Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Содействие занятости населения", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2013 г. N 587 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Содействие занятости населения" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 22, ст. 1512; 2014, N 15, ст. 866; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 17 мая, N 05002000936; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 27 июня, N 0500201606270005; 2017, 18 апреля, N 0500201704180003; 27 сентября, N 0500201709270002).
Временно исполняющий обязанности |
А. Карибов |
Утверждены
постановлением
Правительства
Республики Дагестан
от 24 декабря 2018 г. N 185
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Содействие занятости населения"
1. В паспорте государственной программы Республики Дагестан "Содействие занятости населения" (далее - Программа):
а) в позиции, касающейся участников Программы:
после слов "Министерство по делам молодежи Республики Дагестан" дополнить словами "Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (по согласованию), государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (по согласованию),";
после слов "органы местного самоуправления (по согласованию)" дополнить словами "негосударственные некоммерческие организации, работодатели (по согласованию)";
б) позицию, касающуюся перечня подпрограмм, дополнить подпрограммой следующего содержания: "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве";
в) позицию, касающуюся объемов и источников финансирования Программы, изложить в следующей редакции:
2. В разделе V Программы:
в абзаце втором слово "две" заменить словом "три";
после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"подпрограмма "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве";
после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"В рамках подпрограммы "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве" будут реализованы мероприятия, направленные на создание условий для занятости и интеграции инвалидов молодого возраста, проживающих на территории Республики Дагестан, в общество, а также повышение их уровня жизни. Для достижения указанной цели предусматривается решение таких задач, как развитие системы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и их адаптация к рынку труда; совершенствование целевой направленности системы мониторинга трудоустройства выпускников с инвалидностью; развитие системы информирования, консультирования, социально-психологической поддержки инвалидов молодого возраста; расширение спектра социальных услуг для инвалидов молодого возраста.".
3. Раздел VI Программы:
после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;";
после абзаца двадцать четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"Подпрограмма "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве" предусматривает реализацию таких основных мероприятий, как:
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных инвалидов молодого возраста;
организация сопровождения инвалидов молодого возраста при их трудоустройстве;
содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов молодого возраста на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.".
4. В разделе VII Программы:
в абзаце седьмом цифры "5152227,1" заменить цифрами "4999566,9";
в абзаце восьмом цифры "3736431,6" заменить цифрами "3523413,5";
в абзаце десятом цифры "1373796,0" заменить цифрами "1434153,4".
5. В подпрограмме "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" Программы:
а) в паспорте позицию, касающуюся объемов и источников финансирования подпрограммы, изложить в следующей редакции:
б) в разделе III:
в пункте 1:
подпункт 1.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"В рамках данного мероприятия также предусмотрено содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Расходование бюджетных средств на реализацию мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места производится в соответствии с порядком реализации мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, утверждаемым в установленном порядке Правительством Республики Дагестан.";
дополнить подпунктом 1.8 следующего содержания:
"1.8. Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов
Проблема занятости, трудоустройства инвалидов, их социализации и вовлечения в полноценную общественную жизнь очень актуальна в современном обществе. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве. Нередко работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов. При этом заявительный механизм и традиционные меры активной политики занятости, применяемые по отношению к лицам без инвалидности, являются недостаточными для трудоустройства и закрепления на рабочих местах граждан, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности. Эффективным инструментом содействия трудоустройству инвалидов на открытом рынке труда может стать персональное сопровождаемое трудоустройство, реализованное в необходимом объеме с учетом нарушений функций и ограничений жизнедеятельности и личностных особенностей инвалида.
По состоянию на 1 сентября 2018 года, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на территории Республики Дагестан зарегистрировано 189,7 тыс. инвалидов трудоспособного возраста (I группы - 18,9 тыс. чел., II группы - 95,4 тыс. чел., III группы - 75,4 тыс. чел.), из которых осуществляют трудовую деятельность 44,2 тыс. инвалидов (I группы - 0,9 тыс. чел., II группы - 19,8 тыс. чел., III группы - 23,5 тыс. чел.), что составляет 23,3 процента в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
В связи с этим и в целях трудоустройства незанятых инвалидов со значительными ограничениями жизнедеятельности, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" внесен ряд норм, вступающих в силу с 1 января 2019 года, предусматривающих осуществление сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Основными направлениями реализации мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов являются:
организация персонифицированного учета инвалидов при осуществлении мер содействия занятости, в том числе инвалидов, которым в соответствии с решением службы занятости населения предусмотрено предоставление государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости;
определение в органах службы занятости населения работников или структурных подразделений, целенаправленно и инициативно занимающихся трудоустройством инвалидов, в том числе организацией сопровождаемого содействия их занятости;
назначение уполномоченных должностных лиц (прошедших специальное обучение по работе с инвалидами с учетом различных нозологий), осуществляющих организацию сопровождения инвалидов при трудоустройстве;
организация мероприятий по повышению квалификации и переподготовке сотрудников органов службы занятости населения по вопросу реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов;
взаимодействие центров занятости населения с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях получения рекомендации о нуждаемости инвалида в сопровождении;
организация взаимодействия органов службы занятости населения с работодателями, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, образовательными организациями, социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов в целях определения наиболее эффективных форм оказываемой инвалидам индивидуальной помощи при трудоустройстве, в освоении трудовых обязанностей и адаптации на рабочем месте, а также закреплении на рабочих местах;
организация сопровождения инвалида с учетом нарушенных функций организма в процессе профессиональной ориентации, оказание юридической помощи, информирование о положении на рынке труда, психологическая поддержка, социальная адаптация на рынке труда, профессиональная подготовка;
анализ базы вакансий и проведение необходимых консультаций с работодателями для подбора предложений по трудоустройству незанятого инвалида;
организация внесения органами службы занятости сведений о незанятых инвалидах, испытывающих трудности в поиске работы, а также об оказанных им государственных услугах по содействию занятости в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц;
информационное обеспечение в сфере реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов при трудоустройстве;
привлечение организаций-работодателей для предоставления рабочих мест и найма на работу граждан с инвалидностью с сопровождением при трудоустройстве;
определение в целях обеспечения оперативного доступа инвалидов к рабочему месту участников мероприятий по оказанию помощи инвалиду в формировании и освоении доступного для него маршрута передвижения до места работы и обратно, а также по территории организации-работодателя (индивидуального предпринимателя-работодателя), независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих деятельность по содействию трудоустройству и подбору персонала на основании договоров, заключаемых с органами службы занятости населения;
оказание методической и консультационной помощи работодателям, принимающим на работу инвалидов, в том числе по вопросам организации сопровождения инвалида при трудоустройстве, оборудования (оснащения) для него рабочего места, обеспечения для него доступа в необходимые помещения;
оказание помощи в освоении инвалидом трудовых обязанностей и передвижении на территории работодателя, в организации труда при дистанционной работе или работе на дому;
оказание содействия в оборудовании (оснащении) рабочего места для трудоустройства инвалидов в рамках сопровождения при содействии их занятости;
содействие в организации (при необходимости) наставничества;
организация и осуществление совместно с работодателями мониторинга трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных (оснащенных) для их работы.";
в пункте 9:
в абзаце третьем цифры "5109227,1" заменить цифрами "4953777,9";
в абзаце четвертом цифры "3736431,6" заменить цифрами "3523413,5";
в абзаце пятом цифры "1372796,0" заменить цифрами "1430364,4".
6. В подпрограмме "Улучшение условий и охраны труда в Республике Дагестан" Программы:
а) в паспорте позицию, касающуюся объемов и источников финансирования подпрограммы, изложить в следующей редакции:
б) в разделе IV:
в абзаце первом цифры "43000,0" и "1000,0" заменить соответственно цифрами "42500,0" и "500,0";
слова "2020 - 500 тыс. рублей;" исключить.
7. Дополнить подпрограммой следующего содержания:
"Подпрограмма
"Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве"
"Паспорт
подпрограммы "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан |
Участники подпрограммы |
- |
Министерство образования и науки Республики Дагестан; федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (по согласованию); Государственная инспекция труда в Республике Дагестан (по согласованию); государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); негосударственные некоммерческие организации, работодатели (по согласованию) |
Цели подпрограммы |
- |
создание условий для занятости и интеграции инвалидов молодого возраста, проживающих на территории Республики Дагестан (далее - инвалиды молодого возраста*), в общество, а также повышение их уровня жизни; обеспечение эффективного развития рынка труда |
Задачи подпрограммы |
- |
создание и развитие системы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и их адаптация к рынку труда; исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для инвалидов; совершенствование системы информирования, консультирования, социально-психологической поддержки выпускников с инвалидностью; совершенствование целевой направленности системы мониторинга трудоустройства выпускников с инвалидностью; увеличение численности работающих инвалидов трудоспособного возраста, проживающих на территории Республики Дагестан; содействие работодателям республики в заполнении свободных рабочих мест (вакантных должностей), созданных (выделенных) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, в том числе на специальные рабочие места; расширение методик содействия занятости инвалидов молодого возраста; стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов молодого возраста; повышение конкурентоспособности на рынке труда Республики Дагестан и содействие трудовой занятости незанятых инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста, проживающих на территории Республики Дагестан |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
2019 - 2020 годы, без деления на этапы |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
доля трудоустроенных инвалидов молодого возраста в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение; доля инвалидов молодого возраста, получивших государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан, в общей численности инвалидов молодого возраста, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы в отчетном периоде; доля безработных инвалидов молодого возраста, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных инвалидов молодого возраста; содействие трудоустройству незанятых инвалидов молодого возраста на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общий объем средств на реализацию подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 3 289,0 тыс. руб.: 2019 год - 1 644,5 тыс. руб.; 2020 год - 1 644,5 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
участие обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в олимпиадах и конкурсах (чемпионатах) профессионального мастерства; организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования 100 безработных инвалидов молодого возраста по новым профессиям (специальностям); содействие трудоустройству 30 незанятых инвалидов молодого возраста на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 64.0 проц. к концу 2020 года; увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 70,0 проц. к концу 2020 года; увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 89.0 проц. к концу 2020 года; увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 82,0 проц. к концу 2020 года; увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по истечении 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 90.0 проц. к концу 2020 года; увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по истечении 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 84,0 проц. к концу 2020 года; увеличение доли безработных инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в течение 3 месяцев после завершения обучения, в общей численности безработных инвалидов молодого возраста, трудоустроенных в отчетном периоде, до 75.0 проц. к концу 2020 года; увеличение доли безработных инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в течение 6 месяцев после завершения обучения, в общей численности безработных инвалидов молодого возраста, трудоустроенных в отчетном периоде, до 85.0 проц. к концу 2020 года; увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 77,5 проц. к концу 2020 года; увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 84,5 проц. к концу 2020 года; увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по истечении 6 месяцев и более после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 90,5 проц. к концу 2020 года. |
* Под понятием "инвалид молодого возраста" понимается инвалид в возрасте от 18 до 44 лет согласно классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Законодательством Российской Федерации права инвалидов дополнительно защищены отдельными нормативными правовыми актами, так как их возможности в той или иной степени являются ограниченными и они нуждаются в большей защите, чем иные категории граждан. Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" определены дополнительные требования по организации взаимодействия и совместной работы органов службы занятости, федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы и работодателей по улучшению системы стабильного трудоустройства инвалидов. Обеспечение эффективной занятости инвалидов - одно из главных условий их успешной профессиональной реабилитации и интеграции в общество. В связи с этим к задачам, стоящим перед государственной службой занятости населения Республики Дагестан, относятся: адаптация инвалидов на рынке труда; привлечение работодателей к реализации мероприятий по содействию их трудоустройству, в том числе в счет выполнения установленной квоты по приему на работу инвалидов; повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
Численность постоянного населения по Республике Дагестан на 1 января 2018 года составила 3063,9 тыс. чел., в том числе около 26,0 проц. составляют граждане моложе трудоспособного возраста, 13,8 проц. - граждане старше трудоспособного возраста. При этом численность рабочей силы (в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ)) за 2017 год по Республике Дагестан в среднем составила 1359,8 тыс. чел., в том числе занятых - 1 196,4 тыс. чел., безработных - 163,4 тыс. человек.
Численность граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения Республики Дагестан в качестве безработных, по состоянию на 1 января 2018 года составила 25,1 тыс. чел., а уровень зарегистрированной безработицы - 1,9 процента. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) за 2017 год, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, в среднем составил 12,0 проц. рабочей силы.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, Республика Дагестан по-прежнему продолжает оставаться одним из наиболее трудоизбыточных регионов Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, при которой по состоянию на 1 января 2018 года на одну заявленную вакансию претендует 28 не занятых трудовой деятельностью граждан (против 1 чел. в среднем по Российской Федерации).
Причиной является недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, в том числе для инвалидов, на фоне низкой территориальной мобильности рабочей силы, препятствующей эффективному использованию трудовых ресурсов.
По оценке, в республике и в дальнейшем будет наблюдаться устойчивая тенденция увеличения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к росту численности экономически активного населения и, как следствие, к увеличению предложения трудовых ресурсов. При этом текущее состояние экономики и научно-технического прогресса сохранит влияние существующих факторов, определяющих состояние условий и охраны труда.
Решение проблемы трудоустройства выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ ставится в ряд основных ориентиров, определяющих направление деятельности как профессиональных образовательных организаций, так и заинтересованных органов исполнительной власти, государственных органов службы занятости населения.
В связи с изложенным в республике требуется принятие комплекса мер, направленных на оказание содействия трудоустройству незанятых граждан из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе путем улучшения положения на рынке труда категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
По состоянию на 1 января 2018 года, по данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан, на территории Республики Дагестан зарегистрировано 177,9 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из которых осуществляют трудовую деятельность 39,9 тыс. инвалидов (в том числе молодого возраста - 20,9 тыс. чел.), что составляет 22,4 процента в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
Численность инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы за 2017 год составила 6,3 тыс. чел., из них 3,1 тыс. инвалидов молодого возраста. Зарегистрировано в качестве безработных с начала года 3,5 тыс. инвалидов (1,7 тыс. инвалидов молодого возраста), что составляет 7,6 проц. от общей численности признанных безработными (аналогичный показатель прошлого года - 2,9 тыс. инвалидов (5,6 процента)).
При этом органами государственной службы занятости населения Республики Дагестан за 2017 год содействие в трудоустройстве оказано около 5,3 тыс. инвалидов, в том числе инвалидам молодого возраста - 2,6 тыс. чел. (за аналогичный период прошлого года содействие в трудоустройстве оказано 2,2 тыс. инвалидов (0,9 тыс. инвалидам молодого возраста). Численность инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по специальности, - около 0, 2 тыс. чел., численность инвалидов молодого возраста, трудоустроенных не по специальности, - 0,7 тыс. человек.
На учете в органах государственной службы занятости населения Республики Дагестан на 1 января 2018 года состоят около 1,7 тыс. инвалидов, в том числе 0,8 тыс. инвалидов молодого возраста (за аналогичный период прошлого года - 1,5 тыс. инвалидов, из них 0,7 тыс. инвалидов молодого возраста).
Органами государственной службы занятости населения Республики Дагестан работа по трудоустройству инвалидов проводится в индивидуальном порядке. Организовано информирование инвалидов трудоспособного возраста в телефонном режиме о предоставляемых государственных услугах. Проводится ежемесячный мониторинг осуществления мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов. Так, за 2017 год численность неработающих инвалидов, принявших участие в опросе, проводимом центрами занятости населения в целях организации их персонифицированного учета, составила 135,9 тыс. человек. Из них после участия в опросе за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения обратилось 17,6 тыс. человек.
Министерством труда и социального развития Республики Дагестан проводится мониторинг выпускников организаций среднего и высшего профессионального образования, в том числе инвалидов.
Так, в 2017 году (по данным профессиональных образовательных организаций) завершили обучение в организациях среднего и высшего профессионального образования более 230 инвалидов, среди которых 159 чел., или 68,8 проц., получили образование по образовательным программам высшего образования, а 72 чел., или 31,2 проц., получили образование по образовательным программам среднего профессионального образования. Трудоустроено 189 чел., или 81,8 проц. от числа завершивших обучение. При посредничестве центров карьеры и трудоустройства выпускников, функционирующих при профессиональных образовательных организациях, трудоустроено 86 чел., или 45,5 проц. от числа трудоустроенных, самостоятельно - 32 чел., или 16,9 процента. Обратились в органы государственной службы занятости населения Республики Дагестан 20 чел., или 8,7 проц. от числа завершивших обучение. Трудоустроено 6 чел., или 30 проц. от числа обратившихся. Среди трудоустроенных по полученной профессии (специальности) выпускники, имеющие образование по образовательным программам среднего профессионального образования, по следующим профессиям (специальностям): "мастер по обработке цифровой информации", "компьютерные системы и комплексы", "информационные системы и программирование", "сварочное производство", "механизация сельского хозяйства", "технология машиностроения", "строительство и эксплуатация зданий", "преподавание в начальных классах" и другие. Среди выпускников, имеющих образование по образовательным программам высшего профессионального образования, специалисты по следующим специальностям: "информационная безопасность", "экономика", "бизнес-информатика", "водные ресурсы и аквакультура", "математика", "математика и прикладные науки", "юриспруденция", "социальная работа", "лечебное дело", "педиатрия" и другие.
Остались нетрудоустроенными выпускники как средних, так и высших профессиональных организаций по следующим специальностям: "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве", "финансы", "бухгалтерский учет", "психолого-педагогическое образование", "специально-дефектологическое образование", "философия", "психология" и другие.
В 2018 году предполагается выход на рынок труда около 2,5 тыс. выпускников организаций профессионального образования, в том числе 248 инвалидов. Планируется отследить трудоустройство 83 проц. выпускников-инвалидов (в 2019 году - 85 процентов).
Также организована работа по взаимодействию с учреждениями медико-социальной экспертизы по реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов. В целях выполнения рекомендаций по профессиональной реабилитации или абилитации инвалидов Министерством труда и социального развития Республики Дагестан за 2017 год направлены в центры занятости населения около 25,1 тыс. выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов. Кроме того, между Министерством труда и социального развития Республики Дагестан и государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан также заключено соглашение о проведении информационного обмена в отношении лиц, признанных в установленном порядке инвалидами, которое определяет порядок информационного взаимодействия в электронной форме. На основе данной информации проведены подготовительные мероприятия по созданию, ведению и использованию федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", которая содержит. информацию о каждом инвалиде республики трудоспособного возраста.
Одной из мер государственной поддержки наиболее незащищенных слоев населения, к которым относятся и инвалиды, является квотирование рабочих мест для приема их на работу. Законом Республики Дагестан от 9 июля 2010 г. N 39 "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Дагестан" устанавливается квота для приема на работу инвалидов в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников от 35 человек. При этом в организациях, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 3 проц. от среднесписочной численности работников, для организации с численностью работников более 100 человек - 4 проц. от среднесписочной численности. По состоянию на 1 января 2018 года на 1451 организации, функционирующей на территории республики, предусмотрено установление квоты для трудоустройства инвалидов в количестве 6250 рабочих мест. Установленная квота выполнена на 97 проц. (6043 рабочих места). Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2010 г. N 118 "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" в 2017 году предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Республики Дагестан, создано 464 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов в пределах квоты.
В 2017 году были проведены запланированные совместно с прокуратурой Республики Дагестан 11 проверок работы по осуществлению контрольных мероприятий за соблюдением исполнения государственной функции "Надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов".
Несмотря на имеющуюся правовую базу и некоторые позитивные изменения на республиканском рынке труда, положение с занятостью инвалидов продолжает оставаться сложным.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 38, одними из основных приоритетов государственной политики являются:
трудоустройство инвалидов на рабочие места постоянного и временного характера;
содействие трудоустройству незанятых инвалидов молодого возраста и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в рамках специальных программ и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Исходя из указанных приоритетов государственной политики целью настоящей подпрограммы определено:
создание условий для занятости и интеграции инвалидов молодого возраста, проживающих на территории Республики Дагестан, в общество, а также повышение их уровня жизни.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
развитие системы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и их адаптация к рынку труда;
исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для инвалидов;
совершенствование целевой направленности системы мониторинга трудоустройства выпускников с инвалидностью;
развитие системы информирования, консультирования, социально-психологической поддержки инвалидов молодого возраста;
увеличение численности работающих инвалидов трудоспособного возраста, проживающих на территории Республики Дагестан;
организация профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
содействие работодателям республики в заполнении свободных рабочих мест (вакантных должностей), созданных (выделенных) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, в том числе на специальные рабочие места;
стимулирование работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов молодого возраста;
повышение конкурентоспособности на рынке труда Республики Дагестан и содействие трудовой занятости незанятых инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста, проживающих на территории Республики Дагестан;
расширение спектра социальных услуг для инвалидов молодого возраста. Основными показателями, ежегодно определяющими эффективность и результативность подпрограммы, являются:
доля трудоустроенных инвалидов молодого возраста в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение;
доля инвалидов молодого возраста, получивших государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан, в общей численности инвалидов молодого возраста, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы в отчетном периоде;
доля безработных инвалидов молодого возраста, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных инвалидов молодого возраста;
содействие трудоустройству незанятых инвалидов молодого возраста на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста;
доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения высшего образования;
доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения среднего профессионального образования.
По итогам реализация подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
участие обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в олимпиадах и конкурсах (чемпионатах) профессионального мастерства;
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования 100 безработных инвалидов молодого возраста по новым профессиям (специальностям);
содействие трудоустройству 30 незанятых инвалидов молодого возраста на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 64,0 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 70,0 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 89,0 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 82,0 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по истечении 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 90,0 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по истечении 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 84,0 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли безработных инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в течение 3 месяцев после завершения обучения, в общей численности безработных инвалидов молодого возраста, трудоустроенных в отчетном периоде, до 75,0 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли безработных инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в течение 6 месяцев после завершения обучения, в общей численности безработных инвалидов молодого возраста, трудоустроенных в отчетном периоде, до 85,0 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), в общей численности инвалидов молодого возраста,
завершивших обучение, до 77,5 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 84,5 проц. к концу 2020 года;
увеличение доли занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по истечении 6 месяцев и более после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), в общей численности инвалидов молодого возраста, завершивших обучение, до 90,5 проц. к концу 2020 года.
III. Объемы и источники финансирования подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке законом Республики Дагестан о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Объем финансового обеспечения подпрограммы составит 3289,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, в том числе по годам:
в 2019 году - 1644,5 тыс. рублей;
в 2020 году - 1644,5 тыс. рублей.
Объемы финансирования по каждому виду расходов с разбивкой по годам на период действия подпрограммы будут уточняться с учетом бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
Информация о ресурсном обеспечении основных мероприятий подпрограммы приведена в приложении N 3 к Программе.
IV. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограммой предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:
1. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных инвалидов молодого возраста
При организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных инвалидов молодого возраста (2019 год - 50 чел.; 2020 год - 50 чел.) будут соблюдаться следующие приоритеты: обучение новым профессиям (специальностям); выполнение отдельных видов работ с учетом их психологического состояния, медицинских показаний к труду и имеющихся профессиональных знаний.
Организация работы по профессиональному обучению безработных инвалидов молодого возраста по новым профессиям (специальностям) будет способствовать их скорейшему трудоустройству.
Оказание профориентационных услуг будущим абитуриентам из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья поможет в профессиональном самоопределении и подборе подходящей им профессии (специальности).
Кроме того, с 2017 года Республика Дагестан присоединилась к участию в международном чемпионате профессионального мастерства для инвалидов "Абилимпикс", который является одним из направлений движения "Worldskills International". Так, с 18 по 19 октября 2018 года в Республике Дагестан проведен II Региональный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс" Республики Дагестан. В программу чемпионата вошли соревнования среди специалистов организаций, студентов профессиональных образовательных организаций и школьников по 12 компетенциям: "массажист", "веб-дизайн", "переводчик", "адаптивная физическая культура", "программирование", "психология", "ремонт и обслуживание автомобилей", "экономика и бухгалтерский учет", "ювелирное дело", "ремонт обуви", "медицинский и социальный уход" и "бисероплетение". Чемпионат посетили около 1000 человек, в том числе учащиеся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
По итогам II Регионального чемпионата "Абилимпикс" будет сформирована сборная команда Республики Дагестан в составе пяти-шести участников, а также экспертов, которая примет участие в IV Национальном чемпионате "Абилимпикс".
2. Организация сопровождения инвалидов молодого возраста при их трудоустройстве
В рамках данного основного мероприятия подпрограммы предполагается:
установление взаимодействия с инвалидами молодого возраста в целях выявления причин, препятствующих их трудоустройству, и оказания им содействия в поиске подходящей работы;
предоставление инвалидам молодого возраста сведений об имеющихся вакансиях;
содействие в организации собеседования инвалида и работодателя при трудоустройстве;
содействие инвалидам молодого возраста в составлении резюме и направлении его работодателям Республики Дагестан;
оказание помощи инвалидам молодого возраста в освоении доступного маршрута передвижения до места их работы.
3. Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов молодого возраста на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места
Мероприятие "Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов молодого возраста на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" будет способствовать созданию условий для занятости и интеграции инвалидов молодого возраста, проживающих на территории Республики Дагестан, в общество, а также повышению их уровня жизни. Работодателями, участвующими в реализации данного мероприятия подпрограммы, являются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющие деятельность на территории Республики Дагестан (далее - работодатели).
Содействие трудоустройству незанятых инвалидов молодого возраста на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места включает в себя:
оказание информационно-консультационных услуг гражданам из числа незанятых инвалидов молодого возраста по вопросам содействия трудоустройству на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
возмещение работодателю затрат на приобретение оборудования для оснащения рабочих мест для трудоустройства граждан из числа незанятых инвалидов молодого возраста.
Услуга по содействию занятости в рамках реализации мероприятий подпрограммы оказывается гражданам из числа незанятых инвалидов молодого возраста, зарегистрированным в центрах занятости населения в качестве безработных, а также обратившимся в центр занятости населения за содействием в трудоустройстве и не относящимся к категории занятых.
В рамках данного мероприятия подпрограммы предполагается оборудование (оснащение) для незанятых инвалидов рабочих мест работодателями и трудоустройство на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места инвалидов молодого возраста.
За счет бюджетных средств финансируются расходы на приобретение оборудования для создания рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида молодого возраста в объеме фактических затрат, но не более 76,3 тыс. рублей в 2019 - 2020 годах на одно постоянное рабочее место.
Предполагается, что при реализации мероприятия будет создано около 30 оборудованных (оснащенных) для незанятых инвалидов молодого возраста рабочих мест в период с 2019 по 2020 год. Трудоустройство инвалидов молодого возраста преимущественно будет осуществляться по профессиям: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, делопроизводитель, бухгалтер, менеджер, учетчик, швея, диспетчер, сторож (вахтер) и др. Перечень оборудования, необходимого для создания рабочего места, определяется работодателями и центрами занятости населения с учетом профессии (специальности) незанятого инвалида, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида, характера выполняемых работ и уровня специализации рабочих мест, механизации и автоматизации производственного процесса. Создание оборудованных (оснащенных) для незанятых инвалидов рабочих мест будет способствовать повышению уровня трудоустройства данной категории граждан.
Показателем результативности мероприятия является численность инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места - 30 человек за 2019 - 2020 годы.
Подпрограмма будет реализована в один этап, что обеспечит непрерывность и преемственность предусмотренных мероприятий.
Срок реализации подпрограммы: 2019 - 2020 годы.".
8. В приложении N 1 к Программе:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. |
Уровень регистрируемой безработицы |
проц. |
2,3 |
2,3 |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,9"; |
б) пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:
в) дополнить разделом следующего содержания:
9. В приложении N 2 к Программе:
а) раздел 1 дополнить:
подпунктом 1.3.5 следующего содержания:
пунктом 1.8 следующего содержания:
б) дополнить разделом следующего содержания:
10. В приложении N 3 к Программе:
а) разделы 1-3 изложить в следующей редакции:
* Средства, поступающие в республиканский бюджет Республики Дагестан из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов
б) раздел 5 изложить в следующей редакции:
"5. Социальная поддержка безработных граждан | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.1. Обеспечение выплаты пособий по безработице; материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице |
всего |
416117400 |
408349866 |
422478000 |
439079600 |
339872100 |
362816800 |
370039300 |
|
МБТ |
416117400 |
408349866 |
422478000 |
439079600 |
339872100 |
362816800 |
370039300 |
||
республиканский бюджет РД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
5.2. Обеспечение выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости |
всего |
18637000 |
13234289 |
3510300 |
- |
13234300 |
13234300 |
13234300 |
|
МБТ |
18637000 |
13234289 |
3510300 |
- |
13234300 |
13234300 |
13234300 |
||
республиканский бюджет РД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
5.3. Обеспечение выплаты пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно |
всего |
114899100 |
78651745 |
77518100 |
117211800 |
80000000 |
90000000 |
90000000 |
|
МБТ |
114899100 |
78651745 |
77518100 |
117211800 |
80000000 |
90000000 |
90000000 |
||
республиканский бюджет РД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-"; |
в) пункт 7.2 раздела 7 изложить в следующей редакции:
г) пункты 8.9-8.12 раздела 8 изложить в следующей редакции:
д) позицию "Итого" подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" изложить в следующей редакции:
е) пункт 9.14 раздела 9 изложить в следующей редакции:
"9.14. Обучение по охране труда в государственных учреждениях |
всего |
- |
500000 |
- |
- |
- |
- |
- |
средства ФСС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
республиканский бюджет РД |
- |
500000 |
- |
- |
- |
- |
- |
ж) позицию "Итого" подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Дагестан" изложить в следующей редакции:
"Итого |
всего |
- |
7500000 |
7000000 |
7000000 |
7000000 |
7000000 |
7000000 |
средства ФСС |
- |
7000000 |
7000000 |
7000000 |
7000000 |
7000000 |
7000000 |
|
республиканский бюджет РД |
- |
500000 |
- |
- |
- |
- |
- |
з) дополнить разделами следующего содержания:
и) позицию "Итого по Программе" изложить в следующей редакции:
11. Приложение N 4 к Программе дополнить пунктами следующего содержания:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 24 декабря 2018 г. N 185 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Содействие занятости населения"
Настоящее постановление вступает в силу с 24 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 25 декабря 2018 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2018 г., на Портале "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo.minjust.ru) 28 января 2019 г.