В целях повышения результативности и эффективности деятельности, организованной по принципу управления проектами и портфелями проектов в органах исполнительной власти и государственных органах области, Правительство Белгородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года N 202-пп "Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области" следующие изменения:
- заголовок к тексту постановления, пункт 1 постановления после слов "Белгородской области" дополнить словами "а также подведомственных им учреждениях, предприятиях и организациях";
- признать утратившим силу Положение об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, утвержденное в пункте 1 названного постановления;
- утвердить в пункте 1 названного постановления Положение об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях, предприятиях и организациях (прилагается);
- пункт 6 постановления изложить в следующей редакции:
"6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (Павлова О.А.)".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор |
Е. Савченко |
Утверждено
постановлением
Правительства Белгородской области
от 16 апреля 2018 г. N 130-пп
Положение
об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях, предприятиях и организациях
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях, предприятиях и организациях (далее - Положение) определяет условия и порядок применения принципов управления проектами органами исполнительной власти и государственными органами (далее - государственные органы), а также подведомственными им учреждениями, предприятиями и организациями на территории Белгородской области.
1.2. Настоящее Положение применяется для управления проектами и портфелями проектов, направленными на достижение целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, государственными программами области, правовыми актами Губернатора и Правительства области, поручениями Губернатора области.
1.3. Настоящее Положение распространяется на проекты, реализуемые государственными органами области с участием подведомственных организаций и хозяйствующих субъектов с использованием средств областного бюджета и/или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств), а также на проекты, реализуемые за счет внебюджетных источников финансирования с участием в них государственных органов области.
2. Понятия и определения
2.1. Проект - комплекс взаимосвязанных работ, направленных на достижение запланированной цели и имеющих однократный, неповторяющийся характер.
2.1.1. Муниципальный проект - проект, реализуемый в масштабах одного муниципального образования.
2.1.2. Областной проект - проект, реализуемый в масштабах области.
2.1.3. Ведомственный проект - проект, реализуемый органом исполнительной власти или государственным органом области.
2.1.4. Межведомственный проект - проект, реализуемый при взаимодействии нескольких государственных органов области, администраций муниципальных районов и городских округов.
2.1.5. Экономический проект - направлен на увеличение прибыли.
2.1.6. Социальный проект - ориентирован на общество и достижение социально значимых результатов.
2.1.7. Организационный проект направлен на повышение эффективности функционирования организации и ее отдельных структур, подразделений.
2.1.8. Технический проект - ориентирован на модернизацию и техническое усовершенствование, создание и сохранение имущественных объектов и технологий.
2.1.9. Бережливый проект - ориентирован на оптимизацию деятельности организации.
2.2. Управление проектом - планирование, организация и контроль временных, трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов (на всех этапах жизненного цикла проекта), направленных на достижение цели проекта.
2.3. Цель проекта - запланированное желаемое состояние объекта управления, для достижения которого осуществляется проект. Цель проекта должна:
- отражать ожидаемый социально-экономический полезный эффект от реализации проекта;
- иметь измеримые количественные показатели и сроки достижения;
- быть достижимой в реальных условиях, в которых осуществляется проект;
- полностью находиться в сфере ответственности и влияния исполнителя проекта.
2.4. Работа проекта - имеющий сроки начала и окончания набор конкретных связанных действий, создающих промежуточный результат, оказывающий непосредственное влияние на достижение цели проекта.
2.5. Процесс проекта - структурированный набор однородных повторяющихся функций, реализующийся в рамках действующих формализованных процедур и порядков и направленный на обеспечение реализации проекта.
2.6. Результат проекта - измеримое выражение социальных, экономических, интеллектуальных и иных эффектов, полученных в результате реализации проекта.
2.7. Инициатор проекта - физическое лицо или юридическое лицо, которое выступает с обоснованием необходимости и возможности реализации проекта. Инициатор проекта может представлять интересы исполнителя, координирующего органа или заказчика проекта.
2.8. Заказчик проекта - физическое или юридическое лицо, являющееся получателем результата проекта.
2.9. Экспертная комиссия по рассмотрению проектов - совещательно-консультационный орган по экспертному рассмотрению проектов, созданный при государственном органе области.
2.10. Исполнитель проекта - государственный орган области, администрация муниципального района или городского округа в случае использования средств областного бюджета и/или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств), хозяйствующий субъект, который принимает на себя обязательства по достижению цели проекта и ответственность за эффективное использование ресурсов, выделенных для реализации проекта в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами и соглашениями с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в случаях, установленных законодательством.
2.11. Координирующий орган проекта - государственный орган области, администрация муниципального района или городского округа, хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей в уставном капитале) которого находятся в государственной собственности Белгородской области, осуществляющий организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проекта.
Координирующим органом проектов, подпадающих под действие Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", круг инвесторов которых представлен иностранными юридическими и физическими лицами, а также юридическими и физическими лицами, зарегистрированными за пределами Белгородской области, и сумма инвестиций по которым превышает 100 млн. рублей, выступает хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей в уставном капитале) которого находятся в государственной собственности Белгородской области.
2.12. Ответственный за проектное управление - лицо, осуществляющее администрирование проектов в государственном органе области.
2.13. Команда проекта - временная организационная структура проекта, состоящая из группы управления и рабочей группы проекта и обеспечивающая эффективное взаимодействие участников проекта.
2.13.1. Группа управления проектом - группа лиц, представляющих интересы исполнителя и координирующего органа в течение всего жизненного цикла проекта. В группу управления проектом входят:
- куратор проекта - уполномоченное координирующим органом проекта лицо, представляющее его интересы в отношениях со всеми участниками проекта;
- руководитель проекта - уполномоченное исполнителем проекта лицо, наделенное полномочиями по управлению проектом и ответственное за его разработку и реализацию в соответствии с требованиями к результату проекта.
В межведомственных проектах и проектах, реализуемых хозяйствующими субъектами совместно с государственными органами области, заказчик проекта по решению куратора проекта может быть включен в группу управления проектом.
2.13.2. Рабочая группа проекта - группа лиц, выполняющих работы проекта. В рабочую группу проекта входят:
- ответственный за блок работ проекта - лицо, определенное руководителем проекта как ответственное за управление работами и процессами в рамках блока работ и несущее ответственность за достижение промежуточных результатов проекта, получаемых в ходе непосредственного выполнения работ, входящих в данный блок работ проекта;
- исполнители проекта - лица, непосредственно выполняющие работы и процессы проекта, в том числе финансово-экономического и правового характера;
- администратор проекта - лицо, назначаемое при необходимости исполнителем проекта по согласованию с руководителем проекта, ответственное за организацию и поддержку коммуникаций (сбор, обработку, передачу информации) между участниками проекта, делопроизводство, формирование и хранение архива документов проекта;
- оператор мониторинга проекта - лицо, назначаемое координирующим органом проекта, отвечающее за размещение и обеспечение актуальности информации о текущем состоянии проекта в АИС "Проектное управление", является возможным участником проекта, в отсутствие которого его роль может выполнять другой участник проекта.
2.14. Кадровый резерв проектного управления - база данных сотрудников государственных органов области, являющихся потенциальными участниками проектов.
2.15. Портфель проектов - проекты, объединенные в целях повышения управляемости для достижения цели Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года.
2.16. Руководитель портфеля проектов - уполномоченный Правительством Белгородской области руководитель государственного органа Белгородской области, являющегося отраслевым или функциональным органом, ответственным за достижение цели портфеля проектов.
2.17. Проектный орган власти области - государственный орган, принимающий участие в реализации проектов и выполняющий преимущественно работы проектов.
2.18. Процессный орган власти области - государственный орган, принимающий участие в реализации проектов и выполняющий преимущественно процессы проектов.
2.19. Ответственный за достижение показателя портфеля проектов - сотрудник государственного органа области, являющегося отраслевым, функциональным, подведомственным или курируемым органом, ответственный за достижение целевого значения показателя портфеля проектов.
2.20. Проектный офис - структурное подразделение государственного органа области, администрации муниципального образования области или группа лиц, в обязанности которых входит сопровождение проектной деятельности в соответствующем государственном органе области, администрации муниципального образования области.
2.21. Областной проектный офис - структурное подразделение департамента внутренней и кадровой политики области, к задачам которого относится внедрение проектного управления в государственных органах области.
2.22. Управление портфелем проектов - деятельность по формированию, оптимизации, мониторингу, контролю и управлению изменениями портфеля проектов, осуществляемая руководителем портфеля проектов посредством концентрации административных ресурсов.
2.23. Организационное сопровождение портфеля проектов - координация взаимодействия заинтересованных сторон портфеля проектов, осуществляемая руководителем портфеля проектов на протяжении всех этапов.
3. Выделение проектных и процессных государственных органов
3.1. Решение об отнесении государственного органа к проектному или процессному принимает руководитель соответствующего государственного органа на основании его функциональных задач и следующих критериев:
- участия работников в проектах иных государственных органов либо в проектах, координирующим органом которых является государственный орган;
- преобладания в деятельности работников государственного органа постоянных функций, повторяющихся операций либо разовых задач, поручений;
- осуществления государственным органом деятельности преимущественно в рамках порядков и процедур, утвержденных на федеральном или областном уровне либо не закрепленных нормативными правовыми актами;
- осуществления государственным органом относительно конечных результатов проектов, в которых участвуют его работники, преимущественно вспомогательных или обеспечивающих функций либо работ проектов;
- использования результатов проектов, реализуемых государственным органом, преимущественно соответствующим государственным органом либо иными государственными органами.
3.2. Решение оформляется нормативным правовым актом Губернатора области, проект которого готовится департаментом внутренней и кадровой политики области.
3.3. Изменение решения об отнесении государственного органа к проектному или процессному инициируется государственным органом путем направления в департамент внутренней и кадровой политики области соответствующего письма с его обоснованием.
4. Порядок управления проектами
4.1. Управление проектами в государственных органах области состоит из четырех этапов жизненного цикла проекта:
- инициация проекта;
- планирование проекта;
- реализация проекта;
- закрытие проекта.
4.2. Проектная документация, подготавливаемая на всех этапах жизненного цикла проекта, оформляется по формам, утвержденным департаментом внутренней и кадровой политики области.
4.3. Отраслевым проектным офисом осуществляется проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.
Департаментом внутренней и кадровой политики области осуществляется проверка проектной документации после её согласования Ответственным за проектное управление в государственном органе области.
4.4. Этап инициации проекта.
4.4.1. Началом этапа инициации проекта является инициативная заявка по вопросу открытия проекта, которая направляется инициатором проекта в департамент внутренней и кадровой политики области в электронном виде (dkp@belregion.ru).
Инициатор проекта может выступать с предложением об открытии проекта как по собственной инициативе, так и в связи с исполнением своих должностных обязанностей или поручений вышестоящего руководства.
4.4.2. Департамент внутренней и кадровой политики области осуществляет регистрацию инициативной заявки по вопросу открытия проекта в АИС "Проектное управление".
Работы, предлагаемые инициатором проекта для выполнения в форме проекта и выполненные по сроку более чем на 50 процентов, не оформляются в виде проектов.
Проекты, инициированные на основании поручений Губернатора области, первого заместителя Губернатора области, заместителей Губернатора области, а также утвержденные правовыми актами области, регистрируются в АИС "Проектное управление" без наличия инициативной заявки по вопросу открытия данных проектов.
4.4.3. Департамент внутренней и кадровой политики области направляет в соответствующий государственный орган области либо по согласованию в хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей в уставном капитале) которого находятся в государственной собственности Белгородской области, инициативную заявку с предложением рассмотреть целесообразность открытия и реализации проекта в соответствии с изложенной в инициативной заявке идеей.
В случае если проект инициирован государственным органом области, администрацией муниципального района, городского округа или хозяйственным обществом, 100 процентов акций (долей в уставном капитале) которого находятся в государственной собственности Белгородской области, инициативная заявка не направляется, координирующим органом определяется юридическое лицо, инициировавшее проект.
В случае инициирования одного проекта несколькими государственными органами области, администрациями муниципальных районов, городских округов или хозяйственным обществом, 100 процентов акций (долей в уставном капитале) которого находятся в государственной собственности Белгородской области, координирующим органом определяется юридическое лицо, которое первым инициировало проект.
4.4.4. Государственный орган области, хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей в уставном капитале) которого находятся в государственной собственности Белгородской области, при условии наличия соответствующего решения органов управления общества определяет целесообразность открытия и реализации проекта в соответствии с идеей, изложенной в инициативной заявке, при положительном результате выступает в роли координирующего органа проекта и назначает куратора и оператора мониторинга проекта, руководствуясь профилями компетенций для командных и проектных ролей, утверждёнными приказом департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области от 25 апреля 2017 года N 29 "Об утверждении профилей компетенций для командных проектных ролей" (далее - Приказ об утверждении профилей компетенций для командных проектных ролей).
При нецелесообразности открытия и реализации проекта в соответствии с идеей, изложенной в инициативной заявке, государственный орган области, хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей в уставном капитале) которого находятся в государственной собственности Белгородской области, направляет в департамент внутренней и кадровой политики области обоснованный отказ в открытии проекта.
В обоих случаях государственным органом области, хозяйственным обществом, 100 процентов акций (долей в уставном капитале) которого находятся в государственной собственности Белгородской области, направляется решение инициатору проекта.
4.4.5. Координирующий орган по согласованию с подведомственными организациями или хозяйствующими субъектами (при совместной реализации проекта) определяет исполнителя проекта.
4.4.6. Исполнитель проекта назначает руководителя и администратора проекта, руководствуясь профилями компетенций для командных и проектных ролей, утверждёнными Приказом об утверждении профилей компетенций для командных проектных ролей; закрепляет за руководителем проекта персональную ответственность за достижение цели проекта, эффективное использование выделенных ресурсов, материально-техническое обеспечение и организацию документооборота по проекту.
4.4.7. Одно лицо не может являться одновременно куратором и руководителем проекта, куратором и администратором, руководителем и администратором, а также не может совмещать более двух ролей в одном проекте, без учёта роли "оператор мониторинга проекта".
4.4.8. Куратор совместно с инициатором определяет цель проекта; руководитель с участием заказчика определяет ожидаемые результаты, требования к результату; куратор совместно с руководителем определяет ограничения проекта.
4.4.9. Куратор проекта совместно с инициатором и руководителем представляет проект на соответствующей экспертной комиссии по рассмотрению проектов при государственном органе области; подготавливает паспорт проекта.
Экспертная комиссия рассматривает проекты, зарегистрированные в АИС "Проектное управление" в соответствии с типовым положением об отраслевой экспертной комиссии по рассмотрению проектов при органе исполнительной власти (государственном органе) Белгородской области, утверждённым распоряжением Губернатора Белгородской области от 29 апреля 2011 года N 279-р "О создании отраслевых экспертных комиссий по рассмотрению проектов" (далее - Типовое положение о создании отраслевых экспертных комиссий по рассмотрению проектов).
Решение экспертной комиссии по рассмотрению проектов о целесообразности реализации проекта является основанием утверждения паспорта проекта. После утверждения паспорта проекта проект считается открытым.
По инициативе координирующего органа проекты могут быть рассмотрены на заседании Советов по развитию социально-экономической инфраструктуры Белгородской области после предварительного согласования презентации проекта с департаментом внутренней и кадровой политики области.
4.4.10. Подлежат открытию проекты, которые соответствуют всем следующим условиям:
- результаты проекта с заявленными требованиями нельзя достичь в ходе текущей деятельности;
- выполнение работ по проекту имеет сложность, требующую тщательного планирования и контроля реализации, либо необходимость межведомственного взаимодействия;
- высокие риски выполнения работ проекта;
- ограниченность ресурсов (временные, материальные и т.д.);
- реализация мероприятий в виде проекта принесет дополнительные эффекты (экономию ресурсов, повышение результативности работ и т.д.);
- получаемые результаты проекта не являются результатами уже существующих проектов.
4.4.11. Цель проекта, утвержденная в паспорте проекта, не подлежит изменению на протяжении всех этапов жизненного цикла проекта, за исключением проектов, отнесённых к экономическому типу.
В случае изменения цели по экономическому проекту окончательное определение статуса реализации проекта осуществляется на заседании межведомственной комиссии по вопросам проектной деятельности в органах государственной власти и государственных органах области в соответствии с порядком, утверждённым распоряжением Правительства Белгородской области от 17 июня 2013 года N 287-рп "О межведомственной комиссии по вопросам проектной деятельности в органах государственной власти и государственных органах области и о порядке распределения ассигнований, направляемых на материальное стимулирование участников проектной деятельности".
4.4.12. При отсутствии утвержденного паспорта проекта более двух месяцев с момента поступления в департамент внутренней и кадровой политики области инициативной заявки по вопросу открытия проекта проект подлежит закрытию в АИС "Проектное управление".
Проекты, инициированные резолюцией или поручением Губернатора области, первого заместителя Губернатора области, заместителей Губернатора области, а также утвержденные правовыми актами области, подлежат закрытию после их реализации или отказа от реализации в случае согласия вышеперечисленных лиц, давших соответствующее поручение или резолюцию по разработке и реализации проектов, или внесения изменений, предусматривающих исключение данных проектов, в соответствующие правовые акты области.
4.4.13. Этап инициации завершается утверждением паспорта проекта председателем экспертной комиссии по рассмотрению проектов и куратором проекта.
4.5. Этап планирования проекта.
4.5.1. Началом этапа планирования проекта является наличие утвержденного паспорта проекта.
4.5.2. Руководитель проекта определяет состав рабочей группы, требования к специалистам, участие которых необходимо для качественного и своевременного выполнения работ проекта, руководствуясь профилями компетенций для командных и проектных ролей, утверждёнными Приказом об утверждении профилей компетенций для командных проектных ролей. При планировании работ проекта могут выделяться процессы проекта, обеспечивающие его реализацию.
4.5.3. Руководитель проекта осуществляет подбор специалистов в рабочую группу проекта.
При подборе членов рабочей группы руководитель проекта направляет запрос за подписью руководителя государственного органа, сотрудником которого он является, о включении сотрудников государственных органов, администраций муниципальных районов, городских округов и подведомственных организаций в рабочую группу проекта с указанием работ, которые планируется закрепить за исполнителем, в адрес их руководителей по основному месту работы.
В случае если исполнителем проекта является хозяйствующий субъект, руководитель проекта направляет запрос о включении в рабочую группу сотрудников государственных органов области, администраций муниципальных районов, городских округов области и подведомственных организаций за подписью руководителя координирующего органа проекта.
Назначение участников группы управления или рабочей группы проекта производится распорядительными документами (приказами, распоряжениями и т.п.) хозяйствующих субъектов, а также государственных органов области, администраций муниципальных районов, городских округов и подведомственных им учреждений, предприятий, организаций.
Назначение государственных гражданских служащих как участников группы управления, рабочей группы или исполнителей процессов проекта производится распорядительными документами представителей их нанимателя (работодателя) в форме включения в перечень особо важных и сложных заданий соответствующих работ и процессов проекта.
Руководитель проекта для выполнения работ проекта в соответствии с основными документами проекта по согласованию с куратором может вносить предложения о привлечении отдельных юридических и физических лиц для выполнения работ и услуг в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
4.5.4. Департаментом внутренней и кадровой политики области осуществляется оценка профессионального соответствия государственных гражданских служащих, а также работников государственных органов области, замещающих должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы области, участвующих в разработке и реализации проектов.
4.5.5. Руководитель проекта совместно с рабочей группой в срок, не превышающий двух месяцев с момента регистрации инициативной заявки по вопросу открытия проекта в АИС "Проектное управление", готовит план управления проектом.
План управления проектом включает в себя календарный план-график работ, перечень процессов, бюджет, риски, состав команды проекта, способы коммуникации и взаимодействия в проекте.
Объемы и источники финансирования проектов, реализуемых хозяйствующими субъектами совместно с государственными органами области, определяются исполнителем проекта - хозяйствующим субъектом совместно с другими заинтересованными в реализации проекта сторонами, не являющимися государственными органами области и органами местного самоуправления области. Привлечение бюджетных средств в данные проекты, а также бюджетное финансирование проектов, реализуемых государственными органами области самостоятельно, определяются руководителями соответствующих государственных органов области на основании решения экспертной комиссии по рассмотрению проектов о целесообразности их реализации и в пределах средств, предусмотренных в законе Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год.
Реализация проектов государственными органами области с участием муниципальных районов и городских округов осуществляется при финансовом участии бюджетов муниципальных образований области.
Во всех случаях критерием привлечения бюджетных средств является утверждение соответствующих объемов расходов законом области об областном бюджете, решением органов местного самоуправления о бюджете соответствующего муниципального образования на соответствующий финансовый год. Не представляются к банковскому финансированию, в обеспечение которого выдаются государственные гарантии, проекты, имеющие социальную значимость и направленность, по которым не просчитывается окупаемость и возвратность средств; бюджетное финансирование таких проектов осуществляется через включение их в государственные программы области.
4.5.6. Этап планирования проекта завершается утверждением плана управления проектом.
4.6. Началом этапа реализации проекта является наличие утвержденного плана управления проектом. Этап реализации состоит из следующих стадий:
- выполнение работ;
- контроль;
- внесение изменений.
4.6.1. На стадии выполнения работ, определенных в плане управления проектом, руководитель проекта организует работу рабочей группы, направленную на достижение цели проекта.
Финансирование проекта из бюджетных средств осуществляется при наличии утвержденного паспорта и плана управления проектом.
Рабочая группа проекта под управлением руководителя проекта осуществляет выполнение работ согласно календарному плану-графику, предусмотренному в плане управления проектом, с документальной фиксацией результатов выполненных работ.
4.6.2. Стадия контроля проекта начинается с момента утверждения паспорта проекта и плана управления проектом, осуществляется на протяжении всего периода реализации проекта и завершается в момент принятия решения о закрытии проекта.
Стадия контроля представляет собой проверку соответствия выполненных работ и полученных результатов по проекту. Осуществляется на двух уровнях: руководителем и администратором проекта; лицом, уполномоченным департаментом внутренней и кадровой политики области:
- на первом уровне руководителем и администратором проекта осуществляется анализ полноты календарного плана-графика проекта, контроль исполнения проектной документации и оценка соответствия фактического исполнения бюджета и сроков работ плановому бюджету на их выполнение и срокам реализации;
- на втором уровне лицом, уполномоченным департаментом внутренней и кадровой политики области, осуществляется выездная проверка его реализации.
Полученные на стадии контроля проектов результаты документируются и служат основанием для внесения изменений в проектную документацию и привлечения лиц, допустивших отклонения, к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
4.6.3. Стадия внесения изменений в проект включает внесение изменений в документы проекта или осуществление корректирующих действий в ходе реализации проекта для детализации плана управления в результате дополнительного планирования работ по проекту или устранению отклонений по итогам стадии контроля.
Стадия внесения изменений не осуществляется в случае полного соответствия фактических результатов исполнения проекта плановым, за исключением случаев, когда должны быть предприняты опережающие предупреждающие действия для устранения возможных (ожидаемых) отклонений.
При возникновении отклонений, влияние которых на проект устранить невозможно, руководитель проекта инициирует меры по внесению соответствующих изменений в документы проекта. Вносимые изменения отражаются в ведомости изменений.
Стадия внесения изменений в проект осуществляется группой управления проектом при участии рабочей группы проекта:
- решение об изменении способа достижения цели проекта, результата и требований к результату, конечных сроков реализации, бюджета в пределах утвержденных лимитов и его источников финансирования, а также форм и объемов муниципального, областного и федерального участия в проекте принимаются куратором проекта; по проектам, рассмотренным и одобренным на заседании Правительства области, внесение изменений осуществляется по согласованию с Губернатором области;
- изменения, вносимые в работы проекта календарного плана-графика работ в рамках утвержденных сроков выполнения блоков работ, а также утвержденного бюджета проекта, принимаются решением руководителя проекта.
В случае включения новых работ в календарный план-график утвержденного плана управления проектом или детализации существующих работ руководитель проекта, при необходимости, инициирует изменение состава рабочей группы в ходе реализации проекта. Основанием исключения специалиста из рабочей группы являются неоднократные отклонения при выполнении работ проекта.
Итоговым документом стадии внесения изменений в проект является ведомость изменений, утверждающая решение о внесении изменений в паспорт или план управления проектом.
4.6.4. Этап завершается после выполнения всех работ и получения всех результатов, предусмотренных планом управления проектом.
4.6.5. Проектный офис государственного органа направляет в департамент внутренней и кадровой политики области информацию об инициаторах проектов, переведенных на этап реализации.
4.7. Закрытие проекта.
4.7.1. Этап закрытия включает одно из следующих действий:
- завершение проекта;
- приостановление проекта.
4.7.2. Началом завершения проекта является подготовка итогового отчета о его реализации, в котором руководитель проекта информирует куратора и заказчика проекта о достижении цели проекта, использовании выделенных ресурсов, факторах, повлиявших на реализацию проекта. Для успешно реализованных проектов к итоговому отчёту прилагается согласованный с Ответственным за проектное управление в государственном органе области расчет премиальных выплат, оформляемый по форме согласно приложению N 2 к регламенту администрирования проектов в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области, утверждённому распоряжением Губернатора Белгородской области от 22 ноября 2012 года N 794-р "Об утверждении регламента администрирования проектов и взаимодействия проектных офисов органов исполнительной власти, государственных органов Белгородской области". Итоговый отчет направляется на рассмотрение соответствующей экспертной комиссии.
4.7.3. Экспертная комиссия по рассмотрению проектов принимает решение о достижении цели и результата проекта, размерах премиальных выплат участникам команды проекта, после чего рекомендует проект к закрытию с соответствующим статусом его реализации.
Решение экспертной комиссии о закрытии проектов является основанием подписания итогового отчета всеми заинтересованными сторонами.
4.7.4. Руководитель проекта направляет информацию об итогах работы членов команды проекта по их основному месту работы.
4.7.5. Департамент внутренней и кадровой политики области готовит проект распоряжения Правительства Белгородской области о закрытии проекта.
4.7.6. Выполняется завершение (исполнение или оформление отказа от исполнения) обязательств, возникших в ходе управления проектом; расформировывается команда проекта.
Руководители государственных органов области, администраций муниципальных районов, городских округов, подведомственных организаций и хозяйствующих субъектов подготавливают распорядительные документы об итогах работы сотрудников в проекте и их премировании по результатам его реализации.
Государственные органы области, сотрудники которых участвовали в успешно завершенных проектах, осуществляют премирование сотрудников за выполнение особо важного и сложного задания в соответствии с порядком материального стимулирования государственных гражданских служащих области, а также работников государственных органов области, замещающих должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы области, участвующих в разработке и реализации проектов, утвержденным постановлением Губернатора Белгородской области от 12 января 2011 года N 2 "О формировании и использовании премиальных выплат участникам разработки и реализации проектов".
Учреждения, предприятия и организации, подведомственные государственным органам области, осуществляют премирование сотрудников за успешную реализацию проекта в соответствии с отраслевыми положениями об оплате труда в пределах лимитов, доведённых на оплату труда, предусмотренных на стимулирующую часть, и иными локальными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок оплаты труда.
После расформирования команды проекта все участники проекта исполняют свои обязательства и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В случае продолжения обеспечения проекта государственными гарантиями после его закрытия по предложению департамента финансов и бюджетной политики области определяется орган исполнительной власти области и должностное лицо, осуществляющие дальнейший мониторинг реализации результатов проекта и организации погашения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями по закрываемому проекту, в пределах полномочий по соответствующему договору предоставления государственных гарантий в соответствии с действующим законодательством.
4.7.7. Департамент внутренней и кадровой политики области осуществляет контроль премирования команды проекта.
4.7.8. Администратор проекта передает в архив координирующего органа документацию по проекту.
4.7.9. В случае возникновения неустранимых условий в ходе разработки и реализации проекта, при которых его реализация не может быть начата или продолжена, руководитель проекта инициирует приостановление проекта.
Приостановление проекта означает досрочное прекращение работ по его разработке и реализации с возможностью последующего возобновления.
Приостановление проекта, в котором выполнены все работы, утвержденные проектной документацией, невозможно.
4.7.10. Решение о приостановлении проекта в ходе его реализации принимает руководитель проекта по согласованию с куратором и председателем экспертной комиссией, на которой принято решение о целесообразности его реализации. В случае если проект находится в разработке, решение о его приостановлении принимается по согласованию с руководителем государственного органа области, являющегося координирующим органом проекта.
По проектам, инициированным в рамках поручений Губернатора области, первого заместителя Губернатора области, заместителей Губернатора области или утвержденным правовыми актами области, а также рассмотренным и одобренным на заседании Советов по развитию социально-экономической инфраструктуры Белгородской области, приостановление проектов осуществляется по согласованию с Губернатором области, первым заместителем Губернатора области или заместителями Губернатора области, которые дали соответствующие поручения.
4.7.11. Возобновление проекта осуществляется по инициативе руководителя проекта по согласованию с лицами, указанными в подпункте 4.7.10 пункта 4.7 настоящего Положения. При возобновлении проекта в него должны быть внесены изменения согласно подпункту 4.6.3 пункта 4.6 настоящего Положения.
4.7.12. Департамент внутренней и кадровой политики области в АИС "Проектное управление" на основании документации по проекту присваивает проекту статус:
- "проект реализован успешно без отклонений" - в случае, если цель проекта достигнута полностью, результат получен, выполнены требования к результату проекта, отсутствуют отклонения по срокам и бюджету проекта;
- "проект реализован успешно с незначительными отклонениями" - в случае, если цель проекта достигнута полностью, результат получен, имеются отклонения по одному из следующих ограничений: выполнение требований к результату, соблюдение сроков и бюджета проекта;
- "проект реализован успешно со значительными отклонениями" - в случае, если цель проекта достигнута полностью, результат получен, имеются отклонения по двум из следующих ограничений: выполнение требований к результату, соблюдение сроков или бюджета проекта;
- "проект не реализован, ресурсы не использованы" - в случае, если цель проекта не была достигнута, все ресурсы не использованы;
- "проект не реализован, ресурсы использованы" - в случае, если цель проекта не была достигнута, часть ресурсов или все ресурсы использованы;
- "проект приостановлен" - в случае, если цель проекта не была достигнута, принято решение о приостановлении разработки или реализации проекта.
5. Организационное сопровождение, администрирование и мониторинг реализации проектов
5.1. Организационное сопровождение представляет собой координацию межведомственного взаимодействия участников проекта, осуществляемую куратором проекта на протяжении всех этапов управления проектом.
Организационное сопровождение начинается с момента назначения куратора проекта, продолжается на протяжении всех этапов управления проектом и завершается одновременно с завершением этапа закрытия проекта.
5.2. Администрирование проектов в государственных органах области представляет собой контроль реализации проектов на всех этапах жизненного цикла проекта в соответствии с регламентом администрирования проектов в государственных органах области.
5.2.1. Администрирование проектов осуществляется ответственным за проектное управление в государственном органе области.
5.2.2. Информация, полученная в процессе администрирования проектов, является основанием для принятия решения представителем нанимателя (работодателя) в отношении работников, являющихся членами команды проекта, и использования ресурсов государственных органов области.
5.3. Мониторинг реализации проекта представляет собой специально организованное систематическое наблюдение за ходом разработки и реализации проекта (на протяжении всего жизненного цикла проекта) и регистрацию данных, которые осуществляют департамент внутренней и кадровой политики области и оператор мониторинга проекта.
5.3.1. Департаментом внутренней и кадровой политики области осуществляется мониторинг реализации всех проектов государственных органов области, а также проектов, реализуемых органами местного самоуправления области и представленных на заседании Советов по развитию социально-экономической инфраструктуры Белгородской области. Мониторинг включает отражение текущего статуса проекта в течение жизненного цикла проекта посредством технического управления контрольными событиями в АИС "Проектное управление".
5.3.2. Оператором мониторинга проекта в АИС "Проектное управление" вводится информация из следующих документов:
- паспорт и план управления проектом, ведомость изменений, решения экспертной комиссии, распорядительные документы о формировании команды проекта и назначении ее членов;
- подтверждающая информация о прохождении контрольных событий согласно плану управления проектом;
- протоколы экспертных комиссий;
- итоговый отчет по проекту.
Оператор мониторинга проекта на основании данных, полученных в результате мониторинга, информирует куратора о текущем состоянии проекта.
5.3.3. Основное требование к информации, получаемой в результате осуществления мониторинга, заключается в достоверности и объективности отражения фактического состояния работ по проекту.
5.3.4. Департамент внутренней и кадровой политики области на основании информации, полученной в результате мониторинга реализации проектов, представляет Правительству области заключения и рекомендации по итогам реализации проектов.
5.3.5. Для проектов, имеющих общественную значимость, паспортом проекта может быть определено требование публикации результатов мониторинга в сети Интернет на информационных ресурсах координирующего органа проекта.
5.4. Отраслевые проектные офисы ежегодно подготавливают и направляют в департамент внутренней и кадровой политики области итоги рейтинга участников проектной деятельности в соответствии с порядком формирования и ведения рейтинга участников проектной деятельности в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области, утверждённым распоряжением заместителя Губернатора Белгородской области - начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области от 19 июля 2017 года N 39 "О рейтинге участников проектной деятельности".
Департамент внутренней и кадровой политики области на основе представленной информации формирует сводный рейтинг участников проектной деятельности.
5.5. Сотрудники проектных офисов ежегодно подготавливают и направляют в департамент внутренней и кадровой политики области результаты оценки уровня зрелости своего проектного офиса в соответствии с порядком оценки деятельности проектных офисов органов исполнительной власти, государственных органов и муниципальных образований Белгородской области, утверждённым распоряжением заместителя Губернатора Белгородской области - начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области от 14 августа 2017 года N 53 "Об оценке деятельности проектных офисов".
Департамент внутренней и кадровой политики области на основе представленной информации определяет уровень зрелости Проектного офиса.
6. Организационное сопровождение, управление и оценка эффективности портфеля проектов
6.1. Организационное сопровождение начинается с момента определения руководителя портфеля проектов, продолжается на протяжении всех этапов управления портфелем проектов и завершается одновременно с принятием результатов портфеля проектов.
6.2. Управление портфелем проектов состоит из четырех этапов:
- инициация портфеля проектов;
- формирование портфеля проектов;
- контроль и мониторинг портфеля проектов;
- закрытие портфеля проектов.
6.2.1. Этап инициации портфеля проектов:
6.2.1.1. Началом этапа инициации портфеля проектов является подготовка руководителем портфеля проектов презентации портфеля проектов на одно из заседаний Советов по развитию социально-экономической инфраструктуры Белгородской области.
6.2.1.2. Департамент внутренней и кадровой политики области осуществляет согласование презентации портфеля проектов.
6.2.1.3. Этап инициации портфеля проектов завершается принятием решения о его одобрении.
6.2.1.4. Подлежат одобрению портфели проектов, которые соответствуют всем следующим условиям:
- показатели портфеля проектов должны быть приведены в соответствие со стратегическими целями и приоритетами области;
- ожидаемые результаты проектов в составе портфеля проектов должны оказывать влияние на достижение показателей портфеля проектов;
- один проект не может быть включён в несколько портфелей проектов;
- проекты в портфеле соответствуют условиям, изложенным в пункте 4.4.10 пункта 4.4 настоящего Положения;
- портфель проектов формируется на календарный год.
6.2.2. Этап формирования портфеля проектов:
6.2.2.1. Руководитель проекта осуществляет подбор ответственных за достижение показателей портфеля проектов, после чего подготавливает паспорт портфеля проектов.
6.2.2.2. Паспорт портфеля проектов согласовывается ответственными за достижение показателей портфеля проектов, а также департаментом внутренней и кадровой политики области.
6.2.2.3. Паспорт портфеля проектов утверждается Губернатором области.
6.2.2.4. Этап формирования портфеля проектов завершается утверждением паспорта портфеля проектов.
6.2.3. Началом этапа контроля и мониторинга портфеля проектов является наличие утвержденного паспорта портфеля проектов. Данный этап состоит из следующих стадий:
- контроль и мониторинг;
- внесение изменений.
6.2.3.1. Стадия контроля и мониторинга портфеля проектов начинается с момента утверждения паспорта портфеля проектов и осуществляется на протяжении всего периода реализации портфеля проектов и завершается в момент принятия решения о закрытии портфеля проектов.
Стадия контроля и мониторинга портфеля проектов представляет собой проверку руководителем портфеля проектов и отраслевым проектным офисом достижения целевых показателей.
Руководитель портфеля проектов проводит совещания по вопросам управления портфелем проектов, по итогам которых принимает решение о необходимости применения корректирующих действий.
Отраслевым проектным офисом в рамках контроля и мониторинга реализации портфеля проектов проводится работа по подготовке:
- совещаний при руководителе портфеля проектов;
- статус-отчётов.
6.2.3.2. Стадия внесения изменений в портфель проектов включает внесение изменений в паспорт портфеля проектов.
Отраслевой проектный офис формирует ведомость изменений, которая утверждается руководителем портфеля проектов.
Итоговым документом стадии внесения изменений является актуальный паспорт портфеля проектов.
6.2.3.3. Этап контроля и мониторинга завершается принятием решения о закрытии портфеля проектов.
6.2.4. Этап закрытия портфеля проектов.
6.2.4.1. Началом закрытия портфеля проектов является подготовка отраслевым проектным офисом заключения о достижении целевых показателей портфеля проектов.
6.2.4.2. Утвержденное руководителем портфеля проектов заключение о достижении целевых показателей портфеля проектов направляется Губернатору области и в департамент внутренней и кадровой политики области.
6.2.4.3. Руководитель портфеля проектов формирует отчетную презентацию о реализации портфеля проектов в соответствии с Положением об управлении портфелем проектов в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, утверждённым распоряжением Губернатора Белгородской области от 20 ноября 2017 года N 932-р "Об утверждении Положения об управлении портфелем проектов в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области" (далее - Положение об управлении портфелем проектов).
6.2.4.4. Этап закрытия завершается решением Губернатора области о принятии результатов портфеля проектов.
6.3. В отношении портфеля проектов проводится внутренняя и внешняя оценка эффективности реализации в соответствии с Положением об управлении портфелем проектов.
6.3.1. Внутренняя оценка эффективности реализации портфеля проектов проводится отраслевым проектным офисом.
6.3.2. Внешняя оценка эффективности реализации портфеля проектов проводится департаментом внутренней и кадровой политики области.
6.4. Организационное сопровождение, управление и оценка эффективности портфеля проектов осуществляются согласно Положению об управлении портфелем проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 16 апреля 2018 г. N 130-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года N 202-пп"
Настоящее постановление вступает в силу с 19 апреля 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 апреля 2018 г., на официальном сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (www.zakon.belregion.ru) 19 апреля 2018 г.