Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением администрации
города Новочебоксарска
Чувашской Республики
от 13 января 2017 г. N 51
Комплексная программа
раннего выявления детского неблагополучия и сохранения приоритета семьи в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на 2017 - 2020 годы
Наименование Программы |
Комплексная программа раннего выявления детского неблагополучия и сохранение приоритета семьи на 2017 - 2020 годы |
Основания для разработки Программы |
Конвенция ООН "О правах ребенка" Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 38 "О профилактике правонарушений в Чувашской Республике" Закон Чувашской Республики от 07 октября 2008 г. N 53 "О профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ" Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" Закон Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. N 68 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике" Закон Чувашской Республики от 5 октября 2007 г. N 61 "Об общественных воспитателях несовершеннолетних" Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" Указ Президента ЧР от 4 декабря 2002 г. N 137 "О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства" Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Республиканская целевая программа "Дети Чувашии" на 2010 - 2020 годы Муниципальная подпрограмма профилактики правонарушений в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на 2014 - 2020 годы План (комплекс мероприятий) по реализации проекта "Город детей - город семей" План мероприятий по реализации проекта "Новочебоксарск - город счастливых семей" |
Заказчик Программы |
Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики |
Основные разработчики Программы |
Администрация города Новочебоксарска, в т.ч.: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП); Отдел опеки и попечительства (далее - ООИП); Отдел культуры; Отдел физической культуры и спорта; Управление образования г. Новочебоксарска (далее - управление образования); МБУ "Центр мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска" (далее - ЦМО); Отделение по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Новочебоксарск (далее - ОПДН); БУ "Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Минтруда Чувашии" (далее - НСРЦН); БУ "Новочебоксарский медицинский центр" МЗ и СР ЧР (далее - НМЦ); Новочебоксарское отделение БУ "Республиканский наркологический диспансер Минсоцздравразвития Чувашии"; ФБУ МРУИИ N 2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии (по согласованию) |
Цели Программы |
сокращение асоциальных явлений через раннее выявление семейного неблагополучия и сохранение приоритета семьи |
Задачи Программы |
- отработка механизма раннего выявления детского неблагополучия; - усовершенствование многоуровневой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышение ответственности за состоянием правопорядка в подростковой среде субъектов профилактики и всех звеньев правоохранительной системы; - активизация деятельности Советов профилактики, родительских патрулей и общественных объединений в профилактике и выявлении раннего семейного неблагополучия; - повышение эффективности взаимодействия субъектов профилактики, органов территориального общественного самоуправления, общественных объединений правоохранительной направленности по предупреждению, профилактике и выявлении раннего семейного неблагополучия; - создание условий для психолого-социально-педагогической, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, воспитывающихся в семьях группы риска; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Доля детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. 2. Количество родителей, лишенных родительских прав. 3. Количество родителей, восстановленных в родительских правах. |
Исполнители мероприятий Программы |
Администрация города Новочебоксарска, в т.ч.: - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП); - Отдел опеки и попечительства (далее - ООИП); - ОМВД России по г. Новочебоксарск (по согласованию); - Управление образования администрации города Новочебоксарска; - Отдел физической культуры и спорта администрации города Новочебоксарска; - Отдел культуры администрации города Новочебоксарска; - Сектор по реализации социальных программ; - МБУ "Центр мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска"; - Отделение по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Новочебоксарск; БУ "Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Минтруда Чувашии"; БУ "Новочебоксарский медицинский центр" МЗ и СР ЧР; Новочебоксарское отделение БУ "Республиканский наркологический диспансер Минсоцздравразвития Чувашии"; ФБУ МРУИИ N 2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии; Территориальные органы самоуправления (ТОС); Совет женщин города Новочебоксарск; Совет отцов города Новочебоксарск. |
Срок реализации Программы |
2016 - 2020 годы |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
1. Увеличение численности вновь выявленных детей-сирот, определенных на семейные формы устройства, с 55% до 80%. 2. Снижение по городу уровня детского неблагополучия с 0,6% до 0,3%. 3. Количества родителей, восстановленных в родительских правах, ежегодно по 1 человеку. 4. Снижение количества родителей, лишенных родительских прав, ежегодно на 20%. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных источников: - возможность софинансирования мероприятий из федерального, республиканского, городского бюджетов в рамках действующих федеральных целевых программ. |
I. Анализ исходного состояния проблемы и обоснование необходимости ее решения
Сегодня перед городом стоит острая проблема минимизации влияния социальных рисков на жизнедеятельность семьи. Риски проникают в повседневную жизнь семей в виде потенциальных угроз здоровью, психологическому благополучию, воспитанию детей, целостности семьи. Исходя из этого, одни семьи активно и конструктивно адаптируются к трудностям, другие прибегают к неэффективным, скрытым тактикам и стратегиям поведения в надежде на то, что все образуется и опасностей удастся избежать, третьи вообще игнорируют реальное положение вещей, уходят от объективной социальной действительности в свой внутренний ирреальный мир. Современная семейная политика, цель которой заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в частности, предусматривает разделение основных форм социальной помощи на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное изъятие детей из семьи), и профилактические, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов. Любая политика эффективна, когда опирается на обоснованную стратегию действий. В противном случае мы сталкиваемся с так называемой политикой мероприятий и сиюминутных мер, работающих главным образом на текущий момент. При всех объективных причинах, связанных с низким уровнем жизни, необходимо отметить, что сегодня работа всех ведомств по решению проблем конкретной семьи чаще носит запаздывающий, "реактивный" характер. При таком подходе далеко не все неблагополучные семьи попадают в поле деятельности служб социальной поддержки, многие моменты и ситуации неблагополучия сглаживаются на фоне общей социальной адекватности и внешней успешности семьи. В результате чего, семья перестает выполнять свои основные функции и даже, если сохраняет свою фактическую целостность, не дает своим членам чувства морального удовлетворения, начинает разрушающее действовать на процессы саморазвития, рождения и воспитания детей. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также формируются в семье. Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важность учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов. Субъектам профилактики приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название "неблагополучная" или семья "группы риска". Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества неблагополучных семей, что становится одной из самых острых проблем современной России. Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки: падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей; отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.; падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В городе Новочебоксарске ведется целенаправленная работа по реализации государственной политики в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике социального сиротства.
Основная задача в данном направлении - сохранить право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, не допустить устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Результатом эффективной работы в данном направлении является ежегодное сокращение вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (2013 г. - 43 чел., 2014 г. - 32 чел., 2015 г. - 30 чел., с начала 2016 г. - 15). Начиная с 2015 года и по настоящее время ни один ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был устроен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все дети были охвачены семейными формами воспитания.
В настоящее время в городе Новочебоксарске проживают 177 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С каждым годом в городе увеличивается число семей, принявших детей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и домов ребенка. В городе организовано комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, действует Совет замещающих родителей, работает школа приемных родителей. Два года подряд приемные семьи новочебоксарцев становились призерами республиканского творческого конкурса замещающих семей "Семейный очаг".
Важным направлением деятельности является также возврат детей-сирот в кровные семьи. С начала 2016 года 3 детей-сирот возвращены в кровные семьи (за 2015 г. - 8 чел.), предотвращено 2 отказа родителей от новорожденных детей из 2 (за 2015 год - 5 отказов из 7).
Достаточно высоким остается показатель количества родителей, лишенных родительских прав, и низким - количество родителей, восстановленных в родительских правах. Так, за 8 месяцев 2016 года в городе Новочебоксарске 30 родителей были лишены родительских прав (за 2013 - 27 родителей, 2014 - 30 родителей, 2015 - 21 родитель), с начала 2016 года ни один родитель не изъявил желание восстановить свои права (за 2013 - 3 родителя восстановлены в родительских правах, 2014 - 2 родителя, 2015 - 1 родитель).
36 граждан с начала 2016 года были предупреждены судом о необходимости изменения образа жизни отношения к воспитанию детей. Это группа "риска" и мероприятия программы должны быть направлены на профилактическую работы с данной группой, с целью недопущения лишения их родительских прав.
Программа является документом, выстраивающим на среднесрочный период механизм взаимоотношений субъектов профилактики, входящих в государственную систему по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Программа определяет цели и задачи дальнейшего развития многоуровневой системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, сохранения приоритета семьи, обеспечения надежной защиты прав и свобод детей и подростков, личных и других интересов несовершеннолетних.
Реализация Программы позволит создать условия, способствующие повышению эффективности профилактических мероприятий, совершенствованию взаимодействия органов и учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты, правоохранительных, контролирующих органов, органов территориального общественного самоуправления, общественных формирований правоохранительной направленности и граждан.
Первостепенную роль в снижении численности детей, оставшихся без попечения родителей, играет планомерная работа, направленная на профилактику семейного неблагополучия.
II. Перечень программных мероприятий
Реализация комплекса мероприятий с целью повышения эффективности раннего выявления детского неблагополучия и сохранение приоритета семьи на 2016 - 2020 годы предусматривает действия по следующим направлениям:
1) совершенствование многоуровневой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) совершенствование механизма выявления раннего детского неблагополучия;
3) профилактика семейного неблагополучия с целью сохранения приоритета семьи.
2.1. Совершенствование многоуровневой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основными мероприятиями являются:
создание единого информационного пространства современных технологий и методик по решению проблем детского неблагополучия для всех субъектов профилактики несовершеннолетних;
повышение эффективности взаимодействия субъектов профилактики в решении задач по пресечению и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов детей и подростков, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетних, раннему выявления детского неблагополучия;
активизация деятельности института общественности в предупреждении подростковой преступности;
эффективное использование потенциала учреждений культуры и спорта, здравоохранения, социальной сферы, общественных формирований и различных религиозных конфессий по раннему выявлению детского неблагополучия и сохранение приоритета семьи.
2.2. Совершенствование механизма выявления раннего детского неблагополучия
отработка механизма выявления раннего неблагополучия;
укрепление взаимодействия субъектов профилактики несовершеннолетних с учреждениями здравоохранения и ЗАГСа;
привлечение общественности (ТОСы) к проблеме выявления раннего детского неблагополучия;
проведение комплексных мер по ресоциализации выявленных семей и детей.
2.3. Профилактика семейного неблагополучия с целью сохранения приоритета семьи
Основными мероприятиями являются:
укрепление взаимодействия субъектов профилактики в борьбе с семейным неблагополучием, алкоголизмом и наркоманией; по предупреждению правонарушений против семьи и несовершеннолетних;
своевременное выявление семей, оказавшихся в социально опасном положении, и организация эффективной помощи и поддержки;
активизация работы в подростковой среде по укреплению ценностей института семьи;
сопровождение граждан, лишенных родительских прав, с целью восстановления родительских прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.