Постановление администрации города Белгорода
от 11 декабря 2017 г. N 254
"О мерах по повышению эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2019 года"
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", постановления Правительства Белгородской области от 27 марта 2017 года N 105-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2019 года", а также принятия мер по мобилизации доходов, оптимизации расходов бюджета городского округа "Город Белгород", сокращению муниципального долга городского округа "Город Белгород", совершенствованию долговой политики для обеспечения сбалансированности бюджета городского округа "Город Белгород" постановляю:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2019 года (далее - Программа, прилагается).
2. Утвердить План мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, сокращению муниципального долга и совершенствованию долговой политики городского округа "Город Белгород" на 2017 - 2019 годы с учетом фактического исполнения за 2016 год (далее - План, прилагается)."
3. Отраслевым (функциональным), территориальным органам, структурным подразделениям администрации города Белгорода руководствоваться положениями Программы, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления, при реализации муниципальных программ городского округа "Город Белгород", а также при подготовке проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления городского округа "Город Белгород".
4. Руководителям структурных подразделений администрации города, главным распорядителям средств бюджета городского округа "Город Белгород":
- руководствоваться при организации исполнения бюджета городского округа "Город Белгород" положениями Программы, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления;
- обеспечить в установленные сроки реализацию мероприятий и достижение ожидаемых результатов Плана, утвержденного в пункте 2 настоящего постановления;
- ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обеспечить представление в комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода отчета о результатах реализации Плана по форме согласно приложению к настоящему постановлению.
5. Признать утратившими силу постановления администрации города Белгорода:
- от 10 декабря 2014 года N 244 "О мерах по повышению эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" до 2018 года";
- от 28 декабря 2015 года N 189 "О внесении изменений в постановление администрации города Белгорода от 10.12.2014 года N 244 "О мерах по повышению эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2018 года".
6. Управлению по взаимодействию со СМИ администрации города Белгорода (Русинова Л.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
7. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Информацию о ходе исполнения данного постановления представлять ежегодно до 1 апреля, об исполнении до 1 апреля 2020 года.
Глава администрации |
К. Полежаев |
Утверждена
постановлением администрации
города Белгорода
от 11.12.2017 г. N 254
Программа
повышения эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2019 года
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2019 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", постановлением Правительства Белгородской области от 27 марта 2017 года N 105-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2019 года" и определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления в сфере управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород".
Раздел 1. Цель, задачи и условия реализации Программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения городского округа "Город Белгород", устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа "Город Белгород".
Несмотря на поступательное развитие методического обеспечения и правового регулирования бюджетных правоотношений, процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами городского округа еще не завершен.
Сформулированные в Стратегии развития города Белгорода до 2025 года, утвержденной решением Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413, стратегические цели и задачи социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления муниципальными финансами на качественно новый уровень.
Наряду с положительными результатами реализации долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа "Город Белгород" на период до 2013 года" сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
- недостаточная ответственность главных распорядителей бюджетных средств при осуществлении своих расходных бюджетных полномочий;
- низкая заинтересованность предприятий всех форм собственности городского округа "Город Белгород" в наращивании собственной налоговой базы;
- формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств;
- низкое качество финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- недостаточная открытость бюджета, прозрачность, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" за счет завершения формирования современной нормативной правовой базы регулирования бюджетных правоотношений.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Белгород";
- модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
- совершенствование муниципального финансового контроля с целью его ориентации на использование бюджетных расходов;
- реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов; повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород".
Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных целей и задач, достижения результатов конкретных мероприятий муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
Раздел 2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Белгород"
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа "Город Белгород" является важнейшей предпосылкой для сохранения экономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста.
Первоочередной мерой обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета городского округа "Город Белгород" и противодействия бюджетным рискам должно выступать применение механизма ограничения роста расходов бюджета при безусловном исполнении принятых расходных обязательств, в том числе в рамках утвержденных муниципальных программ.
Формирование бюджета городского округа "Город Белгород" на основе муниципальных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации муниципальной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации финансовых ресурсов на важнейших направлениях деятельности.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа "Город Белгород" необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям:
1. Поддержание безопасного уровня и оптимальной структуры муниципального долга городского округа "Город Белгород".
В условиях риска увеличения дефицита бюджета городского округа "Город Белгород" необходимой мерой ограничения долговой нагрузки на бюджет является разработка одновременно с основными направлениями бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период основных направлений долговой политики городского округа "Город Белгород".
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости поддержания на приемлемом уровне объема муниципального долга. Такой подход обеспечит устойчивость бюджета городского округа "Город Белгород", поскольку позволит в случае необходимости несколько увеличить в целях покрытия дефицита бюджета объем муниципального долга при сохранении контролируемых уровня долговой нагрузки и структуры обязательств.
2. Реализация мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Белгород".
Необходимо предусмотреть реализацию мер по увеличению доходов бюджета городского округа "Город Белгород" в целях предотвращения рисков недостатка собственных доходов в ходе исполнения расходных обязательств бюджета, а также совершенствованию долговой политики городского округа "Город Белгород".
2.1. Управление муниципальным долгом городского округа "Город Белгород"
Стратегической целью управления муниципальным долгом городского округа "Город Белгород" является обеспечение сбалансированности бюджета городского округа "Город Белгород" при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В связи с этим размер муниципального долга городского округа "Город Белгород" требует постоянного мониторинга. Необходимо проводить следующие мероприятия, направленные на совершенствование долговой политики городского округа "Город Белгород":
- закрепить требование разработки основных направлений долговой политики городского округа "Город Белгород" к проекту бюджета городского округа "Город Белгород" на соответствующий финансовый год и на плановый период;
- предусматривать при планировании новых муниципальных заимствований ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 10 - 15 процентов от объема налоговых и неналоговых доходов в целях обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам;
- проводить работу по сокращению объема долга по муниципальным гарантиям городского округа "Город Белгород";
- осуществлять проведение мониторинга муниципального долга городского округа "Город Белгород" с целью соблюдения нормативов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по предельному размеру муниципального долга и расходов на его обслуживание.
2.2. Управление доходами городского округа "Город Белгород"
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета городского округа "Город Белгород" является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов города Белгорода.
Основное внимание уделяется:
- развитию налогового потенциала;
- повышению достоверности планирования доходов бюджета городского округа "Город Белгород";
- повышению эффективности нормативной правовой базы городского округа "Город Белгород" о местных налогах;
- оценке эффективности применения налоговых льгот и иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач;
- повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса;
- сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет городского округа "Город Белгород".
На особом контроле в городском округе "Город Белгород" находится реализация мероприятий по получению дополнительных доходов в бюджет городского округа "Город Белгород", утвержденных дорожной картой.
В рамках Программы будет продолжена реализация мер, позволяющих обеспечить оздоровление муниципальных финансов городского округа "Город Белгород", в том числе за счет:
- проведения оценки и анализа причин отклонений доходов бюджета городского округа "Город Белгород", утвержденных на соответствующий финансовый год, от фактических параметров;
- обеспечения проведения оценки эффективности предоставленных налоговых льгот и отмены неэффективных налоговых льгот;
- проведения мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество, активной инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности, выявления неиспользуемых основных фондов муниципальных учреждений и принятия соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;
- проведения мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемые в аренду земельные участки, выявления фактических землепользователей, взыскания необоснованного обогащения, содействия в оформлении прав собственности на земельные участки физическими лицами;
- усиления межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по выполнению мероприятий, направленных на изыскание дополнительных налоговых и неналоговых доходов за счет обеспечения полноты уплаты платежей, повышения заработной платы работников организаций города Белгорода, пресечения "теневых" выплат зарплаты, мониторинга налоговой нагрузки, легализации предпринимательской деятельности, предотвращения фактов преднамеренного и фиктивного банкротства предприятий, сокращения задолженности в бюджет и других направлений.
Раздел 3. Модернизация бюджетного процесса в условиях программно-целевых методов управления
Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов. Такая ситуация обусловлена необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и планируемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии реформирования общественных финансов на протяжении последних десяти лет.
В 2014 году в соответствии с постановлением администрации города Белгорода от 7 июля 2014 года N 126 "Об утверждении перечня муниципальных программ городского округа "Город Белгород" и постановлением администрации города Белгорода от 23 декабря 2013 года N 265 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ" утверждены 12 муниципальных программ со сроком действия пять лет. Бюджет городского округа "Город Белгород" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов впервые был сформирован в структуре утвержденных муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
Дальнейшее развитие муниципальных программ предполагается осуществить путем реализации следующих задач:
1) мониторинг и оценка эффективности муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
Поскольку муниципальные программы городского округа "Город Белгород" являются важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей, одновременно с утверждением проектов муниципальных программ ведется работа по мониторингу реализации муниципальных программ, который является неотъемлемой частью бюджетного процесса в условиях программного формата. Результаты ежеквартального и ежегодного мониторинга ориентированы на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированных показателей;
2) проведение независимой экспертизы результатов реализации муниципальных программ и своевременное принятие решений по корректировке работы с муниципальными программами городского округа "Город Белгород";
3) формирование общих подходов к увязке муниципальных программ с соответствующими государственными программами Белгородской области, в том числе с обеспечением взаимосвязи системы целей, задач, индикаторов, рисков, а также финансовых показателей для повышения качества разрабатываемых муниципальных программ.
Раздел 4. Повышение эффективности бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов местного самоуправления за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.
Ежегодно на стадии разработки (формирования) бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и на плановый период проводится комплекс мер, направленный на минимизацию расходов с учетом их приоритетности и значимости.
Кроме того, проводятся мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих.
4.1. Система анализа эффективности бюджетных расходов
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
- повышения объективности и качества бюджетного планирования;
- повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
- участия, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Белгород", в реализации государственных программ Белгородской области и государственных программ Российской Федерации и мероприятий, софинансируемых из вышестоящих бюджетов;
- повышения качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета городского округа "Город Белгород".
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Белгород", в процессе формирования проекта бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и плановый период, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ городского округа "Город Белгород" исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований бюджета городского округа "Город Белгород" согласно утвержденной методике планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа "Город Белгород".
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
4.2. Развитие системы муниципальных закупок и повышение функциональной эффективности расходов в этой сфере
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) содержит ряд положений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, регулирует закупки от этапа планирования до этапа оценки их эффективности. Муниципальные закупки должны быть запланированными, то есть предусмотренными планами закупок, планами-графиками закупок и соответствовать целям, определенным статьей 13 Федерального закона N 44-ФЗ.
Контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчиков на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В этой связи в структуре органов местного самоуправления и подведомственных им учреждениях созданы контрактные службы (контрактные управляющие).
Оптимизация бюджетных расходов на муниципальные закупки обеспечивается централизацией закупок, предусматривающей передачу отдельных полномочий заказчика уполномоченному учреждению. При этом ответственность за обеспечение реализации муниципальной программы должна сохраняться за соответствующим ответственным исполнителем.
Практика осуществления централизованных закупок позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, а также обеспечить экономию на объемах закупок.
С введением механизма банковского сопровождения контрактов, под которым понимается оценка банком рисков, связанных с исполнением контракта, и представление банкам полномочий по контролю и мониторингу операций со средствами поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках исполнения крупных контрактов будет достигаться функциональная эффективность бюджетных расходов на такие закупки.
С 2015 года введена подсистема единой информационной системы в сфере закупок, позволяющая автоматизировать процессы планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, осуществления закупок, исполнения контрактов, мониторинга в сфере закупок, а также обеспечения контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Регулирование сферы закупок регламентируется порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, утвержденным постановлением администрации города Белгорода от 27 октября 2014 года N 209 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд".
4.3. Повышение эффективности оказании муниципальных услуг
В городском округе "Город Белгород" продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации формирование муниципальных заданий осуществляется на основе ведомственных перечней муниципальных услуг с учетом следующих нормативно-правовых актов:
- постановления администрации города Белгорода от 23 сентября 2015 года N 121 "Об утверждении порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями городского округа "Город Белгород";
- постановления администрации города Белгорода от 9 октября 2015 года N 137 "О Порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа "Город Белгород" и о финансовом обеспечении выполнения муниципального задания";
- постановления администрации города Белгорода от 9 октября 2015 года N 136 "О порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа "Город Белгород".
4.4. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
В целях повышения эффективности бюджетных расходов в городском округе "Город Белгород" необходимо осуществлять планомерную работу по сокращению объемов незавершенного строительства; осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов коммунальной инфраструктуры; применению при реализации инвестиционных проектов энергоэффективных и инновационных технологий и материалов; проведению конкурсов в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ; осуществлению финансового, строительного контроля и своевременному получению разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от специализированных организаций.
В условиях острого дефицита финансовых ресурсов необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и инвентаризацию готовой проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности. Результатом работы должен стать перечень приоритетных проектов строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности на долгосрочную перспективу с учетом перспектив развития городского округа "Город Белгород".
Принятие новых инвестиционных обязательств должно осуществляться в соответствии со стратегическими приоритетами развития городского округа "Город Белгород". Принятие решения о создании новых социальных объектов должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития городского округа "Город Белгород", а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения.
В настоящее время существенное внимание необходимо уделять привлечению в городской округ "Город Белгород" средств федерального и областного бюджетов на поддержку отраслей экономики. Учитывая то, что ресурсы предоставляются на условиях софинансирования, при принятии решений органами местного самоуправления городского округа "Город Белгород" они должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые бюджетные ресурсы должны иметь реальную потребность, оцениваемый эффект от использования средств и при этом не должны создавать дополнительной нагрузки на бюджет городского округа "Город Белгород".
4.5. Организация исполнения бюджета городского округа "Город Белгород" и формирование бюджетной отчетности
Завершающим этапом бюджетного процесса является формирование бюджетной отчетности. Своевременное и качественное формирование бюджетной отчетности об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород" позволяет оценить выполнение расходных обязательств городского округа "Город Белгород". Кроме того, это позволяет выявить факты возникновения просроченной задолженности получателей бюджетных средств с целью ее дальнейшей инвентаризации, реструктуризации и погашения. В целях осуществления контроля за расходованием бюджетных средств в городском округе "Город Белгород" необходимо ежеквартально проводить мониторинг кредиторской задолженности муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений города Белгорода.
Бюджетный учет является частью общей системы контроля за аккумулированием и расходованием средств бюджета городского округа "Город Белгород", а также за состоянием активов и обязательств городского округа "Город Белгород" и операций, их изменяющих. В целях обеспечения качества, достоверности и сопоставимости показателей бюджетной отчетности об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород" комитетом финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода проводится работа по информированию, разъяснению нормативных правовых актов в области организации бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
В целях соблюдения сроков представления и осуществления единого подхода к формированию бюджетной отчетности главными распорядителями средств, главными администраторами доходов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета городского округа "Город Белгород", комитетом финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода проводится работа по оказанию методологической помощи и внедрению программного обеспечения.
Особое внимание уделяется вопросам повышения качества бюджетной отчетности, представляемой главными распорядителями средств, главными администраторами доходов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета городского округа "Город Белгород".
Содержащиеся в бюджетной отчетности, составленной комитетом финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, показатели должны соответствовать контрольным соотношениям, предусмотренным для каждой формы отчетности, с одновременным соблюдением логических и арифметических увязок показателей отчетов между собой, обеспечением сравнимости показателей отчетного периода и показателей прошлого года с учетом изменений методологии их составления.
Бюджетная отчетность предоставляет всем заинтересованным пользователям полную и достоверную информацию о наличии и движении имущества и обязательств, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, о состоянии дел в бюджетной сфере, о законности и целесообразности проводимых операций. На сайте органов местного самоуправления города Белгорода ежеквартально размещается отчет об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород".
Раздел 5. Повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород"
5.1. Реформирование системы бюджетных платежей
В период реализации Программы актуальность приобретает решение проблемы минимизации рисков неравномерного исполнения бюджета городского округа "Город Белгород".
К несовершенствам существующей системы бюджетных платежей следует отнести ограниченный перечень инструментов размещения свободных остатков денежных средств, а также неиспользованный потенциал увеличения эффективности существующих механизмов управления остатками средств на едином счете бюджета городского округа "Город Белгород".
Необходимость совершенствования системы бюджетных платежей в условиях развития инструментов безналичных расчетов увеличивает актуальность реформирования системы бюджетных платежей и применения современных эффективных банковских платежных технологий в расчетах организаций сектора муниципального управления.
Функционирование системы бюджетных платежей в условиях использования единого казначейского счета позволяет исключить дублирование операций за счет проведения операций, связанных с распределением поступающих доходов бюджета городского округа "Город Белгород", уплатой налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы, а также повысить эффективность управления денежными средствами.
Кроме того, использование единого счета позволяет обеспечить управление всеми свободными остатками денежных средств, находящимися на этом счете. Совершенствование инструментов управления свободными остатками позволяет сократить объем остатков на едином счете до необходимого среднедневного объема для обеспечения обязательств клиентов.
Необходимо расширить перечень способов в части осуществления платежей, имеющих публичный характер. Использование современных электронных платежных сервисов способствует повышению доступности и обеспечивает более удобные и современные способы осуществления расчетов.
5.2. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов
В городском округе "Город Белгород" большое внимание в процессе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации - прозрачности (открытости).
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления города Белгорода, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета городского округа "Город Белгород" и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
В настоящее время на информационных ресурсах широко представлены решения Белгородского городского Совета о бюджете городского округа "Город Белгород", об отчете об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород", нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в городском округе "Город Белгород".
На официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода ведется раздел "Открытый бюджет", где своевременно размещается информация об утвержденных показателях бюджета городского округа "Город Белгород".
В рамках раздела "Открытый бюджет" публикуется "Бюджет для граждан".
В данном направлении необходимо обеспечить актуализацию материалов по основным параметрам бюджета городского округа "Город Белгород", а также размещать сведения о ходе исполнения бюджета городского округа "Город Белгород". Это позволит в понятной, доступной и наглядной форме информировать граждан о структуре, динамике и исполнении бюджета.
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления общественными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения. С этой целью в городском округе "Город Белгород" необходимо реализовать соответствующий проект. Его основная задача будет направлена на формирование у населения городского округа "Город Белгород" понимания необходимости личных сбережений, рационального отношения к привлечению кредитов, повышение финансового образования, формирование культуры и ответственного отношения к обязанности по уплате налогов и сборов, информированности в сфере управления личными финансами.
Повышение финансовой прозрачности органов местного самоуправления городского округа "Город Белгород" необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород".
Раздел 6. Совершенствование муниципального финансового контроля
Бюджетным кодексом РФ определены сферы муниципального финансового контроля, введены понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.
Кроме того, Федеральным законом N 44-ФЗ к контролю законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также отнесены полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля по контролю в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Для реализации новых подходов к деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля в условиях расширения функциональных особенностей данных органов необходимо обеспечить координацию осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего муниципального финансового контроля.
В целях обеспечения единого подхода к выявлению, классификации и оценке нарушений при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля и повышения результативности контрольных мероприятий уполномоченными должностными лицами комитета финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода применяются Методические рекомендации по классификации нарушений, выявленных органами внутреннего муниципального финансового контроля города Белгорода, а также Единые требования (стандарты) к порядку организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля на территории городского округа "Город Белгород".
Заместитель руководителя комитета |
С. Рулева |
Утвержден
постановлением администрации
города Белгорода
от 11.12.2017 г. N 254
План
мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, сокращению муниципального долга и совершенствованию долговой политики городского округа "Город Белгород" на 2017 - 2019 годы с учетом фактического исполнения за 2016 год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные за реализацию мероприятий |
Срок реализации |
Финансовая оценка, тыс. рублей |
|||
2016 год (факт) |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||
1. |
Меры по увеличению налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа "Город Белгород" |
||||||
1.1. |
Проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот и отмена неэффективных налоговых льгот |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
В течение текущего финансового года и планового периода |
|
|
9600 |
3200 |
1.2. |
Проведение заседаний межведомственной комиссии по предотвращению фактов преднамеренного и фиктивного банкротства предприятий |
Управление экономического развития и инвестиций департамента экономического развития |
В течение 2016 - 2019 годов |
23200 |
30000 |
35000 |
38000 |
1.3. |
Легализация теневой занятости и повышение заработной платы работников организаций города Белгорода |
Управление по труду и социальному партнерству департамента экономического развития |
В течение 2016 - 2019 годов |
16140 |
25080 |
26100 |
27100 |
1.4. |
Увеличение объема поступлений неналоговых доходов, в том числе за счет проведения мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество. Активная инвентаризация имущества, находящегося в муниципальной собственности: - внедрение тотального учета муниципального имущества; - выявление неиспользованного (бесхозного) имущества и установление направления эффективного его использования; - определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование; - выявление неиспользуемых основных фондов муниципальных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду |
Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
107625 |
50000 |
70000 |
70000 |
1.5. |
Проведение мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемые в аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Актуализация результатов государственной кадастровой оценки земельных участков. Проведение муниципального земельного контроля. Выявление фактических землепользователей, взыскание необоснованного обогащения, содействие в оформлении прав собственности на земельные участки |
Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
28948,7 |
5000 |
7000 |
4000 |
2. |
Меры по оптимизации и эффективности расходов бюджета городского округа "Город Белгород" |
||||||
2.1. |
Эффективное использование средств бюджета городского округа в течение текущего финансового года и планового периода в соответствии с кассовым планом и лимитами бюджетных обязательств бюджета городского округа "Город Белгород" |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, департаменты администрации города Белгорода, главные распорядители бюджетных средств |
Постоянно |
Соблюдение приказа комитета финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода от 30 декабря 2011 года N 46 "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета городского округа "Город Белгород" и бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета городского округа" |
|||
2.2. |
Обеспечение проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета городского округа "Город Белгород" |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
Постоянно |
Проведение мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета городского округа "Город Белгород" в соответствии с порядком, утвержденным приказом комитета финансов и бюджетных отношений администрации города Белгород от 10 августа 2016 года N 43 |
|||
2.3. |
Обеспечение реализации методов программно-целевого планирования бюджета городского округа "Город Белгород" на 2016 - 2019 годы (увеличение доли программных расходов) |
Заместители главы администрации города, руководители структурных подразделений администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
Не менее 90 процентов |
|||
2.4. |
Реализация комплекса мер, направленных на достижение целевых показателей уровня заработной платы работников образования, культуры и социальной защиты населения с соблюдением соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений, в сроки, предусмотренные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, управление образования администрации город Белгорода, управление социальной защиты населения администрации города Белгорода, управление культуры администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
Обеспечение достижения целевых ориентиров, установленных в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, на основании утвержденных "дорожных карт" |
|||
2.5. |
Обеспечение координации осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего муниципального финансового контроля |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
Да |
Да |
Да |
Да |
2.6. |
Обеспечение экономии бюджетных средств вследствие сокращения неэффективных расходов бюджета городского округа "Город Белгород" в соответствии с предупреждениями контролирующих органов |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, главные распорядители бюджетных средств |
В течение текущего финансового года и планового периода |
Да |
Да |
Да |
Да |
2.7. |
Ведение портала "Открытый бюджет" на сайте органов местного самоуправления города Белгорода и его поддержание в актуальном состоянии |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
Факт размещения на сайте и поддержание информации в актуальном состоянии |
|||
2.8. |
Увеличение объема расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений |
Департаменты администрации города Белгорода, главные распорядители бюджетных средств, муниципальные учреждения |
В течение 2016 - 2019 годов |
2740,3 |
2767,7 |
2795,4 |
2823,3 |
2.9. |
Эффективное исполнение Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, главные распорядители бюджетных средств |
Постоянно |
Экономия бюджетных средств по результатам проведения конкурентных закупок не менее 3 процентов от начальной цены контракта |
|||
2.10. |
Финансовый контроль эффективного расходования бюджетных средств, обеспечение координации внутреннего муниципального финансового контроля |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, главные распорядители бюджетных средств |
В течение 2016 - 2019 годов |
Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению финансового контроля за операциями со средствами бюджета городского округа "Город Белгород" от 30 января 2013 года N 10 |
|||
2.11. |
Первоочередное финансирование капитальных затрат, направленных на снижение текущих затрат в среднесрочной перспективе; проведение на постоянной основе оценки эффективности расходов капитального характера с учетом взвешенного подхода к участию в реализации государственных программ Российской Федерации и Белгородской области, с возможностями бюджета городского округа "Город Белгород" по обеспечению обязательного объема финансирования |
Департаменты администрации города Белгорода, главные распорядители бюджетных средств |
В течение 2016 - 2019 годов |
Да |
Да |
Да |
Да |
2.12. |
Предоставление средств из бюджета городского округа "Город Белгород" юридическим лицам, в том числе муниципальным унитарным предприятиям, производить на основании оценки эффективности |
Главные распорядители бюджетных средств |
Постоянно |
Средства из бюджета городского округа "Город Белгород" юридическим лицам, в том числе муниципальным унитарным предприятиям, выделяются на основании заключенных договоров, соглашений, муниципальных контрактов |
|||
2.13. |
Утверждение бюджетного прогноза на долгосрочную перспективу |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, департамент экономического развития администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
Да |
Да |
Да |
Да |
3. Меры по сокращению муниципального долга и совершенствованию долговой политики городского округа "Город Белгород" | |||||||
3.1. |
Проведение работы по сокращению муниципального долга городского округа "Город Белгород" по муниципальным гарантиям |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
На 1 января 2018 года, на 1 января 2019 года, на 1 января 2020 года |
|
|||
3.1.1. |
Реализация мероприятий, направленных на мобилизацию доходов в бюджет городского округа "Город Белгород" с целью снижения удельного веса объема муниципального долга в объеме доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений |
Департамент экономического развития администрации города Белгорода, комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
В соответствии с разделом 1 настоящего Плана |
|||
3.1.2. |
Проведение мероприятий по оптимизации расходных обязательств с целью снижения дефицита бюджета городского округа "Город Белгород" и уменьшения потребности в муниципальных заимствованиях |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода, главные распорядители бюджетных средств |
В течение 2016 - 2019 годов |
В соответствии с разделом 2 настоящего Плана |
|||
3.1.3. |
Сокращение расходов на обслуживание муниципального долга в связи с замещением банковских кредитов бюджетными кредитами федерального бюджета |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
В течение текущего финансового года и планового периода |
Да |
Да |
Да |
Да |
3.1.4. |
Эффективное использование механизма привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете бюджета городского округа "Город Белгород" с целью рефинансирования кредитных ресурсов |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
В течение текущего финансового года и планового периода |
Да |
Да |
Да |
Да |
3.1.5. |
Мониторинг процентных ставок по кредитам кредитных организаций в целях оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
В течение текущего финансового года и планового периода |
Да |
Да |
Да |
Да |
3.1.6. |
Осуществление контроля за исполнением обязательств, обеспеченных муниципальными гарантиями, в целях недопущения гарантийных случаев и выплат из бюджета городского округа "Город Белгород" |
Департаменты администрации города Белгорода, комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
Да |
Да |
Да |
Да |
3.1.7. |
При планировании новых муниципальных заимствований предусматривать ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 10 - 15% от планируемого объема налоговых и неналоговых доходов |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
Да |
Да |
Да |
Да |
3.1.8. |
Планирование расходов на обслуживание муниципального долга в объеме не выше 10 процентов от утвержденной общей суммы расходов бюджета городского округа "Город Белгород", за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
Комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода |
В течение 2016 - 2019 годов |
Не выше 10 процентов |
|||
Бюджетный эффект реализации плана мероприятий | |||||||
1. |
Планируемый объем доходов бюджета городского округа "Город Белгород" без учета безвозмездных поступлений, тыс. рублей |
|
|
4051532 |
5015042 |
4016659 |
4017130 |
2. |
Планируемый объем муниципального долга бюджета городского округа "Город Белгород" на 1 января очередного финансового года, тыс. рублей |
|
|
3072094 |
2955813 |
2635813 |
2534651 |
3. |
Отношение планируемого объема муниципального долга бюджета городского округа "Город Белгород" на 1 января очередного финансового года к сумме доходов бюджета городского округа "Город Белгород" без учета безвозмездных поступлений |
|
|
76% |
59% |
66% |
63% |
4. |
Отношение планируемого объема муниципального долга бюджета городского округа "Город Белгород" по кредитам от кредитных организаций на 1 января очередного финансового года к сумме доходов бюджета городского округа "Город Белгород" без учета безвозмездных поступлений |
|
|
40% |
37% |
59% |
58% |
5. |
Отношение планируемого объема дефицита бюджета городского округа "Город Белгород" в соответствующем финансовом году к сумме доходов бюджета городского округа "Город Белгород" без учета безвозмездных поступлений |
|
|
12,7% |
8,1% |
8,0% |
8,0% |
Заместитель руководителя комитета |
С. Рулева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Белгорода от 11 декабря 2017 г. N 254 "О мерах по повышению эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2019 года"
Текст постановления опубликован на "Официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода" (www.beladm.ru) 11 декабря 2017 г.
Постановлением администрации города Белгорода от 31 марта 2020 г. N 53 настоящее постановление признано утратившим силу с 31 марта 2020 г.