В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением администрации города Чебоксары от 23.11.2015 N 3526 "Об утверждении порядка разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития города Чебоксары на среднесрочный и долгосрочный периоды", протоколом результатов общественного обсуждения проекта постановления "О прогнозе социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2021 года" от 01.12.2015 N 1 администрация города Чебоксары постановляет:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2021 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Управлению по связям со СМИ и молодежной политики администрации города Чебоксары (Жуков А.Е.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по экономическому развитию и финансам М.Л. Семёнова.
Глава администрации города Чебоксары |
А.О. Ладыков |
Утвержден
постановлением администрации
города Чебоксары
от 10 декабря 2015 г. N 3670
Прогноз
социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2021 года
Основные параметры прогноза социально-экономического развития города Чебоксары на долгосрочный период до 2021 года разработаны администрацией города исходя из сценарных условий функционирования Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года, анализа социально-экономического развития города Чебоксары в текущем году.
Разработка прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2021 года осуществлялась по двум основным вариантам (1 и 2). При этом определены два основных варианта развития: первый (базовый), второй (оптимистический).
Первый (базовый) вариант исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, характеризуется сохранением сложившихся трендов экономического развития, работой всех секторов экономики в основном за счет использования имеющихся резервов и повышения загрузки существующих мощностей, реализации с учетом ресурсных ограничений только наиболее приоритетных и наименее ресурсоемких проектов, умеренными долгосрочными темпами роста экономики.
Второй (оптимистический) предполагает продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики, повышение качества и эффективности корпоративного и государственного управления по сравнению с базовым вариантом развития. Для реализации второго варианта прогноза потребуется переход к новой индустриализации, включая внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, и создание новых высокотехнологичных производств.
В качестве основного для разработки параметров бюджета города Чебоксары предлагается первый вариант прогноза.
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития на долгосрочный период относятся:
продолжение влияния политики санкций и ограничений в среднесрочном периоде на ситуацию в экономике (ухудшение инвестиционного климата, рост инфляции, ослабление курса рубля, рост себестоимости продукции, ухудшение условий заимствования и др.);
жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
сокращение объемов государственной поддержки отраслей экономики;
низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики;
отток талантливых и квалифицированных кадров в относительно более привлекательные для жизни крупные города или зарубежные страны.
Основными целями социально-экономического развития города Чебоксары в долгосрочной перспективе являются:
обеспечение стабильного экономического роста;
повышение качества жизни населения путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
В целях повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения высоких темпов экономического роста, формирования условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22 декабря 2011 года N 418 принята программа социально-экономического развития города Чебоксары на 2012 - 2014 годы с прогнозом до 2016 года (далее - Программа), которая включает в себя 12 комплексных муниципальных программ, мероприятия инвестиционного и текущего характера и опирается на Стратегию развития города Чебоксары на период до 2020 года.
За 2014 год фактически освоены средства на 97,70%, что составляет 11,56 млрд. рублей за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 361,80 млн. рублей (84,13% исполнения);
- республиканского бюджета - 4,19 млрд. рублей (97,64% исполнения);
- бюджета города Чебоксары - 3,80 млрд. рублей (97,33% исполнения);
- собственных средств предприятий - 2,61 млрд. рублей (103,14% исполнения);
- кредитов коммерческих банков - 91,61 млн. рублей (100,19% исполнения);
- других источников - 507,09 млн. рублей (86,62% исполнения).
В основе построения Программы три стратегические цели:
Цель 1. Повышение уровня и качества жизни населения
Цель 2. Повышение уровня национальной безопасности (относится к целям МВД)
Цель 3. Обеспечение высоких темпов экономического роста
Цель 4. Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу
Финансовые средства в 2014 году распределены, в разрезе стратегических целей и выглядят следующим образом:
Стратегическая цель "Повышение уровня и качества жизни населения" исполнена на - 90,23%.
Стратегическая цель "Обеспечение высоких темпов экономического роста" исполнена на - 8,15%.
Стратегическая цель "Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу" исполнена на - 1,62%.
В связи с осложнением внешнеэкономической ситуации и введением санкционных ограничений в городе Чебоксары, как и в целом по Республике, наблюдалась сдержанная динамика экономического роста.
Рост индекса промышленного производства в 2014 году к уровню 2013 года составил 97,5%.
В 2010 - 2014 годах введено в эксплуатацию 1394,9 тыс. кв. метров жилья, в том числе в 2014 году - 335,9 тыс. кв. метров жилья, или 114,9% к уровню 2013 года. По итогам 2014 года введено 0,697 кв. метра жилья на 1 человека.
Объем инвестиций в основной капитал в 2014 году вырос и составил 105,1% к предыдущему году.
Темп роста оборота розничной торговли по итогам 2014 года составил 102,6% к уровню предыдущего года.
В 2014 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 2,5% по сравнению с 2013 годом
Уровень зарегистрированной безработицы в 2014 году составил 0,72%.
Демографическая ситуация
Благодаря принятым мерам социальной поддержки, направленным на стимулирование рождаемости, в городе изменилась динамика основных демографических показателей. В 2011 году коэффициент естественного прироста составил +3,4 на 1000 человек населения. В 2014 году сохранилась позитивная тенденция превышения числа родившихся над числом умерших. Коэффициент естественного прироста составил +4,8 на 1000 человек населения.
Демографическая ситуация в городе Чебоксары характеризуется ростом численности постоянного населения, связанной с превышением рождаемости над смертностью и миграционным приростом. В 2016 году ожидаемая среднегодовая численность населения составит 492,0 тыс. человек. В 2021 году при первом варианте развития экономики города составит 513,9 тыс. человек, при втором варианте - 517,6 тыс. человек.
Проводимая последовательная реализация государственной политики по стимулированию рождаемости и поддержки семей с детьми, улучшению их материального благосостояния и качества жизни позволят сформировать положительную динамику рождаемости. Вследствие поддержки, прежде всего, вторых и третьих рождений коэффициент рождаемости к 2021 году составит 14,4 - 14,5 на 1000 населения. Коэффициент смертности составит 9,7-9,2 на 1000 человек населения. В городе продолжается естественный прирост населения. По итогам 2014 года коэффициент естественного прироста населения составил +4,8 на 1000 человек населения. К 2021 году планируемый прирост составит 4,7 - 5,3 на 1000 человек населения.
Наряду с естественным движением населения (рождаемость, смертность), немаловажную роль в формировании численности населения города играет миграция. Вследствие миграционных процессов в прогнозируемом периоде 2016 - 2021 годах будет наблюдаться небольшой рост численности населения в трудоспособном возрасте.
Численность занятых в экономике (среднегодовая) в 2021 году при первом варианте развития экономики составит 233,4 тыс. человек, при втором - 237,2 тыс. человек.
Уровень зарегистрированной безработицы по прогнозу в 2021 году сложится в пределах 0,76% - 0,72%.
Промышленность
Промышленный сектор является основой экономики города Чебоксары и занимает 44,6% в обороте организаций.
Индекс промышленного производства оценочно в 2015 году составит 95,6%, в 2016 году прогнозируется в пределах 101,5% - 103,0%, к 2021 году - 104,9% -106,3%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности в 2014 году составил 75,5 млрд. руб. В 2015 году объем прогнозируется в сумме 76,7 млрд. руб. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности в 2016 году в сложившихся условиях достигнет при первом варианте развития экономики 84,5 млрд. руб., втором - 84,9 млрд. руб., соответственно в 2021 году - 142,6 млрд. руб., и 149,8 млрд. руб.
Инвестиции в основной капитал
Объем работ, выполняемых по виду деятельности "Строительство", в 2016 году при первом варианте развития составит 11,1 млрд. руб. (107,5%), при втором 11,2 млрд. руб. (108,0%). К 2021 году выполняемый объем работ достигнет 23,2 млрд. руб. или 109,0% при первом варианте развития, при втором - 24,2 млрд. руб. или 109,7%. Тенденция роста объема работ, выполняемых по виду деятельности "Строительство", планируется в связи с увеличением объемов строительства жилья с использованием индустриального, энергоэффективного (в том числе крупнопанельного, малоэтажного) домостроения, жилья экономического класса. По предварительной оценке в 2015 году будет введено 337,0 тыс. кв. м. жилой площади. Прогнозируемый ввод жилья в 2016 - 2021 годах составит от 353,9 тыс. кв. м. до 451,0 тыс. кв. м.
В 2014 году в основной капитал за счет всех источников финансирования вложено 20,2 млрд. рублей инвестиций, или 105,1% к уровню 2013 года (в сопоставимых ценах). По оценке в 2015 году объем инвестиций в основной капитал составит 20,9 млрд. рублей или 94,7% от уровня 2014 года (в сопоставимых ценах). Основной причиной сокращения объемов вложений в основной капитал в 2015 году станет недостаток источников финансирования.
Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в 2016 - 2021 годах прогнозируются по I варианту на уровне 101,3%, по II варианту - 102,4%,
Объем инвестиций в основной капитал увеличится к 2021 году в 1,6-1,7 раза в действующих ценах к уровню 2015 года.
Потребительский рынок
Основными факторами, влияющими на оборот розничной торговли, являются уровень потребительских цен и покупательная способность населения. По оценке в 2015 году индекс потребительских цен в среднегодовом исчислении составит 113,9%, к 2021 году - 104,6% - 104,5%.
С учетом реальных располагаемых денежных доходов населения по прогнозным расчетам розничный товарооборот в 2016 году прогнозируется в сумме 91,7 млрд. руб. по первому варианту, по второму - 92,5 млрд. руб. (101,5% - 103,0%), к 2021 году при первом варианте развития экономики составит 141,8 млрд. руб. или 103,9%, при втором - 152,9 млрд. руб. или 105,8%.
Сфера услуг является важной, перспективной и быстроразвивающейся отраслью экономики. Основной задачей при оказании платных услуг является удовлетворение потребностей населения и выполнение заказов клиентов квалифицированными специалистами по доступным для потребителя ценам.
Темп роста объемов платных услуг, оказанных населению в 2015 году, оценочно составит 99,5% к уровню 2014 года. По прогнозным расчетам объем платных услуг населению в 2016 году по первому варианту составит 26,5 млрд. руб. (101,3%), второму - 26,6 млрд. руб. (101,8%), к 2021 году по первому варианту развития составит 38,2 млрд. руб. (102,1%), по второму варианту соответственно 40,1 млрд. руб. (103,6%).
Уровень жизни
Денежные доходы населения в 2016 году сложатся в размере 141,6 млрд. руб. при первом варианте развития экономики, при втором -143,4 млрд. руб., к 2021 году соответственно 199,6 млрд. руб., и 205,4 млрд. руб.
Снижение инфляции и возобновление экономического роста в прогнозируемом периоде обеспечат среднегодовой рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2016 - 2021 годах темпами 101,4% по I варианту, 102,4% - по II варианту.
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития города Чебоксары для органа местного самоуправления, хозяйствующих субъектов экономики, осуществляющих деятельность на территории города Чебоксары, и принятия решений в области социально-экономической политики.
В течение прогнозируемого периода деятельность органов местного самоуправления города Чебоксары в 2016 - 2021 гг. будет направлена на сохранение устойчивого экономического роста, развитие социальной сферы, формирование комфортной городской среды, повышение качества жизни горожан.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2021 года приведены в приложении.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития города Чебоксары
на период до 2021 года
Основные показатели прогноза
социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2021 года
Показатели |
Единица измерения |
отчет 2014 |
оценка 2015 |
прогноз |
|||||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||||||||||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
||||
Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность населения (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
481,9 |
487,1 |
492,0 |
492,2 |
496,6 |
497,3 |
501,1 |
502,4 |
505,5 |
507,5 |
509,7 |
512,6 |
513,9 |
517,6 |
Общий коэффициент рождаемости |
человек на 1000 населения |
14,3 |
15,5 |
15,0 |
15,2 |
14,9 |
15,1 |
14,8 |
14,9 |
14,7 |
14,8 |
14,5 |
14,6 |
14,4 |
14,5 |
Общий коэффициент смертности |
человек на 1000 населения |
9,5 |
9,4 |
9,5 |
9,4 |
9,5 |
9,4 |
9,6 |
9,3 |
9,6 |
9,3 |
9,7 |
9,3 |
9,7 |
9,2 |
Коэффициент естественного прироста |
человек на 1000 населения |
4,8 |
6,1 |
5,6 |
5,7 |
5,4 |
5,7 |
5,2 |
5,6 |
5,0 |
5,5 |
4,9 |
5,4 |
4,7 |
5,3 |
Коэффициент миграционного прироста |
человек на 1000 населения |
60,9 |
45,9 |
39,0 |
45,2 |
37,2 |
45,7 |
34,8 |
45,4 |
34,5 |
45,0 |
34,2 |
44,5 |
33,9 |
44,1 |
Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
97,5 |
95,6 |
101,5 |
103,0 |
102,8 |
104,2 |
103,2 |
104,5 |
104,6 |
105,7 |
104,8 |
106,4 |
104,9 |
106,3 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
75553,0 |
76706,8 |
84553,2 |
84933,7 |
93787,4 |
94607,4 |
102983,1 |
104895,5 |
114614,4 |
117637,9 |
127803,3 |
132801,9 |
142645,9 |
149779,7 |
Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
7126,3 |
9606,3 |
11101,3 |
11163,3 |
12828,4 |
12983,7 |
14891,8 |
15239,0 |
17287,2 |
17804,2 |
20030,1 |
20781,8 |
23164,6 |
24233,9 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,7 |
123,7 |
107,5 |
108,0 |
108,2 |
108,8 |
109,0 |
110,0 |
109,0 |
109,6 |
109,0 |
109,6 |
109,0 |
109,7 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
335,9 |
337,0 |
353,9 |
355,0 |
371,5 |
375,0 |
390,0 |
395,0 |
410 |
415 |
430 |
435 |
451 |
457 |
Рынок товаров и услуг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот розничной торговли |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
76835,9 |
85248,3 |
91718,6 |
92459,4 |
99419,1 |
101196,5 |
107692,5 |
110913,9 |
118354,1 |
123669,0 |
129716,1 |
137643,6 |
141779,7 |
152922,1 |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,6 |
96,9 |
101,5 |
103,0 |
102,8 |
104,3 |
103,2 |
104,7 |
104,3 |
106,0 |
104,1 |
105,9 |
103,9 |
105,8 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
22077,3 |
24251,4 |
26532,0 |
26613,6 |
28881,5 |
29225,4 |
31175,8 |
31822,9 |
33457,1 |
34452,6 |
35766,0 |
37227,8 |
38160,4 |
40149,3 |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,3 |
99,5 |
101,3 |
101,8 |
102,5 |
103,5 |
103,0 |
104,0 |
102,5 |
103,8 |
102,2 |
103,7 |
102,1 |
103,6 |
Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) - всего |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
20211,3 |
20862,7 |
22091,0 |
22560,5 |
23781,9 |
24527,2 |
25834,3 |
26903,3 |
28091,3 |
29567,0 |
30605,3 |
32557,5 |
33311,8 |
35920,0 |
Индекс физического объема |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,1 |
94,7 |
98,5 |
100,5 |
100,8 |
101,7 |
102,0 |
102,8 |
102,1 |
103,0 |
102,3 |
103,2 |
102,2 |
103,4 |
Денежные доходы и расходы населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы - всего |
млн. руб. |
127043,9 |
136028,9 |
141563,6 |
143357,8 |
150354,4 |
153256,6 |
159818,1 |
163079,6 |
172108,2 |
176125,9 |
185357,5 |
190216,0 |
199626,8 |
205433,3 |
Расходы и сбережения - всего |
млн. руб. |
124679,6 |
133497,4 |
138929,1 |
140689,9 |
148721,4 |
151592,1 |
158082,4 |
161675,5 |
170238,9 |
174609,5 |
183761,6 |
188578,3 |
197908,0 |
203664,5 |
Фонд заработной платы работников |
млн. руб. |
57098,9 |
57789,4 |
59998,3 |
60824,3 |
62583,4 |
64508,9 |
66251,8 |
68927,7 |
71949,5 |
75062,3 |
78065,2 |
81742,9 |
84310,4 |
89998,9 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства |
руб. |
25631,0 |
26519,0 |
27712,3 |
27977,4 |
29097,8 |
29795,9 |
31134,6 |
32030,6 |
32815,9 |
33920,4 |
34522,3 |
35853,8 |
36248,4 |
38005,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
102,5 |
94,0 |
100,0 |
100,2 |
100,6 |
102,9 |
101,8 |
102,7 |
102,0 |
102,9 |
102,1 |
103,0 |
101,8 |
102,8 |
Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность занятых в экономике (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
232,5 |
230,8 |
231,5 |
232,7 |
232,4 |
234,9 |
233,4 |
237,2 |
233,4 |
237,2 |
233,4 |
237,2 |
233,4 |
237,2 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
0,72 |
0,73 |
0,76 |
0,72 |
0,76 |
0,72 |
0,76 |
0,72 |
0,76 |
0,72 |
0,76 |
0,72 |
0,76 |
0,72 |
Среднесписочная численность работников организаций - всего |
тыс. человек |
217,5 |
215,2 |
215,7 |
216,8 |
216,4 |
218,6 |
217,3 |
220,6 |
217,3 |
220,6 |
217,3 |
220,6 |
217,3 |
220,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 декабря 2015 г. N 3670 "О прогнозе социально-экономического развития города Чебоксары на период до 2021 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на официальном сайте города Чебоксары (http://www.gcheb.cap.ru/) 11 декабря 2015 г., в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары от 31 декабря 2015 г. N 25 (154)