Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Порецкого района
Чувашской Республики
от 13.03.2017 N 77
Модельный стандарт
деятельности МБУ "Централизованная библиотечная система" Порецкого района
Введение
Модельный стандарт деятельности МБУ "Централизованная библиотечная система" Порецкого района (далее - Модельный стандарт) включает в себя, наряду с общими требованиями, нормативы обеспечения материальными ресурсами и нормативы деятельности библиотек.
Разработка стандарта предусматривает достижение следующих основных целей:
предоставление всем гражданам равных возможностей в получении библиотечного обслуживания через муниципальные общедоступные библиотеки;
экономически эффективное использование ресурсов, выделяемых на библиотечное дело, за счет оптимального соотношения затрат на библиотеки и результатов библиотечной деятельности;
установление требований к работе (нагрузке) библиотечного персонала, обеспечивающих оптимальный уровень ее эффективности и позволяющих реализовать принцип оплаты труда с учетом достигнутых результатов.
Нормы стандарта позволяют не только упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить дееспособные библиотеки и поддерживать их функционирование, но и решать задачу открытия новых библиотек там, где они необходимы.
Наличие стандарта не исключает экономически оправданного превышения модельного уровня ресурсного обеспечения библиотек.
1. Общие положения
1.1. Модельный стандарт деятельности МБУ "Централизованная библиотечная система" Порецкого района (далее - Модельный стандарт) разработан на основе федерального и регионального законодательства, "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки", принятого и подписанного в новой редакции, министром культуры РФ В.Р. Мединским 31 октября 2014 года.
Перечень законодательных и нормативных актов приводится в Приложении N 1 к настоящему Модельному стандарту.
1.2. Модельный стандарт закрепляет минимальные нормативы деятельности МБУ "Централизованная библиотечная система" Порецкого района (далее - библиотеки) и их ресурсного обеспечения, гарантирующего полноценное обслуживание населения, достижения приоритетных целей деятельности.
1.3. Модельный стандарт охватывает основные аспекты работы библиотек: обслуживание пользователей, размещение и организацию библиотечной сети, ресурсное обеспечение (фонды, оборудование, помещения, персонал). Он может быть использован органами местного самоуправления для организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения.
На основе данного Модельного стандарта рекомендуется разработать и принять муниципальный правовой акт об организации библиотечного обслуживания на территории района.
1.4. Основанием, на котором должна базироваться деятельность библиотек, является признание неотъемлемого права всех жителей Порецкого района на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание.
1.5. Стабильная деятельность библиотек обеспечивается федеральным и региональным законодательством, муниципальными правовыми актами.
1.6. Устойчивость библиотечного обслуживания населения гарантируется его финансированием из соответствующих бюджетов.
Финансирование библиотек должно осуществляться на плановой основе и способствовать успешной реализации целей, задач и приоритетных направлений деятельности.
2. Используемые термины
Библиотека - информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и представляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Библиотечная система (централизованная библиотечная система) - библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, распределённого библиотечного фонда, организационного и технологического единства, состоящее из межпоселенческой библиотеки и структурных подразделений.
Электронная библиотека - организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабжённая средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование социально значимых документов в электронной среде.
Модельный стандарт - документ, носящий рекомендательный характер, определяющий основные положения, цели, виды, принципы, минимальные необходимые параметры, обеспечивающие эффективное выполнение какой-либо общественно-значимой деятельности. Может быть использован для определения дальнейшего развития отрасли, территории, учреждения.
Национальная электронная библиотека - единая публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции единого интегратора электронного библиотечного ресурса страны и координатора согласованной оцифровки библиотечных фондов, а также предоставления доступа к ним.
Библиотечный фонд - совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учёту, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.
Библиотечное обслуживание - совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей её пользователей путём предоставления библиотечных услуг.
Услуга в библиотеке - результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и пользователя библиотеки, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Относится к разновидности социально-культурных услуг и означает деятельность по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей потребителя.
Качество услуги - степень полноты, оперативности, точности и удобства предоставления услуги пользователю.
Муниципальное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Платные услуги - услуги, оказываемые библиотеками физическим и юридическим лицам в рамках их уставной деятельности, реализация которых направлена на расширение спектра дополнительных услуг.
Пользователь - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.
Внестационарное библиотечное обслуживание - обслуживание читателей, вне стационарной библиотеки обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учёбы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках и др.
Информация - сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.
Просветительская деятельность библиотеки - деятельность, направленная на повышение уровня образования и культуры пользователя библиотеки.
Цифровые библиотечно-информационные ресурсы, цифровой фонд - ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имевшие изначально цифровой (электронный) вид.
Электронный каталог библиотеки - база данных библиографических записей, выполненных в едином стандарте и национальном коммуникативном формате, на поступающие и хранящиеся документы в фондах библиотек.
Эффективность работы библиотеки - уровень достижения библиотекой поставленных целей с учетом потребностей пользователей.
3. Цели, виды и принципы деятельности библиотек
3.1. Основными целями деятельности библиотек являются:
обеспечение свободного доступа населения к информации; создание условий для приобщения населения к ценностям национальной и мировой культуры;
сохранение и передача культурного наследия поколений Порецкого района;
организация просвещения и интеллектуального досуга для граждан.
3.2. Основными видами деятельности библиотек являются:
библиотечно-информационное обслуживание, включающее предоставление пользователям информации на материальных или нематериальных носителях и справочно-библиографическое обслуживание;
культурно-просветительская работа, включающая организацию и проведение массовых, научных и просветительских мероприятий.
3.3. Виды деятельности библиотек реализуются через выполнение следующих работ (оказание услуг):
предоставление полной информации об имеющихся в библиотеке ресурсах, о каналах доступа к удалённым ресурсам;
формирование, обработка, систематизация и учёт фондов;
ведение печатных и электронных каталогов;
консультирование по вопросам поиска и выбора источников информации;
выдача документов на различных носителях из библиотечного фонда для временного пользования в соответствии с правилами пользования библиотекой;
представление документов из других библиотек с использованием межбиблиотечного абонемента, внутрисистемного обмена, электронной доставки документов;
предоставление пользователям доступа к удалённым ресурсам через сеть Интернет;
поддержание в актуальном состоянии всех каналов, по которым можно передавать информацию и знания;
организация культурно-просветительных мероприятий, интеллектуального досуга, клубов и объединений по интересам;
методическое обеспечение развития библиотек, кадрового потенциала.
4. Сеть библиотек, их виды и размещение
4.1. На муниципальном уровне общим требованием к организации библиотечной системы является обязательное обеспечение возможностей получения жителями библиотечно-информационных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с числом жителей менее 500, а также в удаленных населенных пунктах, где нет стационарных библиотек.
4.2. МБУ "Централизованная библиотечная система" Порецкого района состоит из межпоселенческой библиотеки и сельских библиотек.
а) Межпоселенческая библиотека в пределах обслуживаемой территории осуществляет:
определение основных направлений библиотечного дела в районе, создание перспективных планов, программ, концепций;
текущее планирование, контроль над выполнением планов;
ведение сводной государственной статистической отчётности;
комплектование, обработку и учёт библиотечного фонда;
создание и ведение сводного каталога и баз данных;
организацию внестационарного обслуживания населения района и межбиблиотечного абонемента (МБА);
получение и регистрацию обязательного экземпляра муниципального образования;
организацию мероприятий, обеспечивающих профессиональное развитие кадров;
оказание методической и практической помощи библиотекам, расположенным в поселениях;
анализ работы, выявление инновационного опыта работы.
б) Межпоселенческая библиотека развивается как культурно-просветительный и информационный центр, в том числе в сфере краеведческой, правовой и деловой информации:
развивает современные формы работы с различными категориями населения на основе расширения перечня видов услуг;
формирует техническую базу и телекоммуникационную инфраструктуру как ресурсно-информационный центр для других библиотек района, позволяющие предоставлять весь спектр культурных и информационных услуг.
в) Доступность библиотек для жителей обеспечивается их удобным местоположением: в центре села, вблизи транспортного сообщения.
5. Организация обслуживания пользователей
5.1. Библиотеки реализуют идею и технологию беспрепятственного для всех категорий населения доступа к информации:
5.2. Библиотеки обслуживают пользователей в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки: на дому, в библиотечных пунктах выдачи, в удалённом доступе.
5.3. Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) библиотек устанавливается с учётом потребностей местных жителей и местоположения библиотеки.
5.4. Библиотеки могут определять приоритетные направления в своей деятельности по обслуживанию жителей территории, способствуя росту интеллектуальной составляющей в процессах развития местного сообщества, предоставляя всем желающим знания и опыт, зафиксированный и хранящийся в библиотечных фондах, электронных ресурсах.
5.5. Библиотеки используют основные формы обслуживания:
стационарная форма обслуживания (все виды услуг, оказываемых пользователю в стенах библиотеки);
внестационарная форма обслуживания (доставка пользователю документов и оказание иных услуг библиотеки по месту жительства, работы, учебы), для чего библиотеки должны быть обеспечены соответствующими современным требованиям транспортными средствами;
дистанционное обслуживание - обслуживание пользователя в удаленном доступе на основе информационно-коммуникационных технологий (веб-сайт, социальные сети, электронная почта);
библиотеки предоставляют доступ населению Порецкого района к государственным и региональным библиотечным ресурсам - Национальной электронной библиотеке (НЭБ), государственным информационным системам.
5.6. Библиотеки предоставляют пользователям услуги в соответствии с муниципальным заданием, утверждаемым органом местного самоуправления.
Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) по библиотечному обслуживанию пользователей формируется в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) библиотеками в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном органами местного самоуправления.
5.7. Библиотеки предоставляют следующие бесплатные услуги:
информируют о составе библиотечных фондов, имеющихся электронных ресурсах, о каналах доступа к удалённым ресурсам;
консультируют по вопросам поиска и выбора источников информации;
выдают документы из библиотечного фонда для временного пользования в соответствии с правилами пользования библиотекой;
обеспечивают централизованный доступ к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации;
организуют и проводят общественно значимые мероприятия в рамках образовательной, социально-культурной, просветительской и творческой деятельности;
5.8. Библиотеки оказывают платные услуги исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, в соответствии с потребностями пользователей за счёт личных средств граждан, средств организаций и иных источников, предусмотренных действующим законодательством.
Конкретный перечень платных услуг определяется Уставом библиотек.
Цены (тарифы) на платные услуги устанавливают библиотеки самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
Условия предоставления библиотеками платных услуг физическим и юридическим лицам, формирование цен (тарифов) осуществляются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
При организации платных мероприятий в библиотеках могут устанавливаться льготы для отдельных категорий граждан.
Перечень платных услуг МБУ "Централизованная библиотечная система" Порецкого района в Приложении N 2 к настоящему Модельному стандарту.
5.9. Органы местного самоуправления и администрация библиотеки регулярно осуществляют оценку деятельности библиотеки, что обеспечивает их необходимой информацией, которая используется для принятия обоснованных решений по организации библиотечного обслуживания населения и развитию библиотеки, стимулирует персонал работать более эффективно и качественно, способствует повышению привлекательности библиотеки для населения.
6. Библиотечно-информационные ресурсы библиотек
6.1. Библиотечный фонд - совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.
6.1.1. Фонд каждой библиотеки является библиотечно-информационным ресурсом муниципального образования.
6.1.2. Фонд включает документы в различных форматах и на различных носителях: печатные издания, аудиовизуальные и электронные документы.
6.1.3. Содержание фонда обязано отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений и точек зрения, исключать материалы, связанные с пропагандой вражды, насилия, жестокости, порнографии.
6.1.4. Основными характеристиками фонда библиотек являются: соответствие потребностям и спросу населения, постоянная обновляемость фонда.
6.1.5. Объём фонда библиотеки рассчитывается исходя из средней книгообеспеченности на одного жителя Российской Федерации, в том числе на селе 7-9 томов.
Минимальный норматив объёма пополнения книжного фонда библиотеки в год составляет 250 книг на 1000 жителей.
6.1.6. Библиотеки, имеющие право на получение обязательного экземпляра муниципального образования, формируют наиболее полный фонд, доступный жителям соответствующего муниципального образования.
6.1.7. В фонде сельской библиотеки литература для детей в возрасте до 14 лет составляет не менее 30% от общего объёма фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.
При организации доступа к фондам детской литературы в общедоступной библиотеке учитываются особенности классификации литературы для детей и требования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
6.1.8. Базовая обеспеченность периодическими изданиями межпоселенческой библиотеки, должна составлять не менее 20 названий. Объём фонда периодических изданий других муниципальных библиотек определяется из расчёта не менее 20 названий изданий на 1000 жителей.
Библиотеки должны получать районную периодику, не менее двух названий республиканской периодики, общероссийских общественно-политических ежедневных газет, не менее двух литературно-художественных журналов, не менее пяти названий детских периодических изданий.
6.1.9. В обязательном порядке библиотеки осуществляют списание ветхих и устаревших по содержанию изданий.
Не подлежат списанию документы, имеющие историческое значение для данной местности. Они хранятся в фондах библиотек постоянно и должны иметь копию в электронной форме.
6.1.10. Библиотеки должны иметь возможность обеспечивать сохранность фонда и физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, температурно-влажностного режима, пожарной и охранной безопасности.
6.2. Электронные ресурсы.
6.2.1. Библиотеки создают и приобретают базы данных: библиографические, фактографические, полнотекстовые.
6.2.2. Основным электронным ресурсом, который библиотеки формируют самостоятельно, либо совместно с другими библиотеками, либо на основе использования корпоративного ресурса, является электронный каталог на библиотечный фонд.
6.2.3. Библиотеки участвуют в корпоративных проектах, в создании единых информационных сетей.
6.2.4. В обязательном порядке библиотеки создают краеведческую базу данных, отражающую направления развития местного сообщества, его историческую память.
6.2.5. С целью обеспечения доступности информации, формирования электронных ресурсов, создаётся материально-техническая и технологическая база.
Сельские библиотеки комплектуются с учётом следующего перечня, представляющего минимум необходимой техники:
компьютер (в комплектации: системный блок, монитор, клавиатура, мышь);
лазерный принтер;
копировальный аппарат;
планшетный сканер;
музыкальный центр;
телефон с функцией факса;
цветной телевизор;
мультимедийный проектор;
а также специальное оборудование для людей с ограниченными физическими возможностями.
Сельские библиотеки поселений должны иметь оборудование, соответствующее их функциям и задачам обслуживания различных групп населения.
Межпоселенческая библиотека должна оснащаться необходимым оборудованием, исходя из их функций в качестве социокультурных, просветительских, воспитательных и ресурсно-информационных центров территорий, для чего формируют техническую базу и телекоммуникационную инфраструктуру, позволяющие предоставлять весь спектр услуг для других библиотек и населения муниципального района.
Библиотеки должны располагать лицензионными программными продуктами, локальной вычислительной сетью, подключением к сети Интернет; иметь веб-сайт. Доступ к Интернет-ресурсам в библиотеках, обслуживающих детей, осуществляется с использованием технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
7. Требования к помещениям библиотек, организация библиотечного пространства
7.1. Библиотеки могут размещаться в специальном здании или в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания:
при размещении на первом этаже многоэтажного жилого здания обеспечивается удобный и свободный подход и удобный подъезд для пользователей и сотрудников библиотеки;
при размещении в одном здании с другим учреждением библиотеки должны иметь автономный вход - выход;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
7.2.1. Библиотеки обеспечиваются современной удобной библиотечной, офисной мебелью.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.3. В помещениях библиотек поддерживаются нормы освещённости, температурно-влажностного режима в соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН).
7.4. Библиотеки обеспечиваются средствами противопожарной и охранной безопасности: 1 огнетушитель на 50 кв. м пола, но не менее 1-го на каждое помещение; сигнализация.
7.5. Комфортное пребывание в библиотеках и пользование их услугами достигается с помощью различных компонентов, таких как:
наличие ориентировочной информации для свободного передвижения пользователей;
доступность различных видов и типов документов, средств информации и рекламы;
дизайн, создающий комфорт и располагающий к работе, общению и отдыху;
профессиональная этика персонала, соблюдение прав пользователей.
8. Персонал библиотек
8.1. Сотрудники библиотек должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками; повышать свой профессиональный уровень, развивать способность к творческой деятельности.
Руководители, специалисты и другие служащие библиотек подлежат аттестации.
8.2. Норма штатной численности персонала библиотек устанавливается с учётом вида библиотек, их функций, численности населения на территории обслуживания:
Нормативная потребность штатной численности межпоселенческой библиотеки, определяется, исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов и основных направлений деятельности с учётом норм времени на работы, выполняемые в библиотеках:
1) Организация и использование фондов:
процессы комплектования фондов и организация закупки документов:
обработка и систематизация документов;
ведение электронного и печатного каталогов;
обеспечение сохранности фонда.
2) Обслуживание читателей:
обслуживание пользователей в читальных залах и на абонементах;
внестационарное обслуживание;
межбиблиотечный абонемент;
справочно-библиографическая и информационная служба;
деловые и правовые информационные центры;
центры книги и чтения;
краеведческая служба;
сектор по организации культурно-просветительных мероприятий и связям с общественностью.
3) Методическая служба.
4) Отдел автоматизации библиотечных процессов.
5) Административно-хозяйственная служба.
8.3. В штате библиотек могут быть специалисты различного профиля, обладающие знаниями, необходимыми для выполнения функциональных обязанностей, связанных с современным развитием библиотеки. Их перечень определяется квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих.
8.4. Руководство библиотек и их учредители обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала, ориентируясь на разнообразные формы повышения квалификации по направлениям профессиональной деятельности.
9. Создание, реорганизация и ликвидация библиотек
9.1. Решение о создании библиотек, входящих в библиотечную систему, а также самостоятельных библиотек, принимается их учредителем. В отношении бюджетного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципального образования.
9.2. Библиотеки могут быть реорганизованы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
9.3. Библиотеки могут быть ликвидированы на основании и в порядке, которые предусмотрены действующим федеральным законодательством.
9.4. Решение о реорганизации или ликвидации общедоступной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом мнения жителей данного сельского поселения.
9.5. В случае ликвидации общедоступной библиотеки, расположенной в сельском поселении, в состав ликвидационной комиссии должны быть включены представители местной общественности.
Оценка
эффективности и качества работы библиотеки
Учредитель библиотеки разрабатывает систему оценки эффективности и качества работы библиотеки. Результаты оценки должны быть доступны местному сообществу. Исходными данными для проведения оценки библиотечных услуг являются материалы статистического, финансового и информационного отчетов деятельности библиотеки, результаты опросов пользователей и местных жителей, количество жалоб и благодарностей в адрес библиотеки. Индикаторами эффективности и качества библиотечных услуг являются показатели:
1. Производственные:
охват населения библиотечным обслуживанием;
количество посещений;
количество документов, выданных в среднем на одного пользователя;
интенсивность использования документного фонда библиотеки;
книгообеспеченность одного жителя;
проведение культурно-просветительских мероприятий;
наличие собственных баз данных.
2. Социальные:
соотношение отказов от общего количества запросов;
выполнение норматива количества новых поступлений на 1000 жителей;
наличие в фонде периодических изданий для юношества и молодежи;
объем детских книг относительно общего объема фонда.
3. Организационные:
программная и проектная деятельность;
инновационные формы обслуживания;
выезды в обособленные структурные подразделения сотрудников методической службы (для межпоселенческой библиотеки);
развитие социального партнерства.
4. Экономические:
привлечение спонсоров;
доходы от платных услуг.
5. Технологические:
обеспеченность дипломированными специалистами;
уровень автоматизации библиотечных процессов;
удовлетворение информационных запросов пользователей из удаленных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.