Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства образования
и науки РД
от 17 января 2019 г. N 94-01/19
Концепция развития
школьных информационно-библиотечных центров Республики Дагестан
I. Общие положения
Изменение требований в системе образования, воспитания и социализации личности вызвало необходимость повышения эффективности использования в образовательной и воспитательной деятельности информационно-библиотечных ресурсов и информационных технологий, что повлекло за собой необходимость преобразований в сфере информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса.
Актуальной становится такая организация информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса, которая расширила бы образовательное пространство, обеспечивая равенство возможностей в доступе к информации.
Целевые ориентиры развития общего образования страны, в том числе создание новой инфраструктуры образовательных организаций, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, обновление учебного оборудования, школьных библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в образовательные организации эффективных образовательных технологий и педагогических методик были обозначены на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в декабре 2015 года Президентом Российской Федерации.
В Республике Дагестан основой модернизации деятельности библиотек будет являться модель сети информационно-библиотечных центров организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации, школьные библиотеки), которая будет поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства, интерактивных сообществ, систем электронного обучения. Это однозначно сыграет большую роль в повышении качества образования в республике, так как учащиеся в сельских школах в силу удаленности их сел от центров не всегда могут получить информацию по интересующим их вопросам, а реализация такой модели позволит им получить доступ к нужной информации.
II. Приоритетные цели, задачи и основные принципы развития информационно-библиотечных центров
Цель настоящей Концепции - создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания и повышения качества образования.
Задачи:
- расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе активное участие во внеурочной деятельности, реализации программ и проектов в сфере воспитания;
- организация открытого доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования различных видов информационных ресурсов для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей (иных законных представителей);
- создание сети школьных информационно-библиотечных центров, реализующих различные модели: школьный, межшкольный, муниципальный информационно-библиотечный центр;
- создание условий для дополнительного профессионального образования педагогов - библиотекарей.
Основные принципы развития школьных информационно-библиотечных центров:
- принцип открытости информационно-образовательной среды, моделирующий информационно-библиотечную деятельность в инновационном развитии, обеспечивающий комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет (Wi-Fi);
- принцип интеграции образовательной, информационной и культурной среды, открывающий возможность для формирования условий смарт-обучения (Smarteducation, "умное обучение") для широких кругов пользователей, включая взрослых граждан, ориентированных на самостоятельное непрерывное обучение на протяжении всей жизни;
- принцип вариативности предусматривает удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и запросов обучающихся, повышение познавательной мотивации, развитие навыков самостоятельного мышления;
- принцип сетевого взаимодействия предполагает организацию обмена опытом, коллективное обсуждение текущих задач, взаимную поддержку, действующие механизмы саморегулирования сообщества.
III. Основные направления реализации Концепции
- расширение функций школьных библиотек, внесение изменений в основные образовательные программы и локальные акты организаций, разработка методических рекомендаций, модельных программ, проектов развития ИБЦ;
- создание региональных инновационных площадок в целях апробирования технологии участия ИБЦ в комплексной поддержке образовательной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе активное участие во внеурочной деятельности, реализации программ и проектов в сфере воспитания;
- определение в качестве функций школьных ИБЦ дополнительные функции по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, профориентационной, досуговой, творческой и игровой деятельности обучающихся в интересных для них формах;
- организация открытого доступа к информации посредством использования различных видов информационных ресурсов для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей (иных законных представителей);
- обеспечение ИБЦ современной материально-технической базой и программно-методическим ресурсом;
- предоставление ИБЦ для взаимодействия с группами, имеющими различные интересы, необходимую инфраструктуру для коллективной работы, для обеспечения возможности применения в образовательном процессе современных технологий - образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств;
- разработка и апробация различные моделей ИБЦ: школьный, межшкольный, муниципальный информационно-библиотечный центр;
- создание сети школьных информационно-библиотечных центров, что предполагает разработку и использование единого Интернет-ресурса, наличие ресурсного центра на базе ГБОУ ДПО "Дагестанский институт развития образования", активное межрегиональное взаимодействие, описание региональных практик и изучение опыта коллег, сотрудничество с федеральной сетью школьных библиотек;
- разработка и реализация дополнительных образовательных программ, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и программ для совместного обучения педагогических и библиотечных работников в целях создания условий для дополнительного профессионального образования педагогов - библиотекарей.
IV. Требования к ресурсному обеспечению школьного информационно-библиотечного центра
- наличие целевых высококачественных разноформатных фондов (печатных, мультимедийных, цифровых), которые будут способствовать реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также всестороннему развитию обучающихся в целом;
- организация пространственно-обособленных зон различных типов: зоны для получения информационных ресурсов во временное пользование, зоны для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зоны для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационной зоны для организации выставок и экспозиций, рекреационной зоны для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
- обеспечение свободного доступа всем участникам образовательного процесса к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав;
- пополнение фондов как печатными, так и электронными изданиями в целях развития информационно-ресурсного обеспечения ИБЦ;
- обеспечение централизованной каталогизации фондов печатных изданий, электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, а также оборудования;
- создание механизмов привлечения к разработке, актуализации и экспертизе нового контента школьных библиотек представителей сферы образования;
- разработка механизмов, обеспечивающих самоуправляемый процесс создания, обновления и фильтрации контента;
- в части развития программного обеспечения школьных библиотек необходимо обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях;
- на базе школьных библиотек должны получить широкое распространение электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, поддержанные авторским информационно-образовательным контентом.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 17 января 2019 г. N 94-01/19 "Об утверждении Концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.