Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Республики Дагестан
от 5 июля 2019 г. N 188-р
Концепция (описание)
реализации мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан
Концепция (описание) по реализации мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан, разработана в целях создания в общеобразовательных организациях Республики Дагестан для детей с ограниченными возможностями здоровья условий для современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология".
Повышение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в последнее десятилетие стало одним из национальных приоритетов России.
В целях реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и гарантий доступности качественного образования для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья издан Указ Главы Республики Дагестан от 29 сентября 2017 г. N 256 "О дополнительных мерах по поддержке в получении качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья".
В Республике Дагестан функционирует сеть специализированных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (неслышащих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелой речевой патологией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями).
Помимо общеобразовательных программ в школах-интернатах республики реализуются программы дополнительного образования по следующим направлениям: техническое, спортивное, художественно-эстетическое, музыкальное, художественное творчество, декоративно-прикладное искусство и др.
Одним из главных направлений деятельности образовательных организаций является трудовая подготовка обучающихся для их последующей интеграции в общество. В учреждениях республики реализуются следующие профили трудового обучения (профессиональной подготовки): деревообработка, художественный труд, обувное дело, швейное дело, слесарное дело, столярное дело, штукатурно-малярное дело, строительное дело, художественная обработка древесины, основы художественного ремесла, цветоводство и декоративное садоводство.
На базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Дагестан "Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации им. У.М. Муртузалиевой" осуществляется профессиональное обучение по следующим профессиям: "Штукатур", "Маляр строительный", "Столяр", "Швея", "Обувщик по ремонту обуви", "Формовщик теста", "Рабочий зеленого хозяйства", "Переплетчик", "Сборщик изделий из пластмасс".
Профессиональное обучение осуществляется исходя из региональных, местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.
Трудовое обучение является одним из главных условий подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве.
В настоящее время с особой остротой ощущается несоответствие между уровнем обученности практическим навыкам выпускников коррекционных школ и растущими требованиями подготовленности рабочих, что связано в том числе с несоответствием материально-технической базы школ современным требованиям.
Обновление материально-технической базы школьных мастерских и создание условий обучения, сходных с производственными, обеспечит эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к получению профессионального образования, будет содействовать их трудоустройству и социокультурной инклюзии в общество.
Обновление материально-технической базы кабинетов педагога-психолога позволит обеспечить:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
развитие и укрепление положительного психологического климата, чувства психологической безопасности, сплочение детского коллектива, формирование положительных межличностных взаимоотношений в процессе социального общения и взаимодействия;
создание оптимальных условий при проведении индивидуальной и групповой работы с участниками образовательного процесса, в том числе материально-технической базы по обеспечению наиболее эффективного взаимодействия в системе "педагог - ребенок - родитель".
2. Статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровый состав
На сегодняшний день количество детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, охваченных общим образованием, в Республике Дагестан составляет 11 334 ребенка.
Кроме того, функционируют 10 специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии (далее - коррекционные школы):
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 6 организаций;
для детей с нарушением слуха - 2 организации;
для детей с нарушением зрения - 2 организации.
В организациях реализуются следующие адаптированные общеобразовательные программы:
для слепых обучающихся;
для слабовидящих обучающихся;
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
для глухих обучающихся;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Всего в 10 коррекционных школах республики в 2018/2019 учебном году обучается 2 227 детей (2017/2018 учебный год - 2 200 детей).
Контингент коррекционных школ составляют дети:
тотально слепые и слабовидящие - 499 человек;
глухие и слабослышащие - 366 человек;
с умственной отсталостью (разной степени выраженности) - 1 302 человека;
с расстройством аутистического спектра - 60 человек.
В соответствии с данными формы федерального статистического наблюдения N OO-l в 2018/2019 учебном году численность работников указанных образовательных организаций составляла 1 283 человека. Из них:
руководящих работников - 46 человек;
педагогических работников - 844 человека, при этом учителей образовательной области "Технология" - 72 человека.
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса осуществляли следующие специалисты:
педагог-психолог - 22 человека;
сурдопедагог - 17 человек;
олигофренопедагог - 4 человека
учитель-логопед - 23 человека;
учитель-дефектолог - 23 человека;
социальный педагог - 12 человек;
тьютор -12 человек.
Всего в коррекционных школах республики имеют высшую категорию 275 педагогов, первую категорию - 127.
3. Повышение квалификации педагогических работников, привлекаемых к реализации мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан
В Республике Дагестан с 1 сентября 2016 года реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные стандарты образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с новыми стандартами 180 педагогических работников повысили квалификацию.
Учебно-методическое, консультационное и информационное сопровождение инклюзивного и специального образования в Республике Дагестан осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Дагестан "Дагестанский институт развития образования" (далее - ГБУ ДПО "ДИРО").
Ежегодно специалистами ГБУ ДПО "ДИРО" проводится ряд мероприятий, направленных на поддержку образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: курсы повышения квалификации, научно-практические семинары, круглые столы и др.
В 2018/2019 учебном году обучение педагогов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, осуществлялось по 12 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и 4 программам профессиональной переподготовки:
"Инновационная деятельность работы учителя-дефектолога";
"Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста";
"Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной общеобразовательной организации";
"Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта - 2";
"Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте требований федерального государственного образовательного стандарта";
"Современные педагогические технологии в образовании детей с нарушениями слуха в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта - 2";
"Психолого-педагогическое сопровождение деятельности младших воспитателей дошкольных образовательных организаций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта";
"Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста";
"Психолого-педагогические основы деятельности общеобразовательных организации по профилактике суицидального поведения детей и подростков";
"Организация инклюзивного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья";
"Логомассаж как средство повышения эффективности логопедической работы с детьми";
"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ";
"Логопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта";
"Практическая олигофренопедагогика и психология";
"Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере";
"Педагогика и психология".
В 2018/2019 учебном году охват слушателей составил 1 650 педагогических работников.
В сентябре 2017 года на базе ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет" был создан "Северо-Кавказский ресурсный центр инклюзивного образования "Созвездие". На базе ресурсного центра уже прошли курсы повышения квалификации более 300 работников образования и социальной защиты населения. Создана системная консультативная служба для учителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, осуществляется их индивидуальное психологическое консультирование.
Педагогические работники обучаются в рамках курсов повышения квалификации, организованных в Федеральном ресурсном центре по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра, в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет". Повысили квалификацию 3 педагогических работника.
Перечень целевых индикаторов приведен в приложении N 1 к Концепции.
Предполагаемая сеть коррекционных школ, в которых планируется обновление материально-технической базы, приведена в приложении N 2 к Концепции.
4. Опыт Республики Дагестан в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Республика Дагестан имеет большой опыт по организации и проведению масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов.
С 2015 года Республика Дагестан является постоянным участником реализации мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". За 3 года реализации данного мероприятия в 715 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, проведены ремонты и закуплено спортивное оборудование, построено 705 спортивных площадок, в школах проведены мероприятия по перепрофилированию помещений под спортивный зал, в 31 - по развитию школьных спортивных клубов.
Задача по обеспечению повышения доступности современных условий образования в сельской местности, поселках городского типа и малых городах региона за счет создания новых учебных мест становится выполнимой в рамках реализации регионального проекта "Современная школа".
Так, с 2019 года реализуется мероприятие по созданию 10 214 ученических мест в 23 общеобразовательных организациях, в том числе в сельской местности, с целью полной ликвидации обучения в третью смену к 2021 году. На строительство школ предусмотрено 4,4 млрд рублей.
Также проектом запланировано создание центров цифрового и гуманитарного образования в 168 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности. Центры цифрового и гуманитарного образования представляют собой площадку для преподавания предметов по формированию ключевых компетенций современного школьника: "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", формирования навыков здорового образа жизни, безопасности ребенка в сети "Интернет".
За счет реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" в Республике Дагестан расширилась сеть образовательных организаций, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам 2018 года такие условия созданы в 17,5 проц. организаций дошкольного образования, 22,3 проц. организаций общего образования, обеспечена возможность получения услуг по дополнительному образованию более чем трети детей-инвалидов.
В 2016 году Республика Дагестан стала одним из пилотных регионов по созданию детских технопарков "Кванториум". За период функционирования республиканский детский технопарк "Кванториум" не только стал одним из ключевых центров развития и популяризации технических направлений дополнительного образования детей, но и площадкой для проведения мероприятий регионального уровня: чемпионаты рабочих профессий для детей до 14 лет по мобильной робототехнике, разработка виртуальной и дополненной реальности, эксплуатация беспилотных авиационных систем, промышленный дизайн соревнования по методике "Worldskills". Увеличение за 3 года почти в 4 раза контингента детского технопарка "Кванториум" позволит сделать выводы о повышении спроса населения на услуги, оказываемые детским технопарком "Кванториум".
В 2019 году Республика Дагестан планирует открытие региональных модельных центров дополнительного образования детей по созданию условий для обеспечения эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различной направленности, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей. Новая система позволит повысить доступность и качество. Она является гарантом бесплатного обучения по программам, которые выберет семья, в том числе и в частных организациях, если они пройдут независимую экспертизу и будут включены в систему. Все дети в возрасте от 5 до 18 лет получат именные сертификаты учета. Их можно использовать на обучение по программам в учреждениях предпрофессиональной подготовки, программам, которые имеют особое значение для региона (например, в технопарках "Кванториум" или центре "IT-Куб"), общеразвивающим программам.
В рамках реализации мероприятий "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" в Республике Дагестан в 2019 - 2021 годах будет введено в эксплуатацию не менее 9 100 дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте до трех лет (в 2019 г. - не менее 1 950 дополнительных мест; в 2020 г. - не менее 6 750 дополнительных мест; в 2021 г. - не менее 400 дополнительных мест).
За счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета в рамках нацпроекта "Демография", в республике запланирован с 2019 по 2021 год ввод в эксплуатацию 59 детских садов на 9 220 мест (57 ДОО на 9 100 мест за счет нацпроекта "Демография" и 2 учреждений на 120 мест в рамках региональной инвестиционной программы).
При этом 1490 создаваемых мест в соответствии с заключенными соглашениями предназначены для детей в возрасте от 3 до 7 лет. С 2015 года Республика Дагестан участвует в реализации движения "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). За 4 года проведено 4 региональных чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Республики Дагестан.
В рамках реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда" на базе ГБУ ДО "Малая академия наук" откроется первый детский центр IT-творчества "IT-cube". Центр станет еще одной площадкой дополнительного образования для детей в сфере интернет-технологий. Образовательный процесс в новом центре будет выстроен на основе проектной деятельности: научных исследований или инженерно-технических разработок. Одним из последних достижений реализации движения "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Республики Дагестан является получение в 2019 году призового места студентом организации профессионального образования серебряной медали по компетенции "Медицинский и социальный уход" по итогам финала VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)".
С 2017 года Республика Дагестан - активный участник движения по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс".
В 2019 году состоялся III региональный чемпионат "Абилимпикс". Чемпионат проходил по трем категориям: школьники, студенты и специалисты, работающие на предприятиях региона.
Республика Дагестан участвует в реализации мероприятий по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и форм организации образовательного процесса в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Проведена работа по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям.
С 2017 года 50 проц. государственных профессиональных организаций реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по ТОП-50. Количество обучающихся по новым ФГОС в 2018/2019 учебном году составило 1 700 человек.
Республика Дагестан активно включается в реализацию новых направлений и инициатив, внедряемых на федеральном уровне.
В 2018/2019 учебном году более 13 тыс. школьников стали участниками открытых уроков "ПРОеКТОриЯ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.