Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Шумерля
от 31 марта 2016 г. N 245
Бюджетный прогноз
города Шумерля на период до 2021 года
Введение
В результате своевременной реализации антикризисных мер в 2015 году в целом удалось стабилизировать доходы бюджета города Шумерля и обеспечить исполнение принятых расходных обязательств.
По мере завершения болезненного адаптационного периода, главной задачей экономической политики города Шумерля остается обеспечение устойчивого экономического развития города. В то же время сохраняющаяся повышенная неопределенность внешнеполитической и экономической конъюнктуры предопределила временную приостановку среднесрочного бюджетного планирования и переход в 2016 году на однолетний бюджет. В таких условиях актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики, включая вариативность ее проведения в зависимости от реализации тех или иных сценариев развития, разработка бюджетного прогноза города Шумерля на долгосрочный период приобретают особое значение, помогая сформировать средние и долгосрочные стратегии поведения.
Долгосрочные оценки основных параметров бюджета в городе Шумерля, и, что более важно, основные подходы, методы и принципы реализации долгосрочной политики в налоговой, бюджетной и долговой сферах необходимы для разработки и реализации всей совокупности документов стратегического планирования. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики для потенциальных инвесторов и повышает эффективность действий органов управления в целом.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование является естественным продолжением работы по повышению качества управления в городе Шумерля и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами в частности. Реализованный в предшествующие годы переход на формирование бюджета города Шумерля на трехлетний период, разработка системы муниципальных программ города Шумерля предполагали дальнейшее расширение горизонтов планирования. Тем самым выстраивается взаимоувязанная система документов бюджетного планирования, обеспечивающая сбалансированность мер, реализуемых в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.
1. Основные итоги исполнения города Шумерля за 2015 год, условия формирования бюджетного прогноза города Шумерля на период до 2021 года
В 2015 году в городе Шумерля проводилась работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета.
Указанная работа проводилась в рамках реализации плана мероприятий, направленных на рост доходной части бюджета города Шумерля и оптимизацию расходов бюджета города Шумерля, утвержденного постановлением администрации города Шумерля от 10.03.2015 N 56, плана мероприятий ("дорожной карты") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов по городу Шумерля, утвержденного постановлением администрации города Шумерля от 05.10.2015 N 844.
Бюджет города Шумерля за 2015 год исполнен по доходам в сумме 500113,4 тыс. рублей, что составляет 98,2% к уточненным годовым назначениям. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы бюджета города увеличились на 5,9% или на 27746,8 тыс. рублей.
Собственные (налоговые и неналоговые) доходы бюджета города Шумерля за 2015 год поступили в сумме 142035,0 тыс. рублей или 96,4% к уточненным годовым назначениям. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года собственные доходы увеличились на 2,9% или на 3952,9 тыс. рублей.
Налоговые доходы за 2015 год поступили в сумме 115135,8 тыс. рублей или 95,1% к уточненным годовым назначениям. По сравнению с 2014 годом налоговые доходы увеличились на 11,8% или на 12125,9 тыс. рублей. При этом снизилось поступление земельного налога по сравнению с 2014 годом на 39,2% или на 7536,5 тыс. рублей (в связи с изменениями в налоговое законодательство РФ).
Неналоговые доходы за 2015 год поступили в сумме 26899,2 тыс. рублей или 102,7% к уточненным годовым назначениям. По сравнению с 2014 годом неналоговые доходы снизились на 23,3% или на 8173,0 тыс. рублей, что связано с уменьшением доходов от реализации муниципального имущества и земельных участков в 2015 году.
Безвозмездные поступления за 2015 год составили 358078,4 тыс. рублей или 99,0% к уточненным годовым назначениям, что больше соответствующего периода прошлого года на 7,1% или на 20634,4 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в доходах бюджета города Шумерля составляют безвозмездные поступления - 71,6%, налог на доходы физических лиц - 14,2%, налоги на совокупный доход - 4,7%, налоги на имущество - 3,1%, доходы от использования имущества - 2,8%.
Бюджет города Шумерля по расходам за 2015 год выполнен на 87,9% к уточненному плану 2015 года и расходы составили 464794,1 тыс. рублей (131,5% к первоначальному плану). По сравнению с 2014 годом расходы бюджета города уменьшились на 3,2% или на 15504,6 тыс. рублей.
Основную долю в структуре расходной части бюджета города Шумерля за 2015 год составили расходы на образование - 54,4% от общего объёма расходов бюджета (252639,0 тыс. рублей, что на 7848,9 тыс. рублей меньше, чем в 2014 году), национальную экономику - 19,0% от общего объёма расходов бюджета (88202,3 тыс. рублей, что на 66328,2 тыс. рублей больше, чем в 2014 году), жилищно-коммунальное хозяйство - 10,1% (46802,2 тыс. рублей, что на 56478,1 тыс. рублей меньше, чем в 2014 году).
Бюджет города Шумерля за 2015 год исполнен с профицитом в сумме 35319,3 тыс. рублей при плановом дефиците 19570,6 тыс. рублей.
Объем муниципального долга города Шумерля по состоянию на 1 января 2016 года составил 36000,0 тыс. рублей или 30,1% от общего объема доходов бюджета города Шумерля без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что остается в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
II. Цели и задачи Бюджетного прогноза города Шумерля до 2021 года
Формирование и реализация бюджетной политики в долгосрочном периоде будет осуществляться в условиях более низких, чем в начале и середине 2000-х годов, темпов экономического роста при сохранении рисков несбалансированности бюджета города Шумерля.
Ключевой целью разработки Бюджетного прогноза до 2021 года является оценка основных тенденций развития бюджета города Шумерля, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики, обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджета города Шумерля и достижение стратегических целей социально-экономического развития города Шумерля.
Необходимо обеспечить предсказуемость реакции бюджета города Шумерля на внешние и внутренние макроэкономические вызовы, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономик, в том числе за счет определения превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.
К задачам Бюджетного прогноза до 2021 года, способствующим достижению указанной цели, относятся:
осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджета в городе Шумерля;
разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета города Шумерля и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности бюджета города Шумерля;
выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета города Шумерля и решению ключевых задач социально-экономического развития города Шумерля в долгосрочном периоде;
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров бюджета города Шумерля, экономических и иных показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;
профилактика бюджетных рисков для бюджета города Шумерля, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Шумерля на период их действия.
Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках комплексного подхода, включающего в себя следующие основные направления и мероприятия:
обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза до 2021 года с другими документами стратегического планирования города Шумерля, в первую очередь, прогнозом социально-экономического развития города Шумерля на период до 2021 года и муниципальными программами города Шумерля;
систематизация и регулярный учет основных бюджетных и экономических рисков;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности бюджета города Шумерля;
оказание на постоянной основе методологической и консультационной поддержки главным распорядителям бюджетных средств по вопросам долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования;
полноценное включение разработки и обеспечение учета бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета города Шумерля при реализации Бюджетного прогноза до 2021 года необходимо обеспечить:
сохранение и развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения "теневого" сектора экономики;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;
обеспечение гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
регулярность анализа и оценки рисков для бюджета города Шумерля и использование полученных результатов в бюджетном планировании;
поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга города Шумерля.
Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему времени исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений муниципальной политики города Шумерля.
Одним из инструментов, призванных обеспечить повышение результативности расходов и их ориентированность на достижение целей муниципальной политики, являются муниципальные программы города Шумерля.
Направления и мероприятия муниципальной политики, реализуемые в рамках муниципальных программ города Шумерля, должны формироваться с учетом реальных возможностей бюджета города Шумерля. Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации муниципальных программ города Шумерля, их ориентации на достижение долгосрочных целей и задач города Шумерля.
Необходимо внедрить систему регулярного анализа эффективности по каждому направлению расходов, в том числе динамики соответствующих показателей. Систематический анализ выполнения мероприятий муниципальных программ города Шумерля и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление. Соответствующую оценку на основании динамики объемов расходов, управления имуществом, значений целевых показателей (индикаторов) необходимо проводить по муниципальным программам города Шумерля с публичным рассмотрением отчетов об их реализации.
В рамках данной работы структура бюджетных расходов должна быть изменена в пользу наиболее эффективных и обеспечивающих ускоренное социально-экономическое развитие города Шумерля, включая все сферы деятельности.
В целях эффективного использования бюджетных средств необходимо дальнейшее совершенствование системы муниципального финансового контроля и повышение его результативности и экономической эффективности.
III. Прогноз основных характеристик бюджета города Шумерля на период до 2021 года
Бюджетный прогноз города Шумерля до 2021 года сформирован в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития города Шумерля на период до 2021 года, предусматривающим два основных варианта развития экономики - первый (базовый) вариант, который исходит из менее благоприятного развития экономики и характеризуется сохранением сложившихся трендов экономического развития, и второй (оптимистичный) вариант, предполагающий продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых сферах экономики.
Общее замедление темпов экономического развития в 2014 - 2015 годах в связи с осложнением внешнеэкономической ситуации в России обуславливает необходимость выбора для формирования бюджетного прогноза города Шумерля до 2021 года показателей первого (базового) варианта развития экономики. Это позволит минимизировать риск завышения доходной части бюджета города Шумерля и предотвратить принятие расходных обязательств, не соответствующих возможностям бюджета города Шумерля.
Несмотря на консервативный подход к формированию доходной части бюджета, в городе будет продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов.
Существенное влияние на сбалансированность бюджета города Шумерля оказывают и иные факторы, наиболее значимым из которых является ожидаемое изменение демографической ситуации.
В долгосрочном периоде формируется общая для России тенденция сокращения доли населения в трудоспособном возрасте. В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, достижение ожидаемых темпов экономического роста и, как следствие, рост заработной платы в реальном выражении могут быть обеспечены только при условии повышения производительности труда, в том числе в социальной сфере, за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест и опережающего роста инновационного развития экономики, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к улучшению инвестиционного климата, обеспечению экономической стабильности, эффективности и прозрачности муниципального управления.
Прогноз основных характеристик бюджета города Шумерля до 2021 года приведен в приложении 1 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2021 года.
3.1. Основные подходы к формированию доходов бюджета города Шумерля на период до 2021 года
Налоговая политика города Шумерля на долгосрочную перспективу ориентирована на развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования в целях привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в бюджет города Шумерля.
Основными критериями эффективности налоговой политики являются возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимальном благоприятствовании развитию человеческого капитала, преимущественному положению добросовестных налогоплательщиков по сравнению с субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.
Формирование доходов бюджета города Шумерля на период до 2021 года осуществлено с учетом следующих подходов:
упорядочивание системы налоговых льгот, повышение их адресности;
повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, и определения налоговой базы объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости;
совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов, формирование максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков;
эффективного использования муниципального имущества.
Доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств города Шумерля, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.
В целом в период до 2021 года основными источниками доходов бюджета города Шумерля будут оставаться налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход и доходы от аренды и продажи имущества. При этом увеличение поступлений по данным доходам прогнозируется за счет развития экономики и повышения уровня их собираемости.
Структура доходов бюджета города Шумерля на период до 2021 года характеризуется следующим образом.
Таблица 1
Структура доходов бюджета города Шумерля на период до 2021 года
(тыс. рублей)
Наименование показателя |
Годы |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Налоговые и неналоговые доходы, всего (тыс. рублей) |
139790,3 |
148736,9 |
156352,2 |
164326,2 |
171392,2 |
177905,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Налоговые доходы, всего (тыс. рублей) |
121250,3 |
129010,3 |
135619,7 |
142536,2 |
148665,2 |
154314,5 |
- налог на доходы физических лиц, всего (тыс. рублей) |
70513,0 |
75025,8 |
78852,1 |
82873,6 |
86437,1 |
89721,7 |
Неналоговые доходы, всего (тыс. рублей) |
18540,0 |
19726,6 |
20732,6 |
21790,0 |
22727,0 |
23590,6 |
3.2. Основные подходы к формированию расходов бюджета города Шумерля на период до 2021 года
Прогноз расходов бюджета города Шумерля на период до 2021 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
Будет продолжено развитие образования, культуры и спорта. В числе приоритетных направлений также, как и сегодня, будут сохранены расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.
При этом должно быть обеспечено безусловное исполнение Указов Президента Российской Федерации, изданных 7 мая 2012 года, направленных на развитие экономики, образования, реализацию социальной и демографической политики, обеспечение граждан города Шумерля доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
С учётом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации муниципальной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Предельный объем расходов бюджета города Шумерля на период до 2021 года спрогнозирован с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, в рамках которой необходимо обеспечить создание стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращение доли неэффективных бюджетных расходов.
Будет продолжен мониторинг деятельности муниципальных учреждений города Шумерля с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий, эффективности использования муниципального имущества города Шумерля.
Исполнение публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме.
Необходимо принятие мер по созданию условий для повышения собственной доходной базы бюджета города Шумерля.
3.3. Основные подходы к формированию долговой политики, дефицита (профицита) бюджета города Шумерля на период до 2021 года
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к долговым обязательствам муниципального образования относятся обязательства по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Согласно положениям статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета, а также для погашения долговых обязательств.
В силу дефицитности бюджета города Шумерля муниципальные заимствования являются основным источником финансирования дефицита бюджета.
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом города Шумерля на период до 2021 года заключается в осуществлении взвешенной долговой политики, поддержании объема долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами, при этом должна быть обеспечена способность бюджета города Шумерля осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач на комфортных для бюджета города условиях.
Стратегия управления муниципальным долгом города Шумерля на долгосрочную перспективу будет направлена на:
повышение эффективности муниципальных заимствований;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города Шумерля в привлечении заёмных средств;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств города Шумерля;
минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга.
Долговая нагрузка на бюджет города Шумерля в период до 2021 года будет оставаться в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства.
Основными мероприятиями по обеспечению поддержания объёма муниципального долга на безопасном экономическом уровне будут являться:
досрочное погашение долговых обязательств за счет направления дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета города Шумерля, остатков средств на счетах по учету средств бюджета города Шумерля, не имеющих целевого назначения;
сокращение объема предоставления муниципальных гарантий;
осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов.
Муниципальные заимствования города Шумерля будут осуществляться в рамках ежегодно утверждаемой программы муниципальных внутренних заимствований города Шумерля, формируемой исходя из объема дефицита (профицита) бюджета города Шумерля и объемов погашения долговых обязательств города Шумерля, складывающихся исходя их заключенных и планируемых к заключению договоров (контрактов) по долговым обязательствам.
IV. Оценка расходов на реализацию муниципальных программ города Шумерля на период до 2021 года
Интеграция стратегического и бюджетного планирования в городе Шумерля осуществляется в рамках муниципальных программ города Шумерля, объединяющих регулятивные (нормативно-правовые) инструменты, контрольные функции, финансовые и нефинансовые активы, бюджетные ассигнования бюджета города Шумерля для достижения целей муниципальной политики в соответствующих сферах (отраслях), включая финансовое обеспечение муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ).
Распоряжением главы администрации города Шумерля от 12 ноября 2013 года N 239-п утверждён перечень муниципальных программ города Шумерля, включающий 13 муниципальных программ города Шумерля. Указанный перечень муниципальных программ города Шумерля будет корректироваться с учетом изменения стратегии развития города Шумерля.
Бюджетным прогнозом до 2021 года устанавливаются предельные объемы расходов бюджета города Шумерля на реализацию каждой из муниципальных программ города Шумерля до 2021 года. Это позволит администрации города Шумерля и органам местного самоуправления города Шумерля - ответственным исполнителям муниципальных программ города Шумерля определить цели и ожидаемые результаты муниципальных программ, индикаторы их достижения, обеспечивающие реализацию долгосрочных приоритетов социально-экономического развития города Шумерля, сформировать систему мероприятий, установить сроки и содержание этапов их реализации.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Шумерля до 2021 года представлены в приложении 2 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2021 года.
Необходимо отметить, что сами предельные объемы расходов, вне зависимости от статуса утвердившего их документа, не предопределяют объем и структуру расходных обязательств города Шумерля, подлежащих финансированию из бюджета города Шумерля. Это индикативная оценка объема расходов, который, в случае подтверждения долгосрочного экономического и бюджетного прогноза, может быть включен в состав ассигнований бюджета города Шумерля по соответствующей муниципальной программе города Шумерля на очередной финансовый год и на плановый период.
В то же время, не смотря на индикативный характер, данные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, финансово обеспеченные муниципальные программы города Шумерля, создать стимулы, прежде всего для их ответственных исполнителей, для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
В случае разработки и принятия новых муниципальных программ города Шумерля бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение могут быть установлены только за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим муниципальным программам города Шумерля.
Финансовое обеспечение непрограммных направлений деятельности в долгосрочном периоде не предусматривается.
V. Оценка и минимизация бюджетных рисков
Возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности бюджета города Шумерля является одной из ключевых задач Бюджетного прогноза до 2021 года.
В случае краткосрочного (до трех лет) замедления темпов роста собственных доходов бюджета города Шумерля в целях обеспечения исполнения принятых расходных обязательств, завершения реализации приоритетных инвестиционных проектов будет рассматриваться вопрос об увеличении размера муниципального долга города Шумерля с учетом его последующего сокращения при восстановлении темпов роста собственных доходов.
Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет) потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджета будущих периодов.
К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие виды рисков.
1. Демографические риски.
В целях минимизации указанных рисков должна проводиться систематическая работа по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих налоги и взносы.
2. Снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда.
Влияние данного фактора носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов экономической деятельности и в конечном счете дальнейшее замедление темпов экономического роста.
Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда. В качестве основных мер в долгосрочном периоде сохранятся налоговые льготы, субсидирование затрат производителей.
3. Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.
В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.
Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста, а также формирует условия для консервации и усугубления отставания промышленного производства в городе Шумерля по сравнению с другими муниципальными образованиями.
Основными мерами, направленными на минимизацию указанных рисков, будут являться реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры.
Основным внешним риском будет сохранение влияния мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации в целом. В случае длительности негативных влияний в мировой экономике следует ожидать дополнительных эффектов, отрицательно влияющих на сбалансированность бюджета города Шумерля, включая сокращение доступности кредитных ресурсов, отток инвестиций, увеличение инфляционных рисков.
Основными мерами, направленными на минимизацию риска несбалансированности бюджета города Шумерля, будут являться оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств.
Указанные риски характерны не только для города Шумерля, но и в целом для Чувашской Республики и Российской Федерации.
В условиях сохранения масштабных диспропорций и несбалансированности бюджета состояние муниципальных финансов и уровня муниципального долга неминуемо выйдет на неустойчивую траекторию, угрожая дестабилизацией экономической системы и создавая риски для экономической безопасности города.
В целях недопущения развития ситуации по такому сценарию требуется постоянная оценка расходных обязательств города Шумерля в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.
Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, позволит обеспечить ускорение темпов роста экономики и, соответственно, рост доходного потенциала бюджета города Шумерля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.