Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 19 февраля 2018 г. N 122 р-П
Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Республики Карелия до 2020 года.
Глава |
А.О. Парфенчиков |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Карелия
от 19 февраля 2018 года N 122 р-П
Концепция
информатизации Республики Карелия до 2020 года
1. Введение
Концепция информатизации Республики Карелия до 2020 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы и основные направления деятельности по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в Республике Карелия на период до 2020 года.
Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 2036-р, Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2769-р, государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313, программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 1632-р.
В Концепции используются следующие основные понятия и термины:
информационное общество - общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования информационно-коммуникационных технологий и информационные ресурсы доступны для граждан;
открытое правительство - система мероприятий, проводимых Правительством Республики Карелия, органами исполнительной власти Республики Карелия (далее - исполнительные органы РК), органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия (далее - органы местного самоуправления) для обеспечения высокого уровня прозрачности их деятельности, свободного обмена информацией между исполнительными органами РК, органами местного самоуправления и обществом за счет информационной открытости, активного участия общества в подготовке, реализации решений исполнительных органов РК, органов местного самоуправления и оценке эффективности их деятельности, повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, развития гражданской ответственности и общественного контроля за деятельностью исполнительных органов РК и органов местного самоуправления;
электронное правительство - форма организации деятельности исполнительных органов РК и органов местного самоуправления, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг и информации о результатах деятельности этих органов;
облачные вычисления - информационно-технологическая модель обеспечения повсеместного и удобного доступа с использованием сети Интернет к общему набору конфигурируемых вычислительных ресурсов ("облаку"), устройствам хранения данных, приложениям и сервисам, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены от нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически без участия провайдера;
объекты критической информационной инфраструктуры - информационные системы (далее - ИС) и информационно-телекоммуникационные сети исполнительных органов РК, а также ИС, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, функционирующие в оборонной промышленности, в сфере здравоохранения, транспорта, связи, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности;
цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг;
экосистема цифровой экономики - партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, ИС исполнительных органов РК, организаций и граждан.
Иные понятия и термины используются в Концепции в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.
Основными целями информатизации Республики Карелия являются:
повышение качества жизни граждан за счет использования ИКТ;
развитие информационного общества в Республике Карелия;
формирование эффективной системы регионального управления на основе использования современных технологий (цифровой экономики).
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и их доступности для граждан и организаций;
комплексная автоматизация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в рамках полномочий исполнительных органов РК;
формирование государственных информационных ресурсов и обеспечение свободного доступа к ним;
повышение доступности информации о деятельности исполнительных органов РК и органов местного самоуправления;
организация управления и контроль за деятельностью исполнительных органов РК и подведомственных им организаций с использованием ИКТ;
повышение общего уровня общественной безопасности и правопорядка на территории Республики Карелия;
расширение направлений и функциональных возможностей использования ИКТ для граждан, бизнес-сообщества, исполнительных органов РК и подведомственных им организаций;
сокращение временных и финансовых расходов на взаимодействие исполнительных органов РК, органов местного самоуправления, граждан и организаций;
информирование с использованием сети Интернет граждан и организаций в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг, реализации контрольно-надзорных функций;
принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных в условиях цифровой экономики;
совершенствование нормативных правовых актов Республики Карелия в сфере ИКТ.
Принципами реализации Концепции являются:
повышение производительности труда государственных и муниципальных служащих и работников бюджетной сферы путем автоматизации типовых операций;
сопоставление затрат на автоматизацию государственного и муниципального управления и эффекта от ее реализации;
ведение в электронной форме учета ключевых отраслевых показателей и ресурсов (материальных объектов, объектов налогообложения, получателей социальной помощи) и формирование механизмов их автоматизированного анализа и контроля;
межотраслевая координация процессов создания, эксплуатации, сопровождения и развития государственных ИС;
применение процессного подхода в проектном управлении мероприятиями по информатизации;
централизация информационно-коммуникационных ресурсов и эффективность их распределения;
расширение базовых информационных ресурсов Республики Карелия;
обеспечение отказоустойчивости внедряемых решений;
использование интеллектуальных технологий;
приоритет импортозамещающих ИКТ;
обеспечение юридической значимости документов и сведений, предоставляемых в электронной форме, в процессе перехода к безбумажному документообороту;
обеспечение безопасности и защиты информации;
обязательность планирования и учета перспектив развития ИКТ при решении текущих задач в сфере информатизации;
направленность внедряемых решений на основе ИКТ на обеспечение формирования положительного имиджа Республики Карелия, в том числе туристической привлекательности региона.
2. Общее состояние информатизации Республики Карелия
В 2016 году Карелия в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития информационного общества - показателю, характеризующему достижения республики в сфере ИКТ, разработанном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России), занимала 10-е место из 83; в 2017 году - 55-е место. По индексу готовности регионов России к информационному обществу в 2011 году Республика Карелия занимала 13-е место среди 82 субъектов Российской Федерации.
Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации содержит 18 подындексов, характеризующих использование ИКТ в 15 сферах деятельности (электронное правительство, образование, здравоохранение, культура, предпринимательство и торговля, сельское хозяйство, транспорт, социальное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, использование ИКТ в домохозяйствах и населением и другие), а также основные факторы развития информационного общества (человеческий капитал, ИКТ-инфраструктура, управление информатизацией). В 2017 году методика была доработана Минкомсвязью России, чем объясняется резкое падение республики в рейтинге субъектов Российской Федерации.
Для формирования рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития информационного общества использовались данные государственного статистического наблюдения в сфере ИКТ, осуществляемого Федеральной службой государственной статистики, данные ведомственной статистики (Минкомсвязь России, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное казначейство), а также данные, представленные субъектами Российской Федерации с использованием автоматизированной ИС (далее - АИС) "Электронный регион" федеральной государственной ИС (далее - ФГИС) координации информатизации, за предшествующий год.
В 2012 году автономная некоммерческая организация "Институт развития информационного общества" подготовила Индекс открытости правительства регионов России. Он демонстрирует уровень использования инструментов открытого правительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Индекс рассчитывался на основе показателей, характеризующих четыре направления открытого правительства: сервисы социальных сетей, открытые правительственные данные, онлайновое сотрудничество с гражданами, интегрированные/сетевые сервисы.
Значения показателей определялись на основе исследования официальных правительственных и 6 ведомственных веб-сайтов (образование, здравоохранение, труд и занятость, социальная защита, финансы) субъектов Российской Федерации.
По результатам исследования Республика Карелия заняла 8-е место из 82 субъектов Российской Федерации.
Вышеперечисленные показатели во многом были достигнуты за счет наличия в регионе развитой системы образования, центральным элементом которой является один из крупнейших на Северо-Западе вузов (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петрозаводский государственный университет" (далее - Петрозаводский государственный университет), а также приграничного положения региона. Эти особенности обеспечивают кадровый потенциал, а также способствуют трансферу технологий и позволяют применять инновационный подход при решении задач информатизации.
В предшествующий период были сформированы основные органы управления информатизацией республики, введены в эксплуатацию региональные ИС. На технологической площадке государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Радиоком" (далее - ГУП РК "Радиоком") созданы централизованные элементы инфраструктуры электронного правительства. Информационные технологии используются при исполнении полномочий исполнительными органами РК и органами местного самоуправления.
В частности, в предыдущий период были созданы, внедрены и используются:
Единая система электронного документооборота и делопроизводства "Дело" (далее - ЕСЭДД) с модулем сопряжения с межведомственным электронным документооборотом, предназначенным для организации электронного документооборота с федеральными органами государственной власти;
система межведомственного электронного взаимодействия Республики Карелия (далее - РСМЭВ), к которой организован доступ для всех исполнительных органов РК, органов местного самоуправления, ряда подведомственных государственных и муниципальных организаций;
региональные отраслевые ИС в сфере образования (региональный сегмент единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, единая ИС "Муниципальная система образования Петрозаводска"), здравоохранения (региональная ИС здравоохранения Республики Карелия (далее - РИСЗ), социального развития (ИС "Адресная социальная помощь", АИС "Дети России"), труда и занятости (ИС "Занятость"), культуры (автоматизированная информационная библиотечная система (далее - АИБС) "Фолиант", ИС "Архивный фонд"), записи актов гражданского состояния (АИС "ЗАГС-центр"), сельского хозяйства (ИС "Охота", АИС "Гостехнадзор Эксперт" Республики Карелия) и пр. Общее количество систем разного назначения, используемых в исполнительных органах РК, составляет 121;
Официальный интернет-портал Республики Карелия (http://gov.karelia.ru), сайты исполнительных органов РК и пр.;
на Официальном интернет-портале Республики Карелия размещены: единая виртуальная приемная органов исполнительной власти Республики Карелия, через которую в 2016 году получено 3309 обращений граждан (из них через ЕСЭДД зарегистрировано 1209 обращений); опросные формы для жителей республики в соответствии с Указом Главы Республики Карелия от 31 октября 2013 года N 88 "Об организации и проведении опроса населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, унитарных предприятий и учреждений, действующих на республиканском и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Карелия или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований в Республике Карелия, с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий";
отраслевые информационные ресурсы, находящиеся в публичном доступе, такие, как Электронная библиотека Республики Карелия (http://elibrary.petrsu.ru), Карельский туристский портал (http://www.ticrk.ru), Первый билетный портал Карелии и Финляндии "KareliaTicket" (https://kareliaticket.com) и другие.
Для обеспечения информационной поддержки инвестиционной деятельности на территории республики создана ИС "Геопортал Республики Карелия" (далее - Геопортал). Геопортал обеспечивает публикацию актуальных пространственных данных о республике и предоставляет пользователям доступ к открытой части ИС в сети Интернет по адресу: http://geoportal.karelia.ru.
В настоящее время на Геопортале в открытом доступе размещены 15 тематических разделов, содержащих 70 слоев с пространственными данными, в том числе по направлениям: инвестиции, связь, таможенная инфраструктура, энергетика, объекты федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", транспорт, образование, здравоохранение, культура, социальная защита. На Геопортале также создан специальный раздел, посвященный 100-летию образования республики.
В целях реализации на территории Республики Карелия Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" выполнен первый этап создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система-112) в Республике Карелия: в рамках системного проекта телекоммуникационной подсистемы Системы-112, разработанного Минкомсвязью России, развернута базовая инфраструктура, подготовлен для ввода в опытную эксплуатацию центр обработки вызовов (далее - ЦОВ) в административном центре Республики Карелия г. Петрозаводске.
На территории Республики Карелия создана и успешно функционирует телемедицинская сеть (далее - ТМС РК), которая охватывает все муниципальные районы и городские округа в республике и включает в себя 24 телемедицинских пункта и телерадиологическую сеть. Ежегодно посредством использования ТМС РК проводится свыше 1000 телемедицинских консультаций регионального и федерального уровней, более 100 видеосовещаний, телелекций и обучающих семинаров.
В целях оптимизации и повышения качества предоставления услуг, организации их централизованного предоставления в 2012 году создано государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия" (далее - ГБУ РК "Многофункциональный центр Республики Карелия", многофункциональный центр, МФЦ).
Во всех районах и городских округах в республике действуют 18 отделов предоставления услуг многофункционального центра, 60 удаленных рабочих мест, расположенных в городских и сельских поселениях. Всего в региональном МФЦ создано 194 окна, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций. МФЦ осуществляет выездное обслуживание заявителей, в том числе бесплатное для отдельных категорий граждан.
В МФЦ организовано предоставление 43 федеральных услуг, 93 региональных и 34 муниципальных услуг. Перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ, постоянно расширяется, увеличивается количество обращений. В 2015 году в МФЦ обратились более 212 тысяч, в 2016 - более 230 тысяч граждан и организаций. Показатель охвата населения республики предоставлением государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" составляет 100%.
Для оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг, определения приоритетов для их оптимизации, а также для оценки результатов проводимых преобразований в республике осуществляется независимый мониторинг качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе анкетирования граждан, обратившихся в многофункциональный центр. По результатам проведенного в 2016 году мониторинга установлено, что уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг в МФЦ составляет 97,5%, среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в МФЦ - 15 минут. При этом Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента РФ N 601) определены целевые значения данных показателей - 90% и 15 минут соответственно.
По результатам оценки организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг, проведенной Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) в 2016 году, республика вошла в группу с высокой степенью эффективности деятельности по данному направлению (4,84 балла из 5 возможных).
В целях улучшения качества жизни населения и ведения предпринимательской деятельности, повышения эффективности государственного управления за счет использования информационных технологий в Республике Карелия последовательно реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Указом Президента РФ N 601 предусмотрено достижение по итогам 2018 года значения показателя "доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме" не менее 70%.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2016 году значение данного показателя в Республике Карелия составило 30,6% при плановом значении 50%, целевое значение показателя по итогам 2017 года - 60%.
Обязательным условием повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций является публикация сведений о них на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ). С этой целью в Республике Карелия используется ИС "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Карелия", интегрированная с ЕПГУ. К системе подключены все исполнительные органы РК и органы местного самоуправления. По состоянию на июнь 2017 года доля актуализированной информации в указанной ИС составила 58%, в том числе по государственным услугам - около 90%, по муниципальным услугам - 55%.
В Республике Карелия функционирует Региональный портал электронных услуг Республики Карелия (https://uslugi.karelia.ru). Портал интегрирован с компонентами инфраструктуры РСМЭВ и обеспечивает гражданам и организациям республики возможность подачи заявлений в электронной форме о получении более 300 видов услуг.
Населению Республики Карелия предоставляется услуга электронной записи на прием к врачу с использованием регионального интернет-портала "Единый медицинский портал Республики Карелия" (http://reg.zdrav10.ru), являющегося частью РИСЗ.
РИСЗ интегрирована с федеральными сервисами - компонентами единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения "Федеральная электронная регистратура" и "Интегрированная электронная медицинская карта", что позволяет гражданам осуществлять запись на прием к врачу также через ЕПГУ и получать информацию об оказанных медицинских услугах посредством использования функций личного кабинета гражданина на ЕПГУ.
На постоянной основе организована работа с гражданами по разъяснению преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме и, соответственно, необходимости регистрации в единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА). По состоянию на 31 августа 2017 года Республика Карелия занимала 33-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации по показателю "доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА" (значение показателя составило 46,9%), мониторинг которого осуществляется Минкомсвязью России.
3. Основные проблемы информатизации Республики Карелия
Одним из основных факторов, негативно влияющих на процессы информатизации, является дотационный характер экономики Республики Карелия. Данная особенность вынуждает осуществлять региональные проекты развития современных технологий в условиях дефицита финансовых средств, затрудняет проникновение ИКТ в отдаленные населенные пункты.
Так, например, в связи с отсутствием точек доступа к широкополосным каналам связи и высокой стоимостью их строительства в большинстве отдаленных от районных центров республики населенных пунктов, доля территориально обособленных подразделений медицинских организаций, в которых обеспечена техническая возможность автоматизации работы медицинского персонала, по состоянию на 1 июня 2017 года составляет всего 18%.
Согласно данным ежегодного рейтинга ИКТ-бюджетов российских регионов, подготовленного изданием CNews (РосБизнесКонсалтинг), в 2017 году по абсолютному показателю ИКТ-расходов Республика Карелия занимала 77-е место среди 85 субъектов Российской Федерации (50-е место в 2016 году). Рейтинг CNews составляется на основании анализа бюджетов регионов, размещенных в открытом доступе на момент подготовки рейтинга. Приведенные в нем показатели ИКТ-расходов являются результатом суммирования бюджетов региональных органов власти, отвечающих за вопросы информатизации (профильных министерств или департаментов), затрат всех остальных региональных ведомств на реализацию мероприятий в сфере ИКТ, таких как информатизация здравоохранения, подключение публичных библиотек к сети Интернет, внедрение электронного бюджета, аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" и других, а также расходов по статье "Связь и информатика".
Существующий разрыв между уровнем средней заработной платы в Карелии и близлежащих регионах (Москва, Санкт-Петербург, Мурманск) повышает трудовую мобильность населения республики, что также негативно влияет на процессы информатизации.
В условиях благоприятной климатической ситуации высокая стоимость электроэнергии, нехватка квалифицированных кадров отрицательно сказываются на реализации проектов создания современных центров обработки данных на территории республики.
Требует решения проблема отсутствия в Карелии способов координации усилий и акселерации в сфере информационных технологий (далее - ИТ): создание ИТ-кластера, соответствующих услуг на базе бизнес-инкубатора и т. п.
В сфере государственного управления в ряде случаев ИС, в том числе отраслевые, разрабатываются и внедряются без учета необходимости интеграции и взаимодействия с другими, смежными, системами, в том числе федеральными. Это затрудняет обмен данными между системами, требует дополнительных интеграционных работ, приводит к частичному дублированию сервисов и данных и, что особенно важно, осложняет принятие аналитических решений, поскольку они основываются не на полном объеме данных. Очевидно, что принятие решений о разработке или покупке подобных систем должно осуществляться при участии единого координатора, централизованно, в рамках единого плана.
Требуют разрешения также проблемы обязательности использования централизованных решений и нормативного правового регулирования механизмов согласования решений в сфере ИКТ, создаваемых и внедряемых государственными и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями; создания централизованной системы контроля за деятельностью подведомственных организаций; определения единых требований к базовым пространственным данным и пространственным данным, формируемым в процессе деятельности исполнительных органов РК; организации централизованного контроля за наполнением сайтов и порталов исполнительных органов РК и подведомственных организаций; создания государственных ИС, комплексно автоматизирующих процессы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетического и строительного комплексов, дорожного хозяйства, безопасности жизнедеятельности; оптимизации исполнения государственных полномочий с использованием единой информационной модели; количественного и качественного роста угроз информационной безопасности; нехватки специалистов, отвечающих за защиту информации в исполнительных органах РК и подведомственных организациях, отставания уровня их квалификации от темпов развития ИКТ и роста угроз информационной безопасности.
Существует проблема несовершенства сферы образования республики, по инерции готовящей невостребованных специалистов и прививающей навыки использования проприетарного программного обеспечения выпускникам образовательных организаций.
Остается достаточно низкой доля населения, предпочитающего запрашивать государственные и муниципальные услуги в электронной форме (30,6% по итогам 2016 года). В связи с этим требуется как повышение информированности населения о доступных возможностях, так и развитие Регионального портала электронных услуг за счет расширения состава оказываемых услуг.
Важной является проблема повышения уровня компьютерной грамотности и доступности информационных технологий для населения - пользователей услуг, в том числе для пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Основные направления развития информатизации Республики Карелия
4.1. Развитие централизованной инфраструктуры ИКТ
4.1.1. Централизация закупок товаров, работ и услуг в сфере ИКТ и защиты информации и связи
При реализации Концепции в целях консолидации (оптимизации) ИКТ-расходов предполагается создание системы формирования и учета проектов информатизации во всех исполнительных органах РК и подведомственных организациях посредством согласования документации о закупках, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в рамках автоматизации управленческой деятельности. На первом этапе предполагается установить для исполнительных органов РК и подведомственных им организаций обязательство согласовывать технические задания на приобретение АИС бухгалтерского назначения, информационно-справочных правовых систем, систем автоматизации кадровых служб с уполномоченным органом или организацией.
В дальнейшем предполагается осуществить переход на единый контракт при закупке и сопровождении однотипного программного обеспечения и централизацию функций организации закупок и заключения контрактов на данные виды программного обеспечения.
Для оптимизации затрат бюджета Республики Карелия формируются и при необходимости актуализируются типовые требования к поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг в сфере ИКТ для нужд исполнительных органов РК и подведомственных организаций. Типовые требования должны учитывать современные тенденции развития ИКТ и содержать:
описание принципов и технологий построения информационно-коммуникационной инфраструктуры исполнительных органов РК;
принципы реализации и протоколы взаимодействия участников в сфере ИКТ;
типовые требования к архитектуре, общему и специальному программному обеспечению государственных ИС;
технические требования к элементам программной инфраструктуры;
основные положения в сфере информационной безопасности.
4.1.2. Развитие инфраструктуры центра обработки данных исполнительных органов РК
В целях развития инфраструктуры центра обработки данных исполнительных органов РК (далее - ЦОД) на базе технологической площадки ГУП РК "Радиоком" необходимо продолжать работы, направленные на централизацию управления государственными информационными ресурсами на основе современных научных ИКТ и инициатив, в соответствии с требованиями законодательства. В рамках реализации Концепции предполагается проведение ряда мероприятий, таких как:
ввести в эксплуатацию "зеркало" ключевых элементов инфраструктуры электронного правительства в Республике Карелия в резервном ЦОД на базе технологической площадки Министерства здравоохранения Республики Карелия;
в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 года N 260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации" осуществить подключение государственных ИС и информационно-телекоммуникационных сетей исполнительных органов РК, органов местного самоуправления к российскому государственному сегменту сети Интернет (сети RSNet) с использованием телекоммуникационного узла ЦОД на базе технологической площадки ГУП РК "Радиоком";
создать единый почтовый сервис исполнительных органов РК;
перевести на централизованную модель систему антивирусной защиты информации в исполнительных органах РК;
в целях оптимизации расходов исполнительных органов РК на приобретение серверного оборудования, систем охраны, вентиляции, кондиционирования, защиту информации создать на базе ЦОД единое хранилище информации исполнительных органов РК, предусмотрев в первую очередь размещение объектов критической информационной инфраструктуры и организацию функций резервирования и защиты данных от несанкционированного доступа;
осуществить подключение ЦОД к государственной единой облачной платформе;
организовать на базе ГУП РК "Радиоком" удостоверяющий центр (далее - УЦ) выпуска сертификатов электронной подписи для нужд, в первую очередь, бюджетной сферы республики. УЦ исполнительных органов РК должен создаваться с учетом требований к оказанию типовых услуг, утверждаемых Минкомсвязью России. При его создании должны быть использованы решения, которые не повлекут за собой сегментации единого пространства доверия электронных подписей в Российской Федерации, в том числе не ограничат применимость создаваемых и выдаваемых ими сертификатов ключей проверки электронной подписи в государственных и муниципальных ИС;
обеспечить возможность на базе технологической площадки ГУП РК "Радиоком" предоставления организациям и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных.
Развитие ЦОД должно осуществляться с учетом положений Концепции перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2015 года N 1995-р.
4.1.3. Развитие системы защиты информации, информационной безопасности
Развитие системы защиты информации предполагается в рамках реализации Концепции защиты информации в Республике Карелия, одобренной распоряжением Главы Республики Карелия от 31 августа 2012 года N 323-р.
В частности, на базе ГУП РК "Радиоком" предполагается создание следующих органов (центров):
органа по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации в целях оптимизации расходов исполнительных органов РК и органов местного самоуправления, осуществляющих самостоятельную деятельность по работе со сведениями, составляющими государственную тайну, на ежегодные и обязательные процедуры аттестации по требованиям информационной безопасности (прохождение контроля эффективности принятых мер);
центра компетенции и администрирования средств криптографической защиты информации VipNet Custom в целях оптимизации расходов на обслуживание сетей передачи данных с использованием технических решений, на базе которых функционирует РСМЭВ.
С целью обеспечения единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Республики Карелия на всех уровнях информационного пространства предполагается внедрение стандартов безопасного информационного взаимодействия в использовании исполнительными органами РК, органами местного самоуправления, подведомственными организациями киберфизических систем (далее - CPS), интернета вещей (далее - IoT).
4.1.4. Импортозамещение в сфере ИКТ
В рамках реализации Концепции предполагается проведение следующих мероприятий по импортозамещению в сфере ИКТ в условиях цифровой экономики:
установить обязательство для исполнительных органов РК и подведомственных организаций согласовывать с уполномоченным органом или организацией технические задания на приобретение отраслевых АИС на предмет обеспечения возможности работы АИС в операционных системах на базе свободного программного обеспечения (далее - СПО);
с целью формирования пакета СПО для нужд исполнительных органов РК создать на базе технологической площадки ГУП РК "Радиоком" тестовый стенд программного обеспечения, внесенного в единый реестр российских программ Минкомсвязи России;
провести комплекс мероприятий по поэтапной замене в исполнительных органах РК проприетарного программного обеспечения общего назначения на пакет СПО, предусмотрев техническую поддержку пакета СПО;
на базе технологической площадки ГУП РК "Радиоком" внедрить модель ЦОД, в котором обеспечено преимущественное использование отечественного компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования;
в целях оптимизации затрат на серверное и телекоммуникационное оборудование внедрить информационно-технологическую модель "туманных вычислений", обеспечивающую возможность расширения имеющихся "облачных" функций инфраструктуры электронного правительства.
Для развития цифровой экономики, модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также внедрения государственных ИС требуется высокий уровень компетенции сотрудников исполнительных органов РК и подведомственных организаций, в том числе специалистов, отвечающих за защиту информации. Необходимо проводить регулярные мероприятия, нацеленные на повышение квалификации специалистов, подготовку высококвалифицированных кадров в сфере ИТ и защиты информации, развития цифровой экономики, во взаимодействии с образовательными организациями высшего образования, прежде всего, с Петрозаводским государственным университетом, с федеральным государственным бюджетным учреждением науки Федеральным исследовательским центром "Карельский научный центр Российской академии наук".
4.2. Развитие отраслевых направлений информатизации
4.2.1. Образование
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере образования являются:
развитие регионального сегмента Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам с целью автоматизации учебного процесса и управленческих функций, в том числе формирования и передачи статистической, отчетной и иной информации в сфере образования в федеральные ИС;
расширение межведомственного и межуровневого взаимодействия с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения;
внедрение и эффективное использование электронных форм ведения журналов, дневников и отчетных документов;
обеспечение дистанционного приема заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, общего, среднего профессионального, а также дополнительного образования независимо от их организационно-правовых форм;
формирование рейтингов образовательных организаций в Республике Карелия;
автоматизация процесса ведения мониторинга оценки качества образования и удовлетворенности жителей республики качеством получаемого образования, а также предоставление им актуальной информации об оценке качества образования и рейтингах образовательных организаций в Республике Карелия по различным показателям;
создание инструментов, реализованных с использованием сервис-ориентированных технологий, для интеграции с ИС негосударственных образовательных организаций, системами учета оплаты питания, контроля доступа и иными ИС в сфере образования;
развитие образовательного портала Республики Карелия;
обеспечение подключения образовательных организаций к сети Интернет на скорости не ниже 10 Мбит/с;
развитие региональных и муниципальных информационных ресурсов и систем в сфере образования;
повышение доступности образования с помощью развития форм дистанционного обучения;
обновление и внедрение образовательных программ с учетом требований к базовым компетенциям цифровой экономики для каждого уровня образования с обеспечением преемственности (модели компетенций);
создание системы раннего выявления, поддержки и сопровождения высокомотивированных и талантливых обучающихся на основе профиля компетенций цифровой экономики и персональных траекторий развития, в рамках которой предусмотрена грантовая поддержка педагогических работников и образовательных организаций;
разработка и реализация отраслевых программ обучения и переподготовки кадров в сфере информационных технологий с приоритетным обучением использованию свободного программного обеспечения;
разработка и реализация программ обучения широких слоев населения (в том числе пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья) базовым правилам использования ИТ ("цифровой грамотности"), в том числе по использованию СПО.
4.2.2. Здравоохранение
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере здравоохранения являются:
обеспечение реализации приоритетного проекта "Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий" в Республике Карелия в части:
а) дальнейшего развития информационной инфраструктуры сферы здравоохранения, подключения территориально обособленных подразделений медицинских организаций (поликлинических отделений, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов) к высокоскоростному интернету, увеличения доли автоматизированных рабочих мест медицинского персонала до 80 процентов;
б) обеспечения интеграции региональных ИС здравоохранения и обязательного медицинского страхования Республики Карелия с федеральными информационными ресурсами в целях поддержки функционирования электронных сервисов личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ;
в) создания юридически значимого электронного медицинского документооборота, обеспечения возможности ведения медицинских документов, в том числе электронных листков нетрудоспособности и электронных рецептов, в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи врача;
г) развития системы дистанционных медицинских консультаций (телемедицины);
обеспечение реализации приоритетного проекта "Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов" в Республике Карелия;
обеспечение интеграции региональных ИС здравоохранения с создаваемой единой государственной информационной системой социального обеспечения (далее - ЕГИССО);
обеспечение авторизации граждан через ЕСИА при получении государственной услуги "Электронная запись на прием к врачу";
повышение эффективности принятия управленческих решений путем развития аналитических инструментов, опирающихся на сведения, содержащиеся в РИСЗ.
4.2.3. Социальная защита
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере социальной защиты являются:
автоматизация персонализированного распределения и учета социальной помощи и социальных услуг, предоставляемых по различным основаниям и в различных формах, с возможностью оценки их качества;
обеспечение интеграции региональных ИС социального обеспечения с ЕГИССО;
оптимизация информационного взаимодействия между исполнительными органами РК и органами местного самоуправления в сфере социальной защиты населения при назначении адресной социальной помощи, а также обеспечение организации межведомственного информационного взаимодействия с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами записи актов гражданского состояния и другими организациями;
обеспечение дистанционного доступа граждан к информации о предоставлении мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки;
обновление материальной базы центров социальной работы и организаций социального обслуживания, подключение этих учреждений к высокоскоростным каналам связи;
организация в стационарных организациях социального обслуживания бесплатных для клиентов точек Wi-Fi-доступа к сети Интернет.
4.2.4. Труд и занятость
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере труда и занятости являются:
обеспечение интеграции региональной ИС "Занятость" с ЕГИССО;
обеспечение организации межведомственного информационного взаимодействия с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и другими организациями;
обновление материальной базы центров занятости населения, подключение указанных учреждений к высокоскоростным каналам связи;
информирование граждан о доступных рабочих местах (вакантных должностях), условиях труда, социальных гарантиях, транспортной доступности рабочего места, условиях проживания, принимаемых правовых актах в сфере труда и занятости, об удаленных рабочих местах для граждан с ограниченной мобильностью, в том числе с использованием информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России";
обеспечение формирования и развития региональной системы обмена информацией о возможностях трудоустройства в другой местности, создание сервисов сбора, консолидации и анализа сведений, направленных на повышение трудовой мобильности граждан.
4.2.5. Строительство
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере строительства являются:
предоставление гражданам и участникам рынка сведений о планировании и реализации проектов по строительству;
обеспечение электронного взаимодействия исполнительных органов РК, органов местного самоуправления и субъектов строительного комплекса при реализации проектов в области архитектуры и градостроительства;
сокращение времени, необходимого для прохождения административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов, упрощение получения организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг и прохождения контрольно-надзорных мероприятий;
формирование механизмов общественного контроля и повышение прозрачности процедур принятия решений в области архитектуры и градостроительства, в том числе с использованием интерактивных web-сервисов по проектам застройки;
обеспечение автоматизированного сбора, хранения и анализа сведений о строящихся и реконструируемых объектах, объектах транспортной и коммунальной инфраструктуры;
автоматизация процессов согласования и выдачи разрешительной документации для проведения геологических и геодезических инженерных изысканий;
систематизация, учет и хранение топографических материалов в электронном виде.
4.2.6. Жилищно-коммунальное хозяйство
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:
ввод в эксплуатацию регионального сегмента ФГИС "Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства", его интеграция с ЕСЭДД;
комплексная автоматизация процессов, связанных с проведением текущего и капитального ремонта многоквартирных домов;
организация автоматизированного сбора данных с приборов учета коммунальных ресурсов;
организация интерактивного предоставления гражданам информации по оказанным и оплаченным жилищно-коммунальным услугам;
организация для граждан централизованной оплаты всех видов жилищно-коммунальных услуг в рамках электронного единого платежного документа;
предоставление гражданам доступа к информации об объектах, субъектах и процессах сферы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с социальным статусом гражданина (пенсионер, военнослужащий, инвалид и т. д.) на официальных сайтах администраций муниципальных образований в Республике Карелия;
публикация информации о плановых и аварийных отключениях многоквартирных домов от источников коммунальных ресурсов.
4.2.7. Энергетика
В рамках реализации Концепции основным направлением информатизации в сфере энергетики является создание ИС во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В рамках системы предполагается:
формирование единой базы объектов инженерно-энергетического комплекса Республики Карелия, включая их технические характеристики, информацию об их состоянии и наличии дефектов, информацию о подготовке к отопительному сезону;
автоматизация процесса подготовки и выдачи технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и электрическим сетям;
обеспечение удаленной диспетчеризации процессов транспортировки и потребления энергетических ресурсов, своевременный информационный обмен между организациями инженерно-энергетического комплекса Республики Карелия о состоянии сетей инженерно-технического обеспечения и электрических сетей, энергопотребляющих установок.
В результате внедрения указанной ИС ожидается повышение энергетической эффективности организаций Республики Карелия.
4.2.8. Безопасность жизнедеятельности
Государственные ИС, в том числе автоматизированные системы управления, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности на территории Республики Карелия создаются и развиваются в соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р. Автоматизация информационного взаимодействия между исполнительными органами РК, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления необходима для обеспечения комплексного мониторинга показателей уровня угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
В целях внедрения и развития аппаратно-программного комплекса (далее - АПК "Безопасный город") на территории республики планируется:
ввод системы в эксплуатацию и интеграция в комплекс Системы-112;
создание и ввод в эксплуатацию комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
создание комплексов средств автоматизации единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) в муниципальных образованиях в Республике Карелия;
интеграция системы с системами дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
интеграция системы с системами диспетчерских служб скорой медицинской помощи медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Карелия;
построение единой интеграционной платформы в межведомственной информационной среде АПК "Безопасный город" для сбора и обработки данных в режиме реального времени с целью подготовки прогностической и фактической информации, на открытых кодах и протоколах в соответствии с требованиями Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;
внедрение автоматизированного контроля за передвижением автотранспорта и перевозкой опасных грузов.
4.2.9. Транспорт и связь
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере транспорта и связи являются:
оптимизация управления системой транспорта в муниципальных образованиях Республики Карелия, в том числе путем отслеживания перемещения общественного транспорта и дорожной техники с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
развитие геоинформационных систем, предназначенных для формирования актуальной картографической информации о состоянии автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры;
использование ИС для моделирования и проектирования транспортных и коммуникационных сетей;
предоставление гражданам карты загруженности дорог, сведений о расписании движения общественного транспорта, об изменениях в расписании, о фактическом движении общественного транспорта;
предоставление гражданам возможности дистанционного приобретения проездных билетов, расширение возможностей оплаты проезда на общественном транспорте с использованием технических средств и электронных проездных билетов (с учетом требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе");
создание условий для развития инфраструктуры связи и повышения доступности объектов государственной и муниципальной собственности для строительства сетей и сооружений связи;
подключение социально значимых объектов Республики Карелия, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, находящихся в отдаленных населенных пунктах и приграничных районах Республики Карелия, к точкам доступа с высокоскоростными каналами связи;
обеспечение 100%-го покрытия автомобильных дорог федерального значения на территории Республики Карелия подвижной радиотелефонной связью;
обеспечение возможности широкополосного доступа к сети Интернет для населения, удовлетворяющей потребности цифровой экономики, в том числе с использованием беспроводных Wi-Fi-технологий в общественных местах.
4.2.10. Дорожное хозяйство и благоустройство
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере дорожного хозяйства и благоустройства являются:
комплексная автоматизация в сфере дорожного хозяйства, охватывающая автоматизацию государственного управления в сфере проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений;
разработка эффективной системы мониторинга состояния автомобильных дорог и объектов благоустройства;
привлечение жителей республики к процессам контроля за состоянием объектов дорожного хозяйства и благоустройства, в том числе с использованием интерактивных веб-сервисов (интерактивные карты свалок, дорожных ям, незаконных лесных порубок, соблюдения правил парковки и т. п.), совершенствование нормативных правовых актов по указанному направлению.
4.2.11. Культура и архивное дело
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере культуры и архивного дела являются:
обеспечение доступа граждан к объектам культуры и к сведениям государственных архивов, в том числе за счет создания в сети Интернет сайтов театров и музеев, а также создание и размещение виртуальных музеев;
дальнейшая деятельность по переводу в электронную форму каталогов библиотек, создание полнотекстовых электронных ресурсов и предоставление доступа к ним;
реализация в библиотеках доступа к Национальной электронной библиотеке, освоение новых рабочих мест в АИБС "Фолиант", увеличение числа библиографических записей в электронном каталоге;
перевод документов архивного фонда в электронную форму, формирование электронных баз фондов музеев и электронных копий уникальных памятников из музейных фондов;
внедрение электронных билетов в музеи, театры и на зрелищные мероприятия;
активизация работы учреждений культуры Республики Карелия в АИС "Единое информационное пространство в сфере культуры", созданной Министерством культуры Российской Федерации в целях передачи в автоматизированном режиме сведений о мероприятиях, проводимых учреждениями культуры, в интернет-пространстве (с возможностью фильтра по отдельным регионам России);
разработка программного комплекса, предусматривающего учет всех объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Карелия;
модернизация программного комплекса ИС "Архивный фонд" в рамках информатизации архивной отрасли.
4.2.12. Сельское хозяйство
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере сельского хозяйства являются создание и развитие ИС:
обеспечивающих сбор и обработку данных о состоянии сельского хозяйства республики и оценке продовольственной безопасности;
обеспечивающих работу с данными в электронной форме в сферах растениеводства, ветеринарии, племенного животноводства;
по специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, мониторингу, учету, контролю и анализу субсидий на поддержку агропромышленного комплекса;
по учету и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним;
по учету и мониторингу земель сельскохозяйственного назначения.
Региональные ИС в сфере сельского хозяйства должны проектироваться и разрабатываться с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 года N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства".
4.2.13. Отрасль информационных технологий
Формирование и развитие отрасли информационных технологий в Республике Карелия будет способствовать более эффективной реализации мероприятий, направленных на достижение целей Концепции, развитию цифровой экономики.
В частности, для развития отрасли информационных технологий республики, в целях повышения ее конкурентоспособности в рамках реализации принципов построения экосистемы цифровой экономики предполагается:
консолидация и координация деятельности организаций отрасли информационных технологий за счет создания регионального ИТ-кластера, объединяющего ИТ-компании, учебные заведения, элементы инфраструктуры. На этапе создания кластера целесообразно формирование ассоциации организаций отрасли информационных технологий с целью совместного развития, упрощения взаимодействия с органами государственной власти, формирования форсайта и моделей будущего, планирования и проведения совместных мероприятий, формирования заказа для образовательных организаций, консолидации усилий в рамках реализации сложных комплексных проектов;
деятельность данной ассоциации может быть поддержана на республиканском уровне путем участия в работе ассоциации представителей власти, а также участия ассоциации в конкурсе грантов для некоммерческих организаций;
одно из возможных направлений деятельности ассоциации - участие в работе российских центров компетенций по вопросам межмашинного взаимодействия, включая CPS и IoT;
создание системы поддержки на республиканском уровне поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ);
создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах;
создание системы поддержки на республиканском уровне стартапов и проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий путем их информационной акселерации (популяризации, обучения новым бизнес-моделям, навигации в системе управления, координации с другими участниками и ряд других мер) и инвестиционной акселерации (финансовой поддержки, создания специальных правовых и налоговых условий, переориентации институтов развития, создания новых способов поддержки и др.).
4.2.14. Туризм
В рамках реализации Концепции основными направлениями информатизации в сфере туризма являются:
модернизация Карельского туристского портала (http://www.ticrk.ru). В результате модернизации на портале должны появиться электронные сервисы заказа, бронирования и оплаты туристских продуктов и услуг, мобильная версия портала. За счет создания финской версии портала предполагается увеличение аудитории портала;
разработка и размещение в сети Интернет виртуальных туров, цифровых туристических продуктов, созданных в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА);
создание и продвижение в сети Интернет регионального интернет-форума по тематике отдыха и путешествий по Карелии;
реализация проекта по размещению на объектах историко-культурного наследия информационных табличек с QR-кодами (двумерными матричными кодами), интегрированными с Карельским туристским порталом.
4.2.15. Природопользование и экология
В рамках реализации Концепции в целях сокращения административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности предполагается создание государственной ИС Республики Карелия для решения следующих задач:
ведения регионального кадастра отходов;
представления субъектами малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
автоматизации анализа данных в целях прогнозирования состояния окружающей среды и экологических происшествий;
предоставления экологической информации исполнительным органам РК, организациям и гражданам в открытом доступе;
визуализации экологической обстановки посредством картографических ресурсов.
Предполагается также комплекс мероприятий по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS автомобильных транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов.
4.3. Развитие принципов открытого правительства
4.3.1. Информационная открытость органов государственной власти Республики Карелия
В соответствии с законодательством исполнительные органы РК и органы местного самоуправления размещают на своих официальных сайтах общедоступную информацию о своей деятельности, в том числе в форме открытых данных, обеспечивая ее достоверность и актуальность.
С целью обеспечения доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов РК и органов местного самоуправления в соответствии со стандартом открытости необходимо провести комплекс мероприятий по модернизации Официального интернет-портала Республики Карелия (http://gov.karelia.ru), включая реализацию всех необходимых функций и сервисов:
приведение портала в соответствие требованиям законодательства в области регулирования ИС исполнительных органов РК;
интеграцию портала с программным обеспечением счетчика обращений граждан - аналитической системой "Спутник" в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации 17 апреля 2017 года N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций";
завершение интеграции единой виртуальной приемной органов исполнительной власти Республики Карелия Официального интернет-портала Республики Карелия с ЕСЭДД и федеральным информационным ресурсом "Общероссийский личный прием" (https://ссту.рф);
обеспечение бесперебойного функционирования и информационной безопасности портала;
приведение структуры, дизайна и технической части портала в соответствие современным требованиям и тенденциям web-разработки для дальнейшего эффективного масштабирования и повышения удобства пользования порталом;
интеграцию портала с основными социальными сетями;
повышение позиций портала в АИС "Мониторинг Госсайтов";
улучшение видимости портала в поисковых системах по целевым запросам.
В целях развития принципов электронной демократии в рамках модернизации портала необходимо добавить следующие категории информации:
интерактивные инструменты учета общественных инициатив для вовлечения граждан в дискуссии, в выработку совместных предложений и идей по решению важнейших и актуальных задач (сервис "Активный гражданин");
онлайн-консультации, онлайн-чаты;
результаты ежеквартального рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов об оспаривании правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
инструмент использования ключевых слов (облако тегов).
Модернизация портала должна быть проведена с использованием единой технологической платформы с базовой функциональностью "мультисайтовости" с целью размещения на ней официальных сайтов исполнительных органов РК и органов местного самоуправления ("кольцо сайтов").
Размещение "кольца сайтов" предполагается в ЦОД на технологической площадке ГУП РК "Радиоком", что позволит оптимизировать затраты на обеспечение функционирования и развития указанных информационных ресурсов.
К 2020 году планируется увеличить количество наборов открытых данных, размещаемых исполнительными органами РК и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах, Портале открытых данных Российской Федерации. Предполагается также расширение сотрудничества с ИТ-компаниями и пользователями, которое направлено на определение новых областей использования информации в сети Интернет в форме открытых данных, определения необходимых для этого наборов информации в форме открытых данных, выявление наиболее востребованных наборов открытых данных, необходимых для разработки полезных программных приложений и сервисов, использующих информацию в сети Интернет в форме открытых данных.
Необходимо внедрить систему мониторинга функционирующих систем и сайтов (в том числе в аспектах доступности и безопасности), а также принимать и обрабатывать обращения пользователей, поступившие через механизмы обратной связи, проводить работу, направленную на повышение информированности населения о наличии указанных информационных ресурсов и их возможностях.
4.3.2. Повышение качества предоставления услуг
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
Одним из основных механизмов построения сервисного государства - государства для граждан является реализация принципа "одного окна" при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления услуг являются ключевыми элементами совершенствования системы государственного управления.
Наличие высоких оценок организации в Республике Карелия деятельности МФЦ не исключает существования нерешенных задач в этой сфере.
Одним из важнейших элементов эффективного внедрения принципа "одного окна" является обеспечение многофункциональным центром возможности приема от заявителей денежных средств в счет уплаты государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг. Обязанность по обеспечению такой возможности предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг". На данный момент это требование реализовано в двух отделах предоставления услуг ГБУ РК "Многофункциональный центр Республики Карелия" в г. Петрозаводске. Задача реализации указанных Правил во всех отделах МФЦ во взаимодействии с кредитными организациями, осуществляющими деятельность в республике, является актуальной.
Дальнейшее развитие системы МФЦ связано с расширением количества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. В многофункциональных центрах проводится работа по организации предоставления услуг Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, оформлению и выдаче загранпаспортов старого образца, выдаче водительских удостоверений. В 2018 году в отделах МФЦ г. Петрозаводска планируется начать выдачу загранпаспортов нового образца.
В перспективе предоставление услуг в МФЦ должно осуществляться комплексно в рамках жизненных ситуаций (рождение или усыновление ребенка, открытие собственного дела, выход на пенсию и пр.). По инициативе Минэкономразвития России прорабатывается вопрос о возможности наделения многофункциональных центров правом оформлять документы, выдаваемые в настоящее время органами записей актов гражданского состояния (далее - ЗАГС). Работа по оснащению оборудованием помещений МФЦ для предоставления услуг МВД России позволит в дальнейшем также организовать в МФЦ предоставление и услуг ЗАГС.
На базе ГБУ РК "Многофункциональный центр Республики Карелия" предполагаются также создание (модернизация) единого call-центра для граждан и организаций по вопросам предоставления услуг, реализация для учреждения возможности по привлечению дополнительных средств на ведение уставной деятельности за счет оказания платных сопутствующих услуг (нотариальные услуги, оказание услуг на дому и пр.).
В целях оптимизации затрат на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, исключения возможных проявлений коррупции в процессе их предоставления предполагается поэтапное закрытие фронт-офисов предоставления услуг в исполнительных органах РК, органах местного самоуправления, подведомственных организациях, посредством приема заявлений и выдачи результатов услуги в МФЦ.
Электронные услуги
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме является важнейшим инструментом обеспечения качественного предоставления государственных и муниципальных услуг. Первоочередной задачей по данному направлению является переход на предоставление в электронном виде перечня из 26 приоритетных государственных и муниципальных услуг, одобренного 10 марта 2016 года Комиссией по развитию информационного общества и формированию электронного правительства, по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Карелия, в полном объеме и обеспечение их предоставления во всех муниципальных образованиях в республике.
Исполнительным органам РК, органам местного самоуправления необходимо проводить на регулярной основе работу по актуализации сведений о государственных и муниципальных услугах, содержащихся в ИС "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Карелия", интегрированной с ЕПГУ.
Важной задачей является проведение комплекса мероприятий по актуализации контента и модернизации интерфейса Регионального портала электронных услуг Республики Карелия (https://uslugi.karelia.ru).
Предполагается также расширение перечня услуг, предоставляемых в электронной форме, в первую очередь за счет услуг, наиболее востребованных у граждан и организаций.
Актуальна задача по разработке геоинформационной системы Республики Карелия по земельным ресурсам с использованием единой картографической и топографо-геодезической основы. Для ее решения предполагается использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), позволяющих создавать качественные ортофотопланы и цифровые модели труднодоступных местностей с привязкой к выбранной системе координат. Наполнение новыми тематическими слоями Геопортала позволит использовать Геопортал как один из источников получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, по аналогии с онлайн-сервисом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "Публичная кадастровая карта", а также послужит одним из факторов привлечения инвесторов в Республику Карелия. Использование Геопортала особенно актуально при предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В Республике Карелия проводятся мероприятия по реализации масштабного государственного проекта по созданию ФГИС ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ФГИС "ЕГР ЗАГС"), оператором которой является Федеральная налоговая служба. ФГИС "ЕГР ЗАГС" будет являться составной частью единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации.
В рамках реализации проекта в 2018 году предполагается осуществить переход на предоставление государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния и выполнение функций с использованием ФГИС "ЕГР ЗАГС".
К 2020 году необходимо также завершить перевод в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги), собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, составленных за период с 1 января 1926 года по 31 марта 2015 года, для формирования базы данных ФГИС "ЕГР ЗАГС".
В Республике Карелия необходимо перевести в электронный вид более 2,6 млн. записей актов гражданского состояния. Для перевода указанных сведений в электронную форму должна использоваться ведомственная ИС органов ЗАГС. Проведение данной работы предполагается на базе ГУП РК "Радиоком", располагающего необходимыми кадровыми и материально-техническими ресурсами.
В 2018 году предполагается переход на предоставление услуги по выдаче ветеринарных сопроводительных документов хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории республики, в электронном виде с использованием ФГИС "Меркурий".
Непосредственное влияние на эффективность мероприятий, обеспечивающих предоставление услуг в электронной форме, оказывает реализация механизмов популяризации получения гражданами и организациями услуг в электронной форме, информирования о преимуществах такого способа получения.
Необходимо использование комплексного подхода для привлечения потребителей электронных услуг, включающего размещение социальной рекламы на телевидении и в сети Интернет, печатной продукции на транспорте, в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты, использование социальных сетей для быстрой адресной доставки информации до определенных категорий граждан.
Необходимо продолжать работу по проведению независимого мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, совершенствовать методику и инструментарий мониторинга.
Оценкой достижения результатов работы по данному направлению являются следующие контрольные значения показателей в 2020 году:
охват населения системой предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" - 100% от общей численности населения республики;
доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, - не менее 70%;
доля граждан, полностью удовлетворенных качеством государственных и муниципальных услуг, предоставленных в электронной форме - не менее 70%.
доля государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, в общем количестве оказываемых государственных и муниципальных услуг - не менее 40%.
4.4. Повышение эффективности государственного управления
Развитие электронного правительства и повышение эффективности государственного управления в условиях цифровой экономики предусматривает:
формирование единого пространства электронного взаимодействия;
создание и развитие государственных межведомственных ИС, предназначенных для принятия решений в реальном времени;
создание справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных ИС;
повышение эффективности внедрения АИС на республиканском уровне и уровне муниципальных образований;
развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;
обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;
создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности исполнительных органов РК, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.
Ситуационный центр
Приоритетной задачей по созданию единой инфраструктуры информационно-коммуникационных ресурсов с целью автоматизированного обеспечения руководства Республики Карелия актуальной информацией для принятия управленческих решений является создание ситуационного центра Главы Республики Карелия (далее - СЦ) и последующая интеграция в систему распределенных ситуационных центров Российской Федерации.
СЦ позволит реализовать задачу создания единого информационного пространства и обеспечить своевременную информационно-аналитическую поддержку принятия решений Главой Республике Карелия, членами Правительства Республики Карелия, руководителями исполнительных органов РК. Функционирующая в составе СЦ информационно-аналитическая система также позволит проводить мониторинг социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в регионе, составлять оценку, анализ и прогноз возможного развития ситуаций, включая подготовку и рассмотрение вариантов решений по складывающимся ситуациям, доведение решений до исполнителей и их контроль, а также стратегическое и оперативное планирование развития Республики Карелия.
В рамках создания СЦ необходимо выполнение комплекса мероприятий:
выработка технических решений и основных направлений по созданию в Республике Карелия СЦ;
создание архитектуры и инфраструктуры, необходимых для успешного функционирования в Республике Карелия СЦ;
определение механизмов управления, ресурсоемкого обеспечения, критериев и нормативов создания в Республике Карелия СЦ;
разработка методологии сопряжения автоматизированной информационно-аналитической системы СЦ с государственными ИС исполнительных органов РК;
определение порядка взаимодействия СЦ в качестве составной части Республиканской комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Карелия с АПК "Безопасный город", Системой-112, ЕДДС муниципальных образований в Республике Карелия, а также в части взаимодействия в рамках системы распределенных ситуационных центров органов государственной власти Российской Федерации, работающих по единому регламенту взаимодействия;
обеспечение гарантированного уровня информационной безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры СЦ, предусматривающей возможность обмена конфиденциальной информацией и сведениями, содержащими государственную тайну.
Контрольно-надзорная деятельность
В Республике Карелия внедряется целевая модель "осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации".
В пяти исполнительных органах РК осуществляется семь приоритетных видов контроля (надзора):
1) региональный государственный экологический надзор;
2) региональный государственный ветеринарный надзор;
3) региональный государственный жилищный надзор;
4) лицензионный контроль в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;
5) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции;
6) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
7) региональный государственный строительный надзор.
Указанной целевой моделью предусмотрено достижение к концу 2017 года определенных показателей автоматизации контрольно-надзорной деятельности на уровне республики, при этом специализированными ИС для автоматизации профильной деятельности исполнительные органы РК, осуществляющие полномочия по контролю (надзору), не обладают.
В связи с этим в 2017 году в исполнительных органах РК, осуществляющих приоритетные виды контроля (надзора), проведены работы по подключению к разработанному Минкомсвязью России типовому облачному решению автоматизации контрольно-надзорной деятельности субъектов Российской Федерации.
Внедрение информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности позволит повысить качество проведения проверок и снизить административные нагрузки на организации и граждан за счет повышения прозрачности контрольно-надзорной деятельности для проверяемого лица.
Финансы
В области управления финансами предусматривается дальнейшее развитие ИС по направлениям:
переход на использование программных продуктов с применением веб-технологий;
повышение финансовой грамотности населения с помощью информационного наполнения интернет-портала "Бюджет для граждан Республики Карелия" (http://budget.karelia.ru);
совершенствование автоматизированной системы "Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств";
внедрение программного обеспечения по сбору и консолидации отчетности и создание вертикально интегрированной системы сбора отчетности, построенной на единых методологических и программных решениях;
дальнейшая автоматизация функций централизации бухгалтерского учета;
расширение функциональных возможностей регионального сегмента Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах с целью достижения полного объема информации о финансовых показателях предоставления государственных и муниципальных услуг и наполнении доходной части.
Электронное правосудие
В настоящее время информационное взаимодействие мировых судей Республики Карелия с федеральными судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его органами осуществляется с использованием государственной автоматизированной системы "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие"), которая обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, информационную интеграцию судебной деятельности и предоставляет необходимую информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям.
Направления, задачи, принципы и основные этапы создания условий, в том числе в части мировых судей Республики Карелия, для реализации электронного правосудия определены Концепцией развития информатизации судов до 2020 года, утвержденной постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 439, которая устанавливает основные положения для планирования мероприятий и работ по внедрению электронного правосудия в едином информационном пространстве судов в рамках развития ГАС "Правосудие".
Концепцией предусматриваются мероприятия, направленные на развитие информационной, инженерной, эксплуатационной инфраструктуры ГАС "Правосудие", совершенствование инфраструктуры обеспечения безопасности информации и нормативное правовое регулирование, в том числе реализация следующих основных информационных сервисов электронного правосудия:
подача документов в суд в электронном виде;
применение юридически значимого электронного судебного документооборота (электронная регистрация производства по делу, дистанционное отслеживание этапов рассмотрения дела, автоматическое уведомление участников судопроизводства о месте, дате и времени рассмотрения судебного дела, видео-, аудиофиксация хода судебного заседания, рассмотрение судебных дел с использованием видео-конференц-связи, ознакомление с материалами дела в электронном виде, выдача судебных актов в виде электронного документа);
обеспечение интернет-трансляций открытых судебных заседаний;
возможность оплаты госпошлины через электронные платежные системы;
развитие межведомственного электронного взаимодействия, в том числе со следственными, правоохранительными и иными государственными органами;
ведение электронного архива;
получение актуальной и достоверной аналитической информации в режиме реального времени.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, мероприятия по внедрению электронного правосудия в части мировых судей Республики Карелия должны осуществляться за счет средств бюджета Республики Карелия.
Прочие виды деятельности в сфере государственного управления
Важной задачей в рамках реализации Концепции является автоматизация деятельности административных комиссий, созданных при органах местного самоуправления в рамках переданных полномочий в сфере административных правонарушений на муниципальный уровень. Ожидается, что внедрение ИС в деятельность административных комиссий позволит увеличить собираемость административных штрафов до 60% (в 2016 году собираемость штрафов составила около 40%) за счет повышения эффективности контроля за исполнением взысканий, снижения трудоемкости деятельности административных комиссий и, соответственно, количества ошибок при оформлении дел административными комиссиями.
В области межведомственного взаимодействия в рамках реализации Концепции предполагается проведение комплекса мероприятий по:
модернизации программного обеспечения ЕСЭДД с целью обеспечения возможности ее работы под управлением операционной системы на базе СПО;
переводу РСМЭВ на использование технологии Единого электронного сервиса по форматам СМЭВ 3.х;
созданию онлайн-сервиса поддержки пользователей ИС РСМЭВ.
В рамках реализации административной реформы должна проводиться систематическая работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализу возможностей их оптимизации и совершенствования на основе применения современных ИКТ. Одним из решений в этой сфере предполагается внедрение в исполнительных органах РК ИС стратегического (проектного) управления, основанного на принципах достижения SMART (Specific - конкретный, Measurable - измеримый, Achievable - достижимый, Relevant - актуальный, Time-bound - ограниченный во времени) целей.
Перспективным направлением в области государственного управления, сферах медицины и юриспруденции является разработка технических решений автоматизации функций с использованием технологии блокчейн (технологии распределенных реестров).
При проектировании, внедрении и модернизации ИС в государственном управлении обязательными условиями являются информационное взаимодействие между системами, в том числе с уже используемыми, а также интеграция с федеральными АИС.
5. Механизмы реализации Концепции
Реализация положений Концепции осуществляется посредством государственной программы Республики Карелия "Информационное общество в Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 15 июля 2014 года N 227-П, других государственных программ Республики Карелия, связанных с предметом Концепции, планов мероприятий ("дорожных карт") с указанием объемов и источников предусмотренного финансирования мероприятий, их целей и задач, ожидаемых результатов реализации, в том числе значений целевых показателей, планируемых сроков и этапов реализации, сведений об ответственных исполнителях. Программные мероприятия по реализации Концепции должны быть скоординированы с мероприятиями по разработке документов социально-экономического развития и проведению административной реформы.
Ряд направлений Концепции может реализовываться также за счет механизмов государственно-частного партнерства, краудфандинга (народно-общественного финансирования) или ICO (первичного размещения токенов в виде криптовалюты).
Развитие государственных ИС, обеспечивающих автоматизацию исполнения полномочий нескольких исполнительных органов РК, должно осуществляться на основе решений коллегиальных (межведомственных) органов в сфере информатизации. В их состав могут включаться представители исполнительных органов РК, федеральных органов государственной власти, а также представители подведомственных организаций.
В Республике Карелия образована Комиссия по развитию информационного общества и формированию электронного правительства, по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Карелия (далее - Комиссия).
При Комиссии созданы межведомственные рабочие группы:
рабочая группа по вопросу формирования региональной инфраструктуры пространственных данных на территории Республики Карелия;
рабочая группа по развитию электронного здравоохранения;
рабочая группа по вопросам регламентации муниципальных услуг.
Организацию, координацию, мониторинг и создание условий для реализации Концепции осуществляет Администрация Главы Республики Карелия совместно с исполнительными органами РК, органами местного самоуправления и подведомственными организациями в части закрепленных за ними полномочий с использованием принципов и методов проектного управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 19 февраля 2018 г. N 122 р-П
Текст распоряжения официально опубликован не был