Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к постановлению администрации
Шумерлинского района
от 17 февраля 2016 г. N 57
Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики Шумерлинского района.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики района.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Шумерлинского района и Чувашской Республики.
Объем розничного товарооборота по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, по итогам 2014 года составил 77,98 млн. рублей, что превышает уровень 2013 года в сопоставимых ценах на 2,9%. Темп роста объемов товарооборота отстает от уровня показателя по Чувашской Республике (107,8%).
Оборот общественного питания по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в 2014 году составил 3,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,5% больше объема 2013 года. Объем платных услуг составил 48,78 млн. рублей.
Повышение платежеспособного спроса населения предопределило рост оборота розничной торговли в 2015 году, который за 9 месяцев 2015 года составил 63,23 млн. рублей. Потребительские расходы составляют около 75% денежных доходов среднестатистического жителя района.
Одним из показателей эффективного управления отраслью является ее динамичное развитие, приобретение новых, современных черт, новые форматы предоставления услуг, передовые технологии, используемые в работе предприятий, реконструкция и строительство новых объектов. Все это способствует формированию в отрасли конкурентоспособной среды, и, в конечном счете, выигрывает от этого потребитель.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2014 года составил 110,9%, в том числе на продовольственные товары - 116,7%, непродовольственные товары - 106,1%, услуги - 111,2%.
По состоянию на 01.01.2015 г. на территории Шумерлинского района функционирует 63 торговых объекта, 9 объектов общественного питания, 1 предприятие бытового обслуживания, 3 АЗС.
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов по состоянию на 01.01.2015 г., кв. м на 1 тыс. чел.:
- в целом по Шумерлинскому району - 237,96 (что больше утвержденного норматива на 3,8% (229 кв. м. на 1000 жителей);
- продовольственными товарами - 78,16;
- непродовольственными товарами - 159,8.
Сфера торговли по-прежнему остается инвестиционно привлекательной. За 2014 год на территории района были введены в эксплуатацию новые объекты потребительского рынка - магазин в д. Шумерля и АЗС в с. Большие Алгаши. Общий объем инвестиций по данным объектам составил - 4,59 млн. рублей, создано 5 рабочих мест.
Потребительская кооперация - важная социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев подворий. Магазины Аликовского РАЙПО Чувашпотребсоюза в сельской местности являются центрами общественной жизни для многих населенных пунктов. Их в районе по состоянию на 01.10.2015 года - 20. Аликовское РАЙПО Чувашпотребсоюза, осуществляя торгово-закупочную деятельность, закупает у населения молоко, овощи, мясо.
На территории района федеральные, региональные торговые сети отсутствуют. В последние годы в районе наблюдается рост общего количества торговых объектов, как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. На 01.01.2015 г. осуществляют деятельность 63 объекта предприятий розничной торговли: 57 магазинов, 6 павильонов. В ассортименте 4 объектов торговли - продовольственные товары, 3 объектов торговли - непродовольственные товары, 56 объектов торговли - продовольственные и непродовольственные товары.
В то же время в ряде отдалённых и малонаселенных пунктах района отсутствуют торговые предприятия. Поставка товаров первой необходимости и продуктов питания сюда осуществляется посредством выездной торговли.
Реализуется комплекс мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В еженедельном режиме проводится мониторинг цен на социально значимые продукты питания в предприятиях розничной торговли.
В рамках реализации положений Указа Главы Чувашской Республики от 07.02.2012 N 19 "О мерах по совершенствованию защиты прав потребителей в Чувашской Республике" в администрации Шумерлинского района работают телефоны "горячих линий" по вопросам защиты прав потребителей, проходят опросы населения по актуальным вопросам защиты прав потребителей, которые выявляют уровень удовлетворенности сельчан качеством товаров и услуг. Информация в сфере защиты прав потребителей размещается на официальном сайте Шумерлинского района в сети Интернет.
В 2014 году проведено 5 выездных проверок в рамках муниципального контроля в области торговой деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на территории Шумерлинского района. В ходе выездных проверок правонарушений не выявлено. Внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились в связи с отсутствием оснований для их проведения.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Несмотря на быстрые темпы роста розничного товарооборота, по объемам на душу населения Шумерлинский район, как и Чувашия, отстает от общероссийского показателя почти в 2 раза, что связано в основном со среднедушевым денежным доходом на душу населения.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции.
Реализация мероприятий подпрограммы в сфере потребительского рынка позволит решить обозначенные проблемы в сфере потребительского рынка и услуг.
В основе подпрограммы лежат положения, ориентированные на улучшение обслуживания населения Шумерлинского района путем создания условий для обеспечения доступности и качества розничной торговли, оказываемых населению платных услуг, в том числе общественного питания и бытового обслуживания.
Реализация мероприятий подпрограммы в среднесрочный прогнозируемый период (с 2014 - 2016 годы) позволит увеличить оборот розничной торговли на душу населения к 2016 году до 11,8 тыс. рублей, объем платных услуг на душу населения - до 8,1 тыс. рублей.
К 2020 году годовой оборот розничной торговли должен увеличиться по сравнению с 2013 годом почти в 2 раза. Увеличится обеспеченность населения площадью торговых объектов, посадочными местами на объектах общественного питания, рабочими местами на объектах бытового обслуживания. Обеспеченность населения торговыми площадями составит в среднем по району 250 кв. метров на 1 тыс. жителей. Малые населенные пункты численностью свыше 100 жителей все будут обеспечены объектом торговли, а меньшие - выездной торговлей.
Развитие рынка платных услуг тесным образом связано с потребностями и платежеспособным спросом населения. В связи с этим расширение сферы услуг в первую очередь зависит от взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
<< Приложение N 7 |
Приложение >> N 9 |
|
Содержание Постановление Администрации Шумерлинского района Чувашской Республики от 17 февраля 2016 г. N 57 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.