Постановление Правительства Белгородской области
от 8 мая 2018 г. N 156-пп
"Об утверждении Порядка взаимодействия при проведении мероприятий по снижению количества использования антимикробных препаратов в отраслях животноводства и птицеводства на территории Белгородской области"
В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", руководствуясь решениями Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", от 9 октября 2013 года N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", от 9 октября 2013 года N 67 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", Стратегией повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 1364-р, планом мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 738-р, во исполнение Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2045-р, Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Порядок взаимодействия при проведении мероприятий по снижению количества использования антимикробных препаратов в отраслях животноводства и птицеводства на территории Белгородской области согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области (Алейник С.Н.).
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор |
Е. Савченко |
Утвержден
постановлением
Правительства Белгородской области
от 8 мая 2018 г. N 156-пп
Порядок
взаимодействия при проведении мероприятий по снижению количества использования антимикробных препаратов в отраслях животноводства и птицеводства на территории Белгородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок взаимодействия при проведении мероприятий по снижению количества использования антимикробных препаратов в отраслях животноводства и птицеводства на территории Белгородской области (далее - Порядок) устанавливает требования к организации системы контроля антимикробных препаратов в отраслях животноводства и птицеводства на территории Белгородской области.
1.2. Положения настоящего Порядка рекомендованы к применению органами исполнительной власти Белгородской области (департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области, управление ветеринарии Белгородской области), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими деятельность по производству (изготовлению) продукции животного происхождения в промышленных масштабах: в птицеводческих, животноводческих хозяйствах (далее - изготовитель (поставщик)) и добровольно присоединившимся к требованиям Системы добровольной сертификации товаров "Система контроля антимикробных препаратов (СКАМП)".
1.3. Целями принятия настоящего Порядка являются:
- обеспечение безопасности выпускаемой продукции для жизни и здоровья граждан в части содержания остаточных количеств антимикробных препаратов;
- сокращение количества болезней бактериальной этиологии, вызываемых эпидемически значимыми микроорганизмами;
- снижение количества применяемых антимикробных препаратов в отраслях животноводства и птицеводства;
- обеспечение эпизоотического и эпидемического благополучия Белгородской области;
- сдерживание возникновения устойчивости микроорганизмов к антимикробным препаратам;
- повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
2. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения
2.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:
1) Федеральным законом от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства РФ, 10.01.2000 г., N 2, ст. 150);
2) Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 06.07.2015 г., N 27, ст. 3953);
3) Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства РФ, 30.12.2002 г., N 52 (ч. 1), ст. 5140);
4) Стратегией повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 1364-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.07.2016 г.);
5) Планом мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 738-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2017 г.);
6) Стратегией предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2045-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.10.2017 г.);
7) постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства РФ, 01.01.2001 г., N 1 (часть II), ст. 123);
8) постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" (Собрание законодательства РФ, 27.11.2000 г., N 48, ст. 4701);
9) решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 15.12.2011 г.);
10) решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 11.10.2013 г.);
11) решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года N 67 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 14.10.2013);
12) ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования";
13) Глобальной Стратегией ВОЗ по сдерживанию устойчивости к противомикробным препаратам, разработанной и опубликованной Всемирной Организацией Здравоохранения, 2001 г.;
14) Европейским стратегическим планом действий по проблеме устойчивости к антибиотикам, принятым на 61-й сессии Европейским региональным комитетом (резолюция EUR/RC61/14);
15) Глобальным планом действий по устойчивости к противомикробным препаратам, принятым на 68-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (резолюция WHA68.7 от 26.05.2015).
3. Основные направления реализации положений настоящего Порядка
Для реализации положений настоящего Порядка необходима работа в следующих направлениях:
- введение в стандарты организаций отдельных показателей качества пищевой продукции, соответствующих положениям национальных, межгосударственных стандартов;
- внедрение в организациях, осуществляющих изготовление и переработку пищевой продукции, систем менеджмента качества;
- совершенствование системы мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения;
- создание электронной базы данных стандартов организаций (в том числе технических условий) в отношении пищевой продукции;
- формирование единой информационной системы результатов лабораторных исследований пищевой продукции;
- практическое внедрение национальных и межгосударственных стандартов прослеживаемости качества пищевой продукции;
- разработка стандартов по внедрению системы анализа опасных факторов и критических точек контроля;
- ведения реестра лекарственных препаратов для ветеринарного применения, используемых в сельскохозяйственном производстве;
- разработка максимально допустимых уровней содержания в пищевой продукции остаточных количеств лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
- повышение уровня подготовки специалистов в соответствующих отраслях по вопросам, связанным с антимикробной резистентностью, включая рациональное применение противомикробных препаратов.
4. Организация системы контроля антимикробных препаратов организациями по выращиванию животных и птицы
4.1. Система добровольной сертификации товаров "Система контроля антимикробных препаратов (СКАМП)" (зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в едином реестре 20 февраля 2018 года, регистрационный номер РОСС RU.31847.04AMП0) (далее - СКАМП) представляет собой комплекс внутрихозяйственных мероприятий, направленных на выпуск безопасной для жизни и здоровья граждан продукции сельскохозяйственного производства в части остаточных количеств антимикробных препаратов, заключающийся в организации системы контроля применения антимикробных препаратов и производственного контроля остаточных количеств антимикробных препаратов до выпуска продукции в реализацию.
СКАМП является неотъемлемой частью для обеспечения международной сертификации "antibiotic free" ("БЕЗ АНТИБИОТИКОВ") и оптимальным решением для всех сегментов рынка, так как помогает решить проблему антибиотикорезистентности в ветеринарии и сельском хозяйстве.
4.2. Результат достигается за счет оптимизации системы диагностических, противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и общехозяйственных мероприятий с целью снижения количества применяемых антибиотиков и выпуска безопасных для жизни и здоровья граждан продуктов питания.
СКАМП предусматривает в перспективе безусловный поэтапный отказ от применения антибиотиков с профилактической целью, применение антимикробных препаратов в соответствии с выявленной чувствительностью микроорганизмов либо на основании ретроспективной диагностики чувствительности в разрезе производственных единиц организации, соблюдение принципов рациональной антибиотикотерапии.
4.3. Оптимизация системы противоэпизоотических (вакцинация), ветеринарно-санитарных (дезинфекция), общехозяйственных мероприятий с целью повышения иммунитета, снижения количества бактериальных болезней и количества применяемых антимикробных препаратов для лечения животных осуществляется постоянно на основании внутрихозяйственных мониторинговых исследований и схем диагностических, профилактических, лечебных мероприятий в соответствии с профилем изготовителя (поставщика).
4.4. Неотъемлемой частью СКАМП является исключение из технологического цикла производства изготовителя (поставщика) применение антимикробных препаратов с профилактической целью, исключение антимикробных препаратов из рационов комбикормов.
5. Разработка стандарта "Система контроля антимикробных препаратов и выпуска безопасной для жизни и здоровья граждан продукции" изготовителем (поставщиком)
5.1. Стандарт "Система контроля антимикробных препаратов и выпуска безопасной для жизни и здоровья граждан продукции" (далее - Стандарт) рекомендуется к применению изготовителем (поставщиком) по направлению деятельности их ветеринарной, зоотехнической службы, зооветеринарных лабораторий и лабораторий по контролю качества, отделов технического контроля входящей и исходящей продукции.
5.2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель (поставщик) разрабатывает, внедряет и поддерживает процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции - НАССР), в том числе:
- выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
- выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
- определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
- проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
- обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
- прослеживаемость пищевой продукции.
5.3. В Стандарте изготовителя (поставщика) подлежат отражению технологический цикл производства, а также следующие схемы:
- контроля иммунитета и вакцинации;
- применения антимикробных препаратов при бактериальных заболеваниях по возрастам, физиологическому состоянию животных и птицы, этапов производственного цикла;
- осуществление контроля остаточных количеств антибиотиков в пищевой продукции и продовольственном сырье животного происхождения;
- контроля выпуска безопасной для жизни и здоровья граждан готовой продукции животного происхождения.
5.4. В Стандарт изготовителя (поставщика) также подлежат включению план по снижению количества применяемых антимикробных препаратов, план по разработке и технологии ввода альтернативных методов, технологий и средств профилактики, диагностики и лечения животных.
5.5. Стандарт изготовителя (поставщика) предусматривает:
- определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
- перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части);
- параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья, для которого необходим контроль;
- порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления);
- оптимизацию системы мониторинга иммунитета животных и птицы и схем противоэпизоотических мероприятий, направленных на снижение количества бактериальных болезней, и соответствующее снижение количества применяемых антимикробных препаратов;
- разработку системы мониторинга чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам в разрезе предприятий и площадок, возрастов животных с целью применения эффективных антимикробных препаратов на конкретном поголовье;
- осуществление контроля остаточных количеств антибиотиков в пищевой продукции и продовольственном сырье животного происхождения;
- организацию системы замены применения антимикробных препаратов схемами вакцинации, а также применением пре- и пробиотических препаратов, кормовых добавок, витаминов, препаратов других групп с целью повышения иммунитета и снижению заболеваемости животных и птицы болезнями бактериальной этиологии и повышением сохранности, продуктивности животных и птицы;
- обеспечение эффективности ввода в технологический цикл производства препаратов, альтернативных антибиотикам, без потери производственных и экономических показателей;
- организацию системы контроля содержания остаточных количеств антимикробных препаратов и микрофлоры в выпускаемой продукции.
5.6. Реализация Стандарта изготовителя (поставщика) предусматривает оптимизацию плана профилактических вакцинаций, а также поддержание оптимальных ветеринарно-санитарных условий содержания животных и применение рационального сбалансированного кормления.
6. Внедрение изготовителем (поставщиком) систем менеджмента качества
6.1. Изготовитель (поставщик) разрабатывает, внедряет, поддерживает и постоянно улучшает систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействие.
Изготовитель (поставщик) определяет процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:
- определяет последовательность и взаимодействие этих процессов;
- определяет и применяет критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;
- определяет ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечивает их доступность;
- распределяет обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;
- учитывает риски и возможности;
- разрабатывает, реализовывает и поддерживает в актуальном состоянии политику в области качества.
7. Контроль выпуска безопасной для жизни и здоровья граждан продукции животного происхождения в части остаточных количеств антимикробных препаратов
7.1. Контроль выпуска безопасной для жизни и здоровья граждан продукции животного происхождения предусматривает осуществление контроля остаточных количеств антибиотиков в пищевой продукции и продовольственном сырье животного происхождения (далее - контроль).
7.2. Контроль за максимально допустимым уровнем остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ) в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, осуществляется:
- изготовителем (поставщиком) непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе сырья, в случае применения ветеринарных лекарственных средств для продуктивных животных;
- при проведении производственного контроля на перерабатывающих пищевых предприятиях в соответствии с представляемой изготовителем (поставщиком) информацией о применении ветеринарных лекарственных средств.
7.3. Контроль осуществляется посредством проведения планового, периодического, внепланового мониторинга.
Плановый мониторинг проводится не реже одного раза в год по инициативе изготовителя (поставщика) на условиях договора, заключенного между изготовителем (поставщиком) и органом по сертификации.
Периодический мониторинг проводится ежеквартально и включает проведение испытаний образцов продукции и другие мероприятия, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция соответствует установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Испытания образцов продукции осуществляется изготовителем (поставщиком) по своему выбору в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, компетентность которых подтверждена в соответствии с действующим законодательством и с которыми Центр сертификации сельскохозяйственных предприятий заключил договор на выполнение работ по сертификации в СКАМП.
7.4. Результаты испытаний образцов продукции предоставляются в областные государственные бюджетные учреждения, подведомственные управлению ветеринарии Белгородской области, перед выпуском продукции в реализацию независимо от объема выпускаемой партии.
7.5. Изготовитель (поставщик) самостоятельно на постоянной основе осуществляет контроль за соблюдением технологического цикла производства, ветеринарно-санитарных условий содержания животных, строгого соблюдения системы вакцинации, входной контроль качества и безопасности кормов, контроль исходящей продукции.
7.6. Остаточное количество антибиотиков в пищевой продукции и продовольственном сырье животного происхождения не может превышать допустимый уровень их содержания, установленный действующим законодательством Российской Федерации.
В случае, если в продукции обнаружены остаточные количества антимикробных препаратов, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных, партия к убою не допускается.
Повторные испытания проводятся ежедневно до появления отрицательных результатов. Отсутствие остаточных количеств антимикробных препаратов после положительных результатов исследований подтверждается исследованием в аккредитованных лабораториях области.
8. Повышение уровня подготовки специалистов по вопросам, связанным с организацией системы контроля антимикробных препаратов в ветеринарии и сельском хозяйстве
8.1. В целях реализации положений настоящего Порядка применяются кадровые механизмы, предусматривающие:
- повышение уровня подготовки специалистов в соответствующих отраслях по вопросам, связанным с антимикробной резистентностью, включая рациональное применение противомикробных препаратов;
- разработка, внедрение и совершенствование образовательных программ для специалистов различных профилей по вопросам антимикробной резистентности, а также осуществление мер по сдерживанию распространения антимикробной резистентности;
- совершенствование профессиональных стандартов и квалификационных требований к специалистам, ответственным за назначение, применение и использование противомикробных препаратов, химических и биологических средств.
8.2. Ветеринарные специалисты, работающие в отраслях животноводства и птицеводства, имеющие право назначать и применять антимикробные препараты, должны пройти программу дополнительного образования или повышения квалификации по следующим направлениям:
- влияние на здоровье человека антимикробных препаратов, поступающих в пищу людям с продуктами питания;
- организация системы контроля антимикробных препаратов в ветеринарии и сельском хозяйстве;
- разработка стандартов организации "Система контроля антимикробных препаратов и выпуска безопасной для жизни и здоровья граждан продукции";
- методы контроля остаточных количеств антимикробных препаратов в продукции животноводства и птицеводства;
- возникновение и распространение антимикробной резистентности и перекрестной резистентности микроорганизмов, оптимизация систем противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных, общехозяйственных мероприятий рационального применения антимикробных препаратов с целью повышения терапевтической и экономической эффективности применения антимикробных препаратов в отраслях животноводства и птицеводства.
8.3. Результатом проведения мероприятий по повышению уровня подготовки специалистов являются:
- на I этапе (до 2020 года): профессиональная переподготовка 20 процентов специалистов, ответственных за назначение противомикробных лекарственных препаратов и применение противомикробных химических и биологических средств, по вопросам предупреждения распространения антимикробной резистентности;
- на II этапе (до 2030 года): профессиональная переподготовка 100 процентов специалистов, ответственных за назначение противомикробных лекарственных препаратов и применение противомикробных химических и биологических средств, по вопросам предупреждения распространения антимикробной резистентности.
9. Совершенствование мер по осуществлению контроля за оборотом противомикробных препаратов
9.1. Основными направлениями реализации мероприятий, направленных на совершенствование мер по осуществлению контроля за оборотом противомикробных препаратов являются:
1) введение ограничений, исключающих бесконтрольное применение противомикробных препаратов, в том числе:
- совершенствование контроля за рецептурным отпуском противомикробных препаратов для ветеринарного применения;
- принятие мер по обеспечению рационального назначения и применения противомикробных препаратов в ветеринарии;
- принятие мер по недопущению нецелевого применения противомикробных препаратов в профилактических и иных целях;
- ведение производственного контроля за применением противомикробных препаратов в ветеринарных организациях, а также индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по выращиванию, разведению и содержанию сельскохозяйственных животных и птицы, а также по производству (изготовлению) пищевых продуктов животного происхождения;
2) разработка максимально допустимых уровней содержания в пищевой продукции остаточных количеств лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
3) проведение санитарно-противоэпидемических, противоэпизоотических мероприятий.
9.2. Управление ветеринарии Белгородской области ежегодно подготавливает свод сведений о применении антимикробных препаратов (основания для применения, чувствительность микрофлоры, действующее вещество, дозировка применения, кратность применения, продолжительность курса, эффективность применения).
Указанная информация передается в орган сертификации в целях обеспечения доступа сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлены требования к организации системы контроля антимикробных препаратов в отраслях животноводства и птицеводства на территории Белгородской области. Порядком, устанавливающим данные требования, предусмотрены разработка стандарта "Система контроля антимикробных препаратов и выпуска безопасной для жизни и здоровья граждан продукции", внедрение изготовителем (поставщиком) систем менеджмента качества, а также контроль выпуска безопасной для жизни и здоровья граждан продукции животного происхождения в части остаточных количеств антимикробных препаратов.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Белгородской области от 8 мая 2018 г. N 156-пп "Об утверждении Порядка взаимодействия при проведении мероприятий по снижению количества использования антимикробных препаратов в отраслях животноводства и птицеводства на территории Белгородской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 27 мая 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 мая 2018 г., на официальном сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (www.zakon.belregion.ru) 17 мая 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 27 февраля 2023 г. N 93-пп
Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 г.