Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
приказом Министерства образования
и молодежной политики
Чувашской Республики
от 26 октября 2015 г. N 2361
Положение
о предметной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования
1. Общие положения
1.1. Предметная комиссия Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, (далее - ПК) создается в целях проверки экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов).
1.2. Предметная комиссия в своей работе руководствуется:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный N 31205) (далее - Порядок N 1400);
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1394 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный N 31206);
нормативными правовыми актами и инструктивными документами Чувашской Республики по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА);
локальными нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;
иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.
1.3. Формирование составов предметной комиссии организуется председателем Государственной экзаменационной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГЭК).
1.4. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
2. Структура и состав предметной комиссии
2.1. Предметные комиссии создаются по следующим учебным предметам: русскому языку, математике, литературе, физике, биологии, химии, географии, истории, обществознанию, информатике и информационно-коммуникационным технологиям, английскому языку, французскому языку, немецкому языку, испанскому языку, родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее - родной язык и родная литература).
2.2. Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав предметной комиссии, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
2.3. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами предметной комиссии осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт имеет право быть назначен председателем или заместителем председателя предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку работ в составе предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт имеет право осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе предметной комиссии, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт имеет право осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии.
2.4. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизировано (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
2.5. При организации обмена экзаменационными работами участников ГИА между субъектами Российской Федерации к проверке таких работ привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.
3. Полномочия и функции председателя предметной комиссии
3.1. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
3.2. Кандидатура председателя предметной комиссии согласовывается Рособрнадзором.
3.3. Председатель предметной комиссии:
представляет в ГЭК предложения по составу предметной комиссии, а также по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
по согласованию с руководителем Регионального центра обработки информации Чувашской Республики (далее - РЦОИ) формирует график работы предметной комиссии;
осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, комиссией по разработке контрольных измерительных материалов (далее - КИМ);
представляет в ГЭК информацию о нарушении экспертом установленного порядка проведения ГИА.
организует ежегодное обучение экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций;
организует согласование подходов к оцениванию между экспертами, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ГИА;
распределяет экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
обеспечивает присутствие в аудиториях только допущенных лиц. Помимо экспертов и председателя предметной комиссии в аудитории могут находиться: руководитель РЦОИ (или его заместитель); член ГЭК; должностные лица Рособрнадзора или Минобразования Чувашии; общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке.
контролирует качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передает бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
по завершении работы предметной комиссии сдает руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
организует учет рабочего времени экспертов, затраченного на проверку экзаменационных работ участников ГИА (в том числе устных ответов);
своевременно информирует ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ;
при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами получает от ответственного секретаря конфликтной комиссии апелляционный комплект участника ГИА; назначает на рассмотрение апелляции экспертов, ранее не проверявших данную работу, и передает им вышеуказанные материалы;
согласовывает с ГЭК планируемые публичные выступления экспертов по вопросам ГИА (в печатных изданиях, на совещаниях, конференциях и т.п.);
осуществляет отбор экзаменационных работ участников ГИА, вызвавших сложности в оценивании, для последующей работы в рамках подготовки экспертов;
в случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, принимает решение в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.
4. Полномочия экспертов предметной комиссии
4.1. Экспертам предметных комиссий присваивается статус ведущего эксперта, старшего эксперта, основного эксперта в соответствии с настоящим Порядком.
4.2. Эксперт предметной комиссии:
4.2.1. проходит ежегодное квалификационное испытание, по результатам которого эксперту присваивается статус ведущего эксперта, старшего эксперта, основного эксперта.
4.2.2. осуществляет проверку развернутых ответов, следуя правилам:
- заполнение поля бланка-протокола следует осуществлять печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и замазки для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или замазки на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
- внесение исправлений должно трактоваться однозначно, все исправления должны быть зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
- в случае, если участник ГИА не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "X";
- в случае, если участник ГИА приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
- в случае, если участник ГИА выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ГИА альтернативного задания.
4.2.3. Информирует председателя предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ.
4.2.4. Незамедлительно информирует ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности предметной комиссии.
4.3. Экспертам запрещается копировать и выносить из помещений, выделенных для проведения проверки экзаменационных работ, и РЦОИ экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах.
5. Методика оценивания экзаменационной работы
5.1. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя независимыми экспертами.
5.2. Оба эксперта независимо по результатам проверки выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
5.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка.
5.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
5.5. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов предметной комиссии, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
5.6. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "X" (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ). Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА.
5.7. Распределение работ между экспертами предметной комиссии, определение окончательных баллов за развернутые ответы участников ГИА на задания экзаменационной работы, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированного программного обеспечения РЦОИ.
5.8. Результирующие баллы за развернутые ответы определяются автоматизировано, исходя из следующих положений:
- если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяется как среднее арифметическое число баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
5.9. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.
6. Порядок проведения проверки экзаменационной работы
6.1. Эксперту предоставляется рабочий комплект эксперта предметной комиссии, который содержит:
- обезличенные бланки-копии с изображениями развернутых ответов участников ГИА (далее бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА (далее бланк-протокол);
- при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения, и машиночитаемый протокол проверки устных ответов.
6.2. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код региона.
6.3. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
6.4. Бланк-копия является изображением бланка ответов участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительный бланк ответов N 2;
- код региона.
6.5. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы предметной комиссии.
6.6. Председатель предметной комиссии получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
6.7. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
6.8. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
6.9. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ, программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме без участия оператора проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа могут появиться работы, требующие дополнительной третьей проверки. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника экзамена двумя разными экспертами.
На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "X".
6.10. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
6.11. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии и (или) его заместитель фиксирует у себя номер работ, вызвавшие наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы будут использованы далее для проведения обучения экспертов предметной комиссии в следующем году.
6.12. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю предметной комиссии предоставляется информация как о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, так и о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель предметной комиссии использует для оптимизации организации работы предметной комиссии.
6.13. На протяжении периода работы предметной комиссии с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает предметная комиссия, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
7. Организация работы предметной комиссии при перепроверках результатов ГИА
7.1. При принятии решения ГЭК или Рособрнадзором о перепроверке ряда работ участников ГИА перепроверку проводят эксперты предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
7.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ГИА, чьи работы отправлены по решению ГЭК на перепроверку, в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
7.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
- копии бланков ответов, включая дополнительные бланки ответов;
- копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
- бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
- вариант контрольного измерительного материала, выполнявшийся участником экзамена.
7.4. Председатель предметной комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
7.5. Эксперты предметной комиссии осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
7.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель предметной комиссии передает в ГЭК для утверждения.
7.7. Обеспечение пересчета баллов по результатам перепроверки на основании протоколов перепроверки осуществляет РЦОИ совместно с федеральным центром тестирования в рамках своей компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.