Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Батыревском районе Чувашской Республики" (далее - подпрограмма) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Батыревского района Чувашской Республики до 2020 года, которой определены задачи по переходу экономики района на инновационный путь развития, повышение уровня благосостояния населения, развитие инфраструктуры.
Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако инвестиционные процессы в экономике района остаются недостаточно активными для ее структурной модернизации. Недостаток собственных долгосрочных денежных ресурсов, необходимых для запуска долгосрочных инвестиционных проектов, сдерживает модернизацию и диверсификацию экономики.
В этой связи расширение потока инвестиций в экономику района является определяющим условием успешной модернизации экономики.
В Батыревском районе проводится системная работа по повышению рейтинга инвестиционной привлекательности района.
Сегодня район имеет необходимый экономический потенциал для дальнейшего качественного развития экономики, внедряются новые технологии во все сферы деятельности, реализуются инвестиционные проекты, происходят преобразования в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. В рамках проведения целенаправленной инвестиционной политики, реализуются инвестиционные программы, включающие инвестиционные проекты, которым оказывается государственная и муниципальная поддержка.
В целях муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в Батыревском районе Чувашской Республики используются следующие формы и методы:
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в порядке, установленном администрацией Чувашской Республики;
поддержка субъектов инновационной деятельности, осуществляющих реализацию инновационных проектов и создающих инфраструктуру, обеспечивающую создание и реализацию инноваций, в порядке, установленном администрацией Чувашской Республики;
заключение концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности Батыревского района Чувашской Республики;
предоставление льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Батыревского района Чувашской Республики и предоставленными для размещения вновь создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов объектов производственного и непроизводственного (социального, культурного и спортивного) назначения, включенных в муниципальные программы Батыревского района Чувашской Республики (подпрограммы муниципальных программ Батыревского района Чувашской Республики), в порядке и размерах, установленных администрацией Батыревского района Чувашской Республики;
предоставление на конкурсной основе субсидий на подготовку инвестиционных площадок "под ключ" (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой), в том числе для формирования территорий опережающего развития (индустриального (промышленного) парка, агропромышленного парка, логистического парка, технопарка, офисно-делового парка, многофункционального парка), за счет средств республиканского бюджета Батыревского района Чувашской Республики в соответствии с методикой распределения субсидий, утверждаемой постановлением администрации Батыревского района Чувашской Республики;
предоставление на конкурсной основе субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров, за счет средств бюджета Батыревского района Чувашской Республики в порядке, установленном администрацией Батыревского района Чувашской Республики;
прямое участие Батыревского района Чувашской Республики в инвестиционной деятельности путем:
ежегодного формирования районной адресной инвестиционной программы Батыревского района на очередной финансовый год и плановый период (далее - адресная инвестиционная программа), утверждаемой решением Батыревского района Чувашской Республики о бюджете Батыревского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;
предоставления на конкурсной основе муниципальных гарантий Батыревского района Чувашской Республики (далее - муниципальная гарантия);
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
выпуска облигационных займов Батыревского района Чувашской Республики, гарантированных целевых займов;
вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности Батыревского района Чувашской Республики;
возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
финансирования инвестиционных проектов юридических лиц, не являющихся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, на долевых началах с ними на условиях оформления участия Батыревского района Чувашской Республики в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
другие формы и методы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) в 2014 году составил 121,7 млн. рублей (44,7%), в 2015 году - 115,7 млн. руб. (86,4%), в 1 полугодии 2016 года - 51,4 млн. руб. (увеличение в 2,1 раза).
Объем инвестиций в 2016 году по оценке составит 152,8 млн. руб. или увеличится по сравнению с 2015 годом на 22,3%.
В условиях ограничения бюджетных средств осуществляется привлечение средств из внебюджетных источников.
В целях создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов на сегодняшний день в республике и районе разработана необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность, внедрены основные элементы Стандарта деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт).
Внедрение Стандарта направлено на обеспечение регионов необходимым набором инструментов для повышения инвестиционной привлекательности, включая лучшие практики в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами.
В рамках внедрения в Чувашской Республике Стандарта подписан Указ Главы Чувашской Республики от 13.02.2013 N 15 "О мерах по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в Чувашской Республике", в соответствии с которым была разработана и утверждена "дорожная карта" по внедрению Стандарта.
Дорожная карта содержит 15 универсальных требований, которые условно можно разделить на 3 группы: гарантии инвесторам, обеспечение необходимых условий для реализации инвестиционных проектов, а также стратегия инвестиционного развития региона. Инвесторов и предпринимателей при реализации инвестиционных проектов, как показывают опросы, в большей степени интересуют:
план создания и развития инфраструктуры, который представляет собой свод строительства и реконструкции объектов на территории муниципального образования, предусмотренных в планах и программах Российской Федерации, Чувашской Республики, органов местного самоуправления, в инвестиционных программах субъектов естественных монополий, с указанием объемов и источников финансирования, планируемых сроках сдачи в эксплуатацию;
единый регламент сопровождения всех категорий инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
законодательное закрепление защиты прав инвесторов;
создание каналов прямой связи с руководством республики и органов местного самоуправления для инвесторов и др.
Одним из ключевых элементов выполнения указанного Стандарта является принятие в 2013 году Инвестиционной стратегии Чувашской Республики до 2020 года, которая направлена на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в республике. Одной из главных задач Инвестиционной стратегии является снижение административных барьеров и инфраструктурных ограничений, оказывающих негативное влияние на развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.
Ускорению административных и разрешительных процедур, а также снижению расходов инвесторов на инфраструктуру способствует также создание инвестиционных площадок "под ключ" (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой), предусматривающих создание территорий опережающего развития. Создание территорий опережающего развития позволяет решать системную проблему, существенно сдерживающую реализацию инвестиционных проектов в сфере производства. Преимущества размещения предприятий на таких, так называемых, "коричневых" площадках очевидны - к ним относятся административные, инфраструктурные, временные и финансовые преимущества.
В Батыревском районе в данном направлении проводится соответствующая работа: на официальном сайте Батыревского района в разделе "Инвестиционный потенциал Батыревского района" в открытом доступе размещены сведения о неиспользуемых земельных участках по Батыревскому району, о свободных объектах недвижимости, перечень инвестиционных площадок.
Создана инвестиционная карта, на которой размещена информация о свободных производственных площадках и земельных участках на территории Батыревского района (3 производственные площадки, 9 земельных участков общей площадью 569,2 га).
Поддержка предпринимателей на ранней стадии их деятельности (до 3 лет) осуществляется путем предоставления в аренду помещений бизнес-инкубатора Батыревского района.
Наряду с льготными условиями аренды помещений бизнес-инкубатором предоставляются следующие виды услуг:
- предоставление в аренду (субаренду) переговорных, конференц-зала);
- консультационные услуги
В последние годы в республике и районе наблюдается тенденция сотрудничества государства и бизнеса, создания новых форм их партнерства. Их взаимодействие осуществляется в рамках государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Это связано с тем, что далеко не всегда предприятия инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, автодорожное, коммунальное хозяйства, социальная сфера) могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. С другой стороны, в бюджете района нет достаточного масштаба финансовых ресурсов, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство для удовлетворения растущего спроса хозяйственных структур.
В рамках развития механизма ГЧП на уровне района планируется:
совершенствование нормативной правовой базы функционирования механизмов ГЧП (включая механизмы заключения концессионных соглашений, предоставления бюджетных ассигнований и т.д.);
обеспечение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в части развития механизмов и реализации проектов ГЧП;
повышение эффективности реализации проектов ГЧП;
упрощение процедуры доступа к инструментам ГЧП;
мониторинг проектов ГЧП.
Заключение концессионных соглашений при реализации инвестиционных проектов предприятий инфраструктурных отраслей является одним из механизмов ГЧП, который в настоящее время развивается в Чувашской Республике и в Батыревском районе. Неоспоримым преимуществом концессионных соглашений является то, что государство только на время уступает свои права на пользование объектами концессионных соглашений. А несомненным плюсом при заключении концессионных соглашений является ощутимое снижение бюджетных средств государства на строительство, модернизацию, содержание и эксплуатацию объектов концессионного соглашения.
В 2016 году администрацией Батыревского района начата процедура заключения 2 концессионных соглашений по итогам конкурсных процедур с частными компаниями о передаче в аренду муниципального имущества, которое подлежит модернизации за счёт средств концессионера.
Указом Президента Чувашской Республики от 26 мая 2011 г. N 40 создано ОАО "Корпорация развития Чувашской Республики", деятельность которого направлена на сопровождение инвестиционных проектов, обеспечивающее реализацию принципа "единого окна" - выполнение разрешительных и согласовательных процедур с минимально необходимым участием инвесторов от момента подачи инвестором декларации о намерении реализации инвестиционного проекта на территории Чувашской Республики до его реализации.
Вместе с тем, с точки зрения перспектив развития инвестиционного потенциала имеется ряд проблем, к наиболее существенным из которых можно отнести:
отсутствие готовых инженерно обустроенных инвестиционных площадок для предложения инвестору для размещения производств;
административные барьеры на пути реализации инвестиционных проектов (длительность процедур, предшествующих получению разрешения на строительство объектов, дефицит специалистов в сфере градостроительства);
дефицит гостиничного фонда эконом-класса, недостаточно сформированная инфраструктура для развития рекреационного, спортивного, сельского, а также активных видов туризма, недостаточно высокий уровень туристского сервиса;
отсутствие долгосрочных производственных и инвестиционных программ развития организаций, что не позволяет своевременно привлекать средства крупных инвестиционных компаний и институтов развития;
недоступность долгосрочных инвестиционных кредитов для организаций коммунального комплекса и несовершенство системы тарифного регулирования в условиях отсутствия прозрачности и стабильности развития инфраструктурного сектора.
Недостаток инвестиционных ресурсов, поступающих в экономику района, в дальнейшем может привести к снижению темпов развития отдельных секторов экономики, качества предоставляемых населению услуг и в конечном счете уровня и качества жизни населения района.
Устранение проблем возможно исключительно программно-целевым методом, так как для их решения будут привлечены органы всех уровней власти. Кроме того, для развития сетей инженерной инфраструктуры планируется привлечь представителей естественных монополий. Финансирование мероприятий именно в рамках подпрограммы позволит минимизировать риски нецелевого использования бюджетных средств, а также сконцентрировать все организационные финансовые ресурсы на решении первоочередных задач.
Настоящая подпрограмма позволит создать наиболее благоприятные условия для привлечения потенциальных инвесторов в экономику района и реализации перспективных инвестиционных проектов в секторах экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.