Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 10 декабря 2015 г. N 773 р-П
25 июля 2016 г.
1. Утвердить прилагаемую Программу по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016 - 2018 годы (далее - Программа).
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 июля 2016 г. N 550 р-П пункт 2 изложен в новой редакции
2. Определить Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия координатором Программы.
Глава |
А.П. Худилайнен |
Программа
по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016 - 2018 годы
(утв. распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 декабря 2015 г. N 773 р-П)
25 июля 2016 г.
I. Общие положения
1. Программа по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016 - 2018 годы (далее - Программа) определяет цели и приоритеты в создании условий по защите законных прав потребителей, а также План мероприятий по защите прав потребителей на территории Республики Карелия в 2016 - 2018 годах.
2. Программа разработана в рамках полномочий высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей, предусмотренных статьей 42.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для эффективной и доступной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.
Основными задачами Программы являются:
первая задача - обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Последовательная и эффективная политика в сфере защиты прав потребителей является важным фактором развития рынка, который оказывает влияние на повседневную жизнь граждан, способствует повышению их благосостояния и создает благоприятные условия ведения бизнеса для добросовестных производителей материальных благ и услуг.
Для совершенствования механизмов защиты прав потребителей в Республике Карелия необходимо придерживаться системного организационного подхода к решению существующих проблем по обеспечению потребительских прав жителей республики на основе согласованных действий органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, общественных организаций. Обеспечение взаимодействия всех составляющих региональной системы защиты прав потребителей осуществляется с 2008 года в рамках деятельности Совета по защите прав потребителей при Правительстве Республики Карелия (далее - Совет), являющегося постоянно действующим консультативным органом.
В ходе работы Совета вырабатываются общие подходы к осуществлению практической деятельности по обеспечению и защите прав потребителей, в первую очередь, в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, где уровень защиты соответствующих прав потребителей еще не соответствует реальным запросам граждан, таких как: жилищно-коммунальное хозяйство, рынок финансовых услуг, платных медицинских услуг, туристическое обслуживание, розничная торговля.
Анализ ситуации на потребительском рынке в республике показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей все еще остается на высоком уровне.
Основными причинами, порождающими нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Динамика обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в Управление федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, свидетельствует о сокращении обращений по вопросам защиты прав потребителей. Так, в 2014 году общее число обращений составило 830 и сократилось по сравнению с 2013 годом в 1,6 раза, в основном за счет снижения числа обращений на оказание жилищно-коммунальных услуг (в 5,4 раза).
Тенденции, сложившиеся в структуре обращений за ряд последних лет, сохранились в 2014 году: наибольшее количество обращений приходится на сферу услуг - 462 (55,7%) и торговлю - 368 (44,3%). При этом в анализируемом периоде наблюдался значительный рост обращений в сравнении с 2013 годом на оказание медицинских услуг (в 2 раза), услуг общественного питания (в 1,8 раза), финансовых услуг (в 1,6 раза) и туристских услуг (в 1,5 раза).
По результатам рассмотрения обращений граждан возбуждено 209 дел об административных правонарушениях, выдано 107 предписаний об устранении выявленных нарушений, направлено в суд 64 заключения по делам в защиту прав потребителей, 15 исков в защиту прав потребителей, в том числе 5 - в защиту интересов неопределенного круга потребителей.
Важным элементом национальной системы защиты прав потребителей являются органы местного самоуправления. В соответствии с Законом органы местного самоуправления наделены полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей, консультированию потребителей по вопросам защиты их прав, обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Используя свои полномочия, органы местного самоуправления обеспечивают оперативную защиту интересов потребителей, а также являются источником информации для контролирующих органов в области качества и безопасности товаров (работ, услуг) и населения о проблемах, возникающих при осуществлении защиты прав потребителей.
В республике защита прав потребителей органами местного самоуправления пока остается на недостаточном уровне, поскольку в администрациях муниципальных образований функции по защите прав потребителей распределены между специалистами, занимающимися иными отраслевыми вопросами. Организована работа по защите прав потребителей в Петрозаводском городском округе. В 2014 году оказана консультационная и практическая помощь порядка 2 тысячам граждан, в том числе оформлено 209 исковых заявлений в суд. В пользу потребителей взыскано более 1 млн. рублей.
Важную роль в защите прав потребителей должны играть общественные организации при оказании гражданам юридической, экспертной, консультационной услуги по защите их прав и законных интересов. Однако в республике не в полной мере реализованы полномочия и потенциал общественных организаций;
вторая задача - повышение уровня информированности и правовой осведомленности населения Республики Карелия по вопросам их законных прав в сфере защиты прав потребителей и механизмов их реализации, а также правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке в Республике Карелия.
Важнейшим направлением деятельности всех составляющих национальной системы защиты прав потребителей и наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является применение мер превентивного характера, направленных, в первую очередь, на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав. При этом доступность информации для потребителей должна быть обеспечена независимо от места их нахождения и социально-экономического положения. Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, работающими на потребительском рынке.
Право потребителей на просвещение в области защиты их прав в соответствии со статьей 3 Закона обеспечивается, в том числе посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Целью создания такой системы является формирование у населения навыков грамотного поведения на потребительском рынке, возможности самому отстаивать свои законные права.
Этой же цели служит созданная в Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия общественная приемная, подразделения которой имеются во всех районах республики.
Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеют защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающих интересы большого числа граждан, пресечение распространения контрафактных и некачественных товаров, включая сферу обращения фармацевтической, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявление и устранение проблем в организации оказания жилищно-коммунальных услуг, туристских и финансовых услуг, транспортного обслуживания населения.
Министерством внутренних дел по Республике Карелия за 2014 год выявлено 1307 правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), 51 правонарушение, связанное с нарушением товарного знака. За нарушения в области оборота аудиовизуальных произведений составлено 29 административных протоколов, за нарушение авторских прав возбуждено 106 дел об административных правонарушениях. В сфере оборота алкогольной продукции выявлено 1798 административных правонарушений, из них 260 по фактам реализации алкогольной продукции несовершеннолетним. Из незаконного оборота изъято 5 тысяч декалитров этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
III. Система программных мероприятий
Программа основывается на реализации мероприятий по следующим основным направлениям:
1. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей и обращения товаров (работ, услуг).
2. Реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет информированности потребителей и повышение правовой грамотности населения Республики Карелия по вопросам защиты прав потребителей.
3. Взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия по вопросам профилактики и пресечения правонарушений на потребительском рынке в республике.
IV. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы в соответствии с намеченной целью являются:
1. Повышение социальной защищенности населения Республики Карелия за счет повышения эффективности региональной системы защиты прав потребителей, в том числе за счет информированности населения в области законодательства, регулирующего вопросы защиты прав потребителей, применения новых информационно-коммуникационных технологий и прогрессивных методов работы с потребителями. Программа позволит создать равные и реальные условия для реализации потребителями своих прав и законных интересов на территории Республики Карелия.
2. Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей.
3. Повышение уровня доступности информации о товарах (работах, услугах), необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав.
4. Уменьшение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров и услуг посредством реализации комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 июля 2016 г. N 550 р-П в раздел V внесены изменения
V. Сроки реализации, ресурсное обеспечение и контроль за исполнением Программы
Срок реализации Программы - 2016 - 2018 годы.
Реализация программных мероприятий предусматривает исполнение Плана мероприятий по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016 - 2018 годы и достижение поставленной Программой цели.
В 2018 году будут подведены итоги исполнения указанного Плана.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия, которое представляет ежегодный отчет Главе Республики Карелия о результатах реализации Программы и соответствующие предложения.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 июля 2016 г. N 550 р-П в раздел VI внесены изменения
VI. План мероприятий по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016 - 2018 годы
N п/п |
Содержание мероприятия |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
I. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей и обращения товаров (работ, услуг) | ||
1. |
Подготовка предложений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей |
Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Минэкономразвития РК), Министерство образования Республики Карелия (далее - Минобразования РК), Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (далее - Минсоцзащиты РК), Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Минстрой РК), Министерство культуры Республики Карелия (далее - Минкультуры РК), Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (далее - Минсельхоз РК), Управление ветеринарии Республики Карелия (далее - Управление ветеринарии РК), Г осу дарственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет РК по ценам и тарифам), Государственная жилищная инспекция Республики Карелия (далее - Госжилинспекция РК), Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - МВД по РК) (по согласованию), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - УФАС по РК) (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Управление Роспотребнадзора по РК) (по согласованию), Северо-западное межрегиональное территориальное управление (далее - СЗМТУ Росстандарта) (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию) |
2. |
Подготовка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство, регулирующее производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Минобразования РК, Минсоцзащиты РК, Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия, МВД по РК (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
3. |
Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Республики Карелия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
4. |
Подготовка ежегодного доклада в сфере защиты прав потребителей в Республике Карелия |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Совет |
II. Реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет информированности потребителей и повышение правовой грамотности населения Республики Карелия по вопросам защиты прав потребителей | ||
5. |
Методическое обеспечение деятельности консультационного центра и консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
6. |
Организация взаимодействия с общественными организациями, в том числе посредством заключения соглашений о сотрудничестве, обмена информацией, проведения совместных мероприятий |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
7. |
Организация и проведение обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей для представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
8. |
Организация и проведение просветительских мероприятий среди обучающихся образовательных организаций в Республике Карелия об основах потребительских знаний |
Минобразования РК, Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
9. |
Организация и проведение просветительских мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности среди обучающихся образовательных организаций и пенсионеров |
Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) |
10. |
Организация и проведение семинаров, совещаний с представителями хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории Республики Карелия |
органы местного самоуправления (по согласованию), Минэкономразвития РК, Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию), МВД по РК (по согласованию), У ФАС по РК (по согласованию) |
11. |
Организация и проведение семинаров с производителями пищевой продукции по соблюдению требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
12. |
Организация и проведение мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню защиты прав потребителей (15 марта) |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Минобразования РК, Минкультуры РК, органы местного самоуправления (по согласованию) |
13. |
Информирование граждан по актуальным вопросам защиты прав потребителей на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан, "горячие" телефонные линии, организацию информационных стендов |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Минэкономразвития РК, Минобразования РК, Минсоцзащиты РК, Минстрой РК, Минкультуры РК, Минсельхоз РК, Госкомитет РК по ценам и тарифам, Госжилинспекция РК, МВД по РК (по согласованию), СЗМТУ Госстандарта (по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия (далее - ТО Росздравнадзора по РК) (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
14. |
Разработка и издание для потребителей информационно-справочных материалов (брошюр, памяток) по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах деятельности, в том числе направленных на повышение финансовой грамотности |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) |
15. |
Ежегодная организация и проведение анкетирования населения по доступности медицинской помощи жителям республики с последующим доведением результатов социологического исследования на заседании Совета |
ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию) |
16. |
Информирование населения о результатах контроля за раскрытием информации, предусмотренной действующим законодательством, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий |
У ФАС по РК (по согласованию), Госкомитет РК по ценам и тарифам |
17. |
Анализ эффективности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Карелия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Государственный контрольный комитет Республики Карелия |
18. |
Информирование граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере транспорта (размещение информации на странице Государственного комитета Республики Карелия по транспорту на официальном интернет-портале Республики Карелия, проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан) |
Государственный комитет Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи |
III. Профилактика и пресечение правонарушений на потребительском рынке Республики Карелия | ||
19. |
Проведение мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований действующего законодательства (приоритетно в сфере финансовых, туристских, медицинских, платных образовательных услуг, розничной торговли, жилищно-коммунальных услуг), в том числе за исполнением требований технических регламентов Таможенного союза |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), СЗМТУ Росстандарта (по согласованию), ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минсоцзащиты РК, Минобразования РК, Госжилинспекция РК, Минстрой РК, Управление ветеринарии РК |
20. |
Проведение лабораторных исследований продовольственных и непродовольственных товаров на соответствие обязательным требованиям, в том числе технических регламентов Таможенного союза |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию) |
21. |
Реализация мер по предотвращению ввоза в Республику Карелия некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья, вводящих потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (по согласованию) |
22. |
Обеспечение судебной защиты нарушенных прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
23. |
Организация и проведение совместных проверок с общественными организациями в случаях обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, взаимодействие с общественными жилищными инспекторами |
Госжилинспекция РК |
24. |
Проведение мероприятий по пресечению правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, связанных с оборотом алкогольной, контрафактной и поддельной продукции, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) |
МВД по РК (по согласованию) |
25. |
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции, произведенной на территории Республики Карелия, и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемой на розничных рынках |
Управление ветеринарии РК |
26. |
Проведение комплекса мероприятий по предотвращению ввоза и реализации на территории Республики Карелия некачественных лекарственных средств, опасных для жизни и здоровья населения |
ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минсоцзащиты РК |
27. |
Выявление и пресечение фактов ненадлежащей рекламы и ведения недобросовестной конкуренции в сферах, затрагивающих права и интересы потребителей |
У ФАС по РК (по согласованию) |
28. |
Выявление и пресечение фактов нарушений антимонопольного законодательства доминирующими хозяйствующими субъектами, результатом которых явилось или может явиться ущемление интересов неопределенного круга потребителей |
У ФАС по РК (по согласованию) |
29. |
Ежеквартальная проверка отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением средств участников долевого строительства, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости |
Минстрой РК |
30. |
Заключение соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Карелия, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, органами местного самоуправления и общественными организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
Госжилинспекция РК |
31. |
Проведение независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями |
Минсоцзащиты РК |
32. |
Проведение мониторинга качества предоставляемых в Республике Карелия туристских услуг |
Минкультуры РК |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 10 декабря 2015 г. N 773 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2015 г., N 12 (III)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 июля 2016 г. N 550 р-П