Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
приказом Министерства образования
и молодежной политики
Чувашской Республики
от 25 мая 2016 г. N 1266
(приложение N 1)
Порядок
межведомственного взаимодействия Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и подведомственных ему образовательных организаций, органов опеки и попечительства по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет
1. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее также - Минобразования Чувашии), подведомственных ему образовательных организаций, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенных государственными полномочиями Чувашской Республики в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства), по постинтернатному сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Чувашской Республики (далее также соответственно - постинтернатное сопровождение, выпускники, организации для детей-сирот).
Настоящий Порядок регламентирует действия Минобразования Чувашии, подведомственных ему образовательных организаций, органов опеки и попечительства (далее - участники сопровождения) по организации и проведению постинтернатного сопровождения выпускников по окончании пребывания ими в организации для детей-сирот.
При организации постинтернатного сопровождения соблюдаются права и законные интересы выпускников, обеспечиваются государственные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Вопросы, связанные с организацией и установлением постинтернатного сопровождения, не урегулированные настоящим Порядком, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Цель постинтернатного сопровождения выпускников - организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников организаций для детей-сирот в целях успешной социализации и интеграции в общество.
Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются:
содействие выпускникам в получении образования в профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования), трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;
создание условий для успешной социализации выпускников;
обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период;
содействие созданию семьи и обеспечения жильем.
Мероприятия по постинтернатному сопровождению выпускников реализуются по нескольким направлениям:
- сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, законными представителями которых являются органы опеки и попечительства;
- сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
- сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и проживающих самостоятельно;
- сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, временно проживающих в службах постинтернатного сопровождения выпускников.
В настоящем Порядке применяются следующие основные понятия:
выпускники - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющиеся бывшими воспитанниками организаций для детей-сирот;
постинтернатное сопровождение - комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения, направленных на оказание содействия в получении образования, в трудоустройстве, помощи в реализации законных прав и интересов, приобретении навыков адаптации в обществе и подготовке к самостоятельной жизни выпускников;
служба постинтернатного сопровождения выпускников (далее - Служба постинтернатного сопровождения) - структурное подразделение организации для детей-сирот, подведомственной Минобразования Чувашии, и бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - БОУ "ЦОиКСД"), основным видом деятельности которого является организация постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
индивидуальная карта сопровождения выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - индивидуальная карта) - форма ведения документации, которая содержит подробные сведения о выпускнике, начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы и др. (приложение 1 к настоящему Порядку);
индивидуальная программа постинтернатного сопровождения выпускника (далее - индивидуальная программа сопровождения) - документ, утвержденный руководителем организации для детей-сирот, включающий в себя перечень мероприятий, реализуемых участниками сопровождения на основе межведомственного взаимодействия, направленных на комплексную помощь выпускнику для успешной социализации и социальной адаптации в постинтернатный период (приложение 2 к настоящему Порядку);
специалист постинтернатного сопровождения выпускника (далее - специалист сопровождения) - специалист, работающий в Службе постинтернатного сопровождения (социальный педагог, педагог-психолог и др.), осуществляющий деятельность по координации комплексного многопрофильного сопровождения выпускников и оказывающий им психолого-педагогическую и социально-правовую помощь;
куратор постинтернатного сопровождения выпускника (далее - куратор) - ответственное лицо, осуществляющее индивидуальное постинтернатное сопровождение выпускника в период его обучения в профессиональной образовательной организации. Куратор является работником профессиональной образовательной организации и назначается приказом руководителя соответствующей организации на период обучения и дальнейшего трудоустройства выпускника.
2. Организация постинтернатного сопровождения
Постинтернатное сопровождение выпускников в Чувашской Республике осуществляется на безвозмездной основе на основании личного заявления выпускника (его законного представителя) и документа, подтверждающего статус выпускника, представленных в организацию для детей-сирот, подведомственную Минобразования Чувашии, или БОУ "ЦОиКСД", осуществляющие постинтернатное сопровождение (далее - организации, осуществляющие постинтернатное сопровождение).
Основанием установления постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, законными представителями которых являются органы опеки и попечительства, является трехсторонний договор об установлении постинтернатного сопровождения в отношении выпускника, заключенный между органом опеки и попечительства, руководителем организации, осуществляющей постинтернатное сопровождение, и выпускником.
Основанием установления постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет является двухсторонний договор, заключенный между руководителем организации, осуществляющей постинтернатное сопровождение, и лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Договором устанавливаются права и обязанности сторон, срок действия договора, условия и порядок его расторжения, виды и меры оказания психолого-педагогической и социально-правовой помощи выпускнику, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, меры по защите его прав, порядок осуществления контроля, ответственность сторон и иные условия.
Мероприятия по постинтернатному сопровождению выпускников состоят из нескольких этапов:
1-й этап - подготовительный (перед выпуском выпускника) - подготовка выпускника к самостоятельной жизни в стенах организации для детей-сирот, организация профориентационной работы, сбор и систематизация информации о выпускнике, разработка индивидуальной карты и индивидуальной программы сопровождения, заключение договора, оформление пакета документов для поступления в профессиональную образовательную организацию (образовательную организацию высшего образования);
2-й этап - основной (после выпуска выпускника) - организация работы по реализации индивидуальной программы сопровождения, оказание помощи выпускнику при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с получением образования, жильем, трудоустройством, оказание социальной, психологической и юридической помощи;
3-й этап - постинтернатное сопровождение: индивидуальный подход с определением сложности проблем социализации и жизнеустройства выпускника и постановка на учет для постинтернатного сопровождения.
Руководитель организации, осуществляющей постинтернатное сопровождение, утверждает индивидуальную карту.
Индивидуальная программа сопровождения разрабатывается по трем основным типам, которые зависят от уровня социализации и готовности выпускника к самостоятельной жизни после выпуска из организации для детей-сирот:
1-й тип "Адаптационный" - разрабатывается для выпускников, имеющих высокий уровень социальной компетентности, получивших общее образование и готовых продолжать обучение в профессиональной образовательной организации (организации высшего образования) или устроиться на работу. Выпускникам оказывается психолого-педагогическая и социально-правовая поддержка в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в организации для детей-сирот;
2-й тип "Базисный" - разрабатывается для выпускников, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, не определены планы, которые не могут самостоятельно принять решения, недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Выпускник нуждается в интенсивном сопровождении, информационной, психолого-педагогической и социально-правовой поддержке;
3-й тип "Кризисный" - разрабатывается для выпускников, имеющих нарушения в психическом здоровье, в физическом или психическом развитии и др. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в организации интенсивного сопровождения в части обеспечения контроля над их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации и более длительном сопровождении.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий по постинтернатному сопровождению:
- высокий уровень социального и личностного потенциала у выпускников для самостоятельной жизни и успешной социализации в обществе;
- получение данных о проблемах и нарушениях в ходе адаптации выпускников и их оперативное решение;
- профессиональная самореализация выпускников;
- разработка и обновление республиканской базы данных выпускников.
По завершению срока постинтернатной адаптации, установленного индивидуальной программой сопровождения, проводится мониторинг успешности адаптации, по результатам которого и по итогам собеседования с выпускником ему даются определенные рекомендации, принимается решение о продолжении или завершении постинтернатного сопровождения.
3. Основные направления деятельности участников сопровождения
3.1. Минобразования Чувашии:
3.1.1. Осуществляет координацию деятельности подведомственных образовательных организаций, органов опеки и попечительства, контроль за организацией постинтернатного сопровождения выпускников.
3.2. БОУ "ЦОиКСД":
3.2.1. Создает Службу постинтернатного сопровождения в составе одного из своих структурных подразделений.
3.2.2. Формирует и ведет республиканскую базу данных выпускников на основании сведений, представленных организациями для детей-сирот.
3.2.3. В соответствии с настоящим Порядком запрашивает сведения о выпускниках, обучающихся в профессиональных образовательных организациях на территории Чувашской Республики.
3.2.4. Оказывает комплексную (психологическую, педагогическую, социальную и правовую) поддержку по постинтернатному сопровождению выпускников и адресную помощь в разрешении трудной жизненной ситуации.
3.2.5. Обеспечивает временное проживание лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основании договора о временном проживании. Договор о временном проживании заключается между БОУ "ЦОиКСД" и выпускником (при наличии свободных мест). Договор предусматривает права и обязанности БОУ "ЦОиКСД" и выпускника, условия предоставления жилья, срок действия договора, соответствие санитарно-гигиенических требований к предоставляемому жилью, список и порядок пользования инвентарем, предоставляемым выпускнику вместе с жильем, порядок и условия разрешения разногласий и прекращения договора и иные условия.
3.2.6. Способствует организации межведомственного взаимодействия при организации постинтернатного сопровождения выпускников в Чувашской Республике.
3.2.7. Осуществляет мониторинг и оценку эффективности деятельности Служб постинтернатного сопровождения.
3.2.8. Изучает, разрабатывает, апробирует и способствует внедрению новых инновационных форм и технологий деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников в Чувашской Республике.
3.2.9. Организует семинары, тренинги, курсы повышения квалификации специалистов Служб постинтернатного сопровождения.
3.2.10. Оказывает организационно-методическую и правовую помощь специалистам сопровождения и кураторам в организации деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников.
3.2.11. Осуществляет информационную работу среди некоммерческих организаций, средств массовой информации и др., направленную на преодоление негативных установок в отношении выпускников.
3.2.12. Ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в Минобразования Чувашии информацию о деятельности Служб постинтернатного сопровождения.
3.2.13. Осуществляет мониторинг и оценку эффективности деятельности по постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников в Чувашской Республике.
3.3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственные Минобразования Чувашии:
3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.