Постановление Администрации Порецкого района Чувашской Республики
от 24 мая 2016 г. N 145
"Об утверждении бюджетного прогноза Порецкого района Чувашской Республики на период до 2021 года"
23 января 2017 г.
На основании статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановления администрации Порецкого района от 28 июля 2015 г. N 226 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Порецкого района на долгосрочный период" администрация Порецкого района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Порецкого района Чувашской Республики на период до 2021 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации |
Е.В. Лебедев |
Утвержден
постановлением администрации
Порецкого района
Чувашской Республики
от 24 мая 2016 г. N 145
Бюджетный прогноз
Порецкого района Чувашской Республики на период до 2021 года
23 января 2017 г.
Бюджетный прогноз Порецкого района Чувашской Республики на период до 2021 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьями 11, 39 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, стратегии социально-экономического развития Порецкого района до 2020 года.
Одним из инструментов достижения целей государственной социально-экономической политики на современном этапе должна стать бюджетная политика, основные черты которой при различных вариантах развития российской и мировой экономики будут зафиксированы в долгосрочном бюджетном прогнозе.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности должно служить реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов должна повысить обоснованность принимаемых в этой сфере решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия.
Долгосрочное планирование может также стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности консолидированного бюджета Порецкого района Чувашской Республики и качества бюджетной политики на муниципальном уровне.
I. Цели, задачи и принципы долгосрочной бюджетной политики
Целью долгосрочного бюджетного прогноза является обеспечение предсказуемости реакции бюджетной системы района на внешние и внутренние макроэкономические вызовы и возможности, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития экономики, в том числе за счет определения превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов, а также обеспечения связи между долгосрочными целями муниципальных программ района, конкретными индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на среднесрочный период.
Достижение указанной цели может быть обеспечено при наличии эффективной и сбалансированной экономики, а также эффективной деятельности органов местного самоуправления, что требует обоснованной оценки ресурсного потенциала района.
Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, в том числе продовольственную, обеспечение социальных гарантий.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач.
Во-первых, бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.
Направления и конкретные мероприятия государственной социально-экономической политики, реализуемые в рамках муниципальных программ Порецкого района Чувашской Республики (далее - муниципальные программы), должны иметь надежное, просчитанное финансовое обеспечение. Должны быть определены объемы финансовых ресурсов, необходимые для достижения конкретных целей и количественно определенных результатов, при обеспечении сбалансированности бюджета района в долгосрочном периоде. Это потребует применения системного механизма приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия к реальным возможностям бюджета района с учетом финансового положения бюджета в целом.
Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации муниципальной программы, их ориентации на достижение долгосрочных целей социально-экономической политики.
Необходимо разработать и внедрить систему регулярного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе динамики соответствующих показателей. Систематический анализ муниципальных программ и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление. Соответствующую оценку на основании динамики объемов расходов, налоговых льгот, качества правового регулирования сферы политики, управления имуществом, значений целевых показателей необходимо проводить по муниципальным программам с публичным рассмотрением отчетов об их реализации.
Будет проведена работа по четкой приоритизации расходных обязательств Порецкого района. Структура бюджетных расходов должна быть изменена в пользу наиболее эффективных и обеспечивающих ускоренное социально-экономическое развитие мер, включая социально-культурную сферу и инфраструктуру.
При этом за счет бюджетных средств не должны осуществляться проекты, создающие конкуренцию частным инвестициям. Бюджетные инвестиции должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной, инженерной, коммуникационной, социальной инфраструктуры, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Во-вторых, должны быть обеспечены бюджетная устойчивость и общая макроэкономическая стабильность.
Эта общая задача включает несколько составляющих. Необходимо поддерживать безопасный уровень дефицита и муниципального долга, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов. Одновременно необходимо сохранять относительно постоянный уровень расходов в условиях "взлетов и падений" бюджетных доходов.
Необходимо ограничить рост расходов бюджетной системы, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов районного бюджета.
В-третьих, необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к таким значимым для общества сферам как образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, физическая культура и спорт.
Расходы бюджетов на оказание государственных (муниципальных) услуг должны планироваться исходя из необходимых гарантированных объемов услуг (работ) с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетных периодов с учетом различных индексов-дефляторов или показателей бюджетной сети.
При этом нормативно-правовая база для отказа от сметного финансирования учреждений уже создана. Задача следующего этапа развития заключается в повсеместном внедрении и обеспечении практической реализации уже предусмотренного законодательством нового механизма финансирования услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, а в самих учреждениях - в переходе к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от результатов выполняемой им работы.
Возможность перехода к "эффективному контракту" должна быть увязана с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания населения.
В-четвертых, требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменен перечень вопросов местного значения сельского поселения с перераспределением, начиная с 2015 года, высокозатратных вопросов местного значения (дорожная деятельность, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, организация транспортного обслуживания населения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и другие) на уровень муниципального района.
Ключевой задачей стратегического характера является расширение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления, в том числе закрепление права устанавливать критерии нуждаемости при определении мер социальной поддержки.
Органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы, что может быть реализовано только при стабильных условиях и правилах формирования доходов бюджетов.
Необходимо повысить предсказуемость и прозрачность принципов и механизмов формирования и распределения межбюджетных трансфертов.
В-пятых, указанные приоритеты должны реализовываться при прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества.
Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации.
Этот подход будет реализован за счет формирования бюджета района в "программном" формате, что подразумевает "привязку" финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, публичное обсуждение проектов, хода и итога реализации этих программ.
На постоянной основе должны применяться механизмы обеспечения публичности и доступности планов и отчетов по реализации бюджетной политики за счет разработки "Бюджетов для граждан" для всех бюджетов.
В-шестых, в долгосрочном периоде должны осуществляться мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления муниципальным долгом, имуществом, финансовыми активами, повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, включая оптимизацию их полномочий и численности, специализации функций, формированию интегрированной системы управления муниципальными финансами ("электронного бюджета").
В-седьмых, важно усилить государственный внешний и внутренний финансовый контроль за деятельностью органов местного самоуправления, других главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.
Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики.
Реализация этих мер будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Порецкого района в долгосрочном периоде.
Исходя из этого, для достижения целей и решения задач долгосрочного бюджетного прогноза необходимо соблюдение следующих основных принципов долгосрочной бюджетной политики:
надежность (достоверность) и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Порецкого района;
сохранение объема муниципального долга Порецкого района на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств;
полнота прогнозирования (учета) финансовых и нефинансовых ресурсов (активов), обязательств и регулятивных инструментов, используемых для достижения целей государственной политики;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе - с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленных целей;
обеспечение достаточной гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе - наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно-утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
регулярность анализа и оценки рисков для бюджетной системы Порецкого района и их использование в бюджетном планировании.
Реализация долгосрочного бюджетного прогноза будет также направлена на повышение темпов роста экономики Порецкого района, развитие малого и среднего предпринимательства, рост инвестиционной активности, повышение доступности банковского кредитования, улучшение делового климата, развитие реального сектора экономики.
Общая эффективность реализации долгосрочного бюджетного прогноза будет определяться ее практическим применением в рамках бюджетного процесса, а также при разработке, утверждении и реализации документов государственного стратегического планирования.
Механизмы использования бюджетного прогноза в бюджетном процессе необходимо закрепить в нормативных правовых актах муниципальных образований Порецкого района.
Постановлением Администрации Порецкого района Чувашской Республики от 23 января 2017 г. N 19 в раздел II внесены изменения
II. Общая характеристика и основные проблемы развития экономики Порецкого района
Порецкий район образован в 1927 году и является одним из крупных сельскохозяйственных районов Чувашской Республики. Располагаясь в юго-западной части республики, граничит с Шумерлинским, Алатырским, Ибресинским районами Чувашской Республики, Нижегородской областью (Сеченовский район), Республикой Мордовия (Ардатовский район).
Районный центр - с. Порецкое.
В состав Порецкого района входят 12 сельских поселений.
Численность населения района - 12,9 тыс. человек.
Общая площадь района составляет - 111,6 тысяч гектаров, в том числе:
земли сельскохозяйственного назначения - 64,8 тысяч гектаров;
лесной фонд - 40,9 тысяч гектаров; земли водного фонда - 1,4 тысячи гектаров.
Район расположен в лесостепной зоне с умеренно-континентальным климатом.
Промышленное значение имеют месторождения торфа, строительных песков, известняка, гипса и кирпичного сырья.
Водные ресурсы по территории района представлены Сурским участком Порецкого месторождения пресных подземных вод, Козловским месторождением пресных подземных вод, реками Сура, Меня, Киря, большим количеством озер, расположенных в Засурской зоне. Для обеспечения населения питьевой водой району рекомендовано строительство группового водовода по селам Поменья. Район располагает ценными земельными ресурсами, пахотными землями, нуждающимися в охране и повышении плодородия.
На территории района расположены три Государственных природных заказника: "Ендовский степной склон", "Поменский", "Мачкасинский".
Отраслевую структуру промышленной отрасли Порецкого района составляют предприятия: ООО МНПП "А-Керамик", ООО "Порецкий крахмал", ООО "Хлебокомбинат Порецкого райпо". Продолжается развитие предприятия горнорудной промышленности - ООО "ГиПор-М".
В районе производством продукции сельского хозяйства занимаются 11 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 14 крупных крестьянских (фермерских) хозяйств, 7 крупных ЛПХ, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, более 4,0 тыс. личных подсобных хозяйств граждан.
Основными направлениями производства сельскохозяйственных товаропроизводителей являются производство зерна, картофеля, молока, мяса.
Малое предпринимательство занимает одно из главных направлений в социально-экономическом развитии района.
Структура малого бизнеса на территории Порецкого района по видам экономической деятельности характеризуется преобладанием розничной торговли и общественного питания. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в торговле и общественном питании составляет 34,2% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в сельском хозяйстве - 32,4%, в строительстве - 5,3%, в промышленном производстве - 10,2%, оказывают бытовые услуги - 12,6%, прочие - 5,3%.
Современный Порецкий район - это преимущественно сельскохозяйственный район, со слабо развитым промышленным потенциалом, богатый лесами и такими полезными ископаемыми, как гипс, ангидрит, строительные пески и глина, торф, щебень, обеспечивающий достаточно комфортное проживание населения на административной территории.
Доминирующая роль в экономической деятельности принадлежит сельскому хозяйству. Именно по данному направлению предполагается развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Порецком районе в рамках создания агропромышленного холдинга в Чувашской Республике.
В области промышленного производства перспективное направление развития остаётся за отраслью "Добыча полезных ископаемых". На базе шахты "Порецкая" и гипсово-ангидритового комбината, Порецкого кирпичного завода, возможно строительство горно-обогатительного комбината по добыче стекольных песков и строительство предприятия по производству гипсокартона и гипсоволокнистых плит. В перспективе возможно создание холдинговой компании по производству строительных материалов из местного сырья.
III. Итоги бюджетной политики Порецкого района в 2014-2015 годах
3.1. Доходы бюджета Порецкого района в 2014 - 2015 годах
Бюджет Порецкого района за 2015 год исполнен в целом по доходам в объеме 213 255,6 тыс. рублей (99,4% к годовым плановым назначениям), что ниже уровня 2014 года на 24 230,2 тыс. рублей, или на 10,2%.
По собственным доходам исполнение составило 66 768,4 тыс. рублей, что больше на 4 093,9 тыс. рублей (или 6,5%) уровня 2014 года.
Объем поступлений налоговых доходов в бюджет Порецкого района за 2015 год составил 58 392,0 тыс. рублей (102,0 процента к годовым плановым назначениям), и 100,1 процента к уровню 2014 года.
Традиционно наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц, поступление которого на 1 января 2016 г. составило 34 743,4 тыс. рублей (103,2% к годовым плановым назначениям и 99,7% к уровню 2014 года). Если учесть выпадающие доходы, связанные снижением в 2015 году норматива зачисления налога на доходы физических лиц в местные бюджеты на 12,141% (6 799,6 тыс. рублей), налоговая база по данному налогу увеличилась на 4,8% к факту 2014 г.
Доля других налоговых доходов в порядке убывания сложилась следующим образом:
- налог на добычу общераспространенных полезных - 27,4% (15 974,5 тыс. рублей), 96,1% к уровню 2014 года;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 8,1% (4 711,9 тыс. рублей), 101,2% к уровню 2014 года;
- акцизы - 2,5% (1 446,7 тыс. рублей);
- транспортный налог - 1,2% (710,1 тыс. рублей);
- госпошлина - 0,9% (534,3 тыс. рублей);
- единый сельскохозяйственный налог - 0,5% (264,0 тыс. рублей), 179,4% к уровню 2014 года.
Доля собственных доходов в общем объеме доходов бюджета Порецкого района составила 31,3%.
В структуре собственных доходов доля неналоговых составляет 12,5% или 8 376,4 тыс. рублей, что на 93,7 процента или на 4 052,5 тыс. руб. больше, чем в 2014 г. (4 323,9 тыс. руб.).
Значительную долю неналоговых доходов занимают доходы от использования имущества - 5 642,2 тыс. рублей, или 67,4%. 21,5% приходится на долю штрафных санкций, поступило 1 806,3 тыс. рублей.
Объем безвозмездных поступлений в бюджет Порецкого района составил 139 902,6 тыс. рублей, из них в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов получена в сумме 139 290,1 тыс. рублей, что ниже уровня 2014 года на 20,5%.
3.2. Расходы бюджета Порецкого района в 2014 - 2015 годах
Расходы бюджета Порецкого района в 2015 году исполнены в объеме 216 220,8 тыс. рублей (98,1 процента к годовым плановым назначениям), что ниже уровня 2014 года на 20 421,6 тыс. рублей или 8,6%.
Расходы бюджета Порецкого района осуществлялись в пределах запланированных объемов.
При расходовании бюджетных средств обеспечивается стабильное финансирование первоочередных расходов и, прежде всего, обязательств перед населением района.
Для финансирования первоочередных расходов без задержек, принимаются меры для обеспечения наличия бюджетных средств на счете, осуществлялся контроль за их рациональным и эффективным использованием.
Основным приоритетом является реализация ряда социальных Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. На эти цели в общей сложности направлено 89 402,0 тыс. рублей, что больше уровня 2014 года на 2 597,1 тыс. рублей, или на 3,0%.
Основу расходной части районного бюджета составляют бюджетные ассигнования, направляемые в социально-культурную сферу: на образование, спорт, культуру и социальную политику. В 2015 году их удельный вес в общем объеме расходов бюджета занимает 57,5%, из них 47,0% - образование (101 545,5 тыс. рублей), социальная политика - 4,2% (9 058,4 тыс. рублей), культура - 6,2% (13 401,9 тыс. рублей), физическая культура и спорт - 0,2% (382,4 тыс. рублей). Это свидетельствует о том, что бюджет района является социально ориентированным.
Выделение средств на образование, в том числе в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года позволило ликвидировать очередность в детские дошкольные образовательные организации для детей от 3 до 7 лет, усилить профессионализм педагогических кадров, поднять ценность профессии педагога, укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений. По результатам повышения эффективности и качества услуг дополнительного образования детей 98,1% детей дошкольного и школьного возраста охвачены услугами дополнительного образования детей; 82,0% обучающихся по программам общего образования участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня
52,4% от общего объема расходов бюджета направлены на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы - 113 318,5 тыс. рублей, рост к аналогичному периоду прошлого года составил 3,6%; 4,9% или 10 582,9 тыс. рублей - на оплату коммунальных услуг.
Существенной мерой, направленной на повышение обоснованности, эффективности и прозрачности бюджетных расходов, является формирование программного бюджета. В 2015 году из бюджета Порецкого района финансировалось 14 муниципальных программ. Доля "программных" расходов в общем объеме расходов бюджета составила 90,4%.
На мероприятия в области молодежной политики и оздоровления детей израсходовано 1 387,8 тыс. рублей (100,0% к годовым плановым назначениям), 46 детей района обеспечены путевками в организации отдыха и оздоровления детей и 240 детей отдохнули в пришкольных лагерях.
По сравнению с 2014 годом в 1,5 раза или 4 519,6 тыс. рублей увеличилось финансирование отрасли "Культура, кинематография". Из бюджета направлено 13 401,9 тыс. рублей (6,2% от всех расходов). Указанные средства направлены на функционирование муниципальных бюджетных учреждений "Централизованная клубная система" и "Централизованная библиотечная система".
Расходы на реальный сектор экономики составили 31 639,8 тыс. руб. (14,6% от общего объема расходов) и увеличены к уровню 2014 г. на 2 592,0 тыс. рублей (108,9%). Из них 31 177,8 тыс. рублей (14,4% от общего объема расходов бюджета) направлено на развитие дорожного хозяйства. В 2015 году велось строительство автомобильных дорог общего пользования, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции в 5 населенных пунктах района, освоено 21 202,8 тыс. рублей субсидий из федерального и республиканского бюджетов.
Жилищно-коммунальное хозяйство получило поддержку в сумме 12 853,4 тыс. рублей, что ниже уровня 2014 г. на 17 497,2 тыс. рублей. Из них значительная сумма направлена на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, расположенного на территории муниципального образования - 5 357,8 тыс. рублей.
За отчетный год 12,3% от общего объема расходов бюджета (26 592,3 тыс. рублей) направлено на общегосударственные вопросы.
3.3. Характеристика межбюджетных отношений
В целях создания равных возможностей, для решения вопросов местного значения из бюджета Порецкого района бюджетам сельских поселений района предоставляется дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям предоставляется дотация, замещенная дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц.
Из республиканского бюджета муниципальным образованиям района ежегодно выделяются целевые субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного бюджета, и иные межбюджетные трансферты для решения вопросов местного значения.
Формирование межбюджетных отношений в Порецком районе осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством и основывается на принципе равенства бюджетных прав всех муниципальных образований, который установлен статьей 31.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Однако, несмотря на принимаемые меры по расширению финансовой самостоятельности местного самоуправления, для муниципальных образований Порецкого района проблема низкой самообеспеченности стоит довольно остро.
Значительны и абсолютные размеры межбюджетных трансфертов, выделяемых муниципальным образованиям из бюджета Порецкого района. Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на обеспечение сбалансированности бюджетов в 2015 году составил 17 721,4 млн. рублей, или 8,2 процента от общего объема расходов бюджета района.
3.4. Сбалансированность бюджета и долговая политика
Управление муниципальным долгом Порецкого района также является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами Порецкого района. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и прежде всего создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долговой политике района.
Основной целью управления муниципальным долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Порецкого района в полном объеме по более низкой стоимости заимствований на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Основными задачами управления муниципальным долгом являются:
модернизация системы управления долгом, в частности, системы учета прямых и условных обязательств;
повышение эффективности муниципальных заимствований Порецкого района;
оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
В целях осуществления взвешенной долговой политики постановлением администрации Порецкого района утверждены концепция управления долгом, методика оценки возникающих рисков и долговой нагрузки на бюджет при принятии решений о привлечении заемных средств.
Предоставление муниципальных гарантий Порецкого района является одной из форм поддержки инвестиционной деятельности в Порецком районе. Особое место выделено под гарантии юридическим лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты.
IV. Основные направления развития экономики
Экономическое развитие Порецкого района на долгосрочную перспективу будет осуществляться в соответствии с приоритетами, установленными Стратегией социально-экономического развития Порецкого района до 2020 года, долгосрочной стратегией развития Порецкого района.
Основными приоритетами администрации Порецкого района, направленными на развитие экономики на долгосрочную перспективу являются:
формирование структуры экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом роста. Для этого необходимо стимулирование создания новых производств в секторах экономики с высоким уровнем производительности, содействие повышению производительности на существующих предприятиях;
создание условий для предпринимательской инициативы и развития малого бизнеса;
привлечение инвестиций в основной капитал;
повышение инвестиционной привлекательности Порецкого района.
Стимулирование малого и среднего предпринимательства в сферах агропромышленного комплекса, поддержка малых и средних предприятий, - задачи, определенные стратегией развития Порецкого района до 2020 года и на период до 2030 года.
Реализация данных направлений создаст условия для обеспечения устойчивого роста экономики Порецкого района.
Постановлением Администрации Порецкого района Чувашской Республики от 23 января 2017 г. N 19 в раздел V внесены изменения
V. Основные направления бюджетной политики на долгосрочную перспективу
При формировании долгосрочного бюджетного прогноза использовались основные показатели прогноза социально-экономического развития Порецкого района до 2020 года. Параметры бюджета Порецкого района представлены в таблице 1.
1. Направления бюджетной политики на долгосрочный период по доходам
Основными критериями эффективности налоговой политики являются возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимальном благоприятствовании инвестиционной активности, развитию человеческого капитала, преимущественному положению добросовестных налогоплательщиков перед субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.
Прогнозируются сдвиги в структуре бюджетных доходов, обусловленные, с одной стороны, структурными изменениями в экономике (налоговых базах), и, с другой стороны, реформами в рамках налоговой политики.
В целом политика по формированию доходов бюджета будет основана на следующих подходах:
упорядочивание системы налоговых льгот, повышение их адресности и строгой координации с целями и задачами соответствующих муниципальных программ;
повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот;
совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков, совершенствования порядка урегулирования задолженности по налогам и сборам;
повышение доходов и эффективности использования муниципального имущества.
Таким образом, налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств Порецкого района, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.
2. Направления бюджетной политики на долгосрочный период по расходам
Основной целью бюджетной политики на долгосрочную перспективу является обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Порецкого района.
Главная задача, которая стоит перед органами исполнительной власти - обеспечить принятие реалистичных обязательств, и не нарушить устойчивость бюджетной системы.
Удлинение горизонтов планирования заставляет обеспечить более тесную увязку целей и задач стратегического планирования с долгосрочными программами социально-экономического развития.
Формирование и исполнение "программного бюджета" будет сопровождаться внедрением современных информационных систем.
Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде будет обеспечиваться, в том числе, за счет применения единой классификации, единых перечней государственных и муниципальных услуг.
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур.
Основными задачами бюджетной политики на долгосрочную перспективу являются:
1. Повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
В целях создания условий для дальнейшей реализации программных документов продолжится работа по совершенствованию нормативной базы, необходимой для программно-целевого планирования и реализации бюджета Порецкого района в программном формате.
Дальнейшая реализация принципа формирования бюджетов на основе муниципальных программ позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
2. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
3. Обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств.
4. Обеспечение безусловного исполнения указов Президента Российской Федерации социально-экономической направленности, в том числе повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений, поименованных в Указах, исходя из параметров повышения, установленных в планах мероприятий изменений в отраслях социальной сферы ("дорожных картах").
5. Инвентаризация социальных выплат на предмет их универсализации и оптимизации на основе критериев адресности и нуждаемости.
6. Интенсивное внедрение новых механизмов управления финансами, таких как:
совершенствование методологии формирования муниципальных программ Порецкого района с целью консолидации показателей программ и муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ);
введение методики оценки эффективности социальных выплат и мер социальной поддержки населения, установленных нормативными правовыми актами Порецкого района;
выработка предложений по ограничению расходов бюджета Порецкого района на осуществление мер социальной поддержки населения и социальные выплаты и их нормативное закрепление, начиная с 2016 года.
7. Мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью их оптимизации.
8. Сокращение неэффективных расходов учреждений, отчуждение их непрофильного имущества, а также прекращение реализации ими функций, не обусловленных полномочиями Порецкого района.
9. Комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и их переработки, сохранение и восстановление плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, технической и технологической модернизации, приобретение технологического оборудования и инновационного развития агропромышленного комплекса, повышение эффективности регулирования внутреннего рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, повышение качества жизни сельского населения.
10. Реализация мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, инженерных сооружений на них. Расходы бюджета Порецкого района на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования планируется осуществлять в рамках поэтапного перехода к обеспечению установленных нормативов денежных затрат в полном объеме.
11. Поддержка жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600, в том числе:
создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотеки;
поддержка молодых (в том числе из числа многодетных) семей, проживающих в сельской местности, в улучшении жилищных условий, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, а также средств материнского капитала;
реализация комплекса мер, направленных на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
финансирование мероприятий, направленных на обеспечение земельных участков, предоставляемых под жилищное строительство многодетным семьям, инженерной и коммунальной инфраструктурой.
3. Направления бюджетной политики на долгосрочный период в сфере межбюджетных отношений
Система построения межбюджетного регулирования на территории Порецкого района будет строиться с учетом оптимального баланса бюджетной обеспеченности как государственных, так и муниципальных полномочий. Сохранится предоставление бюджетам сельских поселений Порецкого района дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и софинансирование выполнения полномочий органов местного самоуправления посредством предоставления субсидий из республиканского бюджета.
Учитывая значительную долю межбюджетных трансфертов местным бюджетам в расходах районного бюджета, будут реализовываться следующие направления:
создание условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов и разработка комплекса мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, в том числе предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам при условии отсутствия наращивания кредиторской задолженности, ограничения необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления;
совершенствование структуры межбюджетных трансфертов и порядка (методик) их предоставления;
минимизация (исключение) неиспользованных остатков целевых средств в местных бюджетах.
Должна быть проведена работа по объединению и укрупнению сельских поселений. Данное направление приводит к повышению эффективности бюджетных расходов на уровне муниципальных образований, поскольку основная проблема состоит в низкой самообеспеченности отдельных местных бюджетов сельских поселений. Расчет размера средств, необходимых для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований при их объединении, должен предусматривать возможность сохранения объема финансовой помощи не ниже уровня, сложившегося до объединения, в течение определенного переходного периода.
4. Долговая политика и сбалансированность бюджета Порецкого района на долгосрочный период
Обеспечение сбалансированности районного бюджета в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики Порецкого района. Под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять установленные расходными обязательствами задачи.
Для повышения устойчивости бюджета федеральным и региональным законодательствами предусмотрен ряд ограничений (условий). Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита бюджета, а также на размер муниципального долга и объем расходов на обслуживание муниципального долга.
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом на долгосрочный период будет заключаться в осуществлении взвешенной долговой политики, сохранении умеренной долговой нагрузки, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами и соблюдении показателей и индикаторов, установленных муниципальной программой "Управление общественными финансами и муниципальным долгом Порецкого района".
Политика в области управления муниципальным долгом Порецкого района на долгосрочную перспективу будет направлена на:
1. Обеспечение сбалансированности районного бюджета.
2. Обеспечение постоянного доступа Порецкого района к источникам заемных средств на приемлемых условиях.
3. Развитие рыночных инструментов муниципальных заимствований.
4. Обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств Порецкого района.
5. Совершенствование учета и отчетности по обслуживанию муниципального долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
6. Предоставление муниципальных гарантий Порецкого района по заимствованиям юридических лиц на реализацию проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики, определенным стратегией развития Порецкого района до 2020 года и на период до 2030 года.
Долговая нагрузка на районный бюджет до 2020 года будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по муниципальному долгу Порецкого района.
Долговая политика будет направлена на обеспечение платежеспособности Порецкого района, сохранение уровня муниципального долга на экономически безопасном уровне, при этом должна быть обеспечена способность района осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач на комфортных для района условиях.
Таблица 1
Бюджетный прогноз
Порецкого района Чувашской Республики на период до 2021 года
Не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Порецкого района Чувашской Республики от 24 мая 2016 г. N 145 "Об утверждении бюджетного прогноза Порецкого района Чувашской Республики на период до 2021 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вестник Поречья" от 24 мая 2016 г. N 15 (324)
Постановлением Администрации Порецкого района от 1 декабря 2020 г. N 325 настоящий документ признан утратившим силу с 7 декабря 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Порецкого района Чувашской Республики от 25 января 2019 г. N 25
Изменения вступают в силу с 26 января 2019 г.
Постановление Администрации Порецкого района Чувашской Республики от 23 января 2017 г. N 19