Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика развития малого и среднего предпринимательства в Канашском районе Чувашской Республики, описание основных проблем и прогноз ее развития
За последние годы малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы экономики Канашского района. Малое и среднее предпринимательство способствует увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе в бюджет Канашского района, обеспечению занятости населения путем создания новых рабочих мест, увеличению объема выпускаемой продукции, работ и услуг.
В настоящее время малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики.
В число основных задач социально-экономической политики Канашского района на современном этапе входит совершенствование предпринимательского климата. В связи с этим, разработка подпрограммы обусловлена актуальностью проблем, связанных с недостаточной степенью развития малого и среднего предпринимательства и необходимостью создания более благоприятных условий для реализации мероприятий, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. При разработке подпрограммы учитывается имеющийся опыт предшествующих программ.
В последние годы отраслевая структура малых предприятий в Канашском районе практически не менялась. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Структура основных видов деятельности субъектов малого предпринимательства Канашского района по состоянию на 1.01.2015 г. складывается следующим образом: сельское хозяйство - 41,5%, торговля - 30,9%, строительство - 10,6% (ООО "ПМК "Канашская", ООО "Мост"), промышленность - 7,4% (ООО "Керамика", ООО "Керамблок", ООО "Завод строительных материалов", ООО "Агат", ООО "Кооператор", ООО "Сормово"), прочие - 9,6%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2014 год составил 105,9 млн. руб.
По состоянию на 01.01.2015 г. количество малых и средних предприятий, зарегистрированных на территории Канашского района, составило 176 единиц. Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства составила 1882 человека, из них 638 человек - индивидуальные предприниматели.
На территории Канашского района осуществляют свою деятельность 24 сельскохозяйственных предприятия, 61 крестьянско-фермерское хозяйство.
В настоящее время в Канашском районе существует следующая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
1) Организационная поддержка.
В целях информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства создан и размещен на сайте органов местного самоуправления Канашского района Чувашской республики баннер "Малое и средний бизнес", который в полной мере соответствует информационным потребностям предпринимателей Канашского района. Структурными подразделениями администрации Канашского района оказывается консультационная помощь по различным вопросам, касающимся ведения предпринимательской деятельности.
В целях проведения целенаправленной политики по содействию развития малого и среднего предпринимательства, принятию согласованных решений и оперативному разрешению различных проблем в сфере малого и среднего предпринимательства, а также созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности в Канашском районе создан и действует Координационный Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при главе администрации Канашского района.
Ежегодно проводится День малого и среднего предпринимательства.
2) Размещение муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства наравне с другими организациями принимают участие во всех конкурсах, запросах котировок и аукционах на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд Канашского района. За 2014 год малые и средние предприятия и предприниматели заключили договоры на поставку продукции, работ и услуг для муниципальных нужд Канашского района на 8,2 млн. руб.
3) Финансовая поддержка
Государственная финансовая поддержка оказана 20 субъектам малого и среднего предпринимательства в форме предоставления займов субъектам малого предпринимательства зарегистрированным на территории Чувашской Республики на сумму 6 млн. руб.
В рамках ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы" получили грант на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства 6 начинающих фермеров Канашского района.
В 2014 году в рамках ведомственной целевой программы "Развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы" КФХ Никонову Валерию Михайловичу выделены средства в размере 5 млн. руб. на развитие семейной животноводческой фермы.
Ведется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
4) Консультационная поддержка
Субъектам малого и среднего предпринимательства систематически предоставляются консультационные услуги по финансовым, земельным и другим вопросам, оказываются консультационные услуги. Проводятся совещания.
В администрации Канашского района организован информационный стенд, где периодически размещается необходимая информация, касающаяся деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Осуществляется информационное обеспечение субъектов малого и среднего бизнеса о проводимых мероприятиях, как на территории Канашского района, так и за ее пределами.
К рискам реализации подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Канашском районе Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы" (далее - Подпрограмма 1), которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Подпрограммы 1, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Подпрограммы 1 на уровне Чувашской Республики и (или) недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных Подпрограммой 1;
2) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Подпрограммы 1, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Подпрограммой 1, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Подпрограммы 1 или задержке в их выполнении;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Подпрограммы 1 в неполном объеме как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Подпрограммы 1, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников;
4) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике, с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Подпрограммы 1 (табл. 1).
Таблица 1
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Институционально-правовые риски: отсутствие нормативного регулирования основных мероприятий Подпрограммы 1; недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных мероприятий Подпрограммы 1 |
умеренный |
принятие нормативных правовых актов, регулирующих сферы анализа и прогнозирования социально-экономического развития Канашского района и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг; |
Организационные риски: неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Подпрограммы 1; недостаточная гибкость и адаптируемость подпрограммы к изменению мировых тенденций экономического развития; пассивное сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий Подпрограммы 1 |
умеренный |
повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий; координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей и налаживание административных процедур для снижения данного риска |
Финансовые риски: дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию основных мероприятий Подпрограммы 1 недостаточное привлечение внебюджетных средств |
высокий |
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям Подпрограммы 1 |
Непредвиденные риски: резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса; природные и техногенные катастрофы и катаклизмы |
высокий |
осуществление прогнозирования социально-экономического развития с учетом возможного ухудшения экономической ситуации |
Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Подпрограммы 1 может оказать реализация финансовых и непредвиденных рисков, которые содержат угрозу срыва реализации Подпрограммы 1. Поскольку в рамках реализации Подпрограммы 1 практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.