Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
распоряжению Правительства
Республики Дагестан
от 29 октября 2018 г. N 235-р
Концепция
по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей, способствующих формированию современных компетенций и навыков у детей
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей (далее - центров), в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета.
1) Одной из основных задач развития образования в Республике Дагестан является повышение качества образования. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" запланировано обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования, вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Для этого на уровнях основного и среднего общего образования потребуется внедрить новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, а кроме того, повысить мотивацию к обучению и вовлеченность учеников в образовательный процесс.
Мониторинга, проводимые Министерством образования и науки Республики Дагестан, Дагестанским институтом развития образования в 2013 - 2018 годах, показали, что в общем количестве школ выделяются образовательные организации, стойко демонстрирующие высокие результаты по комплексу учебных показателей, и устойчиво неуспешные школы, в течение ряда лет не ликвидирующие своего отставания. Успешно функционирующие образовательные организации демонстрируют высокий уровень кадрового состава, материально-технической базы и коммуникативных связей. Природно-географические особенности Республики Дагестан таковы, что большое количество образовательных организаций находится в удалении от культурно-промышленных центров, и возможности включения в учебный процесс практико-ориентированных методов обучения минимальны. Из 1461 общеобразовательной организации республики в типовых зданиях находятся только 496.
Оценка условий организации предоставления образовательных услуг и качества образования в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, позволяют сделать вывод, что в республике имеется проблема доступности качественного образования, которая требует разработки и реализации национальной стратегии выравнивания шансов детей на его получение. Для решения этой задачи необходимы проведение мероприятий по обновлению материальной и технической базы, повышение квалификации учителей, разработка и внедрение новых образовательных программ и технологий. Оптимальным инструментом обновления системы образования и повышения качества образования станет создание центров, аккумулирующих в себе современное оборудование, квалифицированные кадры и возможности разработки и распространения новых подходов и технологий в преподавании учебных предметов гуманитарного цикла, технологии, ОБЖ, информатики.
Выбор указанных предметов неслучаен. Предметная область "Технология" является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области "Технология" происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, самоопределение и ориентация обучающихся деятельности в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать и разрабатывать новые технологии.
Изучение ОБЖ обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности (далее - КБЖ), способствует выработке у школьников умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Учебный предмет "ОБЖ" является системообразующим, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области КБЖ, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов.
Учебный предмет "Информатика" выступает связующим звеном между всеми предметными областями и обеспечивает возможности для изучения всех учебных предметов и выработки механизмов по их реализации.
Создание сети центров на территории республики под общим названием "Нейронет" даст возможность организовать обучение по направлениям, формирующим технологические и информационно-коммуникативные компетенции, обновленная материально-техническая база обеспечит доступность качественного технологического образования и создания банка лучших педагогических практик. Предложенные организации, на базе которых планируется открытие центров, обладают необходимыми параметрами и кадровым потенциалом.
Целью является создание региональной инновационной практико-ориентированной среды, условий для формирования и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Задачи:
модернизация содержания, форм и методов обучения по основным и дополнительным общеобразовательным программам цифрового и гуманитарного профилей и образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
обновление материально-технической базы для формирования гуманитарных и технологических навыков 6 образовательных организаций (12 помещений, каждое не меньше 50 кв. м;
формирование навыков и компетенций в исследовательской и проектной деятельности школьников в процессе реализации индивидуального и коллективного опыта взаимодействия, с учетом особенностей проживания;
удовлетворение образовательных потребностей школьников в новых формах образования с учетом современной высокооснащенной материально-технической базы центров в соответствии с мировыми стандартами;
предоставление возможности обучающимся, проживающим в сельской местности, через использование дистанционных образовательных технологий и сетевого взаимодействия усвоить базовые навыки и умения, не доступные им в образовательной организаций по месту жительства;
развитие электронной образовательной среды учебных предметов гуманитарного цикла, необходимой для качественной реализации ФГОС и учебных программ, обеспечение свободного доступа к ней обучающихся и педагогических работников.
Реализация настоящей Концепции обеспечит возможность изучать предметную область "Технология" и учебные предметы "ОБЖ", "Информатика" на базе высокотехнологичных ученико-местах, разработать методологию наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, создать материально-техническую базу для реализации основных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей. В рамках реализации проекта "Современная школа" планируется создать 6 центров, обеспеченных высокотехнологичным оборудованием и средствами обучения для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей. Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих эти предметные области, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и республиканских программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, республиканского и муниципального бюджетов. "Дорожная карта" по созданию и открытию центров приведена в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Перечень целевых индикаторов приведен в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Типовая схема зонирования приведена в приложении N 3 к настоящей Концепции.
Дизайн-проект в соответствии с брендбуком приведен в приложении N 4 к настоящей Концепции.
Штатное расписание приведено в приложении N 5 к настоящей Концепции.
2) Статистические данные по сети общеобразовательных организаций в сельской местности, контингент обучающихся, кадровый состав, по муниципальным образованиям Республики Дагестан, в которых планируется создание центров
По состоянию на 1 сентября 2018 года в соответствии с Основными показателями в сфере образования и науки Республики Дагестан за 2017 - 2018 гг. в республике функционирует 1461 образовательная организация с охватом 393216 обучающихся. В сельской местности расположены более 80% образовательных организаций республики, в которых обучается 57% детей.
Сведения о сети общеобразовательных организаций в сельской местности и малых городах, контингент обучающихся, кадровый состав, по муниципальным районам Республики Дагестан, в которых планируется создание центров, представлены в таблице.
Таблица
N п/п |
Муниципальное образование |
Количество образовательных организаций |
Контингент |
Кадровый состав |
||
высшая категория |
1 категория |
без категории |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Сергокалинский район |
22 |
3529 |
167 |
171 |
179 |
2 |
Бабаюртовский район |
23 |
5920 |
57 |
184 |
599 |
3 |
Каякентский район |
20 |
8100 |
106 |
357 |
330 |
4 |
Гунибский район |
27 |
2315 |
100 |
165 |
203 |
5 |
Город Кизилюрт |
8 |
6620 |
59 |
115 |
274 |
3) Информация о повышении квалификации педагогических работников предметной области "Технология", "Информатика", "ОБЖ"
В Республике Дагестан педагогические работники по предметным областям "Технология", "Информатика", "ОБЖ" имеют возможность повысить квалификацию в Дагестанском институте развития образования и Махачкалинском центре повышения квалификации.
За 2017 - 2018 годы повысили квалификацию 197 учителей информатики из 871, 494 учителя технологии из 1285, 181 учитель ОБЖ из 779.
2. Опыт Республики Дагестан в реализации федеральных и международных проектов в области образования
N п/п |
Наименование мероприятия |
Статус мероприятия |
Объем финансирования и источник финансирования проекта |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей", мероприятие 3.5. "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся" |
всероссийский |
субсидия из федерального бюджета - 56, 284 млн. руб., софинансирование из регионального бюджета - 24,122 млн. руб. |
открытие детского технопарка "Кванториум-33" |
повышение охвата детей качественными программами технической и естественнонаучной направленности (до 1000 чел. в год); повышение престижа инженерно-технических профессий в результате проведения профильных мероприятий для внешней детско-юношеской аудитории (не менее 5000 чел. в год); создание в регионе условий для непрерывного развития профессионального мастерства и повышения уровня компетенций педагогов общего и дополнительного образования по профилю |
2. |
Мероприятие 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" 2017 - 2018 гг. |
всероссийский |
2,224 млн. руб. |
разработаны задания для проведения мониторинга качества образования в формате ВПР, ОГЭ, ЕГЭ для учащихся начальной школы, 5, 6, 9, 11 классов по математике, русскому языку, истории. Подготовлены программы ПК для руководителей и педагогов школ разработана методика идентификации школ; подготовлен комплект диагностических материалов по диагностике познавательных процессов обучающихся |
апробирован инструментарий, реализованы программы повышения квалификации (далее - ПК), внедрены методические рекомендации |
3. |
Модель формирования гражданской компетентности старшеклассников |
международный (Россия, Армения) |
1 млн. руб. Грант РФФИ N 18-51305003 |
разработана и апробирована модель формирования гражданской компетентности старшеклассников; статьи, методические рекомендации для образовательных организаций |
проведен межрегиональный фестиваль воспитательных систем с представлением опыта формирования гражданственности учащихся. |
4. |
Исследовательский проект "Формирование у педагогов российской школы представлений о культуре повседневности народов, проживающих на территории РФ и составляющих основной поток миграции в РФ" |
всероссийский |
1 млн./400 тыс. руб. Грант РФФИ N 11-0601180 |
диагностический инструментарий, определяющий уровень культуры этнотолерантности; дидактические пособия и методические рекомендации |
внедрение диагностического инструментария, определяющего уровень культуры этнотолерантности; использование методических рекомендаций для формирования у педагогов российской школы представлений о культуре повседневности народов, проживающих на территории Российской Федерации и составляющих основной поток миграции в Российской Федерации |
5. |
Исследовательский проект: "Формирование культуры межэтнических отношений молодежи как основы национального единства" |
всероссийский |
3 млн./150 тыс. руб. (грант РФФИ N 1536-14008.) |
программа социологического исследования "Проблемы межнациональных и межэтнических отношений в молодежной"; уточнение понятийного аппарата и концептуальных основ решения проблемы; Разработка программ факультативных курсов и внеурочной деятельности. Серия публикаций |
реализация программ внеурочной деятельности и методических рекомендаций, направленных на улучшение ситуации по формированию культуры межнациональных отношений; |
6. |
Исследовательский проект: "Воспитательная система этнополикультурной школы" |
всероссийский |
1 550 тыс. руб. грант РГНФ N 14-06-00234 |
Серия публикаций |
Внедрение методических рекомендаций по результатам исследования в деятельность школ |
3. Описание площадок центров (ранжированное в порядке убывания приоритетов с указанием реквизитов образовательных организаций, расположенных в сельской местности)
N п/п |
Наименование сельского поселения муниципального образования |
Наименование образовательной организации (полностью) |
Численность обучающихся (всего) |
Адрес (юридический) |
Площадь школы ( |
Количество функциональных зон |
Площадь функциональных зон ( |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Сергокалинский район, с. Мюрего |
МКОУ "Мюрегинская СОШ", с. Мюрего Сергокалинского района Республики Дагестан |
448 |
368513 Республика Дагестан, Сергокалинский район, с. Мюрего |
1770 |
2 |
140 |
2. |
с. Бабаюрт |
ГКОУ РД "Бабаюртовская СШИ N 11" |
469 |
368060, Бабаюртовский р-он, с. Бабаюбаюрт, ул. Шпигуна, 7 |
17200 |
2 |
100 |
3. |
Каякентский район, с. Нововикри |
МБОУ "Нововикринская СОШ" |
692 |
368550 РД, Каякентский район, с. Нововикри, ул. Салихова, 26 |
2100 |
2 |
100 |
4. |
ЦОДОУ ЗОЖ |
ГКОУРД "Шангодинско-Шитлибская СОШ Гунибского района" |
103 |
368080, Кумторкалинский район, с. Новая Шангода |
5376 |
2 |
158 |
5. |
с. Новый Согратль |
ГКОУ РД "Согратлинская СОШ Гунибского района им. М.А. Абашилова" |
163 |
367910, г. Махачкала, Кировский район, и/о Богатырева, с. Новый Согратль |
2445 |
2 |
100 |
6. |
пос. Бавтугай |
ГКОУ РД Бавтугайская специализированная школа-интернат им. М.Г. Гамзатова" |
416 |
368101, г. Кизилюрт, пос. Бавтугай, ул. Интернатская, N 1 |
1532 |
2 |
119 |
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.