Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Экономика каждого из муниципальных образований Ядринского района Чувашской Республики является составной частью экономики всего хозяйственного комплекса Чувашской Республики с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного потенциала.
Эффективность решений, принимаемых на местном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в сельских поселениях. В связи с этим возрастает значение прогнозов развития не только всего района, но и каждого сельского поселения, учитывающих влияние как федеральной социально-экономической политики (налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной политики, институциональных преобразований и др.), так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий.
Общий порядок разработки прогнозов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определен Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются ежегодно в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и схемой порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в которой определяются порядок и основные этапы разработки прогнозных документов. Организация работы по формированию прогнозов на всех уровнях возложена на Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), а на муниципальном уровне - на отдел экономики и промышленности.
Прогнозы социально-экономического развития Ядринского района Чувашской Республики используются при разработке проектов бюджета Ядринского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг". Закон регулирует весь процесс закупки начиная со стадии планирования и заканчивая полным исполнением контракта сторонами.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в целях организации осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Ядринского района Чувашской Республики приняты следующие нормативно-правовые акты:
- постановление Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 30.12.2013 г. N 1056 "Об определении уполномоченных органов на осуществление контроля и аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд Ядринского района Чувашской Республики". Данным постановлением создана комиссия на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением финансового контроля (в соответствии с частью 5, 8 статьи 99) Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В состав комиссии вошли заместитель главы - начальник отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ, председатель комиссии; главный специалист-эксперт отдела экономики и промышленности; ведущий специалист-эксперт правового сектора Ядринской районной администрации Чувашской Республики. Действующим нормативно-правовым актом уполномоченным органом на осуществление внешнего аудита в сфере закупок определен Контрольно-счетный орган Ядринского района Чувашской Республики;
- постановление Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 30.12.2013 г. N 1057 "О создании контрактной службы Ядринской районной администрации Чувашской Республики". Создана контрактная служба Ядринской районной администрации Чувашской Республики, утверждено Положение о контрактной службе;
- постановление Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 12.02.2014 г. N 83 "О секторе закупок Ядринской районной администрации Чувашской Республики". В целях централизации муниципальных закупок для нужд муниципального района и сельских поселений, в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, в структуре отдела экономики и промышленности Ядринской районной администрации Чувашской Республики создан уполномоченный орган - сектор закупок Ядринской районной администрации Чувашской Республики;
- постановление Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 04.03.2014 г. N 135 "Об организации взаимодействия уполномоченного органа Ядринского района Чувашской Республики на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков Ядринского района Чувашской Республики, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ядринского района Чувашской Республики, с муниципальными заказчиками Ядринского района Чувашской Республики". Данным постановлением сектор закупок отдела экономики и промышленности Ядринской районной администрации Чувашской Республики определен уполномоченным органом Ядринского района Чувашской Республики на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков Ядринского района Чувашской Республики, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ядринского района Чувашской Республики;
- постановление Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 12.03.2014 г. N 159 "Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Ядринского района Чувашской Республики". Настоящий Порядок устанавливает процедуру осуществления уполномоченным органом местного самоуправления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Ядринского района Чувашской Республики за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении подведомственных им заказчиков;
- постановление Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 14.03.2014 г. N 201 "Об утверждении Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)". Данная функция возложена на комиссию на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд Ядринского района Чувашской Республики.
В январе 2014 года в 50 муниципальных учреждениях Ядринского района Чувашской Республики (в 1 городском и 17 сельских поселениях, 32 образовательных учреждениях) назначены контрактные управляющие.
В качестве ключевого направления расширения сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования для обоснования расходов с 2006 года в республике применяются доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - ДРОНДы), которые разрабатываются муниципальными образованиями Чувашской Республики с учетом параметров районного бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период. На их основе формируется Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики на среднесрочный период.
В ДРОНДах расходы Ядринского районного бюджета Чувашской Республики распределяются по целям и задачам, достижение целей и задач подтверждается мониторингом запланированных показателей.
Итоги экономического соревнования между сельскими, городскими поселениями Чувашской Республики подводятся в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2007 г. N 149 "Об экономическом соревновании между сельскими, городскими поселениями Чувашской Республики".
В экономическом соревновании принимают участие все поселения. Итоги подводятся по группам:
I группа - среди поселений с численностью проживающего на их территории населения до 1100 человек включительно;
II группа - среди поселений с численностью проживающего на их территории населения от 1101 до 1700 человек включительно;
III группа - среди поселений с численностью проживающего на их территории населения свыше 1700 человек.
После подведения итогов экономического соревнования между поселениями присуждаются призовые места по каждой группе.
По итогам года администрации поселений, занявших призовые места, поощряются денежными призами.
В 2014 году по итогам 2013 года победителем экономического соревнования между сельскими, городскими поселениями Чувашской Республики по I группе признано Иваньковское сельское поселение Ядринского района Чувашской Республики. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.10.2014 г. N 347 "О распределении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики местным бюджетам на поощрение победителей экономического соревнования между сельскими, городскими поселениями Чувашской Республики на 2013 год" Иваньковскому сельскому поселению выделены средства в размере 444,4 тыс. рублей.
В целях организации экономического соревнования между сельскими поселениями Ядринского района Чувашской Республики, в повышении их заинтересованности в социально-экономическом развитии территории постановлением Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 09.02.2016 г. N 53 утверждено Положение о подведении итогов социально-экономического развития сельских поселений Ядринского района Чувашской Республики за 2015 год.
Основной целью подведения итогов социально-экономического развития сельских поселений Ядринского района Чувашской Республики является стимулирование сельских поселений в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, улучшении инвестиционного климата сельских поселений, увеличении предпринимательской активности, обеспечении положительной динамики и устойчивого развития реального сектора экономики, занятости населения, повышении качества жизни населения сельских поселений.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
повышение эффективности использования бюджетных средств;
повышение инвестиционной активности сельских поселений;
формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
обеспечение занятости населения.
Итоги соревнования подводятся по итогам года.
По результатам подведения итогов присуждаются три призовых места. Администрации сельских поселений, занявших призовые места, награждаются дипломами Ядринской районной администрации Чувашской Республики.
Подведение итогов среди сельских поселений производится в следующем порядке:
на первом этапе после подведения итогов по каждому показателю присваиваются места (рейтинги), начиная с лучшего значения (первое место) и заканчивая худшим значением (последнее место);
на втором этапе для каждого сельского поселения рассчитывается средний рейтинг путем суммирования рейтингов по каждому показателю и деления полученной величины на общее количество показателей, рассчитываемых по каждому сельскому поселению;
на третьем этапе участники ранжируются по средним рейтингам, начиная с лучшего значения (первое место) и заканчивая худшим значением (последнее место).
В случае, если по результатам подведения итогов социально-экономического развития выявляются несколько участников, имеющих одинаковый рейтинг, то им присуждаются одинаковые места.
Поселениям, занявшим 1-2-3 места, по итогам года выделяется денежная премия из средств Ядринского районной бюджета Чувашской Республики в суммах, утвержденных Ядринским Собранием депутатов Чувашской Республики на очередной год. В Ядринском районном бюджете Чувашской Республики на эти цели ежегодно закладывается финансовые средства.
По итогам 2015 года победителям экономического соревнования между сельскими поселениями Ядринского района Чувашской Республики выделены денежные премии ид средств Ядринского районного бюджета Чувашской Республики в следующих размерах:
1 место - Кильдишевское сельское поселение (глава поселения - Алексеев Николай Вениаминович) - в сумме 25 (двадцать пять) тысяч рублей;
2 место - Ювановское сельское поселение (глава поселения - Садиков Евгений Владимирович) - в сумме 15 (пятнадцать) тысяч рублей;
3 место - Советское сельское поселение (глава поселения - Федоров Александр Ксенофонтович) - в сумме 10 (десять) тысяч рублей (постановление Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 16.05.2016 г. N 249 "О победителях по итогам социально-экономического развития сельских поселений Ядринского района Чувашской Республики за 2015 год").
Начиная с 2009 года в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" главы муниципальных районов и городских округов ежегодно до 1 мая представляют доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период. Реализация данного Указа позволила перейти от экономического соревнования между муниципальными районами, городскими округами Чувашской Республики к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления.
По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный период трем муниципальным образованиям, имеющим наибольшее значение, выделяются гранты.
По итогам 2014 года Ядринскому району Чувашской Республики присуждено 1 место, однако денежная премия не выдавалась.
Программно-целевой метод планирования является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований.
Чувашская Республика одна из первых в Российской Федерации перешла на программно-целевой метод планирования. В этих целях в республике создана и постоянно совершенствуется соответствующая нормативная правовая база.
Формирование и реализация муниципальных программ в районе осуществляются в соответствии с:
решением Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики "О Ядринском районном бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "решением Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики "О Ядринском районном бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период" имеется в виду "постановлением Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 3 июля 2017 г. N 407 "О порядке составления проекта Ядринского районного бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и на плановый период"
постановлением Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 07.10.2013 г. "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ядринского района Чувашской Республики" (внесение изменений постановлением Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 15.11.2016 г. N 595);
постановлением Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 11.11.2016 г. N 589 "Об утверждении Перечня муниципальных программ Ядринского района Чувашской Республики".
В Ядринском районе Чувашской Республики утверждены и разработаны 14 муниципальных программ и 36 подпрограмм, которые действуют на период до 2020 года.
Программно-целевой метод планирования является наиболее эффективным, так как позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков:
1. Методическая незавершенность.
В настоящее время на федеральном уровне не создано четких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации муниципальных программ. В результате приходится адаптировать программные методы уже к существующим методам планирования.
2. Программно-целевое планирование используется в основном для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.
3. Отсутствие адекватных методик расчета экономической эффективности программ. В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.
4. Недостаточная оперативность.
Учитывая масштабность многих программ, их адаптация к изменениям социально-экономической ситуации занимает достаточно долгое время.
Выработка политики в сфере программно-целевого метода планирования, анализ выполнения долгосрочных программ позволяют минимизировать вышеуказанные проблемы и расширить использование механизмов программно-целевого планирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.