Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы Администрации
г. Новочебоксарска
от 17 октября 2007 г. N 306
Порядок
проведения оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот по местным налогам
22 сентября 2017 г.
1. Общие положения
1.1 Оценка социально-экономической эффективности налоговых льгот по местным налогам, установленных и планируемых к установлению, производится в целях обеспечения контроля результативности процесса предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращение потерь бюджета города.
1.2 Порядок проведения оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот по местным налогам (далее - Порядок) определяет объекты предстоящей оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот по местным налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволяет обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот.
1.3 Порядок распространяется на установленные налоговые льготы, а также планируемые к установлению налоговые льготы по местным налогам (далее - налоговые льготы), за исключением налоговых льгот, предоставляемых при привлечении инвестиций.
1.4 В Порядке используются следующие основные понятия и термины:
социально-экономическая эффективность - экономическая, бюджетная и социальная эффективность установленных налоговых льгот и планируемых к установлению налоговых льгот;
налоговая льгота - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
оценка социально-экономической эффективности - сопоставление результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);
категория налогоплательщиков - группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности. Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности в целях применения льгот понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, и по которому объем реализованной продукции (товаров, услуг) составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализации;
бюджетная эффективность - оценка результата экономической деятельности налогоплательщика, которым предоставлены налоговые льготы с точки зрения влияния на доходы и расходы местного бюджета;
социальная эффективность - степень достижения социально значимого эффекта в результате реализации налогоплательщиком мер, направленных на развитие социальной инфраструктуры и повышение уровня качества жизни и благосостояния населения, в расчете на одного работника по отношению к расходам местного бюджета на социальную сферу на одного жителя.
В отдельных случаях социальная эффективность может равняться сумме экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на поддержку социально незащищенных категорий граждан.
Иные понятия и термины используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Основные принципы и цели установления налоговых льгот
2.1 Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
а) налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;
б) налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.
2.2 Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
а) обеспечение экономической заинтересованности юридических и физических лиц в расширении приоритетных для города видов экономической деятельности;
б) стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой для города продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития города;
в) создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в городе;
г) создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;
д) оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для города социальных задач;
е) оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.
3. Виды налоговых льгот и условия их предоставления
3.1 Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений Новочебоксарского городского Собрания депутатов.
3.2 Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
а) освобождение от уплаты налога отдельных объектов налогообложения;
б) освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
в) установление уровня налоговой ставки ниже максимального значения, установленного налоговым законодательством Российской Федерации.
3.3 Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет города.
3.4 Налоговые льготы устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу.
3.5 Налогоплательщики могут отказаться от использования налоговой льготы. Отказ от использования осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, предоставляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
При этом, неиспользованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств бюджета города.
3.6 В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности. При рассмотрении предложений о предоставлении налоговых льгот в обязательном порядке проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим Порядком в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).
При низкой оценке эффективности планируемые к установлению налоговые льготы не устанавливаются, а установленные налоговые льготы подлежат отмене в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Порядок оценки эффективности налоговых льгот
4.1 Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность от предоставления налоговых льгот по местным налогам.
Пункт 4.2 изменен с 27 сентября 2017 г. - Постановление Администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 22 сентября 2017 г. N 1503
4.2 Оценка производится Финансовым отделом администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - уполномоченный орган) в разрезе отдельно взятых видов местных налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).
Пункт 4.3 изменен с 27 сентября 2017 г. - Постановление Администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 22 сентября 2017 г. N 1503
4.3 Оценка эффективности установленных налоговых льгот и планируемых к установлению налоговых льгот осуществляется на основе информации, предоставляемой:
налогоплательщиками, внесшими в администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики предложения об установлении налоговых льгот, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
структурными подразделениями администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, осуществляющими координацию и регулирование в соответствующей отрасли экономики, внесшими предложение об установлении налоговых льгот, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
Инспекцией ФНС России по г. Новочебоксарску в рамках Соглашения по информационному взаимодействию, заключенного между Финансовым отделом администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики и ИФНС России по г. Новочебоксарску;
иными источниками.
При отсутствии или недоступности данных, необходимых для оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот, уполномоченный орган вправе направлять запросы налогоплательщикам.
4.4 При проведении оценки эффективности налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие показатели:
- налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;
- налоговая ставка по налогу;
- льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);
- норматив зачисления налога в бюджет города;
- сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;
- инвестиции в капитал;
- чистая прибыль;
- фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
- стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
- задолженность по заработной плате;
- среднемесячная заработная плата;
- динамика объема платежей по лизинговым операциям;
- расходы налогоплательщика на повышение квалификации (обучение) персонала;
- расходы налогоплательщика на социальные проекты;
- расходы на благотворительность;
4.5 Оценка эффективности налоговых льгот производится уполномоченным органом один раз в год по результатам отчетного финансового года по состоянию на 1 января текущего финансового года.
4.6 Сумма потерь доходов бюджета г. Новочебоксарска от установления налоговых льгот или планируемых к установлению налоговых льгот рассчитывается по видам налогов в зависимости от вида предоставляемых налоговых льгот по одной из нижеприведенных формул.
1) в случае предоставления налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения отдельных элементов налоговой базы (освобождение от налогообложения части налоговой базы):
, где
- сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета города;
- налоговая база;
- налоговая база с учетом льготы;
- действующая в период предоставления льгот ставка налога;
- норматив зачисления дохода от налога в бюджет г. Новочебоксарска (%);
- индекс потребительских цен за отчетный год;
2) в случае предоставления налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки:
, где
- пониженная (льготная) ставка налога.
Сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот представляет собой:
а) по земельному налогу - кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения, облагаемых по более низкой налоговой ставке;
б) по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.
4.7 Экономическая эффективность налоговых льгот оценивается в соответствии со следующими показателями налогоплательщика - получателя налоговой льготы (далее - налогоплательщик):
рост валовой прибыли;
рост инвестиций в основной капитал;
рост платежей по лизинговым операциям;
рост среднемесячной заработной платы;
снижение задолженности по зарплате.
Коэффициент экономической эффективности налоговых льгот рассчитывается по следующей формуле:
,
где - коэффициент экономической эффективности;
- сумма динамики вышеуказанных показателей налогоплательщика до и после предоставления налоговых льгот.
Налоговые льготы имеют положительную экономическую эффективность, если коэффициент экономической эффективности установленных налоговых льгот (планируемых к установлению налоговых льгот) больше либо равен единице ( >= 1), низкую эффективность - если значение коэффициента от 0 до 1.
4.8 Оценка бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании расчета коэффициента бюджетной эффективности по формуле
,
- коэффициент бюджетной эффективности;
- объем прироста поступлений по налогам, доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, за отчетный финансовый год в результате предоставления налоговой льготы;
...n - период предоставления налоговой льготы.
Налоговые льготы имеют положительную бюджетную эффективность, если коэффициент бюджетной эффективности установленных налоговых льгот (планируемых к установлению налоговых льгот) больше либо равен единице ( > = 1), низкую эффективность - если значение коэффициента от 0 до 1.
4.9 Оценка социальной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании динамики следующих социально-экономических показателей налогоплательщика:
динамика средней заработной платы;
прирост расходов на обучение персонала в расчете на одного работника;
прирост суммы отчислений на социальные проекты в расчете на одного работника;
прирост суммы средств, направленных налогоплательщиком на благотворительность в расчете на одного работника.
Коэффициент социальной эффективности налоговых льгот рассчитывается по следующей формуле:
,
где - коэффициент социальной эффективности;
- сумма прироста вышеуказанных социально-экономических показателей;
- среднесписочная численность работников налогоплательщика.
Налоговые льготы имеют положительную социальную эффективность, если коэффициент либо равен единице ( >= 1), низкую эффективность - если значение коэффициента от 0 до 1.
4.10 показатель социально-экономической эффективности налоговых льгот () представляет собой сумму коэффициентов экономической, бюджетной и социальной эффективности:
.
Налоговые льготы имеют положительную социально-экономическую эффективность, если сводный показатель экономической, бюджетной и социальной эффективности установленных налоговых льгот (планируемых к предоставлению налоговых льгот) больше или равен трем ( >= 3)
5. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот
Пункт 5.1 изменен с 27 сентября 2017 г. - Постановление Администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 22 сентября 2017 г. N 1503
5.1 По результатам проведения оценки составляется аналитическая записка, которая представляется главе города Новочебоксарска и в Новочебоксарское городское Собрание депутатов в срок до 5 августа года, следующего за отчетным;
5.2 Аналитическая записка по результатам оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот за отчетный финансовый год должна содержать:
- перечень предоставленных налоговых льгот на территории города в соответствии с Решением;
- сумму выпадающих доходов бюджета города по видам налогов вследствие предоставления налоговых льгот в соответствии с Решением;
- прогноз выпадающих доходов бюджета города по видам налогов на очередной финансовый год и плановый период вследствие предоставления налоговых льгот в соответствии с Решением.
- результаты оценки социально-экономической эффективности установленных налоговых льгот;
- предложения по сохранению, корректировке или отмене установленных налоговых льгот;
- предложения по предоставлению налогоплательщикам иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, бюджетные кредиты и т.д.)
5.3 При низкой оценке социально-экономической эффективности установленной налоговой льготы уполномоченный орган готовит проект решения о налогах, предусматривающий его отмену.
5.4. Заключение о социально-экономической эффективности планируемых к установлению налоговых льгот должно содержать:
- расчет выпадающих доходов бюджета города по видам налогов вследствие предоставления планируемых к установлению налоговых льгот;
- прогноз оценки социально-экономической эффективности планируемых к установлению налоговых льгот в динамике по годам на среднесрочную перспективу;
- обоснованные предложения по предоставлению иных мер государственной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, бюджетные кредиты и т.д.)
5.5 Информация о результатах проведения оценки социально-экономической эффективности установленных налоговых льгот официально публикуется в средствах массовой информации или размещается на официальном сайте администрации города.
5.6 Заключение о социально-экономической эффективности планируемых к установлению налоговых льгот готовится до внесения проекта решения о налогах Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов и прилагается к соответствующему проекту Решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.