Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Приложение N 1
к муниципальной программе Ядринского
района Чувашской Республики
"Развитие жилищного строительства
и сферы жилищно-коммунального хозяйства"
Подпрограмма
"Государственная поддержка строительства жилья в Ядринском районе Чувашской Республики" муниципальной программы Ядринского района Чувашской Республики "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства"
Паспорт Подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
Государственная поддержка строительства жилья в Ядринском районе Чувашской Республики муниципальной программы Ядринского района Чувашской Республики |
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
- |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р, Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Указ Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. N 114 "О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике", |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Отдел строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ Ядринского района Чувашской Республики |
Основной разработчик подпрограммы |
- |
Отдел строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ Ядринского района Чувашской Республики |
Цели подпрограммы |
- |
снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов; создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем экономического класса отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей; формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан; создание для граждан Ядринского района Чувашской Республики возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам семей, желающих улучшить свои жилищные условия. |
Задачи подпрограммы |
- |
увеличение объемов жилищного строительства и его доступности для жителей Ядринского района Чувашской Республики; создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса, в том числе быстровозводимого энергоэффективного малоэтажного жилья со снижением себестоимости строительства повышение уровня обеспеченности населения жильем путем развития направлений строительства жилья, доступного для широких слоев населения, включая строительство арендного жилья, формирование государственного жилищного фонда Ядринского района Чувашской Республики коммерческого использования, формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в первую очередь в части реализации проектов комплексной застройки территорий со снижением себестоимости строительства жилья путем создания объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры за счет инвестиций, не входящих в стоимость жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом населения; создание условий для дальнейшего развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования; стимулирование частной инициативы граждан в строительстве жилья; вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса; |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
годовой объем ввода жилья в 2020 году - 16,0 тыс. кв. метров общей площади жилья; доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде в 2020 году - 0% от общей площади жилищного фонда; |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
2016 - 2020 годы |
Объемы финансирования подпрограммы с разбивкой по годам реализации программы |
- |
общий объем финансирования Программы за 2016 - 2020 годы составит 5038,8 тыс. рублей, в том числе: в 2016 году - 3,6 тыс. рублей; в 2017 году - 2,5 тыс. рублей; в 2018 году - 2,5 тыс. рублей; в 2019 году - 2515,1 тыс. рублей; в 2020 году 9 2515,1 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Подпрограммы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
реализация Подпрограммы должна обеспечить достижение в 2020 году следующих показателей: улучшение жилищных условий граждан Ядринского района Чувашской Республики; обеспечение комплексного освоения территорий с решением при их застройке проблем развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры за счет инвестиций, не входящих в стоимость квадратного метра жилья; полное обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вставших на учет на улучшение жилищных условий; совершенствование нормативно-правовой базы Ядринского района Чувашской Республики в целях повышения доступности жилья; создание условий для улучшения демографической ситуации в районе, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе; обеспечить ежегодный прирост доходов бюджетов всех уровней, а также валового регионального продукта, полученных благодаря приросту объемов ввода жилья; создать условия для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного строительства. |
Введение
Обеспечение важнейшей потребности человека - иметь благоустроенное жилье - является одной из фундаментальных задач любого правового государства. Экономическая значимость жилищного строительства, являющегося генератором плановых поступлений и привлечения инвестиций в целый ряд отраслей, а также мультипликативный эффект шестикратного увеличения занятости населения в смежных отраслях определяют постоянный приоритет поддержки жилищного строительства в Ядринском районе Чувашской Республики.
К основным причинам, препятствующим инвестиционной активности в строительстве как крупных застройщиков, так и граждан, относятся:
неосведомленность потенциальных инвесторов (застройщиков), граждан о перспективных площадках для градостроительного освоения, предусмотренных в утвержденных документах территориального планирования, а также отсутствие у них информации об указанных документах;
отсутствие заранее разработанной и утвержденной органами местного самоуправления документации по планировке территорий (жилых районов, улиц);
отсутствие сформированных органами местного самоуправления земельных участков под жилищное строительство;
излишне регламентированная и громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров;
отсутствие земельных участков, предусмотренных под жилищное строительство, с имеющейся коммунальной инфраструктурой;
высокая изношенность производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций и граждан.
Муниципальная подпрограмма государственной поддержки строительства жилья в Ядринском районе Чувашской Республики на 2016 - 2020 годы (далее - Подпрограмма) разработана в целях реализации Указа Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. N 114 "О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р. Программа базируется на основных положениях федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и Закона Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года".
Подпрограмма разработана с целью обеспечения населения Ядринского района Чувашской Республики доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья, привлечения инвестиций в отрасль, удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности и является одним из основных инструментов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Ядринском районе Чувашской Республики".
На республиканском уровне сформирована определенная нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Принят ряд республиканских законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
На районном уровне новые правовые условия создают основу для достижения поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, определяют социальную направленность нового этапа реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения.
Реформирование жилищной сферы обеспечило коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Исходя из тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в районе Подпрограмма призвана в рамках основных направлений, определяемых федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", обеспечить комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, практическую реализацию мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих в этой сфере проблемных вопросов. В рамках реализации проектов комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономкласса на районном уровне будет отработан комплексный подход к оказанию различных мер государственной поддержки, предусматривающий поддержку частной инициативы граждан, поддержку жилищных некоммерческих объединений граждан, поддержку местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, помощь в использовании средств материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, обеспечение территорий в целях жилищного строительства необходимой инфраструктурой. Подпрограмма ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и республиканские программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
1.1. Интенсивность жилищного строительства в Ядринском районе Чувашской Республики
В Ядринском районе Чувашской Республики жилищному строительству, с учетом его социальной и экономической эффективности, в последние 10 лет уделялось особое внимание. В 2013 - 2015 годах Ядринский район строил без малого 64,64 тыс. кв. метра.
При этом интенсивность жилищного строительства в городской и сельской местности в Ядринском районе Чувашской Республики также различается (табл. 1):
Таблица 1
Ввод жилья в городской и сельской местности в Ядринском районе Чувашской Республики
Наименование параметров |
Единица измерения |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ввод жилых домов в городах |
тыс. кв. м |
0,721 |
1,193 |
2,036 |
Ввод жилых домов в сельской местности |
тыс. кв. м |
20,849 |
20,847 |
18,996 |
Данные показатели достигнуты за счет целенаправленной и системной работы по ряду направлений.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели и задачи подпрограммы, индикаторы достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, срок реализации подпрограммы
Основными целями Подпрограммы являются:
снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов;
создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем экономического класса отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей;
формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан;
создание для граждан Ядринского района Чувашской Республики возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам семей, желающих улучшить свои жилищные условия.
Основными задачами Подпрограммы являются:
увеличение объемов жилищного строительства и его доступности для жителей Ядринского района Чувашской Республики;
создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса, в том числе быстровозводимого энергоэффективного малоэтажного жилья со снижением себестоимости строительства;
формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в первую очередь в части реализации проектов комплексной застройки территорий со снижением себестоимости строительства жилья путем создания объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры за счет инвестиций, не входящих в стоимость жилья;
обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом населения;
создание условий для дальнейшего развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
стимулирование частной инициативы граждан в строительстве жилья;
вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса.
Срок реализации Подпрограммы - 2016 - 2020 годы.
Подпрограмма направлена на достижение значений целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р, которые устанавливаются на каждый год ее реализации. Система целевых показателей (индикаторов) реализации Подпрограммы включает в себя основные показатели развития жилищного строительства в Ядринском районе Чувашской Республики, обеспечения улучшения жилищных условий граждан, а также эффективности проведения мероприятий.
Для реализации целевых показателей Подпрограммы в жилищное строительство должны прийти дополнительные инвестиции, которые позволят обеспечить ввод жилья на заданном уровне (табл. 2).
Таблица 2
Стоимость строительства жилья в Ядринском районе Чувашской Республики
Годы |
Ввод жилья, тыс. кв. метров |
Прирост ввода жилья к предыдущему периоду, тыс. кв. метров |
Значение индекса-дефлятора, процентов |
Реальная средняя стоимость 1 кв. м жилья с учетом инфляции (прогноз), рублей |
Стоимость строительства жилья, вводимого дополнительно к базовому уровню, млн. рублей |
2016 |
16,50 |
-4,5 |
0 |
28500 |
15,0 |
2017 |
16,50 |
0 |
0 |
28500 |
15,0 |
2018 |
16,50 |
0 |
0 |
28500 |
20,0 |
2019 |
16,50 |
0 |
0 |
28500 |
20,0 |
2020 |
16,50 |
0 |
0 |
28500 |
20,0 |
Итого |
82,50 |
- |
|
|
90,0 |
Прогнозный объем инвестиций в целом в жилищное строительство должен составить (табл. 3):
Таблица 3
Объем
инвестиций в жилищное строительство в Ядринском районе Чувашской Республики
Годы |
Общий объем ввода жилья, тыс. кв. метров |
В том числе |
Реальная средняя стоимость 1 кв. метра жилья, рублей |
Объем инвестиций в строительство, млн. рублей |
||||
многоквартирные дома |
ИЖД |
многоквартирные дома |
ИЖД |
многоквартирных домов |
индивидуальных жилых домов |
всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2016 |
16,50 |
3,55 |
17,45 |
28500 |
28500 |
101,175 |
498,325 |
598,50 |
2017 |
16,50 |
4,0 |
12,50 |
28500 |
28500 |
114,000 |
356,250 |
470,25 |
2018 |
16,50 |
4,0 |
12,50 |
28500 |
28500 |
114,000 |
356,250 |
470,25 |
2019 |
16,50 |
4,0 |
12,50 |
28500 |
28500 |
114,000 |
356,250 |
470,25 |
2020 |
16,50 |
4,0 |
12,50 |
28500 |
28500 |
114,000 |
356,250 |
470,25 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
2479,50 |
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия Подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р, Указа Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. N 114 "О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике" подпрограммы и Государственной программы в целом. Мероприятия Подпрограммы подразделяются на мероприятия по финансовому обеспечению, организационные мероприятия и мероприятия по нормативно-правовому обеспечению реализации Подпрограммы.
Подпрограмма объединяет два основных мероприятия:
Основное мероприятие 1. Создание условий для развития рынка доступного жилья, развития жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономкласса.
Мероприятие 1.1. ежегодное формирование заявок на участие в подпрограммах федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Основное мероприятие 2. Государственная поддержка отдельных категорий граждан в приобретении жилья.
Мероприятие 2.1. Осуществление отдельных государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Мероприятие 2.2 Осуществление отдельных государственных полномочий Чувашской Республики по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Мероприятие 2.3. Обеспечение жильем малоимущих граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Мероприятие 2.4. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основное мероприятие 3. Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Мероприятие 3.1. Строительство объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства.
Основное мероприятие 4. Обеспечение жилищного строительства земельными участками.
Мероприятие 4.1. Формирование новых площадок под комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Ядринского района Чувашской Республики.
Мероприятие 4.2.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Чувашской Республики "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике", Указом Президента Чувашской Республики от 4 марта 2011 г. N 23 "О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Чувашской Республике", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 2011 г. N 427 "О мерах по реализации Закона Чувашской Республики "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике".
1.1. Внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в строительстве и промышленности строительных материалов
Основной принцип реализации мероприятий по данному направлению состоит в обеспечении строительства современными энергоэффективными решениями на стадии проектирования, повышении контроля на стадии технологического процесса строительства, применении энергоэффективных строительных материалов и конструкций, приемке законченных строительством зданий и сооружений в строгом соответствии с требованиями строительных норм и правил.
В настоящее время в районе в строительстве применяются прогрессивные энергосберегающие технологии, включая эффективные утеплители в ограждающих конструкциях зданий, деревянные и металлопластиковые стеклопакеты для заполнения оконных и балконных проемов, приборы учета, контроля и регулирования основных энергоносителей как на вводах в здания, так и поквартирно, перспективные источники теплоснабжения (автономные крышные, встроенные и пристроенные котельные, теплонасосы), эффективные стеновые материалы, изделия, оборудование и др.
Основными направлениями для достижения поставленных задач по энерго- и ресурсосбережению являются:
максимальное использование в строительстве и промышленности строительных материалов, изготовленных по освоенным в республике современным технологиям производства строительных материалов, конструкций и изделий, таких как эффективные теплоизоляционные материалы "Эковата", стеновые материалы - термоблоки, пенобетон, применяемые для ограждающих конструкций малоэтажных домов, а также в каркасных зданиях многоэтажных жилых домов;
увеличение в жилищном строительстве доли современного крупнопанельного домостроения;
увеличение объемов малоэтажного домостроения с применением панелей "РаПан", "ЭкоПан", легких стальных тонкостенных конструкций и других технологий быстровозводимого жилья.
1.2. Обеспечение территорий жилой застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры
Данному направлению в Подпрограмме уделяется особое внимание как определяющему в значительной мере дальнейшее развитие территорий жилой застройки.
В связи со сложностью обеспечения жилой застройки инженерной и транспортной инфраструктурой, объектами социального обеспечения полностью за счет средств бюджетов всех уровней (ограниченность ресурсов), за счет средств застройщиков (затраты на строительство сетей включаются в стоимость жилья) предполагается осуществление комплекса мероприятий, предусматривающих оказание различных мер государственной поддержки.
Развитие инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства в Ядринского района Чувашской Республики происходит по следующим направлениям:
комплексное развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности с целью обеспечения социального развития села и активизации индивидуального жилищного строительства;
комплексное развитие инженерной инфраструктуры в рамках проектов комплексной жилой застройки.
Преобладание в Подпрограмме ввода индивидуального жилья в основном в сельских муниципальных образованиях - это результат планомерного проведения в Ядринском районе Чувашской Республики социально ориентированной государственной политики. Ежегодно средства Ядринского районного бюджета Чувашской Республики направляется на комплексное и устойчивое развитие сельских территорий. Создаются комфортные условия жизни сельских тружеников: подводится природный газ, строятся асфальтированные дороги, открываются отделения общей врачебной (семейной) практики, современные школы, модельные библиотеки, центры общественного доступа, проводятся мероприятия по обеспечению населения качественной питьевой водой.
1.3. Обеспечение земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельным кодексом Российской Федерации" внесены изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым установлено право граждан, имеющих трех и более детей, бесплатно приобретать, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
На основании указанных требований законодательства Российской Федерации принят Закон Чувашской Республики от 1 апреля 2011 г. N 10 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике", который предусматривает предоставление земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на безвозмездной основе.
По состоянию на 01 января 2016 г. для получения земельного участка на территории республики поставлено на учет 300 многодетных семей, что составило 67 процентов от общего количества многодетных семей.
Муниципальными образованиями Ядринского района Чувашской Республики для предоставления многодетным семьям сформировано 128 земельных участков. Сертификаты на право безвозмездного получения земельного участка вручены 103 многодетным семьям, в том числе:
для строительства жилых домов - 56;
для ведения личного подсобного хозяйства - 24;
для дачного строительства - 23.
Общая площадь предоставленных земельных участков в Ядринском районе Чувашской Республики составила 13,6 га.
В период с 2017 по 2020 год органами местного самоуправления планируется бесплатно предоставить земельные участки 45 многодетным семьям. Данные в разрезе муниципальных районов и городских округов приведены в табл. 4.
Таблица 4
Количество земельных участков, которые будут предоставлены многодетным семьям в 2011 - 2017 годах
N п/п |
Наименование муниципальных районов, городских округов |
всего |
Количество земельных участков, планируемых к предоставлению |
||||
в том числе по годам | |||||||
2011-2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1. |
Ядринский |
173 |
138 |
20 |
5 |
5 |
5 |
|
Итого: |
173 |
138 |
20 |
5 |
5 |
5 |
Примечание: Количество земельных участков, планируемых к предоставлению, подлежит ежегодной корректировке с учетом количества многодетных семей, поставленных на учет на получение земельных участков.
Общее количество сформированных органами местного самоуправления земельных участков для предоставления многодетным семьям по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 128 участка, из которых подлежат обеспечению инженерной инфраструктурой 128 земельных участков. В основном это земельные участки, включенные в границы населенных пунктов для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Обеспечение данных земельных участков инженерной инфраструктурой требует значительных финансовых затрат.
Учитывая, что почти 90 процентов многодетных семей являются малообеспеченными, при получении многодетной семьей земельного участка для индивидуального жилищного строительства отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры создает большие трудности для его застройки.
Для стимулирования жилищного строительства данной категории семей, а впоследствии улучшения их жилищных условий необходима государственная поддержка в части обеспечения земельных участков, передаваемых многодетным семьям для жилищного строительства, инженерной инфраструктурой.
Правительством Российской Федерации рекомендовано обеспечивать земельные участки, передаваемые многодетным семьям для жилищного строительства, инженерной инфраструктурой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Во исполнение данного поручения проведен анализ сформированных органами местного самоуправления земельных участков для последующей передачи многодетным семьям с учетом месторасположения сформированных земельных участков относительно существующей инженерной инфраструктуры и определена ориентировочная средняя стоимость обеспечения одного земельного участка инженерной инфраструктурой. На основании планов формирования органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов земельных участков для последующего предоставления многодетным семьям на 2016 - 2020 годы произведен расчет потребности в бюджетных средствах на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в 2016 - 2020 годах, ее объем составил 600,0 млн. рублей.
Финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики на условиях софинансирования в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов Чувашской Республики на софинансирование расходов по строительству объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
1.4. Оказание поддержки развитию малоэтажного жилищного строительства
Основной целью Подпрограммы является обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового малоэтажного строительства на конкурентном рынке жилья, в том числе жилья экономкласса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Для достижения этой цели Кабинетом Министров Чувашской Республики, органами местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики должна проводиться согласованная политика, направленная на формирование сегмента жилья экономического класса, комплексное освоение и развитие территорий, соблюдение социальных гарантий и конституционных прав граждан, связанных с улучшением их жилищных условий.
Реализуемые в рамках Подпрограммы проекты комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья экономкласса должны соответствовать документам территориального планирования и градостроительного зонирования и предусматривать согласованное развитие жилищного строительства и необходимой инженерной, социальной и дорожной инфраструктур с учетом прогнозов по размещению новых производств и созданию новых рабочих мест.
Прогнозируемая структура ввода жилья в Ядринском районе Чувашской Республики определяет следующее соотношение строительства многоквартирного жилищного фонда высотой более 3 этажей и малоэтажного (табл. 5).
Таблица 5
Структура ввода многоквартирного жилья в Ядринском районе Чувашской Республики
|
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общий объем ввода жилья, тыс. кв. м |
16,50 |
16,50 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
Ввод малоэтажного жилья, тыс. кв. м |
15,0 |
14,9 |
14,9 |
14,9 |
14,9 |
Объем ввода многоквартирного жилья высотой от и более 3 этажей, тыс. кв. м |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
Доля малоэтажного жилья в общем объеме ввода, % |
90,9 |
90,3 |
90,3 |
90,3 |
90,3 |
Основанием прогноза является динамика ввода индивидуальных жилых домов за 2011 - 2015 годы. Малоэтажное жилищное строительство в Ядринском районе Чувашской Республики будет осуществляться по следующим основным направлениям:
строительство индивидуального малоэтажного жилья в сельской местности - около 85 процентов всего малоэтажного строительства;
проекты комплексной малоэтажной застройки (организованные коттеджные поселки, в том числе экономкласса), строительство которых ведется с учетом государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, федерального бюджета по линии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Для проектов комплексной малоэтажной застройки и строительства индивидуального малоэтажного жилья предусматривается возможность предоставления мер государственной поддержки в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
В рамках реализуемых программ в 2016 - 2020 годах государственная поддержка будет оказываться индивидуальному строительству на селе в объеме, равном среднегодовому значению за 2014 - 2016 годы.
Кроме мер, направленных на снижение стоимости подготовки земельных участков под малоэтажную жилую застройку, существенным фактором, влияющим на снижение стоимости строительства малоэтажного жилья и повышающим доступность строительства жилого дома для населения, является разработка проектных решений жилых домов многократного применения с использованием в строительстве новых технологий и современных строительных материалов.
1.5. Развитие жилищного фонда для передачи в наем (в аренду), Государственный жилищный фонд Чувашской Республики коммерческого использования
В Чувашской Республике Указом Президента Чувашской Республики от 29 февраля 2008 г. N 17 "Об улучшении жилищных условий граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" перед Кабинетом Министров Чувашской Республики была поставлена задача формирования государственного жилищного фонда Чувашской Республики для предоставления его в коммерческий наем очередникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.
Основная идея данной Подпрограммы - дать возможность большой части граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не способных приобрести жилье, возможность решить жилищную проблему путем найма благоустроенного жилья, полностью готового к проживанию, на длительный срок - 5 лет с правом пролонгации найма на условиях оплаты за наем, лучших по сравнению с теми, на которых они снимают жилье на рынке, - меньшей в 3-5 раз оплате в зависимости от муниципального образования
Основные механизмы создания государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования.
Здесь используются как прямые бюджетные инвестиции в строительство, так и кредитные средства с их обслуживанием за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Финансирование строительства объектов госжилфонда производится за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и привлекаемых средств кредитных организаций Российской Федерации. В 2008 году на строительство объектов госжилфонда из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 400 млн. рублей.
Квартиры государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования предоставляются по договору коммерческого найма очередникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, в виде отдельной квартиры по месту их жительства, в порядке очередности исходя из времени подачи заявления о предоставлении жилья в наем. Общая площадь жилого помещения на одного члена семьи определена в пределах от 6 кв. метров и не более нормы, установленной органом местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма.
Жилые помещения данного фонда предоставляются гражданам на правах аренды (коммерческого найма) без права приватизации.
Преимущественное право на предоставление жилья по договору имеют граждане из числа состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и (или) члены их семьи:
не имеющие жилых помещений в собственности, в пользовании по договору социального найма, за исключением жилых помещений в коммунальных квартирах;
проживающие в специализированном жилищном фонде;
работники бюджетной сферы;
граждане, имеющие в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма;
граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. и имевшие до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное и первоочередное предоставление жилых помещений;
граждане, имеющие особые заслуги в спорте (участники Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, победители и призеры чемпионатов мира и Европы по олимпийским видам спорта и их тренеры);
участники долевого строительства и иные лица, пострадавшие от деятельности недобросовестных застройщиков, осуществившие отчуждение единственного жилого помещения и оплату жилого помещения в размере не менее 70 процентов его стоимости по договору. Под отчуждением единственного жилого помещения подразумевается его продажа с направлением всех средств, вырученных от продажи, на оплату стоимости строительства жилого помещения по договору участия в долевом строительстве жилого помещения либо другому договору, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном доме.
Кроме того, преимущественное право на предоставление жилых помещений имеют не состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
специалисты, приглашенные из других субъектов Российской Федерации для работы в лечебно-профилактических учреждениях в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье";
специалисты, приглашенные в государственные театрально-концертные организации для реализации высокохудожественных проектов и программ общенационального значения в области театрального и исполнительского искусства;
лица, назначенные из других субъектов Российской Федерации на должности руководящего состава в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Чувашской Республике.
При этом данная программа не решает всей проблемы в связи с ограниченностью ресурсов в Чувашской Республике, но может переломить ситуацию с жилищной проблемой для работников бюджетной сферы, в том числе федеральных органов власти, молодых семей, которым не оказывается государственная поддержка, наиболее квалифицированных кадров промышленных предприятий.
Плата за аренду включает в себя три основные составляющие:
плату за пользование жилым помещением (плату за наем);
плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
плату за коммунальные услуги.
Две составляющие оплачивают все собственники жилья - за коммунальные услуги и плату за содержание и ремонт жилья;
третья составляющая - плата за пользование жилой площадью (плата за наем).
Данная мера государственной поддержки пользуется огромным спросом у населения.
1.6. Реализация различных видов ипотечного кредитования с интеграцией в них мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, специалистов на селе, граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, инвалидов, детей-сирот, семей, имеющих право на использование средств материнского (семейного) капитала, а также отдельных категорий граждан на приобретение жилья "экономического класса" в целях улучшения жилищных условий
Благодаря влиянию на спрос и повышение доступности приобретения жилья стимулируются предложение на рынке жилья, активность строительных организаций. Именно поэтому значительное внимание в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" уделено не только вопросам обеспечения жильем наименее защищенных категорий граждан - молодых семей и получателей сертификатов (военнослужащих, переселенцев, ликвидаторов радиационных аварий, ветеранов и инвалидов), но и развития системы классической ипотеки, рефинансирования ипотечных кредитов, внедрения в практику новых ипотечных продуктов с интеграцией в них различных мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий.
В целях повышения доступности приобретения жилья гражданами с различным уровнем доходов за счет получения ипотечных жилищных кредитов, создания условий для развития системы долгосрочного жилищного кредитования, позволяющей гражданам, имеющим соответствующие доходы, получить ипотечный жилищный кредит, в республике с 2006 года реализовывалась подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2015 годы.
1.7. Влияние на жилищное строительство государственной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
На конец 2016 года в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях стояли 385 семей.
В 2015 году получили жилые помещения и улучшили жилищные условия 42 семьи.
Одним из направлений стимулирования жилищного строительства является оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе обеспечение жилыми помещениями в установленном порядке:
1) отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством:
граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц;
граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами;
граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц;
2) ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
3) ветеранов Великой Отечественной войны;
4) молодых семей;
5) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей.
Итоги работы в данном направлении с 2002 по 2012 год выглядят следующим образом (табл. 6):
Таблица 6
Реализация программ государственной поддержки граждан в улучшении жилищных условий в Чувашской Республике с 2011 по 2015 год
Наименование направления государственной поддержки |
Количество семей, улучшивших жилищные условия |
Общая площадь жилья, тыс. кв. м |
Объем инвестиций, млн. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" (с 2011 по 2015 год) |
2 |
0,066 |
2,22 |
Обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (с 2010 по 2012 год) |
0 |
0 |
0 |
Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны (с 2011 по 2015 год) |
130 |
6,01 |
37,836 |
Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы (с 2011 по 2015 год) |
106 |
4,2 |
51,019 |
Обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (с 2011 по 2015 год) |
42 |
1,4 |
34,4 |
Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей (с 2011 по 2015 год) |
4 |
0,4 |
9,1 |
Всего |
284 |
12,07 |
134,57 |
Основной формой поддержки отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, за счет бюджетных средств будет предоставление социальных выплат на приобретение жилья, строительство индивидуального жилья, в том числе частичную или полную оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели. Социальные выплаты могут предоставляться из различных бюджетов в зависимости от категории граждан, в том числе на условиях софинансирования из различных бюджетов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. Комплекс мер утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1119-р. Согласно пункту 3 комплекса мер, предполагается внести в изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, в части включения мероприятия по возмещению затрат (части затрат) на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей.
Будет продолжена поддержка молодых семей (семей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет) - путем софинансирования из федерального бюджета региональных и муниципальных программ по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе на оплату первоначального взноса, части основной суммы долга и процентных выплат по ипотечным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
IV. Обобщенная характеристика мер правового регулирования
Для реализации Подпрограммы планируется применять меры государственного и правового регулирования Подпрограммы.
Основой правового регулирования Подпрограммы станет формирование нормативно-правовой базы, состоящей в том числе из следующих документов, разрабатываемых во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Главы Чувашской Республики, поручений Главы Чувашской Республики:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики "О распределении средств республиканского бюджета Чувашской Республики на строительство объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства" на соответствующий финансовый год.
V. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется по многоканальному принципу - за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников (средства организаций, средства кредитных организаций, средства населения).
Мероприятия Подпрограммы предусматривают финансирование расходов на строительство, обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры, улучшение качества жилищного фонда за счет сноса аварийного жилья, развитие ипотечного жилищного кредитования, создание государственного жилищного фонда Чувашской Республики, обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, мероприятия по поддержке развития малоэтажного жилищного строительства и граждан в улучшении жилищных условий в сельской местности.
Механизм привлечения и использования финансовых средств федерального бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы может быть скорректировано в течение периода ее действия с учетом особенностей реализации федеральных программ и механизмов, на которых она базируется, а также с учетом ежегодного утверждения бюджетов Чувашской Республики на очередной финансовый год.
VI. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
К рискам реализации Подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие.
1. Организационные риски, которые связаны с возникновением проблем в реализации Подпрограммы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей (соисполнителей) подпрограммы, что может привести к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Подпрограммы. Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей подпрограммы для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий, координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей Подпрограммы и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков.
2. Финансовые риски, которые связаны с финансированием Подпрограммы в неполном объеме. Данные риски могут возникнуть по причине значительной продолжительности подпрограммы. Их снижению будут способствовать внедрение в практику программного бюджетирования и своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий Подпрограммы.
Реализации Подпрограммы также угрожают непредвиденные риски, которыми сложно или невозможно управлять в рамках реализации Подпрограммы:
1. Риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста.
2. Риск существенного повышения цен на первичном рынке жилья, что может привести к необходимости повышения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья жилых помещений и не достижению целей Подпрограммы в рамках предусмотренных финансовых ресурсов. На качественном уровне данный риск следует рассматривать как высокий, учитывая динамику существенного роста цен на рынке жилья в докризисный период. Возможности управления данным риском в рамках Подпрограммы ограниченны, однако мероприятия Государственной программы, частью которой является Подпрограмма, в целом направлены на снижение данного риска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.