Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Приказу департамента
промышленности, транспорта
и связи Брянской области
от 17.10.2016 г. N 175-п
Порядок
изучения пассажиропотока
1. Понятие и характеристики пассажиропотоков
Пассажиропоток - это движение пассажиров по определенной части транспортной сети, выраженное в количестве пассажиров, проезжающих за единицу времени через конкретное сечение транспортной сети в одном направлении.
Пассажиропотоки имеют две основные характеристики: мощность и направление.
Направление пассажиропотока показывает распределение передвижений между транспортными районами. По направлению пассажиропотоки бывают в прямом и обратном направлениях.
Если пассажиры следуют в какой-либо район через промежуточный (с пересадкой) при отсутствии прямых транспортных связей, то такой пассажиропоток называют транзитным.
Мощностью пассажирских потоков называется количество пассажиров, проезжающих за единицу времени через конкретное сечение транспортной сети в одном направлении.
Пассажирообмен остановочного пункта - это суммарное число пассажиров, подходящих на остановочный пункт и садящихся в транспортное средство, и пассажиров, выходящих из салона пассажирского транспортного средства на данном остановочном пункте в единицу времени.
Мощность пассажиропотока и пассажирообмен остановочного пункта измеряется в пассажирах в час, мин, год. Например, мощность пассажиропотока между двумя остановочными пунктами маршрута составляет 250 пассажиров в час; пассажирообмен остановочного пункта "Кинотеатр" составил 57 пассажиров за час.
Общее число перевезенных пассажиров по маршруту, направлению или в целом по населенному пункту за определенный период времени составляет объем перевезенных пассажиров. Объем перевозок измеряется в пассажирах.
Произведение объема перевозок на расстояние поездки пассажиров называют пассажирооборотом (пасс.-км).
Графически пассажиропотоки изображаются в виде эпюр и картограмм.
Эпюры строят в системы двух координат, где по оси ординат откладываются значения мощности пассажиропотоков, а по оси абсцисс длина маршрута и указывается направление движения.
Совокупность эпюр пассажиропотоков на плане транспортной схемы изображают в виде картограмм.
2. Неравномерность пассажиропотоков
Большую роль при организации движения пассажирского транспорта играет неравномерность распределения пассажиропотоков во времени и по отдельным участкам действующих маршрутов. Поэтому для формирования рациональной маршрутной сети, равно как и для эффективного использования подвижного состава и обеспечения высокого уровня обслуживания пассажиров, необходимо знать направления, размеры и степень неравномерности пассажиропотоков.
Пассажиропотоки характеризуют нагрузку транспортной сети по направлениям перемещений в определенный период времени (час, сутки, месяц).
Пассажиропотоки не являются величиной постоянной, то есть они неравномерны. Степень неравномерности пассажиропотоков оценивается с помощью коэффициента неравномерности .
В общем виде неравномерность пассажиропотока определяется как отношение максимальной мощности пассажиропотока за определенный период времени к средней мощности пассажиропотока
за тот же период:
Неравномерность пассажиропотоков по часам суток, а также по участкам маршрута и направлениям движения оценивают при помощи соответствующих коэффициентов. Неравномерность пассажиропотока по часам суток
где
и
- соответственно максимальная мощность пассажиропотока в час пик и среднечасовая мощность в течение суток.
Среднечасовая мощность пассажиропотока в течение суток
где
- число часов работы маршрута в течение суток.
Неравномерность пассажиропотока по участкам маршрута
где
и
- соответственно максимальная мощность пассажиропотока наиболее загруженного участка маршрута по одному из направлений за определенный период времени и среднеарифметическое значение пассажиропотока по всем участкам маршрута в этом же направлении за аналогичный период времени.
Среднее значение пассажиропотока по участкам маршрута рассчитывается следующим образом:
где
- величина пассажиропотока на участке маршрута между первым и вторым остановочным пунктами, пасс.;
- количество участков на маршруте в данном направлении,
- число остановочных пунктов на маршруте в данном направлении.
Неравномерность пассажиропотока по направлениям движения
где
- средняя часовая мощность пассажиропотока за день в наиболее загруженном направлении;
- средняя часовая мощность пассажиропотока за день в противоположном направлении.
Неравномерность пассажиропотока по дням недели
где и
- соответственно максимальный пассажиропоток за один из дней недели и среднедневной пассажиропоток за неделю.
Неравномерность пассажиропотоков по отдельным дням недели и месяцам года определяется спецификой спроса на перевозки. Во внутригородском сообщении пассажиропотоки наиболее интенсивны по рабочим дням. На пригородных и междугородных маршрутах перевозки увеличиваются в выходные и праздничные дни. В летний период в связи с массовыми отпусками объем перевозок в городах снижается, а в пригородных и междугородных сообщениях существенно возрастает.
Значения коэффициентов неравномерности для крупных городов России находится в пределах:
по часам суток . При
более 2 следует в межпиковый период либо увеличить интервал движения и сократить число машин, работающих на маршруте, либо выпускать на линию транспортные средства с меньшей вместимостью;
по участкам маршрута . При значении более 2 необходимо на данном направлении вводить укороченные маршруты между участками с высокой мощностью пассажиропотока;
по направлениям . При более высоких значениях
следует рассмотреть варианты изменения трассы маршрута в менее загруженном направлении, чтобы увеличить наполняемость транспортного средства;
по дням недели . Если
составляет более 1,5, необходимо в дни наименьшего спроса на перевозки либо увеличивать интервал движения и сокращать число машин, работающих на маршруте, либо использовать транспортные средства меньшей вместимости.
Для выявления пассажиропотоков и характера их распределения по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, участкам и направлениям движения проводят обследования пассажиропотоков.
3. Характер пассажиропотоков на пригородных и междугородных маршрутах
Пригородные и междугородние маршруты имеют свои закономерности распределения пассажиропотоков по участкам маршрутов.
Для пригородных маршрутов характерно, в зависимости от направления движения относительно города, постепенное нарастание либо убывание пассажиропотоков. При движении из города транспортное средство максимально загружается и в дальнейшем происходит только высадка пассажиров (развозочный маршрут). При движении в сторону города на остановочных пунктах происходит, как правило, только посадка пассажиров, которые следуют до конечного пункта (сборочный маршрут).
В междугородном сообщении пассажиропотоки по участкам маршрута практически не имеют колебаний.
4. Исследование пассажиропотоков
4.1. Методы исследования пассажиропотоков и их классификация
Изучение пассажиропотоков позволяет выявить характер изменений пассажиропотоков транспортной сети, распределение по времени, длине маршрутов и направлениям движения. При проведении исследований пассажиропотоков используют различные методы.
Существующие методы обследования пассажиропотоков можно классифицировать по ряду признаков.
1. По длительности охватываемого периода различают: систематические обследования; разовые обследования.
Систематические обследования проводятся ежедневно в течение всего периода движения транспортных средств по маршруту.
Разовыми обследованиями называются кратковременные обследования, проводимые в рамках разработанной программы, определяемой поставленными целями: открытие или закрытие маршрута, определение вместимости и потребного количества подвижного состава и др.
2. По ширине охвата транспортной сети различают: сплошные обследования; выборочные обследования.
Сплошные обследования проводятся одновременно по всей транспортной сети - обслуживаемого района. По результатам сплошных обследований решаются вопросы: эффективность функционирования транспортной сети, направления ее развития, координация работы различных видов транспорта, изменение схемы маршрутов, выбор видов транспорта в соответствии с мощностью пассажирских потоков и др.
Выборочные обследования проводятся по отдельным районам маршрутной сети, конфликтным точкам или некоторым маршрутам с целью решения локальных, частных, более узких и конкретных задач.
3. По способу проведения выделяют: анкетные обследование; отчетно-статистические обследования; натурные обследования; автоматизированные обследования.
Анкетный метод, как правило, охватывает всю маршрутную сеть обслуживаемого района и позволяет выявить пассажиропотоки по всем видам транспорта. Для него характерно сплошное обследование. Анкетный метод позволяет установить потенциальную подвижность населения: реальные потребности в перемещениях по количеству и направлениям вне зависимости от существующей маршрутной сети. Этот метод предусматривает получение необходимых сведений с помощью предварительно разработанных специальных опросных анкет. Успех анкетного обследования и достоверность полученных данных во многом определяются характером, простотой и ясностью поставленных вопросов. Поэтому форма анкеты должна быть тщательно продумана согласно поставленной цели и предусматривать возможность ее машинной обработки. Анкетирование проводится в местах массового скопления населения. Наибольший эффект анкетное обследование дает при опросе по месту работы населения: на основных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктах обслуживаемого района.
Отчетно-статистический метод обследования опирается на данные билетно-учетных листов и количество проданных билетов. Помимо проданных билетов, необходимо учитывать число лиц, перевезенных по месячным проездным билетам, служебным удостоверениям, лиц, пользующихся правом бесплатного льготного проезда, а также не приобретших билет. С использованием отчетных данных можно определить объемы перевозок по отдельным маршрутам, установить распределение пассажиропотоков по часам суток, дням недели и пр.
Натурные обследования предполагают получение информации о фактических передвижениях пассажиров путем непосредственного взаимодействия с ними. Натурные обследования могут быть талонными; табличными; визуальными; силуэтными; опросными.
Талонный метод обследования пассажиропотоков позволяет установить информацию о мощности пассажиропотока по длине маршрута и времени суток, о пассажирообмене остановочных пунктов, корреспондентных связях, средней дальности поездки пассажира
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области от 17 октября 2016 г. N 175-П "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.