Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Республики Дагестан
от 1 июля 2019 г. N 180-р
Концепция
научно-технологического развития Республики Дагестан
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция определяет цели и основные задачи научно-технологического развития Республики Дагестан, устанавливает принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой сфере, результаты реализации настоящей Концепции на среднесрочный и долгосрочный период.
2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Конституция Республики Дагестан, Закон Республики Дагестан от 17 марта 2006 г. N 15 "Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан", а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Дагестан.
3. Настоящая Концепция направлена на научное и технологическое обеспечение реализации задач развития Республики Дагестан, определенных в документах стратегического планирования.
4. Для реализации настоящей Концепции необходима консолидация усилий органов государственной власти Республики Дагестан, научно-образовательного и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического развития республики.
5. Научные и образовательные организации, промышленные предприятия, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, органы государственной власти Республики Дагестан и находящиеся в их распоряжении инструменты должны обеспечивать реализацию задач научно-технологического развития республики.
Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого развития республики
6. Научно-техническая и инновационная политика Республики Дагестан имеет своей целью развитие и эффективное использование научно-технического и производственного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, содействие развитию инновационных проектов, продукции и технологий.
7. Основные задачи научно-технической политики Республики Дагестан:
а) разработка инновационных прогнозов для республики с учетом перспектив научно-технической деятельности;
б) выбор приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в республике, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;
в) развитие инновационной деятельности, укрепление связей между научно-технической сферой и сферой производства;
г) обеспечение воспроизводства кадрового потенциала научно-технического комплекса, использование возможностей научно-технического комплекса для разработки управленческих решений;
д) формирование инфраструктуры и развитие сферы инфраструктурных услуг для научно-технической и инновационной деятельности;
е) обеспечение условий свободной конкуренции для всех субъектов научно-технической деятельности;
ж) формирование правовых, организационных, экономических условий для осуществления научно-технической деятельности, развития научно-технического потенциала.
II. Основные ориентиры и возможности научно-технологического развития Республики Дагестан
Приоритеты и перспективы научно-технологического развития Республики Дагестан
8. В ближайшие 5-10 лет приоритетами научно-технологического развития Республики Дагестан следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения Республики Дагестан среди других субъектов Российской Федерации, и обеспечат переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, а также создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
9. Одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства республиканских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих приоритетов, должно стать участие в государственных программах Российской Федерации.
III. Цели и основные задачи научно-технологического развития Республики Дагестан
10. Целями научно-технологического развития Республики Дагестан являются обеспечение независимости и конкурентоспособности региона за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала республики, обеспечение структурных изменений экономики и вхождение в группу регионов с высокими темпами прироста валового регионального продукта.
11. Для достижения целей научно-технологического развития Республики Дагестан необходимо решить следующие основные задачи:
а) создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала республики;
б) создать условия для проведения исследований и разработок, соответствующие современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;
в) сформировать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;
г) сформировать эффективную современную систему управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающую повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективность капиталовложений в указанную сферу, результативность и востребованность исследований и разработок;
д) сконцентрировать ресурсы на получении новых научных результатов, необходимых для:
осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на исследования и разработки;
роста отдачи от инвестиций в соответствующие сферы экономики;
развития центров исследований и разработок;
создания эффективных партнерств с исследовательскими центрами и организациями других регионов.
IV. Государственная политика в области научно-технологического развития Республики Дагестан
Принципы государственной политики в области научно-технологического развития Республики Дагестан
12. Основными принципами государственной политики в области научно-технологического развития Республики Дагестан являются:
а) свобода научного и технического творчества: предоставление возможности научным коллективам и организациям, другим участникам исследований и разработок выбирать и сочетать направления, формы взаимодействия, методы решения исследовательских, технологических задач при одновременном повышении их ответственности за результативность своей деятельности и значимости полученных результатов для развития экономики Республики Дагестан;
б) системность поддержки: обеспечение полного цикла получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создания инновационных, прорывных продуктов и услуг, поиск новых рынков, а также занятие устойчивого положения на них;
в) концентрация ресурсов: сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке исследований и разработок, создании научно-технологических продуктов и услуг;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
д) открытость: эффективное взаимодействие научных организаций, участников исследований и разработок с представителями бизнес-сообщества, общества и государства;
е) адресность поддержки: использование публичных механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам наиболее результативных исследовательских коллективов, иных субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Основные направления и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития Республики Дагестан
13. Кадры и человеческий капитал. Создание возможностей для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала республики достигаются путем:
а) долгосрочного планирования и регулярной актуализации приоритетных научных, научно-технических проектов, позволяющих формировать конкурентоспособные коллективы, объединяющие исследователей, разработчиков и предпринимателей;
б) популяризации научной квалификации и заслуг исследователей, повышения авторитета ученых в обществе;
в) развития современной системы научно-технического творчества детей и молодежи;
г) адресной поддержки молодых ученых и специалистов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, результаты работы которых обеспечивают социально-экономическое развитие республики;
д) создания конкурентной среды, открытой для привлечения к работе в республике ученых и молодых талантливых исследователей, имеющих научные результаты высокого уровня, а также создания новых исследовательских групп, ориентированных в том числе на конвергенцию областей знаний и сфер деятельности;
е) реализации, в том числе с привлечением частных инвестиций и бюджетных средств, инновационных проектов по созданию социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения целевой мобильности участников научно-технологического развития.
14. Инфраструктура и среда. Создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности и лучшим российским практикам, обеспечивается путем:
а) развития за счет бюджетных средств, а также частных инвестиций инфраструктуры и поддержки функционирования центров коллективного пользования научно-технологическим оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга;
б) доступа исследовательских групп к национальным и международным информационным ресурсам;
в) участия ученых и исследовательских групп в межрегиональных и международных проектах, обеспечивающих доступ к новым компетенциям и (или) ресурсам организации исходя из интересов развития Республики Дагестан.
15. Взаимодействие и кооперация. Формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, развитие наукоемкого бизнеса достигаются путем:
а) создания условий, обеспечивающих взаимовлияние науки и предпринимательского сообщества, формирования запросов на результаты исследовательской деятельности;
б) системной поддержки взаимодействия крупных компаний и органов государственной власти Республики Дагестан с малыми и средними инновационными, научными и образовательными организациями, а также их вовлечения в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков;
в) реализации информационной политики, направленной на развитие технологической культуры, инновационной восприимчивости населения и популяризацию значимых результатов в области науки, технологий и инноваций, достижений выдающихся ученых, инженеров, предпринимателей, их роли в обеспечении социально-экономического развития республики.
16. Управление и инвестиции. Формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечение повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок достигаются путем:
а) синхронизации государственной научной, научно-технической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики, в том числе посредством создания эффективных механизмов последовательной реализации, корректировки и актуализации приоритетов научно-технологического развития Республики Дагестан;
б) развития системы научно-технологического прогнозирования, анализа тенденций развития науки, а также повышения качества экспертизы для принятия эффективных решений в области научного, научно-технологического и социально-экономического развития;
в) ориентации государственных заказчиков на закупку наукоемкой и инновационной продукции, производимой в республике;
г) создания налоговых стимулов и других преференций в области научной, научно-технической и инновационной деятельности;
д) перехода к современным моделям мониторинга, анализа и оценки экономической и социальной эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности, новых отраслей и рынков.
V. Результаты и основные этапы реализации настоящей Концепции
Результаты реализации настоящей Концепции
17. Реализация настоящей Концепции должна принести следующие результаты:
а) обеспечить технологическое обновление традиционных для республики отраслей экономики и увеличение доли продукции новых высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте на основе структурных изменений экономики республики;
б) создать эффективную систему организации исследований и разработок, обеспечивающую их высокую результативность и востребованность в социально-экономической сфере, рост инвестиций в исследования и разработки, привлекательность работы в республике для исследователей;
в) создать эффективные подходы к разработке новых технологических моделей, обеспечивающих все стадии разработки, производства, эксплуатации и утилизации инновационной продукции;
г) обеспечить рост влияния науки на технологическую культуру в республике.
18. В результате реализации настоящей Концепции сфера науки, технологий и инноваций в республике должна функционировать как система, интегрированная с российским научно-технологическим комплексом и обеспечивающая конкурентоспособность республики.
Основные этапы реализации настоящей Концепции
19. Реализация настоящей Концепции осуществляется в два этапа, связанных с этапами развития экономики Республики Дагестан. Для каждого из этапов устанавливаются показатели, отражающие ход и основные результаты реализации настоящей Концепции.
20. На первом этапе реализации настоящей Концепции (2019 - 2020 годы):
а) создаются организационные, финансовые и законодательные механизмы, обеспечивающие гармонизацию научной, научно-технической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики;
б) начинается реализация научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Республики Дагестан, определенных в настоящей Концепции;
в) формируются основные институты, обеспечивающие реализацию мероприятий по научно-технологическому развитию республики:
технологическую экспертизу инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки, в том числе через фонды развития промышленности;
разработку рейтингового перечня инновационных инвестиционных проектов;
разработку приоритетных направлений прикладных исследований в научно-образовательных учреждениях;
разработку предложений по приоритетным отраслям промышленности с целью наиболее полного использования научно-технологического потенциала республики;
организацию взаимодействия промышленных предприятий с научными учреждениями республики и другими институтами технологического развития;
организацию конкурсов в сфере инновационного развития и прикладных технологий;
оказание консалтинговых услуг в целях реализации высокотехнологичных инновационных проектов;
обеспечение доступа к патентным и непатентным информационным ресурсам в целях научно-технологического развития;
оформление прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности;
коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности;
проведение маркетинговых исследований с целью отбора рыночно значимых проектов;
разработку бизнес-планов инновационных проектов;
г) формируется целостная система устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития республики;
д) создаются условия, необходимые для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности.
21. На втором этапе реализации настоящей Концепции (2021 - 2026 годы) и в дальнейшей перспективе:
а) формируются принципиально новые научно-технологические решения в интересах экономики, соответствующие современным требованиям и вызовам;
б) реализуются меры, направленные на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих современным требованиям и вызовам;
в) обеспечивается увеличение объема передачи технологий и поставки высокотехнологичной продукции в другие регионы и зарубежные страны.
22. Разработка планов реализации настоящей Концепции для каждого последующего этапа осуществляется на этапе, предшествующем текущему.
VI. Механизмы реализации настоящей Концепции
Управление реализацией настоящей Концепции. Задачи, функции и полномочия органов государственной власти Республики Дагестан
23. Реализация настоящей Концепции обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Республики Дагестан, государственных органов, органов местного самоуправления, научных и образовательных организаций, фондов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, общественных организаций, предпринимательского сообщества, государственных корпораций, вертикально интегрированных структур и акционерных обществ.
24. Правительство Республики Дагестан разрабатывает и утверждает План мероприятий по реализации Концепции научно-технологического развития Республики Дагестан (далее - План), предусматривающий комплексное применение принципов, направлений и мер государственной политики в области научно-технологического развития Республики Дагестан, достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития, установленных настоящей Концепцией. План включает в себя сгруппированные по этапам реализации настоящей Концепции задачи и мероприятия, выполнение которых обеспечивается в рамках реализации политики в сфере научно-технологического развития, а также промышленной, инновационной, экономической, образовательной и социальной политики. План является неотъемлемой частью настоящей Концепции и учитывается при формировании и корректировке республиканского бюджета и государственных программ Республики Дагестан.
25. Координация реализации настоящей Концепции осуществляется Министерством промышленности и энергетики Республики Дагестан во взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными организациями, фондами государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, общественными организациями, предпринимательским сообществом, государственными корпорациями, вертикально интегрированными структурами и акционерными обществами.
26. Для выявления, отбора и формирования наиболее перспективных проектов и программ создаются структуры для обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития Республики Дагестан, которые осуществляют экспертное и аналитическое обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития республики. Создание и функционирование указанных структур определяется нормативными правовыми актами Правительства Республики Дагестан.
27. Координация деятельности указанных структур по приоритетным направлениям научно-технологического развития Республики Дагестан осуществляется Министерством промышленности и энергетики Республики Дагестан.
28. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию государственных программ Республики Дагестан, а также за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
29. Информация о результатах реализации Плана подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме и порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выработку и реализацию государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации.
30. Контроль за выполнением Плана осуществляется Министерством промышленности и энергетики Республики Дагестан.
Мониторинг реализации настоящей Концепции
31. В целях осуществления мониторинга реализации настоящей Концепции Правительством Республики Дагестан устанавливаются перечень показателей ее реализации, динамика которых подлежит мониторингу, и значения отдельных (целевых) показателей, отражающих (в том числе в сопоставлении со значениями соответствующих показателей экономически развитых регионов) уровень достижения результатов реализации и цели настоящей Концепции, включая:
а) влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие Республики Дагестан;
б) состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций;
в) качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.
32. Мониторинг реализации настоящей Концепции и Плана мероприятий по ее реализации осуществляется Министерством промышленности и энергетики Республики Дагестан.
33. Результаты мониторинга реализации настоящей Концепции и выполнения Плана отражаются в ежегодном экспертно-аналитическом докладе в Правительство Республики Дагестан, по результатам рассмотрения которого формируются соответствующие поручения.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 1 июля 2019 г. N 180-р Об утверждении Концепции научно-технологического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.