Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минсельхозпрода РД
от 27 ноября 2017 г. N 372
Методические рекомендации
по внутреннему мониторингу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по внутреннему мониторингу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан разработаны в целях реализации положений Федерального закона от декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службы Российской Федерации".
2. Обязанность представлять сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на государственного гражданского служащего Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - гражданский служащий), замещающего должность государственной гражданской службы, предусмотренную Перечнем должностей государственной гражданской службы в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и при замещении которых государственные гражданские служащие Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень).
3. При осуществлении внутреннего мониторинга сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах) мероприятия, проводимые для установления достоверности и полноты сведений о доходах, проводятся отделом кадров и делопроизводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - кадровая служба) самостоятельно, а не в рамках реализации Положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан и государственными гражданскими служащими Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, а также соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению.
Для проведения внутреннего мониторинга сведений о доходах не требуется получение информации, представленной в письменном виде в установленном порядке, о недостоверности или неполноте сведений о доходах.
Таким образом, внутренний мониторинг сведений о доходах осуществляется кадровой службой в рамках исполнения должностных обязанностей, без дополнительной дачи поручения или принятия соответствующего решения министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - министр).
4. Обязанность по проведению мониторинга полноты и достоверности сведений о доходах включается в должностные регламенты лиц, осуществляющих кадровую работу в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Министерство).
5. Внутренний мониторинг проводится посредством сравнения сведений о доходах, которые представлены за отчётный период и период предшествующий отчётному.
По инициативе кадровой службы может производиться анализ справок, представленных за 3 и более отчётных периода.
6. Прежде всего, при мониторинге представленных сведений о доходах устанавливается, все ли гражданские служащие, замещающие должности, предусмотренные Перечнем Министерства, представили сведения о доходах, а также правильность оформления сведений о доходах, соответствие форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460, заполнение всех реквизитов, проставление всех подписей.
При необходимости сведения о доходах возвращаются гражданскому служащему для устранения замечаний.
7. Необходимо отметить, что кадровая служба может анализировать только представленные гражданским служащим сведения о доходах, следовательно, перед кадровой службой не стоит задача по выявлению скрытых доходов, имущества и т.п. Это может быть выявлено, однако целью внутреннего мониторинга является, прежде всего, установление полноты представленных сведений, правильности заполнения формы.
8. Выявление случаев предоставления неполных или недостоверных сведений о доходах оформляется кадровой службой сельского хозяйства и продовольствия РД в письменном виде и является основанием для проведения проверки сведений о доходах или контроля за расходами в соответствии с правовыми актами в сфере противодействия коррупции.
II. Порядок проведения внутреннего мониторинга сведений о доходах
9. При проведении внутреннего мониторинга сведений о доходах последовательно изучаются и сравниваются разделы справок о доходах, представленные за отчётный период и период предшествующий отчётному.
Например, при анализе раздела 1 "Сведения о доходах" изучается источник получения дохода, и при указании гражданским служащим дохода от иной оплачиваемой работы, проверяется подача данным гражданским служащим уведомления министру о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, рассмотрение данного уведомления комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликтов интересов, было ли установлено отсутствие конфликта интересов между служебной и иной оплачиваемой деятельностью гражданского служащего.
Например, при анализе раздела 2 "Сведения о расходах" если у гражданского служащего указано приобретенное имущество, изучаются и сравниваются суммы дохода из раздела 1, денежные средства, имевшиеся на счетах в банке в разделе 3 (в новой форме справки в разделе 4) и имеющиеся обязательства в пункте 5.2. раздела 5 (в новой форме справки пункт 6.2 раздела 6) справки о доходах, представленной за отчетный период и справках о доходах за три последних года предшествующих совершению сделки. Если гражданский служащий состоит в браке, и суммарный доход его и супруги (супруга) за три последних года не достаточен, для приобретения данного имущества, а в пункте 6.2 раздела 6 отсутствуют сведения о наличии обязательств у гражданского служащего либо у его супруги (супруга), то у гражданского служащего необходимо взять пояснения об источнике получения недостающих средств для приобретения имущества.
Например, при анализе раздела 3 "Сведения об имуществе" данные раздела сверяются с данными предыдущих годов. В случае, если в сведениях за отчетный период не указано имущество, имевшееся у гражданского служащего в предыдущем периоде, необходимо проверить, указан ли в разделе 1 доход от продажи данного имущества. Если доход от продажи имущества не указан, у гражданского служащего берутся пояснения о данном имуществе. В случае появления в отчетном периоде у гражданского служащего нового имущества, необходимо проверить, указано ли в разделе 2 приобретение данного имущества. Устанавливаются источники его приобретения имущества: по сумме дохода, указанного в разделе 1, денежных средств, указанных в разделе 4, величине обязательств, указанных в пункте 6.2 раздела 6, сравниваемых со сведениями предыдущего отчетного периода и т.п.
* (Практический пример: в отчетном периоде гражданский служащий приобрел автомобиль стоимостью 900 тыс. руб. Доход гражданского служащего в отчетном периоде составил 500 тыс. руб. На начало отчетного периода на счете гражданского служащего имелись денежные средства на сумму 100 тыс. руб. (эти данные указаны в сведениях за предыдущий период).
На конец отчетного периода на счете гражданского служащего имеются денежные средства на сумму 200 тыс. руб. Кредит гражданскому служащему в отчетном периоде не выдавался.)
В случае, если при анализе сведений о доходах возникают вопросы, требующие пояснений гражданского служащего, представившего анализируемые сведения, у гражданского служащего необходимо взять пояснения.
В случае отказа гражданского служащего дать пояснения, об этом делается соответствующая запись в справке (аналогично указывается и по другим разделам справки).
В качестве способа анализа может использоваться сравнение стоимости приобретенного имущества со среднерыночной его стоимостью на дату приобретения (среднерыночная цена устанавливается при наличии возможности по данным официальных источников, объявлений в средствах массовой информации, риэлтерских агентств и т.п.) (аналогично среднерыночная стоимость определяется по другим разделам справки). В случае существенного расхождения между этими показателями у гражданского служащего берутся пояснения по данному вопросу.
В случае приобретения имущества в результате дарения, получении наследства устанавливается даритель, наследодатель, у гражданского служащего берутся соответствующие пояснения.
Например, при анализе раздела 4 "Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях" данные раздела могут сверяться с данными предыдущих отчетных периодов, устанавливаться источники поступления денежных средств и т.п. В случае, если сумма денежных средств, поступивших на счет(а) гражданского служащего, превышает сумму его дохода за отчетный период, у гражданского служащего берутся пояснения об источнике денежных средств.
Например, при анализе раздела 5 "Сведения о ценных бумагах" может устанавливаться:
1) соответствие сведений о ценных бумагах за отчетный период сведениям за предыдущий период;
2) факт рассмотрения данных о владении гражданским служащим ценными бумагами комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликта интересов и наличие подтверждающих документов о продаже либо передаче принадлежащих ему указанных ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае установления факта наличия конфликта интересов;
3) отражение дохода от ценных бумаг в разделе 1 сведений;
4) в случае выбытия у гражданского служащего ценных бумаг отражение дохода в разделе 1 сведений;
5) в случае приобретения гражданским служащим ценных бумаг устанавливается источник средств для их приобретения, а также выясняется стоимость приобретения ценных бумаг гражданским служащим, которая сравнивается со среднерыночной ценой на эти ценные бумаги на дату приобретения их гражданским служащим. В случае существенного расхождения между этими показателями у гражданского служащего берутся пояснения по данному вопросу.
Например, при анализе пункта 6.1. раздела 6 "Сведения об обязательствах имущественного характера" может устанавливаться, кем и на каком основании гражданскому служащему предоставлено имущество в пользование. В данном пункте указывается имущество, находящееся в пользовании гражданского служащего и не принадлежащее ему на праве собственности: по договору аренды, социального найма, иного найма, на праве безвозмездного пользования (например, в случае принадлежности квартиры на праве собственности супругу гражданского служащего) и т.п. В случае, если какое-либо имущество предоставлено в безвозмездное пользование гражданского служащего, устанавливается сторона договора. В случае если это лицо не является родственником гражданского служащего, у гражданского служащего берутся пояснения по данному вопросу.
При анализе пункта 6.2. устанавливается отсутствие взаимосвязи по линии служебной деятельности между гражданским служащим и кредитором, а также соответствие условий обязательства (например, величины процентной годовой ставки) среднерыночным на дату возникновения обязательства. Также сравнивается величина кредитных обязательств на начало отчетного периода (по данным предыдущего отчетного периода) с их величиной на конец отчетного периода и устанавливается источник погашения обязательств.
III. Заключительные положения
10. По результатам проведения внутреннего мониторинга полноты и достоверности сведений о доходах рекомендуется на каждого гражданского служащего составлять справку по форме в соответствии с приложением к настоящим методическим рекомендациям*.
Завершается справка выводом о соблюдении гражданскими служащим ограничений и запретов, о представлении полных и достоверных сведений о доходах, необходимости инициирования проведения проверки в порядке, предусмотренном Положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан и государственными гражданскими служащими Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, а также соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению.
Гражданский служащий знакомится со справкой, при необходимости дает замечания, пояснения.
Справка направляется министру для ознакомления и принятия дальнейших мер по проверке достоверности и полноты представленных сведений (при необходимости).
По завершении мониторинга сведений о доходах справка со всеми прилагаемыми документами (справками, объяснительными, ответами на запросы и т.п.) приобщается к личному делу гражданского служащего.
11. Обобщенные результаты мониторинга сведений о доходах могут выноситься на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликта интересов.
------------------------------
* По инициативе должностного лица, осуществляющего кадровую работу, в справку могут вноситься изменения и дополнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.