Решение Верховного суда Республики Карелия
от 31 мая 2017 г. N 3а-30-2017
Верховный Суд Республики Карелия в составе судьи Данилова О.И., при секретаре Пушаевой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Карельский окатыш" об оспаривании постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27.12.2016 N 245 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью", установил:
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - регулирующий орган) 27.12.2016 принято постановление N 245 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью".
Пунктом 2.5 приложения к указанному постановлению и качестве составляющей цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения (ВН1) установлен норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети для соответствующего класса напряжения, утвержденный 220 кВ и ниже, в размере 6,77 процентов.
Указанный норматив установлен и введен в действие с 01.01.2017 по 30.06.2017.
При этом приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2016 N 1472 "Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляемой ПАО "ФСК ЕЭС" с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ПАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности или ином законном основании, на 2017 год" (далее - приказ Минэнерго России N 1472), норматив потерь электроэнергии при ее передаче на 2017 г. для Республики Карелия определен в размере 6,62%.
Между административным истцом и ПАО "МРСК Северо-Запада" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 05.05.2010 N 11-ГОК-ПР, в соответствии с которым АО "Карельский окатыш" оплачивает оказываемые услуги по передаче электрической энергии.
В результате установления регулирующим органом норматива потерь электроэнергии при ее передаче на 2017 г. в том же размере, что и на 2016 г., без учета приказа Минэнерго России N 1472 административному истцу причинены убытки.
Административный истец просит суд признать недействующим с 01.01.2017 пункт 2.5 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27.12.2016 N 245 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" в части установления норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети для соответствующего класса напряжения, утвержденный 220 кВ и ниже в размере 6,77%.
В отзыве на административный иск регулирующий орган просит в удовлетворении требований отказать, поскольку на момент заседания Правления регулирующего органа, принятия и издания оспариваемого постановления являлся действующим приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 25.12.2015 N 1024 "Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляемой ПАО "ФСК ЕЭС" с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ПАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности или ином законном основании, на 2016 год" (далее - приказ Минэнерго России N 1024), в связи с чем был утвержден размер норматива потерь - 6,77%. Основания для пересмотра установленных цен (тарифов) до окончания срока их действия отсутствуют.
В отзыве на административный иск заинтересованное лицо - филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт на момент его принятия соответствовал действующему приказу Минэнерго России N 1024.
В отзыве на административный иск заинтересованное лицо - Министерство энергетики Российской Федерации отмечает, что приказ Минэнерго России N 1472 был опубликован на официальном сайте Минэнерго России 11.01.2017, для регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации не направлялся, поскольку является ненормативным правовым актом. Согласно данному приказу норматив потерь электрической энергии по уровню напряжения 220 кВ и ниже на 2017 г. составляет 6,62%. Применение норматива потерь электрической энергии при ее передаче предыдущего периода регулирования в текущем периоде регулирования нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В отзыве на административный иск заинтересованное лицо - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия указывает, что пункт 2.5 приложения к оспариваемому постановлению не соответствует приказу Минэнерго России от 30.12.2016 N 1472.
В судебном заседании представитель административного истца Гайда Л.B. поддержала исковые требования.
Представитель административного ответчика Порывкина Ю.Г. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Крылова Д.И., полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что оспариваемым нормативным правовым актом регулируются правоотношения по передаче электрической энергии (мощности) по установленным тарифам между филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" и потребителями, а между административным истцом и филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 05.05.2010 N 11-ГОК-ПР, АО "Карельский окатыш" является лицом, имеющим право обратиться с настоящим административным иском.
Как следует из материалов дела, Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам 27.12.2016 принято постановление N 245 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью", которое опубликовано в установленном порядке в газете "Карелия" от 29.12.2016 N 74.
Пунктом 2.5 приложения указанного постановления в качестве составляющей цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения (ВН1) установлен норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети для соответствующего класса напряжения, утвержденный 220 кВ и ниже, в размере 6,77 процентов.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 N 232-П, является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2011 N 1178 утвердило Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 27 Правил при утверждении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в решении об установлении единых (котловых) тарифов указывают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения (ВН1) в виде формулы в соответствии с пунктом 81(2) Основ ценообразования с указанием в числовом выражении, в том числе норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети для соответствующего класса напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно пункту 81(2) Основ ценообразования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении тарифа на уровне напряжения (ВН1) использует норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети для соответствующего класса напряжения, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации, процентов.
Норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в сети Интернет.
Пунктом 53 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, предусмотрено, что нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в соответствии с настоящими Правилами и методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
Приказом Минэнерго России N 1472 на 2017 г. утвержден норматив потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС по уровню напряжения 220 кВ и ниже в размере 6,62 процента от суммарного отпуска электрической энергии из сети 220 кВ и ниже.
Указанный приказ опубликован на официальном сайте Минэнерго России 11.01.2017 (http://minenergo.gov.ru/node/6933).
Вместе с тем оспариваемым постановлением регулирующего органа в качестве составляющей цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения (ВН1) на 1 полугодие 2017 г. установлен норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети для соответствующего класса напряжения, утвержденный 220 кВ и ниже, в размере 6,77 процентов.
Указанный норматив потерь электрической энергии при ее передаче установлен на основании приказа Минэнерго России N 1024, утвердившего норматив потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС по уровню напряжения 220 кВ и ниже в размере 6,77 процента от суммарного отпуска электрической энергии из сети 220 кВ и ниже на 2016 г.
При этом, как указало в своем отзыве Минэнерго России, применение норматива потерь электрической энергии при ее передаче предыдущего периода регулирования (2016 г.) в текущем периоде регулирования (2017 г.) нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Таким образом, в любом случае, с момента официального опубликования приказа Минэнерго России N 1472 (11.01.2017) оспариваемое постановление регулирующего органа в части установления в качестве составляющей цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения (ВН1) на первое полугодие 2017 г. норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети для соответствующего класса напряжения, утвержденный 220 кВ и ниже, в размере 6,77 процентов стало противоречить данному приказу.
Суд отклоняет как необоснованные доводы регулирующего органа об отсутствии правовых оснований для изменения оспариваемого постановления до окончания срока его действия, поскольку в силу пунктов 7 и 8 Правил предусмотрено внесение регулирующим органом изменений в ранее принятое постановление в связи с приведением его в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Именно необходимость приведения нормативного правового акта, принятого регулирующим органом, в соответствие с федеральным законодательством является правовым основанием для внесения в него изменений.
Пункт 7 Правил не распространяет действие ограничений на изменение цен (тарифов) 12-месячным сроком на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. Согласно пункту 8 Правил в случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое постановление в части не соответствует положениям пункта 53 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрический энергии и оказания этих услуг, пункта 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, пункту 81(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, приказу Минэнерго России N 1472, а также с учетом того, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основе реализованы права потребителей, суд признает его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом суд учитывает, что согласно пункту 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Если нормативный правовой акт признан судом недействующим в связи с завышенным размером цены ресурса, потребитель соответствующего ресурса, добросовестно оплативший его стоимость поставщику ресурса, вправе взыскать с последнего переплату, в том числе за период до признания судом нормативного правового акта недействующим (пункт 1 статьи 424, подпункт 3 статьи 1103 ГК РФ), или зачесть это требование в отношении своих обязательств перед поставщиком (статья 410 ГК РФ).
Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.
Суд полагает достаточным возложение на административного ответчика обязанности по публикации сообщения о принятии настоящего решения.
Удовлетворяя частично требования административного истца, суд, руководствуясь статьей 111 КАС РФ, взыскивает в его пользу с регулирующего органа понесенные административным истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Карельский окатыш" об оспаривании постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27.12.2016 N 245 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" удовлетворить частично.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.5 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27.12.2016 N 245 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" в части указания в составляющей цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения (ВН1) норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети для соответствующего класса напряжения, утвержденный 220 кВ и ниже, в размере 6,77 процентов.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании - газете "Карелия".
В удовлетворении остальной части административного искового заявления акционерного общества "Карельский окатыш" отказать.
Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу акционерного общества "Карельский окатыш" понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья |
О.И. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Карелия от 31 мая 2017 г. N 3а-30-2017
Текст решения официально опубликован не был