Постановление Правительства Брянской области
от 26 декабря 2016 г. N 738-п
"О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования и науки Брянской области" (2014 - 2020 годы)"
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области постановляет:
1. Внести в государственную программу "Развитие образования и науки Брянской области" (2014 - 2020 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 857-п "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Брянской области" (2014 - 2020 годы)" (в редакции постановлений Правительства Брянской области от 14 апреля 2014 года N 159-п, от 2 июня 2014 года N 231-п, от 28 июля 2014 года N 350-п, от 29 декабря 2014 года N 696-п, от 29 декабря 2014 года N 697-п, от 21 мая 2015 года N 229-п, от 24 июля 2015 года N 349-п, от 4 сентября 2015 года N 428-п, от 23 октября 2015 года N 506-п, от 18 декабря 2015 года N 659-п, от 25 декабря 2015 года N 690-п, от 12 февраля 2016 года N 83-п, от 26 мая 2016 года N 272-п, от 15 августа 2016 года N 452-п, от 29 августа 2016 года N 470-п, от 19 декабря 2016 года N 659-п, от 26 декабря 2016 года N 737-п), следующие изменения:
1.1. Паспорт государственной программы изложить в редакции:
1.2. Раздел 1 "Характеристика текущего состояния системы образования Брянской области и государственной поддержки решения жилищной проблемы молодых семей" государственной программы изложить в следующей редакции:
"Современная система российского образования позволяет реализовать себя любому ребенку, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Современная система российского образования позволяет реализовать себя любому ребенку, в том числе с особыми образовательными потребностями.
По-видимому, в тексте настоящего раздела допущена опечатка. Предыдущий абзац повторяется дважды
В 2015 - 2016 учебном году в области функционировали 377 образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, 277 дошкольных групп (отделений), на базе 148 общеобразовательных школ, 4 учреждения типа "Начальная школа - детский сад" и 2 негосударственных детских сада, 525 образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе 4 кадетских организации, 17 общеобразовательных организаций, находящихся в ведении департамента образования и науки, 3 детских дома.
Образовательная деятельность в 2015-2016 учебном году осуществлялась также в 70 филиалах образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (3 - в городских поселениях, 67 - в сельских поселениях). К началу 2016 - 2017 учебного года вступила в строй 1 образовательная организация, реализующая программу общего образования, и 1 организация, реализующая программу дошкольного образования.
Во исполнение Указа Президента N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 января 2016 года уровень доступности дошкольного образования для данной возрастной категории детей в Брянской области достиг 100%.
Современные требования к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения, обозначенные в федеральных документах, определяющих реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", задают принципиально новые направления модернизации региональной систем образования.
Наиболее актуальными проблемами в сфере образования Брянской области, на решение которых направлена программа, являются:
- дефицит мест в муниципальных образовательных организациях дошкольного образования;
- недостаточные условия для получения обучающимися качественного образования современного уровня;
- ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основных фондов) образовательных организаций;
- ограниченный доступ образовательных организаций к современным информационным системам, необходимость создания и развития ресурсных центров по обеспечению информатизации системы образования Брянской области;
- низкая динамика кадрового обновления в системе образования.
Важным фактором, влияющим на развитие образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
За период с 2014 по 2016 год численность школьников увеличилась на 5900 человек.
С 1 сентября 2011 года образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы области, приступили к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего образования, с 1 сентября 2015 года школы перешли на новые стандарты основного общего образования.
Изучение состояния организации и управления существующей образовательной системы начальной ступени школы и новых ФГОС позволило сделать следующие выводы: для введения ФГОС начального общего образования необходимы:
- повышение квалификации по данному направлению всех категорий работников образования области;
- выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые представляют собой систему кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования.
В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования должны включать три модуля:
- модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий оптимальную реализацию основной образовательной программы;
- модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов образования ступени начальной школы;
- модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов применительно к конкретному учебному предмету, входящему в состав основной образовательной программы (базисного учебного плана) образовательного учреждения.
Одним из направлений развития, способствующим повышению доступности качественного образования для всех учащихся, является повышение уровня информатизации системы образования. Национальная образовательная инициатива предполагает, что новая школа должна быть оснащена высокотехнологичным компьютерным оборудованием, широкополосным доступом в сеть Интернет, интерактивными учебниками и медиатекой.
Новый подход к преподаванию предметов в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов требует существенной модернизации учебно-материальной базы.
В 2014 и 2015 учебном году за счет средств регионального бюджета были приобретены полные учебные комплекты для учащихся 4 и 5 классов области. В 2016 - 2017 учебном году на обучение по новым стандартам перешли учащиеся 6 класса, что потребовало поставки в школы области до 01 сентября 2016 года 12,5 тыс. комплектов учебников на сумму заключенных контрактов - 63 061 209,53 рублей. Приобретение учебников осуществлено в соответствии с Порядком принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку учебников (учебных пособий) для обеспечения нужд Брянской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 20.06.2016 N 308-п. В соответствии с контрактными обязательствами предоплата в размере до 30% от общей суммы контракта в размере 18 415 922,95 рубля будет осуществлена в 2016 году. Окончательный расчет будет осуществлен в 1 квартале 2017 года.
Однако в связи с поэтапным внедрением ФГОС на всех ступенях образования, по-прежнему актуальна потребность в обеспечении новыми учебниками общеобразовательных организаций.
В целях реализации национальной стратегии "Наша новая школа", создания условий для обеспечения доступности качественных образовательных услуг, улучшения ресурсного оснащения образовательного процесса в связи с введением новых федеральных образовательных стандартов, проведение энергосберегающих мероприятий, необходимо продолжить реализацию мероприятий (приложение 1) по формированию современной школьной инфраструктуры, включающих:
- проведение обязательных энергетических обследований зданий, оснащение их приборами учета расхода энергоресурсов.
Новые подходы к преподаванию предметов в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов требуют существенной модернизации учебно-материальной базы. Сегодня 14% школ размещены в приспособленных зданиях, 22,5% школ не имеют типовых спортивных залов. Теплыми санузлами оснащены 367 школ, что составляет 68%.
Требуется проведение комплекса ремонтных работ с целью улучшения санитарно-гигиенического режима, улучшения условий для укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры. Особой поддержки требуют государственные учреждения среднего профессионального образования: необходимо проведение неотложных ремонтов учебных корпусов и общежитий.
Количество образовательных организаций находящихся на территории Брянской области и реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования - 44 единицы, из них 35 - профессиональные образовательные организации, в том числе 32 финансируются из регионального бюджета, в том числе 27 находятся в ведомственном подчинении департамента образования и науки Брянской области.
Численность обучающихся по основным программам среднего профессионального образования всех форм обучения на 01 января 2016 года составила 23 906 человека; в профессиональных образовательных организациях - 18 227 человек, из них в подведомственных департаменту образования и науки Брянской области - 13 867 человек, в том числе 4 987 человек обучаются по программам подготовки квалифицированных рабочих.
Доля выпускников 9-х классов, поступивших в профессиональные образовательные организации по образовательным программам подготовки рабочих кадров, служащих составила в среднем 24,6%.
Обучение осуществляется по 60 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, 125 специальностям профессионального обучения, 72 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена для 13 отраслей экономики региона.
Средняя численность работников профессиональных образовательных организаций составляет 2448 работников, в том числе педагогических работников 1145 человек.
В настоящее время департамент образования и науки организует свою работу с предъявления современных требований к уровню подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в рамках ФГОС и привязки их к технологическим условиям производства.
Созданы и действуют 16 многофункциональных учебных центров прикладных квалификаций на базе профессиональных образовательных организаций в качестве структурных подразделений.
Изменена структура основных и дополнительных образовательных профессиональных программ.
Проводится ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Значительно увеличилось количество предприятий, заключивших с профессиональными образовательными организациями Соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве. В рамках данных Соглашений работодатели осуществляют помощь в ремонте учебных комплексов, приобретении учебной мебели и оборудования, выплачивают обучающимся повышенную стипендию.
В 2016-2017 учебном году в Брянской области образовательную деятельность по программам высшего образования осуществляли 17 образовательная организация высшего образования, том числе:
4 государственных вуза;
1 негосударственный вуз,
8 филиалов государственных вузов;
4 филиалов негосударственных вузов.
Вместе с тем современное состояние науки не в полной мере отвечает условиям повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста, которые обусловлены темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких отраслей экономики.
На начало 2016 года в муниципальных образованиях Брянской области в списках на улучшение жилищных условий состоит более 3000 молодых семей. В связи с малой вероятностью получения жилья (отсутствие строительства в районах, очереди на десятилетия) многие семьи не становятся в муниципальную очередь на получение жилья, что делает проблему латентной. Реальная необходимость жилья для молодых семей значительно выше.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
Реализация мероприятия "Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья" позволит объединить усилия и объединить действия Правительства области, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, жилищно-строительных кооперативов и прочих заинтересованных сторон по улучшению жилищно-бытовых условий жизни молодых семей.
Настоящая программа представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед образованием Брянской области в 2014 - 2020 годах".
1.3. Раздел 2 "Приоритеты государственной политики в сфере образования, цели и задачи государственной программы" государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегической целью реализации государственной политики в сфере образования Брянской области является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития области.
Приоритетными направлениями региональной политики в области образования являются:
совершенствование организации и управления системой дошкольного, общего, дополнительного, среднего профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с программой социально-экономического развития области;
обеспечение условий для модернизации региональной системы образования и удовлетворения потребностей граждан в доступном и качественном образовании, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Брянской области;
удовлетворение потребности населения области в услугах дошкольного образования и обеспечение для всех слоев населения равных возможностей его получения;
обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций всех типов и видов во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения пожарной, технической, антитеррористической безопасности объектов образования;
обеспечение социальной поддержки одаренных детей и детей-сирот;
социальная поддержка работающих в сфере образования;
создание условий для превращения науки в определяющий фактор формирования в регионе экономики инновационного типа и повышения на ее основе уровня и качества жизни населения;
Реализация этих направлений предполагает решение следующих приоритетных задач:
реализация государственной политики в сфере образования на территории Брянской области;
повышение доступности и качества предоставления дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей;
повышение доступности и качества предоставления профессионального образования в соответствии с задачами развития экономики и социальной сферы;
развитие инфраструктуры сферы образования;
развитие кадрового потенциала сферы образования;
создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;
проведение оздоровительной кампании детей;
осуществление государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий;
создание условий для получения обучающимися качественного образования по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям".
1.4. Раздел 4 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы" государственной программы изложить в следующей редакции:
"2014 год - 9 645 139 386,12 рублей;
2015 год - 9 927 094 128,71 рублей;
2016 год - 9 494 137 388,80 рублей;
2017 год - 9 208 967 005,00 рублей;
2018 год - 9 108 235 212,29 рублей;
2019 год - 9 075 721 967,03 рублей;
2020 год - 9 075 721 967,03 рублей.
в том числе:
за счет средств областного бюджета:
2014 год - 8 675 795 951,00 рубль;
2015 год - 9 259 135 667,45 рублей;
2016 год - 9 277 763 013,90 рублей;
2017 год - 9 128 674 947,00 рублей;
2018 год - 9 028 093 817,29 рублей;
2019 год - 8 996 633 204,03 рубля;
2020 год - 8 996 633 204,03 рубля.
за счет средств федерального бюджета:
2014 год - 860 857 559,70 рублей;
2015 год - 349 233 660,00 рублей;
2016 год - 142 632 217,50 рублей;
2017 год - 12 983 500,00 рублей;
2018 год - 12 983 500,00 рублей;
2019 год - 12 983 500,00 рублей;
2020 год - 12 983 500,00 рублей;
за счет средств местных бюджетов:
2014 год - 108 485 875,42 рублей;
2015 год - 318 724 801,26 рубль;
2016 год - 123 742 157,40 рублей;
2017 год - 67 308 558,00 рублей;
2018 год - 67 157 895,00 рублей;
2019 год - 66 105 263,00 рубля;
2020 год - 66 105 263,00 рубля".
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.6. Раздел 5 "Меры правового регулирования, направленные на достижение целей и решение задач государственной программы" государственной программы изложить в следующей редакции:
"Описание мер правового регулирования, направленных на достижение целей и решение задач государственной программы представлено в таблице 1.
Таблица 1
"Меры правового регулирования, направленные на достижение целей государственной программы"
Список основных мер правового регулирования, направленных на достижение целей и (или) конечных результатов государственной программы, может обновляться и меняться".
1.6. Раздел 6 "Состав государственной программы" государственной программы изложить в следующей редакции:
"Государственная программа включает в себя основные мероприятия и мероприятия, которые отражены в плане реализации государственной программы (приложение 1 к государственной программе), а также подпрограмму "Развитие инженерно-технического образования" (2017 - 2020 годы).
В рамках реализации государственной программы предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов):
на организацию питания школьников муниципальных общеобразовательных организаций;
на организацию отдыха детей в каникулярное время;
на капитальный и текущий ремонт помещений образовательных организаций для открытия в них дошкольных групп;
на софинансирование объектов капитальных вложений муниципальной собственности;
социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья.
Субсидии на организацию питания школьников муниципальных общеобразовательных организаций, организацию отдыха детей в каникулярное время, капитальный и текущий ремонт помещений образовательных организаций для открытия в них дошкольных групп предоставляются в соответствии с порядком предоставления и методикой распределения субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов), сельских (городских) поселений согласно приложению 2 к государственной программе.
Субсидии на софинансирование объектов капитальных вложений предоставляются в соответствии с порядком предоставления и методикой распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Брянской области согласно приложению 3 к государственной программе.
Субсидии на обеспечение жильем молодых семей предоставляются в соответствии с порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Брянской области для софинансирования социальных выплат молодым семьям, включенным в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат согласно приложению 4 к государственной программе".
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.8. Раздел 7 "Ожидаемые результаты реализации государственной программы" государственной программы изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые результаты реализации государственной программы приведены в приложении 5 к государственной программе.
Целевые значения показателей (индикаторов) государственной программы рассчитываются по формулам:
1. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, % (No):
, где:
Nфгос - количество учащихся общеобразовательных организаций области, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, человек (статистическая отчетность: форма N 76-рик);
Nуч - общее количество учащихся общеобразовательных организаций области, человек (статистическая отчетность: форма N 76-рик).
Источником информации является статистическая отчетность, размещенная на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
2. Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате в регионе, % (Со):
, где:
- средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций (статистическая отчетность: форма "ЗП-образование");
S - средняя заработная плата в регионе.
3. Соотношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в регионе, % (С1):
, где:
- средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей (статистическая отчетность: форма "ЗП-образование");
Sy - средняя заработная плата учителей в регионе.
4. Соотношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате в регионе, % (С2):
, где:
- средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций (статистическая отчетность: форма "ЗП-образование");
S - средняя заработная плата в регионе.
5. Соотношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в регионе, % (С3):
, где:
- средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций (статистическая отчетность: форма "ЗП-образование");
S - средняя заработная плата в сфере общего образования в регионе (статистическая отчетность: форма "ЗП-образование").
6. Охват мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогических работников образовательных организаций, работающих и проживающих в сельской местности, % (R):
, где:
R1 - количество педагогических работников образовательных организаций, получающих компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или посёлках городского типа Брянской области;
Rобщ - общее количество педагогических работников образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или посёлках городского типа Брянской области. (Отчеты муниципальных образований, размещенные на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
7. Осуществление мер социальной поддержки, направленной на оказание материальной помощи детям-сиротам и детям, оставшихся# без попечения родителей, студентам, детям из многодетных семей и выплат стипендий для обучающихся в профессиональных образовательных организациях, % (Cg):
, где:
П - количество детей, получивших социальную поддержку,
Н - количество детей, нуждающихся в социальной поддержке.
Источником информации является мониторинг департамента образования и науки Брянской области, размещенный на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
8. Доля детей по категориям местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации в общем количестве детей по указанным категориям в субъекте Российской Федерации, % (Р):
, где:
С - количество детей, по категориям местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья охваченных моделями и программами социализации (статистическая отчетность: форма N 76-рик);
Робщ - общее количество детей по указанным категориям.
Информация о количестве детей, по категориям местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья охваченных моделями и программами социализации размещена на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
9. Охват общественными некоммерческими организациями обучающихся с целью оказания финансовой поддержки студентов ВУЗов по возмещению до 50 процентов стоимости билетов междугородних маршрутов в выходные, праздничные и предпраздничные дни, % (Os):
, где:
Ei - количество иногородних студентов ВУЗов, зарегистрированных на территории Брянской области, получивших финансовую поддержку общественных некоммерческих организаций за счет средств областного бюджета по возмещению до 50% стоимости билетов за проезд в автобусах междугородних маршрутов в выходные, предпраздничные и праздничные дни;
Ea - общее количество иногородних студентов ВУЗов, зарегистрированных на территории Брянской области.
Источником информации является мониторинг Брянской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки, размещенный на сайте Брянской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки;
10. Доля юридических лиц, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) были проведены проверки (в общем количестве юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору)), % (Дю):
, где:
Кп - юридических лиц, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) были проведены проверки;
Кю - количество юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору).
Источником информации является мониторинг департамента образования и науки Брянской области, размещенный на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
11. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях, мест на 1000 человек (Ко):
, где:
Кд - количество детей, находящихся в дошкольных образовательных организациях (статистическая отчетность: формы N 85-Кк, "78-рик),
Км - количество мест в дошкольных образовательных организациях (статистическая отчетность: форма N 85-К).
Информация о количестве детей, находящихся в дошкольных образовательных организациях и о количестве мест в дошкольных образовательных организациях размещена на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
12. Доля детей, получающих услуги дополнительного образования в возрасте 5 - 18 лет, % (Дд):
, где:
Сдпу - численность детей, получающих услуги дополнительного образования в возрасте 5-18 лет (периодическая отчетность: форма N 85-к);
Собщ - общая численность детей в возрасте 5-18 лет (периодическая отчетность форма N 85-к).
13. Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, % (Nд):
где:
Nодар0 - количество обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
Nуч0 - общее количество обучающихся по программам общего образования, человек (статистическая отчетность: форма N 76-рик).
Информация о проведении олимпиад и конкурсов размещается на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
14. Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих во всероссийских и межрегиональных олимпиадах и конкурсах, % (Nд0):
, где:
Nодар1 - количество обучающихся по программам общего образования, участвующих во всероссийских и межрегиональных олимпиадах и конкурсах;
Nуч1 - общее количество обучающихся по программам общего образования, человек (статистическая отчетность: форма N 76-рик).
Информация о проведении олимпиад и конкурсов размещается на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
15. Доля обучающихся по программам общего образования - призеров всероссийских и межрегиональных олимпиад и конкурсов от общего числа участников, представлявших Брянскую область, % (Dп):
, где:
Dc1 - количество обучающихся по программам общего образования - призеров всероссийских и межрегиональных олимпиад и конкурсов;
Dобщ1 - общая численность участников, представлявших Брянскую область.
Информация о результатах проведения олимпиад и конкурсов размещается на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
16. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, % (Vu):
, где:
Dn1 - количество выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании,
Dv1 - общее количество выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций (статистическая отчетность: форма N 76-рик).
Источником информации является мониторинг департамента образования и науки Брянской области, размещенный на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
17. Доля выпускников общеобразовательных организаций, получивших балл на едином государственном экзамене выше 80, в общей численности выпускников общеобразовательных организаций, % (Uv):
, где:
Dn2 - количество выпускников, получивших балл на едином государственном экзамене выше 80,
Dv2 - общее количество выпускников общеобразовательных организаций (статистическая отчетность: форма N 76-рик).
Источником информации является мониторинг департамента образования и науки Брянской области, размещенный на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
18. Методика расчета показателя "Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчёте на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчёте на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена" утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2014 N 657 "Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования.
19. Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год после завершения обучения, % (Дв):
, где:
Dвып - количество выпускников профессиональных образовательных организаций Брянской области, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год после завершения обучения;
Dобщ - общая численность выпускников государственных профессиональных образовательных организаций Брянской области (статистическая отчетность: форма N 2-НК)
Источником информации является мониторинг оценки деятельности учреждений среднего профессионального образования, размещенный на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
20. Доля обучающихся по программам профессионального образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, % (Dп0):
, где:
Dc2 - количество обучающихся по программам профессионального образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня (Протокол проведения олимпиад профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций по профессиям),
Dобщ2 - общая количество обучающихся по программам профессионального образования (статистическая отчетность: форма N 2-НК).
Информация о проведении олимпиад и конкурсов размещается на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
21. Доля обучающихся по программам профессионального образования, участвующих во всероссийских и межрегиональных олимпиадах и конкурсах, % (Nод):
, где:
Nодар2 - количество обучающихся по программам профессионального образования, участвующих во всероссийских и межрегиональных олимпиадах и конкурсах, человек;
Nуч2 - общее количество обучающихся по программам профессионального образования, человек (статистическая отчетность: форма N 2-НК).
Информация о проведении олимпиад и конкурсов размещается на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
22. Доля обучающихся по программам профессионального образования - призеров всероссийских и межрегиональных олимпиад и конкурсов от общего числа участников, представлявших Брянскую область, % (Dпп):
, где:
Dп3 - количество обучающихся по программам профессионального образования - призеров всероссийских и межрегиональных олимпиад и конкурсов
Dобщ3 - общая численность участников, представлявших Брянскую область.
Информация о результатах проведения олимпиад и конкурсов размещается на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
23. Доля учреждений профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках программы, в общем количестве учреждений профессионального образования на территории Брянской области", % ():
, где:
До1 - количество учреждений профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования;
До2 - общее количество учреждений профессионального образования.
Источником информации является мониторинг департамента образования и науки Брянской области, размещенный на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
24. Доля общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве общеобразовательных организаций, % ():
, где:
До1 - количество общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения,
До2 - общее количество общеобразовательных организаций.
Мониторинг количества общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения и общего количества общеобразовательных организаций размещен на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
25. Доля общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общей численности общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования %, (Ys):
, где:
К1 - количество образовательных организаций, требующих капитального ремонта (источник информации: мониторинг технического состояния зданий и информация муниципальных образований),
К2 - общее количество образовательных организаций.
Источником информации является мониторинг департамента образования и науки Брянской области, размещенный на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
26. Доля общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, имеющих физкультурный зал, в общей численности общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, % (Si):
, где:
Кфз - количество образовательных организаций, реализующих программы общего образования, имеющих физкультурный зал (статистическая отчетность: форма N Д-4),
Кобщ - общее количество образовательных организаций, реализующих программы общего образования (статистическая отчетность: форма N Д-4).
Источником информации является мониторинг департамента образования и науки Брянской области, размещенный на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
27. Доля учителей и руководителей общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, % (Dу):
, где:
V - количество учителей и руководителей общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (статистическая отчетность: форма N 83-рик);
W - общая численность руководителей и учителей общеобразовательных организаций (статистическая отчетность: форма N 83-рик).
Информация о количестве учителей и руководителей общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС размещена на сайте Брянского института повышения квалификации работников образования (www.bipkro.ru).
28. Удельный вес детей школьного возраста, охваченных всеми формами оздоровления, % (Мz):
где:
Мoz3 - количество детей школьного возраста, охваченных всеми формами оздоровления;
Мbr3 - количество детей школьного возраста, проживающих в Брянской области.
Источником информации является мониторинг департамента образования и науки Брянской области и мониторинг Минсоцразвития (форма N 1, 2) размещенные на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
29. Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций, % (Qz):
, где:
Hz - количество учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет;
Fz - общее количество учителей общеобразовательных организаций Брянской области.
Источником информации является форма федерального статистического наблюдения N 83-рик.
30. Доля молодых семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году, в общем числе молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, % (Мс):
, где:
Пп - количество молодых семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году;
Ом - общее количество молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Источником информации является мониторинг департамента образования и науки Брянской области, размещенный на сайте департамента образования и науки Брянской области (www.edu32.ru).
Источником информации по показателю 32. "Количество стипендиатов именных стипендий Брянской областной Думы и Правительства Брянской области для одаренных детей и молодежи" является фактическое назначение стипендиатам в соответствии с ежегодно утверждаемым постановлением Правительства Брянской области.
Показатель 34 "Обеспечение питанием детей, отдыхающих в лагерях с дневным пребыванием" является необходимостью функционирования лагерей с дневным пребыванием.
Показатель "Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при государственной поддержке" определяется по итогам ежегодного отбора при обеспечении условий софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Источником информации показателей 37 - 41 являются данные фактического мониторинга.
2. Дополнить государственную программу подпрограммой следующего содержания:
"Паспорт
подпрограммы государственной программы "Развитие образования и науки Брянской области" (2014 - 2020 годы)
Наименование подпрограммы
"Развитие инженерно-технического образования" (2017 - 2019 годы)
Наименование подпрограммы |
"Развитие инженерно-технического образования" (2017 - 2020 годы) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Департамент образования и науки Брянской области |
Соисполнители подпрограммы |
исполнительные органы государственной власти области; администрации муниципальных образований (по согласованию) БИПКРО |
Цель подпрограммы |
обеспечение условий для подготовки в Брянской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства |
Задача подпрограммы |
создание условий для получения обучающимися качественного образования по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2017 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы |
2017 год - 4 750 584,0 рублей; 2018 год - 5 651 834,0 рублей; 2019 год - 5 272 434,0 рублей; 2020 год - 5 272 434,0 рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
показатели результативности и эффективности реализации государственной программы, а также конечные результаты реализации государственной программы приведены в приложении N 5 к государственной программе. |
1. Характеристика текущего состояния инженерно-технического образования
По оценкам экспертов современным производствам нужны три основных типа технических специалистов: "техник" (работа на высокотехнологичном оборудовании, обслуживание и ремонт), "линейный инженер" (обслуживание основных технологических процессов), "инновационный инженер", в том числе "инженер-исследователь" (разработка и внедрение новых технических изделий и технологий). Однако сколько-нибудь обоснованного прогноза для большинства отраслей производства по соотношению и направленностям подготовки выделенных типов специалистов не существует. Тому есть субъективные и объективные причины. К последним относится трудно прогнозируемая смена требований к специалистам, связанная с темпами изменений технологий и оборудования самого производства. Этот вызов, по-видимому, должна принять система образования, соответствующим образом изменяя подходы к проектированию образовательных программ и образовательным технологиям. Прежде всего, речь идет об отказе от привычной для высшей школы узкой профилизации подготовки, в особенности в условиях массового перехода на уровневую систему обучения (бакалавриат - магистратура - подготовка кадров высшей квалификации). Следует признать также, что традиционная в основном лекционно-семинарская система преподавания должна смениться большей самостоятельностью обучающихся в достижении результатов образовательного процесса, активными формами обучения, такими, например, как выполнение образовательных проектов на всех этапах обучения. Такие изменения позволят готовить специалистов способных быстро адаптироваться к изменениям в выбранной отрасли, проявлять инициативу, брать на себя ответственность за принятые решения, эффективно работать в команде.
При подготовке инженерных кадров нового качества остается актуальным вопрос сочетания фундаментальной и практико-ориентированной части образовательной программы. Введение в действие новой редакции федерального государственного образовательного стандарта предлагает решение вопроса в разделении программ на академический и прикладной (практико-ориентированный) типы. Эти новые возможности дадут положительный результат только при осмысленном, согласованном подходе к разработке образовательных программ, причем участвовать в этом должны не только преподаватели вузов, но и академические ученые, представители потенциальных работодателей из промышленности, другие заинтересованные в успехе процесса стороны.
Успешная модернизация технического образования требует системной и масштабной переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров. Направления подготовки преподавателей включают освоение новых образовательных технологий, основанных на информационных сервисах, активных методах обучения, проектном обучении, актуализацию профессиональных компетенций путем участия в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, регулярных стажировках в ведущих российских и зарубежных образовательных и исследовательских центрах.
Эффективности процесса повышения квалификации преподавателей будет способствовать развитие конкуренции за работу в вузе, что возможно при изменении существующих условий труда (структуры учебной нагрузки, условий материального стимулирования, создания возможностей для плодотворной научной работы преподавателей и др.).
Проблема мотивации всех участников образовательного процесса к переменам является наиболее остро и трудноразрешимой. В преподавательской среде корни проблемы: высокий средний возраст, низкий уровень заработной платы, достаточна большая учебная нагрузка, не оставляющая времени и сил для полноценной научной работы и методологического роста.
Потенциальные работодатели во многих случаях не информированы о происходящих в системе образования переменах, либо разделяют сложившуюся негативную оценку работы образовательных организаций. В 2013 году в ходе опроса работодателей они оценивали подготовку выпускников вузов по инженерным профессиям на 3,7 балла по пятибалльной системе; по их мнению, примерно 40 процентов поступающих на работу нуждаются в дополнительной подготовке. (Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию 23.06.2014).
Проблема мотивации школьников к выбору инженерных профессий должна решаться через усиление профильного технологического обучения в школе, через развитие системы инженерных олимпиад, конкурсов, соревнований, развитие дополнительного образования технической направленности. Имеет значение и популяризация инженерной профессии, повышение престижности инженерного труда.
Одним из эффективных путей преодоления существующего недостатка в практической части подготовки выпускников основных профессиональных образовательных программ технической направленности является интеграция образовательных организаций и крупных промышленных компаний - потенциальных работодателей будущих специалистов.
Сущностной стороной интеграции является совместная разработка и реализация образовательных программ. Сотрудничество на стадии разработки программы предполагает взаимосогласованное формирование результатов обучения по программе в целом и составляющим её модулям. Основой для определения результатов обучения являются профессиональные стандарты, соответствующие технологическим процессам предприятия-партнера, федеральные государственные образовательные стандарты или стандарты, установленные образовательной организацией самостоятельно, а так же лучшие мировые практики создания подобных программ, мнение недавних выпускников, работающих по специальности, профессорско-преподавательского состава вуза и авторитетных экспертов в данном направлении подготовки.
Сотрудничество на стадии реализации программы выражается в непосредственном участии ведущих специалистов предприятия-партнера в процессе обучения, наставничестве во время прохождения различных видов практик, разработке и контроле выполнения учебных заданий, основанных на реальных задачах производства.
Организационной стороной интеграции в соответствии с новым законом "Об образовании в Российской Федерации" становится создание кафедр или иных структурных подразделений вуза на территории предприятия-партнера для реализации практической части подготовки обучающихся. Преподаватели университета, работающие в составе таких базовых кафедр, глубже погружены в деятельность предприятий-партнеров, постоянно работают над решением научных и технологических задач производства, естественным образом, привлекая к этой работе и будущих специалистов. Базовые кафедры будут активизировать и встречный процесс привлечения к педагогической деятельности ведущих специалистов предприятия, способствовать росту их преподавательских компетенций.
Существующие в регионе положительные практики подобной интеграции (например, БГТУ - Завод "Кремний") показывают, что совместная разработка программы и обучения выделенной целевой группы студентов в интересах конкретного предприятия-партнера позволяют актуализировать образовательные программы, существенно интенсифицировать и углубить практическую составляющую обучения и обеспечить требуемое заказчиком качество подготовки выпускников.
В рамках реализации положений закона "Об образовании" Министерством образования и науки РФ инициирована работа по созданию базовых кафедр на производстве, организации сетевого обучения, целевого приема и целевого обучения. Разработаны необходимые нормативные документы профессиональной и общественно профессиональной оценки качества. Необходимо внедрение в практику предложенных механизмов. Однако не сняты нормативные барьеры, лежащие в сфере бюджетного законодательства, нет ресурсной поддержки этих форм.
Удовлетворение текущих потребностей промышленных предприятий в квалифицированных, подготовленных "под заказ" специалистов не снимает проблему подготовки специалистов на будущее, "на вырост" нашей промышленности. Необходима генерация программ нового типа, которые будут формировать у выпускников компетенции системной инженерии, которую отличает целостный подход к восприятию инженерных проблем, развитие креативного мышления, способностей к командной работе в формируемых под заказ развивающихся прорывных технологических направлений инжиниринговых команд. Должна решаться задача подготовки технической элиты, специалистов мирового уровня, в том числе способных управлять крупными техническими проектами.
Такой подход может быть реализован на уровне инженерных магистерских программ, посвященных освоению "продвинутых" технологий и реализуемых в немногих, имеющих достаточный потенциал университетах. Эффективности создания и воплощения подобных программ может способствовать сетевая форма их реализации с привлечением потенциала ряда ведущих, в том числе и зарубежных университетов. Отличительными особенностями программ является выраженный мульти- и междисциплинарный подход, возможность их постоянного обновления и перенастройки.
Характерной особенностью программ являются новые подходы к их проектированию и реализации, основанные на тесном взаимодействии с предприятием - заказчиком обучения. Взаимодействие включает совместную работу над определением требуемых результатов обучения по программе, подготовку практических заданий, основанных на реальных потребностях предприятия, участие специалистов предприятий в промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Реализация Президентской программы показала высокую потребность в постоянном повышении квалификации специалистов промышленных предприятий, обновлении их технических компетенций, обмене лучшим производственным опытом.
Зарубежный опыт показывает, что существенным стимулом для постоянного совершенствования профессионального мастерства является сертификация профессиональных квалификаций. Такая сертификация, как правило, проводится авторитетными профессиональными сообществами для молодых инженеров, имеющих определенный опыт успешной работы над реальными производственными проектами. Успешно прошедшие сертификацию попадают в престижный реестр инженеров, что повышает их рыночную конкурентоспособность и перспективы карьерного роста.
Профессиональные сообщества в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации имеют право на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, по которым готовятся специалисты интересующих их направлений. Такая аккредитация является гарантией качества и актуальности программы.
Одной из сторон проблемы кадрового обеспечения промышленности является процесс вхождения молодых специалистов в производственную среду, адаптации к условиям трудовой деятельности. Этот период требует повышенного внимания и разноплановой поддержки молодых специалистов. Следует предусмотреть систему мер, обеспечивающих возможность молодому специалисту реализовать свой творческий потенциал, закрепиться на предприятии. Такие меры достаточно хорошо известны - создание отдельных молодежных творческих коллективов для решения актуальных инновационных задач и реализацию проектов, конкурсы инженерных проектов и т.п. Существенным фактором является и обеспечение необходимых социальных условий для молодых специалистов.
Таковы основные аспекты проблемы кадрового обеспечения экономики Брянской области и имеющиеся заделы ее решения. Для развития и расширения этих точек роста целесообразно в рамках программно-целевого подхода разработать и реализовать систему мероприятий, оформленную в комплексную государственную программу "Развитие инженерно-технического образования".
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере инженерно-технического образования
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации государственной программы (подпрограммы) на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года, является значимость подготовки и высококвалифицированных инженерных кадров.
Стратегическим приоритетом социально-экономического развития Брянской области является развитие стимулирование модернизации и технологического перевооружения, создания новых мощностей, расширение наукоемкого производства, технологического оборудования и услуг, основанных на новейших знаниях.
В соответствии с вышеназванным одним из приоритетных направлений деятельности является принятие мер по развитию инженерно-технического образования для кадрового обеспечения региональной экономики.
Целью подпрограммы является создание условий для получения обучающимися качественного образования по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям.
Для достижения поставленной цели в рамках подпрограммы необходимо решение задач по формированию у обучающихся осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля и создание условий для получения обучающимися качественного образования по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям.
Подпрограммой предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:
- довузовская подготовка;
- мероприятия в системе среднего профессионального и высшего образования;
- совершенствование нормативной правовой базы Брянской области в области инженерно-технического образования;
- информационное обеспечение и пропаганда инженерно-технического образования.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 1 к государственной программе.
Ответственным исполнителем подпрограммы является департамент образования и науки Брянской области.
Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию подпрограммы финансовых средств.
3. Сроки реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы "Развитие инженерно-технического образования" (2017 - 2019 годы) осуществляется в 2017 - 2019 годах.
4. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом Брянской области о бюджете.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет по годам:
2017 год - 4 750 584,0 рублей;
2018 год - 5 651 834,0 рублей;
2019 год - 5 272 434,0 рублей.
5. Перечень мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предусматривает ежегодное проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение условий для подготовки в Брянской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.
Перечень мероприятий предусматривает 2 раздела, соответствующих поставленной цели и задачам.
Раздел 1. Довузовская подготовка
1.1. Ознакомление учащихся с предметами естественно-научного цикла и профессиями, требующими овладения знаниями по данным предметами, через систему учреждений дополнительного образования и посещение промышленных предприятий в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом.
1.2. Участие учащихся в качестве зрителей в соревнованиях и конкурсах технического творчества, конкурсах профессионального мастерства.
1.3. Организация тестирования учащихся для выявления склонностей и способностей к изучению математики и предметов естественно-научного цикла.
1.4. Организация тестирования учащихся для выявления психологической склонности к выполнению определенных видов деятельности как основы для дальнейшей профориентационной работы.
1.5. Методическое сопровождение деятельности преподавателей по выявлению на ранних этапах обучения детей, имеющих особые способности к изучению математики и предметов естественно-научного цикла.
1.6. Проведение социологических исследований и мониторингов профессиональных намерений, предпочтений и мотиваций обучающихся общеобразовательных организаций.
1.7. Расширение материально-технической базы специализированных учебных кабинетов естественно-научного цикла в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Брянской области.
1.8. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций по использованию специализированных учебных кабинетов естественно-научного цикла в рамках внеурочной деятельности по ФГОС и через систему дополнительного образования.
1.9. Организация специализированных классов с углубленным изучением математики и подготовкой к изучению предметов естественно-научного цикла.
1.10. Разработка различных вариантов учебных планов и программ элективных курсов по математике и предметам естественно-научного цикла во взаимодействии с профильными кафедрами ВУЗов Брянской области.
1.11. Формирование базы данных обучающихся старших классов, желающих изучать в ВУЗе математику и предметы естественно-научного цикла как основы для адресной работы ВУЗов со школьниками и абитуриентами.
1.12. Участие преподавателей ВУЗов в обучении старшеклассников по математике и предметам естественно-научного цикла через систему дополнительного образования и в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и ВУЗов.
1.13. Формирование специализированных выставок, организация тематических лекций по предметам естественно-научного цикла, инженерным наукам и организации промышленного производства.
1.14. Организация стажировок учителей общеобразовательных организаций, ведущих преподавание по предметам естественно-научного цикла, в ВУЗах Брянской области для обеспечения взаимной согласованности и преемственности образовательных программ и учебных планов в системе общего и высшего образования.
1.15. Профориентационная работа с учащимися общеобразовательных организаций в целях обеспечения заблаговременного выбора обучающимися будущей профессии, места осуществления трудовой деятельности и ВУЗа Брянской области для получения высшего образования.
1.16. Проведение Дней открытых дверей на промышленных предприятиях с предоставлением школьникам возможности ознакомления с производственным оборудованием и технологическим процессом производства.
1.17. Организация лекций преподавателей и профессоров ведущих ВУЗов Брянской области для школьников о возможностях прикладного применения знаний по математике и предметам естественно-научного цикла.
1.18. Распространение в общеобразовательных организациях информационных материалов о ВУЗах, организациях среднего профессионального образования и промышленных предприятиях Брянской области.
1.19. Формирование информационной базы о специальностях и направлениях подготовки для промышленных предприятий Брянской области, реализуемых образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования в Брянской области.
1.20. Обеспечение учителей общеобразовательных организаций учебно-методическими комплектами для работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
1.21. Проведение профессионального отбора - определение соответствия физических и психологических особенностей обучающегося требованиям выбранной профессии или вида профессиональной деятельности.
1.22. Учреждение и ежегодная выплата грантов для школ, реализующих лучшие проекты профориентационной работы со школьниками.
1.23. Проведение "тест-драйвов" для абитуриентов - Дней открытых дверей ВУЗов, предусматривающих посещение учебных занятий и участие во внеучебной деятельности студентов.
1.24. Создание специализированных студенческих отрядов для проведения профориентационной работы со школьниками Брянской области и методическое сопровождение деятельности таких отрядов.
1.25. Расширение сети учреждений дополнительного образования технической направленности.
1.26. Грантовая поддержка муниципальных и негосударственных учреждений дополнительного образования детей технической направленности для приобретения оборудования и расходных материалов.
1.27. Использование учебно-лабораторного оборудования специализированных учебных кабинетов естественно-научного цикла для занятий внеурочной деятельностью и в системе дополнительного образования.
1.28. Проведение "открытых уроков" в ВУЗах с возможностью самостоятельного выполнения школьниками отдельных видов лабораторных работ.
1.29. Формирование сети классов с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла.
1.30. Создание сети клубов, кружков при факультетах и кафедрах ВУЗов.
1.31. Создание научных обществ в общеобразовательных организациях с закреплением шефствующих факультетов и кафедр.
1.32. Формирование перечня конкурсов и состязаний национального и международного уровней, участие в которых обучающимся из Брянской области обеспечивается за счет средств областного бюджета.
1.33. Организация совместно с промышленными предприятиями, ВУЗами региональных и окружных состязаний и выставок в сфере технического творчества и конкурсов исследовательских проектов.
1.34. Организация профильных смен для юных ученых и конструкторов в рамках летней оздоровительной кампании.
1.35. Организация дополнительного профессионального образования (деятельность ЦТО - госзадание БИПКРО).
2. Мероприятия в системе среднего профессионального и высшего образования
2.1. Внедрение практико-ориентированного обучения.
2.2. Создание базовых кафедр ВУЗов на предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях Брянской области с целью реализации практико-ориентированной части образовательной программы.
2.3. Использование механизма целевого приема и обучения как основного инструмента формирования и распределения планового задания на подготовку специалистов ВУЗами Брянской области за счет средств федерального бюджета.
2.4. Реализация партнерских образовательных программ с промышленными предприятиями, проектными и научно-исследовательскими организациями Брянской области, внедрение механизмов дуального образования.
2.5. Вовлечение в образовательный процесс практико-ориентированных задач, взятых из реальной производственной деятельности предприятий Брянской области.
2.6. Разработка образовательных программ нового типа, направленных на формирование у выпускников компетенции системной инженерии как способности успешно решать сложные инженерные задачи в установленный срок и в рамках выделенного бюджета, с учетом интересов каждого участника проекта.
2.7. Совершенствование квалификации преподавателей ВУЗов.
3. Совершенствование нормативной правовой базы Брянской области в области инженерно-технического образования
3.1. Разработка проектов региональных законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере образования.
4. Информационное обеспечение и пропаганда инженерно-технического образования
4.1. Организация цикла информационных мероприятий (семинары, конференции, презентации) по представлению и обсуждению программы "Развитие инженерно-технического образования" с активным участием областных СМИ.
4.2. Формирование привлекательного имиджа инженерной профессии, создание "портрета современного инженера".
4.3. Создание WEB-ресурсов по инженерному делу и инженерному образованию (web-платформы, порталы, сайты).
4.4. Регулярная публикация информационных материалов о ходе реализации Программы, аналитических материалов о достигнутых результатах, целях и задачах программы.
6. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
В результате реализации программы ожидается:
количество детей, охваченных дополнительным образованием по физике, математике, информатике в ЦТО, до 1200 человек ежегодно;
количество специалистов, прошедших повышение квалификации по физике, математике, информатике, до 200 человек ежегодно;
количество учащихся, выбравших итоговую аттестацию по физике, математике, информатике, до 6500 человек к 2019 году;
количество базовых кафедр, созданных на предприятиях, до 20 единиц;
количество промышленных предприятий, вовлеченных в сотрудничество по реализации программы, до 30 единиц.
Достижение цели и решение задач программы оценивается целевыми индикаторами, приведенными в приложении 5 к государственной программе.
7. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
При реализации подпрограммы существует риск недостижения запланированных показателей вследствие недостаточного финансирования работодателями данного мероприятия.
Для снижения вышеуказанного риска реализации подпрограммы планируется проведение ежегодного мониторинга хода реализации подпрограммы и ее корректировка в случае необходимости.".
3. Приложения 1 - 5 к государственной программе изложить в редакции согласно приложениям 1 - 5 к настоящему постановлению.
4. Опубликовать постановление на официальном сайте Правительства Брянской области в сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Щеглова Н.М.
Губернатор |
А.В. Богомаз |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Брянской области от 26 декабря 2016 г. N 738-п "О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования и науки Брянской области" (2014 - 2020 годы)"
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 января 2017 г.
Постановлением Правительства Брянской области от 31 декабря 2018 г. N 764-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2019 г.