Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Шумерля
от 21 декабря 2015 г. N 1065
Муниципальная программа
комплексного развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Шумерля Чувашской Республики на 2015 - 2025 годы
Паспорт Программы
Ответственный исполнитель Программы |
Отдел жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации города Шумерли |
Соисполнители Программы |
Отдел строительства и архитектуры администрации города Шумерли; муниципальные унитарные предприятия города Шумерли |
Цели Программы |
- создание условий для приведения систем коммунальной инфраструктуры в соответствие с санитарными и экологическими требованиями, обеспечивающими комфортные условия проживания населения; - обеспечение комплексного развития систем инженерной инфраструктуры района для жилищного строительства; - качественное и надежное обеспечение коммунальными услугами потребителей путем строительства и модернизации объектов коммунального хозяйства. |
Задачи Программы |
- увеличение мощности и пропускной способности инженерных систем и объектов коммунальной инфраструктуры; - ликвидация аварийных и изношенных систем и объектов коммунальной инфраструктуры; - строительство новых, модернизация и реконструкция существующих объектов и систем коммунальной инфраструктуры, в т.ч. повышение эффективности и надежности ее функционирования; - достижение доступности коммунальных услуг для потребителей на всем периоде действия Программы; - привлечение инвестиций в коммунальный комплекс. |
Целевые показатели |
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры к 2025 году до 50%; - уменьшение количества прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях; - сокращение количества прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на источниках тепловой энергии; - снижение доли потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть; - уменьшение доли проб питьевой воды, подаваемой с источников водоснабжения, водопроводных станций или иных объектов централизованной системы водоснабжения в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды; - сокращение доли проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды; - увеличение показателя надежности и бесперебойности водоотведения (количество аварий и засоров); - снижение количества перерывов в подаче воды, зафиксированных в местах исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, по подаче горячей воды, холодной воды, возникших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения; - уменьшение доли проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сбросы, рассчитанная применительно к видам централизованных систем водоотведения раздельно для централизованной общесплавной (бытовой) и централизованной ливневой систем водоотведения; - увеличение объема утилизированных ТБО. |
Срок и этапы реализации программы |
Программа реализуется с 2015 - 2025 годы в два этапа: 1-й этап - 2015 - 2020 годы. Отрабатываются организационные и финансовые механизмы, реализуются пилотные проекты, готовится законодательная и нормативная база, проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий; 2-й этап - 2021 - 2025 годы. Создаются условия для привлечения инвестиций и проводится глубокая модернизация, обеспечивающая повышение надежности и снижение издержек в жилищно-коммунальном хозяйстве. |
Объемы требуемых капитальных вложений |
Суммарный объем финансирования Программы на 2015 - 2025 годы составляет 1143535,56 тыс. руб., в том числе: 2015 год - 0 тыс. рублей; 2016 год - 68730,23 тыс. рублей; 2017 год - 44124,88 тыс. рублей; 2018 год - 30332,25 тыс. рублей; 2019 год - 141267,60 тыс. рублей; 2020 год - 148396,70 тыс. рублей; 2021 год - 142136,90 тыс. рублей; 2022 год - 142136,90 тыс. рублей; 2023 год - 142136,90 тыс. рублей; 2024 год - 142136,90 тыс. рублей; 2025 год - 142136,30 тыс. рублей. из них средства федерального бюджета - 730910,00 тыс. руб., в том числе: 2015 год - 0,00 тыс. рублей; 2016 год - 0,00 тыс. рублей; 2017 год - 0,00 тыс. рублей; 2018 год - 1350,00 тыс. рублей; 2019 год - 103172,90 тыс. рублей; 2020 год - 104397,90 тыс. рублей; 2021 год - 104397,90 тыс. рублей; 2022 год - 104397,90 тыс. рублей; 2023 год - 104397,90 тыс. рублей; 2024 год - 104397,90 тыс. рублей; 2025 год - 104397,60 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 351855,60 тыс. руб.: 2015 год - 0,00 тыс. рублей; 2016 год - 62795,80 тыс. рублей; 2017 год - 40846,30 тыс. рублей; 2018 год - 26097,00 тыс. рублей; 2019 год - 31380,50 тыс. рублей; 2020 год - 36484,10 тыс. рублей; 2021 год - 30850,30 тыс. рублей; 2022 год - 30850,30 тыс. рублей; 2023 год - 30850,30 тыс. рублей; 2024 год - 30850,30 тыс. рублей; 2025 год - 30850,70 тыс. рублей; средства бюджета города Шумерля - 45975,00 тыс. руб.: 2015 год - 0,00 тыс. рублей; 2016 год - 0,00 тыс. рублей; 2017 год - 0,00 тыс. рублей; 2018 год - 675,00 тыс. рублей; 2019 год - 6246,50 тыс. рублей; 2020 год - 6509,00 тыс. рублей. 2021 год - 6509,00 тыс. рублей. 2022 год - 6509,00 тыс. рублей. 2023 год - 6509,00 тыс. рублей. 2024 год - 6509,00 тыс. рублей. 2025 год - 6508,50 тыс. рублей. собственные средства предприятий, участников Программы (внебюджетные источники) - 14794,96 тыс. руб.: 2015 год - 0,00 тыс. рублей; 2016 год - 5934,43 тыс. рублей; 2017 год - 3278,58 тыс. рублей; 2018 год - 2210,25 тыс. рублей; 2019 год - 467,70 тыс. рублей; 2020 год - 1005,70 тыс. рублей. 2021 год - 379,70 тыс. рублей. 2022 год - 379,70 тыс. рублей. 2023 год - 379,70 тыс. рублей. 2024 год - 379,70 тыс. рублей. 2025 год - 379,50 тыс. рублей. В ходе реализации Программы мероприятия, объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов с учетом утверждаемых инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, разрабатываемых проектно-сметных документаций застраиваемых микрорайонов, а также с учетом реальных возможностей бюджетов всех уровней. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- социальные: обеспечение населения города качественными коммунальными услугами; - экологические: снижение масштабов загрязнения водных объектов; охрана и восстановление водных объектов; улучшение экологической безопасности объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, снижение пожароопасности; - экономические: доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, сокращение потерь в коммунальных системах. |
I. Характеристика существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры
Общая площадь жилищного фонда города Шумерля по состоянию на 01 января 2015 года составляет 815,3 тыс. кв. метров, в том числе в собственности: частной - 95,8%, государственной - 0,32%, муниципальной - 3,9%.
На 1 января 2015 года 78,2% жилищного фонда оборудовано водопроводом, 75,9% - канализацией, 92,9% - отоплением, 70,4% - ваннами (душем), 90,3% - газом, 72,9% - горячим водоснабжением, 0,6% - напольными электроплитами.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляют 4 управляющих организаций - ООО "Наш дом", ООО "Система управления", ООО "УК СУ N 8", ООО "Коммунальник".
В рамках реализации республиканской программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" за счет финансовой поддержки государственной корпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета города Шумерля в 2014 году расселены 8 ветхих домов, переселены в благоустроенное жилье 77 семей.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" и республиканской целевой программы "Молодая семья" 33 молодых семьи получили свидетельства на приобретение или строительство жилья на сумму 16,8 млн. руб. За счет средств федерального и республиканского бюджетов предоставлены 13 квартир для детей-сирот и 1 вдова умершего, погибшего воина улучшила жилищные условия.
Число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, составляет 1823 ед.
Инженерное обеспечение города состоит из систем водоснабжения, водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения. Технические параметры инженерных систем, в частности, физический и моральный износ, мощность и пропускная способность, предопределяют дальнейшее развитие города.
Водоснабжением и водоотведением потребителей г. Шумерля обеспечивает МУП "Шумерлинское производственное управление "Водоканал". Централизованное водоснабжение осуществляется из двух источников, которыми являются: - источники поверхностных вод - река Сура, водозаборные сооружения производительностью 25 тыс. м3/сут., фактическая - 10,4 т. м3/сут., 3817 т. м3/год; - источник подземных вод - артезианские скважины, насосная, насосная станция II подъема дер. Шумерля, проектная мощность 3,1 т. м3/сут., фактическая 1,2 т. м3/сут., 439 т. м3/год. Мощность водозаборных сооружений составляет 28,1 тыс. м3/сутки. Данная мощность позволяет обеспечивать потребителей города необходимым количеством воды с учетом перспективы застройки города. Однако необходима реконструкция 5 водонапорных башен и перебуревание 15 артезианских скважин. Водоочистная станция нуждается в реконструкции и модернизации.
Протяженность водопроводных сетей г. Шумерля составляет 74 км, из них 22 км нуждаются в замене.
Протяженность канализационных сетей - 73 км, из них 23 км нуждаются в замене. Мощность водопроводных очистных сооружений составляет 25 т. м3/сут. Для обеспечения повышения очистки сточных вод, достижения своевременных требований качества очистки сточных вод и снижение отрицательного влияния сбрасываемых очистных стоков в водоем рыбоохранного значения (р. Сура) необходима реконструкция сооружения биологической очистки сточных вод.
Теплоснабжение потребителей города в настоящее время осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнерго", обслуживающие 12 котельных, 9 центральных тепловых пунктов (ЦТП) суммарной мощностью 170,6 Гкал, тепловые сети протяженностью 62,8 км.
Недостаточные объемы финансирования строительства, реконструкции и модернизации оборудования котельных, тепловых сетей привели к резкому увеличению их износа, а также к росту затрат на выработку тепловой энергии. Следствием износа и технологической отсталости явилось низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, не отвечающее запросам потребителей.
Уровень износа оборудования котельных составляет в среднем 80%, ЦТП - 70%, тепловых сетей - 70%. Объемы фактических инвестиций в модернизацию коммунальных котельных не соответствуют минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт оборудования котельных и тепловых сетей практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, что привело к снижению надежности работы коммунальных объектов.
Неэффективное использование энергетических ресурсов выражается в высоких потерях тепловой энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 15%. Ветхое состояние тепловых сетей становится частой причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
В настоящее время техническое состояние и мощности существующих котельных и тепловых сетей являются факторами, сдерживающими строительство нового жилья в существующих зонах застройки.
Основным источником электроснабжения города Шумерля является подстанция "Северная" 110/6 кВ и подстанция "Шумерлинская" 110/6 кВ, входящие в систему филиала ОАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго" и подстанция "Венец" 220/110/6 кВ Верхне-Волжской ПМЭС. Протяженность муниципальных электрических сетей составляет 310,1 км, из них 87 км нуждается в замене. Для подключения перспективных потребителей необходима модернизация существующих трансформаторных подстанций, реконструкция и строительство новых электрических сетей.
Сдерживание развития коммунальной инфраструктуры также объясняется неэффективной тарифной политикой. Развитие происходит за счет прибыли, используемой на эти цели: нет прибыли - нет и развития.
В течение 2015 - 2025 годов предусмотрено выполнить модернизацию котельной N 14 с восстановлением подачи горячего водоснабжения и построить блочно-модульную котельную в поселке Лесной взамен существующей котельной N 3, реконструировать магистральные и квартальные тепловые сети протяженностью 4,819 км, а также установить приборы учета тепловой энергии на источнике теплоты. Общая стоимость работ составляет 123019,6 тыс. руб. Средств предприятий и бюджета города недостаточно для выполнения такого объема работ, требуются государственные инвестиции.
Реконструкция и модернизация коммунальных объектов позволит снизить критическое состояние тепловых сетей, котельных, центральных тепловых пунктов и их физический износ, а также потери в теплопроводах и затраты на оплату топлива. Реконструкция 4,819 км теплотрасс обеспечит ежегодную экономию от снижения теплопотерь в сумме 5,6 млн. рублей, модернизация котельных уменьшит расходы на топливо на 21,2 млн. рублей.
Мероприятия по модернизации и реконструкции объектов водопроводного хозяйства предполагают реконструкцию водозабора поверхностных вод города Шумерля на реке Сура мощностью 25 тыс. куб. метров в сутки. На эти цели запланировано 120 млн. рублей из всех источников финансирования. Строительство и реконструкция сетей водоснабжения по городу Шумерля обеспечат население города качественной питьевой водой. Сметная стоимость работ составляет 196,9 млн. рублей.
В план мероприятий по модернизации и реконструкции городских централизованных систем водоотведения включены реконструкция очистных сооружений МУП "Шумерлинское производственное управление "Водоканал", строительство и реконструкция канализационных сетей и насосных подстанций. Сметная стоимость реконструкции систем водоотведения составляет 414,25 млн. рублей.
Мероприятия МУП "Шумерлинские городские электрические сети" по модернизации и реконструкции объектов электросетевого хозяйства направлены на строительство новых распределительных пунктов, модернизации существующих трансформаторных подстанций и строительство новых воздушных и кабельных линий взамен изношенных. Будет реконструировано 6 км воздушных линий 6 кВ, установлено 78 приборов учета и системы АСКУЭ, приобретен силовой трансформатор, заменено 7 камер в трансформаторной подстанции N 75, установлена комплектная трансформаторная подстанция по ул. Колхозная, построено 700 м кабельных линий 6 кВ. На финансирование мероприятий потребуется 18,857 млн. рублей из всех источников финансирования.
Годовой объем твердо-бытовых отходов (ТБО) по городу Шумерля составляет 50 тыс. куб. метров. Для строительства мусороперегрузочной станции (МПС), приобретения полиэтиленовых контейнеров для сбора отсортированного мусора, организации площадок для сбора и сортировки бытового мусора в жилом секторе потребуется 14,5 млн. рублей, в т.ч. на разработку проектно-сметной документации 0,8 млн. рублей.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда является составной частью решения жилищной проблемы и проведения реформы ЖКХ. На 1 января 2015 года 17 тыс. квадратных метров площади жилых помещений города размещено в 137 ветхих и аварийных домах, в них проживает 1200 человек. В 2015 году переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет реализовываться в рамках республиканской программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013 - 2017 годы", а также как и капитальный ремонт многоквартирных домов, осуществляется за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств республиканского и городского бюджетов. На капитальный ремонт домов также будут привлечены средства собственников помещений.
Параметры
планируемого развития жилых зон
N п.п. |
Наименование функциональной зоны |
Наименование планировочного района |
Площадь (га) |
1. |
Зона застройки многоэтажными жилыми домами |
г. Шумерля |
5 |
2. |
Зона застройки индивидуальными жилыми домами |
г. Шумерля |
19 |
Параметры
планируемого развития общественно-деловых зон
N п.п. |
Наименование функциональной зоны |
Наименование планировочного района |
Площадь (га) |
1. |
Научно-образовательная зона |
г. Шумерля |
2 |
2. |
Спортивная зона |
г. Шумерля |
14 |
Параметры
планируемого развития производственных и коммунальных зон
N п.п. |
Наименование функциональной зоны |
Наименование планировочного района |
Площадь (га) |
1. |
Зона промышленных предприятий |
г. Шумерля |
20 |
Параметры
планируемого развития природно-рекреационных зон
N п.п. |
Наименование функциональной зоны |
Наименование планировочного района |
Площадь (га) |
1. |
Зона активного отдыха |
г. Шумерля |
11 |
2. |
Зона пассивного отдыха |
г. Шумерля |
1,5 |
Программа комплексного развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры города - это программа строительства и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории города.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью программы является повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней; обеспечение надежности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг; адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг
Основными задачами Программы являются:
- повышение экономической прозрачности монопольных предприятий и эффективности системы регулирования тарифами и ценами на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие конкуренции в немонопольном секторе жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятий;
- обеспечение условий для снижения издержек; повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- создание инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства; развитие предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- подготовка и переподготовка кадров для жилищно-коммунального хозяйства;
- техническое перевооружение жилищно-коммунального хозяйства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
3. Система Программных мероприятий
Исходя из анализа существующего положения дел в ЖКХ, целей Программы определяются следующие направления ее реализации:
- обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ;
- тарифное регулирование естественных монополий;
- формирование рыночных механизмов функционирования комплекса и условий для привлечения инвестиций;
- государственная поддержка инвестиций в модернизацию ЖКХ;
- обеспечение надежности и долговечности объектов ЖКХ, сокращение эксплуатационных затрат;
- энергосбережение в ЖКХ.
3.1. Финансовая стабилизация жилищно-коммунального хозяйства
Для финансового оздоровления предприятий и организаций ЖКХ необходимы:
1) реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКХ.
2) совершенствование механизма оплаты жилищно-коммунальных услуг с целью своевременного перечисления средств населения непосредственно поставщикам коммунальных услуг через систему расчетных центров;
3) ликвидация дотационности ЖКХ и обеспечение стабильности и достаточности текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
В рамках построения новой экономической модели функционирования ЖКХ в компетенцию органов исполнительной власти Чувашской Республики войдут:
ежегодное утверждение республиканских стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг (с учетом соблюдения федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг);
совершенствование системы государственного тарифного регулирования.
В пределах полномочий, установленных законодательством, администрация города Шумерля:
обеспечивает проведение единой политики оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах города и соблюдение ежегодно утверждаемых республиканских стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг;
устанавливает процедуру определения экономической обоснованности затрат на производство жилищно-коммунальных услуг;
утверждает нормативы потребления и тарифы на жилищно-коммунальные услуги;
ведет реестр субъектов локальных монополий;
организует систему аудита хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ.
3.2. Тарифное регулирование естественных локальных монополий
Недостаточность нормативных и методических документов, регулирующих установление экономически обоснованных тарифов и цен на услуги локальных монополий, а также неурегулированность тарифной политики на муниципальном уровне приводит к кризисным явлениям в ЖКХ, угрозе стабильного ресурсоснабжения населения. Существующая система тарифного регулирования не ориентирует ресурсоснабжающие предприятия на сокращение непроизводительных затрат и ресурсосбережение, что делает отрасль инвестиционно непривлекательной.
Основные недостатки существующей системы тарифного регулирования заключаются в следующем:
- разбалансированность тарифного регулирования на разных уровнях, когда изменение стоимости газа или электричества не сопровождается адекватным изменением тарифов на тепловую энергию и воду, что приводит к прямым убыткам коммунальных предприятий;
- у предприятий отсутствуют целевые задачи, решение которых они должны обеспечить при данном значении тарифа, а как следствие, отсутствует и система контроля за работой предприятий;
- не определен срок действия тарифа, что не позволяет планировать в среднесрочной перспективе финансовую деятельность ресурсоснабжающих предприятий.
Предприятия ЖКХ, обеспечивающие тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение по распределительным сетям, являются естественными локальными монополиями. Их деятельность подлежит регулированию.
Одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования - привлечение инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры и создание мотивации снижения издержек, перехода к энерго-, ресурсосбережению. Система тарифного регулирования должна обеспечивать предприятию необходимый для реализации производственной и инвестиционной программы объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие принципы:
полное возмещение экономически обоснованных затрат всем участникам процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг конечному потребителю;
принцип баланса интересов всех сторон, когда процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги заключается в поиске компромисса между техническими задачами, финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей;
последовательность и прогнозируемость изменения тарифов, что способствует экономической определенности для потребителей коммунальных услуг;
принцип публичности и открытости для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг, а также достижения баланса интересов в процессе регулирования тарифов.
Эффективное регулирование предприятий ЖКХ должно основываться на системе, состоящей из трех частей:
1. Определение целей деятельности предприятий, формирование их производственной и инвестиционной программ, разработка перспективных схем развития систем теплоснабжения и водоснабжения города.
2. Решение вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ.
3. Проведение мониторинга предприятий ЖКХ.
Эти три компонента в совокупности обеспечат администрации города Шумерля возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами.
3.3. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций
Неэффективная система управления, затратность, неразвитость конкурентной среды и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность отрасли для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально коммерчески привлекательны, имеют относительно короткие сроки окупаемости. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе.
Главная задача при проведении реформы в жилищной сфере - создание рынка жилищного фонда, который сегодня недостаточно развит ввиду низкой платежеспособности граждан и несовершенства механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья.
Создание конкурентной среды в жилищной сфере требует совершенствования структуры управления данным комплексом. Необходимо разграничить полномочия, закрепленные непосредственно за собственником, что должно сопровождаться разделением функций заказчика и подрядчика на оказание услуг по обслуживанию жилищного фонда.
Решение проблемы формирования рыночных механизмов функционирования комплекса и условий для привлечения инвестиций предусматривает следующие задачи:
- создание рыночных механизмов функционирования жилищного хозяйства, для чего необходимо обеспечить рынок жилья и его собственника;
- разделение функций и формирование реальных договорных отношений между собственниками (администрации города, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья и другие), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
Важной задачей для собственников жилищного фонда и управляющих компаний должна стать реконструкция и модернизация жилищного фонда, главными направлениями которых являются:
- капитальный ремонт жилищного фонда на нормативном уровне с устранением недоремонта;
- реконструкция и модернизация жилых домов, в том числе:
- серийных домов 60-х годов постройки,
- снос ветхого и аварийного жилищного фонда;
- установка домовых и квартирных приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов;
- ремонт и оптимизация внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения;
- ремонт и оптимизация электрических сетей 0,4-10 кВ.
Одним из источников финансирования капитального ремонта и модернизации жилищного фонда после прекращения деятельности фонда содействия реформированию ЖКХ должно стать увеличение оплаты жилья в связи с повышением комфортности проживания, а также включение в оплату жилья отчислений на проведение капитального ремонта. Реформа собственности в жилищном фонде должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом и конкуренции подрядных организаций за получение заказа на обслуживание жилья от управляющей компании.
Создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) является краеугольным камнем жилищно-коммунальной реформы.
Создание ТСЖ в границах единого недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений и вовлечения граждан в активное участие в реформе.
Вопросы реформирования коммунальной энергетики требуют особого внимания. В условиях активного развития рыночных отношений во всех сферах экономики существующая структура управления муниципальными коммунальными предприятиями утратила способность в полной мере обеспечивать эффективную координацию деятельности предприятий. В этой связи возникла объективная необходимость реформирования структуры управления коммунальными предприятиями и разработки мероприятий, направленных на повышение управляемости и экономической эффективности предприятий отрасли.
Акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий должны проходить параллельно с применением концессионных механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке компенсируется конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуются путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление хозяйствующему субъекту (управляющей компании).
Основными преимуществами использования концессии являются:
1. Ограничение финансового участия местных властей в реализации проектов.
2. Создание конкурентной среды в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
3. Обеспечивается приток денежных средств в регион.
4. Концессионер затрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.
5. Строительство или реконструкция коммунальных объектов создает дополнительное количество рабочих мест в городе.
6. В концессию могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.
7. После истечения срока договоров в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.
Для развития концессионных схем привлечения инвестиций необходимо создание нормативной правовой базы для урегулирования вопросов концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Переход на использование новых норм хозяйственных отношений между муниципалитетом и управляющими компаниями, предусмотренных действующим законодательством и учитывающих особенности рыночных взаимоотношений, будет способствовать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость муниципалитетов в отношениях с концессионерами.
Создание условий для привлечения инвестиций с использованием экономической привлекательности ресурсосберегающих проектов, состоящих в том, что в качестве источников погашения заемных средств, взятых на реализацию проектов, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства и потребления коммунальных услуг. Реконструкция и модернизация предприятий ЖКХ приведет к снижению себестоимости производства единицы их продукции, а модернизация жилищного фонда - к сокращению потребления ресурсов и получению экономического эффекта от инвестиций.
3.4. Государственная поддержка инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального хозяйства
Общая потребность в инвестициях в ЖКХ требует мобилизации всех возможных ресурсов для технической модернизации сектора, направленной на внедрение современных энергосберегающих технологий, переоснащение котельных, сетей тепло- и водоснабжения, очистных сооружений и т.п.
Государственная поддержка инвестиций в модернизацию ЖКХ включает четыре взаимосвязанных направления:
1) привлечение федеральных бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии Кабинета Министров Чувашской Республики для финансирования наиболее подготовленных и эффективных инвестиционных проектов в коммунальном секторе на конкурсной основе. Предполагается софинансирование данных проектов со стороны республиканского и местных бюджетов, а также самих предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
2) привлечение средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральных целевых программах;
3) использование средств местных бюджетов на ликвидацию недоремонта жилищного фонда, реконструкцию и модернизацию инженерных коммуникаций при поддержке республиканского бюджета по целевым программам;
4) привлечение частных заемных и прямых инвестиций в ЖКХ, в том числе путем предоставления государственных или муниципальных гарантий.
3.5. Обеспечение надежности и долговечности жилищно-коммунального хозяйства, снижение эксплуатационных затрат
Для выполнения основной цели Программы - повышения устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения с одновременным снижением нерациональных затрат предлагается:
1) использовать при реконструкции, ремонте и эксплуатации жилых и общественных зданий и сооружений высококачественные, равные по долговечности строительные материалы и конструкции и элементы инженерных систем (долговечные кровельные материалы, пластиковые трубы, фасадные отделочные материалы и др.), ограничить (запретить) применение недолговечных, морально и технологически устаревших материалов и технологий, что позволит в дальнейшем значительно снизить затраты при эксплуатации зданий;
2) повысить энергоэффективность реконструируемых зданий в комплексе с другими ресурсосберегающими мероприятиями. Продолжение реконструкции и ремонта по устаревшим технологиям из-за высоких теплопотерь в ходе эксплуатации приводит к созданию дополнительных мощностей по производству тепловой энергии;
3) реконструировать жилые дома первых массовых серий. Для последующей оценки экономической целесообразности и накопления опыта необходимо предварительно провести полное техническое обследование различных серий и типов жилых домов первых массовых серий, разработать несколько пилотных проектов их реконструкции. При реконструкции использовать преимущественно современные строительные технологии и качественные, долговечные и энергоэффективные материалы и конструкции;
4) использовать автономные системы жизнеобеспечения. При проектировании нового строительства и реконструкции существующего жилищного фонда рассматривать возможность использования автономных систем жизнеобеспечения.
3.6. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
Приоритетным направлением программы энергосбережения является повышение эффективности производства и потребления ТЭР на основе внедрения апробированных и сертифицированных технических средств и технологий в ЖКХ - это модернизация источников тепла, системы распределения и транспортирования электрической, тепловой энергии, водоснабжения, повышение эффективности использования энергетических ресурсов при выработке тепловой энергии, питьевой воды при их использовании в жилищном фонде и бюджетной сфере.
Экономия от энергосбережения будет рассматриваться как ресурс возвращения возможных инвестиций в развитие комплекса ЖКХ, внедрения энергосберегающих технологий, имеющих своей целью снижение потребления ТЭР и создание системы учета ресурсов, максимально приближенных к потребителю и позволяющей четко определить объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепочке от производителя до потребителя.
Полное оснащение жилищного фонда приборами учета потребления энергоресурсов является важным моментом в энергосбережении. Этому будет способствовать приемка в эксплуатацию вновь вводимых жилых домов, а также после реконструкции и капитального ремонта строго при наличии приборов поквартирного учета газа, горячей и холодной воды.
Социальный эффект от энергосбережения должен привести к смягчению социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату энергоресурсов, к повышению качества услуг, предоставляемых населению, их соответствию принятым стандартам.
Энергосбережение будет реализовываться в совершенствовании взаимоотношений между ресурсосберегающими организациями как поставщиками услуг и их потребителями - населением, а также в создании действующего организационно-экономического механизма, который стимулировал бы работу по энергосбережению, давал возможность использования сэкономленных средств для реализации дополнительных мероприятий по энергосбережению. Необходимо создать фонд энергосбережения.
Наряду с работами на объектах инженерной инфраструктуры должна осуществляться модернизация жилищного фонда, которая приведет к снижению потребности в услугах, связанных с тепло- и водоснабжением, что повлечет уменьшение объема затрат на модернизацию некоторого количества сетей и сооружений. Аналогичная ситуация будет складываться при внедрении альтернативных локальных источников тепловой энергии, что снизит потребность в модернизации части котельных и тепловых сетей.
Программа комплексного развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Шумерля на 2015 - 2025 годы включает следующие основные разделы:
1. Водоснабжение;
2. Водоотведение;
3. Теплоснабжение;
4. Электроснабжение;
5. Приобретение коммунальной техники;
6. Санитарная очистка города.
Программа составлена с учетом планируемого в 2015 - 2025 годах строительства жилья, объектов социальной инфраструктуры.
Каждое из направлений Программы включает в себя мероприятия по строительству новых объектов коммунальной инфраструктуры для обеспечения застраиваемых микрорайонов соответствующими видами ресурсов в достаточном количестве, а также мероприятия по реконструкции и модернизации существующих сетей инженерно-технического обеспечения.
Мероприятия Программы представлены в приложении N 1.
4. Сроки и механизм реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2015 - 2025 годы. На первом этапе - в 2015 - 2020 годы в соответствии с программой комплексного развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Шумерля на основании условий технического задания, утверждаемого главой города Шумерля, организациями коммунального комплекса разрабатываются инвестиционные программы развития системы коммунальной инфраструктуры с указанием объемов выполняемых работ, объемов и источников финансирования с разбивкой по годам. Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса утверждаются решением Собрания депутатов города Шумерля. На основании инвестиционных программ будут ежегодно утверждаться надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. До утверждения данных тарифов и надбавок мероприятия Программы по строительству новых сетей будут выполняться за счет застройщиков земельных участков по выданным энергоснабжающими предприятиями техническим условиям.
На втором этапе - 2021 - 2025 годы после утверждения надбавок к тарифам для потребителей и тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости мероприятия Программы по строительству новых сетей будут выполняться организациями коммунальной инфраструктуры за счет средств, полученных от платы за подключение к системе коммунальной инфраструктуры. Апробируются механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и инвестиционных займов, реализуется комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных, муниципальных гарантий.
Мероприятия по реконструкции и модернизации сетей инженерно-технического обеспечения, не связанных с новым строительством, будут выполняться организациями коммунальной инфраструктуры за счет средств, полученных от реализации товаров (оказания услуг) по тарифам для потребителей и надбавок к тарифам для потребителей.
Для привлечения средств с федерального и республиканского бюджетов администрацией города Шумерля будут ежегодно представляться заявки в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для включения отдельных мероприятий Программы по реконструкции и модернизации сетей инженерно-технического обеспечения в федеральную и республиканскую адресные инвестиционные программы.
5. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей города, а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Потребность в финансовых ресурсах определяется на всех стадиях реализации Программы и уточняется ежегодно. В ходе реализации Программы мероприятия, объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов с учетом утверждаемых инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, разрабатываемых проектно-сметных документаций застраиваемых микрорайонов, а также с учетом реальных возможностей бюджетов всех уровней.
6. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет муниципальный заказчик Программы - администрация города Шумерля. Координация и оперативный контроль выполнения Программы возлагается на заместителя главы администрации по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы главе администрации города Шумерля:
- ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным;
- ежегодно до 15 февраля до 2025 года.
Ежегодно в срок до 25 февраля администрация города Шумерля представляет обобщенную информацию о проделанной работе и ходе выполнения запланированных мероприятий Собранию депутатов города Шумерля. Финансовый отдел администрации города Шумерля осуществляет контроль за потреблением учреждениями бюджетной сферы и предприятий ЖКХ энергоресурсов в соответствии с установленными лимитами, выставлением счетов энергоснабжающими организациями за потребленные энергоресурсы.
Объемы
финансирования мероприятий Программы по годам и источникам финансирования
N пп |
Наименование раздела мероприятий Программы |
Годы |
Объем средств, необходимых для финансирования мероприятий, тыс. рублей |
||||
всего |
в том числе |
||||||
федеральный бюджет |
республиканский бюджет |
бюджет города Шумерля |
внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Водоснабжение |
всего |
550882,98 |
397560,00 |
126740,00 |
22600,00 |
3982,98 |
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2016 |
267,20 |
0 |
0 |
0 |
267,20 |
||
2017 |
2165,23 |
0 |
0 |
0 |
2165,23 |
||
2018 |
1550,55 |
0 |
0 |
0 |
1550,55 |
||
2019 |
78128,60 |
56794,30 |
18105,70 |
3228,60 |
0 |
||
2020 |
78128,60 |
56794,30 |
18105,70 |
3228,60 |
0 |
||
2021 |
78128,60 |
56794,30 |
18105,70 |
3228,60 |
0 |
||
2022 |
78128,60 |
56794,30 |
18105,70 |
3228,60 |
0 |
||
2023 |
78128,60 |
56794,30 |
18105,70 |
3228,60 |
0 |
||
2024 |
78128,60 |
56794,30 |
18105,70 |
3228,60 |
0 |
||
2025 |
78128,40 |
56794,20 |
18105,80 |
3228,40 |
0 |
||
2. |
Водоотведение |
всего |
415458,48 |
315200,00 |
82650,00 |
16400,00 |
1208,48 |
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2016 |
727,23 |
0 |
0 |
0 |
727,23 |
||
2017 |
481,25 |
0 |
0 |
0 |
481,25 |
||
2018 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2019 |
59178,60 |
45028,60 |
11807,10 |
2342,90 |
0 |
||
2020 |
59178,60 |
45028,60 |
11807,10 |
2342,90 |
0 |
||
2021 |
59178,60 |
45028,60 |
11807,10 |
2342,90 |
0 |
||
2022 |
59178,60 |
45028,60 |
11807,10 |
2342,90 |
0 |
||
2023 |
59178,60 |
45028,60 |
11807,10 |
2342,90 |
0 |
||
2024 |
59178,60 |
45028,60 |
11807,10 |
2342,90 |
0 |
||
2025 |
59178,40 |
45028,40 |
11807,40 |
2342,60 |
0 |
||
3. |
Теплоснабжение |
всего |
123019,60 |
0 |
118519,60 |
0 |
4500,00 |
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2016 |
63335,80 |
0 |
58835,80 |
0 |
4500,00 |
||
2017 |
36782,80 |
0 |
36782,80 |
0 |
0 |
||
2018 |
22801,00 |
0 |
22901,00 |
0 |
0 |
||
4. |
Электроснабжение |
всего |
18856,5 |
0 |
16971 |
0 |
1885,50 |
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2016 |
4400,00 |
0 |
3960,00 |
0 |
440,00 |
||
2017 |
4515,00 |
0 |
4063,5 |
0 |
451,50 |
||
2018 |
2801,00 |
0 |
2521,00 |
0 |
245,00 |
||
2019 |
880,70 |
0 |
792,70 |
0 |
88,00 |
||
2020 |
6259,80 |
0 |
5633,80 |
0 |
626,00 |
||
5. |
Приобретение коммунальной техники |
всего |
21600,00 |
10800,00 |
5400,00 |
5400,00 |
0 |
2018 |
2700,00 |
1350,00 |
675,00 |
675,00 |
0 |
||
2019 |
2700,00 |
1350,00 |
675,00 |
675,00 |
0 |
||
2020 |
2700,00 |
1350,00 |
675,00 |
675,00 |
0 |
||
2021 |
2700,00 |
1350,00 |
675,00 |
675,00 |
0 |
||
2022 |
2700,00 |
1350,00 |
675,00 |
675,00 |
0 |
||
2023 |
2700,00 |
1350,00 |
675,00 |
675,00 |
0 |
||
2024 |
2700,00 |
1350,00 |
675,00 |
675,00 |
0 |
||
2025 |
2700,00 |
1350,00 |
675,00 |
675,00 |
0 |
||
6. |
Санитарная очистка города |
всего |
13718,00 |
7350,00 |
1575,00 |
1575,00 |
3218,00 |
2017 |
180,60 |
0 |
0 |
0 |
180,60 |
||
2018 |
379,70 |
0 |
0 |
0 |
379,70 |
||
2019 |
379,70 |
0 |
0 |
0 |
379,70 |
||
2020 |
2129,70 |
1225,00 |
262,50 |
262,50 |
379,70 |
||
2021 |
2129,70 |
1225,00 |
262,50 |
262,50 |
379,70 |
||
2022 |
2129,70 |
1225,00 |
262,50 |
262,50 |
379,70 |
||
2023 |
2129,70 |
1225,00 |
262,50 |
262,50 |
379,70 |
||
2024 |
2129,70 |
1225,00 |
262,50 |
262,50 |
379,70 |
||
2025 |
2129,50 |
1225,00 |
262,50 |
262,50 |
379,50 |
||
|
Итого по Программе |
всего |
1143535,56 |
730910,00 |
351855,60 |
45975,00 |
14794,96 |
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2016 |
68730,23 |
0 |
62795,80 |
0 |
5934,43 |
||
2017 |
44124,88 |
0 |
40846,30 |
0 |
3278,58 |
||
2018 |
30332,25 |
1350,00 |
26097,00 |
675,00 |
2210,25 |
||
2019 |
141267,60 |
103172,90 |
31380,50 |
6246,50 |
467,70 |
||
2020 |
148396,70 |
104397,90 |
36484,10 |
6509,00 |
1005,70 |
||
2021 |
142136,90 |
104397,90 |
30850,30 |
6509,00 |
379,70 |
||
2022 |
142136,90 |
104397,90 |
30850,30 |
6509,00 |
379,70 |
||
2023 |
142136,90 |
104397,90 |
30850,30 |
6509,00 |
379,70 |
||
2024 |
142136,90 |
104397,90 |
30850,30 |
6509,00 |
379,70 |
||
2025 |
142136,30 |
104397,60 |
30850,70 |
6508,50 |
379,50 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.