Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Республики Дагестан
от 5 июля 2019 г. N 187-р
Концепция
(описание) создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Республике Дагестан
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия с указанием проблематики и предполагаемых результатов
В настоящее время система дополнительного профессионального образования педагогических работников претерпевает кардинальные изменения. Это связано с задачей, поставленной перед системой образования Правительством Российской Федерации, - вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Это возможно лишь при условии обеспечения непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия педагогов в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
Приоритетами в данном направлении являются формирование национальной системы учительского роста и реализация профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", которые определяют требования к личности и профессиональной компетентности педагогов, детально прописывают знания и умения, которыми они должны обладать, а также трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т.д.).
Система дополнительного профессионального образования Республики Дагестан в том виде, в котором она существует сейчас, не в состоянии решить основную задачу, связанную с уровневой оценкой компетенции учителей в контексте национальной системы учительского роста, так как практически отсутствует персонифицированное повышение квалификации педагогов, учитывающее объективно выявленные дефициты, снижающие качество образовательной среды.
Отсутствие возможности создания индивидуальной образовательной траектории каждого педагога снижает эффективность его работы.
Ресурсы одного учреждения дополнительного профессионального образования недостаточны для того, чтобы справиться с существующими профессиональными дефицитами педагогов, поэтому необходимы центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые координировали бы деятельность по развитию профессионального мастерства педагогических кадров образовательных организаций Республики Дагестан в качестве центров сетевого взаимодействия всех образовательных организаций высшего, профессионального и общего образования, предметных ассоциаций не только Дагестана, но и других регионов. Таким образом, мы сможем решить проблему, связанную с содержанием программ повышения квалификации, так как они будут компоноваться в результате сетевого взаимодействия. В данном случае центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников будут более мобильной структурой, чем институт развития образования и другие организации, занимающиеся повышением квалификации педагогов.
Помимо этого, отсутствие системной работы с муниципальными управлениями образования республики привело к формальному отношению со стороны педагогов к курсам повышения квалификации. Усложняет работу еще и тот факт, что кафедральная система предполагает обязательную учебную нагрузку, из-за чего невозможно привлечь ресурсы других организаций. В результате этого программы персонального компьютера (далее - ПК) теряют свою мобильность и гибкость, а слушателям становится неинтересна общая направленность, так как в рамках одних курсов повышения квалификации участвуют педагоги, владеющие разным уровнем профессиональных компетентностей.
Поскольку модернизация системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров предполагает введение национальной системы учительского роста, что требует оценки 4-х компетенций учителя (предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной), то в содержании программ ПК они должны быть основными. Учитывая тот факт, что аттестация педагогических работников будет ориентироваться на сформированность у педагогов этих компетенций, необходимо взаимодействие центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с центром оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, который будет заниматься независимой оценкой руководителей образовательных организаций и педагогических работников, что даст им возможность выстраивать свою образовательную траекторию.
Создание центров позволит изменить отношение педагогов к курсам повышения квалификации и к своему профессиональному развитию в целом. Их функционирование создаст условия для непрерывного повышения квалификации педагогических кадров с учетом современных требований к образованию: усиление влияния ассоциаций педагогических работников на профессиональную деятельность педагогов и образовательных организаций, направленность на лучшие педагогические практики, развитие сетевого взаимодействия в целях обеспечения эффективного профессионального роста.
Таким образом, построенная по-новому система непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников сыграет важную роль в повышении качества образования в Республике Дагестан и поможет достичь основного показателя проекта - внедрение национальной системы роста педагогических работников (с охватом не менее 50 проц. учителей образовательных организаций в срок до 2024 года).
На сегодняшний день мы наблюдаем рост интереса общественности к деятельности образовательных организаций и к различным рейтинговым мероприятиям, определяющим качество подготовки обучающихся в конкретной образовательной организации.
Большое влияние на повышение качества общего образования оказывает качество управления образовательной организацией и учебным процессом.
Поскольку общество нацелено на получение качественного образования, нужно менять механизмы оценки профессиональных качеств руководящих и педагогических работников образовательных организаций.
Создание в республике центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, цель которого процедура добровольной независимой оценки соответствия требованиям профессионального стандарта руководящих и педагогических работников, будет условием обеспечения качества подготовки руководящих и педагогических работников Республики Дагестан.
Таким образом, потребность в создании центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов и центров непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников определяется необходимостью:
внедрения сетевых форм реализации программ дополнительного профессионального образования;
использования современных образовательных технологий;
разработки и реализации новой политики мониторинга востребованности программ дополнительного профессионального образования на региональном рынке образовательных услуг;
создания механизмов реализации индивидуальной образовательной траектории в условиях модульно-накопительной системы;
расширения участия в реализации федеральных и региональных проектах; систематизации форм взаимодействия всех участников образовательного процесса в рамках деятельности профессиональных педагогических сообществ;
внедрения эффективных технологий управления образовательным процессом в образовательных организациях всех уровней;
определения дефицитов компетенций педагогов, обратившихся в центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов;
измерения восполненных навыков в формате добровольной "сертификации" (по итогам прохождения педагогами образовательных модулей).
В рамках данного проекта в Республике Дагестан планируется создать сеть, состоящую из центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов и шести центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников: один - по модели "стандарт", координирующий деятельность пяти центров по модели "мини", базирующихся на площадках профессиональных образовательных организаций.
Предполагаемыми результатами реализации мероприятий по созданию центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов и центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников являются:
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 проц. учителей общеобразовательных организаций Республики Дагестан;
повышение уровня профессионального мастерства в форматах непрерывного образования не менее 50 проц. педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования;
внедрение новой системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций и педагогических работников образовательных организаций Республики Дагестан;
повышение квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному и профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок;
внедрение процедуры добровольной независимой оценки профессиональной квалификации педагогических работников систем общего и дополнительного образования детей.
Перечень целевых индикаторов приведен в приложении N 1 к Концепции.
Предварительная калькуляция операционных расходов приведена в приложении N 2 к Концепции.
Зонирование и дизайн-проект на каждый создаваемый центр в соответствии с брендбуком приведены в приложении N 3 к Концепции.
Примерное штатное расписание центров приведено в приложении N 4 к Концепции.
Предполагаемая сеть ЦНППМПР и ЦОПМКП приведена в приложении N 5 к Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.