрутов, согласно которому, с учетом потребностей населения, были доработаны и оптимизированы маршруты движения микроавтобусов, обозначены остановочные пункты и утверждены по всем маршрутам движения. В настоящее время на них устанавливаются современные остановочные павильоны. Проведены процедуры открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок на муниципальных маршрутах.
С октября 2016 года начал функционирование пилотный проект по организации платных парковок. Специалистами подготовлена советующая схема организации дорожного движения по ул. Батырая, ул. Толстого и ул. Дзержинского. На постоянной основе с выездом на место проводится работа по информированию граждан о правилах пользования платными парковками, разработан план мероприятий по расширению парковочного пространства, подготовлен проект постановления по расширению платного парковочного пространства до 2000 машино-мест.
Проводится работа по эвакуации заброшенного автотранспорта, либо припаркованного с нарушением правил парковки.
Мы уделяем внимание обеспечению безопасности дорожного движения в городе. Благодаря Главе Дагестана Рамазану Абдулатипову, Махачкала попала в список 10 пилотных проектов по РФ, в которых будет реализовываться Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры махачкалинской агломерации. Программа предусматривает текущий ремонт, реконструкцию, строительство автомобильных дорог и мероприятия по обеспечению БДД. У проекта два ключевых целевых показателя - приведение дорог в нормативное состояние и сокращение мест концентрации ДТП. Проект реализуется на условиях софинансирования из федерального, регионального и местного бюджетов.
Совместно с Правительством РД проведена большая работа по открытию нового троллейбусного маршрута, соединяющего г. Махачкала и Каспийск. Проведены контактные линии, в настоящее время проводятся работы по строительству 2-х тяговых подстанций, заключаются договора по приобретению новых троллейбусов. Данные мероприятия позволят улучшить финансовое состояние троллейбусного управления, которое в настоящее время субсидируется из городского бюджета.
В городе проведена работа по оптимизации существующей маршрутной сети с учетом потребности населения, разработан и утвержден Реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок в границах муниципального образования.
В целях улучшения конкурентной среды на рынке городских пассажирских перевозок и повышения качества транспортного обслуживания населения проведен открытый конкурс на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории муниципального образования "город Махачкала".
Обслуживание населения осуществляется на 59 городских и пригородных маршрутах, на линиях задействовано 2227 маршрутных транспортных средств.
В настоящее время, усилиями перевозчиков, выигравших конкурс, снята часть проблем по транспортному обслуживанию пригородных поселков и дачных обществ г. Махачкалы.
В области промышленности ведется мониторинг работы промышленных предприятий города, в том числе по реализации приоритетных проектов и импортозамещению.
В основном промышленность города Махачкалы представлена крупными промышленными предприятиями ОАО "Авиаагрегат", ОАО "Завод им. Гаджиева", ОАО НИИ "Сапфир", филиал "РусГидро", ОАО "Махачкалинский гормолзавод", "Махачкалинский машиностроительный завод сепараторов", ОАО "Завод стекловолокна" и другие.
Из общего объема отгружаемой продукции РД на долю предприятий Махачкалы приходится около 30%. Среди обрабатывающих производств 40% составляют предприятия Махачкалы, у которых, несмотря на кризис, за последнее время сохраняется тенденция роста показателей отгрузки продукции.
5. Торговля, предпринимательство
Торговая сфера, предприниматели нашего города, малый и средний бизнес являются значимой составляющей экономики города Махачкалы.
На 01 января 2017 года общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Махачкалы составило 24 502 единицы, из которых 18 351 - индивидуальные предприниматели, 6 151 - юридические лица. Количество работающих в сфере предпринимательства составляет более 83,7 тыс. чел.
Оборот в сфере предпринимательства в 2016 году составил 87 млрд. рублей. В том числе по видам экономической деятельности: доля строительной отрасли составила - 35%, оптово-розничной торговли - 28%, обрабатывающего производства - около 10 %, прочие услуги - 27%.
Вкладом в развитие малого и среднего предпринимательства в городе Махачкале стала реализация соответствующей Программы на 2015 - 2017 гг.
Впервые в бюджете 2016 года на реализацию программы выделены средства в размере 5 млн. руб., и дополнительно привлечено из республиканского бюджета 1,5 млн. руб. по результатам которых 16 молодых начинающих предпринимателей г. Махачкалы получили поддержку в виде грантов на открытие собственного дела.
В 2016 году утверждена новая редакция Схемы размещения нестационарных торговых объектов, разработан административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере торговли, совместно с управляющими рынками компаниями разработаны и направлены в Минпромторг "Дорожные карты" по каждому рынку с указанием сроков выполнения работ по приведению розничных рынков в соответствие с требованиями законодательства.
В целях содействия продвижению продукции сельского хозяйства на потребительский рынок Махачкалы в истекшем году проведено свыше 40 торговых ярмарок, в бюджет города от организаторов поступило около 1 млн. рублей.
На базе торгово-логистического центра "Марриотт" по проспекту Акушинского организована постоянно действующая торговая ярмарка с возможностью реализации сельхозпродукции как с прилавков, так и непосредственно с автомашин.
Всего поступление денежных средств в городской бюджет по статье торговля составило свыше 20 млн. рублей, что на 8 млн. рублей больше чем в 2015 г. Договора на торговлю заключаются только с владельцами, зарегистрированными в установленном порядке в налоговых органах.
Прекращена деятельность несанкционированного рынка по ул. Хуршилова. Незаконные постройки демонтированы, площадка очищена от строительного и бытового мусора. Также прекращена деятельность стихийного рынка по адресу ул. Айвазовского, 2а.
Проводится разъяснительная работа с предпринимателями города по приведению в надлежащий вид, благоустройству и озеленению прилегающих территорий, соблюдению санитарного порядка. Систематически проводятся рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению несанкционированной торговли.
6. Образование, молодежная политики, спорт, культура
В целях повышения качества муниципальных услуг в системе образования в муниципалитете проводится целенаправленная и системная работа по модернизации дошкольного, общего и дополнительного образования.
В городе функционируют 70 дошкольных образовательных учреждений, из которых 6 - "Начальная школа - детский сад".
В 2016 году было введено в эксплуатацию новое дошкольное образовательное учреждение N 67 на 160 мест.
Также, за счёт внутренних резервов открыто 11 групп, что обеспечило более 300 дополнительных мест для воспитанников в МБДОУ города.
Но эти показатели не решают проблему, так как в городе в настоящее время проживает более 70000 детей дошкольного возраста (по данным статуправления), из них 32236 детей зарегистрированы в электронной очереди (АИС ЭДС). Охват детей дошкольного возраста от 0 до 7 составляет 17539 тыс.
В настоящее время в очереди на поступление в ДОУ стоят дети данной возрастной категории в количестве 13240 детей.
В 2016 году подготовлена нормативно-правовая база, и с 2017 года начата реализация социального проекта "Билдинг-сад", который также направлен на сокращение очередности в ДОО города (создание на первых этажах новостроек мини-детских садов).
Ведется работа по содействию и развитию сети негосударственных дошкольных учреждений. Сегодня в городе функционирует 11 негосударственных детских садов, которые посещают более 1000 детей.
На сегодняшний день в городе функционируют 58 образовательных учреждений. В 2016 - 2017 годы прирост составляет 3638 человек, общее количество учащихся составило 72463 человека. Подобное количество прироста численности детей ежегодно кратно нескольким новым школам.
В односменном режиме работают 3 школы, в 2-х сменном режиме 46 и в 3-х сменном 9 школ. Учитывая интенсивный прирост населения Министерством образования и науки РД совместно с Администрацией города составлен план первоочередных мероприятий по ликвидации трёхсменного обучения.
Так, в 2016 году на территории МБОУ "Гимназия N 37" введен в эксплуатацию дополнительный корпус для начальной школы на 300 ученических мест, что позволяет перейти на 2-х сменный режим, построена и введена в эксплуатацию новая школа в посёлке Новый Кяхулай на 1296 мест, что позволяет перевести коллектив СОШ N 48 в современное типовое здание с односменным режимом.
Предстоит строительство новых школ в районе "Эльтав", в пос. Тарки в районе Таможенного управления по пр. А. Султана и новых корпусов для школ N 53, 57, пристроек к школам N 10, 17, 27, 36, 26, 57. Все эти работы пройдут в рамках мероприятий программы "Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях на 2015 - 2016 гг.".
На стадии завершения строительство новой школы в микрорайоне "Ак-Гель" на 804 ученических мест, которая позволит частично снизить нагрузку с ОУ N 27, 29, 50, 53, 56.
В 2016 году была продолжена работа в МБОУ "Гимназия N 4" по реализации государственной программы РФ "Доступная среда". Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оптимизированы условия доступа и перемещения. 31 ребенок (дети-инвалиды с ДЦП) получает инклюзивное образование на базе МБОУ "Гимназия N 4".
По реализации государственной программы "Доступная среда" частично проведены работы для создания беспрепятственного доступа детей-инвалидов в 26 ОУ города. До 2018 года запланировано завершение работ в 36-ти дошкольных образовательных учреждениях и в 10 учреждениях дополнительного образования.
В 2015 - 2016 гг. проведена большая работа по получению лицензий образовательными учреждениями. За указанный период получены лицензии:
- школами - 3 (N 20, 23, 58);
- детскими садами - 3 (N 45, 67, 77);
- учреждениями дополнительного образования - 4 (Искорка, Алые паруса, Счастливое детство, Ассалам).
На сегодняшний день не имеют лицензий 1 школа (N 49) и 1 детский сад (N 96).
Вопросы исполнения Майских указов Президента РФ, особенно, в части повышения заработной платы педагогическим работникам находится под постоянным контролем.
В 2016 году было уделено особое внимание подготовке выпускников основной и старшей школы к государственной итоговой аттестации. Успешно реализован, созданный по инициативе Рособрнадзора, Министерства образования и науки РД, проект "Я сдам ЕГЭ", в котором приняли участие все выпускники 11-х классов школ города Махачкалы.
За 2016 год нам удалось добиться положительных результатов по сравнению с предыдущим годом:
- успеваемость по русскому языку повысилась на 3,1%, средний балл - 7,3 балла;
- по математике профильной соответственно на 0,75%, средний балл на 7,3;
- по математике базовой успеваемость повысилась на 9,8%, средний балл 0,4;
Уменьшилось количество выпускников, оставшихся без аттестатов - 152 ученика, в то время как в 2015 году - 278 учащихся.
Для успешной реализации направления "Одарённые дети" муниципальной Программы развития за 2015 - 2016 учебный год с учащимися проведено более 150 мероприятий с охватом 25 000 тыс. способной и талантливой молодёжи. 2016 год был насыщен творческими конкурсами, олимпиадами, научными форумами и конференциями, где дети принимали самое активное участие.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
В 2016 году была организована деятельность оздоровительных пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей с охватом 800 детей, также была организована перевозка детей в загородные оздоровительные лагеря, где охвачено 1 701 учащийся школ города.
В рамках летней оздоровительной кампании детей в 2016 году на базе пришкольных и загородных лагерей отдохнуло более 2 500 подростков г. Махачкалы, 78% из которых были дети из малообеспеченных, неполных и многодетных семей.
В 2016 году продолжили реализацию проекта обучения учащихся 10 и 11-х классов рабочим профессиям. В школах создаются необходимые условия для того, чтобы выпускники школ могли осваивать навыки конкретных рабочих профессий. Проект реализуется по инициативе Главы РД. Для 10 и 11-классников были созданы условия для получения профильного образования. Договорами обеспечено сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального обучения.
Созданию условий для современного досуга, реализации творческих потребностей жителей и гостей города, улучшению социально-психологического климата в городском сообществе в немалой степени способствует деятельность в сфере культуры.
В настоящее время в Махачкале функционируют 14 муниципальных учреждений культуры: МБУ "Махачкалинская централизованная библиотечная система", объединяющая 17 библиотек-филиалов, 9 Детских школ искусств, МБУК "Центр традиционной культуры народов России" с 7-ю филиалами в пригородных поселках, Музей истории г. Махачкалы, Детская филармония, Парково-мемориальный комплекс представителей русской интеллигенции.
В соответствии с поручением Главы Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипова об активизации и улучшении деятельности культурно-досуговых учреждений, особая роль была отведена "Центрам традиционной культуры народов России", как новым инструментам по активизации реформирования работы клубных учреждений.
В прошлом году Муниципальное казенное учреждение культуры "Культурно-досуговый центр" г. Махачкалы был реорганизован в Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Махачкалы "Центр традиционной культуры народов России".
В ноябре 2016 года состоялось открытие первого в республике культурно-досугового центра на базе военно-стратегического объекта - воинского городка N 15 в пункте базирования соединения кораблей Каспийской флотилии порта Махачкалы, на 5 военных суднах созданы культурно-досуговые уголки, представляющие собой информационно-просветительские площадки с информацией о народах России и Дагестана, их культуре, особенностях и обычаях.
На сегодняшний день перед нами стоит вопрос создания на базе библиотек Централизованной библиотечной системы г. Махачкалы "Центров традиционной культуры народов России", что даст возможность увеличить охват населения услугами в сфере культуры, а также повысить их качество.
Ключевым направлением деятельности в 2016 году являлась работа по реализации майских указов Президента Российской Федерации по поэтапному повышению средней заработной платы работников учреждений культуры, педагогических работников дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Средняя заработная плата в 2016 году составила: у работников учреждений культуры - 15635,70 руб.; педагогических работников дополнительного образования - 17078,3 руб. Таким образом, целевые индикаторы выполнены на 99,4%.
Важным событием в культурной и общественной жизни столицы 2016 года стало создание первой на Северном Кавказе "Детской филармонии города Махачкалы".
Нужно отметить, что импульсом в этом процессе стало то, что в 2015 году проект стал победителем конкурса Грантов Главы Республики Дагестан в области культуры.
В соответствии с Планом мероприятий в 2016 году проведены такие крупномасштабные мероприятия, как: фестивали, праздничные концерты, парады, конкурсы, акции, форумы "Кавказ - единая семья", "Юные звезды Махачкалы", "Сто лиц Столицы", масштабные мероприятия к празднованию победы - 9 мая "Бессмертный полк".
Особо хотелось бы отметить мероприятия, которые были проведены в новом формате: "Ураза байрам", "День солидарности в борьбе с терроризмом", День города Махачкалы, Новый год.
Всего мероприятий, проведенных Управлением культуры в минувшем году - 741 с охватом зрителей - 258190 чел. По сравнению с предыдущим годом количество мероприятий увеличилось на 108 единиц, охват зрителей увеличился на 24205 человек соответственно.
С учетом Приоритетных проектов развития Республики Дагестан и Планов работы Администрации г. Махачкалы на 2016 год проводилась работа по развитию физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.
Общее количество проведенных мероприятий по этим направлениям в 2016 году составило 247.
Общее количество спортивных сооружений независимо от формы собственности составило 348. В 2016 году на территории города было введено в эксплуатацию 10 новых спортивных объектов.
В течение отчетного года в г. Махачкале функционировало 28 детско-юношеских спортивных школ, из них 14 - муниципальных в ведении Комитета по спорту, туризму и делам молодежи г. Махачкалы.
На территории города Махачкалы культивируется 57 видов спорта. Численность занимающихся в муниципальных спортивных школах составляет 9513 человек. В муниципальных спортивных школах работает 464 человека, из них 307 - тренеры-преподаватели, из которых 9 имеют Почетное звание "Заслуженный тренер России" и 157 - административных работников и специалистов.
На чемпионатах и первенствах России, Европы и мира спортсменами муниципальных спортивных школ завоевано 100 золотых, 48 серебряных и 55 бронзовых медалей. Наилучшие достижения в таких видах спорта, как вольная борьба, бокс, тхэквондо, боевые искусства. Достигнуты результаты в новых видах спорта, таких как плавание (Руслан Гасанов - 1 место чемпионат СКФО) и пулевая стрельба (Джамиев Ферзали - 1 место первенство России среди слабовидящих спортсменов).
Значительных успехов добились спортсмены-инвалиды на всероссийских и международных соревнованиях, завоевав 9 золотых, 10 серебряных и 18 бронзовых медалей по вольной борьбе (спорт глухих), армспорту (ПОДА), футболу (ПОДА), сурдотхэквондо, настольному теннису.
Наиболее значимыми мероприятиями 2016 года в области спорта стали: проведенный в г. Махачкале впервые Общегородской марафон "Брось себе вызов" с участием более 2,5 тысяч человек, а также такие традиционные мероприятия, как спортивный праздник на городском пляже, посвященный Дню Физкультурника, Детская Спортивная олимпиада среди дошкольных образовательных организаций с участием 63 детских садов, Турнир по футболу среди дворовых и уличных команд "Кожаный мяч" с охватом более 7 тысяч детей, подростков и молодежи от 7 до 17 лет, Открытый городской Фестиваль "От побед в спорте к победам в жизни", собравший 12 мая на стадионе "Труд" детей-инвалидов из 11-ти муниципальных образований Республики Дагестан. Особым событием в спортивной жизни города стала торжественная церемония вручения премии "Спортсмен года - 2016", которая прошла 24 декабря в Доме Дружбы.
В 2016 году продолжилась работа по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)". По итогам в реализации проекта "ГТО в СКФО" 2016 года Республика Дагестан вошла в двадцатку лучших по России и заняла первое место в Северо-Кавказском федеральном округе.
По развитию туризма в городском округе "город Махачкала" проведена следующая работа. Разработан Туристский паспорт города, разработан и готов к выпуску туристический путеводитель г. Махачкалы, создан реестр объектов туризма г. Махачкалы. Проводится мониторинговая работа по актуализации реестра гостиниц и отелей на территории города.
Идет работа по установке в городе знаков туристской навигации (в первую очередь знаки будут установлены в Редукторном поселке у озера Ак-гель, по проспекту Расула Гамзатова, на Родопском бульваре, у входа в Парк Ленинского комсомола, у Джума мечети). Разработаны и реализуются 6 туристических маршрутов.
В течение года принято активное участие в республиканских туристских выставках и ярмарках, инвестиционных форумах, конференциях, семинарах, "круглых столах" по вопросам развития туризма.
7. Совершенствование муниципального управления
Уважаемые товарищи!
Текст приводится в соответствии с источником
В 2016 проект на территории города в целом успешно проведены мероприятия проекта "Эффективное государственное управление".
В рамках мероприятий по реализации подпроекта "Проведение эффективной кадровой политики" сформирован кадровый резерв Администрации городского округа "город Махачкала" в количестве 46 человек.
По состоянию на 30 декабря 2016 года из числа лиц, включённых в кадровый резерв Администрации города Махачкалы 10 человек назначены на должности муниципальной службы в Аппарате Администрации города Махачкалы.
Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в 2016 году прошли 18 муниципальных служащих. Два человека направлены на профессиональную переподготовку, 16 человек на курсы повышения квалификации. За последние полтора года кадровый состав Администрации обновлен на 45%.
В соответствии с письмом Администрации Главы и Правительства РД в должностные инструкции муниципальных служащих Администрации города Махачкалы включены квалификационные требования в области информационно-коммуникационных технологий, систем проектного управления, реализации приоритетных проектов развития РД.
В рамках подпроекта "Повышение уровня информационной открытости власти" отделы и ответственные сотрудники структурных подразделений Администрации г. Махачкалы обеспечивают функционирование единого информационного центра. На сайт Администрации стекается информация по всем структурным подразделениям с учетом механизмов модерации. На официальном сайте реализованы электронные сервисы: "Интернет-приемная", "Вопрос-Ответ" (1216 вопросов), "Фотофакт" (4843 обращений), "Общественный надзор" и другие сервисы, позволяющие учитывать мнение граждан при совершенствовании деятельности органа местного самоуправления. Поступающие электронные обращения регистрируются в управлении делами Администрации г. Махачкалы и ставятся на контроль. В рамках организации эффективного диалога с гражданами проводится огромная работа по обработке обращений, поступающих через социальные сети.
Посещаемость сайта ежемесячно увеличивается. По статистике в 2014 г. - 589 тыс. посещений, за 2015 год количество посещений составило 905 тыс. В 2016 году более 1,5 млн. посещений.
В рамках реализации подпроекта "Развитие электронного правительства Республики Дагестан" ведется развитие и поддержка единой межведомственной системы электронного документооборот (ЕСЭД). За 2016 год по ЕСЭД прошли обучение более 900 сотрудников. На сегодняшний день во все структурные подразделения Администрации г. Махачкалы внедрена ЕСЭД через защищенные каналы. В 2016 году все муниципальные бюджетные образовательные учреждения также подключены к ЕСЭД.
По итогам аналитических отчетов Администрация г. Махачкалы является лидером по количеству зарегистрированных документов в системе - более 125835, поручений более - 186340. Вся входящая документация регистрируется в системе. Проработан механизм регистрации нормативно-правовых актов в системе СЭД "Дело". Проведена работа по подключение МБОУ города Махачкалы (63 школы). Заключено соглашение о безбумажном электронном документообороте с Министерством труда и социального развития РД, Министерством культуры РД, Агентством по предпринимательству и инвестициям РД.
В городе на сегодняшний день открыты и функционируют 135 окон по приему документов на предоставление государственных и муниципальных услуг. Из них 105 окон республиканского МФЦ, 26 окон муниципального МФЦ, из них 16 окон расположены в головном офисе и 10 окон расположены в удаленных поселках.
Таким образом, 131 окно в г. Махачкале охватывает 655 000 чел. - 92,3%. (индикативный показатель выполнен).
По данным муниципального МФЦ поступило 52100 заявок. Оказано услуг 46649 (средний срок оказания услуги 28 дней). Всего МФЦ оказывается свыше 250 государственных и муниципальных услуг.
На сегодняшний день Администрация г. Махачкалы оказывает гражданам (физическим и юридическим лицам) 73 государственных, муниципальных услуги. На все услуги имеются административные регламенты по оказанию государственных и муниципальных услуг, в которых внесены изменения и дополнения, требуемые действующим законодательством.
-----------------------------
Уважаемые коллеги!
В завершение своего доклада хочу еще раз подчеркнуть, что всех нас ждет большая работа, которую предстоит делать вместе с махачкалинцами. Убежден, что 2017 год будет годом развития и созидания, воплощения в жизнь новых планов и проектов. Желаю всем здоровья, благополучия, новых свершений и плодотворной работы, мира и процветания!
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" Республики Дагестан от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.