Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики
от 2 марта 2018 г. N 150-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года (далее - Концепция).
2. Министерству здравоохранения Чувашской Республики в трехмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике руководствоваться положениями Концепции при планировании и осуществлении мероприятий по охране здоровья граждан в Чувашской Республике.
Председатель Кабинета Министров |
И. Моторин |
Утверждена
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 02.03.2018 N 150-р
Концепция
развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года
I. Общие положения
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем жителям Чувашской Республики;
развитием инфраструктуры и системы ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение медицинских организаций на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Чувашской Республики.
Настоящая Концепция включает анализ текущего состояния отрасли здравоохранения Чувашской Республики, а также основную цель и основные задачи, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в сфере здравоохранения, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие здравоохранения республики.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Закон Чувашской Республики "Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике", государственная программа Чувашской Республики "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 г. N 185, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 октября 2015 г. N 371 "О прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года" и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики.
Настоящая Концепция может являться основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования по вопросам охраны здоровья граждан в Чувашской Республике.
II. Характеристика текущего состояния отрасли здравоохранения Чувашской Республики
Существующая нормативно-правовая база определяет единые требования к инфраструктуре здравоохранения, логистике оказания медицинской помощи как основной функции системы здравоохранения, ее качеству и доступности, квалификации медицинских работников медицинских организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности с учетом особенностей и специфики выполняемых в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики задач.
Основным механизмом реализации конституционного права граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, планирования и распределения бюджетных средств в соответствии с необходимыми объемами является программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий).
С 2010 года финансовое обеспечение отрасли здравоохранения Чувашской Республики за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов возросло в 2,8 раза (с 5,6 млрд. рублей в 2010 году до 15,4 млрд. рублей в 2017 году).
Финансирование отрасли здравоохранения в рамках реализации программы государственных гарантий увеличилось в 1,8 раза, оптимизированы расходы по видам медицинской помощи, перераспределены финансовые потоки с затратной стационарной помощи на амбулаторную и стационарзамещающую.
С 2013 года финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется на основе принципа единого подушевого финансирования, что позволило обеспечить сбалансированность территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Внедрены единая тарифная политика в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), единые эффективные способы оплаты медицинской помощи по результатам деятельности медицинских организаций, осуществлен поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование с включением в базовую программу ОМС основных видов медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.
Увеличение тарифов на медицинские услуги в рамках программы государственных гарантий привело к их экономической привлекательности для частных медицинских организаций. С 2010 года в 18 раз увеличилось количество медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий. Расширился и спектр оказываемых ими услуг - от преимущественно стоматологических и диагностических до гемодиализа, экстракорпорального оплодотворения, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, что развивает конкурентную среду в сфере оказания медицинской помощи, обеспечивая ее качество и доступность.
Для обеспечения доступности медицинской помощи, оптимального распределения ресурсов медицинских организаций осуществляется непрерывная работа по совершенствованию трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
В целях повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи сельским жителям организована работа фельдшерско-акушерских пунктов и домовых хозяйств на селе в зависимости от численности населения и удаленности от другой медицинской организации, а также используются различные выездные формы работы.
Сформирован второй, межрайонный, уровень - оказание населению сельской местности специализированной помощи при жизнеугрожающих состояниях (остром коронарном синдроме, инфаркте миокарда, инсультах, тяжелых травмах, комах и др.). За счет оптимального размещения медицинских центров второго уровня обеспечивается доставка в них пациентов из любой точки республики в течение "золотого часа".
Проведены основные структурные преобразования в отрасли здравоохранения в условиях компактного заселения республики, высокой транспортной доступности и развитой инфраструктуры системы оказания медицинской помощи.
С 2013 года увеличены объемы финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи, включая медицинскую помощь в неотложной форме, в дневных стационарах, в том числе амбулаторной хирургии, паллиативной медицинской помощи, массовых скринингов состояния здоровья в рамках диспансеризации и профилактических осмотров.
При оказании скорой медицинской помощи отработаны схемы маршрутизации пациентов, полностью обновлены укладки и наборы. Продолжена оптимизация работы службы скорой медицинской помощи, которая сопровождалась активным внедрением современных информационных систем, оснащением санитарного транспорта службы скорой медицинской помощи бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Таким образом, среднее время прибытия по вызову бригад "03" к 2017 году сократилось до 12,0 минуты, а среднее время прибытия на место дорожно-транспортного происшествия - до 10,8 минуты. 97,3 процента бригад скорой помощи доезжают до пациентов за время менее 20 минут.
Повысилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) (третий уровень), благодаря чему объемы ВМП, оказанной жителям республики, увеличились с 2006 года почти в 7 раз, а доля пациентов, получающих ВМП на территории Чувашской Республики, возросла с 12 до 80 процентов.
Это стало возможным в том числе в результате создания новой, действующей с 2014 года, организационной модели, предусматривающей поэтапное включение методов ВМП в базовую программу ОМС, установление программой государственных гарантий двух перечней видов ВМП - включенных и не включенных в базовую программу ОМС.
Выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи в сфере охраны материнства и детства.
В целях устранения дефицита медицинских кадров действуют различные республиканские и муниципальные программы, предусматривающие дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в частности государственную поддержку улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, предоставление субсидии на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам) и социальных выплат на приобретение или строительство жилья, выплат на компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д.
Одним из основных механизмов устранения кадрового дисбаланса является адресная целевая подготовка в вузах специалистов для их последующего трудоустройства в медицинские организации. Всего с 2014 года в рамках целевого обучения заключено 357 договоров с гражданами.
Реализация программы "Земский доктор" позволила привлечь в медицинские организации, расположенные в сельской местности, дополнительно 325 врачей, а также способствовала увеличению доли молодых специалистов.
Проведена работа по оптимизации структуры работающих в сфере здравоохранения и повышению эффективности использования кадровых ресурсов. В результате увеличилась доля работников, выполняющих и оказывающих более сложные и высококвалифицированные работы и услуги, повысились степень интенсивности выполняемой работы и, как следствие, производительность труда. Это привело к росту средней заработной платы указанных категорий работников: с 2012 по 2016 год среднемесячная заработная плата врачей, средних и младших медицинских работников увеличилась соответственно на 36,6, 36,4 и 104,4 процента.
С 2014 года внедрены новые подходы к оплате труда медицинских работников, которые предусматривают существенное увеличение доли выплат по базовым окладам в структуре заработной платы (55 - 60 процентов), что позволило снизить дифференциацию заработной платы и повысить социальную защищенность медицинских работников.
Последовательно проводится политика по снижению действия факторов риска развития основных заболеваний, формированию единой профилактической среды. Приняты нормативные правовые акты, направленные на снижение потребления алкоголя и табака. Особое внимание уделяется мотивации населения к ведению здорового образа жизни. Реализуются коммуникационные проекты, направленные на формирование у населения бережного отношения к своему здоровью, профилактику употребления алкогольной и табачной продукции. Реализуется комплекс мер по мотивированию работодателей к заботе о здоровье работников.
Предпосылкой создания электронного здравоохранения стали мероприятия по внедрению современных информационных систем, проведенные в рамках программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики, реализация которых обеспечила уровень базовой информатизации согласно Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. N 364.
К 2017 году все медицинские организации были оснащены компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, внедрены медицинские информационные системы; около 9,5 тыс. автоматизированных рабочих мест подключены к Республиканской медицинской информационной системе. Функционируют республиканские информационные системы, автоматизирующие процессы льготного лекарственного обеспечения, диспетчеризации санитарного автотранспорта, хранения медицинских изображений, дистанционного взаимодействия медицинских работников, электронной записи граждан на прием к врачу и т.д.
В здравоохранении реализуются практические меры по развитию и внедрению механизмов государственно-частного партнерства и привлечению инвестиций в здравоохранение.
Итоги реализации государственных инициатив к 2017 году характеризовались следующими демографическими показателями:
перелом в тенденции снижения численности населения - впервые за 20 лет естественная убыль населения сменилась в 2012 году естественным приростом, по итогам 2016 года этот показатель составил 0,05 на 1 тыс. населения;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости (1,869 в 2016 году);
снижение показателя младенческой смертности - по данному показателю Чувашская Республика в 2016 году являлась лидером среди субъектов Российской Федерации (3,2 на 1 тыс. родившихся живыми);
увеличение ожидаемой продолжительности жизни - в результате положительной динамики показателей рождаемости и смертности на территории Чувашской Республики увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения, в 2016 году она достигла исторического максимума (71,52 года).
Таким образом, к настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 1990-х годов.
III. Вызовы системе здравоохранения
Вместе с тем текущие социально-демографические процессы, рост экономики, развитие медицинских технологий предъявляют серьезные требования к системе здравоохранения. От системы здравоохранения общество ожидает результативного противостояния тенденции роста смертности населения, в особенности в трудоспособном возрасте. Ежегодное повышение доли лиц пожилого возраста в общей численности населения (с 20,8 процента в 2010 году до 24,4 процента в 2016 году) влечет изменения в масштабах и структуре заболеваемости, требующие более высоких затрат на медицинскую помощь и медико-социальное обслуживание.
Показатель рождаемости в республике, по прогнозу, будет неуклонно падать и к 2020 году, по оценке, достигнет уровня 11,6 на 1 тыс. родившихся живыми. Низкая рождаемость является серьезной проблемой, поскольку приводит к целому ряду неблагоприятных последствий, таких как, к примеру, общее старение населения, сокращение численности трудоспособного населения и т.д.
Кроме того, демографическая ситуация дополнительно усугубляется более низкой продолжительностью жизни по сравнению с показателем ряда субъектов Российской Федерации и в целом России (в 2016 году по России - 71,87 года, по Чувашии - 71,52 года).
Развитие медицинских технологий и появление новых поколений лекарственных средств расширят возможности раннего выявления заболеваний и лечения больных, что станет значимым фактором удорожания медицинских услуг, поскольку подавляющая часть новых технологий требует больших инвестиций и текущих затрат. При этом усилиями только медицинских работников будет все сложнее улучшать показатели здоровья населения. Повысится значение комплексного и межсекторального подхода, требующего тесного взаимодействия здравоохранения с системами образования и социальной защиты, органами местного самоуправления, бизнесом.
В ряду главных проблем существующей государственной системы здравоохранения - дефицит финансового обеспечения, обусловливающий увеличение количества платных услуг и усиление неравенства в доступе к медицинской помощи; низкий уровень материально-технического оснащения ряда медицинских организаций и недостаточная квалификация значительной части медицинского персонала; ограниченные возможности для рационального привлечения личных средств населения; серьезные структурные диспропорции (недостаточное развитие первичной помощи, доминирование в системе здравоохранения больниц, излишние мощности медицинских организаций и т.п.); слабость экономической мотивации персонала и расширение практики "неофициальной оплаты услуг" в медицинских организациях.
В последние годы были сделаны крупные вложения в здравоохранение, но груз накопленных проблем остается весьма значительным. Чтобы противостоять новым вызовам, необходимо модернизировать систему здравоохранения, повысив ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Для этого требуется усилить позицию здравоохранения в системе бюджетных приоритетов.
Уровень финансовых затрат населения на медицинскую помощь должен стать важнейшим индикатором результативности функционирования отрасли здравоохранения. В ситуации существенного удорожания медицины это является социальным приоритетом развития общества.
IV. Проблемы реализации государственной политики в сфере здравоохранения
В здравоохранении сохраняются факторы, негативно влияющие на эффективность и качество оказываемой медицинской помощи:
дефицит финансового обеспечения программы государственных гарантий, что снижает доступность медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и может способствовать их росту;
недостаточная эффективность системы обучения и привлечения в отрасль здравоохранения медицинских кадров и, как следствие, сохранение дефицита квалифицированных медицинских специалистов;
отсутствие механизма государственного регулирования развития сети медицинских организаций частной системы здравоохранения;
недостаточная эффективность работы первичного звена здравоохранения, направленной на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обусловливающих;
несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
недостаточные темпы развития стационарзамещающих технологий;
неполное соответствие ресурсной оснащенности ряда медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи;
недостаточная оптимизация этапности оказания медицинской помощи, которая должна обеспечить четкую маршрутизацию пациентов;
слаборазвитая система телемедицинских консультаций.
Несмотря на развитую сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, существующая система первичной медико-санитарной помощи не способна удовлетворить потребности населения республики. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными. Это связано с высокой численностью населения, прикрепленного к 1 амбулаторному участку (номинально в городах - 1800 - 2500 человек на 1 участок, фактически - до 4000 человек), что трансформирует функции врача в функции оператора по выписке рецептов на лекарственные препараты в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения.
С учетом длительного времени ожидания приема, неудобного графика работы поликлиник (преимущественно в будние дни) доступность первичной медико-санитарной помощи для работающего населения оказывается низкой. Несовершенство работы амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в частности отсутствие системы патронажа и неэффективное наблюдение за больными с хронической патологией, привело к тому, что скорая медицинская помощь, взяв на себя часть его функций, стала самым распространенным видом внегоспитальной медицинской помощи населению.
Таким образом, низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа, а также несовершенство организации работы скорой медицинской помощи привели к тому, что стационарная помощь выступает в качестве основного звена системы охраны здоровья населения.
При этом стационарная медицинская помощь необходима лишь при заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения сложных методов обследования и лечения с использованием современной медицинской техники, оперативных вмешательств, постоянного круглосуточного врачебного наблюдения и интенсивного ухода.
Среднегодовая занятость койки в стационаре в 2016 году составила 315 дней, средняя длительность пребывания больного - 11,5 дня.
Внедрение стационарзамещающих технологий в деятельность амбулаторно-поликлинической службы позволило в 2016 году увеличить число мест в дневных стационарах до 2345, обеспеченность местами в дневных стационарах - до 19,0 на 10 тыс. населения и уровень госпитализации в дневные стационары - до 6,3 на 100 чел. населения. Однако уровень госпитализации в круглосуточные стационары остается настолько высоким (21,4 на 100 чел. населения в 2016 году), что создается значительный дефицит стационарных коек, хотя показатель обеспеченности койками на 1 тыс. населения высокий - 77,1 и превышает аналогичный по Российской Федерации (75,0).
Таким образом, объем коечного фонда достаточен для полного обеспечения населения республики стационарной помощью. Однако существующая в настоящее время организация стационарной помощи неэффективна, что проявляется в:
неадекватном расширении коечного фонда;
высоких показателях нецелесообразной и непрофильной госпитализации;
неадекватном увеличении сроков пребывания пациента в стационаре;
частой госпитализации пациентов в не подготовленные для оказания профильной медицинской помощи медицинские организации;
высокой частоте переводов пациентов из одной медицинской организации в другую.
Ключевой проблемой, не получившей кардинального решения, является дефицит медицинских работников в отрасли. Динамика обновления медицинских технологий зачастую превышает темпы обновления программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования специалистов. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении также является сдерживающим фактором кадрового развития.
Несмотря на то, что показатель численности врачей в расчете на 10 тыс. населения в Чувашской Республике выше, чем в среднем по Российской Федерации (в 2016 году по России - 37,2, по Приволжскому федеральному округу - 36,0, по Чувашии - 42,1 на 10 тыс. населения), качество медицинской помощи и показатели здоровья населения остаются на среднем уровне, что свидетельствует о невысокой эффективности существующей системы оказания медицинской помощи, недостаточной квалификации врачей и слабой мотивации их к профессиональному совершенствованию.
Кроме того, наблюдается существенная диспропорция в распределении врачей: излишняя концентрация их в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, и нехватка в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Среди проблем в сфере управления медицинскими кадрами следует отметить уравнительные подходы к оплате труда медицинских работников, низкие социальную защищенность и престиж медицинской профессии, невысокое качество преподавания, недостаточную информированность медицинских работников о современных методах диагностики и лечения заболеваний, слабую подготовку управленческих кадров в здравоохранении, невысокий профессиональный уровень медицинских работников.
Сдерживает развитие здравоохранения и то, что современные информационные системы применяются не на всех этапах оказания медицинской помощи. В настоящее время уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Необходимы создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении, а также обеспечение необходимыми автоматизированными информационными системами медицинских работников отрасли, в том числе экспертно-аналитическими медицинскими системами поддержки врачебных решений.
V. Цель и задачи государственной политики в сфере здравоохранения
Цель государственной политики в сфере здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения, в первую очередь снижение детской смертности и смертности в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости на основе развития профилактики болезней и повышения качества и доступности медицинской помощи.
Достижение этой цели требует сохранения стратегии приоритетного развития здравоохранения. К числу наиболее важных задач государственной политики в сфере здравоохранения относятся:
повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни;
внедрение программ ранней диагностики социально значимых заболеваний и мониторинг их реализации;
развитие современных медицинских технологий и повышение их доступности;
улучшение финансового обеспечения отрасли здравоохранения, в том числе за счет привлечения негосударственных инвестиций;
сглаживание неравенства в доступе к медицинской помощи;
расширение возможностей граждан и общественных институтов влиять на систему здравоохранения;
преодоление структурных диспропорций в системе оказания медицинской помощи;
совершенствование кадровой политики и социальной поддержки медицинских работников;
усиление профессиональной и экономической мотивации медицинских работников к повышению качества и эффективности медицинской помощи;
развитие государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения;
совершенствование системы управления в сфере здравоохранения.
VI. Приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в сфере здравоохранения
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к основным приоритетам социальной и экономической политики относятся содействие формированию и реализации населением принципов здорового образа жизни; внедрение инновационных технологий в здравоохранении, решение проблемы кадрового обеспечения.
Настоящей Концепцией предусмотрена реализация мероприятий по повышению значимости человеческого капитала и созданию комфортных социальных условий. Ключевым фактором привлечения и удержания в республике высококвалифицированных кадров является уровень качества и доступности медицинской помощи.
Важными характеристиками успешного решения задач развития человеческого капитала являются стабилизация демографической ситуации в республике, снижение смертности в трудоспособном возрасте; структурная и технологическая модернизация здравоохранения; увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективная система обучения медицинских кадров, современные высокие медицинские технологии и информационные системы.
Развитие первичной медико-санитарной помощи. Повышение роли профилактики заболеваний
Приоритетом государственной политики в сфере здравоохранения являются развитие первичной медико-санитарной помощи на основе функционирования общеврачебных (семейных) практик, модернизация существующей сети фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль в реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения.
Формирование ответственного отношения граждан к своему здоровью должно стать основой профилактической медицины (популяризация среди населения занятий физической культурой и спортом, включая развитие физического воспитания школьников и учащейся молодежи, широкая пропаганда личной ответственности граждан за состояние своего здоровья). Будут реализованы программы по ограничению потребления алкоголя и табака, снижению потребления вредных продуктов, обогащению продуктов питания микронутриентами.
К работе по охране здоровья граждан необходимо привлекать общественные, благотворительные и религиозные организации, профессиональные медицинские ассоциации, а также отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально незащищенными слоями населения.
Совершенствование первичной медико-санитарной помощи будет осуществляться с учетом приоритета профилактики на основе популяционных и персонифицированных методов, развития телемедицины и передвижных форм оказания медицинской помощи, выездных патронажных служб, оснащенных портативным диагностическим и терапевтическим оборудованием, а также мобильными медицинскими комплексами. Применение технологий дистанционного персонального мониторинга и телеметрии состояния здоровья пациентов должно обеспечить высокую доступность первичной медико-санитарной помощи, в особенности в сельской местности.
Будут развиваться новые направления групповой медицины, такие как "школьная медицина", "цеховая медицина", "медицина для пожилых", "спортивная медицина" и прочие.
Для обеспечения операционной эффективности работы поликлиник необходимо разработать и внедрить единый стандарт, включающий единые алгоритмы работы поликлиник, call-центров, единые требования к внешнему виду поликлиник, зонам регистрации и ожидания приема, вывескам, указателям и т.д., а также "навигатор" для поликлиник.
В качестве меры стимулирования такой работы Министерством здравоохранения Чувашской Республики (далее - Минздрав Чувашии) будет учреждена ежегодная ведомственная премия "Самая вежливая поликлиника". Работу медицинских организаций будут оценивать сами пациенты путем открытого голосования.
Внедрение программ ранней диагностики социально значимых заболеваний
Своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях развития - залог увеличения продолжительности жизни населения.
В Чувашской Республике с учетом анализа структуры заболеваемости населения актуально внедрение повсеместных скрининговых программ раннего выявления рака шейки матки (взятие мазка с шейки матки на цитологическое исследование), рака молочной железы (методом маммографического исследования), туберкулеза легких (методом флюорографического исследования органов грудной клетки). Необходима реализация программ раннего выявления в группах высокого риска рака легких (методом низкодозовой компьютерной томографии органов грудной клетки), колоректального рака (методом эндоскопической колоноскопии), рака предстательной железы (определение уровня простатспецифического антигена).
Данные программы будут внедряться повсеместно, в том числе на предприятиях, в организациях в рамках медицинских осмотров в группах высокорисковых пациентов.
Реструктуризация системы предоставления специализированной медицинской помощи и повышение ее доступности
Первым, наиболее важным, направлением реализации государственной политики в сфере здравоохранения станет реструктуризация системы здравоохранения на основе создания крупных межрайонных медицинских центров и так называемых кластеров здравоохранения по наиболее значимым профилям медицинской помощи начиная от оказания первичной медико-санитарной помощи и заканчивая специализированной и высокотехнологичной медицинской помощью, а также медицинской реабилитацией.
В среднесрочной перспективе система здравоохранения должна претерпеть централизацию сети медицинских организаций путем присоединения маломощных медицинских организаций к наиболее крупным в целях создания полноценных консультативно-диагностических межрайонных медицинских центров.
Основным условием работы межрайонных медицинских центров станет закрепление за ними более обширных территорий с численностью проживающего на них населения от 60 до 100 тыс. человек. Оснащение таких центров современным высокотехнологичным медицинским оборудованием, укомплектование их высококвалифицированным медицинским персоналом позволят усилить второй уровень оказания медицинской помощи и снизить нагрузку на стационары третьего уровня, основной функцией которых должно стать оказание преимущественно высокотехнологичной медицинской помощи.
Будут поэтапно создаваться головные республиканские центры, координирующие весь объем профилактических, диагностических и лечебных мероприятий по наиболее значимым медицинским проблемам.
В республике должны быть созданы сети организаций для оказания медицинской помощи пациентам наиболее уязвимых групп: больным с инфарктом миокарда ("инфарктная сеть"), острым нарушением мозгового кровообращения ("инсультная сеть"), беременным и роженицам ("акушерская сеть"), детям ("педиатрическая сеть"), больным с онкологическими заболеваниями ("онкологическая сеть"), а также паллиативной медицинской помощи и т.д.
Сети организаций для оказания медицинской помощи больным с инфарктом миокарда и острым нарушением мозгового кровообращения должны быть сформированы на основе имеющейся модели оказания медицинской помощи сосудистым пациентам (республиканский сосудистый центр и первичные сосудистые отделения). В многопрофильных стационарах должно быть организовано взаимодействие со службой маршрутизации пациентов, отслеживающей "критические" отклонения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями на этапе диспансерного наблюдения, а также осуществляющей отбор пациентов на этап медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи, взаимодействие с патронажной службой и амбулаторными службами поликлиник.
В основе такого взаимодействия лежит цифровизация здравоохранения (подразумевается интеграция всех данных о пациенте в единое медицинское информационное пространство, доступ к которому имеют все медицинские организации без исключения).
Головными медицинскими организациями, координирующими работу сетей, станут: инсультной сети - БУ "Республиканская клиническая больница" Минздрава Чувашии; инфарктной сети - БУ "Республиканский кардиологический диспансер" Минздрава Чувашии.
Сеть организаций для оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями подразумевает организацию службы маршрутизации пациентов при АУ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Чувашии: анализируется информация о пациентах с подозрением на заболевание или выявленным онкологическим заболеванием, отслеживается их дальнейшая маршрутизация, организовывается их направление на постстационарный этап лечения, а также проводится мониторинг оказанной им медицинской помощи на постстационарном этапе.
Сеть организаций для оказания медицинской помощи беременным и роженицам также подразумевает поэтапный порядок оказания медицинской помощи в единой системе женских консультаций и акушерских стационаров. Головными медицинскими организациями, координирующими ее работу, станут БУ "Президентский перинатальный центр" Минздрава Чувашии и БУ "Городская клиническая больница N 1" Минздрава Чувашии.
Педиатрическая сеть организуется на базе основных медицинских организаций - БУ "Республиканская детская клиническая больница" Минздрава Чувашии (координирует работу педиатрических подразделений районных медицинских организаций, как амбулаторных, так и стационарных), БУ "Городская детская клиническая больница" Минздрава Чувашии (координирует работу педиатрических подразделений медицинских организаций г. Чебоксары и БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии).
Сеть организаций для оказания паллиативной медицинской помощи объединит отделения паллиативной медицинской помощи (стационарные), отделения сестринского ухода и выездные патронажные службы. Головной организацией, координирующей работу службы паллиативной помощи, станет АУ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Чувашии, на базе которого будет вестись реестр пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи (онкологического и неонкологического профилей).
АУ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Чувашии будет осуществлять организационно-методическое, научно-методическое руководство и координацию деятельности подразделений медицинских организаций паллиативного профиля, в том числе:
содействие развитию паллиативной медицинской помощи;
мониторинг качества, своевременности и полноты оказанной в подразделениях медицинских организаций паллиативной медицинской помощи;
изучение и внедрение в практику современных методов улучшения качества жизни пациентов, требующих оказания паллиативной медицинской помощи;
организацию работы по повышению квалификации врачей и медицинских сестер медицинских организаций по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи;
участие в организации и проведении научно-практических мероприятий по проблемам паллиативной медицинской помощи;
методическое руководство и консультативную помощь врачам-специалистам медицинских организаций по вопросам паллиативной медицинской помощи пациентам;
осуществление контроля за работой выездных патронажных служб.
На базе БУ "Центральная городская больница" Минздрава Чувашии будет осуществляться мониторинг реестра пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной помощи неонкологического профиля, и пациентов, нуждающихся в оказании сестринской помощи.
Для полноценного сбора информации о лицах, нуждающихся в постороннем уходе, необходимо межведомственное взаимодействие с центрами социального обслуживания населения по выявлению лиц, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, а также со службой социального страхования.
Офтальмологическая сеть подразумевает централизацию офтальмологической службы Чувашской Республики в два этапа: на первом этапе предполагается централизация офтальмологической службы в г. Чебоксары (создание городского центра офтальмологии), на втором - всей офтальмологической службы республики.
Централизация службы позволит решить ряд организационных проблем: снизить затраты на выполнение обследования за счет применения высокопроизводительного оборудования, на закупку необходимого дорогостоящего медицинского оборудования и инструментария, а также решить кадровые вопросы службы - при централизации потребуется меньше квалифицированных кадров, появится возможность их взаимозаменяемости, коллегиального подхода к решению поставленных задач.
Создание диагностических линий позволит сократить временные затраты пациентов на проведение исследований и повысить качество оказания медицинской помощи за счет концентрации высокотехнологичного оборудования в центре.
Могут быть организованы сети организаций и по прочим профилям медицинской помощи исходя из поставленных перед Минздравом Чувашии задач.
Централизация должна коснуться и ряда служб медицинской помощи. Необходимо создание республиканского консультативно-диагностического центра на базе АУ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Чувашии для оптимизации материально-технической службы и кадрового состава кабинетов компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Централизация службы ультразвуковой диагностики и эндоскопической службы будет реализована на базе БУ "Республиканская клиническая больница" Минздрава Чувашии.
Необходимо создание республиканского научно-практического центра, что позволит решить ряд проблем, связанных с повышением квалификации специалистов, а также осуществлять организацию научно-практических исследований в различных областях медицины на базе центра.
Второе направление - это оптимизация технологических процессов в медицинских организациях и, как следствие, устранение необоснованных потерь времени и ресурсов.
Важным фактором оптимизации станет обеспечение четкой этапности оказания медицинской помощи, создание в каждом стационаре службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся пациентов (направление в "стационар на дому" через связь с патронажной службой, в специализированные стационары восстановительного лечения, реабилитации, медицинского ухода).
Создание системы внегоспитальной лечебной помощи, патронажа и реабилитации (парагоспитальной службы) будет происходить путем ее организационного выделения из первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Формирование системы внегоспитальной лечебной помощи, патронажа и реабилитации планируется для:
обеспечения населения (впервые заболевших и лиц с обострением хронического заболевания) неотложной медицинской помощью;
определения необходимости (или отсутствия необходимости) госпитализации больного в стационар;
проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий при патологических состояниях, не требующих непрерывного круглосуточного наблюдения:
организации оптимальной этапности долечивания пациента ("стационар на дому", отделения восстановительного лечения и реабилитации, хоспис) и осуществления активного или пассивного патронажа.
Парагоспитальная служба будет включать:
подразделение экстренной помощи и маршрутизации больных при многопрофильном стационаре, включающее в себя:
отделение экстренной диагностической и лечебной помощи при неотложных состояниях (может создаваться на базе приемных отделений стационаров);
службу маршрутизации больных (может создаваться на базе приемных отделений стационаров);
участковые патронажные подразделения, созданные на базе патронажных служб амбулаторно-поликлинического звена;
подразделения восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода.
Включение в технологическую цепочку оказания медицинской помощи парагоспитальных подразделений приведет к более прогрессивным, конкурентным отношениям между всеми уровнями единой системы, выявлению фактов неадекватного обследования и малоэффективного лечения пациентов парагоспитальной сложности врачами первичного (амбулаторно-поликлинического) уровня, а также непрофильной госпитализации и необоснованно длительного пребывания больного на дорогостоящей стационарной койке.
Целесообразно поддержание активной, самостоятельной функциональной роли парагоспитальной службы при одновременном сохранении тесных связей как со стационаром, так и с поликлиническими подразделениями, что позволит обеспечивать преемственность в ведении пациентов, а также совместно рационально использовать кадровый и диагностический потенциал.
Экстренное поступление больных в стационар целесообразно организовать через парагоспитальную службу (неотложная медицинская помощь, отделение диагностической и лечебной помощи при неотложных состояниях, отделение экстренной медицинской помощи), плановую госпитализацию - по направлению врача, оказывающего первичную медико-санитарную помощь.
Выписка пациента из стационара должна производиться через специализированный отдел маршрутизации парагоспитальной службы, обеспечивающий организацию поэтапного восстановительного лечения и реабилитации, преемственность в ведении больного на всех этапах, передачу информации о больном и медико-социальных рекомендаций в участковое патронажное подразделение по месту жительства больного.
Третье направление реализации государственной политики в сфере здравоохранения - повсеместное внедрение системы управления качеством медицинской помощи, в том числе осуществление аудита медицинской помощи на основе аудита лечебного процесса в соответствии с индикаторами качества с учетом допустимых технологических отклонений.
Четвертое направление - расширение хозяйственной самостоятельности медицинских организаций, в том числе с изменением организационно-правовых форм, а также повышение их ответственности за экономические результаты своей деятельности, оценка деятельности медицинских организаций на основе единой системы критериев.
Внедрение саморегулируемой системы оказания медицинской помощи населению обеспечит реализацию принципа поэтапного технологического распределения диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий в логичной и рациональной последовательности, что повысит медицинскую и экономическую эффективность всей системы.
Инновационные методы развития здравоохранения
Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.
Для обеспечения перехода здравоохранения на инновационный путь развития необходимо повысить уровень оснащения медицинских организаций медицинским оборудованием, уровень подготовки и повышения квалификации медицинских кадров; создать условия для эффективного внедрения в медицинскую практику результатов научно-технической деятельности; обеспечить переход практического здравоохранения на новые формы организации и финансирования деятельности медицинских организаций.
Модернизация здравоохранения, направленная на повышение эффективности деятельности первичного звена, эффективное использование коечного фонда, внедрение ресурсосберегающих технологий и развитие новых организационно-правовых форм медицинских организаций, требует разработки научно обоснованных подходов к применению стандартизованного ведения пациентов на всех уровнях оказания медицинской помощи.
Формирование новых форм и механизмов деятельности системы здравоохранения, внедрение новых методов диагностики, современных технологий лечения и реабилитации пациентов, профилактики социально обусловленных и инфекционных заболеваний, новых лекарственных средств и медицинских изделий, прорывных медицинских технологий - основные задачи на ближайшие годы.
Решение указанных задач будет сопровождаться формированием условий для появления инновационных компаний, работающих в сферах, связанных с развитием критических технологий, таких как биомедицинские технологии, геномные, прогеномные и постгеномные технологии, клеточные технологии, биоинформационные технологии и т.д., формированием предиктивной, превентивной и персонализированной медицины, основанной на результатах целевых биомедицинских исследований.
Получат дальнейшее развитие технологии ядерной медицины и лучевой терапии, под которыми понимаются лечение и диагностика с использованием лекарственных препаратов, в состав которых входят радиоактивные изотопы, а также лечение с применением воздействия ионизирующего излучения, включая в том числе соответствующие инфраструктурные преобразования, создание условий для высококачественной диагностики и лечения больных с использованием современных методов ядерной медицины, подготовку высококвалифицированных кадров.
Пациентоориентированная и персонализированная медицина
Приоритетом развития здравоохранения в среднесрочной перспективе будет являться создание единой пациентоориентированной системы, объединяющей все ресурсы отрасли.
Основным отличием пациентоориентированной модели оказания медицинской помощи от традиционной модели является то, что акцент делается на здоровье человека в целом, а не на лечении симптомов конкретного заболевания. При традиционной модели взаимоотношения врача и пациента обычно ограничиваются посещением в острой фазе заболевания, а в случае медицинской помощи, ориентированной на человека, взаимоотношения между врачом и пациентом длительные, доверительные, партнерские в борьбе с болезнью. В традиционной модели медицинская помощь оказывается эпизодически, ответственность персонала ограничивается эффективными и безопасными медицинскими назначениями и рекомендациями во время посещения. В случае помощи, ориентированной на человека, медицинская помощь комплексная, непрерывная, включающая в себя реабилитацию, профилактику, динамическое наблюдение с учетом индивидуальных особенностей больного. Врачи, работающие по программе помощи, ориентированной на человека, несут ответственность за состояние здоровья всех членов общества на протяжении жизни, за воздействие факторов, влияющих на здоровье.
Персонализированная медицина будет основана на интегрированном, координированном и индивидуальном для каждого пациента подходе к анализу возникновения и течения заболеваний, разработке персонализированных средств лечения на основе геномики, тестировании на предрасположенность к болезням, профилактике, объединении диагностики с лечением и мониторинге лечения.
Цифровизация здравоохранения
К 2019 году в целом будет завершено формирование телемедицинской системы, в которой головным будет определен республиканский консультативный телемедицинский центр. С 2020 года поэтапно будет введен электронный мониторинг здоровья пациентов групп риска с помощью индивидуальных устройств, измеряющих давление, пульс, концентрацию глюкозы и т.д., в дальнейшем планируется создание в медицинских организациях системы экстренного реагирования при изменении показателей здоровья пациентов групп риска, зафиксированных с помощью индивидуальных электронных устройств.
Дальнейшее развитие получит цифровизация здравоохранения республики. К 2022 году в целом завершится внедрение единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения на основе единой электронной медицинской карты пациента, а также медицинских унифицированных информационных систем во всех медицинских организациях, обеспечивающих юридически значимый электронный документооборот, управление и учет ресурсов медицинской организации, информационное сопровождение клинико-диагностических процессов, маршрутизацию пациентов, организацию деятельности медицинской организации.
Развитие электронного здравоохранения также подразумевает:
разработку и внедрение информационных систем, сопровождающих процессы медицинской деятельности: справочных систем, систем поддержки принятия врачебных решений, в том числе на основе клинических протоколов лечения, информационных образовательных систем, обеспечивающих процессы непрерывного медицинского образования, в целях повышения качества оказываемой населению медицинской помощи;
внедрение телемедицинских технологий, в том числе технологий дистанционного персонального мониторинга здоровья пациента, в процессы оказания медицинской помощи в целях обеспечения высокого качества медицинской помощи и повышения ее доступности, а также в целях оптимизации потоков пациентов внутри системы здравоохранения, расширения системы профилактических мероприятий;
реализацию электронных сервисов дистанционного взаимодействия пациента с лечащим врачом, получения необходимой информации об оказанной медицинской помощи в целях повышения информированности граждан, вовлеченности их в процессы оказания медицинской помощи и сохранения здоровья.
Осуществление эффективной кадровой политики
Современная ситуация в здравоохранении предполагает проведение глубоких преобразований в сфере управления кадровым потенциалом отрасли. Целями кадровой политики являются подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, а также устранение диспропорций в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения.
Организация кадровой политики должна быть согласована с образовательной политикой в системе непрерывного профессионального образования, а также направлена на мотивацию медицинских работников к повышению профессиональной квалификации.
Перспективное кадровое планирование возможно лишь при условии наличия актуальной и достоверной информации о количестве медицинских работников (врачей разного профиля и среднего медицинского персонала) в каждой медицинской организации.
В рамках реализации кадровой политики предлагается осуществлять следующие мероприятия:
приведение численности и структуры медицинских кадров в соответствие с объемами деятельности персонала и перспективными задачами;
устранение дублирования функций, перераспределение функций между различными профессиональными группами (врачи и средний медицинский персонал, медицинские сестры и младшие медицинские сестры);
повышение профессионального уровня медицинских работников на основе дальнейшего развития системы их непрерывного образования;
совершенствование условий труда и его оплаты;
соответствие уровня оплаты труда сложности, объему и качеству оказания медицинской помощи; модернизация рабочих мест, повышение технической оснащенности труда медицинских работников;
разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение статуса врача и среднего медицинского персонала, на осознание медицинским работником потенциала профессии и ее перспектив, значимости для общества (отличительный знак медицинских работников "Знак качества", республиканская премия "Лучший врач года");
создание профессионально-образовательного кластера, объединяющего и совершенствующего систему последипломной подготовки и переподготовки специалистов со средним и высшим медицинским образованием;
формирование кадрового резерва и подготовка специалистов в сфере управления здравоохранением;
создание учебно-научно-клинических комплексов, объединяющих образовательные организации и клинические базы;
формирование единой информационной среды отрасли здравоохранения путем внедрения современных информационных и телекоммуникационных систем и технологий;
создание в медицинских организациях обучающих центров, оснащенных симуляторами и тренажерами, с обучением в условиях дополненной реальности и виртуальных клиник.
Телемедицина
Формирование многоуровневой системы медицинских консультаций для медицинских организаций и специалистов разного профиля, включающей головные по медицинским профилям центры с применением телемедицинских технологий, созданием дистанционного консультирования и поэтапного телеметрического мониторинга для пациентов групп риска с использованием в перспективе персональных компьютерных устройств и включением системы экстренного реагирования при появлении "критичных" изменений, позволит существенно повысить эффективность оказания медицинской помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, внедрения современных методов диагностики социально значимых заболеваний, совершенствования оказания скорой и неотложной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения на основе использования телемедицинских консультаций.
Ведущей медицинской организацией, на базе которой будет организована работа ситуационного республиканского центра телемедицинских консультаций для оперативного решения клинических ситуаций различного профиля, работающего в круглосуточном режиме, станет АУ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Чувашии.
Государственно-частное партнерство
Ключевыми направлениями развития инфраструктуры здравоохранения на основании соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений и инвестиционных договоров являются:
расширение инструментария привлечения внебюджетных инвестиций в инфраструктуру здравоохранения, создание условий для участия государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению;
разработка механизмов обеспечения окупаемости инвестиционных проектов, в том числе с использованием мер государственной поддержки, при условии сохранения социальных обязательств по оказанию гражданам медицинской помощи;
организационное сопровождение органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления инвестиционных проектов;
совершенствование мер государственной поддержки реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры здравоохранения с привлечением внебюджетных источников финансирования на принципах государственно-частного партнерства.
Развитие открытого диалога с гражданским обществом и системы общественного контроля в сфере здравоохранения
Способность системы здравоохранения адекватно отвечать нуждам и запросам граждан будет определяться не только ее технологическим развитием и объемами государственных расходов, но и уровнем взаимодействия с общественностью. Необходимо развитие института воздействия граждан на медицинские организации и врачей. Направлениями такого развития выступают:
содействие формированию медицинских профессиональных некоммерческих организаций в целях повышения ответственности профессионального сообщества за состояние системы здравоохранения, обеспечение доступности и качества медицинской помощи;
создание условий для участия медицинских профессиональных некоммерческих организаций в непрерывном профессиональном развитии и аккредитации медицинских работников, в организации наставничества и обеспечении квалификации специалистов на всех уровнях оказания медицинской помощи;
поэтапное введение принципов саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников;
дальнейшее развитие системы общественного контроля и независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями;
создание общественных советов в крупных медицинских организациях, призванных исключить их чрезмерную коммерциализацию, обеспечить прозрачные формы поступления и распределения средств, максимальную гласность деятельности медицинских организаций;
сбор и распространение информации о деятельности страховщиков и медицинских организаций;
поощрение развития некоммерческих организаций, объединяющих больных с определенными заболеваниями;
участие широкой общественности в обсуждении политики в сфере здравоохранения.
Совершенствование законодательства Чувашской Республики в сфере управления системой здравоохранения
Для достижения поставленных цели и задач необходимо перестроить систему управления отраслью, обеспечив единство цели деятельности на всех уровнях управления. Минздрав Чувашии обеспечивает эффективность деятельности системы здравоохранения для получения гражданами качественной медицинской помощи, проведение профилактической работы с реальным достижением заданных конечных результатов в каждой медицинской организации.
Особое место в системе управления отраслью занимают:
регулирование межведомственных взаимоотношений в сфере управления здравоохранением, в том числе между Минздравом Чувашии и органами местного самоуправления, между Минздравом Чувашии и органами исполнительной власти Чувашской Республики;
совершенствование взаимоотношений субъектов системы здравоохранения при оказании медицинской помощи за пределами Чувашской Республики, консультативно-методической и организационной работы главных внештатных специалистов Минздрава Чувашии по основным направлениям деятельности.
Для эффективной реализации основных задач развития отрасли необходимо регулирование вопросов межведомственного взаимодействия в сфере охраны здоровья населения. Необходимо совершенствовать вертикаль контроля деятельности по охране здоровья населения в системе здравоохранения Чувашской Республики.
Страхование риска профессиональной ответственности медицинских работников
В целях защиты пациентов при получении медицинской помощи в медицинских организациях от вреда, причиненного их жизни или здоровью, необходимо предусмотреть обязательное страхование риска гражданской ответственности медицинских организаций, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни или здоровью пациентов в результате дефекта оказания медицинской помощи, в случае смерти пациента или ухудшения его здоровья, повлекшего за собой установление инвалидности.
При этом дефектом оказания медицинской помощи является допущенное медицинской организацией нарушение качества или безопасности оказываемой медицинской услуги или иной ее недостаток независимо от вины такой медицинской организации и ее работников.
Объектом страхования выступает ответственность медицинских работников перед пациентами, здоровью которых может быть причинен ущерб вследствие ошибочных решений или действий при оказании медицинских услуг. Если такой ущерб был нанесен, он должен быть возмещен потерпевшему.
Медицинские работники участвуют в рыночных отношениях наряду с другими гражданами и должны иметь возможность защиты своих прав и профессиональной репутации, поскольку:
все более усложняются технологии обследования и лечения пациентов;
растет уровень знания пациентами своих прав;
иски о возмещении ущерба, которые предъявляют им пациенты или их родственники, как правило, во много раз превышают не только месячную, но и годовую заработную плату медицинских работников.
При наличии у медицинской организации договора страхования профессиональной ответственности бремя урегулирования такой претензии перекладывается на страховые компании.
Применение метода взаимного страхования в рамках системы обязательного страхования ответственности повысит эффективность деятельности медицинских организаций, обеспечит дополнительные гарантии права пациентов на качественную и безопасную медицинскую услугу.
VII. Результаты и основные этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в несколько этапов, связанных с этапами развития экономики и бюджетной системы Чувашской Республики:
I этап - 2018 - 2020 годы - структурные преобразования;
II этап - 2021 - 2030 годы - развитие инновационного потенциала в здравоохранении.
На I этапе реализации Концепции (2018 - 2020 годы):
создаются организационные, финансовые и юридические механизмы, обеспечивающие устойчивое функционирование системы здравоохранения;
формируется целостная система подготовки и привлечения кадров в отрасль здравоохранения;
создаются условия, необходимые для дополнительного финансирования медицинских организаций и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения Чувашской Республики.
На II этапе реализации Концепции (2021 - 2030 годы) и в дальнейшей перспективе:
формируются принципиально новые, в том числе управленческие, решения для устойчивого развития системы здравоохранения, сохранения здоровья населения и повышения качества оказания медицинских услуг;
реализуются меры, направленные на внедрение в медицинскую практику новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих современному развитию медицинской науки.
Реализация Концепции возможна при отсутствии рисков изменения макроэкономической ситуации и снижения уровня финансирования системы здравоохранения.
Реализация Концепции внесет вклад в достижение ряда целевых макроэкономических индикаторов, предусмотренных Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, в частности позволит создать условия:
для повышения ожидаемой продолжительности жизни в республике до 76,2 года;
для увеличения продолжительности активной трудовой жизни, уменьшения периодов временной нетрудоспособности и повышения качества жизни граждан всех возрастов за счет уменьшения бремени заболеваний;
повышения удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи до 70 процентов.
VIII. Управление реализацией Концепции
Для достижения цели Концепции управление ее реализацией осуществляется путем формирования плана мероприятий по реализации Концепции на среднесрочный период (на каждый этап), который утверждается Минздравом Чувашии, а также концентрации имеющихся ресурсов на достижении ожидаемых результатов реализации Концепции.
Ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции является Минздрав Чувашии. Реализация Концепции осуществляется органами исполнительной власти Чувашской Республики в соответствии с их полномочиями в установленной сфере деятельности.
Финансирование мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в бюджетах бюджетной системы Чувашской Республики, и средств внебюджетных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 марта 2018 г. N 150-р
Текст распоряжения опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики (http://www.cap.ru) 2 марта 2018 г., в газете "Вести Чувашии" от 17 марта 2018 г. N 10 (1581)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2019 г. N 831-р
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2019 г. N 234-р