Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Приказу департамента
промышленности, транспорта
и связи Брянской области
от 17.10.2016 г. N 175-п
Порядок
изучения пассажиропотока
1. Понятие и характеристики пассажиропотоков
Пассажиропоток - это движение пассажиров по определенной части транспортной сети, выраженное в количестве пассажиров, проезжающих за единицу времени через конкретное сечение транспортной сети в одном направлении.
Пассажиропотоки имеют две основные характеристики: мощность и направление.
Направление пассажиропотока показывает распределение передвижений между транспортными районами. По направлению пассажиропотоки бывают в прямом и обратном направлениях.
Если пассажиры следуют в какой-либо район через промежуточный (с пересадкой) при отсутствии прямых транспортных связей, то такой пассажиропоток называют транзитным.
Мощностью пассажирских потоков называется количество пассажиров, проезжающих за единицу времени через конкретное сечение транспортной сети в одном направлении.
Пассажирообмен остановочного пункта - это суммарное число пассажиров, подходящих на остановочный пункт и садящихся в транспортное средство, и пассажиров, выходящих из салона пассажирского транспортного средства на данном остановочном пункте в единицу времени.
Мощность пассажиропотока и пассажирообмен остановочного пункта измеряется в пассажирах в час, мин, год. Например, мощность пассажиропотока между двумя остановочными пунктами маршрута составляет 250 пассажиров в час; пассажирообмен остановочного пункта "Кинотеатр" составил 57 пассажиров за час.
Общее число перевезенных пассажиров по маршруту, направлению или в целом по населенному пункту за определенный период времени составляет объем перевезенных пассажиров. Объем перевозок измеряется в пассажирах.
Произведение объема перевозок на расстояние поездки пассажиров называют пассажирооборотом (пасс.-км).
Графически пассажиропотоки изображаются в виде эпюр и картограмм.
Эпюры строят в системы двух координат, где по оси ординат откладываются значения мощности пассажиропотоков, а по оси абсцисс длина маршрута и указывается направление движения.
Совокупность эпюр пассажиропотоков на плане транспортной схемы изображают в виде картограмм.
2. Неравномерность пассажиропотоков
Большую роль при организации движения пассажирского транспорта играет неравномерность распределения пассажиропотоков во времени и по отдельным участкам действующих маршрутов. Поэтому для формирования рациональной маршрутной сети, равно как и для эффективного использования подвижного состава и обеспечения высокого уровня обслуживания пассажиров, необходимо знать направления, размеры и степень неравномерности пассажиропотоков.
Пассажиропотоки характеризуют нагрузку транспортной сети по направлениям перемещений в определенный период времени (час, сутки, месяц).
Пассажиропотоки не являются величиной постоянной, то есть они неравномерны. Степень неравномерности пассажиропотоков оценивается с помощью коэффициента неравномерности .
В общем виде неравномерность пассажиропотока определяется как отношение максимальной мощности пассажиропотока за определенный период времени к средней мощности пассажиропотока за тот же период:
Неравномерность пассажиропотоков по часам суток, а также по участкам маршрута и направлениям движения оценивают при помощи соответствующих коэффициентов. Неравномерность пассажиропотока по часам суток
где
и - соответственно максимальная мощность пассажиропотока в час пик и среднечасовая мощность в течение суток.
Среднечасовая мощность пассажиропотока в течение суток
где
- число часов работы маршрута в течение суток.
Неравномерность пассажиропотока по участкам маршрута
где
и - соответственно максимальная мощность пассажиропотока наиболее загруженного участка маршрута по одному из направлений за определенный период времени и среднеарифметическое значение пассажиропотока по всем участкам маршрута в этом же направлении за аналогичный период времени.
Среднее значение пассажиропотока по участкам маршрута рассчитывается следующим образом:
где
- величина пассажиропотока на участке маршрута между первым и вторым остановочным пунктами, пасс.;
- количество участков на маршруте в данном направлении,
- число остановочных пунктов на маршруте в данном направлении.
Неравномерность пассажиропотока по направлениям движения
где
- средняя часовая мощность пассажиропотока за день в наиболее загруженном направлении;
- средняя часовая мощность пассажиропотока за день в противоположном направлении.
Неравномерность пассажиропотока по дням недели
где и - соответственно максимальный пассажиропоток за один из дней недели и среднедневной пассажиропоток за неделю.
Неравномерность пассажиропотоков по отдельным дням недели и месяцам года определяется спецификой спроса на перевозки. Во внутригородском сообщении пассажиропотоки наиболее интенсивны по рабочим дням. На пригородных и междугородных маршрутах перевозки увеличиваются в выходные и праздничные дни. В летний период в связи с массовыми отпусками объем перевозок в городах снижается, а в пригородных и междугородных сообщениях существенно возрастает.
Значения коэффициентов неравномерности для крупных городов России находится в пределах:
по часам суток . При более 2 следует в межпиковый период либо увеличить интервал движения и сократить число машин, работающих на маршруте, либо выпускать на линию транспортные средства с меньшей вместимостью;
по участкам маршрута . При значении более 2 необходимо на данном направлении вводить укороченные маршруты между участками с высокой мощностью пассажиропотока;
по направлениям . При более высоких значениях следует рассмотреть варианты изменения трассы маршрута в менее загруженном направлении, чтобы увеличить наполняемость транспортного средства;
по дням недели . Если составляет более 1,5, необходимо в дни наименьшего спроса на перевозки либо увеличивать интервал движения и сокращать число машин, работающих на маршруте, либо использовать транспортные средства меньшей вместимости.
Для выявления пассажиропотоков и характера их распределения по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, участкам и направлениям движения проводят обследования пассажиропотоков.
3. Характер пассажиропотоков на пригородных и междугородных маршрутах
Пригородные и междугородние маршруты имеют свои закономерности распределения пассажиропотоков по участкам маршрутов.
Для пригородных маршрутов характерно, в зависимости от направления движения относительно города, постепенное нарастание либо убывание пассажиропотоков. При движении из города транспортное средство максимально загружается и в дальнейшем происходит только высадка пассажиров (развозочный маршрут). При движении в сторону города на остановочных пунктах происходит, как правило, только посадка пассажиров, которые следуют до конечного пункта (сборочный маршрут).
В междугородном сообщении пассажиропотоки по участкам маршрута практически не имеют колебаний.
4. Исследование пассажиропотоков
4.1. Методы исследования пассажиропотоков и их классификация
Изучение пассажиропотоков позволяет выявить характер изменений пассажиропотоков транспортной сети, распределение по времени, длине маршрутов и направлениям движения. При проведении исследований пассажиропотоков используют различные методы.
Существующие методы обследования пассажиропотоков можно классифицировать по ряду признаков.
1. По длительности охватываемого периода различают: систематические обследования; разовые обследования.
Систематические обследования проводятся ежедневно в течение всего периода движения транспортных средств по маршруту.
Разовыми обследованиями называются кратковременные обследования, проводимые в рамках разработанной программы, определяемой поставленными целями: открытие или закрытие маршрута, определение вместимости и потребного количества подвижного состава и др.
2. По ширине охвата транспортной сети различают: сплошные обследования; выборочные обследования.
Сплошные обследования проводятся одновременно по всей транспортной сети - обслуживаемого района. По результатам сплошных обследований решаются вопросы: эффективность функционирования транспортной сети, направления ее развития, координация работы различных видов транспорта, изменение схемы маршрутов, выбор видов транспорта в соответствии с мощностью пассажирских потоков и др.
Выборочные обследования проводятся по отдельным районам маршрутной сети, конфликтным точкам или некоторым маршрутам с целью решения локальных, частных, более узких и конкретных задач.
3. По способу проведения выделяют: анкетные обследование; отчетно-статистические обследования; натурные обследования; автоматизированные обследования.
Анкетный метод, как правило, охватывает всю маршрутную сеть обслуживаемого района и позволяет выявить пассажиропотоки по всем видам транспорта. Для него характерно сплошное обследование. Анкетный метод позволяет установить потенциальную подвижность населения: реальные потребности в перемещениях по количеству и направлениям вне зависимости от существующей маршрутной сети. Этот метод предусматривает получение необходимых сведений с помощью предварительно разработанных специальных опросных анкет. Успех анкетного обследования и достоверность полученных данных во многом определяются характером, простотой и ясностью поставленных вопросов. Поэтому форма анкеты должна быть тщательно продумана согласно поставленной цели и предусматривать возможность ее машинной обработки. Анкетирование проводится в местах массового скопления населения. Наибольший эффект анкетное обследование дает при опросе по месту работы населения: на основных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктах обслуживаемого района.
Отчетно-статистический метод обследования опирается на данные билетно-учетных листов и количество проданных билетов. Помимо проданных билетов, необходимо учитывать число лиц, перевезенных по месячным проездным билетам, служебным удостоверениям, лиц, пользующихся правом бесплатного льготного проезда, а также не приобретших билет. С использованием отчетных данных можно определить объемы перевозок по отдельным маршрутам, установить распределение пассажиропотоков по часам суток, дням недели и пр.
Натурные обследования предполагают получение информации о фактических передвижениях пассажиров путем непосредственного взаимодействия с ними. Натурные обследования могут быть талонными; табличными; визуальными; силуэтными; опросными.
Талонный метод обследования пассажиропотоков позволяет установить информацию о мощности пассажиропотока по длине маршрута и времени суток, о пассажирообмене остановочных пунктов, корреспондентных связях, средней дальности поездки пассажира, наполнении подвижного состава и т.д. Для проведения обследования в салоне каждого транспортного средства (возле дверей) располагаются учетчики. В процессе обследования учетчики на каждой остановке маршрута выдают всем входящим в салон транспортного средства пассажирам талоны, предварительно отметив номер остановки, на которой вошел
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Автоматизированные методы обеспечивают получение информации о пассажиропотоках в обработанном виде без привлечения к непосредственному сбору таких сведений людей. Существуют несколько методов автоматизированного обследования пассажиропотоков, в частности, контактные; неконтактные; косвенные; комбинированные.
Контактные методы позволяют получить данные о пассажиропотоках через непосредственное воздействие пассажиров на технические средства. Одним из способов получения информации может быть использование автоматических устройств с экраном и клавиатурой. Потенциальные пассажиры (жители населенного пункта, приезжие и т.п.) вводят информацию о потребностях в перемещениях в автоматическое устройство нажатием соответствующих клавиш.
Устройства могут размещаться в пассажирообразующих и пассажиропоглощающих узлах (вокзалы, торговые центры и др.), а также на остановочных пунктах. Такой способ обследований позволяет получить информацию о корреспонденции пассажиров, подвижности населения и провести социологический опрос об уровне удовлетворенности населения работой транспорта и др. Полученная информация может применяться для оптимизации схемы маршрутов, изменения графиков движения и др.
Неконтактные методы используют фотоэлектрические приборы. При фотоэлектрическом учете перевозимых пассажиров используют фотопреобразователи, которые устанавливают в дверных проемах или на наружной стороне транспортного средства по два на каждый поток посадки-высадки пассажиров. При входе или выходе пассажиры пересекают пучок световых лучей, поступающих к фото датчикам, которые фиксируют движение пассажиров. Электрические импульсы от фотодатчиков поступают в блок дешифровки и в зависимости от очередности поступления направляются в регистр входящих и выходящих пассажиров. Блок цифровой индикации суммирует число вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке. К недостаткам этого метода следует отнести сложность настройки и наладки - фотоэлектрических датчиков, большие неточности (до 25%) работы в часы пик.
Косвенный метод учета перевозимых пассажиров предполагает использование специальных устройств, позволяющих взвешивать одновременно всех пассажиров транспортного средства с последующим делением общей массы пассажиров на среднюю массу (70 кг). Общая масса пассажиров определяется при помощи тензометрических преобразователей, расположенных на подушках рессор.
Данные обследования представляются в виде эпюр пассажиропотоков по участкам маршрута.
Комбинированный метод учета пассажиров предполагает совместное использование каких-либо автоматизированных методов одновременно, например, косвенного и неконтактного. Это повышает полноту и точность собираемом информации.
Автоматизированные обследования пассажиропотоков обеспечивают постоянное и непрерывное получение информации об объемах перевозок с относительно небольшими затратами, так как нет необходимости задействовать большое количество людей и дополнительно обрабатывать собранную информацию.
4.2. Проведение обследования пассажиропотоков
Работа по обследованию пассажиропотоков независимо от длительности и широты охвата должна осуществляться по заранее составленному и утвержденному отделом транспорта департамента плану. План разрабатывается с учетом конкретных условий и должен быть реальным по срокам выполнения, объему работы и числу исполнителей. План, как правило, состоит из трех частей: подготовка проведения обследования; работа по выполнению обследования; обработка собранных сведений.
Подготовку к проведению обследования пассажиропотоков начинают с выбора конкретного метода. При этом учитывают характер и объем собираемых сведений, а также трудоемкость и необходимые затраты на проведение исследований. В качестве учетчиков могут привлекаться сотрудники других отделов департамента, студенты образовательных учреждений, водители автобусов, кондукторы, иные лица после проведения соответствующего инструктажа.
5. Расчет количества подвижного состава
Для расчета количества подвижного состава на маршрутах по результатам обследования пассажиропотока используется формула:
,
где - максимальная мощность пассажиропотока в час пик, пасс;
- время оборота автобуса на маршруте, час;
- принятая вместимость подвижного состава.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области от 17 октября 2016 г. N 175-П "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.