Во II квартале 2012 года в Управление поступило 20 письменных обращения с жалобами на нарушение прав и законных интересов граждан.
Тематика поступивших обращений граждан с жалобами на нарушения их прав и законных интересов:
Защита прав субъектов персональных данных
1. По обращению гражданки С. в отношении ООО "ЦЕНТР КОСТНО-СУСТАВНОЙ ПАТОЛОГИИ" по вопросу незаконного распространения ПД - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
Управление Роскомнадзора по Республике Карелия, рассмотрев обращение, не усмотрело наличия каких-либо нарушений требований законодательства в области обработки персональных данных.
Под персональными данными подразумевается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Фамилия и инициалы гражданина - это, несомненно, персональные данные субъекта. Однако, без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных невозможно. ФИО (фамилия, имя, отчество) наряду со многими другими способами используется для идентификации отдельного человека среди других. По своей природе - это составной ключ, идентификатор, основанный на комбинациях трёх параметров фамилии, имени и отчества, на самом деле не идентифицирующий человека однозначно, а лишь сильно сокращающий выборку из тех, кому они могут принадлежать.
Характер сведений, опубликованных в статье, не позволяет определить пол человека, его имя и отчество. Фамилия гражданки С. не является уникальной и довольно распространена. В состав реквизита "подпись" входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и расшифровка подписи (инициалы, фамилия). Подпись является обязательным реквизитом любого документа и подтверждает достоверность сведений, изложенных в тексте документа, и полномочия должностного лица, подписавшего документ.
В статье опубликовано интервью Эльвиры Александровны о ситуации, произошедшей с её дочерью, которая не носит фамилию гражданки С. Согласно пояснениям сотрудников газеты "Карельская Губернiя" при фотографировании ответа учреждения здравоохранения, предоставленного героиней статьи, в объектив фотоаппарата попала нижняя часть другой страницы из подборки материалов.
В действиях редакции газеты "Карельская Губернiя" не обнаружены признаки нарушения установленного законом порядка использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В настоящее время в сети Интернет на странице сайта http://www.rep.ru/dailv/2012/03/28/18275/ размещена статья "Пиявки довели до больничной койки?", которая не содержит сведений о фамилии гражданки С..
В соответствии с п. 5 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловой репутации. В случае если данной публикацией нанесен ущерб правам гражданки С., то гражданка С. вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением, обратиться в суд с иском к редакции газеты "Карельская Губернiя" о защите чести и достоинства.
2. По обращению гражданки Е. в отношении ОАО "Мобильные ТелеСистемы" по вопросу непричастности к договору на оказание услуг подвижной связи и использование персональных данных без согласия - внеплановая проверка проводилась, информация подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия рассмотрено обращение гражданки Е. в части соблюдения требований законодательства в областях связи и обработки персональных данных.
ОАО "Мобильные ТелеСистемы" заключило Договор N 1013523 от 01.09.2010 г. с ЗАО "Русская Телефонная Компания", по условиям которого Дилер (коммерческий представитель) обязуется совершать от имени и за счет Оператора действия по поиску потенциальных Абонентов, их справочно-информационному обслуживанию, а также юридические действия по заключению Абонентских договоров на территории Республики Карелия. По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи.
В ходе проверки выявлено нарушение пункта 5 лицензионных условий, установленных лицензией на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи N 56081, а именно:
- заключение договора на оказание ОАО "МТС" услуг подвижной радиотелефонной связи с неустановленным абонентом в нарушение пунктов 14, 15, 18, 19 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила);
- оказание услуг без заключения с абонентом договора в нарушение пункта 14 Правил;
- не сообщение (в письменной форме) о результатах рассмотрения оператором связи претензий абонента в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензий в нарушение п. 55 Правил.
Поскольку совершенное Обществом правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения. На юридическое лицо ОАО "МТС" составлен протокол об административной правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться на законной основе, при обработке персональных данных должна быть обеспечена точность персональных данных, их достаточность для целей обработки.
В ходе рассмотрения обращения гражданки Е. выявлено нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования информации о гражданах (персональных данных) в части обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных (п.п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
Коммерческим представителем ОАО "МТС" были незаконно (без согласия) использованы персональные данные гражданки Е. с целью осуществления действий по заключению фиктивных договоров, выполнения плана продаж.
Таким образом, в действиях ЗАО "РТК" и ОАО "МТС" обнаружены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение установленного законом порядка использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.11 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.
В связи с вышеизложенными фактами ОАО "МТС" выдано предписание об устранении выявленных нарушений в части неправомерной обработки персональных данных.
Результаты проверки направлены в органы прокуратуры городов Москвы и Петрозаводска для принятия мер прокурорского реагирования.
3. По обращению гражданки Г. в отношении ЗАО "Банк Русский стандарт" по вопросу защиты прав субъектов персональных данных - внеплановая проверка не проводилась, не представлены документы, подтверждающие нарушения законодательства в области персональных данных. Заявителю даны разъяснения.
На основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ, "В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии". У гражданки Г. к обращению не приложены документы подтверждающие факты нарушения требований законодательства в области персональных данных граждан (уведомление ООО "Агентство по сбору долгов" или других доказательств передачи Банком "Русский стандарт" персональных данных гражданки Г. третьим лицам). Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия 21.05.2012 г. (исх. N АД-04/10-958) делался запрос в адрес гражданки Г. о представлении копий документов, подтверждающих доводы, изложенные в обращении. Однако до настоящего времени не представлены документы, подтверждающие нарушения законодательства в области персональных данных.
Часть 1 и 5 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гарантируют гражданину следующие права:
"1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.".
Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не наделено полномочиями осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется только оперативным подразделениям, перечисленным в статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями).
4. По обращению гражданина К. в отношении МУЗ "Городская поликлиника N 3" по вопросу обработки избыточных персональных данных - внеплановая проверка не проводилась, не представлены документы, подтверждающие нарушения законодательства в области персональных данных. Заявителю даны разъяснения.
При рассмотрении обращения гражданина К., поступившего из прокуратуры г. Петрозаводска, Управление Роскомнадзора по Республике Карелия руководствовалось требованиями Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" (с изменениями). В соответствии с ч. 2 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, "В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии". В обращении недостаточно конкретной информации, которая позволила бы объективно и своевременно рассмотреть его по существу. В обращении гражданина К. написано про "различные персональные данные", при этом не указано какие именно категории персональных данных по мнению гражданина К. собираются не правомерно.
Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не наделено полномочиями осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется только оперативным подразделениям, перечисленным в статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". 29.05.2012 г. направлялся запрос в адрес гражданина К. о представлении конкретной информации, а именно какие категории персональных данных собираются не правомерно. Ответа до настоящего времени не поступало.
Поэтому вопрос об избыточности сбора персональных данных поликлиникой N 3 в настоящее время оставлен без рассмотрения.
По вопросу сертификации информационной системы базы персональных данных поликлиники N 3 г. Петрозаводска, Управление Роскомнадзора по Республике Карелия направило обращение гражданина К. руководителю ФСТЭК по СЗФО.
5. По обращению гражданина М. по вопросу нарушения прав субъекта персональных данных - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
При рассмотрении обращения гражданина М., поступившее из Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Управление Роскомнадзора по Республике Карелия руководствовалось требованиями Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" (с изменениями).
На основании ч. 15 ст. 155 ЖК РФ "Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности".
В данном случае ООО "Энергокомфорт" в качестве агента выбрало Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) и заключило с ним договор N 8628-16/16 от 17.12.2010 г. о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием Интегрированной системы приёма платежей населения.
В соответствии с п. 4.1.7 указанного выше договора, Банк обязуется не разглашать и не передавать другим лицам (обеспечить конфиденциальность) информацию, связанную с использованием системы.
Для предотвращения информации от несанкционированного доступа используется криптографическая защита информации, СКЗИ "Бискрипрт-КСБ-С", которая удовлетворяет требованиям к стойкости СКЗИ класса КС1.
По результатам рассмотрения заявления гражданина М., Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не выявило нарушений действующего законодательства в области персональных данных.
6. По обращению гражданина М-ва в отношении МКП "Петрозаводская паспортная служба" по вопросу распространения персональных данных без согласия субъекта - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия в соответствии с полномочиями, определёнными Положением об Управлении, рассмотрело обращение гражданина М-ва, поступившее из прокуратуры г. Петрозаводска.
Управлением сделан запрос в МКП "Петрозаводская паспортная служба" и был получен ответ, что справка N 040492 о регистрации была выдана по запросу Петрозаводского городского суда от 10.11.2011 г. N 2-8080/5 (судья Овчинникова О.В.).
В соответствии с п. 2 ст. 13 ГПК РФ, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании п.п. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных", обработка персональных данных допускается, если она необходима для осуществления правосудия.
Из представленных в наш адрес для рассмотрения обращения материалов Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не выявило нарушения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ.
Организация работы в сфере связи (почтовые услуги, работа мобильных операторов, в т.ч. тарифы)
1. По обращению гражданки Е. в отношении ОАО "Мобильные ТелеСистемы" по вопросу непричастности к договору на оказание услуг подвижной связи и использование персональных данных без согласия - внеплановая проверка проводилась, информация подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия рассмотрено обращение гражданки Е. в части соблюдения требований законодательства в областях связи и обработки персональных данных.
ОАО "Мобильные ТелеСистемы" заключило Договор N 1013523 от 01.09.2010 г. с ЗАО "Русская Телефонная Компания", по условиям которого Дилер (коммерческий представитель) обязуется совершать от имени и за счет Оператора действия по поиску потенциальных Абонентов, их справочно-информационному обслуживанию, а также юридические действия по заключению Абонентских договоров на территории Республики Карелия. По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи.
В ходе проверки выявлено нарушение пункта 5 лицензионных условий, установленных лицензией на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи N 56081, а именно:
- заключение договора на оказание ОАО "МТС" услуг подвижной радиотелефонной связи с неустановленным абонентом в нарушение пунктов 14, 15, 18, 19 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила);
- оказание услуг без заключения с абонентом договора в нарушение пункта 14 Правил;
- не сообщение (в письменной форме) о результатах рассмотрения оператором связи претензий абонента в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензий в нарушение п. 55 Правил.
Поскольку совершенное Обществом правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения. На юридическое лицо ОАО "МТС" составлен протокол об административной правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться на законной основе, при обработке персональных данных должна быть обеспечена точность персональных данных, их достаточность для целей обработки.
В ходе рассмотрения обращения гражданки Е. выявлено нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования информации о гражданах (персональных данных) в части обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных (п.п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
Коммерческим представителем ОАО "МТС" были незаконно (без согласия) использованы персональные данные гражданки Е. с целью осуществления действий по заключению фиктивных договоров, выполнения плана продаж.
Таким образом, в действиях ЗАО "РТК" и ОАО "МТС" обнаружены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение установленного законом порядка использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.11 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.
В связи с вышеизложенными фактами ОАО "МТС" выдано предписание об устранении выявленных нарушений в части неправомерной обработки персональных данных.
Результаты проверки направлены в органы прокуратуры городов Москвы и Петрозаводска для принятия мер прокурорского реагирования.
2. По обращению гражданки З. в отношении ФГУП "Почта России" по вопросу нарушения контрольных сроков пересылки международных отправлений - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
Розыск почтовых отправлений не входит в компетенцию Управления Роскомнадзора по Республике Карелия.
Согласно положений статей 14 и 21 Всемирной почтовой конвенции, принятой Всемирным почтовым Конгрессом (Бухарест, 2004) и утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.10.2007 N 1366-p, и п. 5.2 Регламента применения Типового соглашения EMS по международному обмену отправлениями EMS между почтовыми операторами - членами Кооператива EMS (Берн, 2011), правом на получение возмещения за ненадлежащее оказание услуг связи наделен отправитель EMS отправления. Операторы EMS несут ответственность перед своим клиентом, не перекладывая ее на страну назначения. Эти положения были подтверждены Всемирной почтовой конвенцией, принятой Всемирным почтовым Конгрессом, проходившим в Женеве в 2008 году.
Учитывая изложенное, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию услуг почтовой связи, предъявить соответствующую претензию вправе отправитель по месту назначения.
По вопросу розыска международного почтового отправления сообщаем, что в соответствии со ст. 5 Всемирной почтовой конвенции любое почтовое отправление принадлежит отправителю до тех пор, пока оно не выдано адресату. Для того, чтобы адресат мог предъявить претензию к оператору почтовой связи в отношении конкретного почтового отправления, еще не полученного адресатом (в том числе утерянного), отправитель должен отказаться от своих прав в пользу адресата. При этом необходимо иметь документы, оформленные должным образом, подтверждающие указанное право.
Дополнительно сообщаем, что после получения почтового отправления согласно ст. 52 Правил оказания услуг почтовой связи (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, при неисполнении или ненадлежащем исполнении оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить оператору почтовой связи (в случае гражданки З. - ФГУП "Почта России") претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и п. 55 Правил в случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
3. По обращению гражданина В. в отношении ОАО "Сбербанк России" по вопросу регулярных направлений SMS-сообщений на сотовый телефон в отсутствие заключения договора с ОАО "Сбербанк России" на предоставление услуги "Мобильный банк" - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
В Управление Роскомнадзора по Республике Карелия 16.04.2012 г. из прокуратуры г. Петрозаводска поступила жалоба гражданина В. на неправомерные действия ОАО "Сбербанк России".
Между гражданином В. и ОАО "МегаФон" согласно Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства от 25 мая 2005 г. N 328, заключен договор на оказание услуг подвижной связи. В соответствии с тарифным планом, являющимся неотъемлемой частью договора, ОАО "МегаФон" предоставляет возможность направлять, а также получать SMS-сообщения. Круг лиц, имеющих право направлять SMS-сообщения неограничен.
В соответствии с Положением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства от 16.03.2009 N 228, у органов Роскомнадзора отсутствуют полномочия по осуществлению контрольно-надзорных функций в отношении юридических лиц, не являющихся операторами связи. Таким образом, жалоба гражданина В. содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На основании вышеуказанного рекомендуем обратиться повторно в ОАО "Сбербанк России" для решения данной проблемы.
4. По обращению гражданина С. в отношении ОАО "Ростелеком" по вопросу о неудовлетворительном качестве телефонной связи в п. Огорелыши Медвежьегорского района - проводилась внеплановая проверка, информация подтвердилась. Заявителю даны разъяснения
По обращению гражданина С. о неудовлетворительном качестве телефонной связи в п. Огорелыши Медвежьегорского района в соответствии с приказом от 25.04.2012 N 96 проведена внеплановая выездная проверка по контролю соблюдения ОАО "Ростелеком" требований в области связи и лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии N 86464 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
В ходе проведения внепланового мероприятия по контролю были совершены ряд серий контрольных наборов посредством Программно-измерительного комплекса ПАИК-КПВ на автоответчик АТС (81434) 42239 п. Огорелыши и на номер абонента (81434) 42249 д. Данилово, включенного в АТС п. Огорелыши. Измерения выявили, что показатель функционирования сети связи не соответствует техническим нормам, утвержденным п. 4 Приказа Минсвязи от 27.09.2007 N 113 "Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования", а именно: доля не состоявшихся вызовов из-за технических неисправностей или перегрузки сети связи в общем количестве попыток вызовов при установлении соединений внутризоновой телефонной связи составляет более 2%.
По итогам проверки оператору ОАО "Ростелеком" выдано предписание об устранении выявленного нарушения, также в отношении должностного лица виновного в данном нарушении составлен протокол об административном правонарушении.
5. По обращению гражданки Р. в отношении ФГУП "Почта России" по вопросу длительного прохождения почтовых отправлений - проводилась внеплановая проверка, информация подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
В соответствии с федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия была проведена внеплановая проверка деятельности ФГУП "Почта России".
В результате проведённой проверки деятельности лицензиата ФГУП "Почта России" выявлены нарушения в части несвоевременного рассмотрения претензий пользователей услугами почтовой связи, необеспечения доставки почтового отправления, несвоевременной выплаты возмещения за ненадлежащее исполнение услуги.
На оператора почтовой связи ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ и передан для рассмотрения в Арбитражный суд г. Москвы.
По информации предоставленной ФГУП "Почта России" вопрос с выплатой возмещения за ненадлежащее оказание услуг по пересылки почтового отправления решён, выплата возмещения будет произведена в ближайшее время.
6. По обращению гражданина И. в отношении ФГУП "Почта России" по вопросу удостоверить доверенность на получение почтовой корреспонденции - проводилась внеплановая проверка, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия получено обращение гражданина И. по нарушениям в деятельности оператора почтовой связи ФГУП "Почта России".
В соответствии с федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия была проведена внеплановая проверка деятельности ФГУП "Почта России".
В ходе проверки фактов, изложенных в обращении, установлено, что удостоверение доверенностей в структурных подразделениях ФГУП "Почта России" производится в соответствии с п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ N 221 от 15. 04.2005). Требования нормативного документа, Правил оказания услуг почтовой связи, устанавливают обязанность оператора почтовой связи бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых отправлений и почтовых переводов. Порядок удостоверения доверенности, а также сроки, место, круг лиц, предоставляющих эту услугу, нормативными документами не оговорены.
Оператором ФГУП "Почта России" разработана внутренняя рабочая инструкция "Предоставление услуг по доверенности" (утв. ФГУП "Почта России" 12.11.2010), в которой оговаривается круг лиц, которые уполномочены удостоверять вышеуказанные доверенности. Доверенность может быть удостоверена только директором УФПС, начальником почтамта и их заместителями. Начальники отделений почтовой связи не входят в круг уполномоченных лиц. Территория Кондопожского района обслуживается ОСП Петрозаводский почтамт.
В ходе проверки нарушения в деятельности лицензионных условий в деятельности лицензиата ФГУП "Почта России" не выявлены.
7. По обращению гражданки К. по вопросу некачественной трансляции телевизионных каналов оператором связи ЗАО "Региональные Интернет Сети" на территории г. Сегежа - проводилась внеплановая проверка, информация подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
17 мая 2012 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия поступило обращение гражданки К. о некачественной трансляции телевизионных каналов в кабельной сети ЗАО "Региональные Интернет Сети". 14 июня 2012 года Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия была проведена внеплановая выездная проверка по контролю за предоставлением услуги связи для целей кабельного вещания оператора связи ЗАО "Региональные Интернет Сети" на территории г. Сегежа.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований. ЗАО "Региональные Интернет Сети" выданы предписания об устранении выявленных нарушений, вынесено предупреждение о приостановлении действия лицензии и в отношении юридического лица составлены протоколы об административном правонарушении предусмотренные ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Материалы по административным правонарушениям направлены в судебные органы для рассмотрения и принятия решения.
8. По обращению гражданки П. в отношении ЗАО "Региональные Интернет Сети" по нарушения условий договора по предоставлению услуг связи - внеплановая проверка не проводилась т.к. на момент начала проверки 13.06.2012 факт нарушения подтвердился. 14.06.2012 ЗАО "Региональные Интернет Сети" нарушение ликвидировали. Гражданка П. претензий по предоставлению услуг кабельного телевидения по договору с ЗАО "РИС" не имеет.
9. По обращению гражданина С. в отношении ОАО "Ростелеком" по вопросу о неудовлетворительном качестве телефонной связи в п. Огорелыши Медвежьегорского района - внеплановая проверка не проводилась, информация не подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
По предыдущему обращению гражданина С. (вход, от 18.04.2012 N С-10-034-дсп) о неудовлетворительном качестве телефонной связи в п. Огорелыши Медвежьегорского района в соответствии с приказом от 25.04.2012 N 96 была проведена внеплановая выездная проверка по контролю соблюдения ОАО "Ростелеком" требований в области связи и лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии N 86464 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
В ходе проверки установлено, что показатель функционирования сети связи не соответствует техническим нормам, утвержденным п. 4 Приказа Минсвязи от 27.09.2007 N 113 "Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования". По результатам проверки оператору связи ОАО "Ростелеком" выдано предписание об устранении выявленного нарушения от 17.05.2012 N П-10-0044 со сроком исполнения до 17.11.2012. Должностное лицо виновное в данном нарушении привлечено к административной ответственности.
По информации, имеющейся в Управлении Роскомнадзора по Республике Карелия в настоящее время ОАО "Ростелеком" осуществляет мероприятия по устранению неисправностей на соединительной линии п. Огорелыши - д. Габсельга - г. Медвежьегорск, в результате которых возможны перерывы в связи. По истечении срока устранения, указанного в предписании (после 17.11.2012), в соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия будут проведены мероприятия по контролю их устранения.
Организация деятельности редакций СМИ
1. По обращению гражданина К. в отношении ООО "Расчетный центр" по вопросу нарушения порядка объявления выходных данных в выпуске СМИ - проводилась внеплановая проверка, информация подтвердилась. Заявителю даны разъяснения.
27.04.2012 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия поступило обращение с информацией о признаках нарушения Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" в выпусках газеты "Всё от жизни района".
Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия проведено внеплановое мероприятие систематического наблюдения в отношении газеты "Всё о жизни района", в ходе которого выявлено нарушение определенного статьей 27 Закона РФ "О СМИ" порядка объявления выходных данных в выпусках СМИ N 9 (87) от 8 марта - 14 марта 2012 года и N 14 (92) от 12 апреля - 18 апреля 2012 года. В выходных данных газеты не указаны фамилия и инициалы главного редактора. Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.22 КоАП РФ. В связи с вышеизложенным к административной ответственности привлечен ООО "Расчетный центр", осуществлявший выпуск газеты "Всё о жизни района" в марте - апреле 2012 года.
Содержание материалов, публикуемых в СМИ, в т.ч. электронных СМИ и интернет-сайтах
1. По обращению гражданина С. по вопросу законности действий сотрудников Информационного туристского центра Республики Карелия по ведению сайта - внеплановая проверка не проводилась в ввиду отсутствия оснований. Заявителю даны разъяснения.
В соответствии с п. 8.1.1 Положения Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия осуществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 8.1.1 Положения" имеется в виду "п. 7.1.1 Положения"
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 6 июля 2010 г. N 420 утвержден Порядок направления обращений о недопустимости злоупотреблений свободой массовой информации к средствам массовой информации, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет. Данный порядок регламентирует полномочия сотрудников Роскомнадзора (в том числе и его территориальных органов) по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, распространяемых в сети Интернет.
На основании ст. 8 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями) сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
В настоящее время интернет-сайт с доменным именем www.ticrk.ru (Карелия. Туристский портал) по данным Единой информационной системы Роскомнадзора в качестве средства массовой информации не зарегистрирован.
В ходе рассмотрения обращения был проведен анализ указанных гражданином С. Интернет-страниц, ссылки на сайты порнографического содержания отсутствовали. Оснований для проведения проверки деятельности Информационного туристского центра Республики Карелия Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия нет.
Прочее
1. По обращению гражданки Б. с вопросом разъяснить, что означает термин в законодательстве "общероссийские средства массовой информации". Заявителю даны разъяснения.
В законодательных актах Российской Федерации используется понятие "общероссийские средства массовой информации" в текстах указов Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", от 18 мая 2009 г. N 561 "Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования" и от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" и других.
Вышеуказанные нормативные акты не дают определение понятия "общероссийские средства массовой информации".
Пунктом 5 статьи 47 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в зависимости от территории распространения информации организации телерадиовещания и периодические печатные издания разделяются:
а) на общероссийские организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (теле-, радиопрограмм), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;
б) на региональные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание и распространяющие средства массовой информации (теле-, радиопрограммы) на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) на общероссийские периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;
г) на региональные периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.
Статья 8 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" предусматривает регистрацию СМИ по территории распространения продукции средства массовой информации, а именно:
Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:
1) на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, подается учредителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (Роскомнадзор);
2) на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается учредителем в территориальный орган Роскомнадзора.
Таким образом, общероссийскими средствами массовой информации можно считать СМИ, зарегистрированные для распространения на всей территории Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
Средства массовой информации, зарегистрированные для распространения в нескольких субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Карелия, являются общероссийскими СМИ, независимо от места их издания, а также от места нахождения учредителей и редакций данных СМИ.
2. По обращению гражданина Е. по запросу информации о порядке регистрации РЭС (Wi-Fi). Заявителю даны разъяснения.
На письмо гражданина Е. от 17.04.2012 по вопросу организации спутникового коллективного доступа в сеть Интернет и использования, регистрации оборудования технологии Wi-Fi Управление Роскомнадзора по Республике Карелия сообщает, что прежде всего оказание услуг связи в частности таких как, "телематические услуги связи" и "услуги связи в сети передачи данных" в соответствии с ст. 29 Федерального Закона "О связи" от 07.07.2003 года N 126-ФЗ осуществляются на основании лицензий на осуществление деятельности в области связи, перечень лицензионных условий которых определен Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87.
Перечень радиоэлектронных средств подлежащих регистрации и изъятие из перечня радиоэлектронных средств подлежащих регистрации определен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 N 539. Так оборудование, использующее технологию Wi-Fi не подлежит регистрации при условии соблюдения технических параметров указанных в данном Постановлении Правительства РФ.
Информация о порядке получения лицензий на оказание услуг связи, регистрации радиоэлектронных средств размещена на сайте Роскомнадзора: rsoc.ru. и на сайте Управления Роскомнадзора по Республике Карелия: 10.rsoc.ru.
В связи с отсутствием в запросе гражданина Е. более подробной информации о порядке организации спутникового канала связи, указания конкретного типа планируемого оборудования, гражданин Е. дополнительно может получить информацию обратившись по телефонам Управления Роскомнадзора по Республике Карелия, указанных на соответствующем сайте.
3. Обращение гражданина Б. по вопросу взлома электронного почтового ящика переадресовано в МВД по Республике Карелия.
Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не наделено полномочиями осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. В действиях неустановленного лица, взломавшего электронный почтовый ящик гражданина Б. и злоупотребляющего патриотическими чувствами с целью завладения денежными граждан, содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 159 УК РФ (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием).
В связи с изложенным, Управление Роскомнадзора по Республике Карелия направило обращение гражданина Б. в МВД Республики Карелия для проверки фактов изложенных в обращении и принятия установленных законом мер.
4. По обращению гражданина К. в отношении ЗАО "ВендаСофт" по вопросу о действующей лицензии. Заявителю даны разъяснения.
По обращению гражданина К. сообщаем, что лицензия N 89942 от 28.07.2011 на оказание телематических услуг связи (территория оказания услуг - Российская Федерация), выданная ЗАО "ВендаСофт" в настоящий момент является действующей. Начало оказания услуг по лицензии должно осуществиться не позднее 28.07.2013. Срок действия лицензии N 89942 до 28.07.2016.
Жалоба гражданки Е. по вопросу непричастности к договору на оказание услуг подвижной связи и использование персональных данных без согласия учтена по двум позициям. По всем жалобам даны ответы заявителям. Заявители ответами удовлетворены.
Работа с обращениями граждан проводится под контролем руководства Управления. По каждому из заявлений граждан Управлением были выполнены все необходимые мероприятия, включая проверку фактов, изложенных в обращениях. Ответы на обращения направлялись в установленные сроки. В ответах приведены разъяснения действующих нормативных правовых актов, описаны меры, направленные на решение поднятых вопросов.
20 июля 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор обращений граждан в Управление Роскомнадзора по Республике Карелия за II квартал 2012 года
Текст обзора размещен на Официальном сайте Управления Роскомнадзора по Республике Карелия (www.10.rkn.gov.ru) 20 июля 2012 г.