Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
ГО с ВД "город Махачкала"
от 11 октября 2018 г. N 1282
Муниципальная программа
"Развитие туристско-рекреационного комплекса в муниципальном образовании городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2015 - 2018 годы"
Ответственный исполнитель программы |
МКУ "Комитет по спорту, туризму и делам молодежи Администрации г. Махачкалы" |
Соисполнитель программы |
- МБУ "Городской молодежный центр" |
Участники программы |
- МКУ "Комитет по спорту, туризму и делам молодежи Администрации г. Махачкалы" - МБУ "Городской молодежный центр" - Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей - Управление торговли, предпринимательства и реклам |
Цели программы |
- формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в городе Махачкале (далее - туристско-рекреационный комплекс) как приоритетного направления развития города, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах |
Задачи программы: |
- развитие туристско-рекреационного комплекса г. Махачкалы - продвижение туристского продукта города Махачкала на региональный, российский и международный рынки; - совершенствование организации и управления развитием туристской деятельности; - содействие развитию туристской инфраструктуры и материальной базы города; - поддержка развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма; - формирование позитивного имиджа города Махачкалы, создание и продвижение бренда города на региональном и российском рынках; - развитие приоритетных видов туризма путем реализации конкурентоспособного туристского продукта; - совершенствование системы информационного обеспечения; - совершенствование научно-методического обеспечения туристской деятельности. |
Этапы и сроки реализации программы |
Реализацию программы предполагается осуществить в четыре этапа в период с 2015 по 2018 год. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
- рост числа койко-мест в средствах размещения туристов на 5% ежегодно по сравнению с 2018 базовым годом; - увеличение количества туристов, посещающих Махачкалу на 4% в год, начиная от базового. |
Объемы и источники финансирования программы |
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств муниципального бюджета и инвестиционных средств. Общий объем финансирования за весь период реализации Программы составляет 115119,6 тыс. руб. Из них по годам: 2015 г. - 5619,6 тыс. руб. 2016 г. - 4500,0 тыс. руб. 2017 г. - 3000,0 тыс. руб. 2018 г. - 102000,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- Формирование и развитие конкурентоспособного туристского продукта; - увеличение на 4% в год потока туристов в город Махачкалу; - увеличение числа койко-мест в средствах размещения туристов на 5% ежегодно по сравнению с 2014 базовым годом; - повышение привлекательности туристско-рекреационного комплекса; повышение качества туристского продукта города Махачкалы. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
Город Махачкала обладает значительным потенциалом развития туризма и рекреации. Махачкала расположена на западном берегу Каспийского моря, на узкой полосе Приморской низменности, у подножия горы Тарки-Тау, близ предгорий Большого Кавказа. Площадь территории составляет 468,13 кв. км.
Махачкала - бальнеогрязевой и приморский климатический курорт.
Природно-климатические условия Махачкалы характеризуются сочетанием комфортного климата и большого числа солнечных часов в году, разнообразием рельефа и богатством флоры и фауны. Климат города, умеренный континентальный. Среднегодовая температура воздуха +12,4 градусов. Лето жаркое, средняя температура летних месяцев свыше +20 градусов, дневная максимальная температура до +36-38 градусов. Зима очень мягкая. Средняя температура от +3 до -1 градусов, а ночью опускается ниже нуля. Осадков выпадает 410-450 мм в год, относительная влажность за год около 70% (зимой до 80%), а в июле и августе около 50%. В летние месяцы бывает максимальное число ясных дней. Продолжительность летнего периода (с температурой выше +15 градусов) составляет 150 дней, начало приходится на 11 мая, последний летний день 7 октября.
Основные природные лечебные факторы, помимо климата, - минеральные воды, в том числе сульфатно-гидрокарбонатная натриевая и сульфидная иловая грязь. Морские песчаные пляжи Махачкалы являются крупным туристским и лечебно-оздоровительным центром.
Благодаря тёплому климату и благоприятной геомагнитной обстановке, вблизи Махачкалы расположилось большое количество санаториев и лечебных центров Махачкала - единственный незамерзающий морской порт России на Каспии. На территории города имеются озёра: Вузовское, Ак-Гёль, Грязевое.
Махачкала - третий по численности населения город Северо-Кавказского региона и крупнейший город Северо-кавказского федерального округа. В городе проживают более 60 народностей Дагестана, остальной России и бывшего СССР. Численность населения города по переписи 2016 года составила 587876 жителей, численность населения городского округа (с подчинёнными населёнными пунктами) - 705642 жителя.
В 16,2 км от ближайшего микрорайона Махачкалы расположен аэропорт города Махачкала, основной аэропорт республики - аэропорт Уйташ. Это Аэродром первого класса, способен принимать самолёты Ил-76, Ту-154, Boeing 737 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Расстояние до федеральной трассы М-29 "Кавказ" составляет 13 км. По Махачкале проходит железнодорожная линия Ростов-на-Дону-Баку
Культурное наследие города велико и разнообразно, что позволяет активно развивать на его территории культурно-познавательный, археологический и паломнический туризм. На территории города также проводятся соревнования по скалолазанию, технике спортивного туризма, туристические слеты.
В Махачкале расположено 29 памятников истории, 7 театров, 8 музеев и картинная галерея, имеется ряд объектов духовно-религиозного наследия.
В центре Махачкалы расположена одна из самых больших мечетей Европы, построенная по образу знаменитой стамбульской "Голубой мечети", в ней одновременно могут находиться 17 тысяч человек. Памятником архитектуры федерального значения является Свято-Успенский кафедральный собор, основанный в 1906 году. На горе Тарки-Тау расположен посёлок Тарки, на месте которого, по преданию, в VII-X вв. существовал хазарский город Семендер, приблизительно до 723 года бывший столицей Хазарского каганата.
В Махачкале широко представлены уникальные народные художественные промыслы: ювелирные изделия, ковры, изделия из дерева и керамики и многие другие.
Таким образом, город Махачкала имеет высокий потенциал развития туристско-рекреационного комплекса. Используя уникальные природно-климатические и историко-культурные возможности, в городе можно создать мощный комплекс объектов туристско-рекреационной сферы.
В г. Махачкале накоплен определенный потенциал туристско-рекреационного комплекса. Общее количество средств размещения туристов составляет 1813 койко-мест. Основными объектами размещения туристов являются санаторий "Талги", "Дагестан", "Тарнаир", лечебно-оздоровительные центры, базы отдыха.
В г. Махачкале имеется 5 туристических фирм. Поток туристов в 2017 году составил 438 тыс. человек.
Однако в развитии туристско-рекреационного комплекса имеется ряд проблем. Большинство проблем носит системный характер и отражает общие тенденции социально-экономической и политической ситуации в регионе. Серьезные ограничения в развитии туристско-рекреационного комплекса обусловлены существенным отставанием материально-технической базы, всей инфраструктуры от современных требований, низким уровнем сервиса, комфортности и качества туристских и рекреационных услуг.
Основными проблемами туристской отрасли в Махачкале являются:
1. Слабое развитие материально-технической базы существующих объектов туристской отрасли.
2. Нехватка квалифицированного персонала в индустрии гостеприимства.
Настоящая Программа направлена на создание условий для развития туристско-рекреационного комплекса, носит комплексный характер и призвана стимулировать процесс становления современных рыночных отношений в туристско-рекреационном комплексе.
Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов финансового и организационного характера. Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной программы являются эффективный мониторинг выполнения мероприятий муниципальной программы, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей муниципальной программы.
Финансовый риск реализации программы представляет собой замедление запланированных темпов исполнения программы вследствие недостаточного финансирования программы, и как следствие, снижение обеспечения программных мероприятий.
Административный риск реализации программы представляет собой невыполнение в полном объеме исполнителями принятых по программе финансовых обязательств, что приведет к неравномерному исполнению программных мероприятий. Административный риск связан с неэффективным управлением программой, которое может привести к невыполнению целей и задач программы, обусловленному:
- срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
- неэффективным использованием ресурсов
2. Приоритеты и цели муниципальной политики города Махачкала в сфере развития туристско-рекреационного комплекса
Цель Программы - формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в городе Махачкале (далее - туристско-рекреационный комплекс) как приоритетного направления развития города, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
- развитие туристско-рекреационного комплекса;
- повышение качества туристских услуг;
- продвижение туристского продукта города Махачкалы на российские и мировой рынки.
Программа предполагает достижение цели и задач развития к 2018 году.
В этот период будет проведена апробация на практике разработанных механизмов создания инвестиционных площадок в целях привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства;
В рамках Программы предусмотрена реализация ряда мероприятий по продвижению продуктов туристско-рекреационного комплекса на российские и мировой рынки, а также мероприятий, направленных на усиление кадрового потенциала туристско-рекреационного комплекса. Указанные мероприятия носят системный характер, в связи с чем будут реализовываться в течение всего срока исполнения Программы.
Реализация программы обеспечит:
- Формирование и развитие конкурентоспособного туристского продукта;
- увеличение на 4% в год потока туристов в город Махачкалу;
- увеличение числа койко-мест в средствах размещения туристов на 5% ежегодно по сравнению с 2015 базовым годом;
- повышение привлекательности туристско-рекреационного комплекса;
повышение качества туристского продукта города Махачкалы.
3. Сроки реализации муниципальной программы, контрольные этапы и сроки их реализации
Реализацию программы предполагается осуществить в четыре этапа в период с 2015-2018 годов.
4. Обоснование значений целевых индикаторов и показателей
Таблица
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||
Количество созданных койко-мест в средствах размещения туристов |
Койко-мест (тыс.) |
13,5 |
14,1 |
14,8 |
15,5 |
16,2 |
Поток туристов |
Чел. (тыс.) |
124,0 |
287,0 |
359,16 |
438,0 |
|
Рост числа выставочно-ярмарочных мероприятий, представляющих туристско-рекреационный комплекс |
|
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств из муниципального бюджета и инвестиционных средств. Общий объем финансирования Программы составляет 115119,6 тыс. рублей, из них:
- бюджетные - 15119, тыс. руб.
- внебюджетные - 100,0 млн. руб.
Год |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
2015 |
5619,6 |
2016 |
4500,0 |
2017 |
3000,0 |
2018 |
102000,0 |
Всего: |
115119,6 |
Объёмы и источники финансирования мероприятий Программы будут ежегодно уточняться исходя из возможностей городского бюджета при формировании городского бюджета МО ГО "город Махачкала" на соответствующий финансовый год.
Финансирование программных мероприятий из иных источников не предусмотрено.
6. Меры государственного регулирования, направленные на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы, и меры по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы ответственный исполнитель ежегодно согласовывает с Финансовым управлением Администрации г. Махачкалы" уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год. Реализация программы осуществляется в соответствии с планом реализации Программы (далее - План), разрабатываемым на очередной финансовый год и на плановый период и с указанием их сроков и ожидаемых результатов.
Ответственный исполнитель ежегодно, не позднее 1 сентября текущего финансового года направляет программу для включения в бюджет города с указанием исполнителей, обеспечивающих реализацию соответствующих мероприятий, в Управление экономического развития Администрации г. Махачкалы и Финансовое управление Администрации г. Махачкалы.
При необходимости ответственный исполнитель представляет в Управление экономического развития Администрации г. Махачкалы и МКУ "Финансовое управление Администрации г. Махачкалы" предложения (с обоснованиями) о внесении изменений в Программу или о продлении срока ее реализации. Срок реализации Программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока реализации Программы более чем на один год разрабатывается новая программа.
Ответственный исполнитель Программы несет ответственность за подготовку реализации Программы, он также:
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы; готовит доклады о ходе реализации Программы, представляет статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программных мероприятий;
готовит при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на осуществление мероприятий, а также механизма ее реализации;
организует размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Программы, финансирование мероприятий, проведение конкурсов на участие в ее реализации;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
7. Перечень программных мероприятий и механизм их реализации, сроки и этапы реализации и необходимые ресурсы
Перечень программных мероприятий Программы указан в приложении N 1.
8. Методика проведения оценки социально-экономической эффективности муниципальной Программы, ожидаемых результатов реализации муниципальной программы и их влияния на социально-экономическую ситуацию в городе, а также оценка эффективности расходования бюджетных средств
Методика расчета показателей, характеризующих состояние туристско-рекреационного комплекса в г. Махачкале, по итогам реализации Программы представлена в таблице 1.
Таблица 2
Расчет
показателей, характеризующих состояние туристско-рекреационного комплекса в г. Махачкала, по итогам реализации Программы
Показатели |
Методика расчета |
Увеличение числа прибывающих в г. Махачкала иностранных и российских туристов |
поток туристов в Махачкалу по итогам 2018 года / поток туристов в Махачкалу по итогам 2014 года +4% |
Увеличение номерного фонда коллективных средств размещения в г. Махачкале |
число мест в средствах размещения туристов в Махачкале по итогам 2018 года / число мест в средствах размещения туристов в Махачкале по итогам 2014 года +5% |
Увеличение числа занятых в туристско-рекреационном комплексе в г. Махачкале |
число занятых в туристско-рекреационном комплексе г. Махачкала по итогам 2018 года/ число занятых в туристско-рекреационном комплексе в г. Махачкала по итогам 2014 года / 100 - 100 |
Бюджетная эффективность Программы определяется как отношение фактического объема средств муниципального бюджета, выделенных на реализацию Программы в отчетном периоде, к запланированному в Программе:
При значении показателя бюджетной эффективности Программы 100 процентов и достижении или превышении установленных значений показателей, характеризующих состояние туристско-рекреационного комплекса в г. Махачкала, по итогам реализации Программы ее реализация считается эффективной.
При значении показателя бюджетной эффективности Программы 100 процентов и недостижении установленных значений показателей, характеризующих состояние туристско-рекреационного комплекса в г. Махачкала, по итогам реализации Программы ее реализация считается неэффективной.
При значении показателя бюджетной эффективности Программы менее 100 процентов и недостижении установленных значений показателей, характеризующих состояние туристско-рекреационного комплекса в г. Махачкала, по итогам реализации Программы, значения указанных показателей корректируются на процент показателя эффективности.
Реализация Программы позволит создать условия для развития туризма в Махачкале. Поддержка туристско-рекреационного комплекса принесет ощутимый социально-экономический эффект, заключающийся в росте благосостояния и качества жизни населения за счет создания современной инфраструктуры, новых рабочих мест и повышения инвестиционной привлекательности города. Поддержка развития туристско-рекреационного комплекса повысит инвестиционную привлекательность города, предпринимательскую активность населения в сфере туризм и окажет существенное влияние на развитие данной сферы в г. Махачкале. Повышение привлекательности туристско-рекреационного комплекса будет способствовать существенному росту потока туристов.
Совокупность механизмов программно-целевого подхода окажет существенное влияние на уровень социально-экономического развития города Махачкалы путем увеличения налоговых поступлений в бюджет города, роста занятости населения, повышения уровня благосостояния населения.
Создание туристско-рекреационной инфраструктуры снизит уровень безработицы, повысит качество жизни, остановит отток населения. При выполнении программных мероприятий в городе Махачкале будут улучшены условия для развития туристско-рекреационного комплекса в интересах инновационного развития города Махачкалы.
Мероприятия муниципальной программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса в муниципальном образовании городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2015 - 2018 гг."
1. Мероприятия | ||||||||
N п/п |
Наименование мероприятий |
Источник финансирования |
Всего (тыс. руб.) |
Сумма затрат по годам, тыс. руб. |
Ответственный исполнитель |
|||
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
|||
1. |
Исполнение календарного плана мероприятий |
Местный |
12744,2 |
2244,2 |
4500,0 |
3000,0 |
2000,0 |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
2. |
Предоставление субсидий подведомственному муниципальному бюджетному учреждению в целях обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг |
Местный |
3375,4 |
3375,4 |
|
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
3. |
Размещение заказов и оплата услуг, связанных с подготовкой и изготовлением сувенирной продукции |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
4. |
Проведение в г. Махачкале 1 межрегиональной конференции в течение года по вопросам развития туризма |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
5. |
Обмен визитами делегаций городов - побратимов Махачкалы (с целью культурного и интеллектуального обмена) |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
6. |
Разработка и обновление мультимедийных и интерактивных презентаций туристского потенциала и индустрии города |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
7. |
Проведение обучающих семинаров для работников туристической отрасли с целью подготовки специалистов-профессионалов в различных отраслях туризма. |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
8. |
Участие в работе региональных, всероссийских и международных туристских выставок (OpenDagestan), "Дагестан ТурЭкспо", фестиваль экстремальных видов туризма "Ярыдаг" MIT (Москва), WTM |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
9. |
Организация пресс-туров для российских и иностранных СМИ, в т.ч. туристических |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
10. |
Разработка дизайна и приобретение объектов малых архитектурных форм по разработанным туристическим маршрутам |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
11. |
Финансирование конкурса на разработку брендбука города |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
12. |
Приобретение туристического инвентаря и снаряжения для походов, экспедиций, проведения обучающих тренингов и мастер-классов |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
13. |
Изготовление и установка наружных средств навигации туристов в общественных местах и на автодорогах (дорожные указатели, знаки, ориентиры с указанием достопримечательностей города) |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
14. |
Изготовление выставочного оборудования (мобильный комплекс), для участия в выставках в сфере туризма |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
15. |
Изготовление, размещение и обслуживание туристического информационного бюро (стенда) на ж/д вокзале. |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
16. |
Изготовление, размещение и обслуживание туристического информационного бюро (стенда) на автовокзале "Северный" и "Южный". |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
17. |
Приобретение и установка веревочного городка (1 в год) |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
18. |
Создание яхт клуба |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
19. |
Создание скалодрома (сборно-разборный). |
Местный |
- |
- |
- |
- |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
20. |
Установка колеса обозрения |
Внебюджетный |
|
|
|
|
100000,0 |
|
|
Итого: |
Местный |
16119,6 |
5619,6 |
4500,0 |
3000,0 |
102000,0 |
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.