Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению администрации
Красночетайского района
Чувашской Республики
от 24 января 2017 г. N 29
Регламент
выявления инцидентов информационной безопасности и реагирования на них в администрации Красночетайского района Чувашской Республики
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент разработан в целях организации работы с инцидентами информационной безопасности (далее - инцидент) в администрации Красночетайского района Чувашской Республики (далее - администрация района).
1.2. Инцидент - одно событие или группы событий, которые могут привести к сбоям или нарушению функционирования информационной системы (далее - ИС) и (или) к возникновению угроз безопасности информации, в том числе персональных данных.
1.3. Регламент выявления инцидентов информационной безопасности и реагирования на них в администрации Красночетайского района Чувашской Республики (далее - Регламент) разработано в соответствии с:
1) Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
2) Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
3) требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1119;
4) требованиями по реализации мер, предусмотренных составом и содержанием организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утверждёнными приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013 года N 21;
5) политикой информационной безопасности администрации района.
1.4. Работа с инцидентами в области информационной безопасности помогает определить наиболее актуальные угрозы информационной безопасности и создает обратную связь в системе обеспечения информационной безопасности, что способствует повышению общего уровня защиты информационных ресурсов и информационных систем.
1.5. Работа с инцидентами включает в себя следующие направления:
1) определение лиц, ответственных за выявление инцидентов и реагирование на них;
2) обнаружение, идентификация и регистрация инцидентов;
3) своевременное информирование лиц, ответственных за выявление инцидентов и реагирование на них, о возникновении инцидентов в информационной системе пользователями и администраторами;
4) анализ инцидентов, в том числе определение источников и причин возникновения инцидентов, а так же оценка их последствий;
5) принятие мер по устранению последствий инцидентов;
6) планирование и принятие мер по предотвращению повторного возникновения инцидентов.
1.7. Примерный перечень инцидентов информационной безопасности приведен в приложении N 1 к настоящему Регламенту.
2. Ответственные за выявление инцидентов и реагирование на них
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Ответственными за выявление инцидентов в ИС являются:
1) лица, имеющие право доступа к ИС;
2) ответственный за техническое обслуживание ИС;
3) администратор ИС;
4) администратор информационной безопасности ИС.
1.2. Ответственными за реагирование на инциденты в ИС являются:
1) лица, имеющих право доступа к ИС;
2) руководитель подразделения администрации района, в котором выявлен инцидент;
3) ответственный за техническое обслуживание ИС;
4) администратор ИС;
5) администратор информационной безопасности ИС;
6) ответственный за организацию обработки персональных данных в администрации района в случае, если ИС является информационной системой персональных данных (далее - ИСПДн);
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Обнаружение, идентификация и регистрация инцидентов
3.1. Работа по идентификации инцидентов в области информационной безопасности включает в себя мероприятия, направленные на доведение до сотрудников администрации района информации, позволяющей идентифицировать инциденты.
3.2. В качестве источников информации об инцидентах информационной безопасности могут использоваться:
электронные журналы и оповещения системного и прикладного программного обеспечения информационных систем администрации района;
электронные журналы и оповещения системы защиты информации (далее - СЗИ);
оповещения средств обнаружения вторжений;
информация, получаемая от сотрудников;
информация, полученная на основе анализа защищенности ИС и контроля эффективности СЗИ.
3.3. В информационных системах администрации района в обязательном порядке должны регистрироваться следующие события безопасности:
попытки входа (выхода) пользователей в операционную систему (из операционной системы);
загрузка и инициализация операционной системы и ее программного останова для рабочих станций и серверов;
попытка доступа к средствам виртуализации;
факт изменения конфигурации средств виртуализации;
запуск и остановка служб (системных сервисов) средств виртуализации;
попытки подключения к серверам и рабочим станциям по информационно-телекоммуникационной сети;
попытки подключения к серверам и рабочим станциям мобильных устройств и внешних носителей информации.
3.4. В параметрах регистрации событий безопасности в обязательном порядке должны указываться следующие параметры:
тип события;
дата и время события;
результат события;
источник события;
идентифицирующие сведения (сетевой адрес, данные учетной записи, сетевое имя компьютера, и т.п.).
3.5. Хранение электронных журналов регистрации и учета событий безопасности операционных систем, систем управления базами данных, системного и прикладного программного обеспечения, средств защиты информации, а также специализированных средств анализа защищенности информационных систем должно осуществляться в течение срока, достаточного для проведения анализа инцидента, но не менее 3 месяцев.
3.6. Хранение электронных журналов регистрации и учета событий безопасности должно осуществляться администратором информационной безопасности администрации района с учетом требований обеспечения конфиденциальности и целостности электронных журналов.
3.7. Учет инцидентов осуществляется администратором информационной безопасности администрации района, в соответствии с формой журнала учета инцидентов информационной безопасности в администрации района, приведенной в приложении N 2 к настоящему Регламенту.
4. Информирование о возникновении инцидентов
4.1. Сотрудник администрации района (пользователь ИС), обнаруживший инцидент в ИС, должен незамедлительно, любым доступным способом, сообщить об инциденте непосредственному руководителю, администратору ИС, администратору информационной безопасности ИС, ответственному за организацию обработки персональных данных в администрации района (в случае если ИС является ИСПДн).
4.2. Администратор ИС, в случае необходимости, информирует пользователей ИС о возникновении инцидента и дает указания по дальнейшим действиям.
5. Анализ инцидентов, а также оценка их последствий
5.1. Анализ инцидентов, в том числе определение источников и причин возникновения инцидентов, а также оценки их последствий, осуществляет постоянно действующая техническая комиссия.
5.2. Источниками и причинами возникновения инцидентов в области информационной безопасности являются:
1) действия организаций и отдельных лиц враждебные интересам администрации района;
2) отсутствие персональной ответственности сотрудников администрации и их руководителей за обеспечение информационной безопасности, в том числе персональных данных;
3) недостаточная работа с персоналом по обеспечению необходимого режима соблюдения конфиденциальности, в том числе персональных данных;
4) отсутствие дисциплинарной мотивации соблюдения правил и требований информационной безопасности;
5) недостаточная техническая оснащённость подразделений, ответственных за обеспечение информационной безопасности;
6) совмещение функций по разработке и сопровождению или сопровождению и контролю за информационными системами;
7) наличие привилегированных бесконтрольных пользователей в информационной системе;
8) пренебрежение правилами и требованиями информационной безопасности сотрудниками администрации района;
9) и другие причины.
5.3. В ходе анализа инцидента определяются:
категория инцидента;
факт или потенциальная возможность реализации угрозы безопасности защищаемой информации (далее - угрозы);
опасность угрозы;
области, перечни информационных ресурсов, затрагиваемые воздействием угрозы;
потенциальные нарушители, цели и причины реализации угрозы;
предварительный перечень мер по локализации и остановке распространения действия угрозы.
5.4. Оценка последствий инцидента производится на основании потенциально возможного или фактического ущерба.
6. Принятие мер по устранению последствий инцидентов
Меры по устранению последствий инцидентов включает в себя мероприятия, направленные на:
1) определение границ инцидента и ущерба от реализации угроз информационной безопасности;
2) ликвидацию последствий инцидента и полное либо частичное возмещение ущерба.
7. Планирование и принятие мер по предотвращению инцидентов
7.1. Планирование и принятие мер по предотвращению возникновения инцидентов осуществляет постоянно действующая техническая комиссия и основывается на:
1) планомерной деятельности по повышению уровня осознания информационной безопасности руководством и сотрудниками администрации района;
2) проведении мероприятий по обучению сотрудников администрации района правилам и способам работы со средствами защиты информационных систем;
3) доведении до сотрудников норм законодательства, внутренних документов администрации района, устанавливающих ответственность за нарушение требований информационной безопасности;
4) разъяснительной работе с увольняющимися сотрудниками и сотрудниками, принимаемыми на работу;
5) своевременной модернизации системы обеспечения информационной безопасности, с учетом возникновения новых угроз информационной безопасности, либо в случае изменения требований руководящих документов по организации обеспечения информационной безопасности;
6) своевременном обновлении программного обеспечения, в том числе баз сигнатур антивирусных средств.
7.2. Работа с персоналом.
Как правило, самым слабым звеном в любой системе безопасности является человек. Поэтому работа с персоналом является основным направлением деятельности по обеспечению требований информационной безопасности.
Персонал администрации района является важным источником сведений об инцидентах информационной безопасности, поэтому необходимо донести до сотрудников информацию о том, что оперативно предоставленные сведения об инциденте информационной безопасности являются основанием для смягчения либо отмены наказания за нарушение требований информационной безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.