Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
приказом Министерства
информационной политики
и массовых коммуникаций
Чувашской Республики
от 22 августа 2017 г. N 191
(приложение N 1)
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет правила осуществления Министерством информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее - Министерство) как главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Анализ осуществления Министерством внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита проводит Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Минфин Чувашии) в процессе осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю.
Министерство обязано представить информацию и документы, запрашиваемые Минфином Чувашии, в целях осуществления полномочия по проведению анализа осуществления Министерством внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
3. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно министром информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее - министр), заместителем министра, иными должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры). Внутренний финансовый контроль направлен на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Министерством и подведомственными получателями (администраторами) средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
б) подготовку и организацию мер по повышению эффективности и результативности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Предметом внутреннего финансового контроля является осуществление Министерством внутренних бюджетных процедур и составляющих их операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры) в рамках закрепленных за ним бюджетных полномочий.
5. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, актами Министерства, положениями об указанных структурных подразделениях.
6. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
б) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) сверка данных, сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
г) оценка качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
7. Показателями качества выполнения внутренних бюджетных процедур является отсутствие нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также фактов неэффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
8. Контрольные действия, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности.
9. Самоконтроль осуществляется сплошным способом ответственными должностными лицами структурного подразделения путем проведения контрольных действий в отношении каждой проведенной операции на соответствие бюджетному законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам, а также путем оценки причин и обстоятельств, негативно влияющих на совершение операции.
10. Контроль по уровню подчиненности осуществляется заместителями министра, координирующими и контролирующими деятельность структурных подразделений и руководителями структурных подразделений Министерства путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
11. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются должностными лицами Министерства без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц Министерства.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц Министерства.
12. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
13. Должностные лица структурных подразделений Министерства осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами и несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения действий и операций в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление в Минфин Чувашии документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам республиканского бюджета Чувашской Республики, расходам республиканского бюджета Чувашской Республики и источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики;
в) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства;
г) составление и направление в Минфин Чувашии документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Чувашской Республики;
д) составление, утверждение и ведение бюджетных смет;
е) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений Чувашской Республики;
ж) исполнение бюджетной сметы;
з) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований;
и) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в республиканский бюджет Чувашской Республики, пеней и штрафов по ним;
к) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
л) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики;
м) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
н) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
о) исполнение судебных актов по искам к Чувашской Республике, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства республиканского бюджета Чувашской Республики по денежным обязательствам казенных учреждений Чувашской Республики;
п) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
р) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
с) принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в республиканский бюджет Чувашской Республики.
14. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля в Министерстве несет заместитель министра, наделенный полномочиями по организации внутреннего финансового контроля (далее - уполномоченный заместитель министра).
15. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителем структурного подразделения Министерства.
16. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в ней предмету внутреннего финансового контроля указываются:
перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций;
нормативные правовые акты, в том числе внутренние стандарты, регулирующие выполнение операции;
данные о должностном лице, ответственном за выполнение операций;
периодичность выполнения операции;
данные о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;
метод осуществления контрольных действий;
контрольные действия;
вид контроля;
периодичность контрольного действия и срок выполнения контрольного действия.
17. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях Министерства осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
18. Утверждение карты внутреннего финансового контроля осуществляется уполномоченным заместителем министра.
Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется по форме согласно приложению к Порядку осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2014 г. N 221, и утверждается должностным лицом.
19. Актуализация карты внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год:
а) до начала очередного финансового года;
б) при принятии решения уполномоченным заместителем министра о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
в) в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, изменений, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
20. Ответственность за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур несут руководители структурных подразделений Министерства.
Министерство обязано представлять Минфину Чувашии запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления Министерством внутреннего финансового контроля.
Информация о результатах внутреннего финансового контроля отражается в журнале внутреннего финансового контроля и подлежит учету и хранению в установленном порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
21. Информация о результатах внутреннего финансового контроля, осуществляемого в структурных подразделениях Министерства, представляется руководителями структурных подразделений Министерства уполномоченному заместителю министра в виде докладной записки не реже одного раза в квартал в следующие сроки:
за 1, 2 и 3 кварталы - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
по итогам года - не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
Докладная записка с соответствующей резолюцией уполномоченного заместителя министра подлежит учету и хранению в структурных подразделениях Министерства в соответствии с установленными правилами делопроизводства в Министерстве, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
22. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля уполномоченный заместитель министра принимает решение:
а) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок, привлечения к материальной, дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, проведения служебных проверок;
б) об отсутствии оснований применения мер, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
г) о направлении материалов в Минфин Чувашии.
23. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных министру.
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
24. Внутренний финансовый аудит осуществляется должностными лицами Министерства (далее также - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Главный аудитор назначается приказом министра.
25. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении эффективности и результативности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
26. Предметом внутреннего финансового аудита являются совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями Министерства.
27. Аудиторы подчиняются непосредственно и исключительно министру.
28. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым министром (далее - план).
29. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители (аудиторы).
30. При планировании аудиторских проверок учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) достаточность информации для оценки эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которой в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля, которую можно получить в ходе аудиторских проверок;
в) наличие значимых бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) реальность сроков проведения аудиторских проверок;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
31. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Минфин Чувашии в целях составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
32. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные проверки и выездные.
33. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе должностных лиц иных структурных подразделений Министерства, для проведения экспертиз, необходимых при проведении аудиторских проверок.
Сроки направления и исполнения запросов устанавливаются министерством.
34. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
35. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет министр.
36. Министерство обязано представлять Минфину Чувашии запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
37. Составление, утверждение и ведение плана осуществляются в порядке, установленном Министерством.
38. Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании поручений министра.
39. В целях составления плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики и Минфином Чувашии в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
40. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной министром.
41. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
42. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение, основанное на профессиональном мнении лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения пользователей правом доступа к базам данных, ввода и вывода информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правом доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
43. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) изучения записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры, и (или) материальных активов;
б) изучения действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета должностным лицом субъекта внутреннего финансового аудита;
г) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций, их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
44. Аудиторская проверка не может превышать 30 рабочих дней.
Аудиторская проверка может быть продлена по решению министра на основании мотивированного предложения аудитора на срок не более 10 рабочих дней.
45. Аудиторская проверка может быть приостановлена по решению министра на основании мотивированного предложения аудитора при отсутствии или ненадлежащем оформлении записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры. На время приостановления проверки течение ее срока прерывается.
Решение о возобновлении проведения аудиторской проверки принимается министром после устранения причин ее приостановления.
46. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается аудиторами, и вручается руководителю объекта аудита под роспись. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 3 рабочих дней со дня его получения.
47. В акте аудиторской проверки указываются:
а) объект аудита;
б) тема аудиторской проверки;
в) аудиторы и независимые эксперты, в том числе из числа должностных лиц Министерства, привлеченные для проведения экспертиз, необходимых при проведении аудиторской проверки;
г) срок проведения аудиторской проверки;
д) основания для проведения аудиторской проверки;
е) перечень изученной информации (документации);
ж) перечень выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также внутренних стандартов (с указанием необходимых обоснований), в том числе фактов неэффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, собственности Чувашской Республики с указанием конкретных должностных лиц объекта аудита, допустивших нарушения.
Акт аудиторской проверки оформляется в двух экземплярах.
48. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должны содержать:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
Дело по результатам аудиторской проверки подлежи учету и хранению в соответствии с установленными правилами делопроизводства в Министерстве.
49. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению эффективности и результативности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
50. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется министру. По результатам рассмотрения указанного отчета министр вправе принять одно или несколько решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в Минфин Чувашии и прокуратуру Чувашской Республики в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, возможность устранения которых отсутствует.
51. В целях определения полноты и своевременности выполнения плана главный аудитор не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным календарным годом, составляет годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве в виде докладной записки и представляет его министру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.